ae Седьмая Сессия

2 августа 1940 года

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗНОЙ МОЛДАВСКОЙ ОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И @ ВКЛЮЧЕНИИ СЕВЕРНОЙ: СТИ BY KOI И ХОТИН ОГО,

АККЕРМАНСКОГО И` ИЗМАИЛЬСКОГО УЕЗДОВ `БЕССАРАБИИ: В СОСТАВ УКРАИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСК

Речь Председателя Совнаркома Молдавской АССР.
депутата Константинова Т. А.

Речь произнесена на молдавском языке

Товариши депутаты! Благодаря мирвому
разрешению советеко-румынского конфликл
та территория  Бессарабий и Северная
часть Буковины © населением чибленно-
стью в 3.700.000 чел. отошла к Союзу
Советских Социалистических Республик.

Бессарабия, как извество, ° яваяется
исконной территорией нашей родины. По
размерам своей территории Бессарабия
занимает площадь в 44.422 квадратных
километра.

Бессарабия составляла и составляет
неот’емлемую часть территории нашей po-
дины, связана < ней нерушимым веко-
вым единством в силу национальных 060-
бенностей и общностью исторической
судьбы.

Однако это. бесспорное  вековов един-
ство было грубо нарушено Румынией, во-
торая насильственно отторгла  Бесвара-
бию от нашей родины. В феврале 1918 r.,
воспользовавиись тяжелым ° положением
Советской России на фронтах‘ граждан-
ской войны, Румыния оккупировала Бес-
сарабию.

Советское Правительство никотла не
мирилось с этим насильственным захва-
том. В марте 1918 года Румыния 06я-
залась по договору с РОФОР эвакуиро-
вать свои войска из Бессарабии и прек:
ратить с80е вмешательство в ве внут
ренние дела. Однако румынская военщи:
на тут же самым подлым образом нару-
шила свои собственные обязательства.

Румынские оккупанты при захвате
Бессарабии действовали под прямым по-
нровительством и По прямой. указке
англо-французеких империалистов. На
территории Бессарабии тотовился один из
плапдармов военного нападения на CCCP.
Не случайно же из Бессарабии вывози-
лись промышленные предприятия, высе-
лялось население. симпатизирующее Co-
ветскому Союзу, а на территории Бесса-
рабии было расквартировано большое ко-
личество румынских войск, строились
мощные укрепления. & также усиленно
велась антисоветекая атитапия,

Правительство ССОР неоднократно з3-
яваяло перед всем млром. что OHO He
признавало и никогда не признает Ha-
спльственного захвата Бессарабии.

Теперь, когда Советский (Союз в воен-
HOM и хозяйственном отношении стал мо-
тучей страной, & международная обета-
вовка в Связи © оазвертыванием новой
империалистической войны чревата всЯ-
Кими неожиланностями, потребовалось
немедленно разрешить затянувшийся  60-.
ветско-румынский конфликт.

Мирное разрешение советско-румынско-
го конфликта является крупнейшей  все-
мирно-исторической победой сталинской
политики мира.

За период румынской военной оккупа-
пии промышленность Бессарабия была
почти полностью уничтожена. Плолорол-
нейтая Бессарабия стала краем нищих,
‘обездоленных людей, социальных болез-
ней. голода, необузданного  полипейского
террора.

Румыния не ечитала Бессарабию своею:
не строила дорог, школ, больнац ит д.
Брестьянские земли были отобраны и пере-
даны румынским помещикам и кулакам,
которые довели `бессарабских крестьян до
пределов крайнего обнишания. Даже py-
мынекий официоз «Ромыния» в номере от
31 июля 1939 г. был вынужден приз-
нать. что: «В’ результате нищеты бесса-
pabchaxX крестьян, ежегодно умирают. в
деревне из 94.699 новорожденных  —
59.131.. Статистика 1937 г. показывает
37.334 бюльных туберкулезом, 17.451—
трахомой и 90 тые. — малярией. Из-за
бедности и отсутствия гигиенических ус-
ловий широко распространены инфекцион-
ные заболевания».

