«Рогдаш
Хмельницкий»

Becela с народным артистом РСФСР
М. Ф. Лениным.

Государственный академический Малый
  qearp днях покажет историческую
  траедяю А. Е Корнейчука «Богдан

Хмельницкий». Работа театра над пьесой
(илаится к концу. Ниже мы печатаем вы-
сказывание народного артиста РСФСР тов.
М Ф. Ленина о ето понимании роли
Водана Хмельницкого, которого он играет
в спектакле,

— «Богдан Хмельницкий» —пьесах глубо-
ких патриотических чувств, будящих от-
клик в душе каждого советского гражда-
вина, будь он а или грузин, рус-
(кий или казах, Вот почему события, во-
площенные в тратедии, отделенные от
yoc Tpagok столетий, кажутся нам столь
блаакими, а великие идеи, воодушевляв-
шие украинский народ в его борьбе за ос-
зобождение родной земли от поляков на-
ходит отражение в наших думах о свя-
ценной неприкосновенности советской ро-
дины. Играть в Такой пьесе и радостно
= трудно, потому что очень ответственно.

Вольнолюбивый, отважный народ поднял
Водана Хмельницкого, сделал его героем,
поставил во главе могучего освободитель-
HON движения, вырвавшего Украину из
польской неволи. Сила, Непобедимая сила
зарода слышится в возтласе Богдана: «Не
жим оружия, пока всех панов, сенато-
ров, дуков и королей не вытоним с Укра-
ны. Brower достигну и, став над ней,
(иажу и всем дальним ляхам: сидите, па-
ны, молчите, & будете шуметь — и за Ви-
quott Bac найду»,

У Хмельницкого огромное умение оце-
нивать людей смелых, храбрых, бесстраш-
лю идущих на смерть BO имя отчизны.
(jm не значит, конечно, что Хмельниц-
рий не ошибался — он больно расплачи-
вался за свое доверие к людям, замаски-
ровавшим свою подлую личину, притаив-
ших 6508 змеиное жало). Вамечательна
сцена, когда накануне решительного сра-
жения Хмельницкий вызывает к себе в
палатку простого казака Тура и долго со-
зтуется 0 ним о тактике боя. Как стра-
дает этот мужественный, этот сильный че-
ловек в минуты расставания © Туром, от-
правляющимея соверщать патриотический
подвиг с исключительной легкостью и ра-
ДОСТЬЮ,

Мы: eae

щи

Многограяность интеллекта — вот от-
тичительная черта Хмельницкого. Чтобы
представить себе это многообразие чело-
зечаских качеств и иметь возможность
правдиво передать их на сцене, мне при-
лось немало порыться в исторических
источниках, забытых порою книгах. Как
я вм большим людям, Хмельницкому
присуща большая жажда жизни. Широ-
ке понимание всего: любви и дружбы, не-
лависти, презрения. вражды. Любить —
м всем сердцем, воевать, ‹ громить
зрыа — так до конца “Сцена, котда
изоблачен тнусный предатель,  Поль-
ий minor МЛизогуб, когда умирает
Варвара — одна ив, сильнейших в
  пе. «В троб твой я кладу и свое серд-
7 цв. Отныне в груди моей нечеловеческая
нозАвисть вместо  сердца».., — говорит
Бедан в прощальном слове над гробом
Варвары. И в заключительной сцене пье-
ы, на приеме послов, опять стихия‘ не-
зависти смывает на своем. пути дипло-
матические приличия (с которыми он на*
чл прием послов) и заставляет ero
выступить в грозной отповедью полякам,
Вот вкратце мои мысли об образе пла
Уенного патриота, поборника ‘нерушимого
бралекого союза украинского и’ русского
ародов,` народного героя Богдана Хмель-
HERON, —= спектакля, который © такой
Ш®вью ин мастерством творит режиссер
1) А Волков. Радостно сознавать себя
уитЕиком спектакля, который воскреша-
и на сцене славные страницы истории
украинского народа, И здесь мне еще раз
тчехя сказать о достоинствах пьесы. В
1 хорошо передан колорит, дыхание“
пои, ярко, со знанием материала нари-
иван картина вольнолюбивой Запорож-
ой Сечи, Радует народный язык, сдоб-
инный местами соленой запорожской
шуткой, юмор, песни, — все это — пока-
  ‘итель творческого роста талантливого дра-
\тур А. Е Корнейчука.

