Вл. Одоевский о Шетое Ё

По неопубликованным материалам

Работа Пушкина над «Историей Пе-
тра» интересовала многих его совре-
менников. М. А. Корф, А. Я. Вильсон
и другие посылали ему материалы.

Вл. Одоевский, с 1836 года один из
ближайших сотрудников Пушкина по
«Современнику», конечно, знал O pa-
боте Пушкина над историей Петра; и
как бы стремясь продолжить эту ра-
боту великого поэта, Одоевский писал
в 1850-х годах «Опыт возможности
истории Петра Великого».

«Нет важных минут в жизни про-
свещенного русского человека, в ко-
торые ум его невольно не обращался

бы в мысли о Петре Великом», — пи-

сал в этом «Опыте» Одоевский.

‚ Публикуемые ниже два отрывка
1850-х годов тематически связаны с
«Опытом возможности истории Петра
Великого». Повидимому, Вл. Одоевский
готовился выступить против славяно-
филов © защитой Петра, о доказатель-
ством, что его реформы органически
вытекали из развития России. В этом
плане очень характерно заглавие пер-
BOH заметки: «Элементы народные».

«Обвинять Петра Г, — писал Одоев-
ский, — в том, что он привил Рос-
сии просвещение, которое остановило
развитие какого-то собственно-русского
просвещения, — точнс как обвинить
садовника, зачем он привил махровую
розу на шиповнике. Роза не изменяет
шиповника. он остается весь прежний,
лишь прививка на новом сучке де-
лается сильнее, ибо получает новую
пищу. К тому же прививаются толь-
ко растения де некоторой стенени од-
нородные; если бы характер русско-
го духа не соответствовал Петрову
просвещению, оно бы не привилось к
России». Е :

В этой заметке в скрытой форме
чувствуется протест против официаль-
ной народности, стремление доказать,
что «элементы народные» заключаются
не в каком-то  «соботвенно-русском

просвещении», что характер «Петрова

просвещения» действительно соответ-

ствовал «характеру русского духа». .
Вторая заметка, без заглавия, мо-

жет быть отнесена тоже к 1850-м го-
дам. Это набросок резко полемической
статьи.

«Я не поручусь, чтобы между теми
людьми, которые у нас’ так сильно
кричат против просвещения, не было
тайных агентов европейских. враждеб-
ных держав, которых пугает степень,
„которой может достигнуть сила Рос-
сии, развитая просвещением, — кото-
рые войною остановить это развитие
боятся, а предпочитают лучше пугать
правительство и действовать подлей-
шим образом для остановления семе-
ни, посеянного Петром Великим».

В набросках Вл. Одоевский как бы
развивает мысль Пушкина об указах
Петра № «писанных для вечности». В
этой связи особенно любопытна послед-
няя заметка, в которой развитие Рос-
сии, современной Одоевскому, рассма-
тривается как результат «семени, посе-
янного Петром Великим».

Характерен и такой факт. Напеча“
танный Одоевским в 1840 году рассказ
«Южный берег Финляндии в начале
ХУШ века» и в характеристике Пет-
ра и в описании России очень бли-
зок к «Арапу Петра Великого» Пуш-
кина, Иногда совпадение почти тек-
стуальное, позволяющее говорить о не-
посредственном ‘влиянии ‘ Пушкина.
Сравните описание России в «Арапе
Петра Великого»: «Россия представля-
лась Ибрагиму огромной мастерскою,
где движутся одни машины...» и т. д.
с текстом Вл. Одоевского: «Россия по-
ходила на огромную машину, которой
необ’ятная сила, не знала границ; не-
доставало лишь маятника, который бы’
этой силе дал равномерное движе-
ние>.

Публикуемые заметки еще раз под-
черкивают, насколько актуальна бы-
ла тема Петра ТГ в первой трети ХХ
века,

‚Не случайно современники Пушкина
не только внимательно следили 3a ра-
ботой Пушкина над Петром Т, но и
сами стремились поставить эту ‘тему.

Е. ГЛАДКОВА,

Русские писатели
о литературе

Издательство «Советский писатель» пред-
приняло издание трехтомника «Русские
писатели о литературе».

