М, ГОРЬКИЙ и М. ШОЛОХОВ
‚  НАОЙРОТСКОМ ЯЗЫКЕ

‚ НОВОСИБИРСК. (Наш корр.).. В 1939 г.
Ойротокое областное издательство выпу-
стит в переводе на ойротский язык
«Мать» М. Горького и «Поднятую целину»
М. Шолохова, Книга великого пролетар-
ского писателя А. М. Горького «Мать»
была переведена на ойротский язык три
тода тому назад, но враги народа, под-
лые буржуазные националисты, орудовав-
шие в Ойротии, всячески задерживали ее
издание. é

Переводятся на ойротокий язык также
«Капитанская дочка» А. С. Пушкина и
«Хлеб» А. Н. Толстото.

Таким образом, впервые ойротокие чи-
татели получат произведения русских пи-
сателей, переведенные полностью. До сего
времени‘ на этом языке издавались только
отрывки из произведений великих рус-
ских писателей.

Одновременно ведется работа по пере-
воду на русский язык произведений ой-
ротских писателей и ойротского народного
творчества. Новосибирское издательство
готовит к печати первую книгу рассказов
и стихов ойротского писалеля П. Кучияк
и большой том алтайских сказок.

СРЕДИ ЖУРНАЛОВ

«Под знаменем марксизма»
№ 2, 1939 г.

Журнал открывается тезисами докладов
товарищей Молотова и Жданова на ХУШ
‘езде ВКП(б). ;

Передовая посвящена теме «Новая по-
лоса в развитии CCCP».

Из статей по теоретическим вопросам
в журнале опубликованы: Г. Васильев
«Ленин и Сталин о роли научного пред-
видения», А. Леонтьев «Социализм и
труд», Ф. Горохов «Исторический мате-
риализм о материальной основе жизни
общества», В. Колбановский «0 передовой
науке», С. Батищев «Народонаселение и
общественное развитие». Журнал дает
также статьи Я. Голенченко «Основные
моменты  диалектико-материалистического
учения 0 понятии», Г. Александров «Из
истории испанской философии». В отделе
консультации помещена статья Бере-
стнева «Учение Ленина— Сталина о побе-
де социализма в.одной стране». Критико-
библиографический отдел предотавлен
статьей И. Прейс о новом издании книги
Энгельса «Анти-Дюринг» в переводе Ин-.
ститута Маркса—Энгельса—Ленина 1938
года, значительно лучшем и более точ-
ном, чем в изданиях 1923 и 1936 годов.
Интересна небольшая заметка А. Гойхба-
ра «Замечания 0 новом издании книги
Ф. Энтельса «Анти-Дюринг».

КАЛЕНДАРЬ
КЛУБА ПИСАТЕЛЕЙ

Сегодня, 5 апреля, — доклад т. А. И.

ТПимонаева на международную тему.
_ Декадник секции поэтов. М. Алигер,
М. Матусовский и П. Семынин читают но-
вые стихи. Председалельствует П. Анто-
Кольский.

В 23 часа — вечер отдыха.

6 апреля — утренник для дошкольни-
ков. Спектакль Театра кукол «Цветные
хвостики». Начало в 2 час. 30 мин.

В 21 час — вечер цирка.

7 апреля — ‘творческий декадник но-
веллистов. i

Декалник секции драматургов. Режиссер
Ф. Н. Каверин прочтет новую пьесу
Тевидова «Бронзовая табличка».

Тов. Балаев читает свою композицию 0
Коста Хетагурове.

8 апреля — вечер. памяти Пантелейм-
нова.

9 апреля — оборонная комиссия ССП
и клуб писателей устраивают. пер-

вую лекцию из цикла «Наши возможные

враги». С докладом выступит  преподава-

тель Военно-воздутной академии им. Фрун-

зе т. Чепрунов. 1 i

10 апреля — лекция профессора В. Ас-
муса на тему «Эстетические основы систе-
мы Станиславского».

Декадник детоких писателей. Выступа-
ют члены литературного кружка при Дет-
издате.

Ha

29 марта под председательством П. А.
Павленко состоялось очередное заседание
президиума ССП СССР.

