ва ча

мае

СЕТИ HOE

С.

Вчера, 5 августа, в 6 часов вечера, в
зале заседаний Верховного Совета СССР,
‚в Кремле, состоялось четвертое совместное
заседание Совета Союза и Совета Нацио-
  нальностей.

Председательствует—Предселатель (луве-
та Национальностей депутат Шверник Н. М.

В порялке дня-_заявление Полномочной
Комиссии Сейма Латвийской Республики.

При открытии заседания члены Полчо-
мючной Комиссии Сейма Латвийской Pec-
` публики входят в зал и становятся у три-
буны. Депутаты встречают членов. Комис-
сии — представителей латвийского наро-
да длительной овацией.

~ Слово для заявления 0т Полномочной
Комнссин Сейма Латвийской Республики
предоставляетея  исполняющему  обязан-
ности Презндента Латвийской Республики,

иннистру-президенту А. Кирхенштейнсу.

‹ Появление тов. Кирхенштейнса на три-
буне встречается бурными’ аплодисмента-
“Mu, переходящими в горячую овацию. Его
у ° речь. произнесенная на латышоком языке,
неоднократно прерывается аплодисментами.

В конце своего выступления тов. Ёир-
хенштейнс вручает Председательствующе-
му декларацию Сейма Латвийской Респуб-
лики 9 вступлении Латвии в СССР. В за-
ле снова длительная овация в честь брат-
ского народа свободной Латвии.

_ Речь тов. Кирхенпегейнса переводит на
русский язык член Полномочной Вомисени
тов. П. Блаус.

По окончании выступления т. Кирхен-
штейнса члены Полномочной Комиссии, по
приглалиению Председательствующего тов.
Шверника Н. М., ззнимают ‘места. среди
депутатов Верховного Совета СССР.

Верховный Совет СОСР переходит § 06-
суждению заявления Полномочной Комис-
сли Сейма Латвийской Республики.

Первым выступил член  Полномочной
Комиссии т. П. Плесуме. Его речь < латыии-
<кого языка на русский переводит член
Полномочной Комиссии т. Г. Ильин.

Затем выступили члены Полномочвой
`Комиссии: т. Ева Русис-Палдыня, министр
юстиони Ю. Паберзс и министр народного
благополучия Латвийской Республики
т. Ю. Лацис. Их речи были переведены
и русский язык тт. Д. Дергач, С. Сима-
нович и И, Нагие.

= Se =

=e,

ЕЗРГЗЕ ЕЕ а

OS Sh Us Sek, uals acto

\ КАУНАС, 5 августа. (ТАСС), Все ‘ли-

ИНФОРМАЦИОННОЕ
СООБЩЕНИЕ

О СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА СОЮЗА
И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
5 августа 1940 года

0 СТАЛИНЫМ-—К НОВОЙ ЖИЗНИ

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ. СТРАН; СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ВТОРНИК
№ 180 (5008)
 Цена 10 коп.

ОИ ИНОЕ

‚ МУН Сессия Верховного Совета СССР. Заседание 5 августа 1940 в Заявление Полномочной Комиссии Сейма Латвийской Республики. На трибуне — исполняющий обязаниости президента и премьер-министр Латвийской СС

Седьмая Сессия Верховною Совета СССР 1-0 созыва

Речи представителей латвийского наро-
да неоднократно прерывались горячими
овациями всего зала,

Затем выступил Председатель Президи-
ума Верховного Совета Узбекской ООР де-
путат Ахунбабаев Ю. По поручению Пра-
вительства ССОР тов. Ахунбабаев вносит
на утверждение Верховного Совета CCCP
проект закона «0. принятии Латвийской
Советской Социалистической Республики в
Союз Советских (Социалистических  Рес-
публик». Речь т. Ахунбабаева,  произне-
сенную на узбекском языке, переводит

Раздельным голосованием пою Палатам
Верховный Совет ССОР единоглаюно ут-
верждает «Закон о принятии Латвийской
(Советской Социалистической Республики в
Союз Советских Социалистических  Рес-
публик»:

«Заслушав заявление Полномочной Ко-
уяссии Сейма Латвии, Верховный Совет
Союза (Советоких Социалистических Pec-
публик постановляет:

1. Удовлетворить просьбу Сейма Латвии
и принять Латвийскую Советскую Социз-
листическую Республику в Cows Coser-
ских Социалистических Республик в Еа-
честве равноправной Союзной Советской
Социалистической Республики,

2. Провести в соответствии со ст.ст. 34
и 35 Конституции (Основного Закона)
COCP выборы депутатов в Верховный (%-
вет CCOP or Союзной Латвийской Совет-
ской Социалистической Республики.

