у

Седьмая Сессия Верховно1о Совета СССР 1-10 созыва
Седьмая Сессия Верховнозб Совета (ССГ 1-10 созыва

_ СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА СОЮЗА И`СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ 5 августа 1940 года
ЗАЯВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧНОЙ КОМИССИИ `СЕИМА ЛАТВИИСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Окончание речи тов. А. Кирхенштейнса

‚ 2Т аюня 6. г. старое, правительство
пало. Назод призвал 8 состав  прави-
тельства новых людей.

‚ Выборы в Сейм 14—15 июля ©. г.
были блестящим триумфом блока «Трудо-
вого народа Латвии», боровшегося за на-
родные лозунги, за мир, хлеб и свободу
трудовому на’оду.

Впервые в истории Латвии в выборах
участвовал почти весь народ. ‘Так, при
выборах в Сейм 14—15 июля 1940 г.
по всем избирательным участкам и под-
участкам в Латвии подано 1.179.649
олосов, из них за список № 1 кандида-
ов блока «Трудового народа Латвия» —
1.151.730 голосов, пли 97,6% общего
числа участвовавших в голосовании, &
по отдельным избирательным округам
было подано значительно большее число
TOIOCOB,

Блестящая победа блока na выборах

14—15 июля ©. г. явилась ярким дока-
залельством не только горячей ненависти
5 утнетателям латвийского народа, сверг-
нутым в памятные исторические дни 19
—20 июня, явилась не только выраже-
нием горячего стремления. организовать
по-новому, в соответствии © своими ин-
тересами свой государотвенный строй, но
п доказательством великой дружбы в С9-
ветскому Союзу, пример и героические
подвиги которого в борьбе з& социализм
неизменно вдохновляли и В эти дни, как
продолжают вдохновлять и сейчас, весь
латвийский народ. (Аплодисменты),
‚ Блок «Трудового народа Латвия» об’еди-
HMI весь ‘народ, ‘единодушно выразивший
свою верховную волю в постановлениях
Сейма о провозглашении Латвии Совет-
ской Сопиалистической Республикой, of
обращении к Верховному Совету CCCP с
просьбой о принятии Латвии в состав
Союза Советских Социалистических Pec-
публик. в постановлениях 06 об’явлении
земли всенародным достоянием и © на-
ционализации банков и крупных po-
мышленных предприятий,

Сейм единодушно провозгласил Латвию
Советской Республикой, потому что весь
исторический опыт Советского Союза
учит все народы, что только Совет-
ская власть является подлинно соправед-
ливой властью, подлинно народной вла-
стью, в то время как опыт капиталисти-
ческих стран свидетельствует о том. что:
капиталистический строй, в какие бы де-
мократические перья он ни наряжался,
является властью ничтожной кучки экс-
плоататоров над миллионнымя массами
трудового народа.

Валкая судьба так называемых хемо-
кратических государств у всех на глазах.

Решая вопрос о форме государственной
власти в Фатвии, Сейм единодушно ре-
шил этот вопрос так, как мог и должен
был решить каждый трудящийся человек.
0н решил его, установив в Латвии (0-
ветскую власть, провозгласив  Лалвий-
скую республику — Республикой Сове-
тов. (Аплодисменты),

На меня, как члена Полномочной деле-
тации Народного Сейма Латвии, и. 0.
президента государства и министра-ире-
зидента Латвийской Республики, выпала
великая честь передать Верховному Co-
вету СССР просьбу латвийского народа о
принятии Латвии в состаз Советекого
Cosa,

Речь члена Полномочной Комиссии Сейма Латвийской
Республики тов. П. Плесумс   1

Речь произнесена на латышском языке 44

Товарищи депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик!

Paspemure мне, как члену делегации, от
имени избравшего нас латвийского народа
пряветствовать Верховный Совет (Союза
Советских Сопиалистических Республик и
з ео лице все народы великого Совет-
ского Союза. (Аплодисменты).

Разрешите мне передать пламенный
поивет латвийского народа Советскому
Правительству и его главе товарищу
Молотову (продолжительные апледисменты)
и горячий сердечный привет любимому
другу. вождю и учителю товарищу
Сталину. (Бурные аплодисменты, перехо-
дящие в овацию. Вее депутаты встают)..

