ЛИТЕРА

*
  Н. ЛЕВИЦКИЙ

Комбриг

ШАТЬ ВОЕННУТО
ППИФИКАЦИЮ НАРОДА

alo прочитанные мной троизве-
с итибашистекой и оборонной лите-
 = то «Возведение на престол ко-
лыа Цвейга и «Первый удар»
в.

. Цвейга представляет собой,
крупиейшее явление в алп-
{ и антивоенной литературе
от. Художественио ярко и прав-
‘изтель рисует нам затхлую атмо-
„ уалских штабов на переломном
 , вой ихпериалистической войны,
Гурызает всю гнусность германского
[донного режима в завоеванных об-
 , ииазываот нарастание недоволь-
1 мОлЮционного протеста в массах
‘имо народа и его армии.

из же Арнольд Цвейг не развернул
„ив жнейшей, как ‘мне кажется,
(ны взаимозависимости воли ‘народ-
‘тоиатских массе и характера дея-
ит полковолца. Мы не видим в ро-
а ых угасание воли германской ap-
‘тише отражалось на действиях ее
«зе на утрате ими творческой
чик способности черпать новые идеи
зву стратегических замыслов в энер-
то,

ихотвэнную проблему, которую ве
«ти в 6806м романе Арнольд Цвейг,
i лить советская оборонная лите-
ii

} ам еле, катастрофа германского
comma 8 1918 roxy представляет
зичекий образец несоответствия инте-
« уиш с интересами ее вождей. Но
а тинюоположный пример гармониче-
измлния воли масс и вождей пред-
нии потория побед, одержанных на-
Ч оческой Врасной Армией под ру-
Сами товарищей Сталина и Вороши-
в

вечщие страницы гражданской вой-
чит нашей оборонной художественной
мии ключ в созданию образа ве-
за поковолца, сочетающего  разноето-
cay OMPCHHOCTh и знания © могучей,
eoelmol волей и черпающего свои
ие силы из энергии великого со-
и парода, охваченного энтузиазмом
чин с90боду и независимость социа-
уикого отечества.

ты пазванная иною книта — «Пер-
Я тр’Ник, Шоанова имеет бесспорно
ине значение, Она дает известное
pimplenie о характере современной воз-
пу ющы и даже некоторые специ-
рии познания. Это чрезвычайно важ-
\Пимзательная роль оборонной лите-
WH № холжна игнорироваться писате-
и

(и Планова должен быть в значи-
зы стешени расширен и углублен.
уз нашей литературе дать не менее
п мину боевой деятельности. дру-
{гроз мйска и картину взаимодейст-
  polos войск, направленных Е 20-
ито оиной цели -— победы над вра-
Вити сллами.

[вихя выразить пожелание, чтобы на-
у Шинная литература уделяла больше
погии таких моментам, которые обога-
\  творческое воображение советского
милина, будущего бойца, и расширяют
эпухтавление о средствах защиты и
mem, Чрезвычайно важно, чтобы наш
Hl (jet Ha поле брани максимально
{BIT творческую инициативу и изо-
мамтьнють. Военная история дает не-
Ш рев проявления этих качеств
NE солатом, но оборонная литерату-
 0 этпы занимается. Взять хотя бы
1 мумницу нашей недавней военной
пут, как героичеекая оборона Порт
Ми. Опюмные потери, понесенные
КИН На подступах к эй крепости,
Аиельной степени об’ясняются смет-
И шитативой и изобретательностью,
Маннымй рядовыми защитниками
Митра,

=

ВИКТОР ФИНК

РОЗЫСКИ ВИНОВНЫХ

‘131914 году, осенью, в сараевском
? избиралоеь дело об убийстве австе
и эрцгерцога Франца-Фердинанда»
трлалы судебного следствия оказа-
3 моьма ограниченными. На скамью
Чимых не попал полковник Дмитрие-
“изальник сербской разведки и руко-
Sub террористической организации
pe рука», лично снабдивший терро-
з оружием. Не попали сербский ко-
‘р и наследник престола принц
изд, покровительствовавшие «Чер-
‘it, He попал также российский по-
8 Гартвиг, который фактически за-
“tl всей сербской внешней политикой
I мохновителем «Черной руки». Не
Чт нйский министр иностранных
 Аинов, который знал.о предстоящем
‘№ австрийского эрцгерцога и неза-
 \ террористического акта беседовал
№0 французским послом Палеоло’
}

