L
  Трудно переоценить заслугу людей, coa-
давших фильм «Испания». В
это первый серьезный отклик советского
киноискусства на беспримерную испанскую
эпопею 1936—1939 гг. Критика,  разуме-
ется, еще пред`явит свой счет и сценари-
сту, и режиссеру, и композитору. Она не-
сомненно заметит, что в диктореком тек-
сте слишком много фанфар и барабанов;
что сценарию нехватает композиционного
единства и логической последовалельности;
что режиссер чересчур раздробил, не все-
гда исторически точно, а иногда и не
вполне удачно использовал единственный
в своем роде документальный материал.
(Вот наглядный пример: вместе в кадра-
ми, относящимися к июльским событиям
1936 года, смонтированы снимки, которые
могли быть лишь сделаны значительно
позже. Такие, построенные сплошь из кам-
ня, долговременного типа баррикады были
воздвигнуты в Мадриде лишь в ноябре—
декабре 1936 года. В июле преоблалал еще
классическай мешок с землей). Критика
заметит также, что в музыке, если не го-
ворить © вклиненных в Hee подлинных
испанских мелодиях, механический шум и
`’риторика нередко преобладают над мыклью
и чувством.
Но никакая критика не сможет  отри-
цать, что фильм принадлежит к тем про-
изведениям искусства, которые‘ способны
потрясать человеческие массы и воспламе-
нять их благороднейшей из страстей —
страстью революционной борьбы з& мир,
овободу, счастье народов. Разве это слу-
чайность, что в те мгновения, когда ‘по
экрану проходят видения окровавленного и
героического Мадрида, его умерщвленных
детей, его осиротевших матерей, —в зале
плачут большие сильные мужчины и сжи-
мают кулаки слабые женщины? И это од-
но гарантирует «Испании» долговечность.
Смонтированный из кусков хроники, этот
фильм уже не хроника в узком смысле
слова. Хроника отделилась в нем от га-
зетного сообщения, перестала быть только
иллюстрацией, превратилась в самостоя-
тельную художественную летопись великой
народной трагедии.

пи

Совершенно неоспоримо, что один’ из се-
кретов необычайно сильного воздействия
«Испании» на зрителя заключается в в
`окументальности, Но эта  локументаль-
ность 0с0бого рода и качества.

Советские операторы обязаны были в
первую очередь показать, что испанский
народ хочет сражаться и победить и что
он действительно сражается. Это значит,
что многие из своих документов они долж-
ны были искать в огне боев

«Испания» — фильм героический He
только по своему содержанию, но и по
Tomy с10собу, каким было добыто огром-
ное количество его кадров. Он весь оку-
рен пороховым дымом, и не одна сотня
метров его побывала под обстрелом преж-
ле, чем попала на экраны мира.

На экране бой. Танки; черные фонта-
ны артиллерийских разрывов; пулеметные
очереди, безжалостно. хлещущие сморщен-
ную кастильскую землю: пехотные цепи,
идущие в атаку; люди, падающие и не
всегда встающие вновь. Вы видите только
это. Но человек, которому довелось при-
сутствовать при событиях, знает, что где-
то вот здесь, «за кадром». вооруженные
ручными кинокамерами, перебегают вместе
© пехотой Кармен и Макасеев. Они пере-
бегают, ложался, встают, опять бегут,
опять ложатся. (Осеннее, но еще бешеное
кастильское солнце пробивает насквозь 96-
реп, расплавляет мозг; черный от пыли
пот заливает глаза. А надо еще снимать
и снимать, и не всегда при этом следует
прятать. голову от пуль, потому 9710 мож-
но поплатиться... хорошим кадром.

На экране эпизод борьбы за толедский
Алькасар. Горстка храбрецов атакует ста-
ринную цитадель, захваченную фашистеки-
ми юнкерами и жандармами. Пулеметы
противника яростно отплевываются; ата-
кующая цепь приникла в земле. Вы види-

сущности.