Товарищи! Иеполнились  многолетизе
чаяния трудового латвийского народа.
Свергнуто правительство капиталистов и
помещиков и установлена советская власть
в Латвии. Многострадальному латвийскому
народу открыт путь к счастливой, <вобод-
ной, радостной жизни — той жизни, ка-
кую завоевали себе народы Советского
Союза под руководством партии» большеви-
ков и вождя народов-—товарища Сталина.
(Аплодисменты).

Латвийский народ веегла был связан
узами самой тесной дружбы © русским
народом, с народами Советского Союза.

Латвийские рабочие, крестьяне, трудо-
вая интеллигенция самоотверженно боро-
лись за советскую власть м в годы Вели-
кой Октябрьской Социалистической Рево-
люции на фронтах гражданской войны,

Полки латьиских стрелков стояли в
переловых рядах доблестной Красной Ар-
МИИ.

Латышские рабочие и крестьяне плечом
Е плечу со своими братьями по классу,
русскими рабочими и крестьянами, в 9я-
дах Красной Армии сражались и против
Краснова и против Деникина и против
белополяков и против иностранных интер-
вентов п других врагов трудящихся.

Нам ‘не удалось в то время сохранить
советскую власть в Шатвии. Советская Лат-
вия была утоплена буржуазией в крови
рабочих и крестьян. Но русские фабочие
и крестьяне самое дорогое — дело Вели-
кой Октябрьской Сопиалистической Рево-
аюции на одной шестой части земного ша-
ра отетояли, и в этом залог окончательной
победы коммунизиа во всем мире.

Я лично хоропю помню слова Владими-
ра Ильича Ленина, сказанные им на co0-
рании 9-го Латышюкого стрелкового полка
22 года тому назад в связи © вопросом ©

`21 июля Народный сейм Латвии при-
нял Декларацию о вхождении Латвии В
состав Союза Советских — Сопиалистиче-
crux Республик.

Позвольте мне огласить эту историче-
скую декларацию: :

«В течение долгих лет латвийский Ha-
род стонал под гнетом  эксплоататоров,
подвергался грабежу и порабощению, обре-
калея на нищету и вымирание. Латвийские
рабочие и трудящаяся интеллигенция были
обречены na безработиду и голодную
смерть. Латвийские крестьяне почти пого-
ловно страдали _ от безземелья и малозе-
мелья, так как вся земля, за, незначитель-
ных исключением, была захвачена черны-
ми и серыми баронами и гругиии крупны-
ми земельными бобственняками. С каждым
годом Латвия все более и более разорялась.
Ее хозяйство фазрушалось и производи-
тельные силы гибли, Прирост населения
все уменьшался. Национальный доход все
более падал, национальный долг все бо-
лее возрастал. .

Вместе с тем’ все больше увеличивалась
гибельная для Чатвии ее экономическая и
политическая - зависимость от империалия-
стических хищников, от иностранных ка-
питалистов и банкиров. Своей  антинарод-
ной политикой старое плутократическое
правительство привело Фатвию на край
гибели. Вследствие престунной, предатель-
CKOH политики стоявшей ранее у власти
реакционной клики Латвии угрожала опаз-
ность превратиться в добычу империали-
сетов. Престуцная клика бывших правите-
лей Латвии искусственными мерами пыта-
лась отгородить латвийский, народ от на-
родов ОССР, пыталаюь всячески помешать
братскому соблажению нашего и советского
народов, помешать налей дружбе и проч-
ному, нерушимому союзу © великим на-
шим соседом, непобедимым ‘Союзом Совет-
ских Социалистических Республик.

