На строительстве Всесоюзной сельснохо зяйственной выставки, На снимке: барельеф
хозяйства» на стене павильона «Москваз. у ‘

о TS)

Есть художники, в творчеетве которых
олна черта, одна характерная особенность
выявляется столь ярко, что к ной неволь-
но и аще раз возвращаешься при анализе
произведений, как к Чему-то самобытно-
му и определяющему. Для творчества Па-
устовского такой чертой являётся  отно-
шение к природе. Мёняются события, об-
становка, люди, но природа неизменно
остается как бы основной темой его произ-
ведений.

’Перечитывая печатавшиеся ранее рас-
сказы Паустовского, собранные теперь В’
одну книгу. нам захотелось в этой заметке.
остановиться лишь на’ некоторых чертах
его многообразного творчества. т

«Лесз учат человека понимать прекрас-
ное», говорит Паустовский словами Чехова,
и подлинно одухотворенное и. прекрасное в
его произведениях и порождено природой
и связано с нею. ПА»

Описывая природу, он нахолит для нее
точные и тонкие эпитеты. Он пишет про
белые ночи, «полные бесцветного блеска,
похожего на блеск слюды», про «небогатое
тепло» северного лета, про солнце, которое
на севере «не светит, а просвечивает как
будто через толстое стекло».

Его наблюдения нчетбропливы и вдумчи-
вы. Он пишет, как «осторожно и’, медлен-
но отделился от ветки красный лист,
вздрогнул, на одно мгповение остановилея
в воздухе и косо начал палать к моим
ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые’
я услышал шелест падающего листа —

т соо

ПЕРЕЧИТЫВАЯ КНИГИ
`ДВЕ-ТЕМЫ

Повести и рассказы .
 К. Паустовского
ee

x у \ #
задерживается °’на ‘образе и пишет,
наслаждаясь, о том, как «лещ идет из
глубины, качаясь и вспенивая воду, вееь
розовый и серебряный, в брызгах и 0т-
блесках солнца». . ‚

Он-часто перегружает пейзаж описанием
отромного количества представителей. ра-
стительного и животного царства; и все же
иногда словесный материал кажется ему
слишком бедным для передачи богатства
ощущений, вызываемых природой.

«Я слушал ночь», — пишет он, — ко-
торая «стоит многих книг, многих картин
и многих торжественных и мелодичных
ораторий». 7

Й тогда, словно разуверизитись В BOR-
можности передать чувствования ‘природы,
он хочет познать природу, приволя в
тексте много точных о ней‘ сведений. В по-
вести «Черное море» его интересуют и рас-
пространение пиклонов, и особенности: вет-
pa-Sopa, и корабельные. черви «торедо»,
и биохимия. морских глубин в различные
времена года. Наука и накопленный опыт
расширили и сделали разнообразной его
палитру. Природа начинает казаться ему
открываемой, но еще не познанной тайной.

‚ «Мы живем, — пишет он, — в громад-
ном, плохо разгаданном мире и топчем. ка-
мни, цветы” и травы, не, подозревая. о совер-

неясный звук, похожий ‘па детский 1о-   щенстве их строения, не подозревая, что

пот».

Словесный материал Паустовского богат,
‘Но иногда за множеством эпитетов” пейза
начинает расплываться и тускнеть, теряя
свою целостность.

В «Кара-Бутазе» Паустовский еравни-
_ вает море 6 пейзажами Тернера и особенно.
 Уиестлера. изображавшего ‘ море’ «в виде

нежнейней голубой ткани, тусклой. от едва
приметного тумана». Живопиеное видение
природы Паустовским далеко от ‘манеры
этих художников, и его живопись не пох9-
дит на их произведения, созданные на
Одной «ноте», на одной цветовой гамме,
благодаря чему Уистлер назызал свои пей-
зажи: «ноктюрн в белом», «ноктюрн —
голубое и’ серебряное». Обилием сочных
красок в изображении природы, выпуклы-
ми, деталированными изображениями итип,
рыб, растений и животных живопиеь Па-
устовского восходит” к старым  фламанл-
ским живописцам, наивные традиции кото-
рых были дополнены им приемами еовре-
монной — импрессионистической”  техни-
ки. Вепоминается сочность полотен Сислея
и в меньшей степени — многокрасочность
пейзажей Ренуара. Паустовский временами

