5,

19 » >

40 » »

250 » »

др. предприятиями обще-
60 » »

ственного питания.

Таким образом, можно считать, что чис-
ленность руководящих кадров в нашей
стране определяется ‘не менее, чем ‘в
‘1.750 тысяч. Фактически значительно
больше, так как к руководящим кадрам,
несомненно, надо отнести мастеров, руково-
дителей бригад, звеньевых и прочих, а они

итого 1.751 тыс, чел.

в названное число не входят, Правильнее
сказать, что эта цифра 1.750 тысяч —
это только высший и средний руководя-
щий состав в нашей стране.
Посмотрите теперь на кадры
интеллигенции в цедом. Вот ее
‚данным ПУНХУ Госплана СССР:

советской
состав по

СОСТАВ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ НА ЯНВАРЬ 1937 г.
(по специальностям).

1. Руководители предприятий, учреждений, цехов, совхозов,

колхозов и др. `` 1.751 тыс. чел.
2. Инженеры и. архитекторы (без руководителей предприятий

и их ’ 250 a >
3. Средний технический персонал (техники, прорабы, лесничие, Ри

начальники ж.-д. станций и  проч.). 810 » >.
4. Агрономы. 80 › »
5. Прочий сагротехнический персонал (землемеры, землеу- _

строители, агротехники, ‘зоотехники). , о 96 >» »
6. Работники науки’ (профессора, преподаватели вузов и др.). 80 »› ›
7. Учителя.   969 » >
8. Культурно - просветительные ° работники (журналисты,

библиотекари, зав. клубами и пр.). за 297 2
9. Работники искусств. 159 в»
10. Врачи. i , 132 « .»
11. Средний медицинский персонал’ (фельдшера, акушерки,

медсестры). Kor 882 » »
12, Экономисты, статистики, 822 » »
13. Бухгалтера, счетоводы, 1.617 2 -
14. Судебно - прокурорские работники (судьи, прокуроры,

следователи и пр.). : 46 › >
15. Студенчество вузов, 550 » »
16. Прочие группы. интеллигенции - (включая военную ИИ

интеллигенцию). 1.550.» >

ИТОГО: 9.591 тыс. чел.

Вы видите, ‘что кадры нашей  интелли-
тенции измеряются уже солидной величи-
ной в 9,6 миллиона человек, при-
HATh во внимание, что на наших пред-
приятиях многие квалифицированные р.
чие имеют уже среднее образование, то мы

но поднять. Нои 9,6. миллиона интеллти-
гентов и близких к ним ‘групи работников
нашего советского государства, — это
цифра внушительная. С учетох членов
семей наша интеллигенция составит Te-
перь примерно 13—14 процентов населе-
ния СССР. (Громкие аплодисменты).
покажет себя особенно  огда.. когда ее
культурно-технический уровень и. комму-
нистическая сознательность поднимется

ближайшее время,

” Как далеко ушел! СССР от’ старой, доре-
волюционной России — нетрудно хогадать-
ся. Я приведу лишь один пример. Вот не-
которые ‚данные ‘© составе и количестве
интеллигенции по Курской губернии 8
1913 голу ив 1937 году — по Курской

должны цифру 9,6 миллиона значитель-.

Она’

так, как мы этого хотим добиться уже в.

области, которая размерами мало отли-
чается от бывшей Курской губернии. .

. B 1913 roxy учителей вачальных и
средних школ в Курской губернии было
$ тысячи, з в 1937 тоду в Курской 0б-
ласти — 24 тысячи; врачей было 274,
теперь — 941; среднего медицинского
персонала — фельдшеров и акушерок‘бы-
ло 636, а теперь — 2.357; агрономов бы-
ло 70, а теперь — 2.279. Bato служи-
телей культа всех вероисповеданий было
3.189, a теперь — 859. По этой части
сильное сокращение, (Общий смех). С дру-
гой стороны, в теперешней Курской ‘обла-
сти много интеллигенции работает в пар-
тийных, советеких, профеоюзных ортаниза-
циях, которых раньше. не было. Эти Факты
не нуждаются в комментариях.

