ОБЩЕМОСКОВСКОЕ СОБРАНИ

16 апреля в Большой аудитории Политехнического музея состоялось обще-
московское собрание писателей. Собрание было посвящено обсуждёнию ито-
гов ХУШ с’езда ВКП(б) и задачам советской литературы в. коммунистическом
воспитании трудящихся. й
_ Собрание от имени правления союза советских писателей открыл тов. В. Ле-
бедев-Кумач. Избирается деловой президиум,

В составе его — Асеев Н., Барто А., Вишневский Вс., Герасимова В., Гракин
(МГК ВКП(б)., Зайцев К., Иванов Вс, Караваева А. Катаев В. Кирпотин В.,
Лебедев-Кумач В., Леонов Л., Лозовский С., Новиков-Прибой А.. Попов Г.
(секретарь МГК ВКП(б), Соболев Л., Твардовский А., Толстой А., Тренев К.,
Ухолин С. (секретарь Краснопресненского райкома ВКП(б), Фадеев А.

Федин К., Щербаков А. (секретарь МК и МГК ВКП(б). {

Бурными. аплодисментами и-‘овацией встречают собравшиеся предложение
т. Б. Левина избрать в почетный президиум Политбюро ЦК ВКП(б) во главе
с товарищем Сталиным. ; у

я

С большим докладом об итогах ХУШ с’езда ВКП(б) и задачах советской
литературы выступил тов. А. А. Фадеев. Его доклад был выслушан собрав-
шимися с болыпим вниманием, Тов, Фадеев рассказал о всемирно-историче-
ских победах, которые одержала наша страна’ под руководством партии
Ленина — Сталина за прошедшие годы, и подробно разобрал задачи совет-
ской интеллигенции, армии работников искусства в великом деле KOMMYHH-
стического воспитания трудящихся,

После доклада тов. Фадеева начались прения. Первым на ТРибуну поды-
мается К. Федин. Затем с речами выступили тт, С. Диковский, В. Катаев,
А. Барто, Л. Леонов, О, Войтинская, Л. Никулин и В. Герасимова.

На трибуне Виктор Финк. Он зачитывает приветственное письмо вождю
народов товарищу Сталину. Когда писатель ’ читает последние ‘строки, все
собравшиеся встают и бурными аплодисментами, от всего сердиа, едино-
душно одобряют приветствие тому, кто вдохновляет и окрыляет нас в нашем
движении к.полному торжеству коммунизма.

свидетелем порабощения своей родины, a
это предчуветвовал, предсказывал В ee
пьесе «Мать». Эта пьеса показывает,
автор ее. тесно. связан, с тем, что происхо-
мире.
Вы он мать, потерявшую старших
сыновей, потерявшую мужё. Вы помните,
как берегла, как отвоевывала У смерти
она своего последнего уцелевшего сына,
болезненного, нежного мальчика, эту
отчаянную борьбу любви со смертью вры-
голос по радио:
С слушайте. Мы взываем т
всему миру! Мы взываем к человечеству

ПИСАТ

Доклад тов. А. Фодеева
об uwmowx XVIII ceez0a BRIT (6)

— Товарищи! Нам, современникам
ХУШ с’езда партии, его свидетелям и уча-
стникам, еще трудно осознать все то
всемирно-историческое значение, которое
ймеет и с’езд, и его решения, —начинает
свой доклад тов. Фадеев. — С’езд собрал-
ся на историческом этапе, .когда мы на-
чинаем новый путь восхождения от CO-
циализма к коммунизму.

Мы достигли небывалого морально-
политического единства нашего народа и
невиданного еще единства нашей коммуни-
стической партии, об’единенных вокруг
Центрального Комитета ВВШ(б), вокруг
товарища Сталина,

Это морально-политическое единство н%-
рода и единство нашей партии нашло
свое живое отражение в том, как шли
прения ua XVIII с’езде партии, как
принимались решения и как избирался
ЦЕ нашей партии — единодушно и ©
небывалым под’емом.

Далее тов. Фадеев говорит подробно 0
TeX всемирно-исторических победах, ко-
торые завоевала наша страна под руковод-
ством партии Ленина—Сталина за период
между ХУП и XVIII с’ездами.

Он товорит 0 том, что титанической,
созидательной работе нашего народа пы-
тались мешать враги народа, подлые ре-
ставраторы капитализма, атенты фашизма,
которых народ безжалостно разгромил.

