На заседании президиума ССП с активом    [leuqrb коммунизма

` Из речи тов. А. Фадеева

Окончание

Никто вас не забъет, товарищи! Не ду-
майте так плохо 0 ваших товарищах по
перу. Да вы и сами зубасты. Вам еледо-
вало бы самим поговорить © ваших недо-
статках. Вряд ли ваш актив, состоящий
из двадцати-двадцати пяти человек, имеет
ховершенно одинаковые взгляды на все яв-
ления литературы и искусства. Вряд ли
вам свойственны одинаковые оценки всех
художественных произведений. Но вы все
здесь дули в одну дуду. предпочитая за-
малчивать как раз те моменты, которые
могут ‘вызвать ‘между вами ‹©пор, точно
вы находились во враждебном окружении,
а не срели своих товарищей. Разве вы не
знаете, что без открытой взаимной крити-

ки и самокритики может получиться 3a-

CTO?

Почему в «Литературном критике» так
‘мало молодежи? Молодых писателей за эти
пять лет выросло много, и они в активе
литературной жизни играют большую роль.
ау вас мололых критиков мало. Как вил-
но, вы чрезмерно удовлетворены друг
другом и не обращаете внимания Ha BOC-
питание молодых, свежих сил. на воспи-
тание новых кадров критики,

Я хочу остановиться на некоторых не-
достатках теоретической работы‘ журнала.

Пора. лавно пора перейти от общего оп-
релеления  социалистического реализма к
конкретной его разработке на основе <уще-
ствующего богатства многонапиональной
советской хуложественной литературы.
прежде всего надо помогать рождению мно-
гообразия форм социалистического реализ-
ма в искусстве, того многообразия, кото-
pord наш народ вправе ждать от COBCT-
екого искусства,

Тов. Розенталь, отражая теоретическую
установку «Литературного критика». пов-
торял общие истины, которые были спра-
ведливы и пять и десять лет тому назад,
но от которых давно пора уйти вперед.
Например. он Говорил, © «двух линиях» В
классическом наследии. Это, говорил
он, во-первых, та реалистическая  ли-
ния. Ta большая реалистическая трали-
ция, от которой мы идем, и, во-вторых,
«линия лекаданса», от которой мы итти
не должны.

Тов. Асвев уже отметил  неопределен-
ность такого определения в области лите-
ратуры, как «декаданс». Например, —
Гофман. Вроде бы не реализм и вроде
бы не «декаданс». А если «декалане». то
настолько хороший, что не стоит от него
отказываться. Или, может быть, т. Розен-
таль имел в виду таких поэтов, как Бод-
лер или как Верлен? Но у них тоже есть,
пожалуй. чему поучиться. Судя по. пита-
те из Плеханова, т. Розенталь имел в ви-
ду такую поэтессу, как Зинаила Гиппиус.
Но Зинаила Гиппиус. независимо от своей
принадлежности к «декадансу», была про-
сто плохим поэтом. Следовательно, не так-
то уж все ясно © «декадансом».

Не так уж все ясно у «Литературного
критика» и в теоретических исследовани-
ях в области реализма. Памятуя высказы-
вания Маркса и Энгельса © Бальзаже и
Ленина о Льве Толстом и Горьком, «Ли-
тературный критик» предпочитает  зани-
малься только Бальзаком, Толстым и Горь-
ким. Достаточно, однако. сопоставить ред-
лизм такого писателя, как Свифт, и тако-
то, как Лев Толстой, чтобы увидеть, ка-
кое богатство форм присуще было старо-
Му классическому реализму. В старые вре-

мена Свифта не считали реалистом, и за-

числить его по’ олному ведомству с Львом
Толетым показалось бы чудовищно безгра-
мотным. А между тем Свифт — реалист, —
это очень хорошо показано, в частности
в романе т. Левилова о Свифте.

Сопиалистический реализм наследует и
критически перерабатывает все, созданное
человечеством в предыдущие времена, с9-
циалистическяй реализм наследует и TO,
что созлано в области формы, он крити-
чески перерабатывает все, он созлает но-
вые формы, соответствующие новой дейст-
вительности. И по многообразию этих форм
социалистический реализм, несомненно,
превзойдет всю прошлую историю хуло-
жественного развития человечества.