3. Поручить Президиуму Верховного
Совета назначить день выборов».

Елиноглаеное утверждение Верховным
Советом Закона о принятии Латвийской
Союз Советских Социалистических Респуб-
лик присутствующие в зале встречают
бурными восторженными аплодисментами.
Все встают. В зале долго гремят овации
в честь ‘новой Союзной Латвийской Совет-
ской Социалистической Республики, В
честь «вободного латвийского народа, в
честь главы Советского Правительства —
товарища Молотова, в честь великого
вождя народов товарища Сталина.

В 10 чабов 20 минут четвертое ‹о-
вместное заседание Совета Союза и Совета
Напиональностей закрывается.

Союза

народа Латвии позвольте мне

Советскому Правительству, его
ликому BORI и
всего мира Иосифу
Сталину; (Всё встают. Бурные,

свацию).

Мы пришли сюда, в
Еремля, чтобы от имени нашего народа
передать великому Советскому Со10зу
братекий привет, чтобы выразить волну-
ющие нас чувства любви и дружбы к
CCCP.

Прошло всего лишь 2 недели ¢ того’

вой власти ‘Латвии — ee
сейм — при неопясуемом восторге и не-
зиданном до того в Латвии единстве ‘все-
го народа торжественно провозгласи
установление Советской власти на все
рритории Латвии (бурные аплодисмен
ты): об`явил всю землю — всенаролнь
достоянием, т. -е. государственной codcr;
венностью, которой пользоваться оправ
только тот, кто возделывает и обрабаты
вает её собственными трудовыми руками}
принял закон о национализации банков
а крупных промышленных предириятий и
заложил тем самым основы новой, социа7
листической промышленности Аатвийской
Советской Социалистической Республики.
21 и 22 июля с. г. наш народ полвел
историческую черту, навсегда и беспо-
воротно  отделившую  канувшее
ность мрачное прошлое
стливейшего начинающего .
жизнь,

ДНЯ,

малых народов и стран,

Иосифа Виссарионовича Сталина.

представляет с0б0й тяжелую повесть 0
TOM, как богачи, капиталисты, помещи-
ки, кулаки и бароны, английские и

нас в борьбе против империалистической   пе банкиры и спекулянты 60-

Польши, вернул нам столицу Вильно, oc-

товские газеты посвящают специальные
передовые решению Сессии Верховного Со-   вободил нашу родину от ига узурпаторов- сали народную кровь, зверски угнеталя
вета СССР о принятии Литовской Совет-   плутократов, охранил нас ‘от попыток им-   Народ, бесстылно издевались Hal ним,
их ской Социалистической Республики в 60-  периалистов превратить нашу страну в изощрялись в самых тонких способах
i став Советского Союза. В статье «Наша груду окровавленных Ре предоста-   эксплоатации и порабощения народа,
великая благодарность товарищу Сталину»   вил возможность народу Литвы самому ре- a {
wt тазета «Дарбо Лиетува» пишет: шать свою судьбу и, наконец, дал нам С лревнейших ae латыши страда
«День 3 августа навсегда останется  в  честь и счастье стать полноправными чле- лл от политического бесправия и эконо-
i   истории Советской Литвы как великий на-   нами великого Советского Союза. мического гнета, установленных латвий-
у родный праздник. Сбылась заветнейшая   Каждый трулящийся Литвы запечатлеет   СКИМИ Капиталистами и помещиками в
ve мечта всех трудящихся Литвы — связать   имя Сталина глубоко в своем сердце. западно-европейскими поработителями, ме-
garth судьбу Литвы навеки © А teal Но мы должны показать, что мы достой-  чом и OTHEM поллерживавшими свою
т БОБ “Covercroro Canes.   Ome   was gro радости шото отясты, дости. [ влвоть ват латонйовлы паром,
on EG ликой помощи. которую нам оказали
; свободных народов ОССР. Словами не вы- о spat а poets мии. Не случайно один из историков  да-
м аа еобычайн адость налето на- : тышекого народа писал, что «его исто-
ой а У Своим ом, напряжением всех своих
энд `рода—рабочих. крестьян и трудовой иН- hss батарей мы дол- рия — это ‚ужасный, мрачный мортиро-
7 Benvestmne вета COOP. arniih eee жны доказать, что достойны  оказанното   10Г, скорбное повествование ‘о десятках,
Е . аж: = к
it ый А а глубо-   Нам доверия. тысячах засеченных по смерти, убитых
- кую благодарность великому Оталину.. Нам нужно в кратчайший срок дотнать   В0 время войн, умериих от голода, холо-
Любовь и благодарность Сталину за то.   другие советские республики и содейство-  да и чумы, проданных в рабство. Самые
nm что он всегда Tak глхбоко  сочувствовал   вать укреплению нашей общей великой со-   выдающиеся хронологические латы в
op нуждам литовского народа и поддерживал   циалистической родины и ее обороны».   истории этого маленького, многострадаль-
в. ного народа, это — голы 060б0 жестоких
=“ es гололовоЕ, эпидемий, войн и Т. д.?.
gy “< ПОДЕМ ФЛАГА СССР Еровавыми мерами разорялись помещи-
    зяйства, а сами
po 3 be ками крестьянские хо ;
№ НА ЛАТВИЙСКИХ СУД А j крестьяне превращались в «лострейбе-
ri ЛЕНИНГРАД, 6. (По телефону. Наш   тием Латвийской Советской Социалисти-   ов» — в безземельных батраков, в
и корр.). Среди многочисленных судов У   ческой Республики в Союз Советских Co- «лреллов» — рабов, пролававшихся Ha
НИ причалов Ленинтрадского тортового порта пиалистических Республик на этих паро- базарах, как скот и товар.
м Находятся 5 латвийских пароходов  «Аст  ... состоится торжественный под’ем    Брепостное право в Латвии  просуше-
д [№ «Арий», «Опорт», «Кангар», «Эвер- ствовало до 1864 года, пережив крепост-
ки Чена». Сегодня днем в связи с приня- флага СОСР. ,