Старое правительство старалось сорвать
договор © взаимопомощи, заключенный
Латвией © СССР 5 октября 1939 года.
Старое правительство вероломно нарушило
Этот договор, предательски толкая нашу
страну на путь войны и гибели. Вместо
доужбы народов реакционная клика, стояв-
шая прежде в нашем государстве у
власти, всячески. раздувала и провоциро-
вала национальную рознь и человеконена-
вистнический шовинизм,

Теперь, когда латвийский народ сверг-
нул старый режим, оежим гнета и беепра-
вия, и вышел на широкую и светлую ло-
рогу новой жизни, нового государственно-
го и общественного строительства, настал
великий исторический час, когда должны
быть окончательно и навечно сметены BCE
преграды между Фатвией и СССР, когда
должны быть законодательно” зажреплены
прочный <0юз и дружба Латвийской рес-
публики с Союзом Советских Социалисти-
ческих Республик, Собравшийся ныне На-
родный сейм Латвии уверен, что только
вхождение в состав Союза Советских Co-
циалистических Республик обеспечивает
подлинный суверенитет налиего государет-
ва, подлинный расцвет нашей промышлен-
ности, сельского хозяйства, нашей нацио-
нальной культуры, блестящий м могучий
пох’ем материального и культурного благо-
состояния латвийского наюода, ° могучее
развитие и процветание нашей любимой
родины.

Вреслеком мире, когда Владимир Ильич
предсказал неизбежноеть утвержденяя 0-
ветекой власти в Латвии, как следствие
побелоносной социалистической революции
в России. ,

Пророческие слова нашего великого учи-
теля — товарища Ленина сбылись.

Мы пошли по пути, указанному Лениным,
И Этот путь привел нас в победе.

Эта ‘победа досталась латвийскому наро-
ду нелегко.

22 года революционной борьбы, 22 года
тяжелейших условий жизни остались у
нас позади.

атвийские трудящиеся изнемогали под
непосильным бременем калиталистической
эксплоатация.

Не приходится об’яенять. в каком ужас-
ном положении вахолились безработные
рабочие, & их было изрядное число. кото-
poe официальная статистика скрывала.

Не лучше было положение и крестьян-
ства.

Маломощные крестьянские ° хозяйства,
составлявшие немного меныше половины
всех крестьянских хозяйств, имели толька
10% всей земли:

В то же время кулащкие хозяйства,
составлявшие только 159 всех хозяйств,
владели 259 всей’ земли.

Ерестьян душили налогами, из трудово-
го крестьянства пили кровь помещики, ку-
лаки. спекулянты.

Тяжело жилось и трудовой интеллиген-
ции,

Подавляющее большинство интеллитен-
ции Латвии бедствовало вместе со’ всеми
трудящимися Латвии и так же, как рабо-
чий класс и трудовое крестьянство, жаж-
дало освобождения ‘народа и вело. борьбу
против капиталистического режима.

Много страданий перенесли ‘рабочий
класс и трудовое крестьянство Латвив 3a
годы, когла ‘царствоваль ‘тнусная клика
ставленников капитала,

Мне, как многим и многим труженикам
Латвия, пришлось подверпнуться жестоким
репрессиям,

8 лет и 9: месяцев находиля яв
тюрьме, брошенный туда за коммунисти-
ческую нелегальную деятельность,

Когда. вопоминаешь. каким нечеловече-
ским издевательствам подвергали нас, по-
литзаключенных. в тюрьмах, то невольно
сжимаются кулаки. Рабочие и крестьяне,
составлявшие по крайней мере тои четвер-

Республики тов. Е. Русис-Палдыня.

Речь произнесена на латышском языке

5 пах — товариш Сталин.
Е ВЕ, ен pat ae we lovee : ИНЬ аплодисменты:
глубже и глубже опусвалея в беэлну ка- переходящие в овацию. Все встают).
питалистической эксплоатации,  вящеты, Долгие годы тюрьмы, которой награ
бедствий, страданий. дила меня латвийская буржуазия, остач
Коммунистическая партия Фатвий. Е0”  лись теперь позади. Я присутотвую сей
торой никогда ни 40, Ha Tem более после   час на Сессии Верховного Совета
1934 года не разрешалось легальное ©у-  как член свободно азбранной латвийскам
ществование, все эти годы 8 тяжелей:   цародом делегации. Вот истинная награ-
ших условиях мрачной реакиии вела 10д-     полученная мною от народа. (Anno
польную работу по организапаи рабочих   дисменты).
и крестьян на борьбу © капитализуом. на Вы можете, товарищи депутаты, по
борьбу за свое политическое ий ЭКОНОМИ?  , „а, глубоко меня волнует это, вав
ческое освобождение, воспитываЯ В ТРУ-   1.1 ива я и как счастливы труженики
дящихея маогад Латвив ЧУВСТВО 21092   ии, завоевавшие себе, навонеп, ©во-

