`ХИШ-й СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ. (большевиков).

ВСЕВОЛОД ВИШНЕВСКИЙ

Окончание доклада т. Молотова.

что они, будто бы,

Однако, никаких планов ни первой,

накоплению ресурсов для

установлению

сового капитала. Зато «расе» трудящихся

живется плохо. при фаптистских «четырех-

летках». Фашистские четырехлетки свали-
лись на рабочих, как бедствие, вав новая
кабала, Введен принудительный труд на
фабриках и заводах, увеличен рабочий
день ло 10 — 12 часов и больше, запре-
щено повышать зарплату, не приостанов-
лен рост цен на товары. Господа фашисты
не оставили в покое и другие слои трудя-
щихся: многие тысячи крестьянских  хо-
зайств проданы с молотка, разорены сотни
тысяч ремесленников, мелких торговцев
и т. п. Так выглядят фашистские «четы-
рехлетки» на деле.

Несмотря на все это, мы твердо уве-
фены в том, что фашистам не удастея
дискредитировать саму идею хозяйственного
плана. Победы наших славных Сталинских
пятилеток найдут доступ к сердцам мно-
гих миллионов рабочих и трудящихся да-
леко за пределами СССР, и у них заго-
рится желание иметь не кабальные фа-
шистские четырехлетки, а свои, больше-

вистские пятилетки, (Бурные, продолжи-.

тельные - аплодисменты).

Бапитализм, и в том числе фашистский
капитализм, бессилен противопоставить на-
шему плановому хозяйству  что-нибуль
равноценное. Капитализм с его частной
собственностью, в том числе и капита-
лизм в фашистском обличьи, в основе сво-
ей несовместим с установлением хозяйст-
венного плана. Поэтому, когда план в’ на-
родном хозяйстве уже показал свою чу-
десную силу, капитализм окончательно
превратился в пережиток истории, в ее
тормаз; в реакционное явление ° нашего
времени.

Что противопоставишь таким фактам,
таким успехам планового, социалистиче-
ского хозяйства СССР? Была первая пя-
тилетка. Она дала увеличение промыш-
ленной продукции за четыре года в два
раза, дала 202%. Пришла вторая пяти-
летка. Наметили увеличение промышлен-
ной продукции еще в 2,1 раза, а на де-
ле вторая пятилетка дала увеличение в
2,2 раза, точнее 221%. И вот новая,

ии

Группа делегатов ХУШ с’езда ВКП(б) — членов союза советских писателей. Слева направо: М. Шолохов, А. Фадеев,
‘ ‚ Герой Советского Союза Г, Байдуков, А. Прокофьев, Герой Советского Союза М. Водопьянов,
; Фото Ф. Кислова (Фотохроника TACO),

ПАМЯТИ Д. ФУРМАНОВА

16 марта, в ознаменование 13-летней го-
довщины  смерти Д. Фурманова, в. Москов-
ском клубе писателей состоялся вечер,
посвященный его памяти,

Поэт М. Светлов открыл вечер своими
воспоминаниями,

Большой теплотой и нежностью дышали
воспоминания о Д. Фурманове его `быв-
ших боевых соратников. В их памяти об-
pas Д. Фурманова неразрывно слит с ге-
роическим образом Чапаева;

Это подчеркнул в своем выступлении
В. Тронин, бывший начальник политотде-
ла Туркестанской армии, в состав которой
входила 25-я Чапаевская дивизия,

П. Евлампиев, бывший чалаевец, вы-
двинутый в свое время Д. Фурмановым
из красноармейцев в политкомиссары, го-
ворил о замечательном умении Фурмано-
ва подбирать и воспитывать кадры.

М. Попова, прошедшая весь героический
путь Чапаевской дивизии, в ее боевых ря-
дах. рассказывает о своих встречах с
Tl. Фурмановым. В глазах бойцов Фурма-
нова отличали не.только личное бесстра-
пгие, правдивость, громадный ‘авторитет
политического руководителя, но и то, что
OH был подлинным представителем и про-
водником большевистской культуры.

Р. Азарх говорит о дружбе, связывав-
умей Д. Фурманова с Матэ Залка.

А. Исбах рассказывает об отношении
 А. М. Горького к Фурманову и цитирует
их переписку. Он показывает, о каким
рвением и страстью Фурманов учился У
великого пролетарского писателя.

