28 И

Фашизм ‘гитлеровской «Третьей импе-
рии» представляет собой наибольшую уг
розу всему Человечеству. Поэтому немец-
кую антифашистекую литературу, * борю-
щуюся против гитлеровского  мракобесия,
следует рассматривать, как литературу,
находящуюся. на передовых позициях борь-
бы за идеалы лучшего будущего челове-
чебтва, за гуманизм, за народность, за до-
стоинство человека, за революционное об-
новление мира. Литературная антифашиет-
ская эмиграция неоднородна по своему
составу, но всю ее- об’единяет- непримири-,
мая борьба за прогрессивные идезлы Gy-
дущего.

Крупнейшие представители немецкой
литературы в изгнании проявляют такую
стойкость духа, показывают такой распвет
творческих сил, такую идеологическую и
художественную зрелость в своих новых
произведениях, что это вселяет самые ра-

дужные надежды в сердца друзей передо-.

вого человечества. Еще не наступило вре-
мя =— да и не этогявляется темой моей
статьи — оценить философскую, художе-
ственную эволюцию всех’ писательских
групп, всех деятелей антифашистской эми-
грантекой литературы,

Проследить, какими  зирзагообразнымя
путями наиболее яркие  предетавители
прежней, «левой» литературы в Герма-
нии, недостаточно связанные в свое время
е народом, с его социальной борьбой, ¢
общенациональными интересами в @аибо-
лее подлинном и гуманистическом понима-
нии этого слова, пришли. сейчас к парод-
ному фронту, — задача весьма  поучи-
тельная. Сейчас подводить итог этому про-
цессу еще преждевременно. В этой статье
я хочу привести только Насколько наи-
более крупных и значительных фактов,
Мы вправе говорить 0, втором рожлении
многих крупнейших представителей немеп-
кой литературы в эмиграции, 0 таком
глубоком раскрытии их творческих сил,
которое можно считать верным залогом
грядущего освобождения немецкого народа
и Германии от ига фашистских выродков.

Томас Манн, который’ был известен хо
своей ‚ эмиграции из гитлеровской Tepma-
нии только как представитель психологи-
ческого и реалистического романа, как Ма-
стер, далекий от треволнений повседневной
социальной жизни, отказалея в эмигра-
пии от позиций буржуазной «едержанно-
сти» и’ стал одним из ведущих представи-
телей воинствующего › гуманизма. После
того, как деканат фашистского универси-
тета в Бонне ‘лишил Томаса Манна в
1937 г. докторского звания» On обратился
в университет с письмом; в котором изло-
жил свое подлинное социально-политиче-
ское кредо. Это яркий человеческий доку-
мент, говорящий о том, что Томас Манн
больше не пацифист, созерцаютщщий «с точ-
ки зрения вечности» театр политической
и социальной борьбы человечества,

В этом письме, нелегально размножен-
ном и разошедшемся в сотнях тысяч эк-
земпляров по всей Германии, Томас Манн
занимает резкую антигитдеровскую пози-
цию, определенно и бесповоротно став по
налшу сторону антифашистской баррикады,

В сборнике его же публицистических
статей, изданных. в Стокгольме («Этот
мир»), каки в его книге «Торжество де-
мократии» (речи и доклады, прочитанные
им в Америке), Томае Манн высказывает
свои суждения о целом ряде. международ-
ных политических проблем все в том же
резко антифашистском духе,

Какой поучительный путь проделал То-
мас Манн, автор книги «Дневник полити-
ческого человека», вышедшей в годы пер-
вой имнериалистической войны, в которой
он: пыталея выступить’ апологетом этой
войны. Все теперешние публицистические
выступления =— это надо учесть — при-
надлежат перу крупнейшего писателя-ро-
маниста, каждый роман которого. расцени-
вается в капиталистических странах как
подлинное литературнов событие. ‹ Доста-
точно будет напомнить отклик, который
встретила в Западной Европе и Америке
его недавно вышедшая повесть 0 Тете’
«Лотта в Веймаре», Это необычайно глу-
бокое по замыслу и тонкое ‘по - манере
письма произведение,

