СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА Н

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНО

Седьмая Сессия Верховнозо Совета CCCP 1-10 созыва

3 августа

1940 года

АЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Й КОМИССИИ СЕЙМА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Речь члена Полномочной Комиссии Сейма! Речь члена Полномочной Комиссии Сейма Литовской Республики тов. П. Зибертас
Литовской Республики тов. Саломви Нерис

Речь произнесена на литовском языке

Вождю, учителю, другу, освободителю
литовского народа — великому Сталину
я посвящаю свое слове’ в стихах — из
поэмы о Сталине. (Бурные аплодисмен-
ты). В ней — мыели и чувства литов-
ского’ народа, благодарного за свое сча-
стье и свое освобождение.

Свободный, словно ветер в поле,
Слагает песни мой народ,

За солнце красное, за волю

Он Сталину спасибо шлет!

Ученье Сталина сияло

Для всех трудящихся земли,
Но из тюремного полвала

Мы солнце видеть не могли...

Зам быля все пути заказаны,
родина была тюрьмой.
были руки крепко связаны,
И вся страна была немой.

Казалось, воля так близка,
Там, за кордоном, рядом © нами!..
Мы на нее издалека

трели жадными глазами.

Мы знали: там странь героев,
Е победам Сталин их ведет,
Народы, жизнь свою построив,
Живут там, как ‚один народ.

Там воля Оталина стальная
Открыла к счастью всем пути,
Там радостная жизнь, иная,
Ужель такой нам не найти?..

Но Сталин к солнцу путь широкий

Открыл для всех земных племен, —

Теперь для нае настали ероки,
воплотился ‘давний cox!
Вещает Сталинское имя,
Полобно грому — смерть врагам;
Навеки близкими, родными
Красноармейцы стали нам!

Они литовские границы

Стальной стеною стерегут.

И красная звезда лучится

И охраняет мирный труд.
Товарищи на воле снова,
Теперь им не грозит тюрьма.
Свободна мыюль, свободно елово
Рассеяна навеки тьма!

Нае греет Сталинское пламя,

Огкрыл дорогу в солнцу он!

Земля с цветущими полямв

Клалет ему земной“ поклон,
0 нем везде легенды снова,
Творит народная молва,
И славит Оталина родного
Освобожленная Латва!

(Бурные, долго несмолкающие

аплодисменты, все встают).

Речь члена Полномочной Комиссии Сейма
Литовской Республики тов. М. Мицкис

Товарищи депутаты Верховного Совета!

Народ Литвы, устами своих лучших сы-
нов--лепутатов Народного сейма, выразил
свою непреклонную волю войти в семью
народов Великого Советского Союза. Нарол
Литвы, выражая свои глубочайшие, сер-
дечные пожелания и чаяния, с величай-
шей радостью и непреклонной волей ре-
шил на вечные времена связать свою
судьбу с семьей народов Союза Советских
Социалистических Республик. Это серлеч-
ное’ высказывание широчайших ‹ масс на-
рода Литвы, я осмеливаюсь думать, това-
рищами депутатами Верховного Совета бу-
пет правильно понято, опенено и в ваших
сердцах найдет соответствующее  сочув-
ствие. (Аплодисменты).

Народ Литвы в продолжение всего пе-
риода своей истории’ жестоко эксплоати-
ровался. Он много веков страдал, волоча
цепи рабства,‘ налетые на него своими и
чужими господами. Он угнеталея и экс-
плоатировалея своими князьями, пришель-
цами крестоносцами всего мира, польской
шляхтой, русским `царизмом ‘и’ своими
капиталистами.

В исторический 1918 год народ Лит-
вы при помощи пролетариата Россин пы-
rasta создать Советскую  Социалистиче-
ky Литву, но в результате измены со-
циал-предателей п происков  империали-
стических держав была создана буржуаз-
ная Литва, во главе которой стал про-
должатель лела историческах врагов на-
рола Литвы — Сметова. .

