Сообщение ТАСС.
В связи © чехословацкими событиями,
между Народным Кюомиссаром Иностранных

Дел т. М. М. Литвановым и германским
послом в Москве г. фон дер Шуленбург

имел место нижеследующий обмен нот:

Нота германского посла
от 16 марта.

‚ . Господин Народный Вомисеар,
По поручению моего правительства
имею честь сообщить правительству Союза
Советских Социалистических Республик
нижеследующее: о
Чешский президент по своему желанию
был принят вечером. 14 марта фюрером
и германским рейхсканцлером. На’ состо-
явшемся совещании достигнуто  соглаше-
ние, точный текст’ которого гласит:
«Фюрер и рейхеканплер в присутствии
министра иностранных дел фон Риббент-
ропа сегодня принял чехословацкого пре-
зидента доктора Гаха и чехословацкого ми-
нистра ‘иностранных дел доктора Хвалков-
ского, по желанию последних. Во время
этой встречи было © полной откровен-
ностью подвергнуто рассмотрению  серьез-
ное положение, создавшееся в результате
событий последних недель на бывшей до
сих пор чехословацкой ` государственной
территории. Обеими сторонами единодушно
было высказано убеждение, что целью
всех усилий должно быть
спокойствия, порядка и мира в этой части
Центральной Европы. Чехословацкий пре-
зидент заявил, что для достижения’ этой
цели и для окончательного умиротворения,
он с полным доверием передает судьбы
чешского народа и страны в руки фюрера
германского государства. Фюрер принял это
заявление и высказал свое решение взять
чешский народ под залщиту терманского го-
сударства и гарантировать ему соответет-
венное его особенностям автономное раз-
витие его народной жизни. В’ удостовере-
ние сео данный документ изготовлен и
подписан в двух экземплярах. -
. Берлин, 15 марта 1939 гола.
Алольф Гитлер фон Риббентроп’
Доктор Гаха Доктор Хвалковский».
В соответствии ¢ вышеизложенным CO-
глашением, вчера в 6 часов утра. герман-
ские войска перешли чехословацкую гра-
ницу и будут заботиться о восстановле-
нии порядка в Чешской области. Доктор

Гаха и доктор Хвалковский согласились

0 всеми необходимыми мероприятиями,
которые будут ‘нужны для прекращения
какого-либо сопротивления и избежания
пролития крови. 4

Соответствующие указания даны под-
лежащим военным и гражданским чеш-
еким учреждениям.

Таким образом, нужно полагать, что
проце занятия и освобождения страны
совершится в полвом спокойствии и 1-
рялке. — ОЕ Е

Прамите и пр.

Шуленбург.

Нота германского посла
от 17 марта.

Господин Народный Комиссар!

По ‚пюручению германского празитель-
ства имею честь нотифицировать  прави-
тельству Союза Советских Социалистиче-
ских Республик нижеследующий ‘указ от
16 марта 1939 года 0б установлении по-
тевтората Богемия и Моравия:

«В течение тысячелетия  богемеко-мо-
равские земли являлись жизненным про-
странством германского народа. Насилие и
неразумность вырвали их из их старого
исторического окружения и создали, пу-

обеспечение.

беспокойства. ‘С каждым тодом росла опас-
ность, что из этой области, как однажды
было в прошлом, возникнет новая чудо-

вищная угроза для мира в Европе, пото-

му что чехословацкому государству и его
властителям не удалось разумным  обра-
зом организовать сосуществование групи
народностей, произвольно 0об’единенных в
нем, и пробудить и поддержать интёрес
всех участников в сохранению их общего
государственного целого. Таким образом,
Чехословацкое государство доказало свою
внутреннюю нежизненность и поэтому оно
теперь и подверглось. фактическому рас-
паду. Но германская империя не может
терпеть длительных неустройств в столь
важных › областях, которые являются
решающими, как для ее собственного
спокойствия и_ безопасности, так и для
всеобщего благополучия и всеобщего ми-
pa. Державе, более всего заинтересован-
ной и наиболее. угрожаемой, в силу свое-
го исторического и географического поло-
жения, пришлось бы рано или поздно
нести тяжелые последствия. Поэтому
вполне соответствует. принципу самосохра-
нения, если германская империя решила
вмешаться категорическим образом, в пе-
ISX восстановления основ разумного по-
рядка в Центральной Европе и принять
вытекающие из этого меры, поскольку