Затем докладчик говорит о блестящем
и глубоком анализе международного и
внутреннего положения нашей страны,
данном в докладе товарища Сталина, о
нашей любимой, грозной и непобедимой
Красной Армии и Военно-Морском Флоте,
0 грандиозных перспективах третьей
сталинской пятилетки и задачах советской
интеллигенции, в частности работников
всех видов искусств.

— Работников искусств всех видов У
нас в стране около 160 тысяч, — гово-
рит тов. Фадеев. — Цифра не такая уж
большая для такой большой страны, как
наша. Можно не сомневаться, что по ме-
ре роста образования в СССР армия работ-
ников искусств сильно приумножится. Но
дело не в количестве бойцов этой армии.
Дело в необыкновенной силе ее влияния
на умы и сердца миллионов и миллионов
людей. :

Что же дает нашему искусству таку
силу влияния на людей? Может быть, мы,
советские художники, достигли уже необык-
новенных вершин художественного мастер-
ства, превзошли в этом смысле лучшие
классические образцы’ прошлого? Нет, к
сожалению, этого еще нельзя сказать про
нас. Правда, мы и не стремимся заменить
классиков. Как это всем известно, Шекспир
и Рембрандт, Руставели и Пушкин, Гёте и
Толетой, Бетховен и Чайковский, Шевчен-
ко и Чехов давно стали достоянием совет-
ского народа и, к великому удивлению
всех буржуазных историков, не за страх, &
за совесть помогают большевикам строить
коммунистическое общество. И наше поко-
ление и будущие всегда будут учиться у
этих великих людей.

Сила наша пока-что еще не столько в
нашем мастеретве, сколько в том, что мы—
искусство первой в мире страны социа-
лизма. Нам первым выпало на долю сча-
стье рассказать людям о социалистической
жизни и о том, как она была завоевана.
Нам выпало на долю счастье — детскими
еще губами — произнести такие слова в
художественном развитии человечества,
какие до нас не мог сказать ни один, Ja-
же самый крупный из художников про-
шлого.

Наше искусство вместе с новым обще-
ством поднялось над развалинами старой
царской деспотии, тюрьмы народов, и 38-
товорило на десятках языков. Народы,
не знавшие даже письменности, вдруг 3а-
товорили громко на. весь мир огненным
языком передового разностороннего искус-
ства. Й весь трудящийся мир увидел, как
капитализм обедняет мир, делает его мрач-
ным и нищим, и как социализм, раскры-
вая духовные богатства народов, раскры-
вает великолепную, немеркнущую красоту
мира.

Молодое советское искусство высоко по-
дымает знамя социалистической морали
налиего народа, знамя новой человечности,
знамя социалистического гуманизма, благо-
родное знамя Ленина и Сталина. И в
этом — еила налиего искусства, в этом его
правда и его подлинная народность.

Но, чтобы советское искусство развива-
лось мощно и разносторонне, необходимо
соблюдение рядах условий. Отмечу некото-
рые из них:

Первое. Необходимо повысить критерий
требований к нашему искусству. Наша кри-
тика, печать, большая политическая прес-
са должны больше заниматься вопросами
художественного качества. Нельзя выпу-
скать в свет и хвалить произведения толь-
ко за «хорошую идею» или «революцион-
ную тему», как это часто было принято
до сих пор. Нужно обязательно  ста-

менную тему», в то время ‘как в них дур-
ной язык, & подчас они просто негрз-
MOTHHI.

На наших тосударственных выставках,
наряду с прекрасными образцами  совет-
ской живописи, мы выставляем немало
плохих, неграмотных картин и хвалим их,
хвалим со страниц большюй советской пе-
чати за «революционную тему», тогда как
картины эти зачастую поражают неумелой
композицией. бедностью красок, отеут-
ствием настоящей школы рисования и жи-
вопихания, незнанием анатомии человека,
законов перспективы и цвета. Тажих кар-
тин немало быйо на выставке, посвящен-
ной 20-летию Красной Армии, немало их
и на выставке «Индустрия социализма».

Доверие народа ко всему тому, что мы
делаем, к нашему мероприятию
велико. Неправильным, либеральным отно-
шением к дурному качеству мы невольно
прививаем дурной вЕус.

С этим пора’ кончать. В том, что люди
пишут на революционную тему, никако
заслуги нет, это естественно. За одно это
хвалить не стоит. Давно пора потребовать
от людей настоящей большой работы, пол-
ноценного искусства, & He  скороспелки,
не подделки, не суррогата.

Второе. Надо об’явить борьбу дотмати-
кам, которые стараются наше социзлисти-
ческое искусство нивелировать, уравнять,
подогнать под одну мерку, хотя бы даже
и хорошую.