Наш народ связан © братекими народами
Союза Советских Сопналистических Рес-
публик прочными узами многих и многих
лет революционной борьбы с царизмом, ва-
питалистами и помещиками, угнетавшими Товарищи депутаты Верховного Совета
русских и латвийских рабочих и крестьян.   Союза Советских Соцлалистических Рес-

; публик!
1 час эти узы закрепить навечно.
Настал час эти узы закр т имени Латвийской  коммунистиче-

Латвийский народ, вступив в братскую ве-   ^. =.
ликую семью счастливых народов страны   СКОЙ Партии, от имени Народного Сейма
я Латвии, от имени трудящихея женщин

социализма, развернет все свои богатые
: i tg Латвии и всего трудового народа Латвии

творческие силы и рука об руку © трудя- BO
щимися Советского Союза пойдет вперел   приветствую Верховный“ Совет (93а Co-
Социалистических Республик!

по пути строительства новой жизни. Толь-   ВеТКИХ
ко в составе Союза Советских Социалисти-   (Продолжительные аплодисменты),

ческих Республик латвийский народ смо- 22 тода трудовой народ Латвии нахо-
жет залечить раны, нанесенные ему ‘долти-   ANCA под тяжелым гнетом латвийской
ми годами порабощения. . Только е по-   буржуазии.

мощью @poerd великого друта-— Советского   Эти хищники в
Союза и как равноправный член братской   крови молодую Советскую

1919: т утопили В
республику

семьи Советских Республик латвийский   Латвии. Когда Ригу захватили контррево-   к СССР, где рабочие и крестьяне ey т болную, счастливую жизнь благодаря
народ сможет поднять свое хозяйство, раз- люционные банды при непосредственном ROBOICTBOM партии Ленина ее дружбе с Советским Союзом, блаходаря
вивать свою национальную культуру, обес.   Участии иностранных интервентов, 10   одержали блестящие социаля его помощи,

победы,

Олна принадлежность в коммунистиче-
ской партии влекла за с0бой  прелание
суду и тюремное заключение из долгие
Годы.

Мне за примерами не пралется далеко
обращатьея. Вее это я испытала Ha Ca-
мой себе, как и многие мой товарищи 19
подпольной коммунистической работе,

В 1930 голу я за похпольную работу
среди рабочего и врестьязекого населения
была арестована охранкой. Больше года я
находилась в предварительном  завлюче-
ний ло еула. Сул осудил меня н& ПЯТЬ
лет каторги, причем даже ве  засзчитал
предварительное заключение. После этих
долгих шести лет тюрьмы меня не выпу-
стили на свободу. Нашелея «закоя», 10

только в одной Рите были зверски заму-
чены и казнены более 3000 человек луч-
ших представителей рабочее класса и
крестьянства Латвии,

По всей Латвии число жертв белого
террора превысило эту цифру в несколько

печить национальное равноправие, обеспе-
чить мир, хлеб и подлинную свободу TPy-
дящихея Латвии.

Исходя из единодушно выраженной воли
латвийского народа. Сейм постановляет:

Просить Верховный Совет Союза Севет-   раз.
ских Социалистических Республик принять С тех пор установилось паретво самого
Латвийскую Советскую Социалистическую   разнузданном террора и экеплоаталии,
Республику в состав Советского Союзь в  кровавая ликтатура капиталистов и поме-
качестве Союзной республики на тех же! щиков, возглавлявшаяся заклятым Bpa-
оснораниях, на которых вхолят в Совет-   гом латвийского народа -—— крупным Ед-
ский Союз Украинская Советская Сопиали-   питалиетом и помещиком Ульманисом,
стическая Республика, Белорусская Севет-} Трудно, товарищи депутаты, передать
ская Социалистическая Республика и дру-  словами то ужасное положение, в котором
гие Союзные Советские Социалистические   находились в течение этих 22 лет рабо-
Республики. з   чие, крестьяне, трудовая интеллигенция