В пернод господства Сметоны Литва. для
народа стала физической и духовной
тюрьмой. По всей стране бушевали пала-
чи литовского наролда-—тенералы плехави-
чи, гловапкие и, им подобные. Вся Лит-
ва была покрыта могилами борцов за де-
ло народа. Нарол кормили пустыми 0обе-
щаниями, а помещиков налелили землей,
лесами и пругими благами.

Трулящиеся крестьяне Литвы никогда
не были хозяевами своей страны и своей
земли, а только рабами помещиков и ка-
питалистов. Они все время были выну-
Жждены бороться за свою свободу, хлеб и
землю.

Безземельные и малоземельные крестья-
не после создания в 1918 г. так назы-
ваемой независимой Литвы потребовали
радикальной земельной реформы. Буржуаз-
ное правительство было вынуждено усту-
пить. Имения были урезаны, но помещи-
кам были оставлены большие центры
имений со всем живым и мертвым инвея-
тарем, а безземельные и малоземельные
получили по мизерному Участку и 10
нескольку пней для «постройки» зданий.

Не имея средств, чтобы устроиться,

получившие землю новопоселенцы терпели
большую нужду; и только очень малая
часть их сравнительно сносно устроилась.
Большинство из нах было вынуждено про-
дать за дешевую цену свои земельные
участки старым или новым помещикам.
Радость крестьян была короткая. Земля,
на которой они налеялись устроиться и
найти свое счастье, выскользнула из их
рук, и новопоселенцы, выкорчевывая пни,
осушая болота, потеряв свое здоровье,
снова стали батраками, пролетариями. По
прошествии только 4-х лет после земель-
ной реформы, в 1930 году, 35% полу-
ченных земельных участков были распро-
даны. Случилось это потому, что реформу
провела буржуазия в своих собственных
интересах.
‚ Немногим лучше было положение ста-
рых крестьян. Вапиталисты города, ли-
товские и иностранцы, диктовали цены
на продукцию нашего сельского хозяйст-
ва, сбивая их и устанавливая высокие
цены на изделия промышленности. Раз-
ница в ценах постоянно возрастала. Ере-
стьянин очутился в ПОЛНОЙ зависимости
от капитала. Долги, проценты, неуплачен-
ные налоги, штрафы и связанная 6 этим
нужда крестьян росла из года в год.

Положение трулового крестьянства бы-
ло безнадежное. Все время ему. приходи:
лось жить в страхе, как бы настоящий
владелеп ero хозяйства, капиталист, не
продал с торгов землю, не погнал бы его
в рады батраков и безработных. 3a пе-
риол существования буржуазной Литвы с

торгов было продано 25.000 крестьянских

хозяйств.

Вечно такое положение продолжаться
не могло. Народ Литвы потерял терпение,
Наступил час освобождения. Народ Литвы
навечно освободился от капиталистическо-

‚то рабства — Литва стала Сопиалистиче-

ской Советской Республикой. Это пере-

устройство означает конед нужды народа
Литвы. Теперь сами рабочие, крестьяне
и трудовая интеллигенция являются един-
ственными законными хозяевами своей
судьбы. На литовской земле будут рабо-
тать свободные крестьяне Литвы. Земля
больше не будет об’ектом спекуляции, и
трудящемуся крестьянину He придется
больше оставлягь родные поля. Земля В
Литве  об’явлена принадлежащей всему
народу, т. е. государственной собетвенно-
стью. В этом. решении Народного сейма
отражены чаяния всего народа Литвы.