Президиум заслушал доклад т. Н. Чер-
товой о программе курсов молодых писа-
телей и утвердил эту программу. С
15 апреля по 5 мая на курсы-конферен-
цию с’едутся 50 молодых писателей 3
автономных республик и областей.
программе курсов -— литературные заня-
тия, осмотр выставок и музеев Пушкина,

Толстото, Горького и Маяковского, про-
смотр лучших спектаклей московских
театров, посещение музеев, посещение

выставок и мастерских крупнейших ху-
дожников и скульшоров.

Опыт проведения подобных же курсов,
организованных зимой для молодых
писателей союзных ‘республик, показал
ценность этого начинания. Президиум
06060 отметил важность участия в рабо-
те курсов лучших деятелей науки и ис-
кусства. В выступлениях говорилось 0
большой помощи молодым писателям,
оказанной проф. Чемодановым, скульпто-
ром Меркуровым, художником П. Конча-
ловским, В. Мейерхольдом.

По предложению т. А. Фадеева, для
разгрузки президиума союза от повседнев.
ных текущих дел создана постоянная
организационная комиссия в составе
тт. Войтинской, Оськина; Тараканова,
Фадеева, Шапиро и Ярцева. Затем прези-
диум ‘утвердил доложенный т. Фадеевым
план работы президиума на апрель и
принял решение о праздновании 10-лет-
него юбилея «Литературной тазеты» (пер-
вый ее номер вышел 22 апреля 1929 г.).

Для подготовки к 10-летию co дня
смерти В. В. Маяковского (1940 г.) по
предложению т. Асеева создана комиссия
в составе тт. Асеева, Лебедева-Кумача и
Перцова. ;

Всю остальную часть своего заседания

президиум союза писателей посвятил
приему в союз новых членов.
Первой рассматривается кандидатура

Любови Яковлевны Гуревич. В прошлом
году отмечался 50-летний юбилей ее ли-
тературной деятельности и лишь 0
непростительной небрежности старого
руководства союза Л. Я. Гуревич до сих
пор. не была принята в члены союза
писателей. Это прекрасный и вдумчивый
театральный критик, великолепный пе-
реводчик Мопассана. Стендаля и Спинозы,
Президиум союза единогласно принимает
Л. Я. Гуревич в члены союза писателей.

В союз принимается старый уральский
писатель т. П. Бажов. Его сказы «Мала-
хитовая шкатулка», «Хозяйка медной го-
ры» широко известны советскому читате-
лю. Тов. А. Караваева отмечает глубокое
знание Бажовым быта горнорабочих. Тов.
А. Фадеев подчеркивает самобытность и
талантливость книги Бажова. Тов. Роскин
говорит © Бажове, как о способном и

°_ Лисьмо из Карелии

В Петрозаводске, столице Карелии, Ин-
ститут культуры недавно попытался
учесть наиболее ярких носителей и твор-
цов карельского фольклора для установле-
ния с ними постоянной творческой свя-
зи. Оказалось, что далеко не исчерпываю-
щий список лучших сказителей, при са-
MOM скромном подсчете, насчитывает до
130 человек, из которых по крайней мере
35 должны быть признаны выдающимися
мастерами народного искусства. Высокая
оценка этого искусства советской страной
выразилась в награждении тт. Коргуева,
Конышкова и Рябинина-Андреева  орде-
нами СССР,

В том же Петрозаводске, в доме, кото-
рый когда-то принадлежал Гавриле Рома-
новичу Державину,` крохотная комната
предоставлена оргкомитету карельского
союза советских писателей. В оргкомитете
мы долго беседовали с ответственным с6-
кретарем т. Кирилловым, но так и не уз-
нали ничего об этих людях, которые со-
ставляют сейчас гордость карельской лите-
ратуры.

И это не случайно. Котда два месяца
тому назад здесь прочитали указ Прези-
диума Верховного Совета СССР о Harpam-
дении лучших советских писателей, руко-
водителям оргкомитета пришлось приз-
нать, что имена Конышкова и Рябинина-
Андреева, имеющиеся в этом печатном
списке, отсутствуют в фбрмулярах мест-
ной литературной организации. Рябинина-
Андреева поспешили срочно «оформить».
(При этом любопытно, что т. Рябинин в
течение полутода являлся членом оргко-
Muteta HapCCIIl, но приема в coms до-
биться не мог). Что же касается т. Ко-
нышкова, то в оценке его творческих зас-
луг незадачливые ценители из оргкомите-
та КарССП. видимо, хотят остаться при
<069бом мнении» и, несмотря на то, что
сказитель-орденоносец принят в COWS 60:
ветских писателей  президиумом ССП
СССР, намеренно медлят и упорно «воз-
держиваются» от внесения ето в свои
списки.