«Предлагаемый труд, — говорится в
предисловии, — является первым в на-
шем литературоведении опытом системати-
ческого свода главнейших высказываний
крупнейших мастеров. слова. русских писа-
телей ХУШ — ХХ вв. о литературе и
искусстве.

Высказывания охватывают, примерно,
следующий круг вопросов: природа и на-
значение художественного творчества: за-
дачи искусства и литературы, социальная
роль литературы, понимание задач писа-
теля. художественный образ и его значе-
ние ит. п.; процесс художественного твор-
чества: возникновение замысла, отбор мя-
териала действительности, путь работы,
процесс словесного оформления, внешние
и внутренние условия творческого процес-
са, роль воображения («интуиция», «вдох-
новение» и т. п.); художественный метод:
тема и приемы ее раскрытия, работа над
словом; стиль, композиция, сюжет и фа-
була, персонажи. ритмика и мелодика
стиха и т. п.».

Для этого издания использованы отрыв-
ки из писем, дневников, статей, записных
книжек, художественных произведений. В
отдельных случаях привлекаются неопуб-
ликованные архивные материалы.

Каждому тому предпослана краткая об-
зорная статья, содержащая общие характе-
ристики литературно-эстетических воззре-
ний писателей, включенных в том.

Трехтомник выходит под общей редак-
цией С. Балухатого.

ПРИОБРЕТЕНИЕ КАРТИН
ВРУБЕЛЯ И КИПРЕНСОГО

В течение июня Третьяковская галлерея
приобрела ряд ценных картин. Из Киева
была доставлена картина Н. Врубеля «Ис-
пания». Большое полотно изображает сце-
ну в кабачке; на темном фоне фигуры
испанки в кружевной шали и двух ис-
панцев. Эта одна из лучших картин Вру-
беля была воспроизведена в монографии
о Врубеле, написанной Ереминым и из-
данной в 1911 году. До последних дней
картина находилась в частных руках, в
Киеве.

Куплена картина 0. Кипренского «Ав-
топортрет», изображающая художника в
молодости.

В 1912 году «Автопортрет» однажды по-
явился в Петербурге на выставке, устро-
енной обществом закупки и сохранения
в России памятников искусства. А затем
судьба его до настоящего времени была
неизвестна. Картина прекрасно сохрани-
лась.

«Прорыв
в печать

Фонды Государственной центральной
библиотеки иностранной литературы.‘ по-
полнились значительным количеством но-
вых книг -- произведениями американ-
ских, английских, французских, немецких,
скандинавских и итальянских писателей.
Среди новых поступлений библиотеки —
романы, сборники новелл, книги художе-
ственных очерков, большие томы по исто-
рии литературы, лингвистике и литерату-
роведению.

Среди книг, полученных ‘из Америки,
имеется сборник воспоминаний крупных
американских и английских писателей о
том, как они начали свою работу в пе-
чати. В сборнике «Прорыв в печать» Ha-
печатаны мемуарные очерки 20 крупней-
ших американских и английских писате-
лей. Эти очерки явились в свое время от-
ветом на запрос редактора журнала «Ко-
лофон».   ‘

Следует 0собо отметить в сборнике
статью Шервуда Андерсена, который и
после того, как ‘начал. писатб, вынужден.
был в течение 15 лет зарабатывать” на
жизнь, работая агентом рекламной фирмы;
Многие из своих первых рассказов Андер-
сен писал вперемежку с об’явлениями или
в рекламной конторе во время деловых
раз’ездов. Теодор  Драйзер рассказывает в
своих воспоминаниях о злоключениях с
рукописью книги «Сестра Керри», которую
все буржуазные издательства отклонили.