К птавшие под суд, производили
(и зпечатление, Зал суда напоми-
‘Чбую. комнату: среди подсудимых
№ пи одного совершеннолетнего. Де-
 “ двадцати четырех — едва до-
у щестнадцати-семнадцати лет,
ии школярами, и по делу об этом
стве адвокаты спрашивали у них,
„Их получают отметки по арифме-
‚  шстописанию и какие по поведе-

У лем венское правительство требо-
‘\уных приговоров, В специальном
Дай ИМЯ правителя Боснии авст.
„И уинистр иностранных дел гр
“Il настаивал на том, чтобы’ все
‚име были казнены. Министр’ четко
„МВт свои требования. Он считал,
1 преступление не будет признано
„10 серьезным для вынесения
0 приговора, то «могли бы. пока-
„ Оунительными наши основания
‘Uhre © Сербией, каковой  кон+
‚ет свонм последствием войну».
  аня уже, с 1914 г. начала поды-
Ne Людей, которых можно было бы
JT миноличными виновниками ми»
‚ они, Граф’ Берхтольд со своей
с ‘читал вполне подходящим для
‚Ц 1у кучку студентов и гимнази,
„Иорых полиция успела впопыхах
” 18 скамью подсулимых в глухом
“Чальном городке Capaene.

Kw. Wik
И. МОШЛЯК

Герой Советского Союза, капитан

ТЕМА ВОЙНЫ

оенная тема в 20—30-в годы заняла
прочное и большое место в литературе
апада и Америки. Это и не удивительно!
Прошла первая мировая империалистиче-
ская бойня, породившая свою литературу
и своих художников. Сейчас, после двад-
цатилетней передышки, мир вполз во вто-
рую имиериалистическую бойню, перед
которой бледнеют ужасы 1914—1919 гг.

Мне довелось познакомиться с лучшими
образцами западной литературы о войне.
Эти книги о несправедливой войне капи-
тализма, написанные художниками  раз-
личной социальной направленности и раз-
личных масштабов дарования, созданы
как бы под одним впечатлением, одна 06-
щая мысль пронизывает их: война ужас-

на; это не может и не должно  повто-
риться!

Ярослав Гашек в «Похождениях бравого
солдата Швейка» изображает звстрийскую
армию. В гротесковом стиле он пишет, в
сущности, о кошмарах. Смешные приклю-
чения Швейка — это цепь страшных co-
бытий, разоблачающих непригляхное ли-
цо буржуазной армии.

Ричард Олдингтон в романе «Смерть ге-
роя» дал в лице Джоржа Винтербуорна ти-
пический и яркий образ солдата англий-
скай армии, в безумном. отчаянии бросаю-
щегося под пулеметы, жаждущего гибели,
как спасения от окружающей его мрачной
действительности.

Итальянская армия в романе 9. Хемин-
гуэя «Прощай, оружие!» — школа, вос-
питывающая пессимистов. Недаром герой
романа молодой офицер Генри становится
дезертиром и бежит из армии, разочаро-
вавшись в  слащаво-напыщенной идее
«национального долга»,

Мне довелось прочесть и произведения
иного плана, в которых описывается не
надлом характера в условиях капитали-
стической войны, а революционное воспи-
тание его.

B «Orne» Барбюса, в «Доберло» Матэ
Залка, в романе А. Цвейга «Воспитание
nox Верденом» я прочел о том, как под
влиянием ужасов капиталистической бой-
ни рождаются солдаты-революционеры, в
которых пробуждается классовое  созна-
ние, пробуждается ненависть к тем, кто
послал их умирать за интересы кучки
финансистов.

Но это— все же продолжение ‘единой
темы, описание ‘удушающей обстановки
капиталистической ‘армии.

Я открываю книгу советского писате-
ля, посвятившего свое произведение также’
войне, ‘но’ войне справедливой, ‘войне 34
свободу человечества, за свободу своей ро-
ДИНЫ;

Со страниц книги на меня глядят cMe-
лые, мужественные лица советских бой-
цов, знающих, за что они борются, и
тотовых на все во имя этой прекрасной
цели!