Товарищи депутаты Верховного Фовета ную завасимость русских
имени всего трудовом целых 3 года.
. передать
горячий, сердечный привет вам, депута- западно-европейских угнетателей в пора-
там Верховного Совета СССР, и в вашем бощении трулящихся масс Латвии, запят-
лице всему великому советскому народу, нав себя бесчеловечной расправой с воль-
главе нолюбивым латышеским труловым народом.
Вячеславу Михайловичу Молотову и ве-
учителю трудящихся со своим рабетвом.
Виссарионовичу на эти изувейства притеснителей и экси-
продел-“ лоататоров. = ИЕ
жительные аплодисменты, переходящие в
  родных сказаниях, как народных  люби-

стены «древнего, мых ‘тероев, вожаков этих восстаний.

свою
свою любовь & родине свободе,
решимость бороться 20 конпа
освобожленне в счастье.

дня, когда верховный орган госуларетвен-
Народный!

касторию освободительного

в веч-
латвийского
трулового народа от сегодняшнего сча-
новую!
открывающего новую эпоху в.
истории блестящего распвета, ожилающе-
го свободную Латвию пол знаменем Кон-
ститупии, носящей имя великого ‘друга  .
гениального!
вожля трудящихся, нашего учителя —
(Бур-
ные, долго не смолнающие аплодисменты).

Кончилиеь вековые страдания трулово-’
го народа Латвии, вся история `которой

э5 августа 1940 года

ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛМОМОЧНОЙ. КОМИССИИ СЕЙМА ЛАТВИ
Речь исполняющего обязанности президента Латвийской Республики,
министра-президента тов. А. Кирхенштейнса

Речь произнесена на латышском языке

крестьян на

Царское самодержавие не отставало от

Никогда не мирился латвийский народ
Восстаниями отвечал

`Ярославлял он В сволх песнях и нз-

Оз создал героический образ наролного
тероя  Лачплесиса, в котором воплотил
ненависть к угнетателям народа,
свою
за свое

Своего апогея эта борьба достигла в
ХХ веке.

1905 гол вписан в историю Фатвии, в
движения, В
историю пролетарской, классовой револю-

1 пионной борьбы как гол великих, герой-
ческих битв латвийского нарола рука 0б

руку © русекими рабочими и крестьянами,

Ленин в 1910 голу в органе тоглаш-
ней сопиал-лемократической‘ печати «Ци-
ня» писал о
как 0б олном из самых передовых отра-
дов революционных рабочих, боровшихся
против парского самодержавия и всех сил

старого строя. Латылиекай пролетариат не

огравичивалея только одной  забастово-
ной борьбой в те памятные исторические
годы, но ов, писал Владимир Ильич, шел
в авангарле вооруженного восстания, он

больше всех солействовал полнятию дви-
жения на. наивысшую ступень, т. е. на
Ступень восстания. Он больше, чем KTO-
ибо пругой, втянул в. великую револю-
‘пионную борьбу против паризма и поме-
Щиков латьшшекий  сельскохозяйствевный.