‘терманская империя уже доказала в тече-

ние ‘своего тысячелетнего ° исторического
прошлого, что она ‘в’ силу как своих раз
меров, таки качеств германского народа
только одна призвана разрешить эту зада-
чу. Будучи воодушевлен серьезным же-
ланием - служить подлинным интересам

‘населяющих ‘это ‘жизненное пространство

народов, обеспечить германскому и чеш-
скому народу национальную. сзмобытную
жизнь, принести пользу миру и Bceob-
щему социальному: благополучию, я, име-
нем ‘германской империи, в качестве
основы для будущего совместного сущест
вования жителей этих областей, прика-
зываю следующее:

Статья 1. Части ` территории бывшей
Чехословацкой Республики, занятой. ‘тер-
изнскими войсками. в марте 1939 года,
принадлежат отныне к территории вели-
кой Германской империи и поступают в
качестве «протектората Богемия и Мора-
вия» под её защиту, Поскольку этого
требует защита имперни; фюрер ‘установит
для отдельных частей этих областей от-
личный от настоящего порядок.

Статья 2. Национально-немецкие жители
протектората становятся германскими гра-

жланами и, согласно предписаниям закона   6

06 импереком гражданетве от 15 сентября
1935 года, имперскими подданными. Для
них обязательны постановления 0б охране
немецкой крови и немецкой чести. Они

подлежат германской юрисдикции. Осталь-

ные жители Богемии и Моравии становят-
ся гражданами протекторат» Богемия и
Моравия. *

Статья 3. Протекторат Богемия и Морз-
вия автономен и`самоуправляется. Он. 0су-
ществляет принадлежащие ему суверенные
права в рамках протектората во соответ-

етвии © политическими военными и хозяй-

ственными интересами империи. Эти-су-
веренные права осуществляются собствен-
ными органами и собственными учрежде-

`ниями  @` собственными чиновниками.

< Статья 4. Глава автономного управления
протектората Богемия и’ Моравия пользует-
ся защитой и почетными правами главы
государства. Глава протектората нуждает-
ся для выполнения своей должности в
доверии фюрера й имперского канцаерз.
Статья 5. В качестве блюстителя импер-

мапию Чехословакии, очаг постоянного   Его резиденцией является Прага. Импер-

ский протектор, как представитель фюре-
ра и как уполномоченный имперского прз-
вительства, имеет своей задачей заботить-
ся о соблюдении политической линии фю-
рера, Члены правительства протектората
утверждаются имперским протектором. `

Утверждение может быть отозвано.

Йзперокий протектор Bupape информи-
роваться о всех мероприятиях правитель-
ства протектората, & также давать ему
советы. На мероприятия, способные повре-
дить империи, он может  паложить за-
прет, а в случаях, не терпящих отлага-
тельства, принимать необходимые решге-
вия, учитывая общие интересы.

Опубликование законов, распоряжений
и иных правовых предписаний равно кэк
и исполнение административных распоря-
жений, 3 также ° вошедших в законную
силу судебных решений, приостанавлива-
ются по протесту со стороны имперекого
протектора,

Статья 6. Внешними сношениями про-
тектората, в частности защитой его гра-
жлан за границей ведает империя.

Империя будет вести внешние еноше-
ния в соответствии с общими интересами.
Протекторат будет иметь представителя в
имперском правительстве в ранге «тюслан-
НИКа». ’

Отатья 7. Империя оказывает протек-
Торату. военную защиту. Для этой защи-
ты империя содержит. в протекторате гар-
низоныЫ и военные сооружения. Для под-
держания внутренней безопасности и по-
рядка протекторат может организовывать
во части. Имперокое прави-
тельство определяет их структуру, мощ-
вость, численность и вооружение.

Статья 8. Империя осуществляет пря-
мой надзор над путями сообщения и все-
ми средствами связи. м

Статья 9. Протекторат входит в состав
таможенной территории германской импе-
рии и подлежит ее таможенному сувере-
нитету. а
Статья 16. Законным платежным сред-
ством наравне с имперской маркой, остдет-
ся, впредь до распоряжения, крона.
Соотношение 0беих валют определяется
имперским правительством.