В свете этих фактов мы, должны pac-
осматривать план третьей пятилетки в 0б-
ласти культурного строительства. Этот
план имеет одну основную задачу — ocy-
щестьить крупный шаг вМеред. в истори-
ческом деле поднятия нультурно-техниче-
сного уровня рабочего класса до уровня

работников. инженерно-технического труда.
Чтобы осветить значение этого дела, я на-
помню вам © том, что товорил товарищ

алин на с’езде стахановцев. Товарищ
алин говорил:
«Уничтожения противоположности

между трудом умственным и трудом фи-
зическим можно добиться лишь на базе
под’ема культурно-технического уровня
Табочего класса ло Уровня работников
инженерно-технического труда. Было бы
смешно думать, что такой подем неосу-
ществим, Он вполне осуществим в У-
ловиях советского строя, где произво-
дительные силы страны освобождены от
оков капитализма, где труд освобожден
от гнета экоплоатации, где у власти
eTonT рабочий класс и где молодое по-
коление рабочего класса имеет BCE  воз-
можности обеспечить себе ‘’ достаточное
техническое образование. Нет никаких
оснований сомневаться в том, что толь-
Ко. такой культурно-технический под’ем
рабочего класса может подорвать основы
противоположности между трулом умст-
венным и трудом. физическим, что толь-
ко он может обеспечить TY высокую
производительность труда и то изобилие
предметов потребления, которые необхо-
димы для того, чтобы начать переход
от социализма к коммунизму.
Отахановское движение знаменательно
В этой связи в. том отношении, что оно
содержит в себе первые начатки, праз-
да. еще слабые. но вое же начаткй та-
кого именно  культурно-техничесвого
под’ема рабочего класса нашей страны».
Для осуществления этой гитантекой за-
дачи, задачи уничтожения противополож-

‚Ности между трудом умственным и трудом,

физическим, недостаточно, конечно, одной
или лвух пятилеток. Полное решение этой
задачи потребует нескольких десятилетий,
во мы успешно двигаемся по этому пути:
План третьей пятилетки поднимет нае еще
н& олБу ступеньку в решении этой вели=
кой задачи,

Вы пидите, что намеченные третьей пя-
тилеткой задачи дальнейшего быстрого
под’ема’. материально-культурного уровня
трудящихся, ©: удовлетворением растущих
разносторонних = потребностей народов
CCP, соответствуют. новой эпохе, эпохе
постепенного перехода OT социализма к
коммунизму, в которую вступил СССР.

Смешными и жалкими выглядят аполо-
геты буржуазного строя. Исписаны горы

Третья пятилетка существенно отли-
чается от первой и второй. Тогда речь
шла о задачах построения основ социали-
стического общества, — теперь социали-
стическое общество в основном уже по-
строено. Советекяй (Союз ветупил в но-
вую полосу, в полосу завершения постро-
ения бесклассового социалистического 06-
щества и постепенного перехода от сопи-
ализма к коммунизму. В этом главное от-
личие от прежнего периода.

Новая полоса — новые обязанности,
новые ‘трудности. Известно, что нет тако-
го дела, хотя бы самого маленького, THe
бы не было своих трудностей. Ееть свои
трудности и в великом росте сил нашей
страны. В нашем положении приходится
говорить не только о вопросах чисто вну-
треннего порядка, но и о таких вопросах,
которые вытекают из наличия враждеб-
ного империалистического окружения. Но
посмотрите в липа трудящихся нашей
страны, ‘и вы увидите, что они никотла
не были так счастливы, как теперь, ко-
гда берутся за сложные и трулные задачи
постепенного перехода от социализма в
коммунизму. (Аплодисменты). Это можно
об’яснить только одним: они знают, ITO
победят, они непоколебимо верят в свою
победу!
` Трудящиеся СОСРо знают, чтб именно
стоит на очереди, какова основная зада-
ча момента. Эта задача поставлена так:
начать по всей линии экономическое с0-
ревнование © капитализмом, ¢ наибодее
экономически развитыми  капиталистиче-
скими странами Европы и Соединенными
Штатами Америки. Это и означает — Be-
сти борьбу, чтобы экономически перегнать
передовые капиталистические страны.