С.

«ГАНЯ “A. АРБУЗОВА

А. РОСКИН

Ильф и Петров писали романы и фелье-   шой внутренний закон жизни, зарождаю-

тоны вдвоем,

Этому удивлялись.

Кукрыниксы рисуют карикатуры и пи-
шут картины втроем.

Этому тоже удивляются.

Зрители, пришедшие в театр на «Тай-
ну» или «Генконсул», удивляются чему
угодно, но только не тому, что «Тайну»
eae вдвоем МЛаганский и Волин, а

нконсул» написали вт
и Шейнин. ел

forza читаешь Ильфа и Петрова или
рассматриваешь Вукрыниксов, угадываешь
споры и борьбу различных художбствен-
ных натур. Кажется, что перья и кисти
иногда сталкивались в чернильнице или
на палитре.

Совместная работа в искусстве имеет
смысл только тогда, когда она основана
на содружестве сложном, когда единство
дается нелегко, когда это единство выгля-
дит, да и не только выглядит, но и на
самом деле является тайной-—увлекатель-
ной тайной творчества,

Может быть, работая над своими пъеса-
ми, очень много спорили Лаганский и Во-
лин, братья Тур и Шейнан.

Все может быть.

Но это спор людей, стремящихся в ис-
о не к творчеству, а к деланию ве-
щей,

Удивляться здесь зрителю нечему, ибо
никакой тайны, сложно давшейся rapMo-
нии злесь нет.

Наоборот, кажется вполне естественным,
чтобы такие пьесы писались не в одиноч-
Ry.

А раз спор идет 0 делании вещей, надо
забыть о том, что перья могут быть упо-
треблены в качестве рапир, надо не драть-
ся, a согласовывать. Члены этих драма-
тургических коллективов наивно уверены,
что совместная творческая работа-——вопрос
хорошего, уступчивого характера, :

Да и театр освобождается от необходи-

мости играть авторов, ему остается играть,

пьесу, только пьесу.

Нынешний сезон был богат пьесами и}

беден авторами.

Вина за это падает не только на дрз-
матургов, но и на театры.

Спектакль «Сказки» Михаила Светлова
превратился в настоящий праздник пото-

му, что, играя пьесу, театр имел возмож-  .

ность играть и автора—и этой возможно-
стью прекрасно воспользовался.
‚ «Таню» написал один автор—Арбузов.

И все-таки, к сожалению, кажется, что
ee словно написали двое: один написал
первые ‘два акта, друтой-—последние два.

Первые два акта писал драматург, уме-
ющий находить слова мягкие и взволно-
ванные, драматург, который просто и вер-
но любит своих. тероев, взвешивает их
слова и их поступки.

Этот драматург, написавший два акта
0 TOM, ITO происходило в московской квар-
тире инженера Германа Балашова, о драме
«в уютной. комнате, полной счастливых
примет, говорящих о любви и дружбе дво-
их»,

Здесь, в этих лвух актах, есть самое
важное-—подлинность чувств,

Из этой подлинности ‘чувотв рождается
на сцене свой мир и своя поэзия, — может
быть, не очень яркая и своеобразная, но
захватывающая внимание зрителя и—что
еще важнее—завлалевающая его сердцем.

Свою пьесу Арбузов снабдил эпиграфом
— строками из сонета Микельанджело:

«Таки я родился и явился сначала
скромной моделью себя самого, для тото,
чтобы родиться снова более совершенным
творением...».

Любовь Тани в своему мужу, любовь
юного существа, которое в беззаветности
своего чувства нарушило какой-то боль-

щееся в муже равнодушие, увлечение му-
Жжз другой женщиной, нечаянно  поделу-
шанное признание в тот момент, когла Та-
ня готова открыть мужу свою огромную
тайну 0. том, что у них будет ребенок,
бегство Тани из дому— бегство без проща-
ния и навсегда—это драма «скромной мо-
дели себя самого».

Она написана драматургом, которого хо-
чется не только смотреть на сцене, но и
читать,

Последние два акта— история того, как
Таня «родилась снова _ более совершенным
творением».