Литературная газета

6 № 16

Уполномоч. Главлита Б—1429

преодолели  анархию
госпюдствующего у них капиталистического
хозяйства и уже ведут работу по плану,
ни
второй четырехлетки они опубликовать. не
решались. Да их, видно, и не было. Все,
что у них было в этих «четырехлетках»,
сводилось к некоторым мероприятиям по
подготовки
новой войны. Существо же их «четырехле-
ток» при проведении в жизнь свелось к
порядков  беззастенчивой
экоплоатации рабочих и всей массы Tpy-
длщихся во имя поддержания господства
капитала, особенно во имя укрепления од-
ной, с позволения сказать «расы», столь
близкой сердцу фашистов «расы» финан-

третья пятилетка. Мы опять наметили уве-
личение промышленной продукции 3a пя-
тилетку почти в два раза, точнее в 1,9
раза. Это же то самое и есть, что назы-
вается у большевиков — всепобеждающая
сила коммунизма. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты). А тем, кто не верит
в коммунизм, мы можем сказать, потерпи-
те еще немного и история скажет. свое
последнее слово 3& всех таких маловеров,
вместе взятых и сложенных в одну 0б-
щую кучу. (Смех, аплодисменты).

0б0 всем этом приходится говорить,
TOOL охарактеризовать внешнюю  обста-
новку, в которой теперь развертывается
наше мирное ` экономическое соревнование
с0 странами капитализма.

Из этого видно также, что это эконо-
мическое соревнование превратится в со-
ревнование высшего‘ типа, в историческое
соревнование двух общественных сивтем—
капитализма и коммунизма.

Капитализм накопил немало материаль-
ных и культурных ценностей, но он He
может уже использовать этого ‘даже в
своих ‘интересах. Он. уже превратился во
многих случаях в душителя прогресса на-
уки, искусства, культуры. Это  действи-
тельно так, но тем хуже для капитализ-
ма. Теперь уже есть’ кому восприять на-
следство капитализма. Коммунизм растет
ИЗ TOPO, что создано капитализмом, из его
лучших и многочисленных достижений в
области хозяйства, материального быта и
культуры. Коммунизм по-своему перераба-
тывает все ‘эти ценности и достижения, —
но не в интересах верхушки ‘общества, а
в интересах всего народа и человечества.
Надо, не жалея сил, изучать культурное
наследство: Надо’ знать его всерьез и тлу-
боко. Надо использовать все, что дал ка-
питализм и предшествующая история че-
ловечества, и из кирпичей, созданных тру-
дом людей нз протяжении многих веков,
строить новое здание, — удобное для жиз-
ни народа, просторное, ° полное света и
солнца. (Шумные аплодисменты всего за-
ла). Чтобы построить это величественное
здание коммунизма, надо вложить в это
дело много новой энергии и много народ-
ных способностей, много труда и героиз-
ма, много смелости, инициативы и энту-
зиззма. Советский Союз — вот пример то-
го, как этому кладут начало! Большевист-
скую силу этому славному делу дает
Hama партия, партия Ленина — Сталина.
(Продолжительная шумная овация). 0 чем
говорит нам доклад товарища Сталина на’
этом с’езде? 0 том, что большевистскую
душу нашему делу лает труд, мысль, слово
нашего Сталина! (Взрыв аплодисментов,
приветственные возгласы в честь товарища
Сталина).

Нашей  интеллагенции принадлежит в
этом историческом деле исключительно
ответственное место. Люди культуры, люди

ХРОНИКА

3 В президиуме Верховного Совета
Туркменской ССР состоялся прием народ-
ных ‘поэтов Туркменистана, орденоносцев
Ата Салиха и Дурды Клыча. На приеме
присутствовали писатели, артисты, пред-
ставители печати и общественных органи-
заций Туркменистана, °

От имени Верховного Совета и Совнар-
кома ТССР Ата ‘Салиха и Дурды Клыча
приветствовали с высокой наградой тт.
Сайтгулова и Волков.

На’ приеме выступили туркменские пи-
сатели Кемал Ишанов и Помма Нурбер-
диев и молодые русские поэты тт. Шува-
лов и Егоров.

% Татарским академическим театром. в
Казани поставлена новая пьеса классика
татарской литературы Шариф. Камала
«Матур Туганда» («Когда рождается пре-
красное»).