Не в лучшем положении находилось п
трулящееся население городов. Лостаточ-
но сказать, что по признанию самой же
румынской печати в крупнейшем городе
Бессарабни — Кишиневе население 33
первые 14 лет румынской оккупации с9-
кратилось почти на одну треть.

Бровавый гнет оккупантов вызвал мас-
copoe бегство бессарабского населения
Трудящиеся Бессарабия в течение долгих
лет вели борьбу с иноземными поработите“
лями 38 св0е о освобождение. В стране
всныхивало ‘одно восстание ^ за ^ другим.
Хотннеское восстание 1919 года и Татар-
бунарское в 1924 году были решитель-
ным ответом молдавекого народа на наг-
abe притязания румынеких бояр. Эти
восстания показали, что в народе зреет
уогучая сила, способная покончить с ут-
нетателями. Десятки тысяч верных сынов
народа были убиты п замучены сигуран-
‚пей — румынекой охранкой. Румынский
режлм грабежа и произвола, лушивший в
течение двадцати двух лет Беесарабию,
нанес неречислимые тяжелые последствия
и огромный вред Советскому Союзу и ‘Aa
селению Бессарабии.

Этот громадный ущерб лишь в незна-
чительной степеня возмещается передачей
Советскому Союзу северной части Букови-
ны, население которой в своём подавляю-
щем большинстве связано с Советекой
Украиной общностью исторической Ссудь-
бы. языка и национального состава.

Свыше двух десятилетий молдавский
народ был насильственно раз’единен. По
одну сторону Днестра расвинулаеь Go-
ветская Мелдавия, по другую сторону—
Бессарабия, также заселенная, главным
образом, моллавским населением, & также
`украинеким населением. В. Советской
- Молдавии население пользовалось `всёми
правами свободного и независимого суще-
ствования, мирного труда, культурной,
зажиточной жизни.  Бесправен, темени
угнетен был молдавский народ в Beccapa-
бли, находившийся под гнетом румыневих
бояр.

Молдавская АССР. вхолящая в состав
УССР, болев. чем за 15 лет своего раз-
BUTHA при последовательном проведения
ленинско-сталинокой национальной поли-
тики, при помощи русекого и украинско-
20 народов добилась огромных успехов в
деле национального и культурно-хозяйет-
венного развития, выдвинувшись в ряды
передовых республик. В Молдавской АССР
создана крупная пищевая промышлен
ность. Бурно развиваются такие отрасли
промышленности, ‘как стройматериалов,
вустарно-промысловая и др. 3& период
хозяйственного строительства в Советской
Молдавии было создано 235 различных про-
мышленных предпраятий. Большие уепе-
хи лостигнуты и в области сельского хо-
зяйства. В Моллавекой ACCP. имеется
715 колхозов, 27 МТС, тысячи тракто-
ров, комбайнов, автомашин и других
сложных. сельскохозяйственных машин: и
орудий, Бели длесятина. молдавской земли
до революции давала урожайность 5—6
центнеров, то тепёрь средняя урожайность
с одного гектара земля полнялаюь до
13—15 центнеров.

Советская Молдавия являзтоя страной
культурного, ‘высокоразвитого  садоводет-
ва и виноградарства,’ по которым она
сейчаю занимает одно из первых мест в
Советском (Союзе. В республике широко
развито свекловодетво и сахарная промы-
шленность.

При цалуизме девять десятых молдаван
были неграмотными, В Молдавии не было

‘ной грамотности. В республике свыше
сотни тысяч. учащихся обучаются в шко-

заведфниях. =
На молдавский язык переведены произ-

боты русских классиков, а также совет-
ских писателей и поэтов. Вместе © общим
под’емом социалистической культуры раз-
вивается и национальное искусство моп-
давекого. народа.

