В книжной лавке
писателей

В рабочем кабинете каждого писа-
теля центральное место занимает его
библиотека. Писатель не только биб-
лиофил — человек, любящий книгу, —
он собирает литературу и как
справочный материал, Поэтому для
литератора — вонрос, как и Tye
достать во-время нужную ему для
работы книгу и пополнить свою биб-
лиотеку, иногда вырастает в большую
проблему. И тут на помощь ему при-
ходит книжная лавка, i

Весной 1931 г. в Москве на Мохо-
вой, 22, впервые была открыта книж-
ная лавка. писателей. Здесь писатель
мог приобрести. не только антиквар-
ную книгу или. библиофильские изда-
НИЯ, НО И «рабочие» книги. Книжная
лавка подбирала для писателя по его
заявке нужные ему книги, не выпу-

„ Ская их в общую ‚продажу.

Полгода назад книжная лавка полу-
чила новое помещение (улица Горько-
го, 13). Сейчас ее книжный фонд 00-
ставляет свыше 30 тысяч томов Ha
сумму более 400 тысяч рублей.

Первыми приобретениями лавки, по-
ложившими начало образованию ее
книжных фондов, были: покупка  биб-
лиотеки у. наследников Ю. П. Барте-
нева (сына издателя журнала «Рус-
ский архив»), библиотеки проф. В. И.
Герье (русская история, искусство) и
У А. П. Савельева — прекрасной, ис-
ключительно подобранной коллекции
прижизненных изданий пушкинского
времени. Затем лавка приобрела кни-
ги Из библиотеки Бакуниных, библио-
теки Поленовых и Нарышкиных (Там-
бов), книги, оставшиеся после извест-
ного. собирателя Н. Н. Бирукова, ком-
плект журналов, издававшихся Н. И.
Новиковым, и, наконец, одним из ин-
тереснейших приобретений лавки была
покупка значительной части библиоте-
ки пушкиниста П. В. Щеголева, вклю:
чающей обширную и тщательно подоб-
ранную П. Е. Щеголевым «Пушкиниа-
ну» (прижизненные издания Пушки-
на, литература по изучению жизни и
творчества поэта, ‘редкие издания
ит. д.).

Сейчас книжная лавка находится в
ведении Литературного фонда СССР.
Интересным начинанием лавки являет-
ся открытие в январе этого года ком-
наты писателя библиотекой. Здесь
сосредоточен небольшой фонд — в
2.000 лучших книг, приобретенных
лавкой (редкие экземпляры букини-
стической литературы, книги по исто-
рии литературы, искусствознанию, от-
дельные, собрания сочинений класси-
ков ит. п.). Днем в этой комнате ча-
сто ‘можно увидеть писателей, литера-
туроведов, критиков. Постоянные по-
сетители книжной лавки: Вл. Лидин
(бессменный председатель Гписатель-
ской лавочной комиссии), Л. Леонов,
Н. Погодин, П. Павленко, А. Виногра-
дов, критики и литературоведы—Н.
Волков, Д. Блатой, В. Нейштадт, М.
Загорский. Бывают здесь и К. Федин,
К. Тренев, Ф. Гладков, Г. Фиш, М.

Зенкевич, Вас. Гроссман, Д. Яковлев.

Выставка

творчества.

За многие годы собирания произведе-
ний народного творчества ни разу еще не
был организован показ лучших его образ:
цов. Между тем, богатства фольклора на-
родов нашей страны неисчерпаемы.
бранные за последние годы, эти произ-
ведения отражают изменения в психоло-
тии и сознании народных масс за годы
революции, ;

Вот. поэтому такой интерес. и .представ-
ляет фольклорная выставка Государствен-
ного литературного музея, открывающаяся
на-днях в Центральном парке культуры и
отдыха им. Горького.

В четырех залах размещен материал вы-
ставки. В первом, основном зале писатель
ознякомится с произведениями, отражаю-
щими героическую борьбу русского наро-
да за свою независимость.