Ла здравствует Советская Латвия! (Бур-   Латвии. Особенно тяжелым было положе-

Весь мир видит, каких громадных yes
пехов добился советский народ. руквоводи-
мый непобедимой партией большевиков и
ее великим вождем товарищем Оталиным,
(Гром аплодисментов. Овация. Все вста“
ют).

Перед латвийским народом стоит задаз
ча — уоиленными темпами итти по пуз
ти, указанному Лениным и Сталиных.

Влагодаря дружбе с великим Советских
Союзом латвийский народ избежал войны
и пользуется благами мирной жазли и
мирного труда.

Сняты цепи © трудящихся Латвии,

Советская Латвия быстро пойдет п
пути сопиалистического строительетва,

Мы — латвийский народ — прижлх
все силы к тому, чтобы вместе со воемЕ

ные аплодисменты, все встают). ние женщин, Непосильный труд, ничтож-

: я Са © -:   ная зарплата, полное отсутствие  какой-

Да здравствует великий, оюз Советских   либо защиты трудящейся матери и ре-

Социалистических Респхблик!»   (BYPHBIE  Sona, noanoe бесправие — вот что 20-

аплодисменты, Тов. Нирхенштейнс пере“   „ззалось на долю трудящейся женщины
дает Председательствующему Декларацию

zl ма Латвии. В Латвии попиралиеь бесстых-
Сейма Латвийской республики. Все встают. ным образом права женщины. Ответом на
Продолжительная sauna),

‘требования человеческих условий жизни
Я прошу нашу поосьбу удовлетворить.   были гнусные предложения со сторовы
т имени всего латвийского народа я вы-

капиталистов, помещиков, кулаков. TOJ-
ражаю твердую уверенность. в том, ‘что  кавшие женщину в омут разврата. Толь-
Верховный Совет ССОР удовлетворит нашу   во в одном отношении женщина была
просьбу. (Бурные аплодисменты). «равноправна»

© мужчинами. Bro —

4 когда женщин за участие в революциов-
Я позволяю себе выразить ^тлУб0КОе   он зедтельности брогали не менее же-

убеждение в том, что латвийский нарот ко чем мужчин, на долгие годы в

единодущно будет принят в братскую   4 }

семью народов Советокого Союза, что Лал-

тютьму, посылали женщин на каторгу,
> ывая матерей ей, обреченных на
вийская Республик» будет принята в с- pre ¥ от детей, обре me
став CCOP, kax полноправная Союзная

(Советская Республика. (Бурные -аплодис-
менты).

Да злоавотвует Великий Советский,
(Союз — отечество трудящихся всего мира!
(Бурные аплодисменты).

Да здравствует героическая Рабоче-Кре“.
стьянская Красная Армия! (Бурные апло-
дисменты), ag ;

Да здравствует мудрое Советское Пра-
вительство и его глава товарищ Молотов!
(Бурные, продолжительные аплодисменты).

Ца злравствует наш вождь и учитель,
вождь трудового народа Латвии и ‘всего
мир» — товзриш Сталин! (Бурные, долго
не смолнающие аплодисменты, все встают,
приветственные возгласы на языках наро-
дов СССР).

:

Союз» Советских Социалистических Рес-
публик!

Как депутат Латвийского Народного
сейма и как представитель в этом сейме
от трудового народа Латгалия, я передаю
вам сердечнейший и искреннейший  при-
вет! (Бурные аплодисменты).