ЕТОПИСЬ НАРОДНОЙ

М. ГЕЛЬФАНД
$

те только это, но тут же, рядом, крутит
ручку аппарата Кармен. Привставать опас-
но, двоих уже свалила пуля, но если Кар-
мен не привстанет, он мало что снимет. И
он привстает...

Привлеченные запахом кровавой ‘бенса-
ции и чрезвычайных барышей, буржуаз-
ные киноорганизации десятками посылали
в Испанию своих операторов, и это отнюдь
не всегла были трусы; при случае они то:
же умели не’ кланяться пулям. Ho их
храбрость была всего лишь профессиональ-
вой привычкой людей, вынужденных з3-
рабатывать себе хлеб этим тяжелым и
опасным трудом. Большинству из них бы-
ло абсолютно все равно, кого, что и как
снимать. В их работе не было ни вдохно-
вения, ни руководящей идеи; Неумолимый
закон конкуренции тнал их в огонь, —
их шефы и. публика требовали сильных
зрелищ.

Макасеев пробыл в Испании восемь ме-
cates, Кармен — год; республиканские опе-
раторы оставались там до конца. Мало кто
провел столь гравдиозную кинооперацию,—
разве только голландец Ивенс и его спут-
ник-друт” ‘Эрнест Хемингуэй. Они знали,
что своими камерами помогают испанцам
драться, и это вхохновляле их труд. Они
были настоящими солдатами  киноие-
кусства, солдатами в лучшем, благородней-
шем смысле этого слова. Редко героиче-
ский характер революционного искусства
получал столь же непосредственное выра-
жение. Не забывайте об этом, и вы пой-
мете, почему так потрясает вас фильм
«Испания». Ибо это — правда, добытая в
огне.

Ш.

Авторы фильма использовали до конца
возможности, предоставленные им мате-
риалом, Можно лишь говорить о том, что
они использовали не весь материал и кое-
что упустили,— например, ничего не’ рас-
сказали © республиканском флоте. & этот
флот сыграл незаметную, но первокласеную
роль в борьбе Республики © блокалой, ко-
торой подвергла ее политика  «невмеша-
тельства». Но на основе данного материа-
ла можно построить лишь внешнюю, пусть
захватывающую и величественную, но все
же только летопись испанской трагедии
1936—39 гг. Внутреннее развитие хра-
мы, ее главные движущие пружины, ев
всемирно-исторический смысл остаются не-
векрытыми в образах киноискусства. Для
этого требуется народно-героическая драма
характеров.

В самом деле, посмотрите, как начина-
ется драма. Межлународная биржа и реак-
ционная социал-демократия без- сопротив-
ления сдают фашизму в рабство целые на-
роды. Постепенно в заячьих душах фили-
стеров укрепляется мысль о непобедимости
фашизма и бессилии народных масс. В рас-
четах Санхурхо и Франко, Хуана Марта
и Хиль Роблеса, в замыслах их. итало-гер-
манских хозяев эта легенда играла первен-
ствующую роль. Они собирались атако-
вать безоружную, штатекую, давно всерь-
ез не воевавшую нацию. На ‘их’ стороне
было, казалось, все: собственная армия;
военная техника двух фашистских держав,
молчаливое попустительстве Лондона и
Парижа; активный саботаж междуна-
родного пролетарского единства со сторо-
ны реакционных лидеров’ П Интернацио-
нала; дряблая, половинчатая < политика,
буржуазных демократов внутри страны;
проказа анархистских традиций, десятиле-
тиями подтачивавшая боевую организацию
и дисциплину пролетарских масс; нахо-
нец, «Пятая колонна» пшионов и хивер-
сантов и ее головной отряд в лице троц-
кистской шайки, Оки были уверены в том,
что нация капитулирует, не сопротивля-
Ясь. и отправились в поход, словно Ha
увеселительную прогулку. Нация ответила
им почти трехлетней войной, в которой
был разбит и развеян, как дым, миф о

