wee

‚ пять. лет. В 1934 году урожай хлопка

e

ХУШ-й СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков).

Продолжение ‘доклада т. Молотова на ХУШ съезде ВК

Вот более подробные цифры за поелед-
ние пять лет по Узбекокой ССР, которая
является основных производителем хлопка
в СССР.

УРОЖАЙНОСТЬ И ВАЛОВОЙ СБОР

ХЛОПКА-СЫРЦА ПО УЗБЕКСКОЙ ССР.

Валовой

)

Из этих данных видно, как в Узбеки-
стане росла урожайность хлопка за эти

‹ одного rexrapa в Узбекистане состав-
лял 1,9 центнера, в 1955 тоду — 11,6
центнера, в 1936 году es 16,2 центне-
pa, в roy. — 16,1 центнера, в
1938 мду — 16,4 центнера. Это уже
успех не отдельных людей или групи pa-
ботников, Это победа узбекского народа,
Боторый на деле показал, какае громад-
ные силы тоаятся в ваших’ колхозах,
(Аплодисменты).

Влагодаря таким же успехам по хлоп-
xy также в Азербайджане, Туркменистане,
Таджикистане, & кроме того и на Укра-
ине, в нашей стране теперь решена хлопе
ховая проблема. Текстильная промышлен-
ность СССР не только полностью обеспе-
чена хлопком, но уже не поспевает за
его переработкой. Если бы не было колхо-
зов, не могло бы происходить таких чу-
дес. (Аплодисменты). Но колхозный строй,
опирающийся на помощь государства
сельско-хозяйственными машинами, трак-
торами и минеральными удобрениями, 10-
вернул дело на совершенно новые рельсы.

Пример с хлопком должен заставить а-
думаться всех работников сельского хозяй-
ства, Он показывает, что для роста про-
поводительности труда в сельском хозяй-
стве, разумеется, не только на хлопко-
вых полях, у нас создались исключитель-
но благоприятные возможности, которых
раньше не было. С тех пор, как колхозы
окрепла, они. начали показывать настоя-
щую свою ‹илу в под’еме сельского хо-
зяйства. Все это говорит за то, что боль-
шио залалия третьей пятилетки по ‹ель-
скому хозяйству ‘могут и должны быть
обеспечены,

Базой для дальнейшего под’ема wamero
сельского хозяйства являетя:

во-первых, дальнейшая механизация
сельского хозяйства, ее комплексность,
обязательная и полная. обеспеченность
тракторов тракторно-прицепным инвента-
рем, подтягивание дела механизации тех-
нических культур;

во-вторых. усаление работы ‘тю ‘ прове-
пению  агротехнических мероприятий” и
особая забота 0б улучшении семенного
дела; d

в третьих, введение правильной систе-
хы удобрений в сельском хозяйстве, . под-
нятае дела снабжения’ минеральными
удобрениями и вообще развитие химиза-
ции сельского хозяйства;

в четвертых, переход на правильные
севообороты, а, значит, наведение должно-
TO порядка в землеустроительных делах,

По сравнению © сельско-хозяйственны-
ми культурами, план третьей. пятилетки
по живетноводству отличается более вВЫ-
CORUM ростом темпа продукции. Поголовье
лошадей за годы третьей пятилетки лол-
RHO увеличиться на 85 процентов, круп-
50го рогатого скота -= на 40 процентов,
свиней -—— из 100 процентов, овец — на
110 процентов. Основной предпосылкой
токо быстрого роста животноводства
являемся  золроектированный в плане
большой рост кормовой базы. Площади
пох кормовыми культурами увеличивают-
ca 10,6 миллиона гектар до 23,6 мил-

3. Транспорт и связь. ^

Общий громадный рост народного  хо-
зяйства Советского Союза и широкое вклю-
чение в экономическую жизнь страны от-
лаленных районов  пред’являют новые
большие требования в транспорту, 060-
бенно к железно-дорожному транспорту.
Достаточно сказать, что, например, в 193
roxy 90 процентов. грузооборота выполня-
лоь  железно-дорожным = транспортом,
8 процентов — речным транспортом и
только 2 процента —= автотранспортом.

