AMTOM

Е Ва

ПАМЯТИ А. С. МАКАРЕНКО

Умер Антон Семенович Макаренко.

н был автором одного из наиболее.

замечательных,  вдохновенных литератур-
ных памятников нашего времени. Ero}.
«Педагогическая поэма» переведена Ha

все главные языки мира и принадлежит
К числу любимых книг всего передового
человечества. Эпоха социализма, величе-
ственная сталинская эпоха, во весь свой
голос говорит в этой мулрой и страстной
книге 0 любви к человеку, о мужестве, о
силе социалистического гуманизма, воспи-
тывающей и переделывающей людей. Ве-
ликий Горький считал «Педагогическую
поэму» одним из самых значительных про-
изведений в литературе.

А. С. Макаренко являлся лучшим пред-
ставителем нового типа писателя — пи-
сателя социалистической эпохи, и в <«Пе-
лагогической поэме» он рассказывал 0 де-
ле своей жизни, которая вся без остатка
отдана была народу, делу коммунистиче-
ского воспитания молодежи. Каждая строч-
ка его произведений была им завоввана,
3а кажлым еловом стояла вся его жизнь,
вся его героическая работа. Он поистине
писал кровью своего сердпа. прекрасного
сердца патриота, борца, педагога-хулож-
ника. До конца своих дней он собдинял
художественную работу © педагогической,
OH был переловиком; новатором, подлин-
пым революционером и в той, и в другой
области.

Его произведения и его педагогическая
система проникнуты мыслью о том, что
вся наша действительность, вся жизнь
страны победившего социализма наполне-
ны факторами громадной воспитательной
силы и что советская педагогика должна
быть основана на принципах коммунисти-
ческой морали. Как истинный новатор,
А. С. Макаренко дрался за свои идеи с
рутинерами. Уже самое имя е№ было
ненавистно бюрократам от педагогики, за
спиной которых нередко скрывались вре-

дители. Но рутинеры ‘не могли снизить
громадного значения страстных произвеле-
ний А. С. Макаренко.

Незадолго до смерти он подал заявле-
ние о ветуплении в партию. Прием Анто-
па Семеновича в чиело кандидатов в чле-
ны ВЁИ(б) стоял нз повестке партийного
собрания 4 апреля е. г.

Физнь свою Антон Семенович прожил,
как непартийный большевик. Для него
литература была практической ` работой
по формированию новой личности. Быть
может, именно поэтому А. С. был связан
с читательской массой больше, чем какой
бы то ни было другой писатель. Со всех
концов Союза в нему’ писали и лично
приезжали люди, которым нужен был со-
вет большого и чуткого человека.

Ноеледнее ‘время писатель работал
ежедневно чуть ли не круглые сутки,
стремясь скорее рассказать читателю все
то’ что казалось ему нужным, полезным
для 4 дела коммунистического восиитания,

On работал над второй частью своей кни- f

ти «Для родителей» — произведения, став-
шего настольной книгой матерей, отцов,
воспитателей в нащей стране...

. Недавно он пережил радость: правитель-
ство наградило его орденом Трудового
Красного Знамени за вылающиеся заслуги
в области литературы. Наш, народ ‘умеет
ценить людей, ло конца преданных ему.
А. С. Макаренко принадлежал к типу 06-
щеетвенных деятелей сталинской эпохи, —
он был ясным и определенным во всей’
жизни и работе, он страстно любил на-
род и страстно ненавидел врагов народа.

Память 0б Антоне Семеновиче Макарен-
ко — это светлая память 06 одном из
наиболее достойных представителей совет-
ской социалистической литературы.