Нам могут сказать, что вы еще не ус-
пели догнать, а уже вступаете в’ сорев-
нование. Но это нас не смущает. Верно,
910) в CCCP на душу ‘населения произво-
дится меньше таких важнейших промыш-
ленных продуктов, как скажем, чугунои
электроэнергия, чем в Соединенных Шта-
‘тах Америки и в Германии. Ho, ¢ apy-
гой стороны неоспоримо и то, что техниче-
‚ский уровень нашей промышленности’ уже
выше; чем в любой стране Европы, 8 0
сельском хозяйстве и ‘говорить нечего ==
технический уровень налиего сельского хо-
зяйства не ниже и самой Америки. А с4-
мое главное, что у нас окончательно окреп
ло молодое советское государетво, полное
сил, здоровья и несокрушимого единства.
(Буря ‘аплодисментов). Вот мы и думаем —
пора и на арене, международного экономи“
ческого соревнования дать дорогу молодым,
но уже окрепшим советским силам, (Апло-
дисменты).

Разумеется, это не угроза и никому
такое мирное соревнование во вред пойти
не может. Но это все же вопрос о пробе
сил в большом масштабе.

Надо признать, что нае на соревнование
Никто не вызывает. (Общий смех, аплоди-
сменты). Можно даже сказать, 9’ мы
вообще непрошенными на свет явились.
Но, явивитись на свет, мы хотим постоять
и А за дело Октября. (Аплодисмен-
ты).

Нам могут ‘оказать: «Нам не до вашего.
соревнования. У нас и без того хлопот
не мало». (Общий смех, аплодисменты).
Пускай скажут! В подходящих случаях
мы шли и считаем вполне пелесообразным
сотрудничество с буржуазными странами.
Не собираемся от этого отказываться и
впредь, а булем стремиться в возюжному
расширению ‘этото сотрудничества с напи-
ми. соседями и со всеми другими государ-
ствами. Но мы илем своею дорогою, кали-
тализи — своею. История поставила перед
СССР не только вопрос о сотрудничества
6 капиталистичеокими странами, но и во-
прое 0 соревнований экономических си-
сём — новой и старой, © соревнования
СССР и главных капиталистических. стран
в экономическом отношении.

[олотова на ХУ съезде ВКП).

процентов. Чиело больничных коек в д8-
ревне’ увеличивается:

бумаги в доказательство того, что социдя
лизм несет 6 coool нищету и. бедностБу
что социализи — дело, недостойное кульз
турных людей, а только варваров. До сих
пор еще издаются груды книг и миллио-
ны тонн газетной бумаги тратятся на TO,
чтобы распространять ложь о коммунизме,
что коммунизм несет ¢ собой уравнитель-
ность в бедности и безкультурьи, что 50м-
мунизм — это большой шаг назад от 60-
временного капиталистического общества.
Bee эти жалкие побасёнки буржуазных
писав ‘разбиты ростом Советского (0038.
Налтрасно буржуазия и вся ее челядь, —
все эти троцкисты, фашисты, меньшевики
и эсеры; растрачивают драгоценную бума-
гу на это пропащее дело. Ведь, это ни чо
иное, как преступная, глубоко антинарод-
ная растрата средств и драгоценного доб
ра — бумаги, столь необходимой для делё
настоящей культуры. Теперь, после всего
совершившегося в нашей стране в деле
пюд’ема народного благосостояния и куль-
турного роста трудящихся, теперь, вогд&
намечаются новые гигантские планы 1про-
изводетва всех товаров и продуктов и 9т-
врылись широкие ° перспективы <озлания
действительного изобилия в СССР, — тра-
тить бумагу и труд на все эти росказни
о Советском Союзе могут только те, кото=
рые на своих площадях жгут книги
классиков литературы и науки, мозг кото=
рых поопиталея черным дымом от этих
книжных костров, или те, кто уже не веч
рит, что честнымя средствами можно зач
шищать гниющий капитализм.

Для нас ясны выводы из всех этих
фактов.