По плану третьей пятилетки размер
трузооборота на’ железных дорогах увели-
чивается ‹ 355 миллиардов ло 510 мил-
лнардов тонно-километров, то-есть растет
из 44 пропента, а весь грузооборот растет
на 52 процента. В то же время валовая
продукция промышленности и сельского
хозяйства за этот’ период’ ‘увеличивается
на 82 процента. Из этого’ следует, что
мы должны принять решительные меры
к тому, чтобы разгрузить железно-дорож-
ный транспорт и улучитить, использование
волного и автомобильного транспорта, Из
этого вытекает также’ необходимость Per
шительного сокращения ветречных B Her
которых дальних перевозок. При правиль-
HOM планировании промышленного и сель-
ско-хозяйственного производства и строи-
тельства мы можем добиться сокращения
многих перевозок путем организации с00т-
ветствующих производств па’ месте. Cto-
1a относится развитие добычи  мест-
вых углей, прекращение перевозок ле-
6 из Сибири в Европейскую часть страны,
запрецение перевозок картофеля и овоще
из одной области в другую и Mp.

( лругой стороны. необходимо: лальней-
шее значительное ° усиление технической
базы железно-лорожного транспорта, Нагруз-
ка на олин километр пути па железных
дорогах у нас относительно выюокая. Так,
на железных лорогах США ва один киле-
метр пути годовая нагрузка составляет
19 миллиона тонн грузов, a y 826 Уже
в воппе второй пятилетки она составляла

Литературная газета
№ 16

4 ыыы

иона гектар к концу третьей пятилетки,

T 8 третьей пятилетке CCCP должен
окончательно решить и животноводческую

.  примером образцового сельского хозяйства,

‚  сельского хозяйства должна сыграть ‘от

: выставке примут’ участие переловики peex

просы колхозной дисциплины и произво-

что дает прирост на 123 процента. По-
скольку ‘зерновая проблема ‘уже решена,

проблему.

Наши совхозы в третьей пятилетке дол-
RH окончательно превратиться в высо-
копроизводительные и высокорентабельные
хозяйства. Они должны стать на’ ‘деле

Большую организующую роль в потеме

крывающаясея в этом Tory Всесоюзная
Сельсно-Хозяйственная ` Выставка, В этой

отраслей сельского хозяйетва. Но не толь-
50 в этом дело. Для получения права на
участие во Всесоюзной  Сельско-Хозяй-
ственной Выставке ‘установлены’ опреде
ленные показатели для колхозов, МТО и
608х030в, & таклю для отдельных катего-
рий работников. сельского Хозяйства, ©
дифференциацией этих показателей по
культурам, отраслями сельско-хозяйствен-
вым зонам. Эти показатели’ установ-
лены таким ‘образом, ч№ при вы-
полнении их всей массой колхозов
и 008х030в у час будет обеспечено
не только выполнение, но и перевыпол-
нение заданий третьего пятилетнего пла-
Ha по сельскому хозяйству. Таким обра-
вом, Всесоюзная  Сельско-Хозяйственная
Выставка дает целую программу для под’-
ема сельского хозяйства. Она послужит
делу всесоюзной популяризации передови-
ROB сельского хозяйства,  популяризацил
й распространению лучших’ примеров ux
работы. Эта выставка должна вызвать
соревнование между колхозами, MTC a
совхозами, между районами,   областями и.
республиками. Ona может и должна
сыграть крупную роль в организации
дальнейшего под’ема сельского хозяйства и

Скажу вебго два слова еще 06 одном
болышом вопросе — о колхозах,

У нас во многих случаях серьезно 38-
пущены организационные дела колхозного.
руководства. Не случайно, что в послед-
нее время пришлось провести ряд мер по
борьбе с нарушениями Устава  седьеко-.
хозяйственной артели. He без влияния
чуждых и прямо. вредительских элементов
интересы подсобного хозяйства колхозни-
ков в некоторых случаях стали противо-
поставлять интересам колхоза. Между тем,
У крестьян есть только один верный путь
5 дальнейшему улучшению своей жизни
—большевиетский путь укрепления кол-
хозов, (Аплодисменты). Нужно ликвиди-
ровать нарушения Устава сельско-хозяйст-
венной артели, ввести в норму  приуса-
дебные земли и индивидуальный скот коз-
хозников, поставить на первое место” забо-
TY о колхозной собственности, об уЕреп-
зении колхоза. Тогда будет правильно раз-
виваться и подсобное хозяйство  колхоз-
ников, В этом путь к дальнейшему под’-
ему сельского хозяйства, к изобилию про-
дуктов в нашей стране, к зажиточной и
культурной жизни всех колхозников. Во-

дительности труда также зачастую совер-
шенно заброшены. Не следует ли поста-
вить такой вопрос: насколько нормально
такое положение, когда в колхозах не ма-
10 таких колхозников, — «колхозников»
по названию, — 7 которых 38 весь год
не набирается ни одного  трудодня, или
же каких-нибудь 20—30 трудодней, так
сказать, «для близиру»? Настоящие ли
Это колхозники и должны ли они полБ-
зоватьея всеми преимуществами, установ-
‘ленными государством для колхозов и кол-
хозников? И еще один вопрос. В подня»
тии проязводительности ‘труда и в под еме
сельского хозяйства уже крупную роль
сыграло создание звеньев в колхозах, По-