Статья 11. Империя может издавать
правовые предписания для протектората,
если этого требуют общие интересы.
случае общей потребности империя может
взять в 0806 ведение отдельные отрасли
управления и учреждать необходимые дла
этого обще-имперские органы,

Имперское правительство может прини-

мать меры, необходимые для поддержания
езопасности и порядка.
‚ Статья 12. Действующее ныне в Бо-
гемии и Моравии право сохраняет силу,
поскольку оно He противоречит смыслу
принятия защиты их германской импе-
рией. Имперский министр внутренних дел
издает по согласованию © заинтересован
ными имперокими министрами празовые и
алминистративные распоряжения во испол-
нение и развитие данного указа».

Указ подписан Фюрером и канцлером

германской империи, имперским министром
внутренних дел, имперским  манистром
иностранных дел и начальником имперекой
канпелярии.

Согласно статье 6 настоящего ‘укава,
империя. ведает внешними сношениями
протектората, ‘в частности защитой. его
граждан за границей. ;

Дипломатические. представители Чехо-
словакли ‘за границей отныне более
He правомочны. осуществлять должност-
ные функции.

Примите, господин Народный Комиссат,
уверения в моем совершеннейшем почте-
вии.

1 МЫСЛИ О

Выктавка «Индустрия социализма»
встречает посетителя торжественной, па-
тетической скульптурой, экспонированной
У тлавного под’езда. Мы видим изваяния
людей нашего народа — строителей, вои-
нов, покорителей земных ‚недр и воздуш-
ных. пространств. Есть что-то строгое,
чрезвычайно внушительное и глубоко вол-
нующее в этих фигурах. Замечательная
скульптура служит как бы вступлением

входе, не покидает вас все время, пока
вы находитесь в ее просторных залах.
Искусство помогает нам познавать мир и
человека, его леятельную жизнь и глуби-
ны его мыслей и чувств; Познавательная,
радующая человека сила искусства и кра-
соты в нашей социалистической. стране
необычайно велика!
Человека, который искренне любит ис-
кусство, никогда ‘не обманет заманчивость

написана плохо, что’ называется «без ду-
ши», И огромное полотно, на котором
хуложнив с необычайным‘ размахом из0б-
pa какой-нибудь. кричащий батальный
сюжет, я всегла © легким сердцем отдам
за небольшой пейзаж, в котором. просто,
непосредственно, Но с глубоким” чувством
и волнением мысли художник показал нам
то новое, что наша эпоха внесла в, Кд-
залось бы, вечный и неизменяемый 06-
лик’ «природы». Так, ‘например, прелест-
ные, сочные, так и дышащие свежестью,
я бы сказала, «живым ароматом» — «Си-
‚рень» и «Пионы» П. Кончаловского ¢
непререкаемой убедительностью говорят ©
том, что в нашей стране стало радостнее
и веселее жить. Последнее ‘слово в рус-
ской дореволюционной пейзажной животи-
си сказал незабываемый Левитан. Элегич-
ность природы, ее извечная грусть. «1109-
зия березки» и бескрайних  сиротливых
полей стали как бы неотделимыми OT Ca-
мого понятия © старом русском пейзаже.
Человек в русской пейзажной картине был
всегда исключительно редким гостем,

себя природа страны, человеку которой
жвлось трудно, грустно, тяжело. Ho вот
В. Рождественский выставил свою картину
«Индустриальный пейзаж в бывшей тай-
те». На фоне бескрайних таежных просто-
ров — люди, работающие на советском
заводе. Колорит снежного пейзажа и 3a-
водских корпусов удивительно мягок, при-
ятен глазу, многоцветен. А люди его
оживляют, придают ему динамичность, дей-
ственность; ‘глубину и, я бы сказала, вы-
cory... картине А. Рыбакова «Ранняя
пахота» мы видим почти традиционный ле-
‚витановский русский полевой ландшафт,
но трактор и человек на тракторе не’ ме-
ханически, ‘тенденциозно, a композицион-
но продуманно внесенные в картину
художником, — придают русскому полю
новое выражение. Приятно. порзжает новое
в трактовке излюбленных им пейзажных

«Вас вызывает Перпиньян...». Голос® хохо-
‘верить... Все еще возможно... Человече-

живем во времена Атиллы.

к выставке, и настроение, охватившее при

тегы и ‘внешний эффект, если картина.

была задумавшаяся, углубившаяся в самое.

и композиционная острота, и красочность,

луи АРАГОН
SHUM ПО CMRP TD
 MOsTOR ©

В эти черные дни много звонил телефон.   эты;’ мы’‘привёгетвуем ` вас! Не ‘храните о

дят © границы нашей страны, они Товорят
невнятные слова, которым не’ решаешься.