’ Особенно ярко выступает все значение
хозяйственных и культурных ‘успехов
Моллавской АССР при сопоставлении ©
картиной крайней нищеты и полного
упадка, на которые была обречена Бес-
сарабия во времена румынского владыче-
ства. +

Отныне и для освобожденного народа
Бессарабии открылась широкаяси светлая:
дорога к народному счастью и радостной
жизни, обеспеченной победами  социализ-
ма в нашей стране, одержанными под ру-
ководством гения человечества, вождя на-
родов великого Сталина. (Бурные продол-
жительные аплодисменты).

Теперь, когда Бесеёрабия освобождена и
воссоединена с Советским Союзом, перед
двухмиллионных молдавским народом вета-
ли новые, большие задачи в деле нацио-
нального. народно-хозяйственного и куль-
турного строительства, которые  опреде-
ляются новыми формами надионально-го-
сударственного существования молдавского
народа,

В соответствии © этим ОН Молдавекой
ACCP и Молдавский 0бком №Пб)У. выра-
жая чаяния трудящихся Молдавской АССР
й освобожденной Бессарабии, внесли в
Правительство СООР и ПВ ВКП(&) предло-
жение 9 воссоединении молдавского насе-
ления арабий © молдавским населени-
ем Молдавской АССР и 06 образовании Co-
юзной Молдавекой Советекой _Сопиалисти-
ческой Республики,

Правительетво. Союза ССР и ПК ВКП(б)
поддержали просьбу молдавских организа-
пий и решили войти в Верховный Совет
Союза Советских Социалистических  Рес-
публик © предложением 06. объазовании
Союзной Молдавской. Советской Соцлали-   —
стической Республики.

Решая вопрос 0 новом
устройстве молдавского ‘народа, нельзя не
учитывать и интересов значительно 110
численности украинского’ населения, про-
живающего компактными массами в неко-
торых районах Бессарабии, территориально.
прилегающих в Украннской ССР:

Исходя из этих соображений, зы просим
образовать. Союзную  Молдавекую  Совет-
скую Социалистическую Республику из

Седьмая Сессия Верховного Совета
И. Д. Папанин с группой делегатов Литовского народного
Большого Кремлевского дворца.

Фото А. МЕЖУЕВА ин Л, ВЕЛИКЖАНИНА. (TACO).

школ на родном языке. Теперь Молдаз-.
ская АСОР является республикой сплош-.

лах, в техникумах и в высших учебных.

ведения Ленина и Сталина, лучшие ра-.

государственном.

СССР. Дважды Герой Советского Союза.

районов с преобладающим молдавским на-
селением, входящих сейчае в Моллавскую
АССР, и шести уезлов Бессарабии: Бельп-
свого, Бендерского, Кагульского. Кишинев-
ского, Оргеевского и Сорокского.

Таким образом, в составе Молдавской
Союзной Республики будет насчитываться
около 2.200 тью. чел, навеления, ‹рехи
воторых около 70% молдаване, а осталь-
ные русские, украинцы и другие напио-
нальности,

Такие уезды Бебсарабии, как
ский, Авкерманский и Измаильский, с
преобладающим по численности украин-
ским населением, нужно включить в 0-
став Украинской СОР. Помимо этого. при
определении границ Союзной Молдавекой.
республики ‚ необходимо учесть, что в He-
которых районах Молдавской АССР преоб-
падает украинское население. Такие рай-
оны также должны быть включены в 60-
став Украинской СОР.

По вопросу о границах Союзной Молдав-
ской Советской Социалистической Респуб-.
лики мы договорились с Советекой УЕкра-
иной.

В северной части Буковины и Акке-
манском, Измаильском и Хотинеком уездах
преобладает украинское население. кото-
poe по своему языку и надионально-быто-
вым особенностями ничем не отличается от
населения Украинской Советской Социали-
стической Республики.