Из героев книг ^*0’-гражданской войне
мне особенно близок и дорог Семен Ватко,
подлинный сын трудового народа, чей
правдивый портрет талантливо нарисовал
Валентин Катаев. Этот солдат етал ком-
мунистом в ‘боях за родину, и воспитали
его под огнем пуль большевики. Поэтому
так понятны его мужество, отвага, без-
заветная преданность своей ‘украинской
земле.

Прочел недавно Н. Шпанова «Первый
удар». Хорошая книга. Жизнь и смерть
командира комсомольского экипажа летчи-
ка Сафара описаны очень жизненно, теп-
ло, искренне. Именно так работает наш
летчик.

Да и остальные терои книги — Доро-
рохов. Волков, Гроза — настоящие совет-
ские люди, одни из тех, кто встречался
мне. повседневно и в хасанских боях и
на занятиях в академии им. Фрунзе.

Я рад. что советская литература. дала
мне возможность прочесть хорошие книги
о прошлой войне и о войне будущей. Но

тем не менее я должен задать, вопрос: &
где же книги о современных событиях,
волнующих весь советский народ? Tye
книги 0 великой воспиталельной роли на-
шей армии, которая воспитывает в боль-
шевике героя и в герое — большевика?

‚Командир отделения Змеев перед хз-
санским боем подал мне заявление:

«Илу в бой, хочу умереть большевиком,
если убьют — считайте коммунистом».

Такова психология беспартийного бой-
ца, который в рабоче-крестьянской армии
стал коммунистом!

Отмечая сегодня  антивоенный день,
мы должны помнить, что год назад в этот
же самый лень советские бойпы дрались
У Хасана за неприкосновенность рубежей
нашей родины.

Отмечая сегодня день протеста против
фашистского насилия, мы должны помнить
И о ТОМ. что в это время, в эти часы на-
ши советские люли, бойцы Дальнего Во-
стока, в содружестве с монгольскими вой-
сками дают жесткий отпор японским
провокаторам, пытающимся ‚ пролезть на
землю Монгольской Народной Республики.

Вот они. герои советской оборонной ли-
тературы, герои еще не написанных рома-
нов. рассказов. повестей!

какие интересные книги можно 603-
дать о военных врачах, о хирургах, воз-
вращающих жизнь раненым  бойпам.
Ведь они делают чудеса для спасения сы-
нов родины! {

По-моему. наряду с большими литера-
турными полотнами, которые пишутся го-
дами, нам сейчас необходимо создать серию
небольших патриотических книг ДЛЯ
юношества. Литературные портреты героев
Ераеной Армии. повести, рассказы. новел-
лы, поэмы о жизни бойцов — такая пор-
тативная библиотечка должна быть выпу-
mena в ближайшее время Гослитиздатом с
расчетом на юного читателя, воспитываю-
щегося на патриотической литературе.

Молодые советские граждане. которым
предстоит занять место в бою плечом к
плечу с нами. должны знать, какое
счастье испытали хасановцы, когла гол
TOMY назал был водружен красный флаг
на вершине сопки Заозерной. очищенной
от врага. Они должны знать. какое чувет-
BO восторга охватывает советского бойца,
Когда’ с штыком на перевес он мчится на
врага с возгласом: 43а родину! 3a
Сталина!» — и враг бежит, потрясенный
йесокрушимой силой советского патриотиз-
ма. Нет боли, нет страха, есть только вее-
поглощающее счастье: советская . земля
свободна!

Я пережил все это. А вместе со мной
это пережили тысячи бойцов и коман-
диров, которым посчастливилось драться
У Хасана. i

Ежедневно на рубежах нашей родины,
в нашей армии, во флоте рождаются но-
вые герои. И писатели должны ярко, вдо-
хновенно рассказать людям страны соци-
ализма © том. как велико счастье борьбы,
когда знаешь. за что борешься, как ве-
лика радость победы, когда знаешь. что
это — победа свободы ‹ нал насилием,
разума над мраком, коммунизма над фа-
шизмом!

Студент Принцип об’явил себя верую-  .
щим. Тогда председатель суда напомнил
ему заповедь. «не убий».