Вспомним путь развития Маяковского.
Его всю жизнь ругали за то, что он не
похож на Пушкина, Потом выяснилось, что
в ‘этом нет ничего плохого, что Пушкин
есть Пушкин, а Маяковский — Маяков-
ский. Но теперь очень много людей уп-
ражняютея: в том; что хотят, чтобы все
поэты походили на Маяковского. Но этого
не требуется. Люди должны говорить CBO-
им индивидуальным голосом,

Особенно вредно эта тенденция в ниве-
тировке. поошряемая Комитетом по делам
искусств, сказывается в области театра.
Художественный театр — действительно
лучший nam театр. Весь народ по заслу-
гам любит его. Но это не значит, что все
театры должны походить на Художествен-
ный. Театральное искусство выработало на
протяжении своего исторического развития
формы. полные исключительного разнообра-
зия. В условиях социализма эти формы
должны быть развиты и приумножены.
Нужен театр настоящей, острой политиче-
ской сатиры, театр буффонады, гротеска,
театр сказки ‘и фантастики, театр боль-
MUX страстей и театр’ обозрений, театр ми-
ниатюр и народные зрелища. А какое 60-
татство форм несет с собой мнотгонацио-
нальность нашего искусства! Все новое в
области театральной формы, выражающее
новое. социалистическое содержание, нуж-
но развивать.

Нет ничего более противоречащего са-
мому духу социализма, чем уравниловка,
однообразие в искусстве, С этим пора кон-
чать. Это — второе условие развития со-
BETCKOTO искусства.

Третье. Нужно повысить роль и значе-
ние нашей критики, ибо нет лучших епо-
©0бов и’ средстз воздействия на развитие
искусства. чем средства критики. Для это-
го нужно покончить с имеющим широкое
хождение среди работников искусств отуль-
ным охаиванием критики. До тех пор, по-
ка мы не научимся относиться в уваже-
нием к работе критической, как ко всякой
другой работе, до о тех пор мы не
сможем улучшить качество самой критики.

По отношению к кадрам критики спра-
ведливо то. что говорил товарищ Сталин
© кадрах вообще. А товарищ Сталин гово-
рил о том. что нужно ценить кадры, до-
рожить ими, иметь к ним уважение, Нуж-
но присмотреться внимательно к суще-
ствующим кадрам критики. среди которых
есть прекрасные, ценные работники, и
нужно растить молодые кадры критиков,
создать вое необхолимые моральные и ма-
териальные Убловия для их работы. Если
мы этого не сделаем. мы будем прини-
жать эти кадры в их собственных глазах
и лишим молодежь стимула к тому; чтобы
стремиться в область критической деятель-
ности. .

С xpyrof стороны, наша критика дол-
жна освободиться от некоторых. существен-
ных недосталков. Великий Марке говорил
0 том, что первое условие критики —
«отсутствие побочных соображений и 1-
следовательность». Отсутствие последова-
тельности и наличие большого количества
«побочных соображений», т. e: с00браже-
ний кон’юнктурных, личных, групповых,
оглялка на персоны или учреждения, б9-
яэнь правды, когда она горька, перестра-
ховка — главная ‘беда значительных кад-
ров нашей критики,

Именно этим об’ясняется тот имеющий
распространение факт, что критика 0обхо-
дит молчанием неудачи крупных работни-
Ков искусств и совершенно легко и доста-
точно грубо обрушивается на новые м0-
лодые таланты, на их естественные недо-

чае имеет место, сказываются. не только
недостатки самой критики, но в этом ска-
зывается и имеющая большюе распростра-
нение нетерпимость кадров работников
искусств Е критике вообще, Это качество
проистекает главным образом из особенно-
стей работы большинства работников
искусств. В подавляющем большинотве они
являются индивидуальными создателями
своих ценностей. Конечно, в иных случа-
ях они об’елинены в коллективы, напри-
мер. — театральные, но и на образах, с0-
здаваемых актером, лежит печать его с0б-
ственного имени, Что же говорить © писа-
телях. художниках, композиторах?

Наличие собственного имени на том, что
человек создает своим сердцем и разумом,
порождает более легкую ранимость пеихи-
ки, способствует игре самолюбий и гипер-
трофирует в. глазах художника его с0б-
ственное место в ряду других работников.
Пора работникам искусств социалистиче-
ского общества кончать с пережитками ин-
дивидуализма в своей среде. И прежде все-
го пора покончить с боязнью критики и
самокритики, без которых невозможно ни-
какое движение вперед. Это — четвертое
условие развития нашего искусства.