ЗГНА

ИОГАННЕС БЕХЕР
и

статей

но самое название книг, Генрих Манн при-
зывает свойх современников к самому pe-

двинувшейся на мир фашистской реакции.
Идеи” разоблачения фашистской

стических произведений писателя. Генрих
Манн всегда слыл в Германии наиболее
компетентных и глубоким знатоком Фран-
ции и 66 культуры, Темой его последнего
омана: является Франция эпохи Генриха
1, когла на западе от Рейна народ пере-
живад свозобразную эпоху всеобщего на-
ционального об’единения, :
Безусловно, большой интёрее представ-
ляет для литературного исблёлователя и
самая проблема возникновения у писателей

peca & исторической теме, Исторический
‘роман занимает огромнов место в’ творче-
стве ‘не одного антифашистского писателя.
Возможно, что через этот литературный
жанр. писатели пытаются глубоко осознать
законы исторического развития народов. я
всего человечества, a

Трилогия Фейхтвангера об Иосифе Фла-
вии, его роман «Лже-Нерону широко из-
‚вестны в СССР и. пользуются заслуженной
популярностью. Романы этого замечатель-
ного писателя получили признание так-
же ив Англии # в Америке. Эти историче-
ские, романы имеют несомненно огромное
значение в процессе общего развития ак-
тивно гуманистического мировоззрения пи-
сателей. Особенно велика литературная 38-
лута Фейхтвангера, в том, что еще задол-
го до захвала Гитлером власти он разобла-
чил звериную сущность терманского фа-
шизма в своем романе «Успех».
‹ Арнольд Цвейг, роман которого «Воспя-
тание под Верденом» занимает столь вы-
дающееся место среди антимилитаристиче-
ских произведений художественной литера-
туры в Европе, все более и более прибли-
жается к позиции революционного анти-
фаптизма. 0б этом красноречиво свидетель-
Сствуют не только его литературные вы-
ступления по актуальным политическим
вопросам, но и его последний роман «Воз-
ведение короля на престол». i

„Бертольд Брехт создает одно за другим
прекрасные художественные произведения.
Каждая страница, каждая строка его но-
вых произведений насыщены гневом и не-
навистью и пламенным призывом к борь-

Ра

=

бе против фализма. Особый интерее пред-

ставляют его «Неменкие сатиры» и «Ма-

ленькие драмы», в которых дается такое

мастерское изображение повседневной жиз-
`ни гитлеровской Германии, т

и другой революционной эмиграции) «До-
рога ‚через февраль» (о пролетарском. вос-
стании в Вене в 1934 г.); «Спасение» (на

тему о судьбе немецкой рабочей семьи в
период захвата власти гитлеровцами) и

«Седымой крест» (роман из жизни совре-
‘менной фашистской Германии). Эти романы
свидетельствуют 0 творческой
этой незаурялной писательницы, о расттире-
нии ев политического кругбзора и 06 000-
тащении ее художественного метода.

Многие другие представители немецкой
‚антифашистской литературы Также пере- №

живают в эмиграции период интенсивной
творческой работы, расцвета их художест-
венного таланта. Тема последнего крупного
романа Оскара Марии Графа «Бездна» —
‚биография рядовой немецкой социал-демо-
кратической.. семьи. и. политическое разме-
жевание,. происходящее внутри ‘ве. в на-
Ши. дни. } :

«Неистовый репортер» Эгон Эрвин Киш

В мировоззрений и творчестве Генриха
Манна также ‘происходят примечательные
и ралующие изменения. В сборниках. его
«Ненависть» -и «Мужество» - уже
нет и следа былого пацифизма. Характер-

шительному и непримиримому отпору на-

«идеоло-
гии» лежат в основе последних беллетри-

антифатистекой миграции. особого инте-.

„Талантливая Анна Зегерс, произведения
которой хорошо известны советскому чи-
талелю, написала четыре крупных’ рома-
на: «Спутники» (о польской, венгерской

‚ зрелости

HUM -

продолжает свое «освоение» земного ша-
ра. Цосле книги очерков о Китае он вы-

‚ пустил книгу ‘об-Австралии, 8 сейчас pa-

ботает над томом очерков и статей о ге-
роической борьбе республиканской Испа-
нии, Вниги Киша дышат ‘все тем же стра-
стным чуветвом горячего художника с обо-
стренным «социальным глазом». Кит
умеет в кратком очерке постатнуть глу-
бину явлений и событий. _

0 несомненном творческом росте свиде-
тельствуют и последние произведения Ада-
ma Шарера и-Теодора Пливъе, драматурга
Юлиуса Гая, некоторые пьесы которого
принадлежат в лучшим произведениям не-
менкой антифалиистской литературы, Фрид-
риха Вольфа, хорошо известного советско-
му читателю и зрителю, и тех писабелей,
участников борьбы за республиканскую
Испанию, имена которых хорошо знакомы
читательским ‚массам СССР. Это — Люд-
виг Ренн; Густав Реглер, Вилли Бредель
и Эрих. Вайнерт.