Негритянские писатели Америки пред-
ставлены в новых поступлениях книгами
Р. Райта, Лентстона Хьюза и др. Ричард
Райт — очень колоритная ‘фигура в аме-
риканской литературе. В юности он ра-
Goran батраком, газетчиком, ‘лифтером,
подметальщиком улиц, клерком. Занимать-
ся литературой Райт начал в 1934 г., на-
печатав серию стихов в левых американ-
ских журналах. За книгу «Дети дяди
Тома» Р. Райт получил три литературных
премии — на всеамериканском националь-
ном литературном конкурсе, организован-
ном журналом «Сгори» для писателей,
работающих по заданиям федеральной ор-
танизации помощи безработным, премию
имени 0. Генри и гугенхеймовскую пре-
MED.

ВЕЧЕР
‚ ЭМИЛЯ МАДАРАСА

5 июля филиал Государственной цент“
ральной библиотеки иностранной литера-
туры в Сокольническом парке культуры
и отдыха организует вечер, посвящен-
ный творчеству венгерского антифашист-
ского поэта Эмиля Мадараса. Вступитель-
ное слово о поэте скажет Михаил Голод-
ный. С докладом о творчестве Мадарахса,
выступит С. Левман. а

Песни и сказки-

на службу народу

ники, ашуги, акыны, бахши, тголосистые
певцы нашей родины, в вам обращено на-
ше слово!

Мы собрались в нашей красавице-сто-
лице,  воспетой и. прославленной на
языках и наречиях всех племен и на-
родов нашей великой ‘страны. 0 таких го-
родах, как Москва, народ в старину по-
мышлял только в сказках.

Сама Москва — столица советского го-
сударства, это — город-сказка, город-чу-
до. Под самые облака вознеслись крыши
новых дворцов. За облаками звезды на
небе блекнут от наших звезд из камней
драгоценных. Они подняты большевиками

сияет свет сталинской правды. У священ-
ной кремлевской стены в чудном гробе
хрустальном лежит в мавзолее дорогой
наш Ильич — великий зачинатель мно-
гославного дела строительства социализма.
За кремлевской стеной живет наша ра-
дость и любовь, наша сила и мудрость,
наша гордость и слава, наш отец и учи-
тель — великий вождь народов товарищ

Малин. 7

Много с’ездов, собраний и слетов виде-
ла Москва, но впервые здесь собрались
на слет ревнители песенного слова, ска-
зочники, былинщики,  сказители новин
про нашу счастливую жизнь, про наших
славных вождей, про всех хороших людей,
про их невиданные дела.

Нам еще раз рассказали © великом

ХУШ с’езде большевистской партии, и те-
перь мудрость сталинских слов, прогре-
мевших над всем миром, стала для нас
еще роднее и ближе.

Нам рассказали о решениях с’езда, и
мы снова и снова слушали эту живую
легенду, которая краше всех легенд, сно-

ва и снова убеждались, как многодельны  :

и многодумны дела советского народа. Нам
показали все чудеса и ‘диковинки, все,
чем богата и славна Москва, и в любом
из этих чудес мы видели богатство и сла-
ву нашей родины.

Й всюду, где бы мы ни ходили, что бы
мы ни смотрели, от всех людей мы видели
уважение и почет. В нашей стране ска-
зителей ценят, их простым бесхитрост-
ным словом дорожат, недаром лучшие из
нас удостоились высших почестей и на-
град — орденов Советекото Союза.

Товарищи сказители! Ham народ, герои-
ческий, мудрый, трудолюбивый советский
народ, за годы двух сталинских пятиле-
ток совершил многое множество великих
и преславных дел. В новой пятилетке на-
ши планы шатнули еще дальше. Мы вы-
строим новыю города, воздвигнем новые
дворцы, заводы, фабрики и МТС, пустим
на поля миллионы новых машин, выста-
вим на границах новые заставы богатыр-

над всей землей советской, и от каждой  .
  звезды в пять лучей по всему белу-свету

Обращение участников слета сказителей в  Москве
ко всем сказителям Советского Союза

Товарищи сказители, кобзари и лир-  ские, чтобы родина наша была вконец не-

подступна для всяких ворогов. И. эту но-
вую, чудную сказку надо сделать былью.