Вопрое о многообразии форм нашего ¢o-
пиалистического реализма т. Кирсанов под-
меняет так называемой “«борьбой направ-
лений». Это чрезвычайно серьезный вопрос.
Тов. Кирсанов прислал письмо в прези-
Диум, письмо. в котором он уточняет свою
мысль. Он говорит: я понимаю, что у нас
не может быть разных илейных групп и
школ. потому что у нас единые полати-
ческие взгляты, единые идейные прелпо-
сылки. Но дальше идут поиски многообра-
зия форм нашего сопиалистического реа-
лизма. и здесь должна итти «борьба на-
правлений»,

‘Bale и в других театрах. Дело

Тов. Кирсанов не прав. Слово «направ-
ление» надо просто откинуть. Мы идем в
одном направлении — в направлении к
коммунизму. Но, идя в этом направлении,
мы идем ко все большему. и большему рас-
цвету индивидуальностей, Следовательно,
соревнование. различных, очень многооб-
разных форм не будет похоже на борьбу
«направлений», © которой, основываясь на
дореволюционных ‘примерах, говорит Кир-
санов. Это вообще не будет борьба в ста-
ром смысле, а это будет соревнование в
новом, социалистическом смысле. Ни охна
из форм не будет стремиться утвердать
свое господство и зажлевать другую, а на-
оборот, — все формы, соревнуясь, будут
обогащать. взаимно дополнять друт’ друта.
Мы только у истоков этого процесса на-
ходимся.

Надо по-лружески сказать’ «Литератур
ному критику»: мало ругать, хвалить, по-
ощрять, нало уметь найти в каждом спо-
собном, талантливом писателе, в каждом
произведении свое, особенное,  индивиду-
альное. новое. (
`В особенности нужно разработать Bon-
poc O°TOM, ITO Takoe национальная фор-
ма в искусстве? Мы механически триме-
няем к вопросам национального искусства
известное положение товарища Сталина 0
национальной культуре и дальше формулы
— «искусство, социалистическое по содер-
жанию и национальное по форме» — не
идем. Да и не сможем пойти, пока не зай-
мемся изучением реальных процессов рож-
дения и роста национальных искусств,
анализом конкретных произвелений.

Тов. Розенталь вынужден был признать,
что вопросами национальных литератур
«Литературный критик» почти не зани-
мался. :

Анализировать конкретный творческий
путь того или иного деятеля искусств,
конкретное произведение—9т0 не так-то
легко. Это требует прежде всего ясного

отношения к предмету, ясности позиций, .

ясности требований.

Приведу несколько примеров. ‘Театр
Мейерхольла закрыт, и закрыт. совершен-

‚но справедливо. Дело не только в полити-

чески вредных произведениях, которые на-
ходили себе место на подмостках театра.
Мейерхольда, — такого рода ошибки бы-
в TOM,
что театр Мейерхольда изжил себя. Абсо-
лютно всем известно, что современные
драматурги покинули Мейерхольда задолго
до закрытия его театра, что. лучшие акте-
ры — Бабанова, Гадян, Мартинсон, Иль-
инский и другие — также покинули те-
атр до его закрытия и по ‹обственной BO-
ле. Характерно, что такая  изумительного
таланта острая актриса, как Глизер, в ак-
терском даровании которой много родствен-
ного тому, что было лучшим в театре
Мейерхольда, — никак не связала свою
судьбу с театром Мейерхольда. Как вид-
но, в работе Мейерхольда в театре было
970-70 глубоко неправильное. № сожале-

нию, если не считать глупой и неправди-

вой статьи т. Керженцева, никто из кри-
тиков не проанализировал об’ективно весь
путь развития Мейерхольда. Получилось
так. что весь путь этого вилного деятеля
советского искусства оказался  зачеркну-
тым. Точно в его работе не было никогда
ничего положительного. Точно не сущест-
вовало в природе ‘таких вещей, как «Ми-
стерия Буфф», «Мандат», «Великодушный
рогоносеп», «Лес».

Еще хуже, когда  теперешняя работа
Мейерхольда в театрах, — а он осущест-
вил уже не одну постановку, — замалчи-
вается критикой. В этом есть что-то тлу-
боко неправильное, здесь ‘на верету от-
дает «побочными соображениями». Мейер-
хольд — крупный художник, он продол-
жает работать в советском театре, его ра-
боту нельзя замалчивать, надо иметь яс-
ное отношение к тому, что он’делает и
делал” открыто критиковать неправильное,
ложное и подхватывать всё пефедовое,
способное обогатить советский театр.

Мне кажется, что. критика недостаточно.

уделяет внимания работе такого крупного
писателя, как Всеволод Иванов, Пора, дав-
но пора написать работу, анализирующую
его творчество в целом.