Борьба с половцами, татарами, с поль-
скими интервентами (1612 г.), отечествен-
ная война 1812 года, замечательный геро-
изм народа в гражданскую войну, его го-
товность в любой момент встать на защи-`
ту родины (события в районе озера Ха-
сан) нашли свое яркое и полное `выраже-
ние в былинах, исторических песнях, в
боевой революционной песне нашего вре-
мени.

О классовой борьбе, крепостном праве,
быте и борьбе рабочих 0 своими при-
теснителями, о крестьянских революцион-
ных движениях Разина и Пугачева, меч-
тах и ожиданиях трудящихся, воплощен-
ных в сказках, песнях, легендах, расска-
жет второй зал выставки.

Третий зал ознакомит посетителя с про-
изведениями, отражающими ‘нашу совре-
менность.

°’ ВТОРЫЕ ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Институт мировой литературы имени ДА.
М. Горького провел 16 и 17 июня в Мос-
ковском клубе писателей вторые горьков-
ские чтения.

Наиболее широкий интерес вызвал. пер-
вый раздел чтений — доклад М. Юнович
о вновь найденной работе А, М. Горького
пс истории русской литературы.

Из переписки А. М. Горького было из-
вестно, что в 1907—1908 гг, он был увле-
чен мыслью написать «Историю литерату-
ры для народа». В архиве А. М. Горько-
To действительно нашлась черновая руко-
пись, которая является незавершенным во-
площением этого замысла. Из текста ру-
кописи видно, что многие страницы и от-

ельные главы утеряны. Однако благодаря
в На. наброскам плана и ука-
заниям в тексте сотрудникам Института
мировой литературы М. Юнович и И. Ла-
дыжникову удалось восстановить автор-
ский замысел.

Во вступительной части к «Истории ли-
тературы» А. М. Горький дает теоретичес-
кое определение сущности литературы и
путей развития русской литературы. На-
чинается «История» очерком литературы
ХУШ века, заканчивающимся характери-
стикой Радищева и Новикова. Переходя
к Жуковскому, М. Горький дает обзор ва-
палноевропейского романтизма,

Пушкина А; М. Горький выделяет как
первого народного поэта, для которого ли-
тература была «национальным делом пер-

Литературная газета
№ 34

Уполн. Главлита Б-—3368

Издания 1789 г. Книга эта, уничтожен-

известна всего в двух экземплярах, один

ти купил артист

ние Н. П. Полякова. 1872 г. Первый

ти отсутствует в лавке,

ляют тт. Г. Фиш и А, Яковлев, —
лавкал не проводит организованных ва-
купок книг по всем букинистическим
магазинам,

книгах. И, конечно, расширить ассор-
тимент
МОГИЗ, который

Посещают лавку писатели Ленингра-
да, Тбилиси, Горького и других горо-
дов страны,

Но не только писатели являются
постоянными посетителями книжной
лавки. Здесь можно встретить и биб-
лиофилов — работников искусств. Ар-
тист Н. П. Смирнов-Сокольский, 00-
бравший в своей библиотеке редкую
коллекцию. книг — ‘свыше 10.000 то-
мов, приобрел немало  уникумов в
лавке писателей. Среди них: ком-
плект — шесть номеров — редчайше-
го придворного журнала «Для немно-
тих», издававшегося Жуковским в
крайне ограниченном количестве экзе-
мпляров, «Житие Федора Васильевича
Ушакова, с приобщением некоторых
его сочинений». Труд Радищева. СПб. ›

ная во время преследования Радищева,

из которых находится в библиотеке
Смирнова-Сокольского. Редчайние кни-
библиофил и в
книжном  букинистическом магазине
МОГИЗ № 14 на Кузнецком мосту;
первое издание на русском языке
«Капитала» Карла Маркса (Спб., изда-‘

том), П. В. Шумахер «Для всякого
употребления». 1872 г. Первый сбор-
ник стихотворений Шумахера, со-
жженный в типографии. Уцелел один
корректурный экземпляр с автогра-
фом автора: «Единственный уцелев-
ший экземпляр дарю Н. С. Соколов-
скому». +