Вукольного дома на Арбате—6 пиани-
но, вороненком Семеном Семенычем, тор-
жественно празднуемыми семейными да-
тами, мечтами о будущем, о котором, в
конце концов, хочется мечтать, как о дли-
тельном настоящем, — дома этого больше
нет, Е у 5

Теперь есть мир значительный и сур0-
вый, где человек, приняв на себя удары,
должен родиться более совершенным, верно
угадавшим нарушенный было закон жиз-
ни, или погибнуть. . :

Эти два акта не то, что написаны ху-
же, а как будто взяты из другой пьесы.
И эту другую пьесу Арбузов мог бы пи-
сать в любом случайном соавторстве.

В очень интересной и сейчас, кажется,
полузабытой кните о театре А. И. Южин
писал:

«Беллетрист может рассказывать, опи-
сывать, отступать назад и забегать вие-
ред; в его руках биографии, суб’ективные
отступления, разнообразнейшие формы ли-
рических или саркастических вспышек, —
словом, целый арсенал литературного ору-
жия всевозможных форм и видов. Лрама-
TYpr вооружен только. диалогом... Драма-
тург может вводить в свою пьесу только
те липа и события. которые непосредет-

a
АА

М. И. Бабанова в роли Тани.
Рис. А. Костомолоцкого.

венно относятся к сути пьесы, и у него
нет просто физической возможности дать
в равной степени ярко и подробно очер-
ченные фигуры в большом числе».

Эти очень простые и очень нужные
соображения Арбузов во второй половине
пьесы забыл безнадежно.

Внимательность еменяетея полной рзс-
сеянностью, чувства-—суетой  мизанбцен,
драма—вставными номерами.

Чтобы заново перерохить Таню, Арбузов
отправляет ее с Арбата на Дальний Во-
сток, заставляет ee путешествовать вме-
сте с хетагуровками, бросает ее в грозы
со страмгными раскатами грома, отправляет
ее в опасный поход в пургу, окружает ee
раненныхи пограничниками, острящими
колхозниками-евреями, риторическими pa-
дистами и романтическими охотниками.

Да, это верно, что гигантекий труд
советской власти на Дальнем Востоке спо-

собен изменить’ и изменяет. души тысяч

и миллионов людей.

/ Однако, к. счастью, ‚более совершенными
творениями рождаются люди вновь и на
Арбате.

Но оставляя Таню на Арбате, Арбузову
самому пришлось бы оставаться с Таней,
следить за духовной жизнью своей герои-
НИ © Такой же внимательностью и предан-
ностью, 6 какой следил он за ней, пока
Таня была любящей женой-ребенком.

А это трудно.

`Й Арбузов призвал на помощь внеш-
нее: очень шумную грозу, множество эпи-
зодических фигур, дивертисмёнт в виде лю-
бительского спектакля «Чапаева»...

Но на сцене гроза нужна только тогда,
когда ее эффект не зависит от одних теат-
ральных машин, а эпизодические фигуры
нужны только тогда, когда они двигают
драму, а не превращают ее в беглый очерк
или обозрение. :

. Среди толпы этих очерковых людей Та-
ня не перерождается, & только забывается.

В первых двух актах Арбузов наблюдал
факты и превращал их в вымысел.

В последних двух ‘актах Арбузов только
комбинировал факты,

Развитие характера героини, ‘по суще-
ству, останавливается: идет только дока-
зательство того, что второе рождение уже
произошло.

Поскольку это доказательство, оно ка-

жется длинным и слишком ясно угадывае-

МЫМ. ; : ,
Понятны трудности, которые стояли пе-
ред Арбузовым,—трудности  психологиче-
ской задачи,
И весе же непонятна легкость, е которой
Арбузов отказался от подлинного разреше-
ния этой психологической задачи.

Слишком очевидно дарование Арбузова—

автора первых двух актов «Тани», чтобы

предположить, что он стремился сделать.

только «вещь»; а не произведение драма-
турга.

Хочется, чтобы появилась новая пьеса
Арбузова, которая вся от начала до конца
казалась 0 написанной не двумя, & одним
автором, в равной степени чувствующим
и искусство’ театра и жизненную правду.

Мне хотелось посвятить эту статью
только - пьесе Арбузова, а me спектаклю
«Таня» в Тезтре революции.

Но игра М. И. Рабановой в «Тане»
столь обаятельна, что совершенно ограни-
чить себя разговором только о пьесе невоз-
можно. .

Читая после спектакля пьесу, я не мог
сличать образ театра и драматурга, ибо
мне казалось, что я читаю не пьесу Арбу-
зова о Тане; а историю жизни. М. И. Бз-
бъновой.