Критика несправедливо замалчивает та.
кого мастера массовой песни, как Лебедев-
Кумач. За всю жизнь о его работе не на-
писано почти ни одной статьи. Это про-
истекает от неясности отношения к работе
Лебедева-Кумача 0 стороны ведущих кад-
ров нашей критики. С одной стороны, вви-
ду больпой популярности Лебедева-Кума-
ча в широких массах, люди стесняются
критиковать его часто неудачные, тороп-
ливые газетные стихи. С другой стороны,
из боязни усмешки того или иного <н0ба

люди ‹тесняются сказать в полный голос
© настоящем, высоком: поэтическом каче-
стве его массовых песен, о его. прошлой
замечательной работе в области, сатиры, 0
его огромных возможностях в области сти-
хотворной сказки. }

Для того, чтобы стимулировать различ-
вые виды и жанры нашей литературы и
поэзии, нужно без всякой. предвзятости, ©
совершенно ясным, пониманием того, что
‚ты хочешь найти, проанализировать твор-
чество многих и многих из наших писате-
лей и поэтов. Всеволод Иванов, Асеев, Па-
стернак, Олеша, Бабель, Кирсанов, .Сель-
винский, Леонов, Твардовский — каждый
ИЗ них — эт0 целое явление в области
литературы.

А разве наши молодые писатели похожи
друг na друга? Совершенно ‘недостаточно
найти в произведении молодого писателя
какой-нибудь удачный образ или удачное
описание природы и с радостью  конста-
тировать, Что он «владеет пером». Нало
уметь находить в молодом писателе ту не-
повторимую творческую индивидуальность,
без которой нет’ ‘настоящего › искусства.
Мне, ‚ например, непонятно, как т. Рато-
зин пишет хвалебную статью о повести
Козачинского «Зеленый фургон» и в 10
же время считает плохой вещью «Ирину
Годунову» Митрофанова. Повесть Козачин-
ского «Зеленый фургон», написанная впол-
He грамотно и литёратурно, ‘напоминает,
однако, ‚десятки. других ‘повестей 0 TOM,
что происходило с. некоторыми хоропгими
гимназистами после того, как случилась
Октябрьская революция. А в повести Мит-
рофанова чувствуетея творческая индиви-
хуальность, свой подход к вещам, свой
глаз. В. «Ирине Годуновой» есть св060б-
разная поэтическая лирическая сила. Вряд
ли человек, чувствующий искусство, прой-
лет мимо замечательного, такого внезашно-
го в поэтической ткани остро публицисти-
ческого отступления, окралменното ярким
чувством. ,

До сих пор не получил должной оцен-
ки такой своеобразный писатель,. как Ко-
зин, с его «Рассказами о просторе», & ведь
У автора — свое, неповторимое лицо, свое
отношение к людям, вещам, свой язык.

Не заметили наши критики и своеобра-
зия вещи молодой писательницы” №л0сс
«Большой рейс». Ее. обругали и в «Лите-
ратурном ‘вритике»‘ и В «Литературном 960-
зрении» и обругали совершенно зря: “0б-
ругали, потому что это ни на что не по-
хоже, & все любят привычное, изученное,
бесспорное. Й характерно, что тогда &лосс
написала и напечатала другие вещи, не-
лоделанные и торопливые, но более похо-
жие на ходовые журнальные повестушки,
ее оставили в покое.

Не видеть индивидуального лица худож-
НИК» — это очень опасно и вредно. Вы
можете еще и еще раз похвалить Маяков-
ского, Алексея Толстого, Шолохова. Hs
этими именами нельзя исчерпать то, что
творят сотни людей на разных языках на-
родов СССР. Надо уметь искать и находить
новое и поошрять его развитие.

Несколько‘ слов о тоне нашей критики.
Сейчас получил большое распространение
крайне неопределенный тон, «середка на-
половину», тон неясното’ отношения, ого-
ворки, оглядки. В’ такой статье. — «чего
хочешь, того и просншь». С другой сторо-
пы, нельзя работать только двумя крас-
ками — хвалить или ругать. Тон — это
есть одно из выражений отношения к
предмету. Мы, как и все люди, очень раз-
нообразно относимся к явлениям жизни и
искусства и разнообразно на них реаги-
руем. А наша критика очень однообразна
по тону, за отдельными исключениями,
Вопрос 0. тоне критики есть в значитель-
ной мере вопрос формы. Критике тоже не-
обходимо многообразие формы. Нельзя пи-
сать статьи на один «салтык». При всем
многообразии форм критики нельзя 3a-
бывать и того, что критика призвана преж-
де всего воспитывать — воспитывать и
‘читателя и писателя. Это значит, что тон
‘ее должен быть благородным,