Латвийский трудовой народ, а особенно
  затталькие крестьяне. являющиеся в но-
давляющем большинстве безземельными и
‘малоземельными,  латгальские рабочие и
  трудовая интеллагенция, которых всяче-
ски преследовали и угнетали  капитали-
сты и крупные земельные собственники
Латвии, сегодня ‘© величайшим волнением
обралнают свои взоры’ на великий Совет-
скай Союз, на Красную Москву. Они ©
нетерпением ждут того исторического по-
„  становления Верховного Совета, которое
ти населения Латвии, не могли иметь ©во-   на вечные времена разрешит судьбу мо-
ей партии. От имени рабочих в труловых   лодой Советской Латвии.
крестьян жульнически пытались говорить: Трудовой народ Латвии хо последнего
меньшевики, асеры и прочие агенты кап) времени был бееправен как в экономиче-
тала, — волки,  рядившшеся B OBIE’! oxoy, так и в политическом отношевин,
ШБуфы, ’ так как буржуазия уничтожала все права

Коммунистическая партия и в подполье   трудового народа.
не переставала вести свою’ работу. `’   Дучшие люди Латвни были брошены в
Нашими залами заседаний были подвалы»! ТЮРЬМЫ,
в домах где-нибуль на окоаине и лужай» Веякое проявление свободной мысли
ки в глухих лесах. Мы ухитоялись иметы  беспощадно  полавлялось. Общественные
конспиративные библиотечки из проязвеле-: организации разтонялись и общественная
ний классиков марксизма-ленинизма, тай“  жизнь была разрушена до основаная.

но читали Маркса, Энтельса. Денина, t
Сталина, пользуясь каждой возможностью. Чтобы разжечь ще ‚одной ах:
для этого, нередко при свете свечи. В В00ТИ против другой, буржуазное прави“
тюрьме читали речи товариша Сталина.   ТеЛЬСТВо кулЬтивировало звериный шо-
решения Коминтерна и другие документы   ЗАВИЗм,  насаждая национальную рознь,
написанные мельчайшим шрифтом на тон.   УНИЧТОЖая всякую возможность своболяю-
кой папивосной бумаге.    го национального развития лругах Hapo-
к дов. Как судебный деятель я не могу не
Латвийская  коимунистическая Партия   сказать о позорном и унизительном по-
ope и гербичееки вела работу среди   ложении, в котором находились суды п
рабочих и крестьян. правосудие Латвии. :
Ha невыносимые условия жизни, Ни Буржуазно-демократическая
тяжесть репрессий не могли Фломить YY ЦИЯ 1922 пода провозглашал
латвийского трудового народа, Мы продол-
жали боротьея пол знаменем Коммунисти-
ческого Интернационала. Неугасимым ог-
нем в груди каждого из нае горела вели-
кая вера в торжество идей Маркса—Эн-
гельса— Ленина—Оталина,

И вот настал час. когла латвийский
народ горло празднует торжество своей п0- так называемого «правосудия» по полити-

беды над капиталистическим строем. ческим делам, по которым не требовалось,

Сейх единодушно принял постановление   в сущности, не только формальных, а
© провозглашении Латвии советской рес-   вообще никаких доказательств вины под-
публикой. судимого. Достаточно былю иметь доног

Народный Сейм Латвии поставовил: про-   Политической охранки, чтобы судьба об-
сить Верховный (Совет СССР о поинятив   ВИНЯемого была бесповоротно решена.
Латвийской Советской  Соппалистической Правительство прямо понуждало суды
Республики в состав Союза Советских (0-  выносить такяе приговоры, какие были
циалистических Республик, угодны правительству.

Как член Полномочной Делегапии Сейма Жестоко преследовались мелкие престу-
я от имени всего латвийского народа го-  пления, Зато широко поотрялясь крупные
рячо поддерживаю  оту просьбу и прошу   сановные преступники, остававшиеся ©0-
Верховный Совет СССР удовлетворить   вершенно безнаказанными.
просьбу Сейма о принятии Латвайской Co-   > В Латвии неоднократно ‘ поднималея в
ветской Социалистической Республики в   обществе и в Сейме
состав Союза Советёких Социалистических   д
‚Республик, ставителей общества пли народных 3ace-
6 я и дателей. Но буржуазная Латвия не могла
ото (В той дать народу независимого и оправедливо-

10 урные у . го суда, так как суд в руках латвийской

Да здравствует великая Всесоюзная Ком-  буржуазни был лишЪ орудием экеплюата-
мунистическая . Партия (большевиков)!   ции и угнетения народа.
(Бурные аплодисменты). Подлянно

KOHCTHTY-
независи-
мость судей. но на деле этой независимо-
сти не существовало. Суд был превращен
в орган, целиком и полностью зависевлгий
от правительства, слепо выполнявший все
директявы и указания правительственных
органов.