Во времена румынского боярско-поме-
щичьего владычества укозинское населе-
‘ние Буковины, в особенности крестьянст-
во, несло непомерные тяготы напиональ-
ного тнета и экеплоатации. Румынская во-
земли у украинских крестьян,
тельные организации, проводили режим
тяжелого национального угнетения и по-
липейского пролзвола. На этой почве яе-
однократно возникали восстания украин-
ских крестьян против власти бояр и де-

Теперь освобожденный
Буковины, связанный общностью историче-

ставом с Украинской ССР, получил в0з-
можность воссоединиться в едином Совет-
ском государстве со всем великим украин-
ским народом. Трудящиеся Северной Буко-.
вины в дружной семье народов СССР 6у-
дут строить радостную жизнь под руковод-
ством партии и правительства. пол руко-
волством великого Сталина. (Бурные апло-
дисменты).

От лица вех трудящихся Советской
Молдавии и освобожденной Бессарабии Я
прошу Сессию утвердить закон 0б образо-
вании Союзной Молдавской Советской Co-
пиалистической Реонублики.

Выражаю уверенность, что етот закон
булет единодушно ‘одобрен и принят. обеи-
ми палатами Верховного Совета.

Образование Союзной Молдавской Совет-
ской Социалистической Республики будет
означаль новую замечательную победу
ленинско-сталинекой национальной поли-
.  тики, обеспечивалощей полное равноправие
всех национальностей ‘и великую дружбу
советских народов,

ской Сопиалистической Республики будет
свилетельствовать также и о том. что
только в условиях советского сопиалисти-
ческого строя малые народы могут полу-
чить действительно все реальные возмож
ности для своего свободного я’ всесторон-
‘него развития.

ской Социалистической Республики, нако-
нец, будет означать расширение семьи ©0-
юзных республик, а слеловательно и лаль-
нейшее укрепление налией матери-родины

великого Советского Союза.

Нет сомнения в том, что уоллавский на-
род, воссоединенвый в Союзную  Молдав-
скую Советскую Социалистическую Респуб-
лику, под знаменем Сталинской Конетиту-
ции, под руководством Коммунистической

ROMMVHESM4.
(Бурные, продолжительные аплодисменты,

му и дорогому товарищу Сталину «ура!»).

&

сейма в кулуарах

верной Буковины.

для ‘того, чтобы вопиющая несправедли-
BOCTL, Бакой являлось насильственное OT-
торжение Бессарабии,
мирным путем. ^

Хотин-  *

о возвращении Советскому Союзу Бесса-
рабии, но и тесно связанный © этим воп-

HOH Буковины, население которой в своем

ской Украиной как общностью историче-
ской судьбы, так и общностью языка и
национального состава,

ния

енщина и бояре-помещики и здесь отняли.
закрыли.
украинекие школы и культурно-просвети-.

спотического режима румынских оккупан-,
  тов,
народ Северной

ской Судьбы, ЯЗЫКОМ и национальным 60-.

И уходить В
страны. Тяжелый колониальный гнет
ркеплоатация вели к вырождению бесса-
рабекото народа. Исключительно
была летская смертность. Даже румынская
печать была не в состоянии скрыть иг-
‘включительно тяжелого положения трудя-

партии во главе с великим Сталиным, вме-.
сте <0 всеми наролами СССР лобьется но-.
 1 вых побед в строительстве

переходящие в свацию. Возгласы: любимо-!

Верховнозо Совета CCCP 1-16 COZ0IEA
COBMECTHOE ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА” НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

dee

Й РЕСПУБЛИКИ

Речь Председателя о УССР
депутата Корниец Л. Р.