Карельскую литературу долтое время
разваливали и дезориентировали враги на-
рода, буржуазные националисты, и про-
чие вредители, засорявшие ряды карель-
ских писателей Перед созданным в
1938 г. оргкомитетом КарСОП стояла m0-
литическая задача выдвижения и воспи-

Литературная газета
№ 19

Уполномоч. Главлита Б—1436

тания новых литературных кадров исти-
мулирования роста карельской. советской
литературы. В первую очередь следовало
широко развернуть работу со сказителя-
ми. От этого союз отмахнулся,

Сейчас, котда помимо, да иногда и во-
преки оргкомитету КарССИ, членами сою-
за оказалось несколько выдающихся ска-
зителей, они составили наиболее творче-
ски сильное и активное ядро литератур-
ной организации. Тем более удивительно,
что оргкомитет уделял и уделяет вое свое
внимание другой грунпе товарищей, чис-
лящихся в течение долгого времени в спи-
сках членов и кандидатов союза, но твор-
чески себя мало проявивших. Надо ска-
зать прямо: оргкомитет не умеет в до-
статочной степени критически подойти к
определению творческих возможностей и
творческой ценности каждого товарища,
называющего себя литератором. Так, на-
пример, давно уже занимающийся лите-
ратурной работой т. Линевский, хотя и
пишет чрезвычайно много, но вся ‘его ли-
тературная продукция стоит на очень
низком уровне и никакой художественной
ценности не представляет. Однако Линев-
окий почему-то считается одним из наи-
более творчески активных членов союза,
чуть ли не «ведущим писателем».

Литературная учеба и творческое воспи-
тание карельских писателей поставлены из
РуЕ вон плохо. Союз не может похвалить-
ся большим числом‘ напечатанных произ-
ведений членов и кандидатов KapCCIL Ho
даже и эти произведения предварительно
не обсуждаются в товарищеском кругу ка-
рельских литераторов. Мимо союза прошел
факт принятия к печати об’емистой руко-
писи романа тото же Линевского «Как это
было», произведения, литературно недобро-
качественного и политически ошибочного.
В литературной организации оно не было
предварительно обсуждено, никто не ука-
зал ни автору, ни кандидату ССП т. Ба-
бичу, возглавлявшему тогда Каргосиздат,
что 0б издании романа не может быть и
речи.

Кандидат союза поэт Кутасов  под-
готовил к печати свою первую поэму «Две
жизни», трактующую на местном мате-
риале эпизод из жизни М. И. Калинина.
Ал. Прокофьев, А. Гитович и другие ле-
нинградцы нашли время ознакомиться ©
рукописью и дать ценные указания MOJO-
дому автору. Только карельский союз пи-
сателей остался равнодушным наблюдате-
лем, не удосужившимся обсудить работу
поэта-комсомольца,

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д. 26, тел. К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕ ЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва,

Принятые в члены союза советских пи сателей на заседании президиума ССП 29 марта 1939 г. Сверху (слева напразо): 3. Александрова,
А. Бек, Н. ` Богословский, Н. Вильям-Вильмонт, А. Глинка-Волжский, А. Олейнич- Гнененко, В. Гриб, Л. Гуревич, А. Довжен ко,
С. Кржижановский, Э. Левонтин, Л. Ленч, А. Ойслендер, А. Патреев, М. Розенфельд, А, Рудников, М. Штительман,

В ПРЕЗИДИУМЕ СФШФЗА.
CORETCKIIX MMCATEJIEN

своеобразном писателе. Бажов принимает-
ся в члены союза.

Единогласно принимается в союз и
т. Т. Борисов, талантливый: дальневосточ-
ный писатель. Тов. Пришвин рассказы-
вает, как Горький просил дать широкий
ход книге тогда еще неизвестного писа-
теля Борисова, ; i

Тов. Л. Соболев и В. Лидин характери-
зуют Борисова как талантливого писателя.

О творчестве М; Штительмана рассказы-
вает ‚президиуму Анна Караваева. Книга
1ТИтительмана «Повесть о моем детстве» —
хорошое ‘лирическое произведение. Уме-
ние показать подлинно человеческие чер-
ты, талантливость и большая искренность
работ Штительмана дают основание для
ето приема в члены союза. Книга написа-
Ha © хорошим и тонким юмором. Тов.
Ф. Левин и М. Левидов поддерживают
кандидатуру т. Штительмана, и прези-
диум принимает его в союз.