ПРЕЗИДИУМ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ,

KPACHIBLIM WEIORETS

Душа неповторимой книги «Педагогиче-
ская поэма» — душа Макаренко. Он был
красивым человеком — в своих устремле-
ниях, во всей своей большой жизни и В
каждом ее дне и часе. Он создавал, комму-
низим — и в своей собственной душе и в
тысячах чужих. 06 этом рассказано в его
книгах. Но в них не рассказано и десятой
доли того, что он собирался рассказать. В
ящиках его стола остались десятки запис-
ных книжек, толстых тетрадей, блок-нотов,
черновики романов, повестей, рассказов.
Намечены сотни тем, сюжетов. Й see ob
одном — как человеку стать красивым.

Вот его собственноручные записи:

«Моральный облик советского ‹ юноши.
Любовь при социализме. Счастливые и не-
счастливые. Несчастный человек — ви-
новный человек. Борьба с пережитками
капитализма — разные его оттенки: не-
требовательность к самому себе; моральный
оппортунизм: расхлябанность; = узость
взгляда; слабое мышление; отсутствие
коллективного опыта; влияние старой эти-
ческой системы; индивидуализм; левая и
правая щеки; отношение к труду; сенти-
ментальность; этическое кокетство.

Воммунистическое поведение. Только ли

на производстве? А в любви? На улице?
По отношению к товарищу, самому себе?
Отношение к идеалам: добро, любовь, со-
вершенетво, царетвие небесное. Материя
и дух. (Материя в музыке Чайковского).
Труд. Основная принципиальность комму-
нистического поведения. Этические нормы
нового ‚человечества. Каждому по потреб-
ностям. Потребность, как нравственная ка-
тегория. Уверенность в обеепеченноети и
защищенности. Вкус к жизни. Сознание
победы и высоты нашей истории. Борьба
3& счастье челозечества. Забота о детях».

«Забота о детях» — это первая и по-
следняя тема писателя Макаренко. Первое
его произведение было о детях. Послел-
нее — тоже о детях. Смерть настигла Ма-
каренко в поезде. По дороге в киностудию,
где должен ставиться фильм о детях по его
сценарию.

Смерть прервала изумительное трудолю-
бие Антона Семеновича. Много  прекрас-
ных книг He написано. Много чудесных
черт характера Макаренко, как человека,
остались нераскрытыми.

Прощай, дорогой друг!
бъется в наших сердпах.

А. АВДЕЕНКО

Твоя жизнь

BLOXMORENMEIM ХУДОЗЕНИиИЕ

Антон Семенович Макаренко навсегда
вошел в нашу жизнь. эначение его для
нас трудно даже сейчас оценить.

Как все большие явления искусства,
созданные им образы формировали наше
сознание, нашу душу, становясь их неот-
делимой частью. Так мы и любили его:
как часть нас самих.

Он воплотил в своих образах наши луч-
шие идеалы, светлый гуманизм ` социали-
стической эпохи. Друг и питомец Горько-
го, он был близок ему всем своим суще-
ством,

В беспримерной борьбе педагота-новато-
ра,  пелагога-революционера, подлинного
непартийного большевика, всю жизнь от
давшего делу коммунистического воспита-
ния, он узнавал то, о чем расеказал в
свовх сердечных книгах.

Читая «Педагогическую поэму», пони-
маешь, какую необ’ятную жизнь прожил
этот человек. Он прожил 6 © высокой
страстью. В тяжелых условиях начал он
свою работу. Годы хозяйственной разрухи
и голода ‘лить закаляли его мужество. Он
тололал и хололал вместе с колонистами,
он ходил босой вместе с ними. Он созда-
вал, боржь ¢ голодом, с травившими эго
лжепедагогами, высочайшую этику м м0-
раль  коммунистического = коллективного
воспитания, непоколебимо веря в успех.

Подлинный рыпарь нашего времени. ов
верил, что в Советской стране ни один
человек не может проласть, и обладал та-
лантом находить дорогу к самому хороше-
му, что есть у человека. Он уже тогда, в
толы лишений и голода, хотел и добивал-
ся, чтобы весь мир завидовал. его строй-
вым «пацанам» в темных. рубашках ‚с бе-
лыми  воротниками, его прославленным
дзержинпам, которые все трогательно ка-
зались ему красавпами, потому что он был
страстно, пророчееки убежден, что это все
будут и уже есть прекрасные люди.