До сих пор распределение земли в
Литве было несправедливо. Beero в Литве,
без Виленского края, имеется 295.024 хо-
зяйства, которым принадлежит 4.146.542
га земли. Я хочу здесь ‘вам сообщить
несколько цифр, которые засвидетельст-
вуют бывшую несправедливость в Литве
в отношении десятков и сотен тысяч
людей. По последним статистическим дав-
ным, в конце 1939 г. крестьянских хо-
зяйств от 0,2 до 10 га в Дитве было
140.598, т. е..49,05% всех хозяйств.
Этим хозяйствам принадлежало 700.536 га
‘земли, т. е; 16,89% всей земли. В то
же время 27.475 хозяйствам, имевшим по
30 га и больше (9,32% всех хозяйств),
принадлежало 2.185.242 га земли, т. е.
52.70% всей земли. Получается, что по-
ловина крестьян Литвы имела в три раза
меньше земли, чем десятая часть крун-
ных хозяйств. Еще больше бросается в
глаза несправедливое распределение земли
при сравнении крупных хозяйств с мел-
кими. 70.000 хозяйств, величиной от 0,2
до 5 га, имели 132.668 га, а 624 круп-
ных хозяйства имели 143.527 га. Полу-
чается, что 70.000 мелких хозяйств име-
ли земли меньше, чем 624 крупных хо?
зяйства.

Обнищавших безземельных и малюзе-
мельных крестьян буржуазия Литвы изде-
вательски называла лентяями и неради-
выми. Помещики больше заботились 0 ®B-
вотных, чем о своих рабочих. Они со всем
усердием и кропотливостью  вычисляли,
сколько метров пола, света и воздуха тре-
буется для одной племенной коровы или
евиньй, в 10 же время рабочие имений
жили в страшных условиях, и этим господа
помещики нисколько не интересовались.

Этому в Литве теперь положен конеп.
Землей будут пользоваться те, которые ев
обрабатывают.
Правительство Литовской Советекой (о-
циалистической Республики должно будет
обеспечить землей десятки тысяч %езз6-
мельных и малоземельньых. Предельная
норма для крестьянских хозяйств в Титве
установлена в 30 га на одно хозяйство.
то имеет больше установленной нормы,
у того излишки без вознаграждения будут
взяты и бесплатно отданы тем, которым
эта земля будет необходима.

По нашим приблизительным подечетам,
после проведения этого мероприятия $0-
зластея земельный фонд в 560.000 га.

Кроме упомянутых здесь изменений, На-
родный сейм Литвы принял другие ре-

шения, облегчающие налоговое бремя и
другие долговые обязательства трудящих-
ся крестьян.

Перед Советской Литвой теперь ©тоят
большие задачи исторического значения. В
первую очередь нужно окончательно. лик-
видировать капоталистическую систему хо-
зяйства и создать гармоничное и плановое
социалистическое хозайство. Величайшее
внимание придется обратить Ha сельское
хозяйство, т. в. около 75% всех граж-
лан страны живут только от сельского хо-
зяйства. Здесь придется обратить большое
внимание на дальнейшее развитие жлвот-
новодства, т. к. климат Литвы и все дру-
гие условия полностью этому блатоприят-
CTBYNT.

Мы надеемся, что вы разделяете наши
страстные желания войти в великую
семью народов Советекого Сдюза. Народ
Литвы желает, чтобы его землю осветило
солнце Сталинской Конституции.

Да здравствует наша великая, могучая
родина — Союз Советских Социалистиче-
ских Республик! (Бурные аплодисменты).

Да здравствует ленинско-сталинская на-
циональная политика! (Бурные, продол-
жительные аплодисменты).

Да здравствует гордость Beero прогрес-
сивного человечества—наш вождь и Учи-
тель товарищ Сталин! (Бурные, долго не
смолиающие аплодисменты, переходящие в
овацию. Все встают. Возгласы: «Да зарав-
ствует товарищ Сталин! Ура!»).

Доротие товариши депутаты!

Разрешите мне передать вам и всему
многомиллионному советскому народу cep-
дечный привет от имени освобожденного
пролетариата Советской Литвы. ° (Бурные
аплодисменты). Мы, делегаты Народного
сейма Литовской Советской Сопиалистиче-
ской Республики, прибыли в красную
столицу — Москву для того, чтобы про-
вить высокое ваше собрание и ‘любимого
вождя трудящихся всего мира товарища
Сталина (аплодисменты) принять Литов-
скую Советскую Социалистическую  Рес-
публику полноправным членом в состав
Ссюза Советских (Социалистических Pec-
публик. (Продолжительные аплодисменты).