И последнее замечание: почему многие
хорошие статьи не были напечатаны в
журналах и газетах? Потому что у редак-
торов. есть свои суждения об искусстве, и
если статьи высказывают другую точку
зрения, то редакторы усвоили привычку
их не печатать. Ho это неправильно
по отношению к такой области, как ис-
кусство. В искусстве нельзя обойтись без
дискуссий, без ‘епора. Иначе статьи, выра-
‘кающие только одну точку зрения из мно-
тих возможных, приобретают  безапелля-
ционный ‘административный, директивный
характер.

Будем надеяться, что такое положение
вещей будет скоро исправлено.

КСИФЕРЕНЦИЯ СОВЕТСКИХ
’°^ ПИСАТЕЛЕЙ БАШКИРИИ

27 апреля закончила свою работу рес-
публиканская конференция советских пи-
сателей Башкирии.

Конференция обсудила отчет оргкоми-
тета ССП Башкирии (докладчик Юсуф
Гарай) и доклад о башкирском фолькло-
ре (докладчик Усманов). Конференция
признала работу оргкомитета ССП Башки-
рии удовлетворительной.

В принятой резолюции по отчету оргко-
митета товорится, что со стороны оргко-
митета была оказана конкретная помощь
молодым и начинающим писателям, про-
делана большая воспитательная работа,
среди писателей. -

На конференции выступили секретарь
башкирского обкома ВКП (6) т. Кузиев и
председатель Совнаркома Башкирской
АССР т. Шагимарданов.

В работах конференции приняли уча-
стие, кроме писателей, народные сказите-
ли Башкирии орденбносец Фаррах Дав-
летшин, Саит Исмаилов, Мустафин, пре-
подаватели и учащиеся литературных ву-
зов Уфы, a также член башкирской ко-
миссии ССП СССР А. Ромм.

Избрано новое правление ССП Башки-
рии в составе: Н. Карип (ответственный
секретарь правления), 9. Валиев (ответ:
ственный секретарь правления),  писа-
тель-орденоносец В. Бикбай, Юсуф Г®-
рай, Х. Карим. :

Литературная газета
№ 25

Шершые тургешевокие
чтения

В прошлом году в связи с 120-летием
со дня рождения великого русского писа-
теля И. С. Тургенева была ‘создана по-
стоянная Тургеневская   комиссия союза
советских писатёлей CCCP в составе
И. Новикова, М. Пришвина, Е. Благини-
ной, А. Карцева, П. Щекин-Кротова.

27 апреля в Клубе писателей состоя-
лось первое тургеневское чтение,

Первое слово на вечере предоставляется
самому И. 0. Тургеневу: Дм. Журавлев
прекрасно прочел емо рассказ «Певцы».

Затем выступил И. А. Новиков:

— Великие писатели прошлого, — ска-
зал он, — всегда живы для народа. Лю-

бовь и Уважение к ним — постоянны.
Всякий юбилей должен быть не концом,

& началом новой жизни писателя, его воз-  -

рождением. В меру сил постоянная Тур-
геневская комиссия союза писателей pa-
ботала и будет работать в этом направ-
лении. Наши встречи не должны  ограня-
читься только чтением произведений Ива-
на Сергеевича Тургенева. Надо будет уст-
раивать не только литературные, но ли-
тературоведческие  тургеневские вечера.
Творчество и особенно критическая дея-
тельность И. С. Тургенева изучены мало
и представляют для нас отромный инте-
рес. \ ‘
Тепло и взволнованно говорит о Typ-
теневе М. Пришвин. ;

— Вчера случилось событие °огромней
важности для Ивана Сергеевича ere
ва и для меня, — рассказывает он. —
Ударил первый гром. В эту ночь забур-
лила вода, и из воды полезли лягушки.
Миллионы живых существ пробудились к
жизни. Прекрасная ночь... Как,И. С. Тур-
тенев умел чувствовать это, как органи:
чески музыка слова сливалась у Hero с
шумом ветра, с звоном ручьев, ‘жизнью
народа! НС :

П. Н. Щекин-Кротбв начинает свое вы-
ступление изречением Геродота.