3% Во Фрунзе с успехом прошел первый
спектакль нового варианта музыкальной
драмы «Оджал Ордуна» («Не жизнь, &
смерть») Юсупа Турусбекова, «Оджал Op-
дуна» описывает знаменитое восстание
киргизского народа 1916 тода против с8-
модержавия. Драма поставлена  Киргиз-
ским государственным театром. Музыку к
ней написали композиторы Малдабаев,
Власов и Фере. г y

3 В Московском центральном доме жур-
налиста на-днях состоялся вечер поэта
Е. Долматовского. С вступитёльным сло-
вом выступил 0. Кирсанов. Е. Долматов-
ский читал новые стихи. В заключение с

техники и науки, старая и новая интел-
лигенция, налие студенчество и пополняе-
мые молодежью кадры квалифицировавных:

рабочих — все нужны советскому народу,
чтобы справитькя с новыми великими
задачами, чтобы осуществить поставленную
на очередь основяую экономическую зада-
чу, чтобы победоносно выполнить третий
пятилетний план. От их способности орга-
низовать труд рабочих и крестьян, от. их
умения внести свои научные знания в дело
использования техники и веемерного . по-
вышения производительности труда, будет
зависеть успех нашего дела, успех развер-
тываемого СССР экономического соревно-
вания © другими странами и успех исто-

рического соревнования. коммунизма с ка-.
питализмюм, Их творческая работа будет

тем плодотворнее, их успехи будут тем за-
мечательнее, чем  последовательнёе и
глубже они проникнут в существо основ-
ной современной науки об обществе и го-
сударстве, — в существо великого. учения
марксизма-ленинизма, на основе которого
растет и крепнет все ‹оциалистическое
строительство в ‚СССР. нас создано
столько-чтредпосылок, столько возможностей
для дальнейшего под’ема и полного pac-
цвета нашего общества, что теперь главное
У нас состоит в коммунистически-созна-
тельном отношении к своему труду и, 069-
бенно, в успешноети нашей большевист-
ской работы по идейному воспитанию раз-
росшихся кадров советской. интеллитенции.

Пришло время, когда вперед выдвигают-
ся задачи воспитательного характера, .38-
дачи коммунистического воспитания тру-
дящихея. Такая оценка роли коммунисти-

12 МАРТА

доклада’ Сталина... ;

„На. трибуне тов, А, А.

шает с напряженным вниманием.
эти годы,

нашей стране,

ла идейно замечательные кадры.

незаконченное высшее или среднее.

посвящает успехам,

зяйством и колхозами.

будущее,

дисментами, =.  j
Затем ряд других: ораторов.

том. числе,
Да р

ным голосом,

`нематографии.
Оратор ‘напоминает’ затем

Третий день с’езда. Идет обсуждение

Андреев, Его
яркую и содержательную речь сезд слу-

Ow товорит о тигантской организацион-
ной работе, которую проделала партия 3a
особенно. в области подготовки
кадров, об отеческой заботе Сталина к лю-
дям, к самому драмценному, что есть в

Партия взрастила, воопитала и вооружи-
Очень
интересные. данные приводит тов, Андреев.
Среди секретарей обкомов 28 проц. имеет
высшее образование и почти треть `—

Большую половину своей речи Андреев
социалистического
сельского хозяйства: партийной работе в
деревне, дисциплине и организации тру-
да в колхозах, руководству сельским хо-

Последние слова ‘его речи 0 TOM, что
мы. можем смело и бодро’ смотреть в ‘свое
ибо ведет ‹ нас. непоколебимый
Сталин,—с’езд покрывает бурными аило-

На трибуну поднимается Емельян Яро-
‚славокий. Свою речь он. посвящает про-
блемам науки и культуры. Он. рассказы-
вает 0б участии Сталина в разработке
вопросов научно-исторического порядка и
о тех выводах, которые ‘делает для себя
весь научный‘ фронт, Академия наук в
из советов и указаний г‘ вож-

Ярославский стоворит ровным, . спокой-
От вопросов. науки он пе-
реходит к вопросам. искусства, останав-
ливаясь в первую очередь на нашей ки-

0° словах
Виссариона Белинского, который“ проро-

Заметки
 из записной книжки
>

панин в рядах московской делегации вы-
тирает платком л0б и пытается кого-то
уверить, что худеет. Грузно, крепко ша-
тает на свое место Водопьянов... Проходят
военные делегаты...