ка звенъевая „организация распространена
в небольшой части колхозов. Между тем,
это дело оправдано опытом и требует‘ ши-

рокого распространения в колхозах. В co-
ответствии с этими замечаниями, мне вз-

жется, придется внести дополнения в т6-
зисы о третьей пятилетие,

4.2 миллиона тонн. Следовательно, Y нас
километр пути, да и подвижной состав ис-
пользовыватются значительно интенсивнее,
0 этим надо считаться В плане укрепле-
ния материально-технической базы желез-
ных дорог. Развертывалие железно-дореж-
ного строптельства должно обеспечить ввод
в действие около 11 тысяч километров но-
вых железных дорог. против 3 тысяч ки-
лометров во второй пятилетке, Укладка
вторых путей предусмотрена на протяже-
нии 8 тысяч километров, эдектрификапия
— 1.840 километров. Парк локомотивов
должен быть увеличел на 7.370 едивим,
причем, главным образом, 38 счет мощных
паровозов и, особенно. за счет конденсаци-
онных паровозов. Ватонный парк должен
увеличиться на 178 тысяч четырехосных
грузовых и на 12 тысяч пассажироких вз-
тонов. Автоспецкой необходимо оборудовать
300 тысяч вагонов и автотормозами =—
200 тысяч вагонов товарного парка.

Неотложным делом является ликвидация
отставания водного транспорта и, увеличе-
ние его роли в, обслуживании пафодного
хозяйства, 0с0бенио в перевозках массовых
трузов: лес, хлеб, уголь. и нефть,

Северный Морской Путь должен mpespa-
титься в третьей пятилетке в нормально
действующую морскую магистраль, обеспе-
чивающую планомерную связь © Дальнии
Востоком,

Выотро’ повыипается  вначение` автомо-
бильного транспорта. Автомобильный паре
увеличивается с 570 тысяч ло 1.700 ты-
сяч к концу третьей пятилетки. За ‘третью
пятилетку падо подготовить 20 2 милляо-
вов шоферов.  Необходимо значительно
улучшить использование автомобильного
парка,

Наша гражданская авиация тавже, быют-
ро растет, но, пожалуй, страдает известной
разбросанностью в своей работе. ЕЙ необ-
ходимо босредоточиться на основных т9су-
дарственных линиях и поднять на должную
высоту техническое оборудование трассы.

Дело развития связи в наших условиях
имеет громадное государственное значение.
Между тем, в этой области сильно запуще-

на производственно-техническая база и не-

в выполнении заданий третьей пятилетки,  `

<

достаточно продумана техническая поли-
тика, Организации и улучшению CBRE
необходимо уделить серьезное внимание.

третьей  пятилетке нь работниках
транспорта и <вязи лежит большая ответ

4. Капатальное

Гигантокий план подема народном хо-
зяйства в третьей пятилетке требует cooT-
ветствующего размаха нового строитель-
ства.

Общий размер капиталовложений в
третьей пятилетке опредолен в 181 мил-
лиард рублей, против 115 миллиардов руб-
лей. вложенных BO втомй  пятилетке,
и против 51 миллиарда рублей — в
первой пятилетке. Таким образом, размер
капиталовложений в третьей  пяталетке
превышает сумму  тапиталовложений 2a
первую и вторую пятилетки; вуесте взя-
тые,

Каково направление капиталовложений?

Больше половины, & именно 103,6 мил-
лиарда рублей направляется на развитие
промышленности, что дает увеличение Ha
76 пропентов против второй пятилетки,
Из указанной суммы в промышленность,
производящую = хредствв о производетва,
ввладывается 87,2 миллиарда рублей,
& в промышленность, = производящую
ередства потребления, — 16,4 миллиарда
рублей, что составляет почти удвоение
против второй пятилетки,

В сельское хозяйство государственные
вложения . достигают 10,7. миллаарла
рублей, в том числе в МТС-—евыше 5 мил-
лиарлов рублей. Кроме того, нахо считать
денежные и натуральные вложения самих
колхозов.

Вапиталовложения в транспорт достита-
ют 35,8 миллиарда рублей против 20,7
миллиярда рублей во второй пятилетке,
ити рост на 73 процента, При этом, капи-
‘таловложения в железно-дорожный тран-
спорт растут на 82 процента.

Теперь посмотрим, что войдет в действие
в результате этих капиталовложений?