Пятое, Надо учиться! Эту фразу мы по-
вторяем тысячу раз, но учимся еще пора-
зительно мало. У нас есть и творческие
об’единения и кружки. Немало времени
тратим мы на обсуждения различных про-
изведений. Во всех клубах читают лекции
по истории ВКП(б). Но надо значительно
больше читать. Наши работники ‘искусств
обрастают „таким количеством обществен-
ных обязанностей, заседаний, выступле-
ний, \ представительств, что если им и
удается выкроить время для. творческой
работы, то уж никак не остается времени
для чтения и размышления. Уж не поэто-
му ли на многих из наших произведений
искусств лежит печать недостаточного зна-
ния предмета и необремененноети мыелью?

В частности нужно внушать молодым
кадрам мысль 0 том, что без освоения
огромного классического” наследства, миро-
вого художественного опыта человечества
невозможно ‘движение вперед.

Не случайно во многих республиках
СССР враги народа стремились опорочить,
дискредитировать лучших представителей
классического наследства данного . народа.
Основываясь на том, что в произведениях
классиков ранее угнетенных народов мож-
но обнаружить черты большего или мень-
шего национализма, враги народа отметали
то прогрессивное значение, какое имели
эти классики в свое время, об‘являли их
«националистами», запрещали печатать и
издавать их. В настоящее время немало
сделано к выправлению этих вредитель-
ских действий врагов народа. Но полного
понимания огромной роли классического
наследства в деле культурного воспитания
народа, и особенно воспитания кадров ра-
ботников искусств, нет еще среди ряда
руководителей национальных республик и
областей.

Например, в
товарищи об’явили

Армении — некоторые
«вдохновителем шо-

винистически-дашнакокими идеями» иИз-
вестного армянского классика прош-
лого века  Раффи. Оказались даже

люди, об’явившие Раффи фашистом, точно
  Армения девятнадцатого века знала такое
явление, как фашизм, Чему же удивляться,
`если Раффи больше не издают в Армении,
если писать о Раффи считается зазорным,
всли библиотекари не знают—изымать ли
Раффи из библиотек или нет? Раффи —
крупнейшему романтику армянской бур-
жуазии прошлого века-—гдействительно при-
сущи были националистические взгляды,
но он подвергал критике феодальные пе-
режитки и был великолепным мастером
слова. Идя по пути некоторых армянских
товарищей, следовало бы выбросить из
русского классического наследства Льва
Толстого, как закоренелого ретрограда, и
Уж подавно — Достоевского, как неиспра-
вимого мракобеса. \

Эту неясноеть в отношении к клаеси-
кам необходимо выправить. Надо учиться,
учиться критически. Это — пятое и очень
важное условие развития советского искус-
ства.

Шестое, Надо покончить с имеющим еще
кое-где распространение недоверием Е
кадрам работников искусств, недоверием к
их коллективному опыту, к их советоко-
му разуму. Надо дать возможность больше
влиять на дела искусства самим работ-
никам искусств. i

Зависимость работника искусств — ли-
тератора, актера, режиссера, музыканта,
композитора — от единоличного мнения ре-
дактора, директора театра, директора кино-
фабрики, заведующего тем или иным отде-
лом Комитета по делам искусств еще чрез-
вычайно велика, особенно на периферии.

Решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома
СССР’ созданы Сценарный совет при’ пред-
седателе Комитета по’ делам кино и Худо-

кому искусству можно отдать все силы.

жественный совет при председателе Во-
митета по делам искусств. Эти мероприя-
тия ставят своей целью приблизить ра-
ботников искусств к решению вопросов,
связанных © их деятельностью. При редак-
Торе художественного журнала должна быть
редколлегия, при директоре художественного
издательства-— редакционный совет из пи-
сателей (это особенно необходимо в нацио-
нальных республиках и по всей перифе-
рии РСФСР). В театрах должны существо-
вать. художественные советы, но формиро-
ваться они должны не по принципу пред-
ставительства от различных общественных
организаций, как это было раньше, & из
наиболее видных творческих работников
данного театра и из писателей-драматур-
гов.