ское торе измеряется современными ги-
тантскими масптгабами, А мы попрежнему,

ТАВКЕ

Манизера покоряет своей внушительное
проникновенным пафосом человеческом ¢
раза, который так счастлив урл,
скульптору изобразить. Цемевтная зуд.
тура М, Рындаюнской «Юная Таха
хлопковых полей» — несомненно оно
наиболее совершенных и мастерскят пир,
ведений на выставке, Здесь такой му.
ный материал, как цемент, великолиь
передает ощущение радости, счастья, у,
щи, Какое изящество и, выражение ут,
‚ренней уверенности в протянутых вии
руках молодой девушки, ладони хочу
едва вмещают изобилие хлопковых пи
В «Автогенщице». (гипс) Н, Шильнсь
‚— настоящее обаяние, физическая крут
Скульптура С. Лебедевой «Шахтер» в
купает глубокой психологичностью, чет
стью характеристики человеческой Harpy
В фигуре шахтера чувствуются ив то
мощь, физическая сила, во и какая“,
‘лумчивость, внутренний  захватымуть
зрителя лиризм. Очень жалко, что т
шахтера плохо освещено, от этого нех,
‘ко теряется выразительность ето чей, »,

ВЫС

О. Л. КНИППЕР-ЧЕХОВА
НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР
<

сюжетов у такого крупного мастера, как
Е Богасвский, ‘Художник, который еще
недавно писал только’ какие-то полуфанта-
стические архаические пейзажи, теперь
создал пейзаж Ha тему строительства
«Азовстали», пейзаж, оживленный много-
численными человеческими‘ фигурами. Не-
посредетвенное чувство природы свойствен-
но и картине А. Бубнова «На границе».
Тонкое, продуманное и  `’прочувствованное
художником композиционное сочетание лю-
дей и природы  (бойцы-пограничники и
девственный лес) составляют особую ‘пре-
лесть этой картины,

Радость и молодость моей страны я
живо ощущала, стоя ‘У картин наших
художников, трактующих бытовые, жанро-
вые темы. «Сын родился» В. Васильева,
«Новая Москва» Ю. Пименова, «Новые торые приходится рассматривать оз
люли социалистической деревни» С. Гера-   пристально, чрезмерно напрягая зрени,
евуова и многие, многие хругие картины  , Исключительно богато и развийил
товорят зрителю 0 непосредственности, отит вю ыы Aa
‘неповторимости «подхода» в ‘трактовке startles Waal ent
художниками их. сюжетов. По уверенным, фор и фаянс. Г ва
одушевленным ясной мыслью и спокойной   виться — красочности выставленныт +)
визов- и декоративных статуэток, вл п

волей лицам наших колхозников на кар-
тине Сергея Герасимова видно, как сильно выразительности, сюжетностя, vipa
Экспонаты Ломоносовского, — Ayzenoyy,

изменился облик русской деревни в и
‚ эпоху, по сравнению с эп
Heaaover о : Калининского заводов свидетельствли
гышном расцвете нашей фарфором x)

Нееловок и’ Голодаевок. Молодость страны,
новое отношение в женщине, к матери, к
ансовой художественной промышлен
Мне хочется закончить свои визит

ребенку, весь узел трудных и запутанных
в кзпиталистическом обществе а
: ных . взаимотно тен

а казалось бы, исключительно   ния о выставке несколькими “tir

«бытовой» картины В. Васильева. Каким   иветах и красках, которые с 4 fa

безудержным лиризмом дышит большое удержной праздничностью, © такой м»

полотно Ю. Пименова о новой Москве! шествующей радостью, в таком побит

здесь представлены. В действительно у

бываелюй картине молодого “xyloRm

Ефанова’ «Незабываемое» мы ‘Види рту

Я знаю, я чувствую: как актриса, › Что.
самая сложная, но и самая плодотворная

водителей партии и правительства па слу,
щанви жен ИТР. Великий Сталин па

задача художника заключается именно в
ближайшие соратники и ученики —

сюжетном, и построении
окружении жен командиров нашей сот

картины. Поэто такие картины, Kak

«Урал Демидовокий» B, Иогансона, «Брат-
тистической промышленности. Радот,
возбужденные, вззолнованные лица ©»