=

К. Паустовский. Повести и рассказы.
Гос. Изд-во «Художественная  литерату-

ра», Москва, 1939 г.
[№

’ Первый из этих рассказов был опубли-

кован в некрасовском «Современнике» 84,

года тому назад. Шел, 1855 год, и Тол-
стого скромно называли тогда писателем,
который возбудил «живейшёе сочувствие и
любопытство во. всей ‘читающей ‘русской
публике своими рассказами ° «Детство»,
«Отрочество», «Набег». ‘ oe
Шли годы, и созинителя «Набега» ста-
ли именовать автором «Войны и мира», но
за одиннадцать лет до’ созлания первых ча-
стей этого монументального шедевра’ реа-
лизма «Севастопольские рассказы» показа-
ли войпу новаторски, & не так, как изо-
бражали ее Марлинсокий и Вонлярлярекий.
Война впервые предстала перед русским
читателем ‘в ‘изодранной и‘ окровавленной
солдатской шинели, а не в. еверкающем
парадном офицерском мундире. Толетой
впервые в русской. литературе показал
войну «в настоящем ве выражении — в
крови, в страданиях, в смерти...» /
Достоянием истории стала  Крымекзя
кампания. Прошло восемь десятилетий, но
и сейчас вы не сможете перечесть «Сева-
стопольские рассказы» без того, чтобы
«не проникло в душу вашу чувство како-
TO-T9 мужества, гордости, и чтоб кровь
не стала быстрее обращаться в ваших жи-
wax...»
_ Тений писателя’ поистине ‘полностью
принадлежит народу его. Народность же—
это, ганьше‘ всего, патриотизм.
Перечитывая «Севастопольские расска-
зы», чувствуешь это особенно сильно, ибо
здесь‘ писатель предстает перед нами не
только кзк мудрый и. зоркий наблюдатель.
эпопеи, но и как ее мужественный ий пол-
ноправный участник, не только как вни-
мательный свидетель обороны Севастополя,
но и как героический защитник его басти-
OHOB.
В этом неразделимом синтезе мастерства
и патриотизма, неразрывном единстве ав-
тора со своими героями, единстве идеоло-
гии и жизненного дла — пафос «Севасто-
ровен ire

Литературная газета
№ 40

знакомство с ними обогатило бы нап опыт
во всех областях жизни...»

Здесь он отходит от наивпых традиций
фламандцев и зрительно чистых полотен
импрессионистов, — природа Паустовеко-
го — огромный и притягательный конгло-
мерат вещей и явлений © богатой перемен-
чивой окраской, с запахами, ощущениями,
дополнепный и утяжеленный знанием, не-
кая сложная смесь чувственных ощуще-
ний и познавательных характеристик, по-
рой вытвеняющих друг друга.

Иногда же ему кажется несовременным
и неоправданным его лирически-живописное
отношение к природе, которую он готов
оберегать от ‚«жестокости и тупости (лю-
дей) по.отношению к природе». Он словно
говорит: для погружения в созерцание и
любование природой еще не пришло время,
Прирола должна быть претворена, изменена
ий подчинена человеку для построения 38:
мечательного общества. И в этом нет ни-
какого «убийства природы», 0 котором,
иногда себе противореча, пишет Пау-
стовекий, а наоборот — в том деятельная
борьба» за гармоническое слияние жизни

человека @ богатствами прароды нашей
страны, Действенное отношелие к ней
современного: человека чувствует и сам

Паустовский. Его Книга «Колхида» —
одно из лучших утверждений этой точки
зрения...  ,

ооо

«Севастопольские рассказы»
Л. Н. Толстого
<

польских рассказов», тайна их беесмер-
тия. прекрасный урок нашим писателям.
_ В трактате «Что таков. искусство»?
Толетой безуспешно пытался доказать, что
«столь распространённая твория Маркса»
безобновательна и... противбречит «всему
тому, что известно человечеству»... Это па-
пигано в 1897 тоду — через сорок лет
после участия в Севастопольской эпопее и
сопровождалось проповедью  непротивле-
ния злу насилием, всем тем, в чем Ленин
видел «кричащие противоречия» TOACTOB-
ства.