Принцип не растерялся. у

— А те миллионы, которые сейчас. по*
тибают на войне?! :

— Это вы виноваты
седатель. у

Но с Принципа нечего было. взять: он.
был несовершеннолетний. Пришлось огра»
ничиться присуждением его к двадцати
тодам одиночного заключения. Больше не
позволял закон. Суд дал ему небольшой
довесок от себя: один голодный день каж-
дый месяц и темный карцер без постели
28 июня каждого года — в годовщину
террористического акта.
` Поиски виновных продолжались.

В 1919 году версальская мирная конфе-
ренция и статут созданной ею Лиги на-
ций определили, что международный мир
будет покоиться ‘исключительно на спра”
ведливости, . освобожденной от всякого
духа мести, Однако все же мирная KOH-
ференция, считая. что единственным ви-
новником мирового бедствия, которое уне-
сло 10 миллионов жизней, был Вильгельм П

!—воскликнул  пред-

Прибыв на границу, он вручил оторопе-
лому таможеннику свою ‘шпагу и, став в
театральную позу, заявил, что просит убе-
жища. Все растерялись. Сообщили в Га-
агу, но и правительство положительно не
знало, что с ним делать, куда его девать,
Вильгельм сохранял свою театральную
позу на таможне в течение целых 40 ча-

Готенцоллерн, постановила предать 60  сов, пока для него подыскивали жилило-
суду. щадь. Но когда через год Версаль потребо-
`Предстоял интересный спектакль: неко-   вал его выдачи, то голландское прави-

тельство, ссылаясь на свой нейтралитет и
на право убежища, отказало. Интересный
и богатый обещаниями спектакль сор-
вался.

гда могущественный Вильгельм, со своими
вздернутыми усами сидел бы на деревян
ной скамейкв под охраной двух городовых
и отвечал бы на вопросы председателя 06
имени, фамилии и роде. занятий. По тра»
‘диции французского суда, председатель
разговаривает о подсудимым грубо, как с
заведомым жуликом, Вильтельму пришлось
бы сносить эти грубости. Газеты подкор-
мились бы на смаковании ‚подробностей
процесса. Потом блюстители международ-
ной нравственности долго совещались бы,
к какому наказанию приговорить наруши-
теля международной нравственности; рас-
стрелять ли его на версальском плацу, or
рубить ли ему голову У ворот знаменитой:
парижской тюрьмы, носящей завидное имя
«Здоровье», или, налротив TOTO, велико-
душно даровать ему жизнь, приговорив
лишь к пожизненным каторжным рабо-
там в Новой Каледонии, :

Но из затеи ничего не вышло: еще В
ноябре 1918 года’ Вильтельм, тогла нахо-
дившШийся В главной ставке в Спа, ука-
тил на мощном автомобиле в Голландию.

wat

Газеты всех воевавших стран представ-
ляют во время войны изумительное меж-
дународное соревнование в измышлениях
по ‘поводу побед,. благополучия и патрио-
тического под’ема, Сообщалось,—с каждой
стороны,—что война грозит смертельной
опасностью только неприятелю, что чем
больше совершенствуется военная   техни-
ка, тем менее смертоносной дёлается вой-
на. Известный французский литератор
Марсель Ютэн писал в «Эко де Пари», что
«французские солдаты плевать хотели на
ядовитые газы».

Противник   всегла бежит, его ‘всегда
преследуют неудачи и провалы, он всегда
глуп и смешон, а «наши» — всегда герой
и молодцы.

Вблизи Луцка снизился заблудившийся
германский аэроплан, Крестьяне побежали

ТУРА - ОБОРОНЕ СТРАНЫ.

ooo
Рисунок Фреда Эллиса (Дейли Yopxep).

«НАСТУПЛЕН
соо

*
А.  АХУТИН

Профессор, бригинженер

ПРОТИВ ТАТАПА

Что мне, как читателю. запомнилось и
кажется лучшим из произведений оборон-
ной литературы за последнее время? В
первую очередь я назвал бы «Пархомен-
ко» Ве. Иванова и «Севастопольскую
страду» Сергеева-Ценского.