В продолжение целых 22 лет враги
Советского Союза и нашего трудового на-
рода чернили, сколько могли, первую соци-
алистическую страну мира. Они возводили
подлую клевету о жизни в советской стра-
не. Мы, сознательные рабочие, им ни-
сколько не верили и всегда всем. говорили,
чтобы тоже им не верили, Мы знали, что
страна Ленина-—Сталина — единственная
страна в мире, где жизнь устроена в ин-
тересах трудящихся. Однако, хотя мы это и
знали, все же то, что мы здесь увидели
уже в первый день, во много крат превзош-
ло все наше воображение. Наши глаза хо-
тели бы теперь лишь @мотреть и смотреть.
Наши уши — лишь слушать и слушать.
Наш язык и уста, если бы могли, сейчаю
рассказали бы оставшимся далеко’ дома
братьям и сестрам и всему тоудовому ли-
товекому народу. что мы здесь видим и
слышим. что мы здесь чувствуем всей она-
шей душой, :

Но первое наше желание и долг есть
рассказать вам, дорогие товарищи депута-
ты Верховного Совета, рассказать любимо-
му нашему вождю, учителю и другу вели-
кому Сталину про то, что мы До Фих пор
претерпели. А претерпели мы вот что: мы,
рабочие и крестьяне, ничего больше в
‘итве не видели, ‘как ‘Только ‘произвол,
тюрьму, истязания, расстрелы. Лишенными
всяких прав узниками были у нас He
только те, которые сидели за тюремными

Товарищи ‘депутаты “Верховного. -Совета!
Мы заслушали заявление Полномочной Ko-
миссии Народного сейма Литовской респуб-
лика с просьбой о включении Литовской
Советекой Социалистической Республики в:
состав Советского Союза.

С огромным вниманием выслушали де-
путать Верховного Совета Сотоза Corer-
ских Социалистических Республик  пла-
менные речи членов Полномочной Вомис-
сии Народного сейма Литвы, выразивших
чувства, чаяния и волю освобожденного ли-
товского народа, передавших чувство горя-
Чей любви великому советскому народу,
Верховному Совету, нашему правительству,
нашей великой партии, великому вождю
и учителю нашего Союза — товарищу
Сталину. (Бурные, продолжительные. аплб-
дисменты).

Эти желания и волю литовсвий  нароя
выразил на выборах депутатов в Народный
сейм, единодушно отдав свои голоса 3a
кандидатов Союза трудового народа Литвы.

Эт» воля литовского народа выражена в
единодушном решении Народного сейма об
установлении советской власти в Литве и
о вступлении Татвы в состав Советского
Союза.

Эта воля была подтверждена всем наро-
дом на многочисленных митингах и coOpa-
ниях в городах и селах Литвы,

( самого начала существования Литов-
ской республики Союз Советеких Социа-
листических Республик всегда и неизмен-
но уважал и ототаивал суверенные права,
независимость и безопасность Литвы.

(Советское Правительство первое призна-
ло образовавшееся Литовское государство
и передало ему в 1920 году значительную
часть бывшей Виленской губернии и город
Вильно. „

Когда польские войска, вторгшиеся на
территорию Литвы, захватили город Виль-
но, Советское Правительство было един-
ственным правительством, которое выра-
зило решительный протест против разбой-
нических действий панской Польши и ни-
когда не признавало законности захвата
поляками Вильно.

В 1926 году Советский Союз заключил
с Литвой договор о ненападении.

В 1927 году, благодаря энергичному
вмешательству Советскою Союза, была
полностью предотвращена возникшая
альная угроза военного нападения Поль-
ши на Фитву. Точно также и в марте
1938 года Советекий Союз предотвралил
нападение Польши н& Литву.