пролетариат ‚и латышское крестьянство.
Я с особенным чувством о уловлетворе-
ния a ‘глубокой благохарности великому
учителю трудящихся ‹ всего мира
Владимиру Ильпчу Ленину — вспоминаю
эти замечательные слова, так как сам
являлея участником революционного дви-
жения 1905 гола, связал свою’ личную
вульбу с сульбой революционных рабочих
и крестьян. (Аплодисменты).

Латышский нарол — рабочие, крестья-
не, трудовая интеллигенция — испокон
веков вел  самоотверженную и героиче-
скую борьбу против отечественных и
иноземных угнетателей. Эта борьба зака-
лила латвийский народ и подготовила ту
историческую победу, которая ныне олер-
жана латвийским народом и привела к
провозглашению Латвийской Советской
Социалистической Республики.

Наш народ был лишен до последнего
времени всех ‘политических прав, он не
емел высказывать своих мыслей, он был
скован и‘за кажлый шаг своей борьбы,
за кажлую попытку завоевать себе право
на человеческую жизнь, право быть хо-
зяином своей собственной судьбы распла-
чивался новыми страданиями и муками,
заточением. своих лучших сынов и доче-
рей в тюрьмы и каторгу,  беспощадными
карами и преследованиями co стороны
господствовавшей в Датвии плутократиче-
ской клики капиталистов и помещиков.

Рабочий классе в Латвии был лишен
своих профессиональных и классовых ор-
ганизаций, его коммунистическая партия
была загнана в глубокое и мрачное под-
полье. .

Пролетариат Латвии страдал от безра-
ботицы и полуголодного существования,
Зато ничтожная кучка богачей — капи-
талистов, банкиров и крупных земельных

го прироста ‘даже наблюдалась

латышеком пролетариате

собственников =— под защитой и покро-
вительством старых правительств  обога-
щалаюь за счет народа самым неудержи-
мым, бесстылным образом.
Следствием такого положения вещей в
Чатвии при так называемых демократи-

ческих  правительствах систематически
снижалась ° рождаемость, падал прирост
населения.

По статистическим данным, в 1935 1о-
ду в городах Латвии вместо естественно-
убыль.
Превышение смертности над рождаемостью
составляло 3,3 человека на каждые
10.000 чел., а в Риге даже 4 чел. на
кажлые 10 тысяч человек.

Рольше 60% крестьянских хозяйств
влачили жалкое существование от беззе-
мелья и малоземелья, лишенные рабочего
скота и сельскохозяйственного инвентаря.

Трудовое крестьянство Латвии изнывз-
ло под гнетом капиталистов, кулаков, ба-
ронов, подвергаясь самой разнузланной,
естокой,  бесчеловечной  эксплоатации.
Теперь пришел конец этому позору,

21 июля этого года Народный Сейм
Латвии принял. постановление об 0б’явле-
нии всей земли общенародным достояни-
ем, т. ев. государственной собственностью,
и 0 наделении землей. безземельных и ма-
лоземельных › крестьян.

в Латвии было таково, что из общего ко-
личества 270 е лишним тысяч хозяйств

В то же время в

‚орудиями, были вынуждены

ли вовсе необработанной.

тысячи крестьян забрасывать

вуждены были уходить на отхожие про-
мыслы и на работу в кулакам
‘ве батраков. г

Усиление эксплоатапии батрачества ку-
лаками находило свое выражение также

в резком падении заработной платы сель-
скохозяйственных рабочих и в увеличении

‘рабочего хня, достигавшего 16—18 часов

в сутки.
Несмотря на лесные богатства Латвии,
старые правительства вели лесное хозяй-
ство
тельному сокращению лесных плошалейи
прачинило громадный ‘’ущерб интересам
латвийского народа и Латвийского  rocy-
дарства. Благодаря такой хишнической по-
литике, разрушившей ‘лесное
страны, трудовое крестьянство поставлено
в такое положение, когда крестьяне .ли-
шевы были возможности построить себе
избу и надворные постройки, когда они
пе могли пользоваться лесом ame 118
отопления своих нищих хижин. *
Тяжелое прошлое стойт за плечами и
у латвийского пролетариата. Промышлен-
ность Латвии, лостигшая в дореволюцион-
ное время значительного развития, за. по-
следние годы хозяйничанья империали-
стов и ломорошенных так называемых
«демократов» пришла в крайне тяжелое
положение и фактически была низведена
насамый низкий уровень своего развития.
Вся экономическая политика буржуаз-
ного правительства была направлена’ на
искусственное поддерживание местной про-