В произведении Ве. Иванова найден,
мне кажется, подлинный синтез локумен-
тальности и художественности. Роман
создает цельное впечатление о Пархомен-
ко, как о человеке и революционере.

Эпопее о Севастопольской обороне, 603-
данной ’Сергеевым-Ценским, свойственно
довольно редкое в оборонной литературе
качество — автор прекрасно знает место
действия и добросовестно освоил громад-
ный военный архивный материал. Ocobex-
но. хороша, на мой взгляд. первая. часть
эпопеи. Однако эпопея принимает слиш-
KOM монументальные размеры; едва ли
посильные для массового читателя.

0собо нужно отметить  нарождение в
последнее время мемуарной оборонной ли-
тературы. Это — книги Г. Байдукова,
воспоминания Марины Расковой, «Записки
военного летчика» И. Спирина. Вне зави-
CHMOCTH от различного уровня  художест-
венности этих произведений, они предета-
вляют ценнейший вклад в нашу оборон-
ную литературу. Необходимо всемерно раз-
вивать мемуарную оборонную литературу,
не отраничивая ее только рамками авиа-
ции, У нас много военных деятелей раз-
ных других специальностей, которым есть
что рассказать. которые накопили громад-
ный опыт, имеющий большое значение и
широчайший интерес. Опыт этот надо вы-
носить на страницы оборонных журналов
и оказывать широкую литературную по-
мощь этим авторским кадрам,

Все же: приходится констатировать, ITO
оборонная литература не получила еще
до сих пор у нас того размаха. какой лик-
туется всей современной международной
обстановкой. Оборонная литература слиш-
ком туго расширяет свою тематику, слиш-
KOM завязла в штампах. Особенно это от-
носится к малым формам оборонной лите-
ратуры — рассказам. очеркам. Вепомни-
те, например. универсальный рецепт. по
которому до сих пор пишутся рассказы о
пограничниках, с обязательной позорной
собакой и неизменной поимкой шпиона.
На неправильном пути находятся также
авторы некоторых наших фильмов, Исхоля
из самых лучших побуждений — про-
славления той или иной воинской едини-
цы, они нередко искажают перспективу
будущей войны, чрезвычайно упрощенно
рисуя ее обстановку и создавая впечатле-
ние у зрителя, что войну может решить
рейд одной воздушной эскадрильи или тан-
кового отряда.

Оборонная литература ло сих пор не
выполнила основной своей задачи —
представить в художественных образах
жизнь нашей героической Врасной Армии,
в мирной обстановке показать ее команди-
ра и красноармейца в их живом повсе-
дневном взаимодействии.

Необходимо создать авторитетную и
компетентную как в литературном. так и
в военном отношении критику оборонной
литературы. Это несомненно способство-
вало бы быстрейшей ликвидации ее от-
ставания.

ИЕ В... ТЫЛ».

сообщить воинским ‘властям. Но раньше,
чем те успели притти, германским летчи-
кам удалось завести моторы и пригото-
виться к вылету. Однако случившаяся тут
корова «пришла в отчаяние при мысли о
возможности побега неприятельских лет-
чиков. Она бросилась Ha аэроплан, вон-
зила рога в мотор и сделала вылет невоз-
мОжным»,

Передо мной лежит иллюстрация о этим
именно текстом. Буренушка воюет за веру,
царя и отечество и одновременно’ спасает
«право, справедливость и цивилизацию».
Вот она уперлась рогами в немецкий мо-
тор. Авиатор высунулся из кабины и
больно колет ее драгунской пикой, но ей
наплевать на драгунскую пику авиатора,

Была, однако, категория событий, кото-
рые не попадали в газеты. Они, кстати,
не были вымыслом. Это были народные
волнения. Уже начиная с 1914 года, т. е.
с первых же месяцев войны, и в России,
и во Франции, и в Германии стали возни-
кать рабочие’ стачки, крестьянские бунты,
мятежи среди солдат’ Людям становилось
важно знать, кто виноват‘в их мучениях.