Замечательный роман «Маня» (на тему
о современной гитлеровекой Германии) на-
писала молодая чрезвычайно талантливая
писательниць Анна Рейнер. .

В среде антифатистской литературной
эмиграции рабтет и крепнет, талант. незау-
рядного литературоведа, теоретика и исто-
рика немецкой литературы Георга Тукача,
живущего в Москве. Он продолжает в своем
творчестве традиции Франца Меринга, 0б0-
гашая свой литературный метод идеями,
почерпнутыми им в классической школе
русской литературной критики (Белин-
ский, Чернышевский и Добролюбов); Не-
мецкая антифалистекая эмиграция распо-
лагабт двумя литературными органами:
двухмесячник «Мера и ценность», кото-
рый издается Томасом Манном (Швейца-
рия) и «Интернациональная литература —
Немецкие листы» (Москва),

Немецкая литература в сизгнании» смо-
трит с верою в будущее, ибо она знаег,
что победа в борьбе между коммунистиче-
ским грядущим исгибнущим капитализмом
(крайним звериным проявлением которого
является фашизм) обеспечена за KOMMY-
низмом. Порукой этому то, что вее трудя-
щееся человечество будет в решительный
миг поведено в бой под победными знаме-
нами великого вождя народов — Иосифа
Сталина, р

i

Sater
77 J
Cit fae

fap
= A

FF

NZ

«Новая звезда»

> MOU

С каждым в жизни случаются несчастья,
иногда имеющие хорошие ‘последствия,
Первое из моих ‘несчастий = рождение.
Мне было не совсем приятно 10 ноября
1887 года в 12 ч. дня (можно сказать,
в самый разгар зимы, если иметь в виду
силезский ‹ климат), променять теплую
приютившую меня утробу матери на кре-

пость` Глогау, в Нижней Силёзии.. Таким.

образом, жизнь моя началась с того, что
я был присужден в Германии к крепости,
При моем тогдашнем телосложении Гло-
тау на Одере с его валами, укреплениями,
окопами казался чем-то гитантским. Bo
BCAKOM случае я He замечал, что нахо-
жусь в заключении, если не считать пе-
Ленок, в которых нас, младенцев,

еще кутали. На улицах города я, в своей
детской коляске,
солдат, которые косвенно, при посредстве
наших блужанок, принимали участие в
моем воспитании, оставившее, повидимому,
неизглалимые следы. После появления мое-
го романа «Спор © сержанте Грише» не-
которые труппы читателей с изумлением

обнаружили в моей книге следы ‹ этого

влияния: все, что. относилось вк описанию
военной жизни, непоколебимо устояло про-
тив самой строгой критики, .

Второе несчастье мое —  более оложного
характера, ихнв знаю, следует ли мне во-
обще говорить о нем где-либо кроме Цен-
тральной Европы. Я тодижя и на Вю
жизнь остался членом еврейской общины,

и в Последующие десятилетия мне при»

птлось затратить много хлопот Ha то, чтобы

как-нибудь перенести это несчастье, про-
тив которого пока нет никакого средства

обезопасить себя.

Третье несчастье сделало меня револю-

пионером, Олнаждь, будучи еше в 10-
школьном возрасте, я мирно

вершенном его сер лошадьми,
рые, повидимому, х

ящика из-под сигар, и,

. ` Рисунок м. Абрамовича.

ЕЕ

ТОГДА

вотречал очень много.

играл на
ухабистой каменной мостовой, и меня пе-
реехал запряженный пзрой лошадей жел-
тый  охотничий экипаж, в котором силел
помещик, Этот краснощекий человек был
абсолютно не виновен в преступлении, с0-
кото-
наказать меня
за осквернение продукта их производства
— навоза. Дело в том, что я подбирал
комья ‘кавоза лопаточкой. олеланной из
завернув их В
бумагу, тасклалывал, как пирожные, по
краю улицы, И хотя провидение, придя

мы

`] сообщниками моего преступления, помога-

СЧА

АРНОЛЬД ЦВЕЙГ
к’

помещику на помощь, доказало его явную
невиновность, ‘Что и подтвердил вызван-
ный врач. или кто-то из евилетелей, \ про-
сунувших свою’ руку между мною, п коле-
сами, так что У меня остался только лег»
кий ‘красный след на груди и из ребрах,
— у меня все же, повидимому, появилась
езжающих ‘в охотничьих экицажах, —^
зародыш моих позднейших бурных крити-
ческих выстуйлений ~ r a

Мое четвертое несчастье привело меня в
прусскую школу. Словно недостаточно бы-
Io того, что я вставал и вытягивал руки
п0 швам. когда ко мне обрататось’ началь-
¢rBo, там приняли меры и к тому, чтобы
я научился читать и писать. За это меня
облагодетельствовали тем, что в течение
трех первых лет, втихомолку, тайком от
моих родителей, обучали христианскому
закону божьему.