В жизни писателя и в жизни театра
большую роль играют такие органы, как
Главлит и Главрепертком. Это необходимые
органы социалистического государства, на-
ходящегося в капиталистическом окруже-
нии. Эти органы мы должны укреплять.
Но характер нашей страны таков, что эти
органы не должны обладать правами
неограниченными. Всем известно, что эти
органы делают немало ошибок. Они делают
их иногда в сторону  попустительства

враждебной идеологии, но в наше время’

гораздо чаще в сторону мелочных приди-
рок, залезания в художественную ткань
произведения — нередко из-за соображе-
ний перестраховки, а в иных случаях
просто из-за малой культурности работни-
ков этих органов.

Главлит и Главрепертком должны быть
укомплектованы более квалифицированны-
ми силами, в том числе и из самих ра-
ботников искусств. а

Повышение роли работников искусств в
деле руководства искусством, повышение
доверия к коллективному разуму работни-
ков искусств — это очень важное условие
нормального развития советского искусства,

И, наконец, седьмое. Государственные
органы должны обратить гораздо большее
внимание, чем это было до сих пор, на
техническую и организационную сторону. в
деле развития искусства.

Литература, например, не может’ расти
нормально, если начать экономить бумагу

не на никому не нужных ведомственных.

изданиях, & на художественной литерату-
ре. Наше предложение в области художе-
ственной литературы и так намного  от-
стает от спроса. о

Живопись, К примеру, не может разви-
ваться без хороших красок, 8 эта сторона
дела у нас особенно хромает. Театрам нуж-

ны хороший грим и опытные гримеры,
нужны грамотные в своем деле портные,
& это значит, что нужны соответетвую-
щие мастерские и школы. Кино нуждает-
ся в хорошей пленке. Какую бы область
искусства мы ни взяли, она всегда сопря-
жена с техникой, необходимыми материз-
лами, подсобными предприятиями и учре-
ждениями. А именно на эту область наши
государственные органы обращают наи-
меньшее внимание. С этим пора кончать,
если мы хотим, чтобы наше искусство
выглядело не убого-провинциальным, &
соответствовало уровню развития такой
страны, как наша. Это — очень серьезное
условие нормального развития нашего со-
ветского искусства,

В нашей стране каждый настоящий ра-
ботник любит свою профессию и не мо-
жет не любить ее. В этом смысле работ-
ники искусств — те из них, кто имеет
право носить это. звание, являются людь-
ми просто «одержимыми». История разви-
тия искусства знает немало подвижников
своего дела. И без подвижничества в этом
деле ничего настоящего, большого, вечно
живущего, создать невозможно. Для на-
стоящего, серьезного работника искусств
вне работы в своей области и жизни
нет — особенно, когда речь идет о таком
искусстве, как искусство социализма. Ta-

Мы должны воспитывать такие кадры
работников искусств, которые так же
страстно и беззаветно работали бы в
искусстве, как Горький в литературе, как
Павлов в науке, как Станиславский в теа-
тре. Только такой преданностью своему
делу можно создать большое всёчеловече-
ское искусство коммунистического обще-
ства.

Заканчивая свою речь, тов. Фадеев гово-
put:
— Мы даем заверение партии и народу,
нашему вождю товарищу Сталину, что
мы отдадим все свои силы на то, чтобы
воплотить в живых образах великую
правду коммунизма, великую правду
Ленина и Сталина!

Да здравствует коммунизм!

Да здравствует Сталин!

(Весь зал встает и устраивает бурную
овацию в Честь партии большевиков,
в честь товарища Сталина),

трудно понять, интересна ли выставка.

Сегодня утром вражеские самолеты атако-
вали деревню’ Борга и сбросили бомбы
над школой. Пулеметами ¢ самолетов рас-

‘  стреливали убегающих детей. Восемьдесят

детей ранено и девятнадцать убито. Трид-
цать пять детей разорваны на Части
взрывом.

Мать. Что ты товоришь? Дети?

Тони (ищет на карте). Где это находит-
ся... Ме же это находится?

Мать ie словно окаменев). Бедные
ебятки!.. Дети!..
: (Молчание. Срывает сою стены винтовку
й величественным жестом обеими руками
протягивает ее Тони). Ступай!».

Мы часто говорим о предстоящей войне.
Сколько мирных стран уже затоплено кро-
вавыми слезами. Но мы’ ясно понимаем,
что воевать придется не только ружьем,
вложенным в наши руки матерью.

По приказу генерала Франко, его газе-
ты только что ` опубликовали статью под
названием «Враги». В ней перечислены
писатели, которых генерал считает  свои-
ми врагами за то, что они действовали
против фаптизма. В списке много знакомых

ри близких нам имен — Ромэн Роллан, Ан-

mpe Мальро. Мы ясно понимаем, что если
бы Андрэ Мальро попал к генералу Фран-
ко, его бы поставили к стенке. А Ромэн
Роллану не удалось бы вырваться живым
из генеральской тюрьмы. Нам ясно так-
же, что генерал Франко не забудет Хемин-

гузю «Пятой колонны», этой правды о му-.