— Странствуй по свету и разговаривай
со всеми! — Так жил и работал И. С,
ры Всю свою жизнь он писал оси:
ах, бродивших в народе.

Ярким было выступление заввдующего

Тургеневским музеем Б. А. Ермака

— В 1918 г, — говорит т. Ермак, —
в самое тяжелое для нас время, партия. и
правительство создали Тургеневский My-
зей на родине великого писателя. В
1921 г. был! создан Тургеневский заповед-
НИК. .

Десять лет назад, в 1929 году, турге-
невскую усадьбу посетило 1200 человек, в
‚прошлом году — 24.000 человек. Нужно
ли лучшее доказательство того, что в на-
роде живет тургеневское слово, проникну-
тое любовью к родине и человеку.

На вечере выступали также тт. Шалва
Сослани и В. Костылев.

Кремль был только что взят, р
ки еще разтуливали по улицам. Ha Во-
робъевых горах стояли большевистские ба-
тареи, Дула орудий свисали вниз, на“
правленные на под’ездные к Москве пути.

А на Арбатской площади уже работали
художники над первым плакатом победив-
тей революции. Холетом служил отром-
ный белый бок Александровского воен-
ного училища:
` — Писатели революционеры,

Первым шел Пушкин. За ним Шекспир,
а за Шекопиром — Горький, Между Тур-
теневыми Тютчевым стоял Байрон, Рядом
с Сервантесом во всю длину растянулся
Шеллер-Михайлов. Он написал много, И,
очевидно, художники сочли его достойным
соседом ‘бессмертных. Гоголь © бульвара
исподлобъя отлядывал стену, отыскивая
себя. Трогательность и наивность этого за»
хвата мировой. литературы мы стали по-
нимать много позднее,

. Тогда же мимо шли трамваи, толпы на-
рода, вооруженные отряды рабочих и сол-
дат, Люди оглядывались. Это было здо-
рово сделано! Они — писатели — были ©
нами. Плакат запоминался на всю жизнь.

История книти  с давних времен стала
отражением истории общества. И огром-
ную силу советского строя легко увидеть
в истории книги в’ СССР.

Два двадцатилетия. 1897—1916, 1917 —
1938. Сравним ‘их, Издание книг В, Гюго
выросло в 10 раз. Он издан за годы pe-
волюции Ha 34 языках народов Собр
Тираж книг 0. Бальзажа вырос в 15 раз,
Г. Гейне —в 8 раз, Р. Роллана — в 90
раз, В. Шекспира — вдвое, Сервантеса и
Байрона —. в:4 раза и т. д. .

Тираж Горького. увеличился в 38 раз,
Некрасова — в 40 раз, А. Островского в-—
20. раз, Щедрина `— в 90 ряд...

Всяк сущий в стране социализма язык
называет имена великих писателей мира.
Свыше чем’ на 100 языках национально-
стей СССР печатались книги в. послеок-
тябрьские годы. Выросла молодая совет-
ская литература, славная и сильная тем,
ЧТО «служит новому делу — делу социа-
‚листического строительства» (А; Жданов),

Число изданий советских книг огромно.
Книги Н. Асеева издавались 659 раз,
Н, Вирты (за 4 года) — 32 раза, Ф. Глад-
кова — 108 раз, В. Иванова — 105 раз,
Ильфа и Петрова — 41 раз, В. Катаева—
93 раза. 4

68 раз издавался Л, Леонов, 221 —
Алх.Новиков-Прибой, 161 — Н. Островский,
337 — А, Серафимович, 238 — А. Тол-
стой, 178 — А. Фадеев, 191 — М. Шоло-
XOB.

Нужно ли дальнейшее перечисление?
Какой пжатель мира при жизни знал
тажое количество изданий своих книг на
языке родной страны. :

Алекезидо

Богдашфие

К 65-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Александр Алексеевич Богданов (родил:
ся 24 апреля 1874 года в Пенае, в семье.
разночинца) принадлежит к числу ста-
рейших революционных писателей, про-
шедших длинный путь этапов и тюрем
царского времени, путь, насыщенный ге-
роической борьбой против самодержавия и
активным участием в строительстве соци.
‘алистического общества,

Шесть раз царская власть арестовыва-
ла Богданова, более ‘десяти лег он про-
вел на нелегальном положении. В годы
японской интервенции на Дальнем Восто!
ке Богданов с головой окунулся в орга-
низацию народных масс против оккупан-
TOB.