Пятое несчастье ознакомило меня © 60-
циальными ‘вопросами. Оно `изгнало нас из
светлого, украшенного = всевозможными
военными  мунлирами, города Гаюгау в
Верхнюю Силезию, в Катовицы, местечко,
которое ‘тогда еще не было ж й поли-
тических страстей, не было еще из’ято 03
лымной и грязной глуши верхне-силезской
провинции gm лежало по эту сторону тер-
манской границы, если смотреть из Глогау.
В Катовицы мы поехали. в четвертом
классе, и это;с танних лет и основатель-
но приучило меня быть совершению нетре-
бовательным к’ средствам транспорта. В

влечь пользу из моего’ юношеского опыта,
Но тбтда это несчастье — второе’ изгна-
ние ‘из рая — тлубоко опечалило’ меня,
и то обстоятельство, что Жатовицы нахо-
лились в Германии, не ‘могло послужить
утешением, Мёня потрясло м то. Что мой
Новый родной горох ‘перешел к Польше; Я

1933 года.
Мое шестое. несчастье. имело ужасные

жизненного пути.и стал писателем. Мои
родители хотели, чтобы я стак служите-
лем культа, мои учителя желали, чтобы я.
стал. преподавателем; недолгое. время, по
случайному стечению обстоятельств, я был
книгопродавцем: все это профессии, кото-
рые могут прокормить человека, зани-
мающегося ими. Но я тогла еще не был
зрелым человеком, мужчиной, я был толь-
ко юношей, сдавшим выпускной экзамен,
‘студентом, в могу поклясться, ITO bes
малейшего алого умысла я оплошно всту=
пил на путь немецкого писателя, Я елва
решаюсь намекнуть. на то, что это роко-
Boe событие было связано с целым. ря-
дом. других событий, так называемыми
излалельскими договорами. Выло бы не-
деликатно упоминать о тех людях в Мюн-
хене, Лейпциге и’ Берлине, которые были

ли мне ‹овращать германскую ‘молодежь
и тазлагать дух Моих сограждан: всеми

делами я, по’ мнению теперешних
германских властителей, злонамеренно,  нё-
престанно и успешно’ продолжаю. зани-
уаться, Я. превратился также в неисправи-

некоторая антипатия к касте людей; раз =

последующие военные годы мне удалось из-.

еще был — недостаточно дальновиден, и.
смысл этого несчастья понял не. раньше.

СТЬЯ

При этом мне иногда кажется, кар и
бывает в, кошмарах, будто Лействующи
лица моих романов вместо, серой мень
формы одели! коричневуто и Черную т,
ветречая сопротивления, Завобвали му
Германию. мою родину.

Самое ошеломительное несчастье мов (у.
ло странным образом связано © ублёстиц
Вальтера Раленау, совершенным 24 пн
1922 года. В пылу’ негодования, (а.
шенно He понимая истинного смысла уч,

«героического» деяния, я в ту му
написал для журнала -«Вельтбюне» п.
фрида Якобсона нето воззвание, ны
некролог. Так как Германская реопублии,
после-- нрекольких слабых конвульсти
‘судорог, примиридась © гибелью этого уг.
нистря, как’ло того © ‘убийством suman,
Эрпбергера. то право-раликальные пи.
стрекатели «того злодеяния с Возмущении
выступили в прусском ландтаге приз
таких люлей. как я. причем очи пропат
ровали отрывки фраз из этого нехрлол,
вырвав их из контекста и MeKain jy
емысл.  Хотя левые депутаты, yepma у,
руках номер’ «Вельтбюне», исправиаи ут,
прочитав цитату полностью, в6е He B ny
кратком. сфальсифицированном виде, вн.
ком она была ловко преподнебена в 1%,
вый раз, она’ попала в просветительны
  фонд Третьей. империи. И таким образу
на первом нюренбергеком гала-тоедотавть.
нии, в сентябре 1933 года, Геббельс ит
по ›громкоговорителю огласить ‘эту 10а.
женную ‘цитату. Наряху с миллионахи 1
сторонних. людей, она потрясла п зи
родственников, которым ‘я поручил от.
HATS мое -берлинское имущество п пох.
де всего сдать на все время существовати
тысячелетней империи на хранение у
мебель. Сам я решил вместе со св]
семьей предпринять кое-что LIA nono.
ния нашего образования, наверстать т,
что было упущено мною 34 голы Recta.
  ной мировой войны, об’ездить главные 1.
pola лругих стран и пожить в луч
климате. Но мои ловеренные, напутаняы
голосом маленького министра, расту.
лись, сделали что-то не так, обратил
на с6бя внимание гестапо, и это призы
не только в конфискаций Moe mone
ства, моих авторских рукописей и mp