Мы, сказители, не можем стоять в сто-
роне от великих дел нашей страны... Мы
помогали, помогаем и будем помогать пар-
тии ковать народное счастье, строить на-
шу. счастливую жизнь. В годы, когда по
нашей стране гремели громкие громы ре-
волюции, сказители шли в голове отрядов
Ирасной Армии. Сказками и песнями они
помогали крушить врага. Песни и сказки,
шутки и прибаутки разили врага метче
пуль, крепче сабель, помогали советской
власти зачинать и вершить дело социа-
лизма. i

Товарищи сказители! Мы зовем Bac:
приложите свою мудрость ко всему, что
видят ваши глаза и слышат ваши уши.
Метким словом позорьте лодырей и без-
дельников, корыстных любителей колхоз-
ного добра, изобличайте в песнях и сказ-
ках тайных недругов и явных врагов,
выкуривайте их из всех щелей. Искоре-
няйте пережитки старого времени, бори-
Tech с поповекой’ брехней, как боролись с
ней сказители всех веков и народов.

В песнях и сказках славьте многорадо-
стную жизнь нашего советского народа,
восхваляйте всех знаменитых людей, тех,
что работают на заводах и колхозных по-
ISX не 38 страх, a за совесть -—учени-
ков великого русского богатыря Стахано-
ва. Пойте о славе нашей родимой земли,
0 силе ее оружия, о храбрости ее воинов.

„Пойте. славу премудрости наших вож-
дей и первого из них, самолучшего из
лучших—дорогого товарища Сталина. Мы,
очевидцы его славы и мудрости, сложим
песни, ‘достойные его великих дел, такие

‘песни, чтобы их от всей полноты сердца’

продолжали петь внуки наших внуков и
правнуки наших правнуков.
годы третьей сталинской пятилетки
мы, сказители, должны еще выше. нести
‚свое песенное слово, слатать новые леген-
ды, песни, сказки, побывальщины — na
службу и на радость всему народу.
Пусть наши пеени еще больше возве-
личат нашу родину и понесут в века сла-
ву нашего времени, пусть они расскажут
про немерянную радость, про несчитан-
ное счастье людей, живших в достослав-
ную пору Великого Сталина.

Марфа Крюкова, Федор — Коношков,
Анна `Барышникова, Иван Ковалев,
Анисья Морозова, Фекла  Беззубова,.

Анна Пашкова, Тимофей Турцев, ^Ан-
гелина Суховерхова, Анастасия Ники-
форова, Мингаз Хамидулин, Абрам Фрид-

ман, Екатерина Журавлева, Мария Вол-

Бон-
Мусин,
Мария Солнцева, Иван Рослов, Георгий
Сноромыслов, Парасковья Губина, Гри-

чок, Ефим Мятлицкий, Леонтий
дарь, Мария Федорова, Ганий

горий Лапин, Николай Селезнев.

«ЛИРИКА»

Детизлат выпустил для детей старшего
возраста большой сборник поэзии под. наз-
званием «Лирика», составленный В. И.
Чуковеким. ;

В сборнике, содержащем 201 произве-
дение 24 авторов, внимательно — собраны
наиболее задушевные стихи и песни рус-
ских поэтов, начиная с любовной «Песни»
Мерзлякова (умер в 1830 году) и кончая
стихами Эдуарда Багрицкого.. Читатель
найдет здесь известные и распространен-
ные в. народе произведения: ‘«Погаело
дневное светило», «Я помню. чудное  мтно-
пенье». «Не пой, красавица, при мне»
Пушкина, «Не искушай меня без’ нужды»,
«Притворной нежности. не требуй от ме-
ня» Баратынского, «Люблю грозу в нача-
ле мая» Тютчева, «Нелюдимо наше море»
Языкова, «Парус», «Узник», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана»)
Термонтова, ‹ «Средь: шумного ‘бала...»,
«Колокольчики мои, ‘цветики степные»
А. К. Толстого, «Мой костер в тумане
светит» Полонского, «Ласточки» Майкова,
«На заре ты ее не буди» Фета, «Трой-
ка», «Огородник» («Не гулял с кисте-
нем...»), «Тяжелый крест достался ей на
долю» Некрасова, легенда о фее и «Песня
о Соколе» Горького, «Юбилейное» и «Сер-
тею Есенину» Маяковского и многое дру-
roe.