Одважды на фронт под Краонной в
полк, в котором’я елужил рядовым, при-
был командующий армией маршал Фрон-
ше-д’Эсперэ. Нас построили, маршал. мо»
лодцеватой походкой стал обходить ряды
и спрашивать нас, особенно русских до-
бровольцев, довольны ли мы. Стараясь
подделаться под ломаный язык ино-
странцев и сильно жестикулируя, он до-

Все же есть на свете страна, которая со
своими поработителями покончила навеки.

С. НАГОРНЫЙ

ЧЕЛОВЕК

Ков-какие черты будущей войны ясны
уже и теперь. Многое мы можем предуга-

дать,

С этой точки зрения хороший рассказ
© боевой стычке наших пограничников ©
«беспокойными соседями» — это не толь-
ко эпизод сегодняшнего дня, но и как бы
взгляд в будущее.

Другое дело — рассказ плохой,

В журнале «На рубеже» (книга 1-я,
Хабаровск) напечатана повесть Н. Рогаль
«Встреча». Японцы делают попытку
перебросить Ha нашу территорию группу
шпионов и диверсантов. При этом они при-
меняют некоторые коварные приемы, не
достигающие цели благодаря действиям
начальника заставы. Красноармеен Ива-
нов вступает в бой с отрядом диверсантов
из десяти человек и побеждает,

Мы не будем касаться других эпизо-
дов и персонажей повести, — к теме
статьи они отношения не имеют.

Начальник заставы, о котором вообще-
но, что он думает, принимает решения и
действует е силой, уничтожающей козни
врага, не назван автором Jame по фа-
милии. Характерная небрежность! Но, ко-
нечно, он, «как свои пять пальцев, знал
район» и «мысль» у него «работала бы-
стро». Автор холоден к герою. Его ‘не за-
интересовала внешность начальника 38-
ставы, голос, характер, а также и решаю-
щее в человеке — мотивы поведения.
Некто отдает приказания, некто «прики-
нул в голове все возможности, стараясь
разгадать план врага», некто едет в ка-
тере по реке. — .

06 Иванове известно не больше. Он
умело маскируется, бдительно следит за
участком, вверенным его охране, прини-
мает тактически-грамотное решение, ког-
да обнаруживает вражеский отряд. Затем
он правильно дерется и побеждает.

Но точно так же, как неизвестно, умен
ли начальник заставы, нельзя опреде-
лить — храбрый ли человек Иванов в
почему он победил. 0 личности Иванова
нельзя составить представления. по двум
единственным данным: а) «плотно  сби-
тый», 6) ложась спать, он имел привыч-
ку «прикрывать голову простыней».
Мало!

Н. Рогаль не знает, что невниматель-
ное обращение с героем есть литературно-
наказуемая провинность. За равнодушно
написанные страницы автор платится рав-
нодушием читателя.

Й в литературе, посвященной войне,
предметом внимания должен быть чело-
век.

Всякий тактический эпизод (встречный
бой, удар по флангу, десант в глубину
и пр.) имеет все внешние черты закон-
ченного сюжета. Это соблазнительно:
может быть написан рассказ. в котором
завязкой будет служить первое донесение
разведки о неприятеле, а финалом —
преследование отступающего противника.

Но следует помнить о человеке. И тогла
рассказ пойдет, быть может, по другому
плану, и сюжет составится не из CMe-
няющихея фаз сражения. У Толстого в
бородинском сражении участвуют не ве-
ликаны, & люди, наделенные ‘помимо до-
стоинств также и недостатками. Букваль-
но ни одного человека нет на Бородин-
ском поле, в ком художник видит или
хочет видеть совершенство — физическое
или духовное. Однако то, что они делают
ради отечества, есть титанический подвиг.
Оказывается, что чувство долга перед ро-
Диной имеет способность побуждать людей
на сверхпредельные физические и мораль-
ные усилия.

Этому взгляду Толетой верен и B «Ha-
беге» и в «Севастопольских рассказах»,
Много страниц написано им для того, что-
бы понять смыел поведения человека на
войне. И он решительное заявлял, что это
важнее, «чем расположение войск при
Аустерлицкой или Бородинской битве».