Право же, не так уж часто испыты-
ваешь это наивное чувство.

Вероятно, это и есть подлинное торже-
ство искусства актера. i

C 13 no 23 апреля, в связи с 375-ле-
тием со лня рождения Шекспира, состоит-
ся декада показа шекспировских пьес.

В Москве в течение декады будут по-
казаны «Отелло» (Малый тезтр и ленин-
градский театр под руководством С. Рал-
лова), «Много шума из ничего» (театр. им.
Вахтангова), «Король Лир». (Государетвен-
ный еврейский тезтр), «Укрощение строп-
тивой» (Центральный театр Красной Ар-

Мих. ЛЬВОВ

`’К ШЕКСАИРОВСКИМ ДНЯМ

мии), «Ромео и Джульетта» (Театр рево-
люции и театр п/р С. Радлова), «Два ве-
ронца» (Театр революции), «Гамлет» (те-
атр п/р С. Радлова) и «12-я ночь» (Ле-
нинградский театр комедии).

24 ‘апреля в Колонном зале Дома сою-
зов состоитея открытое торжественное за-
седание, которое организуют Комитет по
делам искусств, союз советских писателей,
Институт мировой литературы им. Горь-

}

«Ленин в 1918 зоду»

„В просмотровом зале таснет свет,
Оалваот экран, время возвращается назад,
1 давно минувшее воскресает перед на-
и. Вакое огромное, неиз’яснимое счастье
Иервые так полно и реально видеть и
‘ышать живого Ленина! Вот on ©разу
&, ‹ первых своих слов “и движений,
Мзораживает вас в сцене со старым боль-

Ten Поляковым, — Стремительность.
vada тнева. И — обезоруживающая
а.

у Вы так умеете отругать человека,

№ он уходит вполне довольным, — TO-
ми Алексей Максимович Горький, —
(ет — завидное и поучительное.
Ox по достоинству опенивает это свой-
(80 в своем споре е Ильичем о гуманиз-
ил жалости к людям.
— Владимир Ильич, Арестован профес-
% Рататев, Это — хороший человек.
— ro значит «хороший человек»? А
TROD у него политическая линия?
—Ваташев прятал наших.

\ —А может быть он вообще добренъ-

ий? Раньше прятал наших, & теперь

Пичет наших врагов?

— 10 человек науки — и только.

— Таких Her!

внинские, вопросы и реплики — К0-
TG, молниеносные, острые ——`рожда-

М почти зрительное ощущение блеска

ont стали. И вдруг — неотразимый

‚ Мир огромной душевной теплоты, стра-

to yOexrennoctn: Г

ан Алексей Максимович, лорогой мой

q weal, необыкновенный, большой чело

Г №Ы Вы опутаны цепями жалости... От-
сыте в прочь! Она отравляет горечью

i ие, она застилает слезами вапи

м 3, п они начинают хуже видеть праз-

Jn кусок этой жестокой правды: Мо-
3 толодает, через два дня в тороде
танетя ни крошки хлеба. А в 10

же время спекулянты и кулаки торгуют
хлебом, прячут его..,

— Что прикажете делать? — резко
спрапивает Ильич. — Прощать их? #а-
петь их? ,

Все пире и полнее раскрывается перед
нами образ Ленина, озаренный глубоким
внутренним светом. Величие вождя рево-
люции и тонкий  юмюр... Беспощадность
к врагам и тротательная отеческая неж-
ность к детям и к товарищам по 60pb-
бе... дти прекрасные сложные черты рож-
лают в нас ответное чувство, которое не-
мыелимо передать словами. Вот сцена с
Василием, приехавшим из Царицына,

время беседы ¢ Лениным он. внезапно
теряет сознание; голодный обморок. Мы
уже знаем Василия. мы давно п ли

его. Но смотрите сейчас на Ильича, велу-
maiirech в ет ваволнованный голос.

— Этот‘ человек, доктор, только FTO
привез нам девяносто вагонов хлеба...

На короткое, почти неуловимое игнове-
ние Владимир Ильич прячет от Bac 80
лицо. Вы видите только его спину, его
широкие плечи. Беглый, скуюй жест...
Отчего же У вас сжимается горло и слезы
набежали на тлаза?