последствия. Я cOmata с правильного. тия, принадлежащих кисти члевов м}

COMbH.- HO и’ в повестке © HADOre 38
16.300 марок.
Неутовольствовавтись MOCIONCTEIAN

этих мероприятий, Третья‘ империя mom.
товила ‘для меня новое девятое › несчастье,
самое. серьезное во ‘времени моего ди
ства; Ей было утодно: не оставлять в 1
вое своих жертв — евреев, и в’ Палест.
He, где’ мне‘ припилось поселиться, 0
стала ‘ полстрекать арабские отряды» па
тить им определенное жалованье в валют,
OTINTHO ‘вооружила их’ и. прислала им He
мецких конструкторов, которых, кри
всего прочего, снабдила боеприпасами, руч-
ными гранатами и минами. Эти пролом
заставили государство, имеющее мандат,
Антлию — сосредоточить в ‚ Палестии
крупные воинские силы.

‚М вот случилось так, что спустя пя
дней после крупных погромов в Германи,

кола мы, по дороге в. Teab-Apm,
остановились, чтобы пропустить вот
ные военные машины, танк, . У wot

рого отказался служить тормоз, круто №
вернув: ударился о небольшой экипаж. \
котором‘ силел я: правил им мой cE. (i

‘MOTO! подетрекателя к преступлениям ¢   Получил очень незначительное COTPACEHT
тех пор. как стал выпускать Енити в Ам-   мозга;  & я такое’ сильное. что в резуль
`‘стерламе и’ сотрудничать в эмигрантских   TAT ‘оказалея больше чем котла-тибо 3
‘курналах и тазетах, ибо я разоблачил   жизни ‘оторванным от современности. Дь
перед всем миром часть TeX невероятных   из-3& Этого левятом несчастья я еще №
ужасов. которыми заслуженно может хва-  сих пор очень смутно представляю 5%
статься ‘Третья империя: 2 что наделано Там систематически по

Следующее мое несчастье увенчало все} товленнтыми. я служебном  порялке пит
остальные.   Несмотря ва ‘мою крайнюю   писанными и проведенными ‚ погромам,
близорукость, бе лали возможность в мо-   Ибо я’еше не вполне здоров, и мне с

лодые годы принять учасфие в. той. дли-
тельной! ававтюре, которая в высших тшко-
max изучается, как война 1914-1918 гг:
Во время ‘этой авантюры я! пережил оино-
жество  поразительных ‘событий; познако-:
MECH CO многими уливительными людь-
ми: это была большая: репетиция, к; сегол=
няшнему и завтрашнему драматическому
спектаклю в, постановке фашистов. ’0бра-.
боткой. всего. этого я занят уже давно,

ветуют” уберечься, а разве можно лучш
беречь себя в 1939 roxy, чем возможно
меныше соприкасаться с современной #4
питалистической действительностью!
“Таковы те девять больших несчастий,
которые я испытал до ‘сегодняшнем лия,
не. считая лвух премий.‘ лвух ‘непригте
ных Глаз. и страсти к курению трубу 1
к ифруктам.  которая когда-нибуль довел
меня  до могилы,