1 час 40 минут дня, К столу прези-
диума подходят Сталин и члены ‘прези-
диума. С’езд встает. Предоедательствую-
щий по порядку. записи
слово тов. Ворошилову. Он подходит к
трибуне быстрым, упругим шагом с пал-
кой в руке: Все встали... Затремело «ура»
— военное, потому что в каждом живет
его родное, кровное, горделивое, живет
революционно-военное. Ворошилов пробует
начать речь, — «ура» гремит, разрастаясь
еще сильнее. Ворошилов. оборачивается к
президиуму, — там. все стоят, аплодиру-
ют, ‘отвечают ‘ему ‘добрыми, дружескими
приветственными взглядами. Овация BCe
усиливается... Это партия, народ. привет-
ствуют первого маршала. :

Вот стоит он на трибуне в Кремле —
сын старого николаевского солдата, пу-
тевого сторожа. Старый строй обрек
Ворошилова быть пастухом, потом сборщи-
ком колчедана за 10 копеек в день. За-
крыл. перед ним все культурные пути,
и только с трудом молодая настойчивая
натура пробила дорогу в земсокую школу.
Там скупо отпустили — два класса...
Потом Алчевский завод, с 1899 тода —
напряженная, горячая революционная ра-
бота, участие в забастовках, внесение
имени в «черные списки». }

С’езд. продолжает. овацию... Это партия,
этэ народ приветствуют своего Ворошило-
ва. — за его волевой характер, за его
прямоту и смелость.

..Маршал. бывший луганский  метал-
лист, стоит молча... Овация длится. С’езд
приветствует верното соратника Ленина ‘и

ПЕ ПАРТИИ

предоставляет

Ворошилов, 88 что им вручал орде
Калинин, за что их одобрял Сталин,
Ворошилов одной-двумя фразами ‹
щил о том, что сеть низовых районы
военных комиссаривтов-увеличена встр,
в три с половиной раза. И каждый
представил себе ясно, что это значи
смысле учета людских резервов 170-узу,
лионного народа, народа, у которою
‘крови старая бойцовская хватка, Huy,
вспомнили, что еще в первую пупер,
листическую войну царская Россия у
билизовала 16 миллионов. Пусть ть, №
му это необходимо, прикинут Ныне
возможности СССР — страны, органи
ванной сверху донизу, страны MALE,
рованной, страны, в которой волей py,
люции выросла, рядом с мужчинами,
мия женщин, которые готовы замену
тех, кого позовет война, заменить у Ips

водить..без лишних слез.

С огромным под’емом говорил Bopouy
лов о нашей пехоте, ее огневой мощи т
о нашей авиации... Пехота — вот осно,
ной род войск, «царица полей»,,, Похож
— вот что является основой национал,
 ной мощи... И советский народ с O06
нием может констатировать ныне, yy
этой пехоты появляется могущественный
оподвижник: авиация. Не надо лншни
слов, не надо лишних. цифр, Kaman
знает истинную цену советской авиация
Ее смогли определить самые разнообр,
ные люди, в самых различных пункта
Европы; ‘Азии, Америки, Арктики,

орошилов говорит о том, как движения
в армию новая лавина командиров, В
стране ‘63 сухопутных училища, 32 ата.
ционных -и авиатехнических, 14 военных
академий, 6 военных факультетов в п.
жданских вузах, десятки заочных курс
и сотни войсковых школ и курсов, Здьь
подготовляются сотни тысяч командир,
Ценность их, традиционную  красноарме,
скую доблесть и стоймость. видели люди
Ha Хасане, во многих пограничных боя
и в других случаях. В народе и в арит
живет неугасимый огонь боев граждан.
ской войны. Народ оберегает это пламя,

чески видел Россию 1940 года во ‘главе
народов. Голос Ярославского становится
взволнованно-сильным, когда он, подыто-
живая свою: речь, . произносит: «Мне 62-й.
год. Не первый‘ раз стою я на этой по-
четной трибуне.;. Отсюда Грёмел незабы-
ваемый. голос. Владимира Ильича Ленина,
голос Сергея Мироновича’ Кирова, Серго
Орджоникидзе, Феликса. Дзержинского,
Валериана Куйбышева...» Зал подымается...
И последующие слова. врезаются в живой,
трепещущий шум... Старый большевик го-
ворит 0 великом счастье труда и творче-.