Мы беседовали 6 писателями В. Ли-
диным, А. Яковлевым, Г. Фишем. Они
единодушно отмечали большую цен-
ность книжной лавки писателей. Од-
нако законны требования писателей
превратить лавку в подлинно куль-
турное учреждение. Писатели считают
необходимым устраивать в лавке вы-
ставки книг к литературным датам.
А тлавное требование к своей книж-
ной лавке — приобретать новейшую
современную литературу, которая поч-
Необходимо
наладить более оперативное обслужи-
вание писателей букинистической и
современной книгой. Почему, — зваяв-

предварительно  опросив
писателей на дому, в каких книгах
они сейчас нуждаются. Надо также
немедленно ставить в известность пи-
сателя о всех получаемых интересных

современной литературы.
в прошлые годы
снабжал лавку писателей новейшей
литературой издательств, должен во-
зобновить обслуживание лавки совре-
менной книгой. р :
Литфонд, в ведении которого нахо-
дится лавка писателей, должен урегу-
лировать вопросы = организованного
снабжения писателя книгой.

А. КРУПНОВ. °

народного

5 у
‚® В многообразных жанрах советского
фольклора народ рассказывает ‘о победах
социалистического строя, о расцвете’ на-
шей родины, о великой дружбе народов
многонационального Советского Союза, о
вождях трудящихся всего мира — Ленине
и Сталине.

Выставка ставит’ своей задачей не толь-
ко показать лучшие образцы народного
творчества, но и дать практические на-
выки по собиранию произведений фоль-
клора. Для этого при выставке создан спе-
циальный кабинет фольклориста, где пред-
ставлен материал по историографии фоль-
клора, по методике’и организации его со-
бирания, по работе с отдельными масте-
рами устного художественного творчества.

Весь текстовой” материал. будет иллю-
стрирован художественными образцами на-
родного творчества. — орнаментом, народ-
ным лубком ХУШ и ХХ вв., а также
работами Репина, Вяснецова, Коровина, С0-
колова-Скаля, С. Герасимова и др.

Подитико-воспитательное  и, художествен-
ное вначение выставки огромно. Она бу-
дет интересна для учащихся школ и ву-
зов, для красноармейцев и широких сло-
ев трудящихся. Демонстрируя расцвет на-
родного творчества. наптего времени, вы-
ставка одновременно подводит итоги ра-

‚ проделанной советскими фольклори-
стами за последние годы,

В организации выставки Государствен-
ного литературного музея активное уча-
стие приняли научные сотрудники фоль-
клорного отдела музея и бригада москов-

ских фольклористов.
, ‚В. СИДЕЛЬНИКОВ,
С. ЖИСЛИНА

‘a

востепенной важности». Главе о Пушкине
предшествует сжатая характеристика дека-
бристского движения. Гоголь рассматри-
вается в связи с словянофильством. За
главой о Гоголе следует очерк развития
мещанства, в России. «В конце 30-х и на-
чале 40-х годов, — пишет Горький, —
в русское дворянское общество начикает
вторгаться разночинец». +

Широко освещен. Горьким коренной для
русской литературы ХГХ столетия вопрое
0 «дворянской самокритике», — в этой
главе Горький анализирует Онегина, Пе-
чорина, Бельтова, Рудина, попутно давая
характеристики Лермонтова и Туртенева.

Высоко оценивает А. М. Горький поэвию
Тараса Шевченко и противопоставляет ее
изображению крестьянства в произведени-
‘ях Тургенева, Григоровича и ранних про-
изведениях Л. Н. Толстого.

Большое место в связи с анализом ни-
гилизма и разработкой проблемы —инди-
видуализма отведено в «Истории» Писа-
реву. В

«История литературы» заканчивается
творческим портретом Л. Н. Толетого, чью
литературную деятельность А. М. Горький
считает, «итогом всего, пережитого русским
обществом за весь ХХ век». i

Неизменно сопоставляя в своей «Исто-
рии» прошлое русской литературы © ее
настоящим, А, М. Горький‘ упоминает и
ряд имен своих современников. Так, на-
пример, говоря о реакционном романтизме
20-х годов ХГХ столетия, Горький бичует
современных ему проповедников национа-
лизма и индивидуализма — Струве, Ме-
режковского, Бердяева, Арцыбашева.