Борис Горбатов докладывает о творче-
стве писателя А.. Патреева. После книги
«Глухая Рамень» т. Патреев написал но-
вый роман «Инженеры». Это галлерея
живых и ярких образов, которые написа-
ны писателем, умным, вдумчивым и хо-
рошо знающим жизнь. Тов. Асмус гово-
рит, что одних только рассказов А. Пал-
реева’` («Базарка», «Там, где шумят coc-
НЫ», «Встреча») достаточно для того, что-
бы принять писателя в члены ` союза.
Президиум единогласно принимает т. Пат-
реева.

Единогласно принимается в союз В. И.
Гриб, автор ряда интересных работ о
Бальзаке, Лессинге, по’ немецкой эсте-
тике.

Творчество Зинаиды Александровой,
талантливой детской поэтессы, положи-
тельно характеризует т. К. Чуковский.

Прочитанные на  президнуме союза
3. Александровой стихи были хорошо
встречены присутствующими. 3. Алексан+
дрова единогласно принята в члены союза.

Недавно о большим успехом прошла
премьера талантливой пьесы Л. Ленча и
Б. Войтехова «Павел Греков». Л. Ленч из-

!

‹ Творческая поездка
ленинградских писателей

Группа ленинградских писателей выеха..
ла в творческую’ командировку в закав-
казские республики. i

Евгений Федоров —‘автор двух рома-
нов «Горная дорога» и «Железное сердце»
(первый выпущен на-днях Ленгослитизда-
том, второй принят к изданию
ским писателем») — выехал в Тбилиси,
Писатель намерен посетить Сухуми и Го-
ри и собрать материал для книги «Рас-
сказы о Сталине». Поэт А. Решетов вы-

— Какие-либо творческие обсуждения в
союзе проводить невозможно, — заявил
нам отв. секретарь оргкомитета т. Ки-
риллов. — Любое критическое. замечание
воспринимается у нас, как личная обида.

И действительно, в протоколах союза
мы нашли множество конфликтных дел,
порожденных случайными высказывания-
ми того или иного товарища о том или
ином произведении, И категорическое за-
явление руководителя литературной орга-
низации, и все эти протоколы, напоминаю-
щие тяжебные дела готолевских персона-

`жей, готчетливо свидетельствуют о слабо-

сти воспитательной работы в КарСссП.

В подобной атмосфере, исключающей
элементарную возможность критики у ряда
товарищей, остро дает себя чувствовать
зазнайство, чванливость. «корифейство».
Ряд членов союза (Линевский, Норин
и др.) сдает в редакцию альманаха совер-
шенно сырые материалы, настойчиво тре-
бует их печатания, отказывается вно-
сить необходимые исправления и зачастую
добивается опубликования  негодных про-
изведений. Так, в частности, Норин, ис-
пользуя свое положение члена редколле-
гии альманаха «Карелия», публиковал на
страницах этого альманаха сцены из своей
пьесы, низкое литературное качество ко-
торой бросалось всем в глаза.

Союз писателей Карелии, насчитывав-
ший до последнего времени в своем со-
ставе 11 членов и кандидатов, полу-
чает от государства 150 тысяч рублей,
Значительная часть этих средетв — 30
тысяч рублей — тратится на содержание
аппарата, состоящего из 6 человек, те.
равното половине состава союза. Руково-
дители союза всячески потворствуют иж-
дивенческим настроениям. В настоящее
время союз, по существу, свел всю свою
работу к выполнению литфондовских функ-
ций, раздавая государственные деньги без
достаточного разбора и без всякого уче-
та творческой целесообразности. Так, Но-
рину, под предлогом творческой поездки
в связи с работой над повестью из жизни
журналистов города Петрозаводска, было
выдано несколько тысяч рублей на поезд-
ку.. в Москву, Киев и Грузию! Некото-
рые` писатели видят в кассе ‘союза свое-
образную кормушку, блатами которой они
могут неограниченно пользоваться. Бабич,
находясь в очередном отпуску и, очевид-
но, почувствовав нехватку в деньгах, шлет
из Белоруссии в союз такую телеграмму:

«Прошу считать меня творческой
командировке уже написал два расска»
за колхозной жизни телеграфьте четыре-
ста рублей авансом Бабич».