Перед концом ‘своей жизни, великой в
победах п трагической в заблуждениях,
Толетой безуспешно. пытался опровергнуть
маркеизм, а тогда, в героические дни &се-
вастопольской страды», он, сам того не
ведая, был единолушен с «безоснователь-
ным» Марксом, Ведь Марке в то же самоз
время, в далеком Лондоне, вместе со сво-
им великим другом столь же вдохновенно
писал 0 том же самом, писал о тех же ге-
роях рассказов Толстого. ©

«Русские солдаты являются одними 13
самых храбрых в Европе, — писали
осенью 1855 года Марке и Энгельс... —
Всегда легче было русских расстрелять,
чем заставить бежать обгатно»,

` Характеризуя армии Европы, Марке и
Энтельс восхваляли отличительные качест-
ва русского. воина — его стойкость й
упорство. И, как бы перекликаясь с- Марк-
сом, Толстой, описывая героев севастополь-
ской обороны, показал, как в каждом. их
движении, «спокойном, твердом, нетороп»
JHBOM, видны эти главные черты, состав-
`ляющие ‚силу русского, — простота и
твердость», ?

Гений писателя обессмертил героев Ce-
вастополя. 1, Н. Толстой недаром вни-
мательно слушал и записывал «Сол-
датские разговоры». Каждое слово десят-

«Передовики-опытники сельского
Фотохроника ТАСС.

2,

‚ Другая тема’волнующая Паустовского, —
это новая эмоциональность нового социаль-
ного строя.

«Пет хуже, когда у человека душа су-
хая. Вянет от таких жизнь, как трава от
осенней росы», — говорит старик в рас-
сказе «Волотый сахар». Паустовский ‹ 060-
бенным вниманием останавливается Ha
примерах великой социальной гуманности
новой эпохи. У людей нашего общества но-
вое представление о человечности. Наибо-
лее жестокие деяния во всей истории про-
шлого были порождаемы не’ характером
отдельных людей, а глубочайшей неспрз-
ведливостью ‘самого социального строя,
принципиально бесчеловечного в тысячам
н миллионам. Социалистическое обществе
породило и социалистическую гуманность
строя, служащего миллионам и оберегаю-
Mero интересы этих миллионов, и на при-
мерах этой человечности с особенным вни-
манием останавливается Паустовский.

Bee содержание большой «Северной по-
вести»’ заключается в конце концов в
истории совершения акта глубочайшей .со-
циальной несправедливости над офицером
Бестужевым и рядовым Тихоновым в эпо-
ху Николая Первого, трагическая’ судьба
которых находит евое гармоническое разрз-
шение лишь через сто лет в оправданной
жизни их потомков уже в эпоху послеок-
тябрьскую, социалистическую.

Художественное творчество для автора—
‘это средство, чтобы «писать слова, могу-
щие разрущить войны, рабство, голод, всю
чудовищную несправедливость старого ми-
ра»... «...у меня есть руки, — пишет Па-
устовский, чтобы. бороться и завоевывать
‘хотя бы начало, хотя бы первые дни пре-
красной жизни. — «Она взойдет, — го-
ворил я себе, -— она взойдет над измучен-
ной землей, как синее и прозрачное утро,
и первое, что услышит усталый от борьбы
человек, будет веселый голос ребенка»,

. Ss
- Читать Паустовского — словно ехать
по зыбкому морю; когда Bac TO неожидан-
HO поднимает, то движет вперед, то неза-
метно относит в сторону. Основной текст у
повестей прерывается вставными эпизо-
дами, лирическими отступлениями или ео-
зерцательными картинами природы, 0б-
ласть непосредственного видения и ощу-
щепий составляет основной материал его
писаний, и часто, желая создать нечто
крупное, он дает лишь ряд эпизодических
наблюдений, заметок и пейзажей, чередую-
щихся, быть может, и не вполне логично,
но всегда с большой искренностью и непо-
средственностью. Разорванность повествова-
ния сначала удивляет, потом становится
привычной, а затем кажется естественной
п понятной, как медлительное колыхание
лодки в несильную и нетревожную качку.