Этот первый сборник, специально выпу-

щенный для детей, смог бы удовлетворить.

насущнейшную потребность юных читате-
лей в хорошей лирической поэзии, если
бы тираж его не был так мал — 10.000
экземпляров!

ОРАНИУЗСКАЯ БУРУЖУАЗНАЯ

ЛЕНИНГРАД, (От наш. корр.). В Госу-
дарственном Эрмитаже, в Ленинграде, 14
июля 1939 г. откроется большая выетавка,
посвященная 150-летию Французской бур-
жуазной революции. В «Петровской гал-
лерее» Эрмитажа уже устанавливаются
щиты и витрины с богатейшими материа-
лами, которыми располагают Академия
наук СССР. Государственный Эрмитаж и
орденоносная Публичная библиотека им.

` М. Е Салтыкова-Щедрина. Ваш коррес-
пондент познакомился с фрагментом бу-
дущей выставки, с планом ее многочис-
ленных и разнообразных ‘’ разделов,   дол-
жных воссоздать — в документах, гравю-
рах, картинах, печатных изданиях и дру-
гих материалах — основные события ре-
волюции 1789—1794 тг. во Франции.

..В одном из первых разделов выстав-
ки, рисующем идеологическую подготов-
ку революции 1789 года, большое место
отводится Вольтеру. Знаменитый бюст
«фернейского патриарха», высеченный Гу-
доном. необычайно выразительные карти-
ны Гюбера, изображающие интимные сце-
ны из жизни Вольтера (эти картины до
недавнего времени считались утерянными),
множество гравированных портретов и ми-
ниатюр располагаются рядом с рукопися-
ми Вольтера и книгами с личными помет-
ками «фернейского злого крикуна», кото-
рые когда-то, в 1832 году, перечитывал
Пушкин — единственный русский чита-

Литературная газета
№ 37

Выставка в Государственном

Эрмитаже
=

ters XIX peka, проникший в библиотеку
Вольтера. ре

В этом же разделе выставки будут по-
казаны и портреты, рукописи, отдельные
автографы Дидро и других энциклопеди-
стов. и вместе с томами «Энциклопедии»
материалы, отображающие общеевропей-
ское значение просветительной философии
ХУШ века, в частности связь энциклопе-
дистов с Россией.

Старинные гравюры, редчайптие доку
менты, едкие карикатуры и патетические
листовки восстанавливают — в хроноло-
гическом порядке — знаменательный гол,
ставший рубежом исторических эпох.  На-

родные манифестации в Париже; в Пале-:

Рояле, выступающий Демулен; ‹ пожары
озаряют заставы Парижа... Уже захвачено
оружие в Доме инвалидов, уже  наступи-
ла ночь с 12 на 13 июля... И наконец —

14 июля! И далее — Бастилия разрушена.

Среди медалей, выбитых в честь этого
события, выставлены‘ и медали, отлитые
из металла переплавленных решоток коро-
левской тюрьмы. : 5

Столь ‘же интересны и многие другие
разделы выставки. В одном из них мы
найдем подлинные издания текста Декла-
рации прав, в других — материалы, ха-

РЕВОЛЮНИЯ ХУШИ ВЕКА

жирондистский Конвент, процесс короля.
Широко развернута на. выставке тема,
якобинской диктатуры. Здесь, между про-
чим, будут показаны и автографы Марата
и Робеспьера. Выставлены также подлин-
ные документы Комитета общественного
спасения, декреты о революционном тер-
роре, протоколы и циркуляры Парижской
Коммуны, членские билеты секций, гра-
вюры с аллегориями и революционными
эмблемами, материалы 0 революционных
воинах и даже оружие участников этих
войн,

Особые отделы. посвящены искусству в

Выставка
в Муранове

‚ Музей-усадьба Мураново имени Ф. И.
Тютчева отметил начало летнего музейно-
то сезона открытием выставки, посвя-
щенной столетию со ‘дня смерти поэта-
партизана. 1812 т. Д. В. Давыдова.