предатель» `Ф. Невежина, «На защиту’
Петрограда» П. Вильямса, и в особенно-
и рджоникидае на совещании
на в 1936 году» Алек-  СВИх женщин и ульбающиеся, <обил
ъывом радости охват
—. воспринимались ченные, тем же пор
НАЯ и ни: ные лица вождей Hamel ire ты т
тельная повесть или роман. В этих кар- чо et eee sree neo м
тинах есть и повествовательные элементы,   Цветовой гам у ‚ №
4 -   тензий, роз. Это богатство красок пуг
водит чарующее впечатление. Жаль,
на выставке экспонирован не оригиуах, 1

копия этой замечательной картины,

“И с ощущением радости и увереннит
я оставила‘ последний зал этой исклюот
тельно многообразной, поучительной п &
гатой творческими достижениями выстази
советских художников.

«ЩОРС» 0, КОЛЬЧЕ

На поэтическом „декаднике

Талантливые наши ‘люди начали рабу
над образом Щорса. Это было труде
большое дело, но прошли годы, и в №
море, красках, на экране, в повестях
а романах, стихах и песнях ‘ожил ШУ
Фралций   ужасного воспоминания! ^ Когда Народу возвращается один из лучигих
Лазарь вышел ‘из могилы; оно ничего ие   сыновей, Тот сли это  несгибаеми
сказал © TOM, чо Бидел в ином мире, юноша-коммуниот — полководец, Tepe
просто’ ‘он нашел солнце нежным и теп-   которым а образы наполеоновоки
м. & своих © — сными, как   маршалов
ини fe vasiiennest amie валней сё-   Поэма «Торе» 0. Колычева, mpounni

рати   ная и обоуждавшаяся в клубе mucin
empe Ф и! лей ‘15 марта, заслуживает Toro, Toll

и свет, много воздуха и света: Каждая из
этих картин воспринималась мною, Rak
своеобразный спектакль, как мастерски.
переданный на холсте драматический рас-
сказ.

‚По своему художественному значению
скульптура” на выставке не уступает. луч-.
шим живописным  полотнам, с «Сталин»

ских ‘интересов- фюрер ‘казначает ^импер-
ского протектора в Богемии и Моравии.

тем включения их в искусственную фор-

Нота Народного Комиссара Иностранных Дел
° ‘т. М. М. Литвинова от 18 марта.

Господин Посол, › ва, без согласия своего народа, отменить

его самостоятельное государственное суще-

Так. все вечера я вел страшную бесе-
ду < ужасом. По невидимому, очень товко-
му проводу, через поля и города, ко мне
доходит чудовищный гул испанских стра-.
даний, потрясающее эхо горестей. народа,
скученного за огралой на нашей земле.
И среди этого страшного концерта я на-
чина различать имена поэтов...

Первым был Альтолягирре.. «Я Bac. coe-

Ho вот нас постиг непоправимый утар; о ней говорить ‘по-настоящему, Налии
пришла весть из Кольюр. Самый великий,   вещь, требующая серьезной оценки, №
старший из певцов Испании, чей голос  Эма увлекает поэтической ясностью, *
звучал из глубины’ разрушенного полуост- КиИим рисунком, настоящим, литератур
рова, Антонио Мачаю — умер. В самом   ЯЗЫКом. — Но, — говорит С. Вволиь

t большая поэтическая вещь должна Si
деле умер. От такой омерти НиКоГла 16  сюжетно интересной, & поэма Коль
воскресалот.

он, достиг Чужой земли,   все же только монтаж отдельных я
тонимый вражеской силой, едва он оставил   эпизодов из жизни, окружавшей Шор

родину. как жизнь покинула ero, On He} Эаконность циклического построения !

Шуленбург.

5. Вышеприведенные замечания OTHO-
CATCH целиком и к изменению Статута

Имею честь подтвердить получение. Ва-
шей ноты от 16-го и ноты. от 19-го сего
месяца, извещающих Советское Правитель-
ство 0 включении Чехии в состав Герман-.
ской ‘империи и 0б установлении над ней
германского протектората.

Не считая возможным обойти молчанием
означенные ноты и ‘тем создать ложное
впечатление 9 своем, якобы, безразличном
отношении к Чехословапким событиям, Co-
ветское Правительство находит нужным, в
ответ на означенные ноты, выразить свое
действительное отношение к упомянутым
событиям.