Заседания оргкомитета заполнены рас-
смотрением подобных заявлений, причем

Н. Арденс, П. Бажов,

Козин,

И. Бернштейн-Ивич, и.

` НОВЫЕ КНИГИ

Гослитиздат выпускает:

Песни Страны Советов.
реработанное и дополненное издание. Со-
ставил Борис Турганов. В сборнике по-

вестен как автор ряда рассказов. Без пре-
ний Леонид Ленч единогласно принимает-
‘ся в члены союза писателей.

`По предложению президиума союза
советских писателей Украины, единоглас-
но принимается в члены союза Александр
Довженко, который показал себя 3a по-
следние годы не только как крупнейший
кинорежиссер, но и как талантливый
писатель, автор сценариев «Аэроград» и
«Шорс». Тов. А. Корнейчук с гордостью
говорит о блестящем успехе «Шорса»,

В союз принимается С. Д. Кржижанов-
ский. В писательской среде мало знают
этого талантливого человека. Положитель-

о Ленине и Сталине, о Родине, о Крас-
ной Армии и т. д. В оборнике даны так-
же фольклорные песни, получившие наи-
более пгирокое распространение.

Ованес Туманян. «Избранные произведё»
НИЯ». В этот юбилейный сборник, выпу-
скаемый к 70-летию со дня рождения
‘великого поэта, вошли ето избранные сти-
хотворения, поэмы, баллады, легенды и
сказки. Переводы большинства стихов за-
ново сделаны В. Державиным, С. Шер-
зиноким, 0. Румером, М, Шатинян, К.
Липскеровым, Н. Поповым. Переводы про.

Четвертое, пе-

мещены лучшие песни советских поэтов

«Совет-

Типография газ. «Индустрия», Москва, Цекетной бульвар, 30,

ные отзывы 0 работах Кржижановского
дают тт. Ф. Левин, М. Тарловекий,
В. Асмус, Н. Асеев, М. Левидов, П. Пав-
ленко. Они отмечают, что до сих пор на
творчество Кржижановского обращалось
незаслуженно мало внимания.

Лермонтоведа Ираклия Андронникова в
союз принимают единогласно.

Имена Вл. Козина и Дм. Кедрина ши-
роко известны в писательской среде.

Оба они принимаются единогласно.

В союз также приняты А. Глинка-
Волжский, автор ряда романов и работ
о ОДостоевском, Чехове, Г. Успенском;
А. Савчук — свердловский писатель, ав-
тор биографического романа «Как начи-
налась жизнь»; А. Олейнич-Гнененко —
ростовский детский писатель; И. Берн-
штейн-Ивич, А. Бек, о работах которого
положительно отзывается В. Гроссман.

В союз принимаются Н. Ардене — автор:

работ о Толстом, Пушкине и’ Достоев-
ском, А. Лаврецкий-Френкель — литера-
туровед, автор известных статёй и книг
о Добролюбове, Белинском и Салтыкове-
ЦЩедрине; А. Рудников — переводчик
советской литературы на французский
язык; Н. Вильям-Вильмонт — поэт-пере-
водчик и литературовед; 9. Левонтин —
поэт и переводчик; В. Няст, поэт К. Лии.
скеров, критик Ю. Соболев, критик и ли-
тературовед Н. Ботословский, поэт А. Ой-
слендер, журналист и прозаик М. Розен-
фельд, кинокритик М. Шнейдер.

ехал в Баку, где он будет собирать ма-
териал для п0эмы о 26 бакинских
комиссарах. Сборник новых и избранных
старых стихотворений А. Решетова выхо-
дит в ближайшем времени в издании
«Советского писателя».

В Баку выехал также Г Холопов —
автор печатающегося в «Звезде», с фев-
ральской книги, романа «Медвежий лот».
Г. Холопов’ будет работать в Баку над
книгой «Южные новеллы».

i J

рваческие претензии далеко не’ всегда, по-
лучают отпор. Существующий при Кар-
госиздате авторский кабинет работает  изо-
лированно от союза, без понимания стоя-
щих перед ним задач. Все отношение за-
ведующего кабинетом т. Никонова к
литературе, как нам удалось выяснить,
состдит в Том. что он является... мужем
местной поэтессы Никоновой. Этот взаве-
дующий кабинетом оказался и основным
рецензентом, консультантом и кружково-
дом. Другой рецензент и консультант
т. Хряпин также связан с литературой по
«семейной линии»: он отец Норина и,
как отец писателя, считает себя вправе
поучать молодежь. Рецензии Хряпина еще
более безграмотны. Кстати, консультанта,
владеющего карельским языком, в автор-
ском кабинете нет.