Рот сцена с деревенским кулаком, ко-
торый приехал к енину искать «мулиц-
кую правду». С удивительной проница-
тельностью  пазоблачает Ильич  тихото,
на первый взгляд, кулака, Суровой и
непреклонной силой веет от слов Ленина,
от каждого его жеста:

-_ Запомните и передайте тем, KTO Bac
послал... Пока вы, кулаки, существуете, —
хлеб вы будете отдавать. Не отдадите—
возьмем силой. Пойдете войной — унич-
тожим. Вот вам и вся правда. Настоящая
рабоче-крестьянская правда.

Калр за кадром развертывается — Tpe-
красная. волнующая повесть о Ленине, и

новые лица вступают в нев — друзья и шел на двор завода.

враги. Готовится заговор против вождей
революции. Вместе е Дзержинским, kak
незримые и ближайшие очевидцы событий,
мы проникаем в замысел врагов, гото-

вящихся ворваться в Кремль. Вместе 6.

Василием склоняемея над комендантом
Кремля, героем-большевиком Матвеевым,
который пробралея в штаб затоворщиков и
смертельно ранен` ими. Он узнал 10, чего
еще никто не знает: готовится покушение
на Ленина; в’ затоворе принимают участие
предатели Троцкий, Бухарин, Зиновьев,
Каменев, Пятаков. у
Матвеев успевает предупредить Василия
06 опасности, которая грозит Ленину. №
имена предателей! Неужели они останутся
неназванными, неужели умирающий ne
успеет 0 них сказать? В эту минуту ты
окончательно забываешь, что перед тобой
только кинофильм, неотразимо правдивый
рассказ о минувшем. Кажется, еще есть
возможность — сейчас же, не теряя ни
одной секунды, обезвредить врагов, кото-
рые долгие годы после этого оставались
неузнанными. Но прошлое не’ изменишь,
ий неумолимой поступью идут события, с
потрясающей реальностью воскресшие пе-
ред нами на экране,
Убит Урицкий. Предатель Оинцов, mpo-
бравшийся в ряды агентов BUR, добивает
умирающего Матвеева. Предатель Бухарин,
прощаясь е Ильнчем, перед его от’ездом на
завод Михельсона, «кается» в своей под-
лой Фракщионной работе. И тут же, через
несколько минут, он хладнокровно на-
правляет по ложному слелу Василия, ко-
торый пытается догнать Ленина, перехва-

тать его по дороге на завод, спасти от
пули убийцы.
Ничего ‹не изменить, ничего He вер-

Hemb. Как же тягостно, как бесконечно
страшно знать © том, чт сейчас про-
изойдет, и ощущать свое бессилие. Ленин
уже кончил речь перед рабочими и вы-
Кто-то из сидящих

кого, Всероссийское театральное общество
и ЦВ Рабис.
Всероссийское театральное общество ор-

`Танизует шекспировскую конференцию, н&

которой с докладами о драматургии Шекс-
пира выступят проф. М. М. Морозов, ре-
жиссеры С. Радлов и А. Попов.

К юбилею выпускается сборник «Шекс-
пир на сцене» (под редакцией проф. М. М.
Морозова).

в переднем ряду, перед экраном, на. мгио-
вение закрывает рука лицо.
Сухой треск револьверных выстрелов.

. Медленно, тяжело валится в ‘ногам под-

бетающих людей Ильич...

Какими же словами передать гнев, г9-
ре, острую, обжигающую боль?

Артист Н. Охлопков, создавший чудес-
ный, обаятельный образ Василия, вспоми-
нает 0 том, UTO ‘он испытывал в сцене
покушения на Ильича:

— Ярость сама фастет в тебе неуджер-
жимо... Становится трудно сдерживаться...
Актриса. играющая роль Каплан, умоляю-
ще смотрит на меня. Она боится, как
бы яв самом деле не убил ее...

Именно так — искренне, глубоко и
проникновенно — создаетея произведение
искусства, достойное великой темы, Так
создавался фильм «Ленин в 1918 году».
Так творил изумительный актер Щукин
образ Владимира Ильича.

Мы знаем, что Ильич выздоровел после
тяжелого ранения. Но’ вот перед нами оза-
боченные лица врачей: склонившихея над
ето постелью, окаменевшая or ropa Ha-
лежла Константиновна, плачущий  Васи-
лий. И тревога за жизнь Ильича, ощуще-
ние неизвестности заслоняет от нас в эти
минуты т0, что мы знаем.

Ленин борется co ‘смертью. Тихо подо-
шел и присел’ у ето постели‘ Горький...
Ленин открыл глаза, сознание вернулось
к нему.