Особенно позорным было отправление

вождь ин учитель товариш Сталин! (Бур-
ные аплодисменты, Все встают).

воторому я должна была прололжать си-
деть в тюрьме, и я пробыла еще в тюрь-

Трудно описать еловами мучения и изле-

литические заключенные.

‚жет великий‘ советский народ, что о нас

вопрос © создании  - (5
езависимотго суда, суда © учаютием пред-

независимый, справедливый
Да здравствует наш великий любимый   народный © Латвия увидит только те-
перь, при советской власти, когда будет

преобразована латвийская юстиция на но-

ме более двух © половиной лет,
Почти девять лет пробыла я 8 тюрьме.

вательства, которым подвергались мы, по-
= тюрьме,

Три года я’ пробыла в одиночке в еще
более худших условиях. Но, несмотря ни
на какие мучения и страдания, несмотря
на весь ужас буржуазного гнета и изу-
верства буржуазных приспешников, в нас
жила. вера в то, что лело коммунистиче-
ской партии победит (бурные, продолжи-
тельные аплодисменты), что нам помо-

помнит тот. чье имя всегда было и есть

вых началах великой Сталинской Консти-
туции.

Уже до войны 1914 года значительная
часть населения ‘Чатгалии, не находя
средетв к существованию у ‹ебя на родя-
не, искала работу вне пределов самой
Латгалии и даже вне пределов Латвии.

В России, работая на фабриках и заво-
дах вместе с русскими рабочими, латгаль-
цы жили < русским населением, как брат
© братом, как в самой Латталии, таки в
тех местах, где латгальцам приходилось
работать вместе с товаращами русскими
рабочими. Рабочие из Латгалии, идя рука
06 руку © рабочими Петербурга м других
городов, в 1905 году и в последующие
тоды храбро и самоотверженно боролись
против царского режима, против каплта-
листов и помещиков, против утнетателей
трудового народа, Сыновья Латгалии, как
и латыши из Видземе, Курземе и Земгале
вместе © русскими солдатами и рабочамя
в 1917 году стойко и храбро боролись за
свержение капиталистического строя в
бывшей Росени, за» установление. совет-
ской власти — власти народа. В период
гражданской войны они сражались 3
умирали в борьбе < многочисленными вра-
гами советского нарола Ha ceBepé и юге,
на востоке `и западе великой страны.
Поэтому население Латгалии, как и насе-
ление всей Латвии, всегда питало м сей-
час питает к великому (Союзу Советеках
Социалистических Республик чуветво сим-
патии, глубокой дружбы и сердечного
братства.

Лалтальщы являются наиболее бедным,
в известной степенх отсталым в культур-
HOM и экономическом отношении населе-
нием Латвии. Лалгальцы  отличаючея от
населения остальной части Латвии неко-
торыми особенностями в отнешении язы-
ка и хозяйственного быта. На долю лат-
гальцев выпали особенно вопиющие
несправедливости с0 стороны буржуазных
правительств.

При проведении аграрной реформы в
1921—1924 г.г. латгальские крестьяне,
как и другие безземельные и малоземель-
ные крестьяне; были обмануты и оста-
лись без земли. :

Положение латгальцев © каждым  го-
дом ухудшалось, особенно в связи © тем,
что бремя налогов и долгов на их мало-
доходную землю безудержно росло. Pe-
зульталом этого было то, что массе» кре-
стьянскях хозяйств пролавалаеь ¢ публич-
ных торгов, целые ‹емьи- крестьян оста-
вались без крова и пиши, шли батрака-

щенскую плату.

публик!

многонациональном У
(Бурные аплодисменты),

ми к кулакам работать з& голодную, ни-

Позвольте мне от имени освобожденной
и возрожденной к новой жизни Латвии пе-
редать пламенный привет вам, депутаты
Верховного Совета СССР, и в вашем лаце
советскому народу.