БОРЬБЫ

нетюбедимости фашизма. История знает
мало примеров более неравной борьбы. Все
силы буржуазного. мира соединились про-
тив народных масс Испании. Нация имела
на своей стороне лишь волю к победе да
международную солидарность трудящихся,
вдохновленную примером Советского Сою-
3a, Помимо этого, у нее не было ничего—
ни оружия, ни военной организации, ни
военного опыта. :

Но под страшными ударами судьбы осы-
палея наносный шлак дурных реакцион-
ных традиций, порожденных столетием
жалкого прозябания в стороне от больших
путей исторического развития. и обнару-
жилась чистая сталь подлинно испанско-
го национального характера, — т& самая
сталь, 6 которую впервые затупилея сто
тридцать лет тому назад меч Налюлеонз
Бонапарта. Как и сто тридцать лет тому
назал, нация показала, на какие титани-
ческие усилия она ‘способна когла дело
касается коренных вопросов ее существо-
вания.

Вы видели на экране эпизоды, опера-
ции на 9бро, — одной из самых блестя-
щих страниц военной истории. Но если
вы вепомните, с чем начал вопанский на-
род эту войну, то вы поймете, что битва
на 96ро была настоящим чудом, чудом ге-
роизма, организации, инициативы, чудом
возрожденного Ha новой исторической oc-
нове национального характера, сформиро-
вавшегося и закаленного в жесточайшей
неравной схватке © вооруженными AO 3y-
бов поработителями. Народ, обнаруживший
такой характер, непобедим, военное пора-
жение его носит лишь исторически вре-
менный характер, тем более, что предоп-
ределило это поражение не столько воен-
но-техническое превосходство неприятеля,
сколько грандиозное предательство.

Испанцы доказали, что фапгизм в ко-
нечном счете бессилен, когда он наталки-
вается на организованное и активное со-
противление народов. В этом — всемирно-
исторический смысл испанокой трагедий
1936—39 гг. Но это также и основная
тема испанской лрамы в современном ис-
кусстве. Повторяю, это должна быть на-
родно-героическая драма характеров. ‚

Когда Карел Чапек пришел к убежде-
Вию, что открытое сопротивление фашиз-
му есть историческая необходимость п не-
избежность, то для драматического вопло-
щения этой илеи он не стал искать мате-
риалов в реальной действительности, а
предпочел сконструировать философский
сюжет и даже специальную семью. Но ис-
панская действительность минувшего трех-
летия знает гораздо более убедительные A
типичные «сюжеты». В ноябре прошлого
года Барселона хоронила Манолина Альва-
peca, комлива, павшего на фронте Эбро.
Он был по профессии рыбак. дрался на
северном фронте до его ликвидации. У его
отца, каменотеса по профессии. было. пя-
теро сыновей. Олного из них расстреляли
фашисты. Трое (считая Манолина) пали
в б0ю, а последний — младший — потерял
на войне ногу. Попробуйте положить исто-
рию этой необычайной, и вместе ос тем
рядовой, испанской семьи в основу дра-
мы, попробуйте показать в ней, как че-
ловек — семья — народ становятся, вопре-
ки всем временным поражениям, непобе-
димыми и непоработимыми, именно благо-
даря тому, что готовы отдать всю кровь
XO последней капли делу свободы и неза-
BHCHMOCTH своей родины, и вам, быть мо-
жет, удастся хотя бы отчасти погасить
долг социалистического искусства перед ис-
панским наролом. перел немеркнущим Be-
личием его подвига.

Этой задачи не разрешает, да и не мо-
жет разрешить — ни по своему замыслу,
ни по характеру своего материала—фильм
«Испания». Но мы должны быть’ призна-
тельны его создателям. между прочим, и
38 то, Что они своей работой кладут на-
чало творческому соревнованию вокруг од-
ной из самых значительных тем социали-
стического искусства.