Доклад П. Федотова был посвящен ран-

Р

ЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер., д. 26, тел. К. 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва,

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар,

ПО СТРАНИЦАМ
ЖУРНАЛОВ

« CMEHA>

На-днях выходит интересно задуман-
ный и хорошо выполненный шестой но-
мер журнала «Смена», he

Страницы журнала посвящены одной
теме — советской физкультуре и спорту.

В обращении к ‘читателям редакция
«Сменых пишет: «Наша
искусство мотли бы’ ярко и красочно по-
казать, вое разнообразие спорта. К сожа-
лению, за ‘очень редким исключением
(Кассиль в литературе, Дейнека в жи-
вописи), работники. искусств проявляют
равнодушие к этой теме. Недавно. вышел
роман Капицы «Боксеры». Роман плохой,
& читают его запоем, Tak как велика
жажда к спортивной литературе».

В номере помещены спортивные pac-
сказы: Льва Кассиля «Матч в Валенсии»,
катитана В. Дзалаева «Аркашка», заслу-
женного мастера оторта Н. Озолина
«Третья попытка» и Сем. Нариньяни «На
трэке». Интересны статьи Героев Совет-
ского Союза тт. М. Расковой — «Трени-
роваться изо дня в день», М. Громова —
«Занимайтесь гимнастикой», А. Ляпидев-
ского — «Опорт смелых» и беседа с
академиком А. А. Богомольцем о долго-
летии — «Жить втрое больше».

Номер хорошо оформлен.

«СОВЕТ ЭДЭБИАТЕ»

Вышел из печати № 3—4 журнала
«Совет Эдэбиате» (орган союза’ советских
писателей Татарии).

В отделе прозы журнала помещено не-
сколько небольших рассказов на современ-
ные’ темы. Рассказ Гарифа Галиева «На
пути» показывает рост культуры в татар-
ских колхозных аулах. Два рассказа К.
Басырова посвящены татарской советской
интеллигенции. «Солнечное счастье» Г. Аб-
сялямова рассказывает о том, как знаме-
нитый профессор-окулист Фролов возвра-
тил зрение бывшему красному партизану,
ныне активному колхознику Гафуру.

Особо внимания заслуживает появле-
ние на страницах «Совет Эдэбиате» двух
либретто. Первый акт из либретто «Тукай»
Ахмета Файзи охватывает события 1908
года, когда Тукай находился в городе
Уральске и служил. корректором в типо-
графии. В Уральске Тукяй писал первые
стихи и политические статьи о революции
1905 года,

Муса Жалил свое либретто «Атын Сач»
посвятил восстанию татарского и башкир-
ского народов против казанского ханства.

Журнал знакомит читателей с перевода-
ми стихов и поэм Т. Шевченко. Напеча-
таны «Катерина», в переводе Ахмета Фай-
зи, «Вместе росли» в переводе Нур-Баяна
и несколько лирических стихов в перево-
де Х. Туфана.

Из критических статей номера надо от-
‘метить интересную статью М, Гали о са-
тирической поэме Тукая «Новый Кисек-
баш».

(Foe eee

К юбилею
Коста Хетагурова

80-летие со дня рождения
поэта Осетии Коста Хетагурова, исполня-
ющееся в октябре этого года, будет боль-
шим культурным праздником не только
осетинского народа, но и всего CCCP.
“Для празднования юбилея образованы
комитеты при Совнаркоме Северо-Осетин-
ской АССР и при союзе советских писа-
телей СССР. к
В Северо-Осетинской АССР ведется ин-
тенсивная подготовка. к юбилею. Готовится
Е печати четырехтомное академическое из-
дание сочинений Носта Хетагурова, в ко-
торое войдут не опубликованные до сих
пор произведения и переписка поэта.
Лучшие произведения Хетагурова, соб-
ранные в книге «Ирон Фандыр» («Осетин-
ская лира»), должны стать известными
всем народам Советского Союза. Для из-
дания этой книги на русском языке и
языках братских народов бригала осетин-
CRUX писателей готовит подстрочный пе-
ревод. Другая бригада писателей Осетии
занята переводом на родной язык стихот-
ворений Коста, написанных им по-русски.