Именно поэтому бесполезны такие «во-
внные» рассказы, в которых не об’яснено
поведение человека. д

пытывался у солдат, хватает ли патронов
для стрельбы, соломы для спанья, доста-
вляется ли’ еда в горячем виде и полу“
чаем ли мы свою ежедневную чатку. Так
как на эти вопросы отвечать можно было
утвердительно,
кого по плечу, кого по животу, все время
приговаривая:

— Да они счастливы! Да у них сча-
стливая жизнь, у этих молодцов! Маршал
He лицемерил. Он был искренен. Ни ему
и никому другому из командиров какой
бы то ни было буржуазной армии никогда
просто в голову не приходило, что сол-
дату вообще что-нибудь полагается кроме
снаряжения, пропитания и соломы для
спанья.

Правда, это и солдатам не всегда при-
ходило в голову. Без ложной скромности
товоря, человечество ведь очень терпеливо.
Нужны очень уж сильные потрясения,
чтобы у людей стали раскрываться глаза
на ужас человеческой истории. Но война,
поднятая в 1914 году, была именно таким
потрясением. Слишком много было пере-
несено, слишком много выстрадано!

В тылах и на фронтах вспыхивали мя-
тежи и бунты. (Даже во французской
армии, которая относительно была непло-
хо снабжена и вооружена, бунтовали це-
ape корпуса: В 1917 тоду восстания
охватили 115 воинских частей. Был мо-
мент, когда между Cyacconom и Па-
рижем оставалась всего одна невосотавшая
дивизия Совсем по русскому образцу в
частях возникали комитеты и советы.

Фронтовики, пьяные от усталости, ‘от
крови и страданий, бродили по государ“
ствам Европы, крича на всех языках:
«Смерть виновникам войны».

Но они-то имели в виду не студента
Принципа, °и даже не одного кайзера
Вильгельма. Гнев измученных народов
был направлен против буржуазии, против
правящих классов, против подлого мира,
который не только труд человека, но и
жизнь его отдает на обогащение богатых,

Не имея революционного руководства,
стихийные мятежи вспыхивали и угасали
Социалисты вместе с полицией заливали
HX водой своего наемного красноречия и
солдатской и рабочей кровью. Трудящееся
человечество дало себя снова закабалить,
и вот, еще не зажили раны отцов, & ви-
новники первой мировой бойни уже сго-
няют детей на вторую.

Но все же эти виновники разоблачены.

то маршал весело хлопал.

НА ВОЙНЕ

Социалистическое общество формируе?
в людях новое сознание и, в частности,
новое патриотическое чувство. В. С. Ста-
ниславский сказал как-то, что «первая
любовь человека» есть «любовь к родине».
Если можно так выразиться, советский
гражданин — патриот в превосходной
степени, потому что его патриотизм во-
брал в себя и «первую любовь» и шв
нечто новое, никогда не бывшее: ведь
мы существуем как нация тысячу лет,
а как социалистическое отечество, как ро-
дина трудящихся, только 22 года,

Рассказы, подобные «Встрече», беспо»
лезны и слепы, потому что не открывают
перед нами нового человека е его новой,
небывалой привязанностью к родине, не
об’ясняют поведения этого человека Ha
войне. подобных которой в истории на
было («война за социализм, за освобож-
дение гругих народов от буржуазии», как
писал Ленин).

В названном журнале есть рассказ
С. Диковского «Коменлант Птичьего ост-
рова». Человек борется с желанием у6-
нуть. Его тело требует отдыха. Оно смер-
тельно устало. ‹...Все мускулы заныли,
ослабли, запросили пощады». Простая по-
требность организма — сон запрещен
краснофлотцу  Косицыну. Вто запретил?
Косипын.. Почему ? Потому что шторм за-
бросил его на необитаемый островок и ¢
ним вместе — семь японцев е шпион-
ской шхуны «Кобе-Мару». Косипын  отве-
чает за японцев, и он не уснет на посту;
хотя. и некому сменить его на’ Птичьем
острове.

Итаю человек  боретвя ¢ желанием
спать. Проходит один день, другой...

‹...Вею ночь Косицын ировел в мокрой
траве, изредка поднимаясь, чтобы подбро-
сить в огонь плавник. Ио это было мукой:
чувствовать теплоту пламени, слышать
прибой, мерный, как дыхание спящего,
и не заснуть самому.