ческого воспитания в данный момент
отнюдь не умаляет той нашей обязанности,
0 которой говорил товарищ Сталин —
нашей обязанности держать народ’ в CO-
стоянии мобилизационной готовности на
случай всяких неожиданностей. Напротив,
Только Такое воспитание можно ‘назвать
коммунистическим, которое поднимет нашу
мобилизационную готовность и все наши
способности к беззаветной борьбе и к но-
вым боям за победу коммунизма. (Продол-
жительные ‘аплодисменты).:

И если придет час, когда нерасчётливы
враги попробуют все-таки тронуть СС(р
то пламя это взовьется ‘с вулканический
силой и окрасит чужие небеса, \

Ворошилов продолжает свою речь, да.
ладывая с’езду, партии и народу о п /
литической ‘работе в армии. Голос нак
ма звучит с 0с0бой силой, когда речь за
ходит о военных комиссарах. Им, без в
торых не было бы нашей армии Е в
ших побед, им, носителям лучших тр
диций партии, посвящает Ворошилов це
лый раздел. речи..,

Сталина. С’езд приветствует бесстрашно-
го военного атитатора, который ходил в
царские казачьи ‘и. пехотные части с
большевистским словом, за что давали то-
гда виселицу. С’езд приветствует былого
организатора союза, металлистов России.
и былого председателя Лутанокого совета,
рабочих депутатов, ‘начальника боевых
дружин алчевско-горловских металлистов,
железнодорожников: и шахтеров. героя
первых боев в России, боевика’ который
из тюрем вырывал и спасал захваченных
и приговоренных к смерти товарищей...

‘KR постановке в Малом театре, Л., Сей-

Н6в так далеко то время, когда Совет.
ский Союз сможет сказать ‘уже’ друтим:
не отставай от СССР также и в экономи-
ческом отношении, если хочешь по всей
линии и во всех отношениях стоять в пе-
редовых рядах человечества.

Знамя третьей пятилетки берут ‘в свои
руки миллионы рабочих, многие миллионы
трудящихся. Генеральную линию нашего
движения вперед к коммунизму указывает
нам партия Ленина — Сталина, наш
большевистский ‹’езл, наш Сталин!: (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты, пе-
реходящие в овацию. Все встают, крики
ура. Приветственные возгласы т.т. Сталину
и Молотову).

чтением стихов Е. Долматовского высту-
пила лауреат всесоюзного конкурса масте-
ров художественного слова Л. Кайран-
ская.

%\ „Вечер драматургов-орденоносцев, уст
роенный 13 марта драмсекцией ССП СССР
в клубе МГУ, открылся вступительным
словом К. Тренева. Л. Леонов читал сот.
рывок из пьесы «Волк», которая готовится

фуллина прочла отрывок из пьесы «На-
тата», Н, Вирта, отвечая на записку из
зала, сообщил, что он закончил для Ху-
дожественного театра пьесу «Заговор» и
пишет роман «Землевладельцы», отрывок
из которого он и прочел студенческой мо-
лодежи. В. Гусев прочел стихотворение
«Незнакомка» ‘из своей новой пьесы «Де-
путат Крылов», Л. Никулин — два эпизо-
да из пьесы «Порт Артур». И. Сельвин-
ский познакомил собравшихся с драмати-
ческой хроникой «Ленин в 1918 году»,
прочитав «Посвящение» и сцену «Кабинет
Ленина в Смольном».

Артисты московских театров исполнили
отрывки из пьес драматургов-орденонос-
цев;

3% Вечер Рины Зеленой в Московском
клубе писателей открыл В. Катаев. Актри:
Ca со свойственным ей мастерством и оба:
янием исполнила детские стихи, сцены и
рассказы. Вечер прошел с большим успе-
хом. Писатели горячо аплодировали та-
лантливой актрисе,

big 4
  Рыбная ловля на озере. Х

ства, говорит ‘о том, как волнует во и
радует зрелище’ новой ‘крепкой молоде-
жи, которая становится уже подстать
старым кадрам.

От Дальнего Востока, от Хабаровского
края выступает тов. Донской. С’езд очень
внимательно слушает его обстоятельную,
четкую, деловую, речь о современном с0-
стоянии Дальнего Востока и о нуждах
этого края, территория, которого разна
территории десятков европейских госу-
даретв.