Система воспитания, пульсом которой
он был, создала тысячам  Карабановых,
Залоровых. Воленко; ‹ Бегунков. Торсвих,
Зайченко яркую, солнечную юность.

В эти дни много думаеть о боли, ко-
торую испытают сейчас его бывшие вос-
питанники, — славные командиры Крас-
ной Армии, ордевоносцы, летчики, анжене-
ры, представители нашей молодой интелли-
тенции; рассеянные по всему Союзу; и
острее всех. — его жена, належный друт,
который пережил в ним все невзгоды и
всю полноту счастья ем жизни.

Мало кому из писателей удавалось так,
как Антону Семеновичу, рассказать © че
ловеческой душе и так открыть свою соб-
ственную душу.

Грустно вопоминать о том, как некото-
рые критики с непонятным  оживлением
‘старатись убедить кого-то, будто из Ма-

Литературная газет
№ 19

каренко может и не получиться писатель.
А он давно стал больше, чем писателем.

Он невероятно много сделал за свою

жизнь. Нельзя оскорблять его память не

нашедшими своей силы словами. Хочетея
только сказать, как видишь его вытянув-
шимся Во дворе Куряжекой колонии пе-
ред бандитом, из которого он сделает че-
ловека и от которого пока © высочайшам
человеческим достоинством выносит тяже-
лое оскорбление; как смотрит он из окна
на своих ‘питомцев, уезжающих в новую
коммуну; как машет рукой и улыбаетея
своей доброй и горькой улыбкой поезду,
битком набитому «пацанами», е которыми
он` расставалея на всю жизнь. Вот он сто-
UT в тысячной толпе восторженных сво-
их читателей — на их слете в Москов-
ском парке’ культуры и отлыха — 4a,
смущенно поправляя узкий кавказский ре-
мешок и обдергивая нескладную ярко-си-
нюю рубашку, © колонистской  подтяну-

‘тостью выслушивает слова любви, безгра-

ничного ‘уважения  и благодарности.

Вог комсомолка, так и не начав гово-
рить, задохнувииюь от слез, кидается к
нему и обливает слезами эту синюю ру-
башку, а весь митинг рукоплещет ей.

Вот он на его‘ вечере в Доме советско-
го писателя встает и, начиная речь, го-
ворит, что CO дня опубликования тезисов
товарища Молотова, в которых главное
место отводится коммунистическому вос-
питанию, чувствует себя  именинником.
Вот он сидит у ‹ебя дома за новоголним
столом, горит елка, он`«в’едается» в 6306-
To бывшего колониста, красавца-летчика,
ухаживающего за соседкой, подзуживает
их с тем непередаваемым обаятельно-мяг=
ким украинскии юмором, которым дышит
каждая его строка. Так живет еще в па-
MATH ero лицо. «Я был мужественным
человеком», — писал он о себе. Годы му-
жества, годы повседневной тревоги за че-
ловеческую судьбу, забты а свойх ком-
мунарах сделали таким торьким его por
ий такими ласковыми и чистыми его гла-
за. Весь его облик дорог нам.

Чуткий психолог, страстный проповед-
ник,  вдохновенный художник, борец за
лучшие идеалы человечества, так остро
ощущавший вкус Жизни, он самым своим
существованием обогатил нашу жизнь.
Как писатель, он оставил нам драгоценный
портрет изумительного человеческого кол-
лектива: его колонии.

Вспоминатются слова прощания его с ето
рюспитанником Воленко. Они прощались
навсегда, и педатог Макаренко ценил сдер-
жанность коммунара:

«Прощайте, Антон Семенович, спасибо
вам за все».

Й так ясно видитея подтянутая фигура
Антона Семеновича, ео сухие губы и
слышится хрипловатый голос, который мы
никогда уже не услышим: .