К утру рука коменданта посинела 07
крепких щипков. Он обтерся до пояса ле-
дяной водой и снова принялся за работу.
У него хватило сил запастись хворостом,
вымыть тельняшку и лаже почистить ку-
COUKOM пемзы пряжку и потемневшие пу-
говипы. Он был комендантом, хозяином
Птичьего острова и каждый раз, проходя
мимо  молчаливой, враждебной кучки
японцев, с усилием поднимал веки и стз-
рался ставить ногу тверло на каблук.

А песок был ласков, горяч, Сухие,
пружиниетые водоросли цпеплялись за но-
ги, звали лечь. И так настойчив был
этот призыв, что Косицын стал обхохить
стороной опасное место, выбирая нароч-
но большие неровные камни».

Так протекает эта борьба. Писатель
вгляделея в человека и нашел в нем спо-
собность на гордый подвиг. Восицын не
переменился. Каким он был, таким и 06-
тался. Его поведение естественно  выте-
кает из характера. Это-то и внушает чи-
тателю любовь к герою рассказа и. чув-
ство гордости 38 краснофлотца. Есть в
рассказе такие минуты, когда кажется,
что Косицын погибнет в неравной борьбе
с японцами. Семеро против одного! Рас-
сказ приобрел бы в таком случае груст-
ную концовку, но характер его влияния
на читателя остался бы неизменным. Вее
равно, Косицын сохранился бы в нашей
памяти как герой и любимый человек.
Слишком велико моральное превосходство
краснофлотца над врагами, слишком бла-
городен облик этого человека.

Рассказ превосходен во всех смыслах.
Ликовский очень наблюдателен, интригу и
диалог он строит экономно и остроумно.

Но главное для нас — поведение В
этом рассказе Косицпына, поведение впол-
не реальное, не вызывающее никаких
сомнений.

Такой рассказ помогает нам  понятв
людей, которые разбили японцев У 03зера
Хасан.

иг SS   SR eR a REN <тотрлитя-. ПОИСКЕ ЕНЕТЕА ЧИН
MSs amr mm pee ce cm me ES

Она стоит среди несчастий мира, как ero
единственный светоч, грозная ие только
своим военным  мотуществом, но и той
правдой, которую она принесла миру.
Сколько победного шума подняла rep
манская военщина, оккупировав в 1918
году Украину? Радость оказалась преж-
девременной. Очень скоро военщина поз
Haya, какую’ косточку она проглотила,

Когда несколько месяцев спустя, 8 но-
ября 1918 года, Эрибергер явился к Фошу
просить мира от имени Германии, и Фош
выставил жесткие условия, Эрцбергер
просил маршала «не повторять той
ошибки, которую прежнее германское пра-
вительство совершило в Брест-Литовске{
оно считало себя победителем большевиз-
ма, а в конце концов само оказалось по-
бежденнымз.

Дело не в олном TOM, что немцев били
на Украине с той яростью и аппетитом,
какие охватывают людей, воюющих з&
свое, за кровное. Дело в том, что герман-
ские войска на Украине революционизи-
ровались. Им не давали засиживаться и
перебрасывали на Запад, но они привози-

1 ли туда рассказы о русских солдатах, ко-

торые установили виновников войны и
обрели правду.

В 1919 году. когда был подписан Вер=
сальский, так называемый, мир, буржуа-
зия стран-победительниц ходила пьяная
от СВОИХ «побед». Буржуазия победителей
не чуяла земли под собой от радости, от
славы, от трубного гласа. Ей казалось, что
теперь она может побеждать всех и все.
Тотда очертя голову она бросилась с ин-
тервенцией в Россию,

Ho из России пришлось бежать. Н6
только потому, что очень жарко били: то,
что было написано на знаменах револю-
ции, было близко и дорого солдатам ин-
тервентов. Эти знамена покоряли их как
грозное оружие, и штыки стали поворая
чиваться не в ту сторону, куда пытались
их направить. :

С тех пор, как существует хотя бы один
народ, добившийся правды, — все обижен-
ные, все угнетенные, все страдальцы миря
смотрят на него как на свою опору и на-
дежду в боях, которые им предстоит ве-
CTH о виновниками войн, угнетения, не-
равенства, всего зла, от чего погибает
человечество.

Литературная газета

№ 42 3

—