‚ СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

ЕЛИКИЙ ПАТРИОТ

перед нами героический севастопольский
защитник, ло выражению Герцена, — «из-
раненный и твердый, как гранит» и драв-
шийся так, что «Англия и Франция вме-
сте возились целый год со взятием одного
Севастополя».

Так писал Ленин. Толстой прекрасно по-
казал, что взрастило это. нестибаемое
упорство, это скромное мужество, эту спо-
койную отвагу. Он обнаружил, что ве мел-
кие человеческие расчеты рождают и ок-
рыляют подлинный героизм, а «высокая
побудительная причина». Й причина эта
есть чувство, «лежащее в глубине каж-
дого, — любовь к родине».

Этим  общенародным патриотическим
чуветвом и проникнутые «Севастопольеким
рассказы», проникнуты все навеки 3a-
печатленные ‘великим художником «ужзс-
ные и грустные, великие и забавные, но
изумительные и возвышающие душу» кар-
тины, Именно оно, это высокое чувство,
раз и навсегда убедило. Толстого в невоз-
можности «поколебать где бы то ни было
силу русского народа». ‘

Так писал Толстой, а через *80 лет его
«ученики» и. «последователи» отважива-
ются высокомерно и пренебрежительно
трактовать его проникновенные слова как
«рассуждения узко патриотические» *,

Напрасные старания! Никому не удаст-
ся фальсифицировать истинный облик ху-
дожника, и, перечитывая «Севастопольские
рассказы» сейчас, когда в неприступную
Твердыню превращен большевиками Брон-
штадт Черноморья —- Севастополь, когда
непобедимая армада советских кораблей
грозно стоит’на севастопольском рейде, за-
щитники Севастополя предстают перед на-
ми «теми героями, которые в те тяжелые
времена не упали, а возвышалиеь духом и
в паслаждением готовились в смерти —
не’ за город, а за родину. Надолго оставит
в России веливие следы эта эпопея Сева-
стополя, которой героем ` был народ’ рус-

ский»... о
Б. ЯКОВЛЕВ.
* См., например, предисловие «От глав-

ков его героев — солдат и матросов —  ‘ного редактора» в Г томе полного собрания

«ввсомо, грубо, зримо». йивым предстает

сочинений 1. П. Толстого.

В конце апреля выдался ясный день.
Спокойно зыбились воды океанских про-
сторов @ лучезарными далями. Обливаемый
лучами тропического солнца, соблюдая
кильватерный строй, легко. и плавно 1по-
качивалея военный корабль. Низкоборт-
ный, однотипный е ‚«Сенявиным» и «Ап-
раксиным», он особенно выделялоя двумя
высокими трубами, извергавшими толстые

: клубы дыма; завитки его, поднимаясь в

`лазурную высь» таяли и напоминали мо-
рякам легкие облачка далекой родины.

Это был броненосец береговой обороны
«Адмирал Ушаков».

По мостику тяжелой и уверенной по-
ступью прохаживалея, покуривая папиро-
су, вывокий и плечистый пожилой моряк.
Его полнокровное лицо с раздвоенным под-
бородком, с большими рыжими усами, бы»
ло спокойно. Во всей могучей фигуре мо-
ряка, в его осанке и решительных движе-
ниях было что-то. властное и’ покоряю-
щее. Среди своих людей он славился как
настоящий герой моря, муджественный, с
большими страстями. А тлядя на него са
стороны, можно было подумать, что 919
прохаживается после удачной добычи ти-
пичный морекой корсар. Эта ‘роль на сце-
не подошла бы ему по внешности без вея-
кого грима: Таким он только казался. Нз
самом же деле это был ‘ замечательный
командир судна, капитан 1-го ранга Вла-
димир Николаевич Миклуха-Маклай, род-
ной брат знаменитого русского путешест“

венника и первого исследовагеля островов

Микронезии.

Всех, хорошо знавших его, удивляло,
что этот способный и образованный м0-
ряк командует не лучшим военным ко-
раблем, & всего только маленьким броне-
носцем береговой обороны.