План предусматривает ввод в действие
новых и реконструированных предприятий
в третьей пятилетке стоимостью в 182
миллиарда рублей против 103 миллиардов
рублей во второй пятилетке и 39 милли-
арлов рублей в первой пятилетке. Из это-
го видно, что, и © учетом имевшегося в
последние годы удорожания строительства,
в третьей пятилетке будет введено в дей-
ствие производственных мощностей больше,
чем за две предшествующие пятилетки,
вместе взятые, (Аплодисменты).

Эта программа’ капитальных работ и
план ввода в действие новых и реконстру-
ированных предприятий обеспечивает даль-
нейший большой ‘рост производственно-
технической базы. СОСР и образование пз-
вестных ‘резервов мощностей в важнейлих
отраслях народного хозяйства. Достаточно
сказать, что основные. фонды ‘промышилен-
ности удваиваются.

По отдельным же отраслям промышлен-
ности мы имеем такой рост производетвен-
ных мощностей: по электростанциям —
¢ 8,1 миллиона киловатт до 17,2 мил-
лиона киловатт, то-есть больше, чем
удвоение; по угольной промышленности—
в 1.7 раза, с доведением к концу третьей
пятилетки мощности шахт до 285 миллио-
нов тонн утля по Наркомтопу; по перера-
ботке нефти—в полтора раза; по. чугуну—
10 25 миллионов тонн; по стали—-в пол-
тора раза: по меди-—в 2,4 раза; по аллю-
минию—в 3,5 pasa; по пементу—в п0лт9-
ра 0838: ‘по автомобильной промытиленно-
сти—в 2,4 раза; по хлопчато-бумажной
промышленности (веретена)—в 1,5 раза;
з 10 ткацким станкам-—в 5,5 раза: по
бумате—в полтора раза; по автопокрыш-
каи—почти в 3 раза.

Из отдельных, наиболее крупных про-
мышленных строек, укажу на следующие.
В районе между Волгой и Уралом строится
«Второе Баку», причем за третью пятилет-
ву здесь должны быть созданы произвол-
ственные. мощности по лобыче 7 миллио-
нов тонн нефти. Напомню, что Баку в
1913 тоду дал 7,7 миллиона тонн нефти,
В районе Куйбышева строится величай-
‘шее в мире сооружение-—две гидростанции
общей мощностью. в 3,4 миллиона кило-
ватт, Эти гидростанции решат проблему
орошения засушливых земель Заволжья и
обеспечения устойчивых, высоких урожаев

] на этих землях, & также поднимут дело

судоходства по Волге и Каме. Сейчас мы
решаем крупную государетвенную задачу
по созданию морского и океанского флота,
что также требует создания новой мощной
производственной базы ло судостроению,
В третьей пятилетке заканчивается строй»
тельство Московокого и Горьковекото авто-
заводов, ‘заканчивается = строительство
Магнитогорского ‘металлургического комби-
ната. В ‘третьей пятилетке по во6й стране
войдут в строй не сотни, & тысячи новых
крупных, средних и небодьших промыш-
ленных предприятий, строительство KOTO-
рых широко развертывается по всем отра-
слям промьииленности. г

В области сельского хозяйства осуще-
ствляется строительство 1.500 МТС, Силь-
но поднимается ремонтная база для трак-
торов, комбайнов и других сельоко-хозяй-
ственных машин. совхозах особенно
усиленно должно развертываться строитель-
ство животноволческих! построек с’ соответ-
ствующими мероприятиями по. механиза-
ции водоснабжения, чтобы‘ полностью
обеспечить культурное содержание скота.
По ирригации и мелиорации заканчива-
wrest такие крупные работы, как Вахш,
Колхила,  Невинномысский качал, Мургаб-
окий оазис. у

Как известно, большим отрицательным
явлением в строительстве является нехват-
ка стройматериалов. План предусматривает
значительное улучшение дела в stow
отношении. Новый наркомат — Наркомат
Строительных Материалов — должен бу-
дет развернуть большую работу, особенно
по развитию производства „стандартных
стройдеталей и конструкций.

Вольшое внимание в плане строитель-
ства уделено вопросу о размещении строек
по экономическим районам страны. .
° План исходит из следующей установ-
ки: в соответствии с основными государ-
ственными интересами, приблизить про-
мыпленность к источникам сырья и райб-
нам потребления и тем ‘способствовать
ликвидации нерациональных и чрезмерно
дальних перевозок, & также содействовать
дальнейшему пол’ему экономически отета-
лых районов СССР.