По предложению Осетинского юбилейно-
го комитета, советские композиторы .пи-
шут музыку на тексты Коста. Городокой
театр в г. Орджоникидзе ставит_комедию
Коста «Дуня». Союз писателей об’явил
конкурс на лучшее художественное произ-
ведение о народном поэте’ Осетии.

В целях ‘увековечения памяти Коста
Хетагурова, Совнарком Северо-Осетинской
АССР постановил воздвигнуть в г. Орд-
жоникидзе к юбилею памятник о народ-
ного поэта. .

Однотомник произведёний Коста, готовит
к печати Гослитиздат под’ редакцией В.
Казина, в переводах поэтов П. Антоколь.
ского, В. Аврущенко, Б. Брика, Ю, Вер-
ховского, М. Голодного, В. Казина, Д. Кед-
рина, В. Лебедева-Кумача. С. Михалкова
и Н, Ушакова. Предисловие об осетинской
поэзии и творчестве Коста Хетагурова пи-
шет для однотомника председатель Сов-
наркома Северной Осетии тов. К. Д. Кулов.

ней публицистике Горького — его фэль-
етонам и рассказам самарского и нижего-
родского периодов.

Докладчик привел любопытную стати-
стику: за 1892—9098 тг. А. М. Горьким бы-
Ло написано 471 произведение, из которых
в полное собрание сочинений писателя
вошло только 31. По отдельным годам не-
соответствие еще более резкое. Так, в
1896 г. А. М. Горький написал 200 рас-
сказов, очерков и эскизов, из них в соб-
рание его сочинений вошли только два.

И. Лупнол выступил © интересным док-
ладом о дидактической поэме «Человек»,
появившейся в первом сборнике «Зна-
мя», Поэма эта явилась программным до-
кументом, своего рода философским обоб-
щением всего того, что было написано
Горьким в его более ранних произведе-
ниях. Г

По первоначальному замыслу, поэма
должна была иметь продолжение, А. М.
Горький хотел вывести мещанина, шест-
вующего в отдалении от Человека и опош-
ляющего плоды его творчества. Но работа
=a продолжением осталась незавершен-
ной,

Поэма «Человек» — этот революционный
манифест — была встречена в штыки в
буржуазном латере, за единичными исклю-
чениями. Интересно отметить, что, в отли-
чие от других буржуазных деятелей, при-
ветствовал появление «Человека» Стасов,
назвавший это произведение «великим про-
должением великих национальных созда-
ний», .

Одним А обвинений, выдвинутых бур-
жуазной печатью против «Человека», было
то, что Горький в этом произведении яко-
бы издевается над чувствами человека.

*

литература и

народного

НОВЫЕ КИГИ

Государственное — издательство
жественная литература»
дни выпускает ряд книги
сателей. i

— Скотт Ниринг «Свободнорожденни,
Перевод с английского Д. М, Торф

Роман о трагической судьбе Нетров
калиталистической Америке В м
ярко показаны чудовищные фору №
сового угнетения — суд Линча, LOTpowy 5
негритянских кварталах Yyrayo, Ove,
тепло обрисован главный терой — ци
дой негр Джим, который становится в
тивным участником революционно! боры

— Ричард Олдингтон «Истинный Diy
Перевод с английского М, Е, Абу
Рисунки Г. Неменовой,
  Главный герой романа «Истинный Dith
(в другом переводе «Сущий рай») _
Крис Хейлин, отпрыск  разорявщен,
буржуазной семьи. › История ето МЫ
сомнений, честного искания новых пум
составляет содержание романа,
Сигрид Унсет «Кристин доз Ja,
ранса»,

Книга является. вторым томом Hoty,
ческой трилогии, написанной BEALE y
норвежской писательницей, мастером ди,
хологического романа, в 1920—2 п

В первом томе, изданном Гослитиздаиу Й
в 1935 г., на фоне средневекового феодаль
ного крестьянского быта Норвегии, ¢
патриархальностью и суровой семени
моралью, показаны Формирование и т.
шевный рост «девушки Кристин, дозе
богатого землевладельца, полюбивней в,
преки запретам религии, морали и «бл
разумия» рыцаря Орленда.