Оратор на несколько секунд останавли-
вается, обводит с’езд взглядом и товорит
о том, что Дальний Восток особенно ча-
сто сталкивается с попытками неспокой-
ного и неумного соседа повредить совет-
ским интересам. Oparop рассказывает о
TOM, как соседи хотят ловить рыбу в co-
ветоких водах и к `это приводит.
сан была. пре-
кращена соседями настолько  поспенгно,
что они неё успели даже омотать удочки.
Оратор” товорит, Что если соседи хотят
получить. новый урок, то СОСР, в чает-
ности дальневосточники, могут на этот
раз прибыть к ученикам на дом CO BCe-
ми наглядными пособиями, Зал грохочет
и аплодирует.

С’езд вслупгивается далее в программ-
ные экономические просьбы представите-
ля’ Дальнего
себе необходимые мероприятия.

На трибуну поднимается товарищ Лав-
рентий Берия. Опираясь о уну пря-
мо и крепко вытянутыми вперед руками,
он говорит о тех выводах, которые не-
обходимо сделать из доклада товарища
Сталина. Применительно к советской раз-
ведке выводы эти ясны, Советская раз-
ведка сумеет разгромить и выкорчевать
всех вратов. x

В 8 часов 30 минут в президиуме по-
явился товарищ Сталин. Вспыхнула ова-
ция. Сталин стоял, несколько наклонив-
пись и читая листок, Иногда он смотрел
в зал и отвечал тихими аплодисментами.

. На трибуну поднимались один за дру-
тим ‘представители Горьковской области,
Татарии, Таджикистана... Сталин слушал
их, временами просматривая бумаги...
Когда тов. Шверник, сменивший предста-’
вителя Горьковской области тов. Шаху-
рина, стал приводить справки о заработ-
ках стахановцев, назвав в одном случае
заработок в 3.549 рублей, Сталин накло-
нился вперед, вслушался особенно внима-
тельно и потом стал аплодировать, С’езд
подхватил эти аилодисменты. `

На трибуну поднимается тов. Бадаев.
Сталин аплодирует ему, весь с’езд алпло-
дирует былому рабочему депутату в до-
военной Государственной думе. `Бадаев
рассказывает о том, как 27 лет тому назад
Сталин в Петербурге, в тлубоком под-
полье, писал. наказ для ‘рабочих депута-
тов и в этом наказе предсказывал. при-
ход революции... С’езд внимательно  слу-
шает оратора, Вэгляд переходит. от Ба-
‚даева: к Сталину, и’ перед глазами ты-
сяч людей воскресает тероика большеви-
стского подполья, нечеловеческие труд-
ности борьбы, которая ‘длилась десятиле-
тия за десятилетиями...

Бадаев переходит затем к освещению
ряда экономических и строительных про-
блем дня: к вопросу об оборудовании и
снабжении новых городов и рабочих по-
селков, к вопросу 0 создании собствен-
ных пригородных продовольственных баз..,
Сталин временами наклоняется к столу и
что-то записывает...

С’езд слушает внимательно и еосрёдо-
точенно. `Вот во втором ряду среди мос-
ковской делегации сидит Полина Осипен-
ко. Вот. ближе к середине зала сидит
Папанин. Вот дружной тройкой в левом
секторе кресёл сидят Беляков, Коккина-
ки, Райдуков..,

13 МАРТА

Все эти дни стоит хорошая солнечная
погода. Приятен легкий морозец, Делега-
ты партс’езда приходят на заседания с
исключительной аккуратностью... Сегодня
днем с’езд ждет выступления TOR,
Ворошилова,

Уже был первый звонок, оповещающий
о скором начале заседания, Перерыв за-
канчивается, Делегаты входят в зал. По-
ATH все они подтянутые, чисто выбри-
тые, ширококостные, В одежде строгая
гамма цветов — от военного защитного
к светло- и темносерым тонам, затем си-
ним и черным. Зал одержанно тудит, лю-
ди рассаживаются. Вот смеющийся Па-

Приветствует делегата — стокгольмского,.
лондонского с’ездов, организатора достав-
ки оружия в Россию, былого ссыльного,
который немедленно бежал из ссылок,
чтобы отдать себя, жизнь свою родной’
партии, приветствует активиста, который
работал в Баку вместе со Сталиным в
период. столыпинской реакции,