Не случайно, что выставка памяти Да-
выдова открыта именно в Муранове. С
обитатетями ‘мурановской усадьбы Давы-
дов был ‘вязан близкими родственными
отношениями и сам. неоднократно ‘бывал
в Муравоге. В первые десятилетия МХ
века Мурлново принадлежало отставному
тенерал-майору Л. Н. Энтельгардту, автору.
известных «Записок». Жена его доводи-
лась родной теткой С. Н. Давыдовой —
жене партизана. Старшая дочь Энгельгард-
та была’ замужем за поэтом Е. А. Бара-
тынским, младшая — за лучшим другом
последнего Н. В. Путятой. И с тем ис
другим Давыдов находился в тесных
приятельских отношениях.

Материалы выставки в основном группи-
руются вокруг трех тем: Давыдов — пар-
тизан 1812 г.; Давыдов — поэт. и военный
писатель; Давыдов и обитатели Мурано-
ва, Привлекают внимание высказывания
Д. В. Давыдова об ‘отечественной войне
1812 г. и о центральном событии этой
войны — Бородинской битве. Иконографи-
ческий материал отражает борьбу русско-
то народа се Наполеоном и знакомит с
виднейшими деятелями партизанского дви:
жения (Сеславин, Фигнер, Герасим Курин,
Василиса Кожина и др.). Украшением вы-
ставки являются бронзовые часы в виде
римской колесницы, художественной фран-
цузской работы стиля ампир, отбитые
партизанами у французов во время от
ступления наполеоновской армии. :

Наиболее ценные экспонаты выставки
представлены в разделе, посвященном
взаимоотношениям Давыдова с обитателя-
ми мурановской усадьбы. Тут и подлин-
ники писем Давыдова к Н. В. Путяте и
к С. Л. Энтельгардт, и переписанные
Н. В. Путятой политичеекие басни Давы:
дова «Голова и ноги» и «Река и зеркало»
(последняя в списке Путяты озаглавлена:
«Басня и быль, как кто хочет»), пользо-
вавшиеся «карманною славою» в либе»
ральных кругах русского общества первой
четверти ХГХ столетия. Любопытно собет-
венноручное завещание Л. Н. Энгельгард-
та с упоминанием о Давыдове: «Денису
Васильевичу на выбор саблю, что в Му-
ранове, для крестника моего Василья, сы-
на его, тоже две медные пушки и одну
для катера’ чугунную». Это были некогда
привезенные нгельгардтом из походов
пушки, в полном смысле слова «времен
очаковских иль покоренья Крыма».

ey

эпоху Французской буржуазной револю-

ции. Посетители выставки увидят полот-
на Реньо, Караффа, Летьера и др., пред-
меты художественной ‹ промышленности,
травюры и издания, связанные с револю-,
ционными празднествами (праздник Феде-
рации, праздник в. честь Верховного суще“
ства, в честь перенесения ‘останков Воль-
тера и Руссо), издания‘ театральных ‘пьес
эпохи и т, д. Любопытны и инструкция
Конвента об охране памятников искус-
ства и материалы о работе комиссии по
созданию национального музея. ii

На выставке собраны высказывания о
Французской буржуазной революции
‘XVIII Beka  Маркса, Энтельса, Ленина ‘и
Сталина.

..Через 10 дней в Петровскую галлерею
войдут первые посетители, первые экскур-
сии. Открытия выставки” в Ленинграде
‘ожидают с большим интересом, Для под-
тотовки экскурсоводов в Эрмитаже“ были
созданы специальные `` краткосрочные

рактеризующие события 10 августа, 1792 г.,   курсы.

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер. д. 26, тел. К 4-46-19 и К 4-34-60. ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва, Б.

Уполн. Главлита Б — 4451.

° Типография газеты «Индустрия»,

ПО СОВЕТСКОЙ
ГРУЗИЯ СТРАНЕ

Госиздат Грузии, выпустил под редак-
цией Г. Леонидзе поэму известного поэта
ХУП века Иосифа Тбилели «Дидмоуравиа-
ни». Поэма является замечательным па-
мятником грузинского национального эпо-
са и пользуется большой популярностью в
Грузии. Герой поэмы Саакадзе — храбрый
полководец и пламенный патриот. («Заря
Востока»).