Когда  Рабоче-Крестьянская Красная
Армия, во второй половине сентября 1939
года, поеле распада польского государетва
протянула руку помощи народам Запад-
ной Белоруссии и Западной Украины, она
в то же время взяла под свою защиту

область. ‘

Освободив тород Вильно и Виленокую
область от белопольских оккупантов, Co-
ветское Правительство восстановило п0о-
пранные права Литвы и возвратизо Лит-
ве город Вильно и Валенскую область. Co-
ветское Правительство считало, что Виль-
но должно принадлежать Литве, кав горол,
0 которым связано историческое прошлое
Литовского государств» и национальные
чаяния литовского народа.

В мировой истории не было другого та-

отторгнутую Польшей от Литвы Виленскую  .

Литвы постановил:

решетками. Весь трудовой народ’ Литвы
был постоянным узником и вся наша стра-
на была если не тюрьмой. то полицейским
застенком.

Я сам, дважды осужденный на-смерть,
20 лет пробыл в тюрьме за идею  комму-
низма. (Бурные аплодисменты. Все депу-
таты встают и устраивают тов. Пранас
Зибертас овацию). Прошел за это время
все главнейшие литовские тюрьмы, стены
которых были потолще, а решетки покреп-
че. За все это время лишь за то, что я
был коммунист и не желал отречься от
этой высокой чести, я пробыл свыше
60-ти суток в карцерах. К нам, заклю-
ченным коммунистам, применялись самые
строгие правила дисциплинарного режима,
мне с другими товарищами приходилось
проходить даже через шпалеры озверев-
ших тюремных надзирателей, избивавших
нас прикладами.

Мой престарелый отец умер во время
моего заточения, Лишь моя старушка мать
дождалась радости после 20-ти тяжелых
лет увидеть своего сына на воле. Она се-
тодня вместе со мной не знает, как нарадо-
ваться и отблагодарить за, ето доблестную
Красную Армию — освободительнииу и ее
вождей с великим Сталиным во главе.
(Бурные аплодисменты). 3а все время
моего заключения ни мой отеп, ни
мать, ни младшие братья ни разу ни-
кому не жаловались и меня своими слеза-
ии не жалобили. Их пролетафского духа не
сломали постигшие меня репрессии. Напро-
тив, они меня лишь подбадривали: «Дер-
жись, Пранас!». Это поддерживало мой дух,
который поддерживала еще и моя вера в
тб, что рано или поздно, но наш народ
при содействии и помощи великого Совет-
ского Союза добудет себе и Литве <вободу.

(Бурные аплодисменты). Моя мать находи-

ла в себе силы переносить свое горе, но
она заплакала от великой радости и бла-
годарности Ёрасной Армии в тот день,
когда узнала о моей свободе.

В тюрьме хоть изредка, все же мы
имели иногда светлые минуты. Это были
те минуты, когда мы в строжайшей тайне

от сторожей читали запретные советские
книги и газеты. С величайшей жадностью
уы ловили тогда каждое словечко ©
Ленине, о Сталине. о счастливой и ©в0-
бодной жизни по ту сторону советских
рубежей. Особенно воспрял наш дух <
того дня. когда, после подписания Mo-
CKOBCKOTO договора, ‘советские’ гарнизоны
впервые вступили на нашу  литовекую
землю. Хотя мы вокоре узнали, что пра-
вительство империалистических прихвост-
ней, в смертельном страхе потерять власть
п легкую богатую наживу, еще больше
стало притеснять наш трудовой народ,
еще крепче душить малейшее проявление
свободной мысли, — мы были уже спо-
войны, ибо были вполне уверены, что
скоро придет конец налией неволе.

Благодаря Красной Армии вместе с
другими политическими заключенными
вышел на волю и я. Хоть в тюрьме и
прошла моя молодость и лучшие годы, я,
как и все другие мои товарищи, 06вобо-
жденные политические заключенные, уже
в первый день. провеленный на воле, с0-
всем забыл. что еще вчера ны были за
решетками. Как будто этих страшных
лет тюрьмы и не было вовсе. Так велик
был наш онтузиазм и энтузиазм всего
нашего трудового народа, сразу окружив-
шего нас братской заботой и любовью.
Мы вышли опять на работу молодыми и
сильными, вышли омоложенные великой
радостью свободы и творчества, которую
переживает теперь весь литовский  тру-
довой народ. (Аплодисменты).