В Латвии произошла величайшая ре-
волюция, какая только возможна в наши
дни, завершившая историческую борьбу
‚ латвийского народа за свою свободу,

народами CCCP крепить оборонную мощь

Советской Страны и обеслечить построе-

ние коммунистического общества B CCCP,

Товарищи депутать, я от всего сердца
вместе го всем нашим латвийским наро“
дом прошу удовлетворить ходатайство Наз
родного сейма о принятии Латвийской
Советской Социалистической = Республик
в состав Союза Советских Сопиалиетиче-
ских Республик. (Продолжительные апло“
дисменты).

Да здравствует Союз Советеких Comma
листических Республик!

Да здравствует наш вождь, друг Е
учитель великий Сталин! (Бурные, пл
не смолкающие аплодисменты, — переходя.
щие в овацию).,

Республики тов. Ю. Паберзс

Превралцению  латгальцев в батраков
помогал кулакам и изданный s 1937 1.
закон, который запрещал раздел земель“
ных участков ниже 10 га. Все хозяйсти
в таком случае должно было оставатыя
в одних руках старшего сына, брата илл
сестры. Все остальные наследники а
совладельцы, получившие за свою часть
ничтожные гроши, должны были YXOINTS
из родного дома под открытое небо, #8
все четыре етороны.

Национальное развитие латгальцев вся“
чески подавлялось. Латгальцы были 2и-
шены своих школ. Латгальский язык в
школе не допускался.

Достун латгальской молодежи в <
нюю и высшую школу был ограничен ю
невозможности. Латгальцы, получившие
образование, как правилю, не допускалясь
Е работе в государственном аппарате, в
1% время как прихвостни и лакеи ульма-

HOCTZ, “

Всем этим угнетениям и притесненияу
теперь положен конец. Латвийский тру*
довой народ под защитой славной и re
роической _ Рабоче-Крестьянской Красной
Армии сверг всем ненавистный ульманов
ский режим. Этот режим, который причал”
Нил трудовому народу неисчислимые бе
ствия, никогда болыше не воскреснет #
не подымет своей хищной головы, Гарая”
тию этого мы видим в несокрушимой с
ле Советской влаетл.

Поэтому накеление Латгалии вместе ©
вееми: трудящимися Советской Латвии ис-
кренно просит Верховный Совет на вет
ные времена принять Датвийскую Coser

скую Республику в великую семью (+
ветских Социалистических = Республик,

(Продолжительные аплодисменты).

Чатгальцы уверены, что после TOM,
как Латвийский Народный сейм установи
Советский строй в Латвии, после топ,
как Советская Латвия станет равнопра“
ным членом великого (Союза
Социалистических Республик, будет в
всегда положен конец и тем угнетенияу
ий несправедлливостям,
Тесняли трулящихея Латвии, в том THC
и особенно латгальцев.

В этот радостный час мы от всего 40
па провозглашаем:

la здравствует великая семья наро?
Союза Советских Социалистических №
  публик! (Бурные аплодисменты),

Да здравствует организатор СССР, ви
новитель его побед, вождь и освободите
угнетенных народов — Иосиф Buecapir
нович Сталин! (Бурные, продолжительные
аплодисменты. Все встают).

Речь члена Полномочной Комиссии Сейма.
Латвийской Республики тов. Ю. Лацис

: Речь произнесена на латышском языке

В этой 1 а
юза Советских Социалистических Рес- борьбе рялом с рабочими 2 MY

AOBLIM крестьянством Латвии стояла 0
довая часть трудовой пнтёллигениии Jat
вии и в частноетя ‘прогрессивные пи“
тели, которые в своих произведениях
нажала великую социальную несправе“
ливость капиталистического мира. 38 №
они дорого платили тюремных 388101
нием или вынуждены были влачить BA
вое существование в изгнании.

(Окончавые речи тов. Ю, Лацис
на 3-й стр,),

новской клики занимали по 3 и 4 дао

Советских

которые так пе.

fi

~