Речь произнесена на украинском языке _

Товарищи депутаты! 28 июня 1940
года — лень торжества могущества Со-
ветско Союза, лень торжества мврной
политики Советского Союза, день торжест-
в& свободного народа Бессарабии и (=

Советский Союз влелал вее необходимое

была устранена
Достигнутое соглашение между СССР
и Румынией разрешило не только в0проз

рос © передаче Советскому Союзу Север-

громадном большинстве связано © Совет-

Возвращение Бессарабия Советскому
Союзу является актом восстановления ис.
торической справедливости, новой побе-
ды мирной политики CCCP. Советское
Правительство подчеркнуло свои стремле:
урегулировать  советеко-румынский
конфликт по вопросу о Бессарабии и Се-
верной Буковине мирным путем. .

В 1918 году Румыная, пользуяеь воен-
ной слабостью нашей страны, назильет-
венно отторгла от молодого Советского го-
сударства Бессарабию и тем нарупгила ве-
KOBOe единство украинского и молдавского
вародов Бессарабии с нашим великим
советским налолом.

33 годы оккупации Румынией народы
Бессарабии и Северной Буковины были
обречены на экономическое разорение, ни-
щету, темноту, бесправие‘ и вырождение.
Наролы Бессарабия и Северной Буковины
были лишены не только прав на развитие
своей культуры, но и права говорить на
своем родном языке.

В Бессарабии и Северной Буковине па-
рили колониальный Тнет и эксплоатация.
В результате общего экономического pa-
зорения резко уменьшилось количество
городского населения. Румынекое  прави-
тельство проводило политику превраще-
ния Безсарабии в полуколониальную хо-

‚зяйственно отсталую облаеть,

Промьитленность Бессарабии не разви-
валась, а т0, Что имелось, вывозилось В
глубь Румынии. Резко сокращалось коли-
чество рабочих. Сотни тысяч беесарабцев
вынуждены были покидать родную землю
поисках работы в другие
A

велика

щихоя масс Бессарабии под ярмом ру-
мынских захватчиков. Jame по офици-
альным румынским ланным в результате
нищеты ежегодно умирало в деревнях из
94.699 новорожденных — 59.131. 6
том, каких размеров достигло вырождение
населения и его вымирание, ярко говорит
тот факт, что румынское правительство
вынуждено было издать закон о налоге на
холостяков, но этот закон не дал ела:
емых результатов румынскому правитель-
ству, а положение трудящихся не улуч-
шилось, a Ухулшилось.
яние злравоохранения Бессарабии
характеризуется тем. что медицинская п9-
мощь в больницах и амбулаториях ока-
зывалась в основном за плату, Больные
делились на три класса. Только первому
привялегированному классу помещиков,
капиталистов и крупным чиновникам пе-
лоставлялись лучшие палаты и отдель-
ные койки, а остальным двум класзам
предоставлялась одна койка на лвух боль-
ВЫХ.
Состояние эдравоохранения Бессарабии
ярко характеризуется врачом Владимиром
Домонкош в статье, опубликованной 1 ян-
варя 1938 года в тазете. «Лумя Ромакя-
сказ: 2

un было исключительно
Многих предприятиях
рабочего дня достигала 13—14 часов. Зар-
плата была крайне низкой. В деревне бес-
сарабскоге крестьянина грабили помещи-
ки и капиталисты,
логами.

ходилось в руках незначительного коли-
чества ‘помещиков, а подавляющее боль-
шинотво крестьян владело мизерными уча-
стками земли и ‘меньшим, по улельному
весу, общим земёльным массивом.

ла использована для обогалнення чинов-
ников и насаждения новых помещиков. В
результате этой реформы положение кре-
стьян не изменилось.
тельства крестьян составляли в среднем
50 пропентов стоимости производимой ими
продукции,

выборочному обследованию, 1.128 кресть-
ЯНСких
тыс. лей! (661.153 рубля), причем. эти

‚ло 29 процентов их долга.

освобожление.