В основных экономических районах Co-
03а необходимо обеспечить комплексное

ственность за дальнейший подем этих от-
раслей, за поднятие’ их технического во-
оружения в соответствии в современными
требованиями и за улучщение организации
всего дела,

развитие хозяйства, для чего в каждом
из этих районов — организовать добычу
топлива п производство таких видов 1ро-
дуктов, как цемент, алебастр, химические
удобрения, стекло, массовые изделия лег-
кой и пищевой промышленчости во раз-
мерах, обеспечивающих потребность этих
районов. В каждой республике, в каждом
крае и области должны производиться та-
кие продукты питания, потребляемые всю-
ду в большом количестве, как картофель,
овощи, молочные продукты, мука, конди-
терокме изделия, пиво, & также такие про-
мышленные изделия, как галантерея, из-
лелия швейной промышленности, мебель,
кирпич, известь и т. д. С другой стороны,
в отношении Москвы, Ленинграла и ряда
других крупнейлтих промышленных цент
Тов страны необходимо строго проводить

специализации, при которой предполагает-
СЯ < ОДНОГО спепизльного завода снабжать
тем или иным видом продукции все райо-

строительство.

запрещение . строительства -вовых пред-
приятий, Наконец, нельзя допускать в
строительстве новых заводов такой узкой

ны страны. Этот грех пока еще не пол-
ностью. ликвидирован в плане, С таким
нелепым схематизмом в планах строитель-
ства надо решительно покончить,

В 90б0м положении находятся районы
Восточной части СССР и, в первую оче-
редь, Дальний Восток, a также районы,
расположенные в тлубине страны. Им в
плане строительства в третьей пятилет-
кеё уделяется особенно большое вяимание,

На примере Дальнего Востока особенно
видно, что без комплеконото развития 0с-
Новных экономических очатов страны
нельзя обеспечить самых важных государ-
ственных интересов. Дальний Восток дол-
жен иметь У себя на месте всё необхо-
XUMOG TO TOMMMBY, & по возможности, тав-
же WO цеталлу и машиностроению, по
цементу, лесу и вообще по строительных
материалам, равно и по большинству гро-
мозлких к перевозке продуктов пищевой и
легкой промытиленности. Разумеется, Даль-
ний Восток должен целиком обеспечивать
себя овощами и картофелем, да и вообще
решительно взяться 3a похем сельского
хозяйства, за полную ликвидацию BOX
прорывов в сельском хозяйстве, На Даль-
нем Востоке развертывается крупное про-
мышленное строительство и усиленно шо-
родятся железно-дорожные пути. В треть-
ей пятилетке будет уже частично действо-
вать Байкало-Амурская железно-дорюжная
магистраль, дающая новую мощную связь
ДВЕ с Сибирью. Дальне-Восточный Край
мы рассматриваем как требующий вее-
мерного дальнейшего укрепления мощный
форпост советской власти на Востоке,
(Бурные аплодисменты).

Третий пятилетний план значительно
поднимает экономическую роль Поволжья,

Создание нефтяной базы, подобной «Второ-.

uy Баку», строительство мощнейших гид-
рюстанций, вместе < перспективами итиро-
кого орошения Заволжья и значительного
тюднятия транепортной роли Волжеко-
Камского оечном бассейна, превращает
этот район в мощный экономический очаг,
где развернется большое новое промытлен-
ное строительство и будет обеспечен
большой пох’ем всего сельского хозяйства,
‚ План обеспечивает дальнейший  хозяй-
ственный и культурный под’ем  нацио-
нальных республик и областей. Из от-
дельных примеров можно указать на сле-
дующие крупные стройки в союзных рес-
публиках. В Украинской ССР кончаются
строительством Криворожекий и Запорюж-
ский металлургические заводы, Бело-
русской ССР — БелГРЭС, вторая очередь,
и развертывается большое строительство
по добыче торфа. В Азербайджанской СОР
начинает строиться Мингичаурская ГЭС,
будет.  достраиваться железная дорога
Минлжевань-—Лижульфа и вторая очередь
Бакинского водопровода. В ‘Грузинской
ССР — окончание строительства по 06у-
шению Жолхидекой низменности, оконча-
ние строительства Черноморской железной
дороги, а также Тбилисского трикотажно-
To комбината. В Армянской СОР кончается
строительством Канакирская ТЭС, завод
СЕ «Совпрен». В Узбекской ССР кончает-
ся строительством  Чирчикская ГЭС и
Ташкентский ситце-сатиновый комбинат,
начинается строительством Зеравшанское
водохранилище. В Таджикской ССР кон-
чается строительством Вахшекая ороси-
тельная система и Сталинабадекий пла-
тельно-бельевой комбинат. В Туркменской
ССР кончается строительством Ашхабад-
‘ская электоостанция, В Казахекой ССР
заканчивается строительство Балхашекого
медного комбината, нефтепровода Гурьев—
Макат-—Косчатыл, строится железная 10-
рога. Акмолинок-—Карталы. В. Киргизской
(СР заканчивается строительство железной
дороги Кант Рыбачье и Чуйской ороси-
тельной системы. При этом, ‘осуществление
основной установки — установки на ком-
плексное развитие основных  экономиче-
ских. очатов страны. —— будет во многом
способствовать всестороннему укреплению
вкономической базы национальных pec-
нублик, краев и областей.