жестве испанцев, и не забудет того, что
он сказал в своем. выступлении, посвящен-
ном американцам, павшим за Испанию.

И, наконец, нам слишком ясно, что спи-
сок. врагов фашизма генерал Франко, на-

РЕЧЬ moe. C.

Только теперь. за последние годы, мы

поняли подлинную весомость слова, его

разящую‘ силу. Наравне co всеми мы
отвечаем за все — за школы, за нефть,
за автомобили, за хлеб, ибо подлинная со-
циалистическая литература окрыляет чело-
века, дает ему новые силы.

Отвечать ‹’езду партии, вдохновителю
всего народа, можно только работой. И вот,
© нашей работе, об ев светлых и теневых
сторонах нам следует говорить так же от-
кровенно, беспощадно, смело, как говорили
на ©’езде о хозяйственных и партийных
делах. Не случайно в последнее время так
много говорят о критике — критике чест-
ной, последовательной. правдивой, лишен-
ной всякого критикантетва и трусливых
возгласов.

Не следует забывать, что в арсенале Ha-
ших врагов был не только меч, но та же
розовая краска, которой они старались
закрасить, залакировать, скрыть нечест=
ное, грязное. Разве это не метод борьбы?

Не случайно, что выступление Фадеева
и статья Вирта были встречены общим
одобрением.

Давно не спорили по-хорошему, по-дело-
вому о событиях в литературе, в кино.
Разве так бесопорны «Петр [», «Александр
Невский»? Если судить по рецензиям —
это так, а поговорите с людьми, и 50 или
75 из 100 ответят, что образ Петра не

совсем историчен, что, несмотря на талант-

ливую игру актера, трудно поверить в
Петра — «всероссийского директора», хо-
зяина.

0 многом следует спорить в области поэ-
SHH и спорить св теми, кого мы ценим’ и
любим, — спорить, чтобы ценить и лю-
бить еще больше,

Мы знаем, что песни Лебедева-Кумача
поют миллионы, но назовите хотя бы одну
настоящую критическую статью о нем, без
скидок на имя, на значительность темы,

Недавно в издательстве «Советский пи-
сатель» вышла книга  Лебедева-Кумача
«Мой календарь». Наряду ¢ прекрасными
стихами есть стихи. серые, написанные на-
спех. Книта очень неровная.

В предисловии „автор предупреждает, что
это только газетные стихи. Тут я согла-
CHTbCA не могу -— чет газетных стихов!

Маяковского не было газетных стихов.

сть стихи хорошие и есть плохие стихи!
(Аплодисменты).

06 этом нужно писать и говорить,

Вот, говоря о критике смело, честно и
прямо. мне хочется сказать о смежном с
литературой искусстве — 0’ живописи и

© критике живописи.

Не так давно открылась большая выс-

тавка «Индустрия социализма». Многие,

вероятно, были на этой выставке. Отзывы

В прессе были единодушно благоприятные,

© в статьях Агапова и других товарищей

чувствовалась большая неловкость, точно
человек надел воротничок не по шее, вер-
тит шеей, & признаться, что воротничок
узок,- нё хочется. С одной стороны, хоро-

10 и ¢ другой стороны, — хорошо. но

Недавно я пошел на эту выставку и

скажу прямо — без этого «узкого Bopor-
ничка». г 28h

очень большого количества, холстов,

вюр, скульптур по-человечески радую
больше 20 м

Выставка неудачная. Из всего

гра-

5 картин,
Прекрасная идея, которую дал Серго

Орджоникидзе худо
жникам, нашла блед
& в ряде случаев, ee

вить требования высокого художествен-
ного качества, подлинного мастерства,
потому чт0 н& Hac лежит обязан-
ность воспитания художественного вкуса
народа. Представление о том, что художе-
ственный вкус дан народу извечно или
формируется в народе сам по себе, сти-
хийно, — это представление неправильное,
это разновидность оппортунизма. Наряду с
хорошими книгами у яас издается немало
плохих, и мы их похваливаем з& «совре-
А

Доклад и выступления печатаются в с9-
кращенном виде.
LS
Литературная газета

№ 22

статки. точно вымещая на ‘неокрепием
еще даровании собственную неполноцен-
ность. Именно этим об’ясняется тот факт,
910 критика сплошь и Рядом не решается
P ПОЛНЫЙ голос сказать настоящие, не
рыбьи слова о хорошей работе того или
иного деятеля искусств, если OH B про-
шлом отибалея, подвергался серьезной
общественной критике ‘со стороны боль-
шой прессы, а потом выправился. Критика
ждет на это как бы «государственного раз-
решения». Именно этим об’ясняется и TOT
кеоб’яснимый факт, что в великому уди=
влению публики наша критика частенько
похваливает турное. и. поругивает хорошее.