Товарищи депутаты, мы прибыли сюда
не только © тем, чтобы рассказать вам
6 своих муках в прошлом. Мы авились
к вам и с тем, чтобы поучиться, как
строить светлое будущее нашей социали-
стической родины. Положение литовских
рабочих, как и крестьян и трудовой ин-
теллигенции, было до сих пор самое
скверное. Условия труда и жизни особен-
но невозможны были для рабочих на фа-
бриках и заводах. Мы не имели права ни
на учение, ни на отдых, ни даже на
труд. И если труд в великой советской

Речь депутата Пономаренко П. К.

кого примера, чтобы” большое могущеет-
венное государство по собственной воле от-
давало малому государству такой большой
город. Тем ярче этот факт демонстрирует
миролюбие и дружбу Великого Советского
Государства. (Бурные аплодисменты),

-Й, нажонец, пажт о взаимопомощи 1939
года, заключенный Союзом Советских Co-
циалистических Республик с Литвой, и
ввод советских войск в Фитву имели
целью создать условия для безопасного су-
ществования Литовского государетва, слу-
жить делу сближения Латвы e Советским
Союзом. Однако, продавшиеся иностранно-
му капиталу буржуазные политики, усев-
шиеся на спину литовского народа, сталв
услужливо превращать Литву в плацдарм
для нападения на Советокий Союз, стали
создавать очаги международной провока-
ций, разжигать антисоветскую агитацию.
Сметоновокие холопы империализма, уто-
павшию в роскоши и разврате, утнетавшие
H погружавшие в нищету литовекий на-
POI, не были заинтересованы в выполне-
нии пакта. Они стремились к тому, чтобы
Литовское государство стало отстальм аг-
рарвым придатком калиталистических
стран. Они всемв вилами  отгораживали
Литву барьером от Великого Советекого
Соза. Они стали замышлять и проводить
гвуеные провокации против частей Крас-
ной Армии, стали на путь организаций
военного союза против СССР. Это была но-
литика разложивитихея и продажных Opa
вителей. Эту политику также, как и самах
правителей ненавидел народ. Литовский
народ внимательно следил за тем, что
происходит в нашей великой стране. Ов
горячо полюбил наше Советокое государ-
етво рабочих и крестьян. Мысль о совет-
ской Лотве созревала в Maccax под тя’
желым. гнетом сметоновского режима.
беспредельной любовью рабочие и  кре-
стьяне Литвы произносили имена Ленина
и Сталина. Народ смел ненавистный сме-
тоновекий режим. Трулящиеся Литвь He
пожелали, чтобы помещики в фабриканты
стояли во главе народа, прикрывались его
именем, ни захотели стать и стали сами
хозяевами своей судьбы. (Аплодисменты).
Литовский Народный сейм, избранный
вевобщим голосованием, является  полно-
мочным в действительным — выразителем
свободной воли литовского народа.

Литовский Народный сейм, выражая
единодушно волю свободного трудового на-
рода Литвы, первым евоим решением про-
возгласил установление Советской власти
на всей территории Литвы, об’явил Jat-
ву Советокой Социалистической Республи-
кой. Отныне вся власть в Литовевой Co-
ветской Социалистической республике
принадлежит трудящимся массам города п
деревни в лице Советов депуталов трудя-
щихся. (Аплодисменты).

Народный сейм Литвы свонии первыми
историческими оешениями 06 об’явления
земли всенародным достоянием, государот-
венной собственностью, о национализации
банков и крупной промышленности в ©
передаче их в веление трулящихея по-
ложил основу и начало процветания ли-
товского народа. Е

Следуя воле, из авленной народом, сверг-
нувшим старый режим, Народный сейм

«Просить Верховный Совет Союза Совет-

crux Социалистических Республик принять
Литовекую Советскую Социалистическую
республику в состав Советского Союза в
качестве союзной республики на тех же
основаниях, на каких входит B Cows Co-
ветоких Социалистических Республик УК-
раинская, Белорусская и другие союзные
республики». (Аплодисменты).