План требует решительного отказа от
гигантомании в строительстве, которая
стала прямо болячкой некоторых хозяй-
отвенников, требует последовательного пе-
рехода к постройке средних ‘и небольших
предприятий во всех отраслях народного
хозяйства, начиная с олектростанний. Это
необходимо в целях ускорения сроков
строительства и ускорения ввода в дей-
ствие новых производственных мощностей,
а также‘в пелях рассредоточения новых
предприятий по основным экономическим
районам страны. Тон в этом деле должно
дать ‘строительство небольших и средних
электростанций. У ‘нас много примеров то-
го, что, ввязавшиеь в. строительство ги-
гантов, мы убухали большие средства, но

непозвотительно  затягивали окончание
строек. Как пример Toro, в я ведет
тигантомания, можно привести  Фрунзен-

скую теплюэлектроцентраль в Москве, Отан-
ция была залтроектирована, как гигант —
мощностью *в 200 тысяч киловатт, а пер-
вая очередь — в 100 тысяч киловатт,
Строится она © 1932 года и все me 20
сих пор недостроена, Возьмись мы за это
дело поскромнее, начни строить не одну,

стях.
лям надо усилить внимание к экономике

производства, решительно усилить борьбу’
с бесхозяйственностью.

говорил:

3 несколько небольлих теплоцентралей,
скажем, по 20—20 тысяч киловатт, и мы
бы теперь уже имели в. Москве 2
тейлостанции законченными, Таких уро-
OB Y Hag He мало.

или 3

С другой стороны, вредители, которые

немало наделали кам бел в строительстве,
нередко прибегали к таким приемам; они
грывали строительство
тий, распыляя средства между многими,
сразу начинаемыми стройками; омертвля-
‘ли капиталовложения,
одной из начатых строек;
начинали реконструкцию ряла очень нуж-
ных заводов,

новых предприя-

не заканчивая ни
одновременно

Теперь перед нами стоит задача рели»

тельного внедрения в практику скоростных
методов строительства. В этом отношении
У нас есть уже весьма поучительные при-
меры,

когда осуществлялась нараллель-

5. Наши резервы

Теперь о наших резервах и возможно-

1. Нашим хозяйственным  руководите-

Еще в речи на совещании хозяйствен-
ников в 1931 году товарищ Сталин

«благодаря бесхозяйственному  веде-
нию дела принципы хозраечета оказа-
лись соверщенно подорванными в целом
ряде наших предприятий и хозяйствен-
ных организаций, Это факт, что в ряте
предприятий и хозяйственных органи-
заций давно уже перестали считать,
калькулировать, составлять обоснован-
ные балансы доходов и расходов. Это
факт, что в ряде предприятий п
хозяйственных организаций понятия:
«режим экономии», «сокращение
непроизводительных расходов», «рацио-
нализация производства» — давно уже
вышли Из МОДЫ».

Товарищ Сталин спраптивал тогда, что
требуется для увеличения нащих накоп-
лений, чтобы обеспечить рост капиталовло“
жений, укрепление обороны и другие рае-
ходы государетва? Товарищ Сталин отве-
чал, что для этого ‘требуется:

«Уничтожение = бесхозяйственности,
мобилизация внутренних ресурсов про-
мышленности, внедрение и укрепление
хозрасчета во всех наших предприятиях;
систематическое снижение себестоимо-
сти, усиление  внутрипромышиленного
накопления во всех без исключения
отраслях промышленности».

Эти указания товарища Сталина и сей-
час имеют силу в полной мере. У нас до
сих пор много бесхозяйственности, много
перерасходов, безобразно велики потери
сырья, растрачивается зря ‘много топлива
и электроэнергии, безобразно велики про-
стои оборудования, а, значит, во многих
случаях нет настоящей борьбы за спи-
жение   себестоимости промышленной ‘про-
дукции, нет настоящей борьбы и 38 сни-
жение стоимости строительства.