На мостик поднимался, медленно пере-
двигая толстые ноги,

блондин, среднего роста, ©
гладко расчесанной бородкой. Ходил ов

‘вразвалку, как селезень, и при виде его
‚ «Баркас
плывет», Приблизившись к командиру, Му-

матросы издали подшучивали:
сатов вытянулея перед ним, приложил
руку к козырьку и заговорил:

_ — Владимир Николаевич! Офицеры с
радостью узнали, что мы скоро соединимся

с эскадрой Рожественского. Вдобавок, не-
которые повышены в чинах. В честь этих
событий мы решили устроить празднич-
ный обед с шампанским, и мие поручено

просить вас сегодня в кают-компанию.
— Благодарю вас;

вышел самый подходящий для этого. Кста

ти, нам нужно будет поговорить. кой 6

чем,

кают-компании буфетчик Егор Соро-

кин и вестовые заканчивали приготовле-
вия к торжественному обеду. 9т0 помеще-
ние, расположенное в кормовой части ко-
рабля, было светлое и занимало место во
`ввю ширину броненосца. Световой люк на
‘потолке и иллюминаторы по бортам были
открыты: в них проникали лучи: тропиче-
ского солнца, играя светотенями на белой
‘эмали стен и переборок. Длинный стол,
обращенный концами к бортам, был на-
крыт чистой скатертью и тесно заставлен
посудой, бутылками; стаканами, бокала-
ми и рюмками. Отражение солнца ‘сверка-
ло на хрустале и стекле разноцветными
блестками, С правого борта черным глян-
цем отсвечйвало пианино, а с левого стоял
диван. & носовой переборке были прикреп-
лены полубуфет ^с мраморной доской,
уставленной закусками, и книжный шкаф.
В сторону кормы, у переборки, отделяв-
шей кают-компанию от командирской каю-
ты, ничего не стояло. Ее украшал только
один большой портрет. Из широкой рамы
красного дерева строго глядели умные гла-
3&8 старика в военно-морской форме пав-
ловеких времен. На полотне масляными
красками был изображен по пояс знаме-
нитый русский флотоводец, адмирал Ф. Ф.
Ушаков, славное имя которого носил бро-
неносец. С левого плеча адмирала спуска-
‘лась на правый бок широкая красная
муаровая лента ордена Александра Невско-
го, грудь его была в крестах, звездах и
орденах — самых высших знаках отличия
за боевые заслуги перед родиной, в руках
он держал подзорную трубу. Больше всего
в портрете поражало живое и мужествен-
ное выражение лица этого замечательного
человека, не превзойденного в свое время
стратега и тактика морских войн. Моряки
знали еще одну удивительную особенность
этого великолепного портрета: откуда ни
зайди, хоть справа, хоть слева, Глаза
Ушакова всегда были обращены на зри-
теля. \ oh

И сейчас, когда офицеры собирались в
кают-компании на обед, каждого из них,
входившего в дверь, адмирал как будто
встречал пристальным взглядом. По тради-
циям неписанного этикета, люди рассажи-
вались на определенные свои места: в
конце стола — старший офицер, справа
от него — командир, слева — старшие
специалисты, а дальше — младшие офи-
церы. Все они были в чистых белых ки-
телях. ~

Обед был приготовлен из свежего мясз
и домашней птицы, что не часто случа-
лось в походе. Настроение у всех было
приподнятое. Люди радовались, что скоро
вотретятся в эскадрой  Рожественского.
Раньше они предполатали, что им, пяти
небогатовским кораблям, придется само-
стоятельно пробиваться во Владивосток,
В который уже раз опять нё`разные лады
обсуждали предстоящую встречу с япон-
цами. Но в речах теперь было больше
бодрости и уверенности в победе после
того, как стало известно, что эскадры
скоро соединятея, Другие не скрывали
трудностей; доказывая, что японский флот
встретит их у своих берегов и 910 он в
два раза сильнее русской эскадры,

Командир Миклуха-Маклай, обычно ску-
пой на слова, сегодня как-то особенно по-
веселел и ‘разговорился, Памятливый и на-
читанный, он мог в ударе обворожить ин-
тересной беседой. Обращаясь ко всем при-
сутствующим, командир с воодушевлением
заговорил: =

— Господа, поздравляю вас © новыми
известиями. И неё будем сейчае спорить о
том, кто кого сильнее или слабее. Будем