Принимая это решение, литовский народ
исходил из того, что только вхождение в
состав Союза Советских Социалистических
Республик обеспечит подлинный суверени:
тет литовского государства,  подем про-
мышленноети и сельского хозяйства, рас-
цвет национальной культуры, развитие
материальных и духовных сил народа.

По поручению Правительства Союза Co-
ветоких Сопиалистических Республик вно-
шу предложение — удовлетворить прось-
бу сейма Литвы и принять Литовевую Со-
ветскую Социалистическую Республику в
Союз Советских Социалистических pony’.
лок в вачестве равноправной: Союзной ©0-
ветской Социалистической Республики.
(Бурные, продолжительные аплодисменты,
переходящие в свацию, все депутаты вста-
ют).

Товарищи депутаты! Правительство 8
Президиум Верховного Совета Белорусской
Советской Социалистической Республикв,
в также Центральный Комитет коммуни
стической партии большевиков Белоруссия
вносят предложение о присоединении к Ли-
товской Советской Социалистической Pec-
публике Свенцянокого района и Части тер-
риторий © преобладающим литовевим на-
селением Вилдзовского — Годутишковекого,
Островецкого, Вороновекого,  PaayHcrore
районов, находящихся сейчас в составе
Вилейской и Барановической областей Бе
лорусекой ССР. (Бурные, долго не’ смолка-
ющие аплодисменты. Все депутаты встают.
Возгласы на литовском языке в честь
товарищей Сталина, Молотова, Вороши-
пова).

Это предложение целиком вытекает из
принципа напиональной политики совет-
ского государства.

Наши великие вожди Ленин и Оталив
положали в основу национальной политики
советского государства братскую дружбу,
павноправие народов, населяющих терри-
roomie нашей страны. Для всех нащио-
нальностей, не только для больших, вой
для малых, предоставляются широчайшие
возможности политического, хозяйственно-
TO и БУЛЬТУрНОГО развития.

В евязи е образованием Литовской Co-
ветской Социалистической Республике 4
ве вступлением в состав Союза Советских
Сопиалистических Республик дальнейшее
политическое, хозяйственное и культурное
развитие этих районов с преобладающим
питовским населением будет наиболее пло-
дотворным в составе Литовской Советской
Соппалистической Республики. (Бурные,
продолжительные аплодисменты).

По поручению Правительства Corsa Co-
ветских (оциалистических Республик 4
BHOMmY на рассмотэение Верховном Сове-
та следующий проект закон&:

«Закон © принятив Литовекой Совет--

ской Социалистической Республики в (003

Советских Социалистических Республик.
Заслушав заявление Полномочной  К-

миссии Сейма Литвы, Верховный Совет

§

стране является радостью. то у Hat он
был превращен в каторгу. Поэтому неуди-
вительно. что литовские рабочие особен-
но ожидали и особенно прочувствовали
свое’ освобождение и все, как один, с ве-
личайшим энтузиазмом участвуют в етро-
ительстве новой социалистической жизни.

Поэтому. товарищи депутаты, от имени
всего трудового литовского народа, ОТ
имени пославших меня на эту почетную
трибуну прошу вас и правительство Co-
ветскэго (Союза принять по-братеки Ли-
товскую  Совелекую — Социалистаческую
Республику в свою славную семью. (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты). Про-
шу и надеюсь, что эта моя просьба, что
эта просьба моего народа будет вами ува-
жена п удовлетворена. (Бурные, продол-
жительные аплодисменты).

Пусть здравствует незыблемый — (003
Советских Социалистических Республик,
увеличенный отныне Литовской Советской
Социалистической Республикой! (Бурные
аплодисменты).

Пусть здравствует Верховный Совет
Союза Советских Социалистических Pet-
публик! (Бурные аплодисменты).