и Алексей Максимович... дорогой Горь-
кий...

Й ‹ тенью улыбки в глазах он говорит
слабым, прерывающимся голосом:

— Вот вам решение налиего спора...
Нет, мы не были суровы...

Молча — нежно и любовно — тлалит
руку Ильича Горький.

Ленин борется со смертью. В эти часы,
далеко отсюда, в Царицыне, товарищ
Сталин, подавляя ©вое глубокое горе, свое
беспокойство за Ильича, готовит  реши-
тельный Удар против белых. В каждом
его слове. в кажлом движевми вы ощу-
шаете железную волю вождя, гениального
стратега.

Короткая, незабываемая сцена... В ва-
гон Сталина стремительно входит Вороши-

NOPOMMMH  CMeEMTAIEM b>

Московский театр юного зрителя поста-
вил недавно мольеровскую комелню «Мни-
мый больной».

По этому поводу были‘ написаны две
рецензии, сопоставление которых вызы-
вает улыбку.

Олин критик написал, что театр трак-
тует пьесу неверно, все же хорошее в
спектакле существует вопреки основной и
неправильной «установке», чуть ли не
наперекор желаниям актеров и постанов-
Inka, j

Друтой рецензент, наоборот, признал,
что «постановщик и актеры находятся на
правильном пути», однако сбиваются © не-
PO, и все недостатки спектакля происхолят
П3-за того, что на правильном пути «не
всетда удается до кониа удержаться...».

Помимо этого, один из рецепзентов с
осуждением писал, что актеры МТЮЗ сме-
знат ради самого смеха, & другой с удо-
влетворением отметил, что артисты играли
«на хорошем серьезе...»

Из этого видно, что порой театральные
критики бывают подобны  мольеровским
докторам, из которых один прописывает
больному слабительное © такой же уве-
ренностью, с какой его коллега предла-
тает принять  крепительное. Но каково
пациенту, которому предназначены эти
столь противоречивые предписания?!

Интересно, как воспринимает Мольера
аудитория детского театра. Стендаль писал
в письме в Бальзаку, 4TO «остроумие
ллится не больше двухсот лет». Остроты
Мольера, которым почти триста, стособ-
ны вызвать не только смех или улыбку,
т бурное сочувствие молодых зрите-
лей.

В комедии содержится несколько наме-
ков и словечек, могущих смутить педа-
тогических пуритан. № счастью, они оста-
влены в неприкосновенности, и четырна-
дцатилетние зрители реагируют на них
как должно — смехом.

Поставив Мольера, театр ‹ обнаружил
знание своей публики и доверие в ней.
Зрительный зал, наполненный. школьника-
ми, воспринял абсолютно все, что хотел
показать ему театр. Нет пауз в пережи-
ваниях маленьких зрителей спектакля
«Мнимого больного» — все время они
волнуются и смеются. Это хорошо реко-
мендует не только театр, но и советских
школьников. Ведь комедия Мольера 0т-
нюдь не примитивна, она тонка и сложна,
многое и очень важное спрятано довольно
тлубоко в психологии ее персонажей. To,
как хорошо понят Мольер аудиторией Дет-
ского театра, может заставить задуматься
работников детской литературы, театра и
кино, где часто еще так называемая
«манная кашка» находит, своих сторонни-
ков и поставщиков.

С большим мастеретвом играет Аргана
актер Н. А. Деревицкий. Ero Арган, в

«ПВФЛИЕ»

ТУЛА. (Наш корр.). 1 апреля в Тулу
приехала группа московских драматургов.
Цель этой поездки — ознакомление со
спектаклем «Волк» в Тульском областном
драматическом тезтре. Среди драматургов
— автор пьесы «Волк» Леонид Леонов.

В этот вечер зал театра был полон.
Артисты играли © особенным волнением
и под’емом. Спектакль прошел с большим
успехом. Зрители, узнав, что среди них
находится автор пьесы, торячо приветст-
вовали Л. Леонова.

По окончании спектакля Л, Леонов 6e-
селовал с исполнителями heck.