орошилов ‹просит. тишины. ‘Новый
взрыв оваций. Стоит Сталин, глядит на
Ворошилова, на своего друга, © которым
связывает его более чем 30-летняя сов-
местная работа, глядит серьезно, лучисто-

И думает с’езд, думает каждый xn
знает войну и военное дело, о том, кто т
кие наши комиссары, думает 0 само
Ворошилове—народном военном комиссар,
Слушаешь его речь-—и видишь Ворошилов
в жизни, в работе. Bor ‘он приезжает
— всегда свежий, крепкий,  стреми
тельный. Приезжает на маневры, на новые
строительства, на аэродромы или в м0]
ские базы. Он знает в лицо, подробнейшь
‘с оттенками биографии, тысячи и тысячи
людей — от командиров до рядовых стрел
ков. Происходят встречи, ‘полные дру’

‚5-й украинской армии, за

Востока, мысленно рисует’

‘напряженные,

ласково и аплодирует...

вику-маршалу

За Петербург, за тюремные годы и ссыл-
ки Архантельскую, Холмогорскую, Мезен-
скую, Чердынскую, 3a VI с’езд партии,

за Октябрь, за создание с  Феликеом
Дзержинским трозной ВЧК, за бои с нем-
цами в Г Луганском Социалистичёском’ от
ряде, зато, что Ворошилов — «первый
красный офицер», за бессмертный поход
азгром нем-
цев 26 апреля 1918 т. у Родаково, за
разгром Краснова, Мамонтова и прочих и
прочих генералов, за нашу Первую Кон-
ную, за разгром Деникина, Пилсудского,
Врантеля, Махно. За работу с Фрунзе; за
непримиримость к ‘врагам народа. За соз-
дание и руководство величайшей армией
мира.

Все слилось в этой овации, Наступила
тишина, Ворошилов начал речь, которая
воодушевит миллионы людей и которая
будет для недругов тяжелой, труднопере-
носимой. Ворошилов говорил, широко’ рав-
ставив руки и крепко ‘охватив ими 06а
борта ‘трибуны. С’езд впился ‘в оратора...
Оталин сидел у левого края стола прези-.
диума и слушал, весь подавшись вперед
и посясывая трубку.

Документально точно Ворошилов. осве-
тил подлинное состояние вооружений в
буржуазных странах и привел всех к ло-
тическим выводам: наша страна должна
иметь мощную, несокрушимую Красную
Армию и такой же Военно-Морской
Флот. р

Ворошилов доложил с’езду партии, на-
роду о состоянии Красной Армии на ce-
годняшний день.  Частыми, бурными,
шквалистыми,. аплодисментами отвечал
с’езд на сообщение о том, что. за истек-
шие пять лет мы удвоили, а где надо
утроили и учетверили нашу военную
мощь. В зале сидели сами’ создатели
этой ‘мощи: люди, которые давали сыно-
вей в армию, люди, которые сами были
в армии, люди, которые сами строили во-
енные заводы... Вот, по именам можно
назвать ряд военных делегатов, которые
при 50-градусных морозах строили ук-
репленные полосы и аэродромы на Даль-
нем Востоке... По именам можно назвать
людей, которые в военных целях ололели
болота Полесья, людей, которые оберегали
и окарауливали родимую страну, которые
потушили много пожаров, которые выло-
вили. уймищу налетчиков, отравителей,
лазутчиков... И на каждое слово Вороши-
лова из зала с’езда шли молчаливые,
трепетно  пульсирующие
ответы, Люди узнавали в итоговых циф-
рах свои заботы, череду бессонных су-
ток, свои радости... Люди вспоминали, за
что их порой лаконично ‹ благодарил

С’езд, партия, народ приносят больше-
свои уважение, ’любовь..,

беседник

жеской теплоты. Такие встречи и беседы
немыслимы, невозможны ни в какой дру-
гой армии.