Четвертое. Надо привить вкус к само-
критике среди работников искусств. В том
огульном охаивании кратики, которое сей-

тие

‚РЕЧЬ тов. К. ФЕДИНА

У писателя всегда есть сокровенное, из-
любленное желание — написать замеча-
тельную книгу. Это желание живет в нем
и тогда, когда замечательная книга уже
написана. Закончив работу над ней, писз-
тель видит, что книга не так уж замеча-
тельна и что наступит или настудило вре-
мя, когда он напишет действительно заме-
зательную книгу.

Без этой веры, без этой непоколебимой
уверенности жить в литературе нельзя.

У нас есть реальная возможность меч-
тать, Она дана нам историей нашего o6-
щества, нашего государства, в. котором ли-
тературе наравне с другими искусствами
и наукой отведены первые места,

Если бы мёня спросили. что ты хочешь
видеть в практике писательского труда, че-
го ты ждешь от наших книг, я ответил
бы: мне хочется увидеть в наших книгах
смелую широту воззрений и разнообразие
вкусов. Каждый рассказ, каждое стихот-
ворение советского писателя, тем более ро-
ман, тем более драма не должны замыкать-
ся границами своей темы, а должны выхо-
дить за пределы этих границ в большую
тему современности. Для этого не надо ста-
HOBUTBCA на цыпочки или лезть из кожи,
HO надо быть художником, который. связан
с миром, & не отвернулся от него. Не-

ему тяжелые испытания, но он не был

давно умер Карел Чапек. Сульба принесла

прое

м росто фальшивое отра-
Жизнь наша многоцветна: отнов

она легка и трудна, груба и тен
наша очень разнообразна. Она была бы
скучна без резких теней, без противоречий
без непрестанной борьбы. в которой растет
и мужает народ. Такая жизнь на RBICTABK
не отражена. Там очень много ОАО,
сурика, хороших ‘зубов и улыбок Там
народ все время улыбается. А мы не толь.
ко радуемся, мы досалуем, сердимся мы
живем п деремся. И улыбки эти — не
радость победителя, а проявление самодо-
ВоЛЬСТва многих художников. которые за
Частую талантливы, но работают как С
а } ыы

видел на выставке много
то труб и много людей около и  tee

ЕЛЕЙ

верное, открыл именем советской 1
туры. Он не простит нам любовь к,
публиканской Испании, каж мы ae os
тим ему тасилия над пей,

В будущей войне нали протизние пи,
гнет на Все что HAM дорого, Пре иу
на наши‘ воззрения, на’ наши мечты, yy
ши идеи. То, что нас воодушевлят па
довые вожди человечества — Денин
Сталин, то что! мы Учимся у запци,
ных фашизмом Маркса и Энтельса, — уз
прежде всего восстанавливает нашего ту,

тивника, HO мы н6 ОТДаДиМ вм ит
мечты.
Пока не везде еще  гремят пушкл,

должны совершенствовать наше оруль
т. е. наше искусство. Трепет, дыхание и
ра, буря нашего времени должны сз,
шаться за строками наших книг, ре,
мой своей природе советская литератуи-
явление интернациональное. Значит,
сать следует так, чтобы наш толо у
быть услышан поветюду. Для этого “не jy
кричать в Унисон, не надо петь у,
Наши книги ‘не должны быть похожи у
на друга. Мы не догматики, не сеттанты
У нас смелые отношения к форме, ив ци,
взятое понимание особенностей стиля, 1
бовь, но не идолопоклонетво пере ку,
турой языка.