— Признаюсь, — товорил Л. Леонов, —
я с большим волнением ехал в Тулу, где
мне предстояло впервые увидеть сцениче-
ское воплощение моей пъесы. И ‚я благо-
дарен вам за 10, что ваш театр, первый
в СССР поставивший ‘мою пьесу, дал мне
возможность испытать то хорошее  чувет-
во, которое бывает y лраматурга, когда
происходящее на сцене совпадает ¢ ero
авторской партитурой. Есть два рода
пьес. В одних — автор, & велед за ним
и театр © первых явлений все раскрывают
зрителю. Ему сразу ясно —— какой пер-
сонаж отрицательный, какой. — положи
тельный, кто кого должен разоблачить ий
что лолжно произойти к концу спектакля.
Й есть пьесы, авторы которых как бы
товорят зрителю: мы покажем вам кусок
жизни, покажем людей таких, какими они

лов. Минуту спустя приносят телеграмогу
от. Троцкого. Сталин читает ее и протяги-
вает Ворошилову:

— Если перевести этот приказ ча рус-
ский язык, что он означает? :

—- Расформирование фронта и сдачу
Парицына белым, — отвечает Вороши-
лов. — Ничего. больше.

Сталин склоняется над столом и пишет
на телеграмме:

«Не принимать BO внимание.

алин».

Утро... Рой... Ворошилов ведет в атаку
лавину конницы. Сталин под огнем ена-
рядов руководит разгромом врага. И весть
о блестящей победе летит в Ленину, вли-
вая силы, которые Tak нужны ему, еще
борющемуся ¢O смертью.

..Среди других глубоко волнующих
эпизодов фильма запоминается эпизод B
ВЧК. Дзержинский допраптивает предателя
Синпова.

— Скажите, Матвеев Умер у` вас на
руках?

Так точно, товарищ Дзержинский...
Тяжелая утрата.

— Он успел что-нибудь сказать вам

перед смертью?

Нарком

— Успел...

— Чо. именно?

— «Да здравствует мировая револю-
ция»...

— Посмотрите мне в глаза, — товорит
Дзержинский. i

Короткая, потрясающая пауза, — и
Дзержинский внезапно ударяет кулаком по
столу.

— Провокатор! ,

Он стоит безоружный перед pasobzayen-
ным предателем, который уже схватился
за револьвер,

— Оружие на стол!

Снов» поединок взглядов, в котором
мгновенно и до конца постигается огром-
лубокая внутренняя чистота

ная сбила иг
Феликса Дзержинского. Медленно, без-

молвно протягивает Синцов свой револь-
вер и клалет его на стол...

Последние кадры фильма... Волнующая,

незабываемая встреча товарища Сталина ©
Ильичем. Победоносное наступление Крас-
ной Армии... ;

oll.
tm Tymexom театре

общем, добродушное существо. Мало того;
Арган — жизнелюб и склонный к веселью
человек. Мнимые недуги, в действитель-
ность которых он верит, иногда, словно
по волшебству, исчезают — стоит лишь
Аргану забыть о них. Тогда это — хохо-
чущий, полнокровный здоровяк, He по-
мышляющий о смерти, любитель хорошо
поесть и выпить, поплясать и пошутить.
Метаморфоза,  превращающая человека,
раздавленного болезнями, в другого Арга-
на — бодрого и самоуверенного, — бла-
тодаря отличной игре актера восприни-
мается зрителями не без сочувствия и как
нечто естественное.

Эту роль можно играть по-разному, как
по-разному можно понимать характер Ар-
гана. Не будем утверждать, что реше-
ние, принятое Н. Деревицким, — наилуч-
шее, но и пе станем диктовать актеру
иных рецептов. Арган, созданный им, воз-
можен, работа актера талантлива ий увле-
кает зрителей — вот что важно,

Большинство других исполнителей в
этом спектакле играет достаточно хоро-
10, чтобы донести до зрителя в неиска-
женном виде блестящий  мольеровекий
текст. Плутовская роль служанки Туане-
ты, которая, — как это естественно для
Мольера, — умнее всех своих господ,
удалась актрисе Е. П. Наварской. При-
ятна Анжелика, дочь Аргана, проявляющая
в исполнении Д. В. Невской, при внеш-
ности робкой и наивной девицы, черты
знергии и` твердости характера. Хорош
еще доктор Диафуаруе, которого играет
артист Ю. И. Раков. Но совершенно не
остаются в памяти фигуры доктора Пур-
тона, аптекаря Флерана и нотариуса Бон-
фуа. Эти персонажи не нашли живого во-
площения в спектакле, они промелькну-
ли на сцене и исчезли, а слова их расплы-
лись в воздухе. Почему? Должно быть,
потому, что актеры играли в этих ролях
чисто внешними приемами, пользуясь
первыми подвернувшимися из так назы-
ваемых «комических масок».