В борьбе против самодержавия, в орга.
низации народных масс против белых
атаманов и интервентов на Дальнем Во-
стоке Богданов выступал тлавным обра-
зом как литератор, превосходно мобили-
зовавшйй силу художественного слова.

В каком бы жанре ни работал писа-
тель, всегда его произведения являлись и

являются документами борьбы за идеи
пролетарского освободительного движе-
HHA,

писал стихи, как прокламации, a
прокламации, выходившие ‘из-под его пе-
ра, звучали, как стихи. Поэтическое твор-
чество. Богданова развертывалось и граз-
вертывается, как партийное творчество.
Знамя поэзии, служащей народу, отра-
жающей опыт его борьбы под руковод-
ством партии Ленина— Сталина за социа-
лизм, высоко держит `Богданов и сейчас.

В. КРАСИЛЬНИКОВ.

——

Юбилей академика
Ю. М. Соколова

Отпраздновать тридцатилетие ‚ деятель-
ности академика Ю. М. Соколова пришли
в Клуб писателей профессора, литераторы
и многочисленные ученики Юрия Матвее-
вича. Чествование академика Соколова,
виднейшего представителя современной
науки о фольклоре, вылилось в праадник
советской фольклористики,

Торжественное заседание открывает один
из ре ейших писателей  ордёноносец
И. А. Новиков, В своем вступительном
слове он отмечает отромное значение ра-
боты Ю. М. Соколова для всей’ советской
литературы.

Работа академика Соколова“ особенно
широко развернулась после’ революции.
06 этом говорит в своем докладе проф.
Н. К. Гудзий, отмечая; что “только Ок-
тябрьская революция дала Юрию Матвее-
вичу возможность разносторонне ипроя-
вить свои глубокие познания и свою ки-
пучую энергию.

Уменьб увлечь, захватить” аудиторию,
привить молодежи страсть к народному
творчеству отличает Юрия Матвеевича как
педагога. С теплотой и любовью говорили
06 этом его ученики: студенты тт. Те-
рентьев, Фельдман, аспирантка т. Соколо-
ва и многие другие. Об этом же, как к
© большом таланте исследователя, ‚ собира-
теля и организатора, говорили и его то-
варищи по работе: директор: Института
истории, философик и филологии проф.
И. С. Галкин, профессора И. Н. Рёзанов,
А. Н. Вершинокий, М. А. Рыбникова. -

С горячим прочувствованным словом о
роли Ю. М. Соколова ‘в организации ху-
дожественных переводов произведений ня-
родного творчества братских. республик. на
русский язык выступил поэт и перевод-
чик М. Тарловский.

На заседании были прочитаны ‘привет
ствие наркома просвещения РСФСР тов.
Тюркина, телеграммы от президиума
Ленинградского союза писателей, от Фольк-
лорной комиссии Академик наук УССР,
Института украинского. фольклора, из
многих друтих республик и областей -Со-
3a, а также от академиков Струве, Дер-
жавина, Булаховского, Белецкого, скази-
тельницы-орденоносца М. С. Крюковой и

тд. С, ЖИСЛИНА.

РЕДАКЦИЯ: Москва, Поспедний пер. д, 28, тел. К. 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва, Б. Гнездниковский, 10

тинская.

городскую б
М. Е. Салтыкова-Щедрина. Имя великого
русского писателя будет также присвоено
одной из средних школ города,

THO со дня смерти М, Е. Салтыкова-Щед-
рина здесь создан областной юбилейный 1
комитет

Н. Алексеева. В комитет вошли
писатели
Павлов, Кудрявцев,

Коптелов, представители областных opra-
низаций и газет.

риках с лекциями о творчестве
сатирика.

ет выставку. 10 мая в городском театре бу-
дет проведено торжественное
Театр
устраивают большой концерт.
ный памяти Салтыкова-Щедрина.

нала «Сибирские огни»,
статьи: Морачевского — «М. Е. Салтыков-
Щедрин», М. Эссен — «Великий сатирик»,
В, Евгеньева-Мажсимова — «Салтыков в
борьбе с самодержавием» и А. Яковлева—

«М. Е Салтыков в оценке современни-
ков».

ДЕКАДА КИРГИЗСКОТО
ИСКУССТВА

25 мая в Москве начиется декада зу,
гизского искусства.