Бессарабии в ряде уездов был поднят на-
родный» протест против оккупантов. Такая
же волна протестов прокатилась и по Бу-
ковине. В ноябре 1918 тода в городе Чер-
новицах бостоялось грандиозное собрание
представителей почти

«Умирают сотни-тысяч граждан, ета-
новясь жертвами излечимых болезней,
a больница преподносит только лишь
слабительное, Леревенские хижнны на-
биты больными, Медик является ред-
ким гостем в деревне. В прошлом аи
в Бёссарабан умерло от выпного
5.918 человек»,
Положение рабочего класса в Бессара-
тяжелым. Ha
продолжительность

+

крестьян дупили на-

Преоблахаютщее большинство земли на-

Нроволившаяся атрарная реформа бы-

Долговые 0бяза-

В 8 уездах Бессарабии, подвергигихся
хозяйств были должны 17.869

хозяйства! платили 5.092 тысячи лей
(138.394 рубля) процентов, что составля-

Положение , обнищавитего. ^ голодавтего
‘крестьянства Бессарабии вынуждена была
признать лаже сама румынская — газета
«Аргус» (официоз по экономическим во-
просам) от 17 февраля 1940 гола. Газета
дает следующую характеристику состоя-
НИЯ рабочего скота в бессарабской дерев-
He:

«Ha тысячу лошадей ‘нельзя найти
больше 40—50 хороших. В Бессарабии
имеются деревни, насчитывающие 1—2
пары здоровых быков, все же остальные—
одни скелеты, негодные ви для тяги, ня
для убояж

Наролы   ‘Beecapasan и Северной Букови-
НЫ ео Е своему освобождению и
pigs peace в единой великой советской
семье. 00 этом красноречиво говорят фак-
ты восстаний против румынекого насилия,
факты жестоких расправ за борьбу, Ha
которую поднимался народ, борясь 38 свое

В первые же дни оккупации ‘румынами

всех населенных
пунктов Буковины, на котором было вы-
несено постановление о присоединении к
Советской. Украине. Такие же ‹обрания
прошли по селам и местечкам Хотинско-
го уезла, на которых выносились поств-
новления о присоединении к Советской Ук-
panne.

Бессарабекий народ выражал свою во-
лю. ле и когда только это было возмож-
ни, к освобождению из под гнета Румынии
й к восстановлению в единой советской
семье.

Тяжелое чувство испытывал народ
УССР, виля, как живут их братья, назиль-
но захваченные румынскими оккупантами.
Народы Бессарабии и. Северной Буковины
ждали и верили, что прилет час оевобож-
дения и воссоединения. Народ Советской
Украины знал и верил. что прилет желан-
НЫЙ час, он настанет, потому что нами
руководит мудрейший из мудрых, великий,
родной товарищ Сталин. (Бурные, долго не
смолкающие аплодисменты, овация, Bee
встают).

Сталинокое решение налиего Советекого
Правительства o Бессарабии и Северной
Буковиве € особым чувством радости и
благодарности нашему Правительству было
ветречеко народами УССР, Молдавской
ACCP, Бессарабии. и Северной Буковины.

Краеной Армии на территораю
и Северной Буковины население этих райч
онов встретило как величайший праздник,
как своих братьев. Наши бойцы пришаи
не как завоеватели, & Kak друзья,
родные братья народов, населяющих эти /
области. насильно отторгнутых от родины.

удовлетворено Верховным Советом
будет ‘создана новая братекая Союзная
‚республика великой семьи HADOXOB ee
exoro Союза.

Совета
Измаильского, Аккерманского й Хотинеко+
то уездов и народы Северной Буковины в
едином украинском советском государстве
в едином великом украинском нароте и на
отходящей к Украинской CCP ‘территории
образовать две новые области: Черновимя
кую © центром в. гор. `Черновицы и Акко»
манскую © центром в тор. Аккерман.