1. Приведенные во ветупительной части’
германского Указа, в его обоснование и
оправдание, политико-исторические конпеп-
ции и, в частности, ‘указания на чехоело-
запкую государственность, как на очат
постоянных беспокойств и угрозы европей-
скому миру, на нежизнеспособность чехо-
словацкого государства и ка вытекавшую.
из этого необхолимость особых забот яля
Германской империи. не мотут быть при-
знаны правильными и отвечающими изве-
стным Всему миру фактам, На самом деле,
из всех европейских государств, после.
первой мировой войны Чехословапкая рес-
публика была одним из немногих госу-
дарств, где были действительно обеспече-
ны внутреннее спокойствие и внешняя
миролюбивая политика.

2. Советскому правительству неизвест-
ны конституции какого-либо государства,
которые павали бы право главе государет-

ствование. Трудно допустить, чтобы кавой-
либо народ добровольно соглашался на. уни-
чтожение своей самостоятельности и CBOE
включение в состав другого государства, &
тем более такой народ, который сотни лет
боролся за свою независимость и уже
двадцать лет сохранял свое  самостоя-
тельное существование. Чехословацкий пре-
зидент г. Гаха, подписывая‘ берлинский
акт от 15-го сего месяпа, не имел на
это никаких полномочий от <воего наро-
да и действовал в явном противоречии с
параграфами 64 и 65 чехословацкой кон-
отитуции и < волей своего народа. Велед-
ствие этого означенный акт не может счи-
таться имеющим законную силу.

3. Принцип самоопределения народов, на
который нередко ссылается германское пра-
вительство, предполагает свободное во-
леиз’явление народа,’ которое He может
быть заменено подписью одного или двух
лиц, какие бы высокие должности они не
занимали. В данном случае никакого во-
леиз’явления чешекого народа не было
хотя бы в форме таких плебиспитов, ка-
кие имели место, например, при’ опреде
лении судьбы Верхней Силезии и Саар-
екой области.

4. При отсутствии какого бы то ни бы-
ло волеиз‘явления чешского народа, окку-
пация Чехии германскими войсками и пос-
ледующие действия геруанского правитель-
ства не могут не быть признаны  произ-
вольными, насильственными,  агрессивны-
ми.

Словакии в духе подчинения последней
Германской империи, не  оправданному
каким-либо  волеиз’явлением словацкого
народа.

6. Действия германского правительства
послужили сигналом к грубому вторже-
нию венгерских войск в Карпатскую Русь
и Е нарушению элементарных прав ее
населения.

7. Ввиду изложенного, Советское. пра-
вительство  не может признать включение
в состав Германской империи Чехии, & в
той или иной форме также и Словакии,
правомерным и отвечающим общепризная-
ным нормам международного права и
справедливости, или принципу самоопре-
деления народов.

8. По мнению Советского  Правитель-
ства, действия германского ‘правительства
не только не устраняют какой-либо опас-
ности всеобщему миру, а, наоборот, с0-
здали и усилили такую опасность, нару-
шили политическую устойчивость в Сред-
ней Европе, увеличили элементы еще ранее
созданного в Европе состояния тревоги и
нанесли новый удар чувству
народов. ==

Имею честь просить Вас, Господин По-
сол, довести вышеизложенное до’ сведения  .

Вашего, правительства и принять увере-
ние в моем совершенном к_Вам уважении,

ЛИТВИНОВ.

ХРОНИКА

3\№ ЕРЕВАН. (Наш корр.). Институт ли-
тературы и языка филиала Академии
наук встретил открытие ХУШ с’езда пар-
тии выпуском сборника «Сталин в творче-
стве армянского. народа». В  оборнике
тринадцать печатных листов: Сборник
снабжен иллюстрациями художника Код-
жояна и армянскими миниатюрами’ рабо-
ты художника Тарагроса,

В ближайшее время Институт готовит
более обширный сборник «Ленин и
Сталин в творчестве армянского народа»
на русском языке.

3»к Главный библиотекарь Национально-
г отдела Всесоюзной библиотеки им.
В. И. Ленина Ариф Алпаров организовал
собирание «Интернационала» на всех язы-
ках мира.

Литературная газета:
№ 17

6 —

В настоящее время, в Национальном
отделе „Ленинской библиотеки «Интерна-
ционал» , имеется на‘ 53. языках — на всех
языках союзных и автономных. республик
СССР, а. также На языках =— адытейском,
харачаевском, ойротоком, хакасском, еврей-
ском. черкесском, аосирийском, даргин-
ском, ингушском, ненецком, ногайском, ун-
турском, чеченском, цыганском, шарском.