«Хорошо. Счастливо тебе,  Воленко!
Не забывай колонию».

Ю. ЛУКИН.

CEME

bi

Писатель Ю. Крымов у

соо

ИЗ ПИСЬМА

‚к А. С. МАКАРЕНКО

Дорогой Антон Семенсвич — третья
часть «Поэмы» кажется мне еще более
ценной, чем первые две. —

С большим волнением читал. сцену
встречи горьковцев с куряжцами, да и
вообще очень многое дьявольски волно-
вало. «Соцвобовцев» Вы изобразили так,
как и следует, главы: «У подошвы
Олимпа» и «Помогите мальчику» — нель-
зя исключахь.

Хорошую Вы ‘себе «душу» нажили, от-
лично, умело она любит и ненавидит. Я
сделал в рукопйси кое-какие мелкие по.
правки и отправил ее в Москву.

Вы спрашиваете, «как сохранить эле-
менты стиля» и т. д. Очень просто: ве-
дите аккуратно ежедневную запись наи-
более ясных мыслей, характерных фак-
тов, словесной игры: удачных фраз, афо-
ризмов, «словечек» Пишите ежедневно
хоть десяток строк, но так экономно и

ФВ

гроба А. Макаренко.

М. ГОРЬКОГО

туго, что впоследствии их можно было
развернуть ‘на две, три страницы. Дайте
свободу Вашему юмору. Делая все это,
Вы не только сохраните ‘приобретенное
работой над «Поэмой» но расширите
его.

Напоминаю Вам сказанное в «Поэме»
о «чекистах». Так же как Вы я высоко
ценю и уважаю товарищей этого ряда.
У нас писали о них мало и плохо и пи-
сали не от удивления перед героями, а
кажется «страха ради иудейска». Сами
они, к сожалению, скромны, и говорят
о себе молча. Было бы очень хорошю,
если-б, присмотревшись к наркомвну-

дельцам, Вы написали очерк или рассказ
«Чекист». Попробуйте. Героическое Вы

любите и умеете изобразить.

Ну — что же? Поздравляю Вас с хо-

рошей книгой. Горячо ‘ поздравляю.
М. Горький

MACTEP KOMMYMNCTHUIECKOre

BO CHIDET A HINO Sa

Несколько лет тому назад в советскую
литературу пришел большюй художник, та-
лантливый педагог, выдающийся мастер
коммунистического воспитания — Антон
Семенович Макаренко. Г

Его «Педагогическая поэма» получила
зееобщее признание, как одно из самых
значительных произведений советской ли-
тературы, как ценнейший вклад в педа-
TOTHKY нового человека.

Простая и правдивая история колонии
для малолетних  правонарушителей про-
звучала, как героическая симфония боль-
шевистского искусства воспитания.

В поэме нет легендарных героев и вы-
лающихся событий. Она повествует о «ма-
лых делах», скромных начинаниях и боль-.
ших дерзаниях, самоотверженной любви и
сильной ненависти, ошибках и удачах,
трагических блуждавиях и настойчивых
поисках истины, Бвеликолецным результа-
том которых явилось создание активных
и сознательных строителей социализма,

Внига смелого новатора, ставшего на
путь беспощадной ломки педагогической
рутины и шаблона, изобретателя новых
приемов и метолов переделки человеческо-
то сознания, принадлежит в числу таких
лостижений человеческою ума, которые
необычайно актуальны для современности
и распростоаняют свое влияние далеко за
ее пределы. ‘

«Педагогическая поэма» встретила то-
рячий отклик У советских и зарубежных
читателей. Масса писем, полученных ee
автором, говорит 0 том, что он стал одним
из авторитетнейших советников по вопро-
сам переделки сознания людей.