В Детиздате выходит книга «Давид Сасунский» в обр

и pe Bie

© иппюстрациями В. Бехтеева.
ooo

аботне Ованеса Туманяна, Перевод © армянского С, Wepsirin

é

Патриотическое в «Лавиде Сасунсков

Армянский народный эпос «Давид С8-
сунский» по своему идейному богатству
и художественной силе является сокрови-
щем мировой эпической литературы. Демо-
кратизм, горячая любовь к родине, интер-
национализм, стремление к мирной тру-
JOBOH жизпи, мудрый оптимизм — вот мир
влей и чувств, пронизывающих это ве-
ликое произведение. А

Герои этой эпопеи слеплены по образу
и подобию народа. Центральная фигура
сказания— Давид Сасунский олицетворяет
силу, благородство, мужество, великодушие
народа» Е

Армянский народ в «Давиде Сасунском»
воспел нетолько свою историческую участь
и освободительную борьбу, он воспел так-
же героическую борьбу всех угнетенных
народов мира за свое национальное осво-
бождение. против притеснителей и захват-
чиков. На знамени этой борьбы — идеи
гуманизма и прогресса.

Поэтому и через десять веков идеи и
образы «Давида Сасунского» не утратили
своей действенноети и вызывают живой
и непосредствённый отклик в сознании Cd-
временного человека.

Едва ли в каком-либо другом произведе-
вии мирового эпоса можно найти столь
резкое, как в «Давиде Сасунском», про-
тивопоставление миру насилия — мирного
труда, тирану — вождя и друга народа.

Каким замечательным ‘контрастом зву-
чит клич Давида и Огана, призывающих
народ на стройку, и военный клич Мера-
меликз.

Призыв Давида — это радостная
фония труда: 1

— Ах, зову, зову, пускай придут!

Ах, пять сотен — тысяча душ, чтоб

камень ломать,

камень тесать,

щебень сгребать,

воду таскать,
Ах, зову, зову, пускай придут!
пять сотен — тысяча душ, чтоб
доски строгать,

стены слагать, чтоб кладку скреплять.

Клич арабского’ деспота — кровожадный
призыв к человеческой бойне:

Мне сонмы отважных безусых юнцов

нужны для войны!

CuM-

Ax,

1 Цитирую по ‘переводам С. Шервин-
ского, В. Державина, К. Липскерова и
А. Кочеткова.

+

СУРЕН ГАЙСАРЬЯН
+>

Мне сонмы единственных вдовьих сынэв

нужны для войны!

Мне сонмища чернобородых бойцов.

нужны для войны!

Мне сонмища рыжих, как львы,

удальцов нужны для войны!

Мне сонмища белых, как снег, стариков

нужны для войны!

Арабским тиранам в эпосе противопо-
ставлен ряд поколений сасунских богаты-
рей. Эти богатыри страстно любят свою
родную землю, ве дары и красоты.

Все помыслы и дела сасунских бога-
тырей направлены на защиту родины и
народа от врагов, на его процветание.
Народ сасунский платит своим богатырям
признательностью и любовью. Когда Мгер
освободил дороги в Сасун для снабжения
его хлебом, народ восторженно встретил
своего спасителя,

Ко Мгеру пришел

Сасунский народ,

Сказал ему: «Ты наш хозяин, наш
КНЯЗЬ,
Правь нами теперь». к.

Семь лет длится в Сасуне траур по
Мгеру старшему. В это скорбное время
юноши не женятся и девушки не выходят
замуж. И только забота о молодом поко-
лении заставляет сасунцев снять траур.

Когда маленькому Давиду, находящемуся
в Мсыре, угрожает опасность, сасунцы
принимают все меры, чтобы спасти светоч
Сасуна. Народ окружает его. безмерной лю-
бовью, заменяя ему отца и мать, которых
он лишился в день рождения. Единение
народа с богатырями —* вождями делает
его непобедимым.

Народ Армении уже в ту далекую эпо-
ху хорошо знал и понимал принципиаль-
ную разницу между войной захватниче-
ской и. справедливой войной против порз-
ботителей и тиранов и с поразительной
силой подчеркнул это в своем эпосе.