% 10 Maz 1939 года ‘исполняется 50
лет со дня смерти великого русского са-

тирика Салтыкова-Щедрина. Для ознаме-

нования этой. юбилейной даты в Моск-

ве организован  об’единенный комитет
Академии наук СССР и союза. советских
писателей, Комитет обратился. к республи-
канским академиям наук ‘и писательским

и научным организациям братских респу-

блик с предложением начать подтотовку
&® 50-летию смерти Щедрина.

3 Большую аудиторию собрал творчес-
кий вечер поэта Н. Ушакова, состоявший-
соя 19 марта в Московским клубе писате-
лей.

Н, Ушаков читал стихи из подготовлен-
ной им Е печати новой книги
шествия». } ,

В обсуждении новых стихов Ушакова

приняли участие: А. Коваленков, Н. Ace-.

ев, А. Гатов, П. Шубин, П. Антокольекий,
А. Ромм и А. Сурков.

3№ 24 марта в Ленинградском красно-
знаменном театре драмы имени Пушкина
состоится чествование народного артиста
СССР Юрьева в ознаменование пятидеся-
тилетия его сценической деятельности. В
юбилейный день пойдет «Маскарад» Лер-

‘монтова с участием Юрьева в роли Арбе-

НИН&.

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д. 26, тел. К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство

{  Уяолномоч, Главлита Б—1431

безопасности

«Путе-

прошел сквозь огонь, Kak саламандра,
этот юный поэт, которою на’ границе при-
няли за сумасшедшего. Ну; а все осталь-
ные; ‘чьи имена дошли до меня из того
общего ада, который поглотил их. —
Педро ^ Гарфиае, Эмилио Пралос, Рамон
Гайа, Хосе Эррера Петере, Артуро HO
Пляха и сколько ‹друпих, —= все тенерь
были ‘узниками концентрационных “зате-
рей; латерей, от которых история Фран-
ции с негодованием отведет глаза...

Ах. поэты Испании, как хорошо ‘мы их
встретили на’ французекой земле! Мы ла-
ли им песок для спанья, звезды вместо
полога, северный ветер вместо плалца, за-

т ‘унтер-офицеров и штыки сенегаль-
nes! ;

шинотво toaTon «Opa ле Эспанья», Tex
HOITOB, ETO TBA года’ назад. налтисали. «Ро-
мансеро гражданской войны». В «труппе
186» был Серпалю Пляха, который котла-

Я. их видел своими глазами,

Неочастных, тонимых,

ВБлуждающих по большим дорогам

Крестьян Андалузии, ;

Мужчин, детей, женщин,

Идущих неизвестно куда,

Бредущих  растерянно,

.-Я их видел своимя глазами

По краям больших дорог,

Что ведут к Кордове.., cca
Какой ужасный ‘смысл приобретает po-
мансеро 1937 года с6тодня! Тот, кто ето
налтисал, в свою очередь стал участником
трагического исхода..,

Ha думаю также об Эррера Петере, пи-
савшем:

Когда задует ледяной ветер,

Зелеными садами ставьте, убитые,

Чтобы солдатам народа ^

Не было холодно на Фронте..,

Й я повторяю эту мольбу, ибо Эррера
Петере здесь, среди солдат народа, у под-
ножья неумолимых Пиреней, откуда италь-
SHI уже грозят нашей: родине,

Эррера Петере и Эмилио Прадосу уже
удалось выйти из лагеря. Воокрестие по-

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.

диняю © т: Альтолягпирре»;: =— сказал мне
в аппарат голос любезного чиновника. Он

трязненную мочой воду вместо меда и

В лагере Сен-Сиприен очутилось боль-

то опиезл исход беженцев из Андалузии:

чадо, газеты

‚  тора Гюто и ее молодой муж, неизвестные

«Советский . писатель», Москва, B.