Пусть здравствует наша родная Bcecd-
юзная Коммунистическая партия больше-
виков! (Бурные, продолжительные аплодис-
менты).

Пусть здравствует непобедимая Рабоче-
Крестьянская Красная Армия освободи-
тельница! (Бурные, продолжительные ап-

‚ подисменты).

Пусть здравствует глава всесоюзного
правительства товарищ Молотов! (Бурные,
продолжительные аплодисменты, переходя-
щие в овацию).

Пусть здравствует вожль хирового про-
летаризта, тот, чье одно имя придавало
нам, заключенных в тюрьмах и концен-
трационных лагерях, неслабеющую силу,
неустанную * бодрость незыблемую веру
в светлое будущее — наш родной
великий Сталин! (Бурные, долго не смол-
кающие аплодисменты, переходящие В
овацию, возгласы «ура»).

(Союза (Советеких Соцвалистических  Реб-
публик постановляет:

1. Удовлетворить просьбу Сейма Литвы
и принять Литовекую Советскую Социали-
стическую Республику в Союз Советских
Социалистических Республик в качестве
гавноправной Союзной  Советекой Социа-
листической. Республики.

2. Принять предложение Верховного
Совета Белорусской ССР о передаче в ©0-
став Союзной Литовской Советской Социа-
листической Республики  Свениянекого
района и части территории в иреобладаю-
щим литовским населением Вилзовекого,
Годутишковского,  Островепкого, Воронов-
ского, Радунского районов Белорусской CCP.

3. Просить Верховный Совет Белорус-
ской Советской Сопизлистической Респуб-
лики и Верховный Совет Союзной Литов-
ской Советской Сопиалистической Реепуб-
лики представить на рассмотрение Верхов-
ного (Совета Союза Советских Сопиали-
стических Республик проект установления
точной границы между Белорусской Co-
ветской (Сопиалистической Республикой й
Союзной Литовской Советской Сопиалисти-
ческой Республикой.

4. Провести, в соответствии с0 ст. CT.
34 и 35 Конституции (Основного Закона)
СССР, выборы депутатов в Верховный
Совет CCCP or Союзной Литовской Совет-
ской Социалистической Республики.

5. Поручить  Президиуму Верховного
Совета СССР назначить лень выборов».

Товарищи депутаты! Народы Советского
Союза горячо приветствуют рождение
новой братской Союзной Литовской Совет-
ской Социалистической Республики. Сегод-
ня литовский народ. вступает в семью
наролов Великого Советского Союза.

С сегодняшнего тня нал своболной ро-
qunof литовского народа засияет солнпе
Сталинской ВБонституции.

Теперь безопасность Литовской
ской Сопизлистической Республики
кушения всех и всяких внешних
будет опираться на могущество всего
193-миллионного советского нарола, на
мощь й доблесть нашей Рабоче-Ёрестьян-
ской Красной Армии и Военно-Морского
Флота. Отныне «литовекий нарол пойлет
вместе во всем советским народом по пу-
ти дальнейших побел и достижений, по
пути роста, славы и могущества нашей
родины.

В пружной счастливой семье литовский
народ вместе со всеми наролами Советско-
го Союза пол руководством большевистской
партии и великого вожля наролов всего
мира товарища Сталана булет строить
счастливую, ралостную жизнь. (Бурные
аплодисменты. Все встают).

Да злравствует Литовский нароз! (Бур-
ные аплодисменты, переходящие в овацию.
Все встают).

Да злравствует Советская Литва! (Bee
встают, бурные аплодисменты).

Ла здравствует великая,  нерутшимая
Сталинская пружба народов Союза Совет-
ских Сопиалистических Республик! (Все
встают, бурные аплодисменты).

Да здравствует могучая партия
Ленина— Сталина! (Все встают, бурные,

Да зправствует наш вожль, учитель и
друг — великий Сталин! (Бурные апло-
дисменты, ‘переходящие в овацию. Все
встают, Приветственные возгласы на язы-
ках народов СССР в честь товарища
Сталина).

Совет-
от по-
врагов