гие
искусственно вздутым ценам. Антинарод-
ная политика бывших

чтобы искусственными
жать интересы капиталистов и крупных
земельных собственников, прибегая в по-
литике бросовых цен, благодаря которой

До настоящего
времени распределение земельного фонда

примерно 180 тыс. было безземельных и
малоземельных хозяйств, т. е. свыше 60%.
руках кулачества,
так вазываемых серых баронов, было со-
средоточено около 2/3 всего рабочего и
пользовательного скота’ и почти весь сель-
скохозяйственный инвентарь (свыше 85 % )..
°_ Беднота и середняки - страдали от не-
возможности. приобретать и пользоваться
более’ совершенными”  земледельческими
пользовать
в своих хозяйствах преимущественно ста-
рые ‘орудия и оставлять даже часть зем-

Тяжелое экономическое положение тру-
JOBOTO ‘крестьянютва вынуждало сотни и
собетвен-
ные хозяйства. Гонимые нуждой, они вы-

в качест-

хищнически, что привело к значи-

хозяйство

“Латвии,

°_ Вчера Верховный Совег СССР единогласно
‘утвердил Закон о принятии Латвийской Советской
Социалистической Республики в Союз Советских
Социалистических Республик. _ ие

Р А. Кирхенштейнс.
Фото Ф. КИСЛОВА (ТАОб)

СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

ЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

мышленности за счет заработной платы
рабочих, за счет таможенных пошлин и
тяжелого, несправедливого налогового бре-
мени, ложившегося на все население Лат-
вий. Это достигалось таким образом, что
широкие массы потребителей вынуждены
были приобретать, например, масло и дру-
сельскохозяйственные продукты по

так называемых
«демократических» правительств Датвия

во внешней торговле выражалась в том,
мерами  поддер-

сельскохозяйственные продукты на внеш-
них рынках обходились дешевле, чем на
внутренних рынках Латвии.

Таким образом, за счет народа  обога-
Malach небольшая кучка капиталистов,
5ото-

акционеров, спекулянтов, в руках
рых была не только экономическая, но и
политическая власть.

Такими же искусственными и прямо
преступными методами и незаконной вы-
дачей государственных средств в распоря-
жение кулаков поддерживалось и кулац-
кое хозяйство. .

В экономическом и политическом отно-
шений Фатвийская, так называемая де-
мократическая республика при беспощад-.
ной экеплоатации народа 0 стороны лал-
вийской буржуазии и крупных земельных
собственников фактически потеряла свою
независимость, а ее правительство было
жалкой марионеткой в руках империали-
стических клик.

Свергнутое ульманисовское  правитель-
ство принимало меры в тому, чтобы еще
больше закрепить зависимость Латвии от
империалистических хищников, DOTOBA
нашей родине печальную участь стать
добычей империализма.

Crapoe, ‘реакционное правительство, ве-
дя свою провокационную политику под-
готовки Фатвии к войне против CCCP,
всячески стремилось подорвать симпатии
и любовь латвийского народа x CCCP.
Но это не удалось. Исторические узы,
связывающие латвийский народ и наро-
ды Советского Союз» десятками лет 0в-
местной борьбы за свое экономическое и
политическое освобождение, з» власть
труда, за победу труда над капиталом,
— сильнее всяких провокаций и гнус-
ностей, направленных на срыв дружест-
венных отношений между Фатвией и
CCCP.

Находивиеиеся в Латвин у власти про-
вокаторы и поджигатели войны налтравля-
ля свои. усилия к тому, чтобы сорвать
заключенный 5 октября 1939 года между
Латвией и CCCP договор о взаимопомощи.
Они втихомолку и за епиной СССР exo-
лачивали военный союз против СССР, го-
товили против СОСР военнное нападение.

Эта провокаторская карта была бита. ,

Мудрая внешняя политика  Советекого
Союза, его Правительствь и Партии во
главе © товарищем Сталиным (бурные
аплодисменты) разрушила хитрые махина-
ции этях наемников иностранного капи-
тала.

Нота Советского правительства от 16
июня этого Mla прогремела по всей
как грозное предостережение
поджигалелям войны, как грозное напоми-
нание © великой ответственности  перех
народами Советского Союзл и латвийским
народом тех, кто попытался бы напра-
вить ход исторических событий против
воли и интересов трудового народа Лат-
вии и народов великого и испытанного
друга малых государств — Союза Совет-
еких Социалистических Республик. (Бур-
ные аплодисменты).

(Окончание речи тов. А, Кирхеы- .
штейнса на 2-й стр.)