Крупный художник  веегда является
учителем. Антон Семенович обладал этим
качеством вдвойне, так как он был не
только художником, но и ‘учителем по
призванию. по роду деятельности. Ero
поэма — песнь его жизни, замечательного
трудового подвига, совершенном во имя
великой правты, правды нового человече-
ства, возрождалющегося в процессе револю-
ционной борьбы и сопиалистического стро-
ительетва,.

Новизна и оригинальность ‘педагогиче-
ского мастерства ‘Антона Семеновича в03-
никли в результате глубоко и вяима-
тельного изучения социалистической лей-
ствительности и претворения ee революци-
онизирующего влияния в педагогическую
практику.

Старые педагогические нормы и. схемы
оказались несовместимыми с новыми усло-
pista, Аятон Семенович отбросил их и
создал новые нормы, отвечающие требова-

ниям #0в0й жизни. Консерваторы от пе-

датогиви вместе с педологическими уролца-
ми ‹создавати Антону Семеновичу всевоз:
можные препятствия, не стесняясь B BBI-
боре cpercrs, `

С твердостью и настойчивостью больше-
вика Антон Семенович мужественно б9-
ролся с косностью и рутиной, опираясь на
выпестованный им коллектив комугунаров.
Неудачи и временные поражения не сму-
Mara его. Окончательная победа принад-
лежала Антону Семеновичу.

Тысячи бывших жертв общественной
безнадзорности благодаря пелатогическому
мастерству Антона Семеновича преврати-
лись в инженеров, врачей, пелатогов. ко-
мандиров Красной Атмни и Флота, обще-
ственных деятелей. :

Эти люди — живое воплощение той
правды, которой посвятил свою жизнь
Антон Семенович, — лучше всяких теб-
ретических доказательств подтвердили пра-
вилЬьность его новой педагогической cm
стёмы,

Любовное, бережное отношение к лич-
ности, постоянное обращение к человече-
‘скому лостоинству, коллективный труд и
учеба, борьба ¢ капиталистическими пере
житкалги в сознании и выработка нового,
коммунистическом сознания —= таковы
принципы этой системы, по существу, яв-

ляющиеся причпипами коммунистического
воспитания.

® Однако секрет педагогической системы
Антона Семеновича заключается неё только
B e@ содержании, а в тех конкретных,
оперативных приемах и методах воспита-‘
тельного воздействия, в том непреёстанном
изобретательствв и открывании новых пу-
тей в человеческому сознанию, в котором
Антон Семенович не имел себе равных
среди. педаготов.

Именно 910 непрерывное творчество в
области, особенно тяжело. страдавшей от
засилья традиций, — причина того влия-
ния, которое книга Антона Семеновича
оказывает на современников и будет ока-
зывать на наших потомков,

ияние воспитательных идей Антона
Семеновича сказывается особенно сильно
потому, что, он облек их в форму художе-
ственных произведений.

«Педатогическая поэма» и «Флаги на
башнях», отобразавшие опыт Антона Ce-
меновича в различных аспектах, стали
любимыми книгами советских читателей
и предметом тщательного изучения педаго-
гов-практиков, в особенности расту-
щей педагогической смены,

Последние толы Антон Семенович го-
товился к созданию солидного четырех-
томного трула, посвященного вопросам се-
мейного воспитания.

-По замыслу Антона Семеновича, эта
книга должна была заполнить больной и
существенный пробел в пелагогике, так
как вопоосами семейного воспитания пе-
датогика мало занималась. 5

Первый том «Книги для родителей»
осветил лишь небольшую часть этих во-
просов. По хуложественной форме, вы-
бранной Антоном Семеновичем для’ этой
цели, нозая книга существенно отличалась
от «Педатогической поэмы».

«Книга для родителей» состоит из ряда
новелл, открыто выражающих педагогиче-
ские тенденции автора и перемежающихся
публицистяческихя замечаниями.

Появление этой книги породило некото:
Doe недоумение среди части литераторов и
критиков, пытавшихся проводить между
нею и «Пелагогической поэмой» никчем-
вые параллели и поспешно заключивших
® сниженяи художественного мастерства
автора.