жестокой экоплоатации
возвратитея на вольную землю Бесса
бии и Северной Буковины. Этому пор
193-миалионный мотучий народ вели’
Советското Союза, этому порука мог
славная Красная Apuis, этому порука
руководство

частей Hamel доблестной

Be е.
OE ite Бессарабии

Kak

Взлохнув свободно, народы Бессарабии i

Северной Буковины’ начали ©в0ю ©в0бодн!
ную, счастливую и радостную жазнь. По
ле освобождения Бессарабии от гнета ру&
мынской оккупации Совнарком Молдазокой
АССР и Молдавский 0бкох ВИ (б)У внесли
в СНЕ СССР а ЦК ВЕП(б) предложение о
воссоединении молхавекого ‘населения Bets,
сарабии < молдавским. населением Моздава
ской Автономной Республики и 06 0012304
вании Союзной Молдавской Советской (4+
пиалистической.
CCCP п ЦВ ВКП(б) поддержали просьбу,
молдавских организаций и, решили войти 8
Верховный Совет CCCP ¢ ат

Республики. Совнарком

#

предложением. ^-

Это извещение © 06000й ралботью было!

ветречено трудящимиея Молдавекой АОСР,
Бессарабии и народами УССР.

Что это ходатайство будет

Я ‘уверен,
} COOP

ry к

Товарищи депутаты! Я целиком -

ностью присоединяюсь Е TOMY, UT0 Chat
зал в своей речи депутат КонстаЕтинов»
По вопросам гранип между Молдавией &
Советской Украиной и о том, что отходят

к УССР тезлы Аккерманский, Измаиль
ский. Хотинский и Северная Буковина,
которыю преимущественно населены =

украинцами — у нас есть полная дого4
воренность. В установлении границ мы
руководствовалиеь одним
желанием — ‘дать полную возможность
для хозяйственного и экономического pace
цвета, & также расцвета _национальной 10
форме и сопиалистической по еодержанию
КУЛЬТУРЫ моллавекого и украинского наро
дов Бессарабии и Северной Буковины.

стремлением и

Я прошу Седьмую Сессию Верховногв
СССР . воссоединить = население

Темное время колониального гнета:
никогда уже:

затей  комиуниетичей   \

партии Ленина— Сталина. (Бурные, fy

He смолнающие аплодисменты, — пере

щие. в овацию). a4
Отошло навсегда в историю пра

22-летнее страдание и ужасы нк

Бессарабии и Северной Буковины. (

ня народ Бессарабии и Северной Е-

ны — 9т0 свободный народ, это гр

и гражданки великого могучего ‚Со;

ветских Социалистических Респуй
Расцвет. свободной: счастливой.

трудящихся возложен только Ip)

свой власти, только под руководс?

мунистической партии большеви +9444

Я призываю и уверен, что ча
сарабии и’ Северной Буковины Db пам
нем Сталинской Конституции Льеж op.
крепко еплотят своп ряды вокруг НАмое
славного Советского Правительства, ‘чь
круг нашей коммунистической papTaa
вокруг великого освободителя народов, н8^
шего великого, родного товарища “Оталина
вместе со всеми народами великого (Совет
ского Союза смело пойдут’ вперед к новых
победам. (Бурные, продолжительные аплое
цисменты, переходящие в овацию. 854
встают).

Речь тов. Кречунеску 3. А.

Речь произнесена

Toporne товарищи, депутаты великой
Страны Советов! г

`Прямите самый серлечный,  благодар-
ствевный привет от трудящихся 06в0б0ж-
девной Советской Бессарабии! (Продолжи
тельные аплодисменты).

Мы, подобно птице, долгне голы тома-
лись в клетке, в сыром и темном полвале,

подобно птице, которую Краеная Армия те-

перь выпустила на волю. Только узни-
RY понять значение и глубокий смыел
этих драгоценных, желанных слов.

(Спасибо Вам — избранникам советеко-
го народа. Спасибо Вам, товарищ Сталин,
Вам, товарищ Молотов (бурные, продолжи-
тельные аплодисменты), Вам, товарищ
Вороптилов и товариш Тимошенко (бурные
аплодисменты), спасибо всем трудящимся
великой советской родины за освобождение
от цепей капиталистического рабства,

`22 гола нае, жителей Бессарабии, rpa-
бай румыневие бояре, нае ве считали
людьуи, нас били и издевались над нами,
нал нашими детьми, матерями и братьями.