Нарком быстр, годы прибавили вщё се
Дины ‘в висках, но общий молодой, бод:
рый тонус страны не дает стареть, и
нарком не’ стареет. Он четок, ‘по-военно-
му подтянут, собран. Он пристально и
внимательно знакомится на местах” ‘с. об.
становкой, .c докладами. Его  цепкий
взгляд останавливается на новых батл’
реях, зданиях, убежищах, стапелях... Нар.
ком коротко делает ряд замечаний. Мно-
гие ‘из них как-то сразу раскрывают со:
‘целые пласты новых BO3MOR-
ностей. Нарком крайне требователен. 0н
любит ясность, конкретность, четкость
Он, абсолютно оне терпит общих фра
«узоров» того, что маскировало. не p23
черные замыслы изменников. Каждый раз
прямо, иногда сурово, добираясь до в
мой глубины человеческого — сознания,
нарком  раз’ясняет людям сущность ©
временной войны. Нарком работает всегдь
сосредоточенно. Приходилось наблюдать
как он кончал работу после полуночи, 1
вставал с ранней зарей. Нарком не сд
вал и в открытой Балтике во время
штормов, Он не выпускал из поля зре
ния работу штаба, командиров, работу
ситнальщиков, работу коков. После целого
рабочего дня он мог просмотреть большой
самодеятельный концерт и потом добрую
часть ночи внимательнейше подсчитывать
призовые баллы того или иного певица,
чтеца, танцора, а к побудке вновь был
на палубе, на мостике. Нарком удивитель-
но разносторонен. Он никогда не доволь
ствуется  узко-военным — «инспекторски» i
смотром. Он проверяет Bee croponn pase
ты и быта. Он вникает в мельчайшие де
тали работы местных партийных и 008ет.
ских организаций, заводов, органов онаб-
жения, коммунального управления. Он
хочет, чтобы тыл во всем всегда пониим
армию, понимал потребности войны...

С’езд смотрит‘ на своего мужественяою
маршала, на железного человека, кото
рому скоро 60 лет и который так кре
пок, упруг, молод, свеж. Вновь и BHOBb
с’езд мысленно пробегает его более чем
сорокалетний революционный и военный
путь... И люди еще крепче понимают, по:
стигают сущность большевистской арии,
сущность комиссарского долта и дела.

Вновь несутся овации, когда Вороши’
лов, высоко подняв руку и сжав вулаь
напоминает народу слова присяги, кот
рую принял каждый командир, каждый
боец, каждый политработник наших во
оруженных . сил...

Сталин внимательно смотрит в 8M,
читая на лицах, в горящих глазах ответ о
тотовности. биться 8a партию, за родину,
биться за свои воды и земли TAK, как
никогда и никто на свете еще не бился, }

Новые. книги

В Гослитиздате выходят:

В. Маяковский — «О Ленине», сборник
поэм и стихотворений, В сборник вошли:
поэма «Владимир Ильич Ленин», отрывок
из поэмы «Хорошо» и ряд стихотворений.
Книга выпущена 50-тысячным тиражом.

Н. Щедрин (М. Е. Салтыков)’ — «Губерн-
ские очерки». Это первый том выпускае-
мого в текущем году Гослитиздатом по
годписке семитомного собрания избран-
ных ироизведений писателя. По сравне-
нию с полным собранием сочинений Сал-
тыРова-Щедрина, в семитомнике несколь-
кс сокращены и переработаны коммента-
рии.

H. Мещеряков — Салтыков-Щедрин,
популярная биография писателя. Выпу-
скается 50-тысячным тиражом,

Д. Заспавский — М, Е. Салтыков-Щед-

рин, краткий очерк. литературной дея-

тельности писателя,
Вс, Иванов — «Пархоменко», роман. _

Москва, В. Гнездниковский, 10,

КАЛЕНДАРЬ КЛУБА ПИСАТЕЛЕЙ

20 марта — декадник секции детской
литературы. Обсуждается повесть Б. Ш
тилова «В лагере». ;

21 марта — вечер, посвященный Tord
лю.

22 марта — декадник секция перевод*
чиков.

Лекция проф. Колошина па тему «Ka
тегории материалистической - диалектики»,

23-го — клубный день. В верхних 10-
стиных — выставка ‘работ художника
Р Фалька. Поэты В. Каменский и М, Али
rep  будуточитать свои’ стихи, М. Пришвии
прочтет рассказ «Лисичкин хлеб», Н. Вир»
та — отрывок из романа «Землевладель
цы», В. большом зале — концерт из про’
изведений С. Прокофьева,

25 марта — декадник секции поэтов,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: \
В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В. ЛЕБЕДЕВ.

КУМАЧ, Н. ПОГОДИН, 0, ВОЙТИНСКАЯ,

РЕДАКЦИЯ: Моснва, Последний пер., д. 26, тел, К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель»,
Типография газеты «Индустрия» Москва, Цветной бульвар, 30.