Между том, читатели,
алресована эта книга,
огромным интересом и удовлетворением.
Они нашли в этой книге советы опытного
педагога, столь необходимые в трудном и
ответственном деле роспиТания детей.
Окоропостижная смерть Антона Семено-
вича не позволила’ ему осуществить мно-
гочисленные творческие замыслы.  Ocra-
лись недописанными три тома «Книги хля
родителей», не закончен роман «Человек»,
оборвалась его живая публицистическая
деятельность.

Умер больтой человек,  обладавтий
чрезвычайно ценным чувством нового, чут-
ко, с беспредельным, юношеским энтузи-
азмом откликавшийся на запросы comma-
листичеекой общественности.

Особенно тяжело ощущается утрата
Антона Семенозича сейчас, когда решаю-
щей задачей нозой исторической полосы
CTAHORUTCH коммунистическое воспитание
трулящихея. =

В решении этой великой задачи sam
дней участне Антона Семеновича ¢ ero
исключительным педагогическим опытом
и страстностью исследователя новых путей
могло бы принести громадную пользу,

Ho потеря — непоправима.

Й только мулрые передовые пелагогиче-
ские идеи Антона Семеновича, его замеча-
тельные книги надолго переживут автора
й сыграют свою огромную роль в ком-
мунистическом воспитании новых поколе-

НИЙ ;
В. КОЛБАНОВСКИЙ.

которым была
встретили ве с

МА

Сергей, Смена
итд.

про ту же коммуну

родители, воспитавшие орденоносцев,

АРЕНЕ

—_ ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ

Привет вам из ДВ —
Здравствуйте,  многоуважаемый Антон
Семенович Макаренко! Это пишет вам быв-

ший воспитанник Той коммуны, где вы.

были воспитателем, а именно—коммуны
им. Ф. 9. Дзержинского. Под вашим руко-

водетвом воспитывались бывший коммунар

Лавриненко Леонид Леонтьевич и сотни
коммунаров. Все они вышли из стен

ответственные посты, & именно—есть ин-
женеры, артисты, педагоги, летчики, лей-
тенанты и т. д., ИТ. п.

Таликов Петя— инженер. Сыромятникова
Шура, Терентюк Митя — артисты.
Анисимов Митя и др.—-летчики. Соколов.
(его жена) — педагоги

Тов. Макаренко, я искренно вам благо-
дарен за то внимание, беспокойство, за те
знания, специальность, которые вы мне

дали. Й не только мне, & и многим ком-
мунарам вы дали путевку в жизнь. Тов.

Макаренко, я хочу вам вкратце рассказать
в данный момент.

Я получаю письма от воспитанников. Они

пишут, чт0, мол, бейчае не то, что было

при А. С. Макаренко,

`Я сейчас нахожусь на Дальнем Востоке,
служу в нашей доблестной Красной Армии,
где мне так же живется хорошо и весело,
как когда-то жилось в коммуне.

Я читаю вашу книгу` «Внига для роди-
телей» и хочу дать вам отзыв 06 этой
книге. Хотя я и не’ женат, но все же

этой:
коммуны и в данный момент занимают

прочел вашу книгу и теперь noma,
как нужно выращивать полезных ли
для нашей страны. Читал эту хану,
я вопоминал свою жизнь беспризорниы,
которая кажется мне теперь такой ино,
Я никогда не думал, что попаду в тахуь
коммуну и буду жить такой, повтор,
счастливой жизнью. Я благодарю вас и
то, что вы воспитали бывших белу.
ных, которые стали ЛЮДЬМИ, которым
тордитея вся наша’ Страна Советов.