ПОД ©

ЕВЫХ ТРАД

старший офицер,
капитан ‘2-го ранга Мусатов, полнотелый
небольшой,

Александр Алек-
сандрович. С удовольствием приду разде-
ЛИТЬ С Вами компанию за столом. Момент

и: с А НОВИКОВ-ПРИБОЙ

ЛАГОМ ^

Отрывок из романа.
i . ®

по ь одно: мы — военные моряки, сол-
даты, Наша задача — сражаться, До
конца защищать ‘честь своей родины и,
если потребуется, умереть. Но все вы
знаете, что представляет. наша’ эскадра
п как она спаряжалась. В помощь второй
эскадре нае послали под давлением обще-
ственного мнения. И наш корабль, кото-
рым я имею честь командовать, никогда
не предназначался в столь дальнее плава-
ние. Все равно — сражаться мы будем.
За этим идем. А в истории морских войну,
— 06 этом я именно сегодня, хочу напом-
нить, — было множество примеров, когда
количественно слабейшие били сильней-
ших. _ \ :
Миклуха молча посмотрел на висевший
в гают-компании портрет `Ф. Ф. Ушакова
и взволнованно продолжал, играя густыми
медно-красными бровями; f
— В чем же секрет таких побед?
взгляните, как пристально’ смотрит на
нае сейчас Федор Федорович! Beem mam
нужно брать пример с этого замечатель-
ного человека. Каждый из нас будет храб-
рым в бою, чтобы иметь чебть прямо, без
смущения, глядеть ему в глаза. Сколько
раз и с каким  блистательным успехом
Федор Федорович в боях командовал рус-
скими эскадрами: При каждой встрече
русской эскадры ‘в турецкой полумесяц
падал перед андреевским флатом. Военный
тений Федора Федоровича приводил турок
в трепет. При нем Россия была полной
хозяйкой всего Черного моря. (А потом
международизя политика сложилась так,
что самому Ушавову пришлось защищать
турок. Он звдребезги растрепал в. Среди-
земном море французов. Русские Корабли
под его началом брали подряд их примор-
ские города. 5   р
МиклухА-Маклай вета с поднятым ста-
каном. Все присутетвующие за столом по-
следовали его примеру. Указывая на пор-
трет адмирала. на стене, командир вместо
тоста сказал: НИИ
— Господа, дадим же здесь Федору
Федоровичу честное слово русских воинов,
что при встрече е японцами будем биться
до последней возможности. Эта боевая
встреча в худшем случае будет несчаст-
ной, но во всяком случав славной для нас
и достойной высокой чести тото имени,
которое носит наш корабль.

Чокнувшись, люди выпили и уселись
за еду.

В продолжение обеда разговор o6 Yma-
кове возобновлялся несколько раз. С увле-
чением то командир, то офицеры вспоми-
нали вычитанные из книг разные случаи
из жизни и деятельности адмирала. Они
наперебой приводили примеры  замеча-
тельных подвигов его эскадры в Среди-
земном море, в Италии, в Греции, на 6e-
perax ИоничЧеского и Адриатического мо-
рей, где русские моряки являлись избави-
телями народов от иноземного ига.

Боевая биография Ушакова действитель-
но была незаурядна.

Федор Федорович Ушаков родился в
1745 году. На родине, в Темниковском
уезде, Тамбовской губернии, от родителей
ему досталось наследство в 19 ревизских
душ, Помещик он был захудалый, Рос-
сию любил очень и своими победами про=
славил ве на морях, Это был самостоятель-
ный адмирал, создатель русской морской
тактики, В войну с турками на Черном
море и с французами на Средиземном море
он одержал ряд блестящих побед. Турки
прозвали его «Ушак-паша». А турчанки
oy именем припугивали балующихея де-
тей. ;

Ерепость на острове Корфу в Средизем-
ном море всегда считалась неприступной.
И только перед русскими моряками 20
февраля 1799 г. бна не могла устоять. Это
была одна из самых громких нобед рус-
ского флота, окончательно утвердившая во
всем мире имя Ушакова как ‘великого
флотоводца. В тот момент другой великий,
но сухопутный, русский полководец —
Суворов действовал в Северной Италии
против французов. Узнав о победе Уша-
кова, он сказал так: «Жалею, что при
взятии Корфу не,/был хотя бы  мичма-
fom...» 0 своих действиях на море Уша-
ков всегда писал Суворову. Однажды, пе-
редавая пакет от Ушакова Суворову, авет-
рийский офицер назвал адмирала _ «госпо-
дин адмирал фон-Ушаков». Это возмутило
Суворова. В гневе он крикнул на немца:
«Возьми вебе слово фон и передавай его
кому хочешь, только не мне. А победите-
ля турецкого флота и потрясшего ` Дарда-
неллы называй по-русски: Федор Федоро-
вич Ушаков». Так ценил знаменитый пол-
ководец славного флотоводца.