Романы Бальзака’ давно уже стали для. ‹

нае образцом литературного ‘реализма. Ме-
жду тем, представления ‘о жизни, фило-
софия и политические взгляды Бальзака
по меньшей мере устарели. Что же оста-
лось? Осталось великое мастерство в’ изоб-
ражении жизни,  мастерстНо, — которому
нужно учиться. Но мастерство —  поня-
тие отвлеченное, Во время битвы при
Фонтенуа французы, сняв шляпы, вежли-
во обратились к английской колонне:
«Господа, стреляйте первыми». Для этих
людей, говорит Стендаль, была приспо-
соблена поэзия аббата Делиля. «И после
этого требуют, чтобы эта поэзия `нрави-
лась французу, который был в отступле-
нии из-под Москвы!» Замечание Стенда-
ля поистине гениально. Каждый’ шаг
вперед в художественном развитии чело-
вечества имеет о свое ‘историческое ‘содер-
жание. Великое мастерство Толетого было
отражением одной из существенных 010-
рон народного движения 1861—1905 гг,
Вообще мастерство ‘писателя не есть спо-
собность чисто суб’ективная. В ней pac-
врывается язык вещей, об’ективный pa-
зум исторических явлений.

Маркс говорит: «Умы веегда связаны
невилимыми нитями © телом народа».
Тений Шекспира связан невидимыми © HE
Talim © народной массой «веселой старой
Англии» — грубовалой, но энергичной,
не уважающей рабства, одаренной смелым
воображением и демократическим  чувет-
вом справедливости, Человек Шекспира
имеет мало общего с современным нацио-
нальным типом англичанина,  представ-
ленным в произведениях Киплинга, №0-
нан-Дойля и Герберта Узллез. Между ни-
ми -= столетия капиталистического pas-
BHTUA, которые уничтожили «шекспиров-
ского гордого Йомена» — эту основу ан-
тлийской пехоты, полуфеодальной arpap-
ной демократии ХУ столетия, «Утопии»
Томаса Мора и всей литературы эпохи
Возрождения. «Славная революция» 1689

era ENE ESF ERA PO LT TST PTT
Литературная газета
№ 29

Wa, сделала искусство

`М. ЛИФШИЦ

2 e
140 ЛЕТ
СО. ДНЯ РОЖДЕНИЯ
года, в которой господствующие классы
помирились друг. с другом за, счет ‘наро-
Шекспира более
невозможным, Сложились типичные. черты

буржуазной цивилизации в Англии: смесь
грубого эмпиризма и религиозного ханже-

ства, дух. компромисса, парламентский

кретинизм, коварство. внешней политики.
Только настоящие здвокаты народа-—поэт
Роберт Берне, тениальный публицист
Вильям Коббет — сохранили живые тра-
диции шекспировской Англии,

Энгельс однажды. заметил, что италь-

‘янская история создала «величественные

характеры недосягаемо-классического  со-
вершенства, от Данте до Гарибальди». И
TR же история породила смешные и пош-
лые маски, которые из жизни перешли в
комедию — маски Стганареля и Дулька-
мары. В правильности этого замечания
легко убедиться, если сравнить ‘классиче-
ские традиции итальянской культуры ©
современной фашистской комедией. У каж-
дого народа есть свои великие традипии
и свои комические маски, созданные 61%-
летиями унижения и господства чужезем-
ных или отечественных душителей.

Подобно ‘всякому тениальному писате-
лю, Бальзак принадлежит всему челове-
честву, Но вместо ©. тем его творчество
звключает в себе черты французкого на-
ционального характера. 06 этом аапио-
нальном характере можно получить пре-
вратное представление, если судить о нем
по дипломатической истории мюнхенского
соглашения и некоторым другим явлениям
общественной жизни современной Фран-
ции.

Совсем ведавно писатель’. Жионо не
постеснялея осквернить французокую ли-
тературу похабным лозунгом: «Лучше
жить на коленях, чем умереть стоя».
Нельзя ‘отрицать того, что в етих явле-
ниях есть нечто от Станареля и Дулька-

зав, имеет

`ОНОРЭ-БАЛЬЗАК.

мары в худшем и далеко не веселом изда-
НИИ, а
Франция, которой принадлежит“, Баль-
другие ‚традиции. На исходе
мировой войны вышла. замечательная кни-
га Р. Роллана’ «Кола Брюньон», Этот Ко-
ла Брюньон о. был представителем целой
династии Брюньонов — простых людей,
жизнерадостных и трудолюбивых,  могу-
чих, Kak великаны Рабле. Династия
Врюньонов создала первый расцвет фран-
цузской культуры в эпоху Возрождения,
вынесла на своем горбу бремя религиоз-
ных войн, абсолютной монархии и бур-
жуазной цивилизации. Это были мирные
люди, но обладающие здоровенными ку-
Лаками и совсем не пацифисты во что
бы то ни стало. Потомки Кола Брюньона
участвовали в ‘разрушении Бастилии’ 14
июля 1789 г., они ‘защищали. француз-
скую землю OT нашествия пруссаков
и австрийцев. Глазное, чем обладала
эта замечательная порода людей, в чем
они были настоящими волшебниками, —
это талант к труду, труду, облагорожен-
ному искусством, беспокойное стремление
к высшему развитию всех заложенных в
человеке способностей. Без этой драго-
ценной черты’. французского ‘народа мыс не
имели бы ‘архитектурных созданий Леско
и Делорма, скульптуры Гужона, коллонады
Лувра, садов Ленотра, великолепной ли-
тературы, которая в течение столетий
служила образцом для подражаний.
Таковы национальные традиции, уна-
следованные Бальзаком. Одно из его про-
изведений называется” «Поиски абсолюта».