Я слежу за вашими книгами, п, т
сожалению, их только две: «Книга для р.
дителей» и «Педагогическая поэма», Я ут
книги прочел и получил большое удовоь
ствие. Я частенько рассказываю ребята
про свою жизнь и Про вас, как вы ит,
тересовалиеь коммунарами и коммунар,
ми, рассказываю также © TOM, Kak в
иногда бывали грозны и давали кара,
а ребята мне на это отвечают, что он в,
бывших беспризорных, воспитывал, и 1
перь я понял всю суть и меры вост
ния, и что не приходится обижаться в
тех людей, которые работают в детдоуи,

На этом я кончаю писать. Желаю ми
счастья в вашей дальнейшей жизни и №
боте. Жму вашу руку.

Бывший номмунар Лавриненко Л, Л,

Прошу sac, передайте привет фи
Макаренко и-вашей супруге,

С приветом, остаюсь жив и здоров, чу
и вам желаю. Пишите, не забывайте с
воспитанников.

Лавриненко,

УЧИТЕЛЬ. Ш ДРУГ

Умер Антон Семенович Макаренко. Вне-
запная смерть прервала жизнь замечатель-
ного человена, человека, заменявшего мно-
тим детям родного отца. Вею свою жизнь
Антон Семенович отдал ‘для воспитания
юношей и девушек, потерявших родных и
очутившихея на неправильном пути. Тру-
ды Анточа Семеновича не пропали даром.
Тысячи воспитанников А. ©. Макаренко
работают нз стройках, на заводах, учатся
в институтах, в военных училищах, 3a-
щищают наши границы. Среди них—тан-
кисты, летчики, краснофлотцы, инженеры.

ногие из них, как и их учитель Мака-
ренко, — орденоноспы, Каждый из лю-

дей, воспитанных Антоном Семенович,
всю жизнь с любовью и благодарнольу
будет вопоминать о нем,

У Антона Семеновича хватало времет
на все, что для других казалось бы №.
лочью. Как никто, он умел влиять на че
ловека.

Антон Семенович любил своих воспитан
ников любозью отца. Мы навеегда com
ним о нем светлую память, мы, получив»
шие от него жизнь, которую в любой м.
мент готовы отдать на благо нашей р-
ДИНЫ,

Панов, помощник начальника механического цеха завода в Комсо-

мольске-на-Амуре.

Клюшник, выпускник Военной академии им. Сталина,

Назаренко, курсант Московского Военного училища.

Богатов, курсант Московского Военного училища

Романов, курсант Московского Военного училища.

Горогуля, курсант Московского Военного училища. :
Куксов, курсант Московского Краснознаменного Пехотного училища,

Буряк, выпускник Московского института истории, философии в

литературы.

`Камардинов, выпускник Московского института истории, философии

и литературы.

Беленкова, аспирант Института иностранных языков.
Московского

Файнергольц,
института,
Рейнгольд, красноармеец.
Черный, младший лейтенант
Пихур, красноармеец войск

студент

областного

Военно-Воздушного Флота.
НКВД.

Ройтенберг, студент Коммунистического политико-просветительного

института им. Крупской,

Тубин, старший инженер Авиационного института.

Бройтман, студентка Московского государственного педагогического

института,

Черняк, студентка Московского государственного педагогического

института.

Брацыхин, студент Харьковского института физкультуры.

* Никитин, слушатель Военно-
Салько, инженер ЦАГИ. р

~~

Инженерной академии им, Куйбышева,

ФТЩУ

Законным почетом пользуются в страна
ге-
роев, стахановцев. Что же можно сказать
0 человеке, отце сотен командиров РЕКА,
инженеров, научных работников, стаха-
новцев промышленности и колхозов. отце
не по праву рождения, а подлинном воспи-
тателе, вдохновителе и заботливом садов-
нике, растившем искривленное человеческое
деревцо, обогревавшем его, любовно вы-
правлявшем ствол, высоко поднимая по-
никшую ранее крону.