Мы хорошо знаем, что наш советский
строй создал уже все предпосылки для
дальнейшего быстрого роста материального
и культурного уровня трудящихся, для
создания изобилия товаров и продуктов и
для удовлетворения быстро ‹ растущих
культурных запросов трудящихся, что те-
перь дело только в росте коммунистиче-
ской сознательноети рабочих, крестьян,
интеллигенции. От успехов‘ коммунистиче-
ского воспитания, в широком значении
этого слова, коммунистического  воспита=
ния, охватывающего всю массу трудящих+
ся и всею советскую интеллигенцию, —
прежде всего, от наших ‚успехов в этой
области, зависит решение всех остальных
задач.

\. Значение третьей пятилетки.

Мы идем в это соревнование, уверен
ные в своих внутренних силах, уверен“
ные в нашей победе. В ‘лагере капитализ-
ма картина совсем друтая. Там уже давно
потеряна вера во внутренние силы разви-
тия. Там страсти горят вокруг вопросов о
новом переделе мира. Там, одни — © н0-
жом за пазухой, другие — с мечом в ру-
вах, ведут борьбу вокруг колоний и в0=
круг перекройки государств в пользу
сильных держав. Там льются речи 0 том,
кто кого обделил после первой империали-
стической войны при дележке колониаль=
ных земель, кто ограбил и кто ограблен в:
этой дележке при последних перекройках
колоний и при послевоенном дележе зе-
мель в Европе. Там уже лело не ограни-
чивается простыми угрозами войны. Импе-
риалистическая война, захватывающая ряд
стран Европы и Азии, уже ведется и при=
няла громадные размеры. Опасность  н0-
вой всемирно-исторической бойни Hapa
стает, особенно со стороны фашистов и их
покровителей,

Но наши люди могут, ведь, иметь свое
мнение по поводу такого рода дел. Они
будут исходить, прежде всем, из своего
опыта, из того, как у нае не путем за-
хвата колоний и получения чьей-нибудь
помощи извне, а исключительно на основе
роста внутренних сил страны, народы Co-
ветского Союза решают задачи хозяйствен-
ного роста и идут неуклонно вперед по пу-
ти под’ема. В нашей стране найден Путь
6 под’ему народного хозяйства, к расцве-
ту национальных культур без насилия на-=
рода над народом, & в дружной работе мно-
тих народов на свое общее дело. Й у нас
не все республики одинаково развиты в
промышленном и сельско-хозяйственном OT-
ношениях. Одни развиты больше в одном
отношении, другие — в другом. Но мы
нашли замечательное средство  об’единять
в одно целов усилия рабочих и крестьян
всего ‘многонационального Советского (ою-
за, об’единять усилия разных народов;-на-
лаживать помощь одного’ народа другому и
вести дело в одной общей цели. Обращаясь,
скажем, на Запад, наши люди могли бы
сказать: «Почему бы и вам не использо-
вать этот не плохой опыт. Вель, все эти
«OCH» при первой солидной ямке затрещат
ий могут разлететьея. А вот хороший Cots
народов, это не какая-нибудь «05», &
это — большое дело!». Этого голоса там
многие не захотят, конечно, слушать, но
он все-таки доходчив, и, проникая далеко
в народную толщу, он еще вернется к нам
В 6806 воемя мощным пролетарским эхом.

На что мы хотим опереться в решении
задачи «догнать и перегнать»? Ha вто
можно дать простой ответ. На план и,
прежде всего, на третью пятилетку. Но
этого мало. У нас есть моральное и поли“
тическое единство народа, у нас есть ве-
ликая лоужба народов Советского Союза, —
планы же дают нам единство воли и един-
ство цели во всем народном труде, во всей
нашей работе. Вот почему нал план, на
большевиетский план, наш Сталинский
план-—9то’ великая сила. (Аплодисменты).
Работать по плану = значит знать, что
нужно делать и для какой цели. Планы
превратились в нашей стране в незамени-
мую организующую силу. Поэтому выпол-
нять принятый план стало делом чести
трудящихея СССР. и

Благодаря блестящим успехам первой и
второй пятилетки, «план» получил между=
народную популярность, и было уже не
мало потуг в капяталистических странах
об’явить и прошуметь о своих хозяйствен=
ных планах. Чего стоит, например, шумич
ха германских фашистов насчет их двух
ломорощенных «Четырехлеток»! Некоторыв
демагоги стали уже изображать дело таку

(Окончание ` доклада
см. на 6-й стр.)

Литературная газета
№ 16