Положение в карельской литературной
организации говорит о том, что руковод-
ство ею CO стороны президиума ССП
СССР все еще недостаточно.

Комиссия президиума ССП “СССР no py-
ководству карельской организации на ме-
сте должна помочь выработке карельскими
литераторами правильных критериев оцен-
ки их литературной работы; повысить тре-
бовательность и чувство ответственности
карельских писателей, дать образцы под-
линной литературной критики.

Ведь в\ среде карельских литераторов
имеются товарищи, доказавшие возмож-
ность своего дальнейшего творческого ро-
ста. Назовем хотя бы работу молодого пи-
сателя В, Г. Чехова, заканчивающего ро-
ман «Возмутители» на интересном „исто-
рическом материале. ^

Но, разумеется, надо требовать и боль-
шей‘ инициативы со стороны оргкомитета
КарССП, которому следует помнить, что
карельская литературная организация со-
стоит в своем большинстве из начинаю-
щих авторов, что в ней следует всемер-
но развертываль литературную учебу.

Одна из основных задач КарССП — соз-
дание оригинальных книг на карельском
языке. В сущности, именно в этом, в раз-
витии молодого карельского литературно-
то языка, должна выразиться практиче-
ская работа союза.

Наряду с изданием книг карельского на-
родного творчества надо найти формы и
способы вовлечения в литературную рабо-
ту лучших людей страны, знатных рабо-
чих, колхозников, советских интеллигентов,
людей с интересными биотрафиями, чей
жизненный путь учил и воспитывал ‚бы
читателей, которым советская власть да-
ла право и возможность писать и читать.
на родном языке. Е

В. КРЕМНЕВ, С. ПЕТРОВ.

зы сделаны Я. Хачатряном,
Гюльназаровым.
Давид Бергельсон.

Е. Благининой.
Ол. Десняк.

оккупантов и белогвардейских банд.
Тзянь-Цзюнь. «Деревня в

Предисловие Эми-Сяо.
Андерсен Нексэ.
Автобиографическая повесть.

лова — «Великий

родном . творчестве».

Кроме того, в номере помещены: стихи
М. Фролова («Тарасова верба», «Письмо
патриоту»), И. Лобова («Дуб в Прохоров-
ке», «Товарищ уезжает»), К. Маренко
(«Раскованный Прометей»), продолжение
романа Бенавидеса®- «Преступление Евро-
пы» и шахтерские песни, записанные на
шахтах Трудовая и Смолянка. «

^ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА
СОЮЗА СОВЕТСКИХ
 ПИСАТЕЛЕЙ

Ознакомившись © заявлением т. М. Альт-
шулера, в’ котором. он жалуется ‚на то,
что целый ряд редакций отвергает его
произведения, исходя не из соображений
пригодности или непригодности этих про-
изведений для печати, а исходя из того,
что‘ имя т’ М. Альтшулера якобы одиоз-
HO для советокой печати, комиссия, вы-
деленная президиумом ССП в составе тт,
Text, Либединского и Никулина, прове-
рив факты, установила, следующее:

Тов. ‘Альтшулер` является вполне гра-
мотным и квалифицированным, хотя ‘еще
и не поднявшимся выше среднего уров-
ня литератором. Всякие попытки лишить
т. Альтшулера возможности трудиться в
избранной им области только потому, что
якобы имя т. Альтшулера одиозно для
советской печати, следует рассматривать
как оскорбление его гражданского’ досто-
инства и ущемление его прав советского
гражданина. Между тем работники ряда
редакций подобным образом в отношении
Альтшулера себя вели. ;

Наиболее выразительно это. отношение
проявилось в редакции газеты «‹Дейче
централь. цейтунг»,. в которой т. Альтшу-
лера печатали до того момента, пока’ зам.
зав. отделом информации Ягрин не уз-
нал, что это «тот Альтшулер», после’ че-
to очерки Альтшулера печатать переста-
ли.