В столицу приезжают  Киргизокии
сударственный музыкальный Tear, 9
кестр национальных ^ инструментоз у,
управлением заслуженного деятеля у
кусств Шубина, дунтанский ансамбль и,
полнителей на народных — инструцеть
национальный хор и ансамбль народу
танца под руководством Ч. Холфить,

Киргизский театр очень MOOR. Rig
1936 г. его творческий коллектив COC
из 80 человек. Не было хора и балом

Прошло только три года. И теперь XN
лектив театра состоит из 300 челов,
труппе — 60 солистов. Квалифицирюму
ные педагоги А. Костин, 3. Красовои,
Н. Орленин и Т. Романова прет
киргизам-актерам Вокальное мастерсти,

П. Меркулов руководит хором, coon,
щим из 90 человек.

Большую балетную труппу. ведет бу,
мейстер Н. Холфин. Театр воспитал ин
растил ныне заслуженйых артистов м
публики С Кинабаева, А. Кумубн
К. Ati6amesa, Б. Бейшенбаева, А, fm,
лиева, К. Ешимбекова и заслуженном y
ятеля искусств композитора A, Many!
баева.

Эти имена широко популярны з Ky,
гизии. Их знает и любит весь народ.

В Москве театр покажет две музыхат,
вые драмы: «Алтын Кыз», «Armagh
дуна» и первую киргизскую оперу <;
Чурек».

Музыку этих спектаклей написали xy
позиторы Власов и „Фере по меда

А детская литёратура? На 43. gee
народов ОССР вышай книти А. во,
Н. Ильина, С. Маршака, на 36 языках
К. Чуковского, на 13 — С. Михалкова.

Неимоверно выросли издания философ:
ских книг. Тираж произведений Аристоте-
ля (опять ‘сравниваются два двадцатиле-
тия) увеличился в 18 раз. ,

Тираж книг Вольтера возрос В ми
раза, книг Гегеля издается больше в 5
раз, Спинозы ‘— в 7храв, Бэкон, Гельве-
ций, Гольбах, Демокрит — их труды ни
разу не издавались за последние 20 лет в
царской России, а у нас разопелись сотни
тысяч экземпляров их произведений,

А ученые? Тиражи Дарвина увеличены
в 2% раза, Лейбница — в 5 раз, Ньюто-
на —— в 44 раза, Менделеева — в 3% pa-
за, Павлова — в‘50 раз, Тимирязева —
в 7 раз.   `

Эйнштейн и Пастер никогда не’ издава-
лись в царской России. Эйнштейн не из-
Дается и в Германии. И они его книти
изгнаны фаптистскими варварами из стра-
ны.

Работы Эйнштейна, Пастера издаются у
ас многотысячными тиражами. _

Бессмертные произведения Маркса, Эн-
тельса, Ленина, алина только за 5 лет
изданы в количестве 231,5 миллиона эк-
земпляров книг на 90 языках,

«Краткий курс истории ВКП(б)» и
«Краткий курс ‘истории СССР» вышли
пока тиражом в 14 млн. экземпляров каж-
дый,

Ba secs XIX век было выпущено, 250
тысяч названий книг в царской России, за

20 лет революций — 564.635 названий, т а р
а -Чурек» ото homey
ний тираж в ХГХ веке — 4000, в опере < Ур в
РЕН — 16000. Наше 20-летие   ных танцев, изображающих народа
дало в 2? раз больше книг, чем «век ми- киргизские игры, прыжки, борьбу, уп»,
нувший». ИИ нения с копьями и соревнования в 1»

кости.
В 1918 году тираж тазет в России ©O-) рол, дн.Чурек исполняет Paxmu 5,
ставлял 2,7 млн. экз. В 1988 г. в ОССР   рикова,

тазеты ‘вынускались тиражом в 37,5 мли. Декорации написаны XYAomumy

A. Irophep. *

Спектакли будут проходитв в ham
ГАБТ.

Заключительный концерт состоится
Большом театре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Т, Г. ШЕВУЕН,
НА ЕВРЕЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Советские ‘еврейские писатели omen
ли юбилей Т. Г. Шевченко переводом jy
да произведений великого  укранкск
поэта на еврейский язык.

В переводе поэтаорденоносца” Д, 1%

экз. и эти газеты ‘издавались на 170 язы-
ках народов СССР, Газеты выходят всю-
ду— в центрах республик, в областях, в
районах, на заводах, даже в цехах и
пролетах. 98 проц. районов СССР имеют
свои газеты. Пионерские и комсомольские
газеты издаются в каждой республике,
области, крае. Нет ни одною. коллектива
учащихся, рабочих, служалцих, где бы не
было своей газеты — многотиражной или

стенной.