Мы можем и хотим писать 063 уют
страхов за особенности и вкус в
Ведь мы не отвергаем Чехова за т), ч
он не похож на Гоголя, или Салтын»,
Щедрина за несходотво с Львом Толтн,
Совершенню также у нас нет- кумуи
советской литературе. (Аплодисменты),

Коммунистическая партия, которая ну
главляет величайшую революцию у
разбила утопическое представление о и,
циализме; как о чем-то отдаленном, py,
тастичном, она построила социализ
доказала, что он реален. Ho партия нь
когда не оставляет мечты 0 були
Строя настоящее, она претворяет мет
действительность. она учит ки, м
надо итти вперед. Закрепляя достигли
— мечтать о будущем. Всегда мечту

И это совпадает каж раз © сокровенеки
излюбленным желанием писателя, му
мечтающего написать свою замечательт
книгу. (Аплодисменты),

ДИКОВСКОГо

люди дороги каждому из нае. Написан
они похожими. Но по-настоящему явь
чувствовал волнения.

Подавляющее больптинство картин 1»
жает своей бездумностью, пассивных м
приятием действительности. Чтобы pop
зать колхозную жизнь, мало одеть коли»
НИЦУу в Шелк, мало окружить её ябломм
и лынями. Надо видеть не только позе,
ность, но и глубину окружающих явлений

Почему хороша картина Иогансона! [№
TOMY, что тут мы видим жизнь,

Сегодня. когда речь идет 0 HOM I
циалистическом ‘ качестве произв
мне хочется вспомнить мудрый и жел
«Портрет». Гоголя, особенно следу
отроки, относящиеся ‘нетолько в пе
лю, но и Ко всем людям искусства:

«Сначала художника бросали в пи\
кив требованья: все это нужно было 0
разить, обдумать, а между тем сроку Ik
валось очень немного. Наконец, он доб
ся, в чем было дело, и уж не затрулнлм
нисколько. Даже из лвух-трех слов сии
вперед, кто чем хотел изобразить cobs, fn
хотел Марса. он в лицо совал Марси: м
метил в Байрона, он давал ему бай»
оков положение и поворот,  Кориной л,
Ундиной, Аспазией ли желали быть и
он < большой охотой соглашаля вм
и прибавлял от себя уже всякому момз
благообразия, которое, как известно, №
где не подгадит, и за что простят лол
XVUOKHMKY и самое несходство, (коми
уже сам начал дивиться чудной быти
и бойкости своей кисти. А  писавита
само собою разумеется, были в вом!
провозглатали ето гением».

Мы с вами знаем, как часто и пин
ЛЮ, и художнику приходится отбивии
от различных «дам», в том числе ии
перткомовских. «Павла Грекова» Wh
чуть не причесали под Аспазию, 1 И
дело не прошло!

Hama литература выросла вет
всей страной, выросла неизмеримо. Те
нам под силу то, о чем мы подчас ве м
ли прежде и мечтать, Мы показа!
кино образы Ленина и Сталина. С больш
волнением, радуясь за незнакомых 1
рищей, я смотрел фильм «Ленин в 19
году». В этой работе смело, глубоко п
тийно показаны замечательные образы, 8
картина должна быть лля нас обама

того, как мы должны развиваться в №
нейшем.

Мы стали развиваться птироко, эпичья
широко. Й вот, в связи < этой опий
струей, возникшей в нашей литерту®
мне хочется напомнить о другой, ий
быть, не струе, & о струйке, о теже
показать маленького, незаметно челом
нашей страны. Желание это вполне пой
но и законно. Но то, что печатают наи
журналы, вызывает нередко опасения, №
ман Письменного и повесть Курочкин
явления олното порядка: обычный в с
титературе треугольник — муж, яв!
любовник. Не надо в литературе переди»
вывать старые пиджаки, — надо кв
залюво.

Для тото. чтобы показать интим
лизкое многим людям, вовсе не нужо(*
общать о них все подробности,

Я прочитал роман т. Письменном.
ловек он талантливый, ! Книга зна
понравилась, HO я не мог понять ml
книги, Поэтому я прочел книгу второй 1
И сделал вывол, что в провинции жить ®

так скучно. Но, чтобы подтвердить #7
MENCIb, не нужно печатать южан ©
листах,

Последнее, Что касается лично №

mxam Шолохов. говорил na XVIII ce!
партии о бумате. Тирали у пас больше

учшие писатели, художники 320228 #
смеют и мечтать 0 таких тиражах. Но №
таки бумаги у нас нехватает, И мне \*
чется привести один пример, весьуа 2”
бопьигный.

В Петропавловске-па-Камчиике воть №
omni книжный магазин. Он смабжаим
Из Москвы. И вот, па Камчатку веет!
сельдью и икрой плывут книти Шо
ва, Фейхтвантера и других, п оттуда 1
вут... во Владивосток, потому че

Окончание см, на 3-й стр.