Эпос бичует захватнические, насильст-
венные цели войн, предпринимаемых по-
велителем Меыра,. вскрывая, что эти вой-
ны влекут за собой грабежи, насилия, раб-
ство. Этому разбою противопоставляется
справедливая освободительная войнз, кото-
рую ведут сасунцы против иноземных по-
работителей. Эпос прославляет благород-
ные. гуманистические цели и. стремления
Давида, его стремление. к мирному строи-
тельству, его борьбу за свободу и брат-
ское содружество народов против рабства
в насилия,

«От разбоя много ль проку», — говорит
Давид людям Мелика.

Сасунский народ миролюбив, 07 »,
тзет вражды к MCHIPCKOMY нару ь
грозен и могуч, когда вета iy fy
за свою свободу и. независимость, ym
рая право на честный труд тю
жизнь. Но н исырекий народ, — у»
нуто в эпосе, — не разделяет тих
ских стремлений своего повелителя
менательные слова произносит №»
воин Ha поле брани, обращая
ВИДУ:

Давид, мой дорогой,

Ведь это — люди, существа жиз

3а что ты губишь их?

Ведь жены дома есть у них,

Й дети есть у них...

Bee они — обездоленный, белый а

Это войско несчастное ты поз!

Тот — опора матери старой my}

Тот — женился недавно и при \

thn

Tor — оплот и надежда бб и

Тот — родителей престарелых 1

Й далее:

...Мелик насильно нас привел,

Мы не враги тебе! Твой враг —

иди И С Нин!

Живым патриотическим чувстих т
да проникнут 31п0е, в нем Het my
бравады и бахвальства, нет полы!
патриотических настроений, усы
настороженность и бдительность, fin
того, эпос предостерегает, что вр
рен, хитер и зол.

Эпос «Давил Сасунский» в течет
летий воодушевлял армянский вар!
вободительной борьбе против его mm
телей. Эпос гениально предвидел,
национального возрождения для арт
парода связан © победоносной 65
социальное обновление всего ми]а,

«Когда из пещеры ты выйдещь, В

Й Мгер отвечает:

«Тогда ‘придет мой день, ов!
ду тогда, когда разрушится мир ик
нется вновь».

Этот новый мир освобожденных и!
капитализма народов СССР проник
ными стремлениями, Вто попытаети!
мать этому строительству, ислыти
меча-молнии наших народов.

Можно повторить слова Давила,
щенные к потерпевшему поражеи
ску Мелнка:

Не вздумайте ходить войною ва

Ho коль подымете вы вновь сути
пров 8

Коль нападете вновь на нас, т A

Snap

В какой. бы .яме ни сидели вы,

Какими б жерновами

Ни укрывались вы, —

По чести ветретит вае Давид,

Вас молния-меч сразит!

«НАД КУБАНЬЮ»

Вополох ‘застал Меркула и Мишу на
перепелиной охоте. Тревожно звонили 06е
жилейские церкви. От станицы показались
два всадника, наперегонки скакавшие по
дороге. На развилке двух шляхов, веду-
щих на приписные хутора Песчаный и Га-
латановский, всадники раз’единились. Мер-
кул бежал по ячменному росистому полю,
оставляя сизый примятый след. Его до-
гонял Миша, томимый какими-то предчув-
ствиями. Перед ним ощутимо страшно
вставала та памятн «рафоломеевская
ночь», когда дико ревел могучий конокрад
Шкурка, избиваемый казаками, и багро-
вые факелы отбрасывали черные хвосты
копоти. Всадник приближался. Это был
Писаренко. В фуках его трепетал красный
флат, искоса поставленный по ветру карь-
ера. Запыхавшийся Меркул выпрыгнул на
дорогу и поднял руку. Писаренко круто
осадил коня.

— Война? — крикнул Меркул, указывая
на флат, поднимаемый станицей только во
время мобилизации,

Писаренко махнул рукой на север.

— Германец. идет! Оттуда идет! На Ку-
бань идет!

Он вздыбил коня, на секунду перед
тлазами Миши мелькнули лепешки-подко-
вы, серебряный эфес шашки, и Писарен-
ко исчез в клубчатом облаке пыли. Мер-
кул побежал в лесу. к подводе,

— Перепелов как? — догоняя, спросил
Миша.