Я, старая учительница народной  на-
чальной школы, работаю в школе 29 лет,
хорошо знаю жизнь обездоленных людей,
которые были лишены своей матера-роди-
вы, которые  томились пол румынекии
итом. Or голода, от ужаской нищеть уми-

pata крестьяне, рабочие, умирали трудо-
вые интеллигенты, не. имевшие` возможно-.

сти работать и зарабатывать себе на ку-
соЕ хлеба.

Падая пол непосильным гнетом, народ
Бессарабии все же поднихал красное эна-

‚бравлялись с повстанцами,

(УЧИТЕЛЬНИЦА, г. ОРГЕЕВ)

ия восстания. Оккуйанты жестоко _ _ рас-
сжигали це-
лые села, расстреливали тысячи людей.
Й все-таки мы верили в свое освобожде-
ние, в светлое булушщее. Взоры трудящих-
свя Бессарабии, взоры всех честных лю-
дей все чаще обращались к Востоку, туда,
где люли живут под солнцем Сталинской
Конституции, где звенит веселый смех,
гле поют радостные народные ‘песни.

Нас обнадеживали красные эвезлы, ярко
сияющие по левую сторону Днестра, к нам
Толетали торжественные звуки ee
ционала»:

^ И наши надежды оправдались! Мы ужо
второй месян живем свободной жизнью,
сотретые лучами Сталинской Конституция.
Рабочие стали полноправными хозяевами
заводов и фабрик, крестьяне получили дол-
гожданную землю, собирают теперь уро-
‘жай на своей земле для своих детей. На-

1 ши инженеры с энтузпазмом восстанавли-

ват заводы, железные дороги, врачи OT-
крывают новые больницы для народа, учи-
теля готовятея к новому учебному году—
в новой советской школе, где дети будут
учитьея из своем родном языке,

`Ликование льется по всей освобожден:
HOH земле. Звенят новые песни © счает-
ЛИРОЙ ролине, о великой радости а
в сталинскую эпоху.

Посылая нас, счастливцев, в мы
трудящиеся Бессарабии просили’ передать
вам, что мы все как один желавм только
одного: скорейшего братекого воссоедине-

на ни языке

ния с моллавеким народом. От имени: 6“ >

сарабского народа мы просим Верховный
Совет образовать Моллавскую Союзную (4
ветокую Сопралистическую Республику:
От имени миллионов освобожденных JWI
заверяем вас, товарищи депутаты, чт №57

окоро научвмея жить по-советеки, pas ‘

тать—по- стахановеки, защищать свою 8
лю, ‘обретенное счастье — по-сталинскы :
(Бурные, продолжительные аплодисменты). =

Мы навеегла освобождены от капитале
стического ‘рабства, от ярма румыновиз

бояр н помещиков, мы ‚ стали граждаваиа в

Советского Союза и крепко будем охравять
родную страну. Не пить вражеским кои ›
воды из нзитих рек, не лакомиться 975  >
‘странцам плодами наших цветущих 080%
и виноградников!

Да здравствует  мнотоналиональвый
народ Союза Советских Социалистичеии
Республик, полавший нам братокую И
помощи! (Продолжительные аплодисменты) 4}

Да здравствуют избранники народа, wt
путать Верховном Совета — caword 10
мократического парламента в мире!

Да здравствует

желание! (Аплодисменты),    i

Да здравствует Советское Правитей >
ство и его. глава товарищ Молотов! (БУ ь

ные, продолжительные аплодисменты).   №

непобедимая Край
Армия, осуществившая наше wrrorogensed   >

2 he Oe

Se Swe ea 7 SS ee oe

beet

Да здравствует вождь народов, № №.

дорогой товарищ Стали! (Бурные про

жительные аплодисменты, Bce acral)’