Это название можег служить девизом всей:

«Человеческой комедии». Главное содер-
manne романов Бальзака — ненасытное,
безграничное стремление от низшего к
высшему во всех’ областях человеческой
жизни, Ero Рафаэль из «Шагреневой кожи»
охвачен желанием изведать вее, что мо-
жет’ дать богатая васлаждениями жизнь.
Он погибает вследствие противоречия ме-
ду двумя словами; хотеть и мочь. Отец
Горио — мученик совершенной  роди-
‘тельской любви. Евгения Гранде — o6-
разец грандиозного  самопожертвования,

$

sf

\

Художник Френтофер стремится К 2бс0-  лая мускулатур» стиля проникают 6060й

‚ ютно верному изображению жизни, и эти

поиски совершенства становятся 6б0л63-
ненной манией, которая губит его карти-
ну: Блаэс жертвует Beem ради осущест-
вления несбыточной научной фантазии,
Растиньяк — гений честолюбия. Гобсек
накопляет сокровища, наслаждаясь цо-
тенциальной властью, которую заключает
В себе золото, он работает, как художник,

‚ исповедующий принцип «искусство ради

искусства». Бальзак ненавидит буржуаз-
ное общество. Это так. Он изображает
чудовищные, односторонние формы, кото-
рые принимает в. этом обществе развитие
могучей индивидуальности. Ho он ува-
жает в своих героях, даже наиболее 0т-
рицательных, величие характера, вирту-

‚озное преодоление трудностей любого жиз-

ненного материала, роковое стремление
вперед в достижении‘ поставленной цели,
В Бальзаку вполне применимо то, что
Маркс говорит о классике политической
экономии — Рикардо: «Рикардо рассмат-
ривает ‚ капиталистический способ произ-
водетва, как самый выгодный для произ-
водства вообще, как самый выгодный для
создания‘ богатства, и Рикардо вполне
прав для своей эпохи. Он’ хочет производ-
ства для производства и он прав. Возра-
жать На 970, как делали сантиментальные
противники Рикардо, указанием на то, что
производство, как таковое, не является же
самоцелью, значит забывать, что произ-
водетво ради производства есть не что
иное, как... развитие богатства человече-
ской природы, как самоцель. Если про-
тивопоставить этой цели благо отдельных
индивидов, Бак делал Сисмонди, то это
значит рждать, что развитие всего
человеческого рода должно быть задержа-
но ради обеспечения блага отдельных ин-
Дивидов, что, следовательно, нельзя вести,
& примёру скажем; никакой войны, ибо
война ведет к гибели отдельных лип».
` «Развитие богатства человеческой при-
роды, как самоцель» — вот формула для
определения жизненной илеи Бальзака. Его
герои не могут довольствоваться  расти-
тельным прозябаниём, овечьим блахополу=

nem. Его возмущает варварекое равноду-

шие, с которым рыцари туго. набитой
мошны взирают на гибель великолепных
сокровищ культуры и драгоценных чело-
веческих возможностей, поскольку все это
не затрагивает их сытого существования.
Героический богатырекий дух, превосходь

произведения Бальзака. Он нензвидит от
всей души миротворцев-филантропов, ко-
торые, пугая человечество   трудностями
пути, стремятся совлечь его се большой
дороги истории и упрятать в какую-то
призрачную хижину дяди Тома. Бальзак
готов предпочесть им деятелей революции:
Он набрасываег идеальный образ Мишеля
Кретьена, героя, баррикалной борьбы“ у’мо=
настыря Сен-Мери. Он-преклоняеётся перед

‚фигурой Палла Ферранте, созданной вооб-

ражением Стендаля, Ox говорит в ‘одной
из своих статей: «Путь мрачный‘ и 01
важный тений напишет прекрасное ‘про:
изведение и выведет в Hew республикан-
ца, затоворщика, который хочет превра-
тить всю Европу‘ в великую республику
и способен очаровать. читателя, =—— я ста-
ну рукоплескать этой статуе, восхищать-
ся ею, не ставя автору в упрек, Что он
изобразил Спартака, а нё Людовика ХУ».