С этим надо покончить, усилив по все-
му фронту борьбу с бесхозяйственностью
и всякими потерями. Нужно на деле обес-
печить внимание к экономике, к стоимо-
сти производимых продуктов. Нужно х0-
рошо знать, во что обходится государству
работа каждого предприятия, каждой ор-
танизации. Между тем, у нас и теперь
найдутся такие хозяйственные руководи-
тели, которые считают ниже своего до-
стоинства заглядывать в баланс, изучать
отчетность, заботиться о хозрасчете, С этой
беззаботцостью и экономической  безгра-
мотностью надо рентительно покончить,
как с антигосударственной и антибольше-
вистской практикой, Тогда у нас исчезнут
многие факты бесхозяйственности,

Можно ли, например, мириться в таки-
ми позорными явлениями, как громадные
простои на водном транспорте? В 1937
году, когда вредители еще не были изгна-
ны из Наркомвода, эти простои достигали
совершенно  возмутительных ‘размеров. Вот
факты. Во время экоплоатационного пе-
риода работы водного транспорта, то-есть
не считая зимней стоянки и судоремонта,
буксиры сухогрузные. простаивали 35 про-
центов своего рабочего времени; буксиры
нефтегрузовые — 33 процента рабочего
времени: буксиры плотовые — 33 про-
цента рабочего времени; сухогрузовые бар-
жи — 71 процент” рабочего времени; неф-
теналивные. баржи -— 656 процентов. рабо-
чего времени; морской наливной флот —
29 процентов рабочего времени, Ведь это
значит, что водный транспорт простаи-
вал чуть-ли‘ не половину своего рабочего.
времени, Но и в 1938 roxy лело еще не
улучшилось. t Товарищи-водники Должны
снять с себя это позорное пятно, ликви-

работы на транепорте.

Но пример с. водным транспортом отно-
сится не только к транспортным органи-
зациям, он. в такой же мере относится ко
многим предприятиям промышленности, к
совхозам, к. МТС, (Мы должны добиться
того, чтобы все наши работники, от Ma-
лых до больших, всегда помнили о своей
ответственности перед государством и на»
родом, всегда помнили о своей обязанности
беречь народное добро ‘и обращаться с ним
по-хозяйски, соблюдать экономию в. расхо-
дах и на деле беречь народную копеечку!
(Продолжительные аплодисменты).

Не меныше этого‘мы должны беречь то-
пливо, экономить раеход сырья, беречь
оборудование, ухаживать за машинами, не
разбрасывать лес и стройматериалы.

2. Нужно еще больше налечь на освое-
ние и на использование техники, которой
у нас стало очень много. Правда, в ряде
отраслей промышленности мы в. этом OT-
ношении ‘уже показали замечательные
преимущества социалистического хозяйст-
ва перед капиталистическим, Возьмите
факты. Первый пример. Наши электро“
станции работают намного производитель-
нее, © гораздо большим производственным

‘эффектом, чем электростанции любой дру-

гой страны. Мы использовываем мопность
электростанций в СССР в два раза интен-
сивнее, чем в буржуазных странах. Мож-
но только радоваться тому, что в такой
‹тране, как СОСР, электросвет уже вы-
рвался из сковывавших его рабеких пут
капитализма и обильно ‘отпускает нам
свои блага. Это, в другой стороны, не
снимает © нас обязанности не допускать

дировать простои и дать пример лучшей’

[(6).

ность ведения ряда строительных работ #
самого монтажа оборудования, когда рабоч
та строго шла по заранее продуманномух
четкому графику. Это возможно, когда
механизация в строительстве применяется
культурно, по заранее составленному плач
HY, во технологический процесе ©троиз
тельства заблаговременно продуман до
конца, Богль заранее запотовлены Ha
соответствующих заводах стройматериалы,
детали и конструкции, котла работа кол-
лектива строителей организована не кое=
как и не как-нибудь, а слажена, Kaw
в хорошем механизме. При скоростных ме-
тодах мы ускорим и удешевим строитель-
ство, & рабочие и. инженерно-технические
работники будут зарабатывать значитель-
но больше. Скоро только такая работа
будет считаться настоящей большевист-
ской работой на стройках. ay

и возможности.

перенапряжения и риска. Второй пример:
Километр железно-дорожного пути исполь-
зовывается у нас в два с лишним pasa
интенсивнее, чем, скажем, в Соединенных
Штатах Америки. И тут нельзя напряже-
ние увеличивать до бесконечноети, но пу-
скай и рельсы поработают для дела социа-
лизма интенсивнее и лучше, eM
капитализма. (Шумные, продолжительные
аплодисменты). Известно также, что трак-
торы в сельском хозяйстве используются
в СССР в три раза производительнее, чем
в Соелиненных Штатах Америки и в Евро-
пе. И это пои теперешней далеко не об-
разцовой работе многих МТС и совхозов.
Но, если трактора уже теперь работают
У нас лучше, чем в Европе и’ Америке,
скажем им 38 это спасибо и пожелаем:
пускай работают еще лучше! (Шумные
аплодисменты).