Успеху этого спектакля, поставленного
А. И. Еричко, способствовала работа худож-
ника Р. В. Распопова. Его декорации, зана-
вес и «задники» в виде французских го-
беленов оставляют приятное впечатление.

В сожалению, этого нельзя сказать 0
танцах и музыке. Совсем слаба по замы-
слу и исполнению первая интермедия, в
которой выступают пастухи и пастушки.
Этот почти мимический пролог показал-
ся нам бледным, может быть, потому, что
вслед за ним начались  многокрасочные
спены мольеровской комедии.

МТЮЗ сообщил зрителям в программе
«Мнимого. больного», что этой постанов-
кой театр начинает работу над лучшими
образцами классической драматургии. 0т-
личное начинание и вполне хорошее на-

чало!
С. НАГОРНЫЙ.

Леонова

бывают в  действаятельности, а вы сидите
тихо в ваших креслах, следите за тем,
как шаг за шагом раскрываются перед
вами на спене характеры людей и смысл
их поступков, и судите сами, кто из них
положительный, & кто отрицательный.
Такую задачу. ставил я ‘себе, работая над
«Волком», и театр эту задачу понял.
Основной рисунок вашего спектакля вы-
полнен празильно.

Беседа артистов © драматургом
лась до 3 часов ночи.

2 апреля московские драматурги вотре-
тились © коллективом театра. А. Глебов,
А. Бруштейн‘и М. Левилов дали в своих
речах положительную оценку спектакля
«Волк» и призывали театр и в дальней-
шем пря выборе репертуара не уподоблять-
ся театрам, падким на пъесы-халтуры.

Режиссер театра тов. Меркулович, тт.
Дюмон и Няколаев (Тульский театр юно-
то эрителя) в свою очередь  пред’явили
встречный счет праматургам, требуя от
них полноценных пьес, пьес, которые по-
мотают росту актерского мастерства и эсте-
тических вкусов зрителя. $

Собрание приветствовало старейшую ат
тистЕу тватра 0. С. Островектю, отпразд-
вовавтую 3 апреля свой 50-летний юби-
лей.

продли-

Е. ПЕЛЬСОН.

Фильм «Ленин в 1918 году» — mpe-
красное, подлинно художественное произ-
ведение. достоинства которого трухно пе-
реоценить. .Он сделан правдиво и 1про-
cro, ¢ торячей любовью, в большим ма-
стерством и тактом. Отрадно отметить этот
новый творческий успех режиссера М. Ром-
ма, сценаристов А. Каплера, Т, Златого-
ровой и замечательных актеров,

Игра Щукина великолепна. Глубокая,
умная, искренняя, она захватывает вас
целиком. Это — полное внутреннее пе-
ревоплощение в образ Ленина, которое
впервые с такой силой достигнуто искус-
ством кино ‘и самим Щукиным,

Блестяще играет роль коменланта’ Врем=
ля — Матвеева — артист В. Ванин. Его
залача была чрезвычайно трудной. бя хол-
жен был показать честного, смелого боль-
шевика, который в интересах революци-
онного дела надевает на себя лизану прё-
дателя. И вы надолго запоминаете харак-
терную фигуру ‚Матвеева: его сложную,
лвойную жизнь. его тратическое саморазо-
блачение Ha конспиративной квартире 38-
товорщиков — в момент, когда ему ста-
новитея известно 0б опасности, утрожаю-
щей Ильичу,

Новые черты подкупающей искренности,
мужества, обаяния нашел Н. Охлопков В
роли Василия. Хорош в оли Сталина
М. Геловани. Ярко и сильно играют ар-
тисты Марков (Дзержинский), Д. Орлов
(рабочий Коробов), Н. Эфрон (Каплан) и
Н. Плотников (кулак).

Замечательный актер Н. Черкасов в
основном верно и близко подошел к рас-
крытию необычайно сложного характера
Горького. Но есть еще некоторая неуве-
ренность и напряженность в его игре.

Исключительно высокое мастерство 10-
казал оператор Bb. Волчек.

(Советский кинозритель ¢ волнением и
искренней благодарностью к талантливому
творческому коллективу примет его новую
работу.

Литературная газета
№ 19