Второй том трилогии посвящен Ron
Кристин в доме мужа, историй рождан
и воспитания ее сыновей. Её’ любовь +
торжеством побеждает всё’ жизнелнь
препятствия.

— Эптон Синклер «Автомобильный yp,
роль». История фордовской Америки, [&
ревод с английского М. Урнова,
` Новое издание книги 9. Синклера р
сует путь Генри Форда, фт «коляски (
лошади», которую скромный mney,
лектрической компании соботвенноручи
смастерил в сарайчике, до «фордовеи
империи». Автор беспощадно срыми
маску лицемерия с этого «идеалиста», и,
тавшего об общем благе и кончине
фэлнизмом.

— Аняа Зегерс  «Освобождение», [в
вод с немецкого В. Станевич.

Последний ‘роман антифашистской m
сательницы-коммунистки А. Berepe (в)
тора переведенных ‘на русский язык
манов «Восстание рыбажов».  «Оцененни
голова» и «Путь через февраль») позе
щен пролетарской Германии в ыы
шистские и фашистские дни.

EE
Редакционная коллегия: В, ВИШНЕ
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. родам)
В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИ
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕВ

yy
B Gana,
ностранных Th

художеств в Ленинграде состоится за-
щита дипломных. работ студентами, окончившими академию, На снимке; сту-

22 июня во Всероссийской академии

«Ледовое побоище».

нтка академии Ю. Н. Траузе у своей дипломной работы
Е. т я Фотохроника ТАСС.

ooo

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
КАЗУСЫ

В своем романе «Это началось в Ко-
канде...» Н. Никитин («Звезда» № 4) на
странице 59 пишет: «В розыскных доку-
ментах, высланных из Коканда в Таш-
кент по поводу исчезновения коменданта
Кокандокой крепости, не упоминалось о
TOM, что комендант Зайченко не   имеет
левой руки. ‘Не то канцеляристы забы-
ли об этом; не то упустили. это при пе-
реписке».

С канцеляристами ‘мог, произойти та-
кой казус, но что случилось © писателем
Никитиным?

Узнав из первой страницы романа, что
Зайченко «в боях, под Двинском потерял
левую руку», читатель на следующей
странице уже не верит своим глазам:
«у Зайченко полные руки вещей». На
странице 58-й Зайченко «сжал кулаки»
и ‘«наблюдал: дрожат ли у него руки»,
а Варя «вцепилась .в него, схватила 3a

руки».

Н. ОГНЕВ

22 июня исполняется годовщина со дня
смерти Михаила Григорьевича Огнева. Та-
лантливый писатель, друг молодежи, Ми-
хаил Григорьевич все свое творчество по-
святил воспитанию поколения новых
людей.

Лучшие произведения Н.  Огнева  «Днев-
ник Кости Рябцева», «Исход. Никпетожа»,
«Комиссар и Ершист»  рисуют яркие об-
разы детей и подростков, глубоко и прав-
диво показывают рост нашей молодежи,
ставят проблему коммунистического вос-
питания новых людей.

Уже после смерти Михаила Гриторье-
вича вышел сборник его рассказов «Право
полета», проникнутый подлинной человеч-
ностью и оптимизмом.

В лице Михаила Григорьевича совете
ская’ литература, потеряла не только боль?
moro MacTepa, но и чуткого друга“ лите-
ратурной молодежи, увлеченного и талант-
ливого редактора.