Но сколько у нае еще неиспользованной
техники, сколько еще прекрасного оборудо-
вания простаивает много времени втуне,
`без пользы для государства! 06 этом низ
ках нельзя забывать, как нельзя забыы
вать и больших резервов от лучшего ис-
пользования изобретений и рационализа=
торских мер. У нас откроются новые гроз
мадные резервы, как только проявим на-
стоящую заботу о наших многочисленных
изобретателях. рационализаторах и их 1о-
мошниках, Нужно активно, материальными
и общественными мерами, поотрять и про-
двигать это дело, как учит этому товарищ
Сталин, (Аплодисменты).

3. Нужно усилить борьбу за дальнейшее
повышение производительности труда.

Все мы хорошо знаем, как Ленин 1г0во-
PEI © том, Ч «производительность труда,
это, в последнем счете, самое важное,
самое главное для победы нового общест
венного строя». Мы знаем и O TOM, что
эту мысль великого Ленина прекрасно
поняли ударники и стахановцы нашей
промышленности и транспорта, что она
глубоко понятна и всем передовикам кол-
xosHoro хозяйства, Но можно ли оказать,
что У нае по-большевистски организована,
борьба за высокую производительность тру
да в наших предприятиях и ‘учреждениях,
во всех колхозах? Никто этого не скан
жет.

Интересен следующий факт. Как В
первой, так’ и во второй пятилетке произ=
водетвенный план ‘по промышленности бых
перевыполнен. И первая и вторая пятилет=
ки по промышленности были перевыполне-
ны, несмотря на то, что по строительству
в 0боих случаях план был недовыполнен.
Как это могло случиться? Это могло выйти
только в результате * того, что на деле
производительность труда в обоих пятилет-
ках была выше, чем было в этих планах
запроектировано. Следовательно, несмотря
на в66е недостатки организации трула, ра-
бочие добились перевыполнения планов по
производительности труда и всем нам лока-
зали, что мы еще плохо знаем настоящие
резервы под’ема социалистической промыш=
ленности. Посмотрите и на следующие
факты; пятилетка наметила под’ем
производительности труда в промышленно-
сти на 63 процента, а фактически она
увеличилась на 82 процента. Известно
также, что рост производительности труда
в облаюти строительства во второй пяти-
летке был намечен в 75 процентов, & фак-
тически ‘произволительность. труда в строич
тельстве увеличилась за вторую пятилетч
ку на 83 процента. Уларники и. стаханов=
цы не посчитались © этими наметками пяз
тилеток. 3а их хорошую работу, за пере-
выполнение ими планов по производительч
ности труда — честь им‘и слава! (Апло“
дисменты). +

Наши планы по пох’ему производитель=
ности труда во второй пятилетке потому
оказались перевыполненными, что ни в
каком плане нельзя было предусмотреть
появления стахановского хвижения. А оно
не только появилось. но и разлилось по
лицу земли ховетекой, перекинувшиеь из
торода в деревню. Мы знаем и о том, что
передовики колхозов нередко не уступают
рабочим в успехах по поднятию пролзвоч
дительности труда; Разве мало примеров,
что передовики в колхозах, замечательные
трактористы, комбайнеры и. звеньевые,
давали такие темпы роста. производительч
ности труда, о которых раньше никто и не
думал. Разве не знает вся страна имена
замечательных людей второй пятилетки,
которым принадлежит роль застрельщиков
в поднятии производительности труда и в
развертывании  социалистического соревно=
вания? Разве не знает вея страна имена
таких людей, как Стаханов п Дюканов,
ткачихи Винограловы, Никита Изотов, куз=
nen Бусыгин, скороходовец Сметанин, мал
шинисты Вривоное, Огнев, металлург Чайз
ковокий, архангелеп Мусинокий, шахтеры
Шалпащкий и Гвоздырьков, станкостроитель
Гудов и многие другие? Разве не знает
весь наш народ имена таких передовых
людей сельского хозяйства, как Мария Дем=
ченко, комбайнеры Колесов, Борин, братья
Осткины. трактористки Паша Ангелина и
Паша’ Ковардак и многие другие?

Мы будем руководствоваться в деле уси-
ления борьбы за увеличение  производи=
тельности труда указаниями товарища
Оталина нз совещании стахавовцев:

(Продолжение доклада
см. на 5-й стр.)

ДЛЯ -