И английский адмирал Нельсон тогда
же писал Ушакову: «От всей души поз-
правляю ваше превосходительство со взя-
тием Корфу и могу уверить вас, что слава
оружия верного союзника столько же до-
рога мне как и слава моего государя...»
Едва ли он искренно восхищался победами
Ушакова, потому что, как союзник Рос-
сии в войне с Францией, Нельсон ни-
сколько не помог русскому флоту, В 1799
году два великих Ффлотоводца встретились
в Палермо. Нельсон Твердо_ рассчитывал,
что Ушаков ‘расшаркается перед ним в
станет покорным орудием в интересах
Антлии. Но самоуверенный англичанин” об-
ханулея в своих ожиданиях, Случилось
пругое: от природы умный, самостоятель-
ный русский адмирал не уронил достоин:
ства России и ревниво блюл интересы свд-
ей родины. Разочарованный Нельсон в
письме к лэди Гамильтон отзывалея 06
Ушакове, что он держит себя очень вы-
соко и что под его вежливой наружностью
скрывается медведь. Ушаков был единст-
венным соперником по славе в знамени-
тым Нельсоном. Но в старой России Уша-
ков не пользовался такой широкой изве-
стностью, как Нельсон в Англии, В Анг-
IMM каждый школьник знает этого адми-
pata. Tam emy воздвигнуты памятники, 0
нем создано столько литературы, что ею
можно заполнить кают-компанию. А у нас,
кроме морских офицеров, мало кто знал о
народном герое Ушакове. Одна пли два
книги, — вот и все, что было написано
0 нем,

}

ИЦИЙ

Цари не очень ценили Ушакова, Ti y
правилась его самостоятельность, py
он не подошел ко двору. Из нем нь hh
шел «лукавый царедворец». Так и зызть,
ден ‘был он уйти в отставку 62 дет, ти,
ный сид, и ‘уехал к себе в Тамбове
деревню, где и умер в 1817 году,

В Италии Ушаков прославиия в
только’ военной ‘доблестью, но и ит
политикой, Итальянцы , были восхищен
тероизмом русских моряков. Десанты Jy,
кова 3 июня 1799 г. взяли Незполь, зу
‚ноябре того же года участвовали в за
тии Рима. Это было отромное торжеть
русского оружия. Впечатлительные pry
освобожденные от французов, с любишь
ством разглядывали северных мухетьни
пых воинов и приветствовали их кризи
восторга.

Боевая жизнь адмирала навсегда ory,
нется гордостью русских моряков, Пони
вомандованием русский флот был пели,
Дим, а потери в людях были баснолова
ничтожны. Достаточно сказать, что в
должение ‘всего похода 1799 года, мт
эскадра Ушакова одержала много poy
побед на Средиземном море, опа потеил
только 400 человек. И самое замечать,
ное было ‘то, что из 53 боевых кампани
на море, сделанных Ушаковых 3 м
жизнь, в 43-х он комавдовал пел
ственно CaM и ни одного сражения ь
проиграл. : Wie

Вее это было хорошо известно офидези
броненосца. «Ушаков». Во время пор
среди них ‘не раз поднимался разговор 1
знаменитом адмирзле. Ни на одном вой
ле он не пользовался такой любовью, м
здесь. Это была заслуга командира, [и
каждом удобном случае Миклуха привиз
своим офицерам военные идеи и бо
традиции пепобедимого  флотоводца, Tary
беседы об. Ушакове всем очень нравилис
Они как будто отвечали на те мысли, $
мнения и вопросы, которые занимали
дей в долгом походе.

В этом же духе воспитывалась и в
команда броненосца.