Особенно остро ощущает эту утрату кол.
лектив «Октября», в котором Михаил Гри-
горьевич работал последние годы своей
жизни. Не стало неутомимого работника
и близкого отвывчивого товарища, Нельзя
вспомнить без волнения и теплого чувст-
ва, как терпеливо и настойчиво работал
Михаил Григорьевич с рукописью начина-
ющего, как умел он в растянутом несклад-
ном повествовании. обнаружить ростки’
подлинного таланта, как умел проникнуть
в замысел неопытного автора, ‘поднять его,
помогать ему осуществляться и расти;
Михаил Григорьевич никотда не навязы-
вал молодому писателю своих вкусов и
своей литературной манеры, он лишь по-
могал автору глубже осознать себя само-
го, полнее выявить свою творческую ин- .
дивидуальность.

Всякий раз, когда в редакцию попадает
талантливая, но сырая вещь, над кото-
рой нужно долго работать, терпеливо, шаг
за` шагом ведя ‘автора к овладению его
материалом, мы © новой силой. ощущаем
нашу утрату. Трудно найти такого . чут-
кого, внимательного и талантливого ру-
ководителя писательской молодежи, как
Михаил Григорьевич —^ писатель, редак-
тор и друг, aut

Ф. ПАНФЕРОВ, В. ИЛЬЕНК

ВЕНЦЕВ, А. ЧАКОВ

НА, Л. СКОРИНО,

НОВА. , }

kk

Если вас спросят, под каким именем
известен в истории английский  королв
Ричард и вы уверенно заявите: «Ри-
чард Львиное сердце», будет легко обна-
ружить полное ваше невежество. Король
Ричард, оказывается. известен под име-
нем МЛеди Эдит Плантатенет. Чтобы убе-
диться в этом, откройте стр. 203 романа
Вальтер Скотта «Ричард Львиное сердце»,
изд. Гослитиздата, перевод Ст: Вольекого.
Не пытайтесь искать поправки в списке
опечаток. Ее там нет,

ххх

Кинотеатр «Художественный» в г, ГорБ-
ком при участии  тазеты «Горьковская
коммуна» показал чудеса ’ сценарного
‘искусства. В об’явлении\ от 6 июня о
кинофильме напечатано: «Шел солдате
фронта» по известному роману В. Катае-
ва «Белеет парус одинокий».

ПО СОВЕТСКОЙ
° СТРАНЕ
АДЫГЕЯ

На общем собрании адытейского отде*
ления ССП в члены союза принят поэт
Шабан Кубов, автор многочисленных сти-
хов и песен, распеваемых по всей Адыгее:
Некоторые песни поэта залисаны на грам-
мофонные пластинки. Кубов является ав-
тором первого букваря на ‘адытейском
языке. («Адыгейская правда»):

АРМЕНИЯ

.

Дом народного творчества Армянской
ССР собрал в этом году 2500 народных
пословиц и поговорок. Собранный мате-
риал систематизируется и подготовляется
к печати. Записано также 700 народных
мелодий, застольные тосты и др. («Комму-
нист»),

ТУРКМЕНИЯ
Молодой драматург Р. Беньяш закончил

московский

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ
И ЛИТЕРАТУРЫ

(Сокольники, Ростокинокий проезд, 18-8),

ОБ’ЯВЛЯЕТ 0 ЗАЩИТЕ
ДИССЕРТАЦИИ

НА ОТКРЫТОМ ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА;

20 июня в 6 час. вечера
на соискание ученой степени канли
дата философских наук:
ПСАХАЛТУЕВ А. А. — «Философские
основы мировоззрения Пушкина»
Оппоненты: проф. Бродский Н. Л.
проф. Гагарин A. I,

‘Рецензент: академик Луппол И, К,

OB, A. NEP-
СКИЙ, 3. КЕДРИ-
С. ШТУТ, М, ТОЛ-

\

`В. Ю. Мусин-Пушкин

Умер драматург Всеволод Юрьевич Му-
син-Пушкин. Его пьесы шли в Москве и
провинции, ° издавались в сборниках
ЦЕДРА\Ма и; Гослитиздата. ‘Тяжелая. бо:
лезнь (опонделез) в течение многих лет
лишала В. Ю. возможности выходить из
дома. Но физические страдания не по-
дорвали его любви к жизни, которая би-
лась ключом за стенами его ‚комнаты,

Крупозное воспаление легких в не-
сколько дней унесло в могилу этою пре-
красного человека, память о котором на-
всегда сохранится в кругу его ей и
ОЕ ругу друз