Несомненно, что недопустимое и неспра-
ведливое отношение к печатанию т. Альт-
шулера проявил также редактор ранее
существовавшей газеты «Постройка»
т. Данилин, который, как это уста-
новлено, сейчас же, как узнал, что очер-
ки принадлежат «тому Альтшулеру», opa-
зу заявил, что т. Альтшулер «подмочен-
ный человек и что’от его услуг лучше
отказаться». Недопустимо, что Данилин
на запрос нашей комиссии ответил, что
«вполне возможно», что отказал т, Альт-
шулеру в постоянной работе, так как
он-де «взял курс на выявление и. печа-
тание прежде всего способных и начи-
нающих писателей из среды наших чи-
тателей, членов Литоб’единения» (создан-
ного при газете «Постройка» Данилиным).
Все это является лживой, путаной и не-
особенно ловкой уверткой. Не товоря уже
© том, что подобного рода устранение из
кадров газет квалифицированных журна-
листоких сил и ограничение их членами
Литоб’единения явилось бы делом недо-
пустимым, установлено, что, прекратив
печатание т. Альтшулера; Данилин про-
должал печаталь других профессионалов-
очеркистов, в Литоб’единение при газете
не входивших. :
pana 2. A Aap ay set ить, поть
: ение, во

всех отношениях чрезвычайно тяжелое
в положение, в котором советский граж-
данин быть не может. Судимость с
т. М. Альтигулера была, снята, и тем са-
Я направленные к отрани-

н.

ИИ О ДА
п т, дя
ие к т. М. Альт-

шулеру осуждает, будет в ним бороться
и считает нужным оказать т, М. Альтшу-

леру помощь,
ПРЕЗИДИУМ ССП СССР

Гнездниковский, 10,

Лейли и

«Мирл Гурвиц». Ро-
ман в 4 частях. Авторизованный перевод

«Десну перешли батальо-
ны». Роман посвящен героической борь-
бе украинского народа против немецких

августе».
Книта рассказывает о борьбе мамчжурско-
го народа против японских захватчиков.

«В чужих людях».

Вышел из печати третий номер. жур-
нала «Литературный Донбасс». Основная
часть номера посвящена 125-летию со дня
рождения Т. Г. Шевченко. Тут печата-
ются переводы из Шевченко Ю. Черкас-
ско’ и А. Фарбера, Статьи: А. Михай-
поэт-революционер»,
Н. Базилевского — «Шевченко-художник»,
А. Пулинец — «Шевченко и русская ли-
тература», И. Лобова — «Шевченко в на-

ПАМЯТИ
‚В № ДОМОГАЦКОГО

Умер скульптор Владимир о,
Домогацкий. Это был превосходный ›
стер, человек большой культуры, ода,
лучших советских скульшторов, Им оду
вещи, которые навсегда останутся
шением наших музеев, вещи, хоторш
дут служить образцом и примерои ay
вости художника и глубокого прониень
ния в психологическую сущность нету,
которую с огромным мастерством уше }
могацкий передавать. Домогацкий yp,
работал над созданием скульттурном в

ета многих выдающихся деятелей сы,
кой культуры, литературы, озу
Мы чирощаемся © человеком, общее ¢
торым было всегда для нзе радостно ль
учительно. Умер большой  скулыту
большой человек.

В. ВЕРЕСАЕВ, Вс. ИВАНОВ, ЛЕ
ЛЕОНОВ, ВЛ. ЛИДИН, Л. ГРОБ
ИВАН НОВИКОВ, Б. ПАСТЕРНА

Письмо
в редакцию

В «Литературной газете» № 13 их
ликована заметка об ортанизации в ] ть
граде Институтом литературы цикла №
ций по художественной литератуе зь
мощь изучающим историю Во,

Прочла и... позавидовала. Почему в},
окве нет ничего подобного? Ведь воз,
ностей здесь для этого не меньше, з у
рос об организации такого цикла леди
также консультаций или семиам д
докладчиков уже давно назрел, Мнот ,
водские библиотеки неоднократно mony
помочь их читателям, изучающих итуа
ВКП(б).

Кто займется организащией уму из
нейшего мероприятия? Что предприниии
для этого правление союза советских т
сателей, Литературный институт и №
ское лекционно-экскурсионное бют?