И снова вспоминается 1917 год, вы-
стрелы на окраинах и первый плакат на
стене, .Мы_ взяли. себе мировую. литерату-
ру, создали и присоединили к ней ©в0Ю—   птеина вышли избранные стихи 1.
верное оружие свободного народа. Я ° i

: р В ое ee на aa sot!
HOBOE. ПРАВЛЕНИЕ книга Т. Г. евченко «Прогулка 6 д
ССП ТАТАРИИ

вольствием и не без морали», В блили
шее: время выходит шевченковский №

КАЗАНЬ. (От нашего корреспондента),
На-днях писательская общественность Та.

ПЕРЕД ЩЕДРИНОКИИИ
ДНИ

РЯЗАНЬ. (Наш корр.). Общественность
Рязани тотовится к 50-летию со дня смер.
ти М. Е. Салтыкова-Щедрина, имя которо-
го тесно связано с Рязанью. В областном
краеведческом музее организуется большая
выставка, отражающая жизнь и деятель-
ность М, Е. Салтыкова:Щедрина, пребыва-
ние его в Рязани. Выставка произведений
писателя организуется ‘также в областной
библиотеке имени А. М, Горького.

К 10 мая в’ Рязани намечено открыть

лиотеку; присвоив ей имя

№

манах и готовится, выпуск полного «№
заря».
тарии широко обсуждала работу правле-   зетишь» (Москва) также оудает Comm
ния татарского ‘союза советских писателей место освещению жизни и Bop recta
ны: поэт Муса Джалиль (ответственный В. СТАВСКИЙ, Е. ПЕТРОВ, В. ЛЕБЕДЕ
секретарв), орденоносцы — драматург Та_ КУМАЧ, Н. ПОГОДИН, 0. ВОЙТИНСНА
НАРКОМПРОС РСФСР
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ KYPCbI
НА ГРАММПЛАСТИНКАХ
ФОНЕТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Цена комплекта из шести двухст
ронних пластинок вместе с’учебни.
НОВОСИБИРСК. (Наш норр.). К 50-ле-
Проспект высылается за 50 коп. пото
выми марками 10- и 20-копеечного 1»

Недавно вышедший очередной row
журнала «Советише литератур» весь пе.
вящён ‘юбилею Шевченко. Альманах ‘0
и положение в союзе писателей. о - Т. Г. Шевченко.
В новый состав. правления ССП Тата.   ®—
рии на общем собрании писателей избра- РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИ
зи Гизят и поэт Шейхи Маннур; драма- о
тург т. Аблиев, критик т. Халит; прозан-
ки тт, Шамов, Разин,  Бубенов uw Apry. а
С ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
ПРИЕМ НА ОТДЕЛЕНИЯ
КУРСЫ ВЫПУСКАЮТ
`ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.
С^ заказами обращаться в 061
стные базы Культторга,
ком —30 рублей.
Спразки ежедневно, кроме общевыход
ных, © 10 до 17 часов.
стоинства,
АДРЕС ИНОТИТУТА: МОСКВА, Kysner
кий моот, дом № 8.

под  председательством . поэта

Стюарт, Вихлянцев,

Ленинградское отделение: ЛЕНИНГРАД,
Апраксин пер., дом № 2,

Писатели выступают на заводах и фаб-
великого

НВ ВЕ Е ВИННИ в вии ново ва вино

ЛИТФОНД. ССР
ОТКРЫВАЕТ

ДОМА ОТДЫХА

ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ И
ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ:
1. В ГАГРАХ (Абхазия) с 15/У с

2. В КОКТЕБЕЛЕ (Крым) ¢ IV
с. №

Справки по телефону: К 0-49-18
Санаторный отдел Литфонла

аа анали ний

Областная научная библиотека устраива-

заседание.
«Красный факел» и Радиокомитет

:

посвящен-
Выходит из печати вторая книга жур-

где печатаются

s

:

:

:

i

!

i

САНАТОРНО-ЛЕЧЕБНЫ

—

Й ОТДЕЛ

== ЛИТФОНДА СССР ==

ПРИСТУПИЛ К КОМПЛЕКТОВАНИЮ

ПИОНЕР.-ЛАГЕРЕИ

HA ВРЕМЯ ЛЕТНИХ КАНИКУЛ

1939 г.

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
с 8— 13 лет включительно ПОД МОСКВОЙ

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
с 12 — 15 лет включительно в КОКТЕБЕЛЕ.

О ии ee

г она Тая В Типография газ, «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 80, и НТ

’