25 июня в 6, час, вечера
на соискание ученой степени канди’
дата филологических наук:
БЕЛКИНА М. А. — Светская повесть
тридцатых годов и «Княгиня Ли
говская» Лермонтова.
Оппоненты: проф. Благой Д.
проф. Нейман Б, В,

\

пьесу «Сеиди» из жизни классика турк- Народный артист РСФСР М. ЛЕНИН, РЫСКИН Б. О.—«Синтаксис Косве
менской литературы ХГХ века  Сеиди, проф. Н. ГУДЗИЙ, `Б, ГРИФЦОВ, _ ных падежей и развитие заменяю’
Свою пьесу Р. Беньяш посвятил народ- С.  ШЕРВИНСКИЙ, М. —МАРИЧ, щих их предложных конструкций
ному артисту ет Аман Кульмаме- В ЛЬ ЕВА С. ГОЛУБОВ, немецком. языке».

дову, который будет играть в пьесе глав- Е ‚› С. МЯТЕЖНЫЙ, А, БА- i
ную роль. («Комсомолец Туркменистана»). ЛАГИН, ane ФРЕЛИХ, ВЕТИ- rei ai Hp к ий

лов, СОКОЛОВСКАЯ, СОСНОВСКАЯ.

> УВ]
NPEBOCKOANAN
SAK SIGKA

ли» 8

КАРА-КАЛПАКИЯ

В Турткуле организованы две группы
поэтов-переводчиков ‘произведений Навой.
К юбилею будет подготовлен сборник его
произведений «Чар диван» на’  каракал-
пакском языке. В сборник войдет 6000
стихов. Будет издан также `отрывбк из
поэмы «Фархад и Ширин» ” (12 тысяч
строк). Над переводами работают поэты
M.» Дарибаев, Ж. Аймурзаев, JI, Назбер-
тенов, А. Бегимов и А. Шамуратов («Со-
ветская Кара-Калпакия»),

ag
г]

sag hs Sey
SLI, SY
QD Ore ey
o>  >.
rr

ey
if
#

iS

v2
Poa Mh р! +

“у

Лишним опровержением этой клеветы
являются строки, почему-то отсутствовав-
шие в печатной редакции, но имеющиеся
в машинописной редакции «Человека».

«Они (чувства) — руда, богатая метал-
лом, и Мысль чудесным пламенем своим
всегда стремится массу их расплавить,
чтобы из хаоса животных вожделений, из
примесей тяжелых и ненужных освободить
сверкающее злато — р, живую
душу Человека»:

Поэма «Человек», — приходит к выводу
И. Луппол, — была документом громадно-
го историко-литературного значения.

Первый день чтений закончился докла-
дом А. Свободова, характеризовавшего ра=
нее творчество А. М. Горького на примере
рассказа «Исключительный факт» (1893 г.)
и других.

Второй день чтений начался докладом

Волкова «Горький и дэмократическая
литература начала ХГХ века». Доклад раз-
вернул обширный, в значительной части
неопубликованный материал о литератур-
ной жизни. первых ‘десятилетий ХХ века
и руководящей роли Горького в деле спло-
чения демократических сил литературы.

Творческую историю ненаписанной Горь-
ким повести «Сын» представил в своем
докладе С. Касторский, Эта повесть была
задумана Горьким как продолжение «Ма-
тери», в ней он хотел дать образ героя
пролетариата, сына революции. Эскизами
к этой повести являются рассказы «Лето»,
«Мордовка» и «Романтик». A

Чтения закончились докладом Н. Белки»
ной 0б образз «Клима Самгина».

с, ипполитов.

ны

р

В `

за

САУ

ъ

ы :
IN DESIST ANT
; rE) ?
В МАГАЗИНАХ ГЛАВРЫБСБЫ ТА, ГАСТРОНОМ

БАКАЛЕЯ  В РЕСТОРАНАХ и БУФЕТАХ.
‘

(tapxoupudnpom Cccp блабрыбсбыт

Б. Гнездниковский, 10,