КАЛМЫКИЯ

Калмыцкий драматург Бата Манджиев
закончил пьесу «Байр» из жизни колхоз-
ных рыбаков. Автор читал свою пьесу ар-
тистам Калмыцкого государственного теат-
ра и писателям. Пьеса одобрена и приня:
та театром °к постановке. («Ленинский
путь»).

Москва, Цветной бульвар, 30,

НОВЫЕ КНИГИ

Государственное ‘издательство Try
ство» в ближайшие дни выпускает ри,
BHX КНИГ: (

— С. Мокульский, «История BANAT
ропейского театра». Том второй — Tey
эпохи Просвещения.

Первый том, выпущениый Тослитиз
том в 1936 г., охватывал античный те
средневековый театр и театр эпохи №

ения.
enn Игнатов, «Испанский театр ХУ
ХУП веков», РЕНИ

ерк развити Нокой драмати
вы oe ны ХУ — XVI Dekon, Oud
внимание автор уделяет анализу тир,
ства Лопе де Вега. Содержание: они,
новение театра в Испании. Начало a
ратурного театра. Народный театр, Фо
мирование национального театра. Бродячь
труппы. Площадной театр. Постоянные ть
атры. Лопе де Вега. Спектакль. Sprteg,
Придворный театр. Театр и драма пи

Лопе де Вега,
— Лопе де Вега, «Валенсианская By

ва». Комедия. Перевод М. Лозинском (
рия «Библиотека мировой ApaMaryprayy

На русском языке комедия появани
впервые.

Книга имеет главы: Введение. Теория д
мы Лессинга. Лессинг — драматур, Л,
синг и современность.

— Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), «С
ра». Литературно-эстрадный сборник,

— Леонид Утесов, «Записки авт,
Автор рассказывает о своем сценичени
пути за 25 лет, начиная от артист,
ской деятельности в захолустных род
дореволюционной Украины и до поз
них лет ‘(работа в кино, в опереть

— Иоганн Альтман, «Лессинг и Дуо,

Скульптура `В. И. Ленина и И. В.
Сталина на новой территории парка
стадиона «Динамо» (Москва),

джаз-оркестре). Издание. иллюстрирован)
— Якуб Honac, «В пущах Поле

Драма. Авторизованный перевод 6 (ey,

русского Н. Н. Богданова.

Фотохроника ТАСС.
соо

Мытарства
ОДНОЙ КНИГИ

ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). «Жизнь
Николая Лескова по его ‘личным семей-
ным и несемейным записям и памятям»
— так называется книга, над которой де-
Cath лет работал сын Н. С. Лескова,
ленинградский литератор Андрей Лесков.
В этой книге он сумел соединить выгодное
положение автора мемуаров о своем отце
с большой но ценной научно-исследова-
тельской работой, сделавшей написанную
им монографию ‘особенно интересной и
значительной. Алексей Максимович Горь-
кий, незадолго до смерти  прочитавигий
часть рукописи Андрея Лескова, писал
проф. В. А. Десницкому:

‹..Мне кажется, что замечательно свое-
образную работу этого талантливейшеге
человека мы зря держим «под  спудом».
Уверен, что сии мощи, будучи вскрыты,
окажут чудодейственное влияние на 0о3-
доровление русского языка, на ознаком-
ление с его красотой и остротой, гиб-
костью и хитростью. Все эти качества на-
шего языка покойному Лескову были от-
лично известны, и ты знаешь, что владел
он им превосходно».

Однако до сих пор было напечатано все-
то лишь несколько глав из «Жизни Нико-
лая Лескова» (в № 3 «Литературного сов-
ременника» за 1937 год). Опубликованные
«извлечения, — считает проф. Десницкий,
— только в малой степени говорят о 6o-
гатстве материала, сохраненного прекрас-
ной памятью Андрея Николаевича и щед-

Драма, написанная Я. Коласом по №
тивам его же повести «Дрытва» («Туль
на»), отражает борьбу красных парти
за освобождение Белоруссии от польз
интервенции.