пережил изгнания. Переселенный в чЧу- эмы защищает С. Островой, Оя отии
жую страну, поэт угас. во французской   большую мягкость поэтического стита №
ночи. лычева, интересный меняющийся
поэмы, М. Тарловский товорит, чт №
лычев работал над «орсом», ках М
ник, как кобзарь, часто забывая, 3101
его руках перо. И вместо поэмы ии

0, Мачадо, о, великий павиий изгнан-
ник! Теперь люди наконец видят твое ис-
тинное величие! Теперь твое имя залтисано талантливый   бкад  0! ТПороь  в вой
навеки в кровоточащем сердце мира. Вни- слишком много песни и лирики, во №
зу карты Франции, у порота войны, ты   Исторических ‘обобщений,
лежишь  вечным. упреком, который не ‹те-  Василий Боженко дан более вр
реть никакой ложью. Ты, который, как   ЧУВСТВенно, сделан гораздо человечие #
никто, сумел найти небесные слова, что-   МО® Шороа. Почему? Шоро ree,

Pee haa и
6 repo образ оказался не под силу поту.
ae sila ri ети rane ржа Х. Аджимян правильно  указыми, т

: грозная действительность гражданской
очередь похищен тьмой... В Кольюр, на  ны только описывается в поэме, м!

маленькое, деревенское кладбище в течение   раскрывается в центральном образ и

‚веков будут приходить люди, чтобы тю-   repos.

клониться тебе. Даже в самые мрачные: ми-
HYTH ты воспевал жизнь; & не’ смерть:
`„.Вчера в моих стихах, подрута,
звучал сухой лязг твоих костей,
и ты вдохнула холод в мою песнь,
_”. и ‘№юю трагедию
разрубила твоей серебряной косой.
За это я воопою плоть, которой у тебя
нет,

Один из боевых соратников ЩИ!
т. Петренко-Петриковский  тлазне №
стоинство поэмы видит в тесной ев вм
о современностью. Прощальное слозо 1}
са в’ эпилоге. —, Вы тлядите, люди!
0ба\.. — звучит сильно, насторажиий
делает Щорса близким и родных
няшним нашим дням. Предатель Коий
ппионка, отравившая  батьку Bowell
убийцы Черняка — доселе бродят в08/
‘Hac,

С. Липкин упрекает ввтора «Шор»!
излишней стилизации, в перегрузке п

и тлаза, которых у тебя нет, ,
мы фольклором. Резко говорит о №

И ТВОИ вете
АН ЧТО р развевал, ] статках поэмы В. Перцов,

и губы алые, что он целовал... . д ‘ anes
Te vee ние жи все

В день, когда мы узнали © смерти Ма-   лико. Но ведь ae Shetek или в

сообщили нам также о пора-   историю, ‘послужившую началом для №

зительном и странном  святотатстве: в  боты Колычева, в самую moomy. B set

Вилькье, там, где утонули в Сене дочь Вик-   ГЛАВноТо — своего, неповторимого ото!

м ния автора к герою,

Ф. Ростова — жена Щорса, ем дол!
соратник, высоко оценивая значение №
боты `Колычева, считает, что слет
им — талантливо написанный фо’ М

люди разрушили памятник поэту. Не знаю
почему, смерть Мачахо в Кольюр и ymac-
ное бесчинство в Вильнье одновременно за-
ставили сжатьея мое сердце... Быть мо-

жет, потому, что, название Вилькье не-  о соящего рассказа 6 ШЩорсе, ох a
у м 4

ETBHO CBA) матичен. в поэме. Его образ вату
pasp) © HO ¢ DestaD annum душу событиями. происходящими вокруг. МИ

ная и яркая фигура бальки Боже =
более простом и более понятного ва!
человека — заслоняет собой Щорса, В *

детей,

И никогда © такой остротой
‚ ках в этот
вечер, не чувствовал я, Что в-мире omer  ? M20 от Шорса-человека.

быть столько человеческого торя. Hg} Общее впечатление от поэмы Komi
т в мире существуют СИЛЫ, ЕОТо-   850 же было единым. «Щорс» Roast
р сп ви интересы человечества и кото-   принят, как интересное литературно» 1
о роль подготовляют победу. Вы   изведение.
ышите!‹ победу, друзья‘ мои. / Й’ тома Б. ВИЕЛЬЯНЯ
вернутся величие и сила жизни, из СТ   пни
не, которая ‘зовется: Фравтия, ив стране !
РЕДАКЦИОННАЯ. КОЛЛЕМИ

которая зовется ce всегда’ будет
В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В, ЛЕБЕЕ

ren поэто и песен, и криков ра-
Ш =: НИКУМАЧ, н. погодин, о, BOATHHCIM

Гнезднииовский, 10.

«