Литконсультант библиотечного #3
союза» среднего машиностроения

E. cy /

XPOHMKA

3% Библиотека-музей Маяковского п
зей Н. Островского (Сочи) в ознамениь
ние ХУШ сезда ВКП(б) вотупили ее
собой в социалистическое соревновании
лучшую постановку изучения жизни 1
творчества Вл Маяковского и Ник, done
ского и на наиболее широкую прош
ду их трорчества среди ‘трудящихся в
шего Союза,

В числе обязательств; взятых на #
библиотекой-музеем Маяковского, oth
интересны следующие: подготовить к в
данию  сборник-летопись, посвящен
10-й годовщине, смерти Маяковского; и
рать биографические материалы и си
вить первую часть научной биотрал
Маяковского; провести единый свод!
учет литературного наследства поэта, в
ходящегося в государственных и в
ственных организациях.

Музей Н. Островского обязуется: созди
в музее специальный кабинет по в
нию творчества Н. Островского, прочест!
санаториях, на предприятиях и в кт
Зах 100 лекций о Н. Островском и т.1

% Работники Рязанской областной й
блиотеки имени А. М. Горького в под
ХУШ  с’езду большевистской партии?
ганизовали отдел горьковской литера
В этом отделе сосредоточены книти А!
Горьком, изданные со дня его ли
турной деятельности и до настоящею #
мени. Здесь же собрана критическая п}
ратура о Горьком.

Среди собранных книг большой ими
представляют журналы: «Русское бим
во», «Русская мысль», «Летопись», «Ни
«Исторический вестник», «Образование!
друтие журналы 90-х годов, в юм
помещались первые рассказы вели
пролетарского писателя. Имеются жуй
лы, представляющие большую библят»
фическую редкость.

Одновременно с`этим собрано сы
200 снимков и иллюстраций А, М, №№
кого и (его современников.

me Узбекским областным театром в (»
марканде поставлена на узбекском я!
тратедия Шиллера «Коварство и люби»,
Спектакль пользуется большим успии
среди зрителей.

3% Узбекский литературовед т. Шар
динов закончил научную биограф &
вестного узбекского классика Алишера №
вои. Труд-т. Шарафутдинова печатая
нескольких номерах газеты «Kant Ji
киста» и выйдет в ближайшее вреи
дельной книгой. «Биография Алишей
вой» — первая из серии книг, Koji
намечено издать к юбилейным днях
BOH.

% На-днях в Ашхабадском pyccrol i
матическом театре имени А. С. Пур
состоялась премьера пьесы «Дочь №
лионера» молодой туркменской писте»
ницы Тоушан Эсеновой. Поставлена 1563
художественным руководителем т
В. Ф. Федоровым.

Коллектив театра мм. Пушкина ost
тил свою работу ХУШ с’езду ВКП).

«Дочь миллионера» — первая тури
ская пьеса, поставленная на русской lt
не.

% Вышел в свет 2-й номер хуи
«Совет оэдебияты» («Советская литер
ра») — орган союза советских писати
ТССР на туркменском языке,

В. номере широко представлена поз
Редакция поместила «Поэму о Серю
жоникидзе» ‘Сулеймана Стальского в 1
реводе поэта Кемал Ишанова. Даны
тинальные ‘стихи: «Товарищ талию 1
«О хлопке». Курбанмаммета, «Barri?
(«20-летие комсомола») Торе, «В, Чел

Мамметкулыева, «Чкалов» Аламешеы
«Смерть героя» А. Чарекулыева,

Из оригинальной прозы нужно отели
отрывок из романа «Перман» Ата Го
това.

% Одесская киностудия готовят #1
становке большой звуковой фильм <
кер Дербент» по повести Юрия Крым
К работе над сценарием привлечен драм
тург С. Ермолинский. Режиссер А. 9!
циммер. Фильм ‘будет выпущен из axpasl
в конце 1939 г, ;

В Калининском областном изме»
стве состоялся литературный. вечер. На
чере были обсуждены рассказы, ст
очерки. поступившие для подготовляем
К печати первого областного литератур”
художественного альманаха. © кри
ским разбором произведений  выстут
поэт С. А. Обрадович. Принимавшая 7%
стие в вечере ткачиха фабрики пм. В
жанова сказительница А, В. Мор
прочла свои сказы «О Хасан», «0 №
Ро» и ряд других. Эти сказы будут 1%
мещены в альманахе.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В. ЛЕБЕДЕВ
КУМАЧ, Н, ПОГОДИН, 0, ВОЙТИНСКАЯ.