%

В Челябинском областном издательти
вышла 5-я книга альманаха <«Cmy 1
проза».

В альманахе напечатаны: глава п»
мана Н. Борисова «Вытоворз, отрывх y
повести Б. Ицина — «Совершеннолеть,
стихи: М. “Львова «В районе», полу»
шие вторую премию на областном ли»
ратурном конкурсе, стихотворение Я, №
менцова — «Друг», также премировании
на конкурсе, Т. Тюричева—«Сад», В, №
нецова — «Письмо школьника», Вас, №
вова — «Джон-ячменное зерно», А. №
невого — «Песня 0 товарищь», 0. Д\
рынина — «Черный виноград» и Л. Тат
ничевой — «Лирика».

Кроме того, в альманахе помещены: py
сказы А. Климова о Севере, цикл рамы
зов В. Байдерина, «Записки больном» -
Рождественского, два рассказа И; Кости
и исторический очерк Е. Блиновой о Кл
ме Косолапове — руководителе восстали
уральских рабочих в 20-х годах XIX №
летия.

ene

ПО СЛЕДАМ НАШИХ
МАТЕРИАЛОВ

«Случай на Алдане»

Под таким заголовком в «Литературнй
газете» № 49 от 5 сентября 1938 г, бы

ро восполненного его многолетними тру-
дами по изучению печатного и рукописно-
го наследия своего отца». Но наши изда-
тельства так ничего и не сделали для из-
дания всей книги.

В сентябре 1938 года директору ленин-
градского отделения «Советского писате-
ля» было предложено предусмотреть из-
дание этой книги в плане 1939 года. Что
сделало издательство? `Допечатало одну
строчку в издательском плане’ — «Жизнь
Николая Лескова? — и на этом сочло
свою миссию’ выполненной. Мы не только
не нашли книги А. Лескова в редакцион-
ном портфеле «Советского писателя», но,
оказывается, издательство не заключило
даже с автором обычного’ договора.

Надо сказать, что огромная работа Ан:
дрея Лескова, высоко оцененная А. М.
Горьким, Институтом литературы Акаде-
мии наук СССР, рядом крупных ученых,
проходила без какого-либо участия писа-
тельских организаций. Не пора ли. хотя
бы сейчас президиуму ленинградского сэ-
юза советских писателей заинтересоваться
историей с изданием «замечательно свое-
образной работы этого талантливейшего
человека», которая ‘из-за нетерпимого в
напгих издательствах безразличия до сего
дня остается «под спудом»?

из *.
ay fi
! 4

ea UU

eth
Pris str

ИМ]

В МАГАЗИНАХ
`БАКАЛЕЯ“ В РЕСТОРАНАХ И БУФЕТАХ.
мы

помещена статья тов. В. Гоффеншефера,
статье рассказывалось о недопустимой ob
становке, созданной в редакцих газет
«Алданский рабочий» вокруг пачинающ
го автора т. Зимина.

Статья т. Гоффеншефера не разрядил
атмосферу. Наоборот, некоторые работе
ки редакции «Алданского рабочего» позе
ли себя по отношению к т. Зимину el
более возмутительно,

5 марта 1939 г. в № 13 «Литературня
газета» снова вернулась к этому вопих

Как сообщает нам заведующий отдея
партийной пропаганды и агитации Я
ского обкома ВКП(б) тов. С. Bopzonerit
все опубликованные факты, сообщены
т. Зиминым в его письме в редки
«Литературной газеты», подтвердились,

В результате проведенного  расследиь
ния обком ВКП(б) очистил  редаки
«Алданского. рабочего» от негодных люд,
и т. Зимину созданы нормальные услови
для творческой работы.

Редакционная коллегия: В. ВИШНЕ
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. редакт
`В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИ

Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А, ФАДЕВ

OTE

TAABPbIBCBbITA, PACTPOHOM

Паркомрыбпром ССС? блабрыбсбыт

Гнездниковский, 10,

Se ee ee es fe де па ме а + ьа — Ба

me oOo me aw