— один из старейших героев «Педа-
тогической поэмы». Исключительным чело-
веческим отношением и тактом можно об’-
яснить, что Антон Семенович изменил на-
ши подлинные фамилии. Немало горьких
страниц этой замечательной книги посвя-

Умер А. С. Макаренко, сильный чело-
век, талантливый художник, революцио-
нер-пелагог. Умер писатель, вся жизнь
которого была прекрасной педагогической
поэмой.

Почетное звание инженера человеческих
душ приложимо к А. С. Макаренко в ca-
MOM прямом и непосредственном смысле.
Его «Педагогическая поэма» — одно из
наиболее выдающихся произведений совет-
ской литературы. В этой книге А. С. Ма-
каренко одержал  значительнейпую длЯ
всей нашей литературы победу -— он
создал замечательный образ передового со-
ветского человека. Читатель был тлубоко
захвачен страстным тоном художника, рае-
сказывавшего 0‘ своем исключительном
опыте воспитателя.

«Книга для родителей», «Флаги на баш-
нях» вместе с «Педагогической поэмой »
свидетельствуют о подлинно гуманистиче-
nc Ben этого большого писателя,

. 5. Макаренко был первы
обобщать воспитательный r sae т АН
страны и приложил его к педагогике. Вся
его работа пронизана горячим дыханием

нашей жизни. Высокие
ieee, требования к че-

ДЫЙ поступок, светлая ра,

характеризовали быт к
OM
ванных А. С. a

и его книги.
A. С. Макаренко
глубокая и плодотвор

«Я уже знал,
гогической поэме

принадлежит
ная мысль

— говорит он в «Педа-
», — что ребята не оп-

дения, будто лети м
. or
любить и ценить только такого обр,

*

Чувство ответственности за каж-

дость творчества

организо-
акаренко, характеризуют

очень

щено мне. Уже после того, как я бм
выпущен в жизнь, эти страницы He pa
корректировали мои поступки.
эти печальные дни мелкий случай
воочию показал, насколько эффективной
была педагогическая деятельность
Макаренко. Галина Стахиевна — супруга
Антона Семеновича — попросила меня 01
крыть ящик шкафа. Ключ слегка заел, 4
возился четверть часа и отступил обеску
раженный. Ребята констатировали, 410 4
вполне забыл старую специальность.
дисквалификация неопасна, ибо сталинская
эпоха руками Макаренко дала мне чуде
ную специальность — авиационного ие
menepa.
Бывший воспитанник колония
Анатолий ТУБИН,

DOIN SHS EEE
WENOBEMECKIIX Tym

который относится к ним любовно, кот
рый их ласкает. Я убедился лавно, 1
наибольшее уважение H наибольшая an
бовь со стороны ребят, по крайней мер»,
таких ребят, какие были в колонии, 1
являются в другим типам людей, То, 9
мы называем высокой квалификацией
уверенное и четкое знание, уменье, искус’
ство, золотые руки,
Нов отсутствие фразы, постеянная готов
ность к работе — вот что увлекает реб?
в наибольшей степени».

Все эти черты в первую очередь харак
теризуют самого А. С. Макаренко, И 50!
эти черты были подчинены главному }
нем — коммунистической идейности, №
рячей вере в силы человека, непавистя ко

BoaMy, что мотает свободному росту 2

А, С. Макаренко живет в душах coved
юношей и девушек, воспитанных в Кол
ниях, им созданных. Они с’ехались сей
в Москву из разных городов — летчики
инженеры, командиры, юристы, пели
ги-——отдать последний долг человеку, №
торый вывел их на путь ралостной, 180%
ческой жизни,

А. С. Макаренко живет в сознании ми
гих тысяч педагогов, научившихся у st

го делу воспитания коммунистической п
ности.

Он живет в сознании миллионов 0086
ских читателей, которым так дороги стра
ная вера в человека, постоянная го»
ность к борьбе за торжество коммунизий
воплощенная в его личности и книгах,

РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «КРАСНАЯ НОВЫХ

педагогического )

A. G,

немногословие и по”