Бальзак — фанатик всесторонне раз-
витой, большой культуры. Важется отран-
ным, что это преклонение перед. разви-
тием от низшего к выешему привело его
не к Спартаку, а именно к Людовику ХУ,
Как это произошло? В ‹«Крестьянах»
Бальзак рассказывает историю охного по-
местья, принадлежащего когда-то фаворит-
ке Генриха IV. Впоследствии’ оно перешло
к откупщику Буре, который истратил од-
нажды два миллиона на прием Людови-
ка ХУ. Капиталиот, . подарил  его- своей
любовнице, актрисе Латер. После бмерти
отставной куртизаики именье купил. раз-
ботатевший тенерал императорской reap-
дии — Монкорне, которого местное насе-
ление презрительно ‘‘окрестило «обойщи-
ком», Замок, парк, каменная ограда, па-
ВИЛЬОНЫ — В60  Это вместе было вамее
чательным памятником искусства й, не-
смотря на различные переделки, сохрани:
лось во всем своем бовершенстве.

Но’ затем наступил ‘конец, Крёетвяне
окружающих деревень рассматривали Tep-
риторию поместья как свою. законную е0б-
ственность, Цм не удалось разделить ев
между собой во время революции 1789—
1793 тг. по, руководимые деревенским
ростовщиком Ригу, они ведут постоянную
глухую борьбу против владельцев замка
й в конце концов побеждают, Поместье
Эг распродается по частям, его покупают
сельские богачи и’ снова пускают в обо-
рот, разделив на тысячи мелких Участь
ков. Брестьяне обмануты, буржуазная БЛИ-

ка торжествует, парк вырублен, ммх
разрушен. Вакханалия соботвенническог
свинетвз, как, страшный ¢cMepy, YAW
жила былое великодепие. Грядущая де
кратия казалась Бальзаку царством в
общей посредственности. «Какие оставим
мы после себя дворцы, дома, какие шиты
золотом-ткани?.; Мы готовим ‘вовруг Dapi-
жа вторую римскую ‹Бампанью, к
времени, когда’ пронесшийся‘ с севера ур
ган ‘разрушит наши ‹ дворцы ‘из гипс 1
все наше картонное великолепие»,

Чтобы. избожать ‘этой мрачной mp
спективы, Бальзак соглашается #8 2
бые условия.’ Власть ‘королей и твори,
банкиров и даже разботатевших «обойши
ков» кажется ему дешевой enol, sal
ченной за вохранение большой культуры.
Из элементов ученья Фурье и феодалы
го социализма он создает  неебыточную
социальную утопию. В «Сценах из 06715-
ской жизни» можно обнаружить даже fo
напартистские идеи. История зло посмел»
лась над этим доверием к выстих кл
вам. Империя Наполеона Ш явилась 310:
вещей карикатурой на класеовую идиллию,
придуманную Бальзаком в романах «Де
венский доктор» и «Сельский свящи“
ник», Флобер, писавший в, ту поту,
изобразил нам царство скуки и мощи
ского „эгоизма, гораздо более, мелкого, 95
эгоизм Растиньяка. После поражения [#*
рижской коммуны Сганарель и Дулькам
‘ра снова, торжествуют: в- правах «третье
республики». Чтобы понять дальнейше
загнивание высцгих классов, во Франция
нужно’ обратиться (к ленинским тетфаму
по империализму.

Бальзак Не ‘знал, что: иврвым усл
ем для сохранения и развития культуры
большого общественного масштаба являет“
ся уничтожение классов, Ho ory ommlsy
искупает превосходное искусство Бальб»
ка. Он посрамляет сегодняшних кобойши
Ков», которые“ ради своего «картонного 8
ликолепия» готовы ©покойно смотреть #8
разрушение ‘культуры,

Олин из героев Бальзака говорит, 04°
Щаясь к посредетвенным художниках
«Вы охватываете внешность жизни, 1,
не выражаете ее бъющего через край 12°,
бытка», Ощущение избытка жизни 06)
зует тайну мастеретва Бальзака. &Р838
тие богатства человеческой природы, #7
самоцель» — вот завещание великого 1°
aT обращенное к современным 1