В концу обеда в кают-компании в fy
ли особенно веселы. Буфетчик Егор (1%
кин и вестовые ‘уже разносили черны
кофе, но разговор 0б Ушакове ne npenpy
щался.. Возбужденный речами и pacxp
невшийся от вина старший офицер Му
тов громко заговорил, перебивая шух №
лосов;

— Господа, мне особенно врезался}
память такой характерный штрих из #1
ни Ушакова. Даже в пылу сражения м
He покидало не только мужество, в01
чувство юмора. В 1791 году, отправляя
‘из Константинополя в поход, адмирал (т
Али ‘дал султану клятву — прил
пленником Ушакова. Молва 06 этом доп
До русского адмирала, Раессердившийся
дор Федорович в сражении у мыса Езли»
рии 31 июля нарочно стремился захвти
корабль © адмиралом Сзит-Али. Образа!
бою корму турецкого здмиральского
на, Ушаков © юта громко закричал: «(аи
бездельник! Я отучу тебя давать 19
обещания!» Действительно, господа,
этом сражении турецкий флот был ви
лову разбит. Особенно пострадал адиирые
ский корабль Саит-Али. Й только вт
спасла бахвала от плена.

Громкий. смех и аплодисменты покрыт
этот рассказ Мусатова. Все были воз
дены и. веселы. Улыбалея и  команх
Вазалось, люди забыли ‘pce невыностия
трудности далекого похода и давней р3.
ви © родиной, словно этот обед проно»
дил не в открытом море на военном №
рабле, идущем навстречу неприятелю, 81
морском собрании в Кронштадте,

Миклуха ‘встал, поблагодарил офицер
за гостеприиметво и вышел. 88 ним в
чали расходиться и остальные. Один @
офицеров, порядочно захмелевший, 34
жалея в дверях, посмотрел wa ПО
Ушакова и, качая головой, сказал:

— Все это правильно, но нашу Хы
PY кто ведет в бой?

И, горько улыбнувшись, он вым
коридор,

В кают-компании остались хозяйниат
вестовые и буфетчик Етор Сорокин, (т?
удовольствием допивали остатки виз В
столе и ‘Доедали закуски, Сорокин силы
захмелел, Пошатываясь, on ¢ привычей
ловкостью убирал бутылки и гремы 1
судой, мурлыкал что-то вполголоса @
под нос. Ноги буфетчика подкашивалис,
его сильно качало. Вдруг ок оотавовии
перед портретом Ушакова. Вспомнил,
тут говорилось о нем, и с поднятых и
каном вина обратился к портрету’

— ‘Ваше превосходительство,.. (смет
ия выпить... Господин адмирал... № 0
трите на меня так строго. Я человек №
ленький, Ответстверность у меня и
mas. Tora под моей командой толь
тылки. А в бою, посмотрим; — 1 №
дело найдется... За вечный ваш 17%
Федор Федорович, и за здоровье паи
орла... Владимир Николаевич у #8 #1!
подстать. Лихой командир. Ну, плыви

Закинув пазад голову, Сорокии on)
нил стакан, Не устояв на mecte, 03 Ht
нулся, натыкаясь на вестовых; те, И
пив, громко захохотали. А Соровии, 7
вившись на них остекляневшими 1283
начальственным ^тоном `зыкнул:

— Плакать нужцо, & Bu, fem,
чете. Такого боевого адмирала больше ath
kak Федор Федорович...

—А что же, по-твоему, Pome
ский?.. Не. боевой? — спросил од
BeCTOBLIX,

Ему, вместо Сорокина, ответил ve
вестовой:

— Возразить нечего., Череечур 69%
ха только не с того боку... Нашего 088
матроса, он много’ поколошизтил,.,

Все дружно и громко ‘засмеялись й
вдруг сразу стихли. Лица из стали #1
езными. Они насторожились. 3 me
кают-компании послышались mart. 0
седники засуетилиеь вокруг убрана
столов.

wt

Спустя три недели броненосец fat
обороны «Адмирал Ушаков» ету,
бой, сражался с исключительным 16
MOM и доказал, что он достойно, носил
великого флотоводца.

ча = а зЗ+&

Pe 2 баз За Гы при Зи аа Зо Ба ee ae ee ie вю

{

го ма. КБ’ мл хз в

<