Меркул отмахнулся и помчал быстрее.

На майдан стремительно собирались и
казаки, и иногородние, и женщины, и
старики, и дети. От полевых таборов ска-
кали верховые на конях, не так. давно
покорно ходивших в плугах и пропаш-
никах. От хуторов, поднятых нарочными,
поднимались казаки. Мчались крепкие и
увертливые хуторяне — песчановцы, ска-
кали казаки Попасных хуторов на грива-
стых степняках-киргизах, скакали талага-
новцы—потомки сечевиков, сразу же на-
цепив старинные клинки, увитые азиат-
скими вензелями. Вновь приближалась
война, но теперь она непосредственно уг-
рожала их домам, их нивам. Мелкие рас-
при и междоусобицы были забыты, —
надвитался грозный иноплеменник.

Площадь кипела народом, и разноголо-
сый гул стоял в воздухе. Миша сумел

Литературная газета
№ 42

АРКАДИЙ ПЕРВЕНЦЕВ

. Отрывок из второй

книги романа
>

протиснуться к самому крымьцу совета
только потому, что впереди его шел пле-
чистый и целеустремленный Меркул. Все
еще звонили колокола. Цветущие акации,
окружавигие площадь. были густо, слов-
но воробьями, усыпаны мальчишками. У
ограды и. у коновязей спептивались все
новые и новые группы всадников. Они
протискивались вперед, сгущая и до того
плотную толпу. Повинуясь вековым тради-
циям, на веранду уступчиво пропускалв
седобородых стариков, прежних вершите-
лей судеб общества.

Неожиданно шум смоль. На крыльце
появился Павло Батурин, одетый в серую
походную черкеску. Красивое его лицо
было сурово и сосредоточенно. Миша за-
метил, что на Батурине было назешено
боевое холодное оружие, не вынимаемое
им из сундука еще со времени прихода в
терманского фронта. Рядом © Павлом шея
старейший член совета харистов, парадно
одетый Степан Шульгия, богатунский пред-
седатель совета Антон Миронов, предета-
вители приписных хуторов’ и, бывший во-
енный писарь, зачимавший должность се.
кретаря совета; Позади, как бы нарочито
державшийся за спиной Павла, находил-
ся Барташ. Появлению Барташа обычно
сопутствовали великие события, и поэтому
станичники, заметив его, загудели. Бату-
р поднял руку. По ситнальному взмаху

Тульгина оборвался колокольный звон,
Сраву сделалось удивительно тихо, и от
этого усиливалось напряжение ожидания.

‘“— Товарищи станичники, --- сказал Ба-
турин, — мы собрали вас не по своей ко-
рысти, а по общему делу. До Кубани под-
ходит германское войско. Оно уже близ-
ко, почти у Ростова-города. Немец забрал
Украину, Тавриду и побережные города
по морю Азовскому — города, что лежат

ниц. Войско кубанское неё помнит, чтобы

лики товарищ Ефим Барташ привез нам

напротив наших исконных войсковых гря-

его земли топтали супостаты, будьони ©
неметчины, с туретчины, аль от татарщи-
ны, — Батурин замолк, выжидая, пока
стихнет шум, пробежавший по народу, и
продолжал так же спокойно, но внуши-
тельно. — Высшая советская власть 06-
ращается к нам; к казачеству, с великим
словом. Представитель Чрезвычайного тшта-
ба обороны Кубано-Черноморской респуб-
5 ‘

воззвание. Вот что пишут нам и войску
Донскому представители высшей власти.—
Батурин принял’ от писаря почтительно
поданную сафьяновую папку, в которой
обычно хранились важные документы Жи-
лейского полковото округа. Развернув пап-
ку, начал внятно и раздельно читать.

— Трудовые казаки Дона и Нубани!

Великая опасность надвинулась на вас.
Враги трудового казачества подняли голо-
вы. Бывшие помещики-дворяне и царские
генералы хотят захватить на Дону и на
Кубани власть в свои руки и передать
эти благодатные плодородные области ино-
земным захватчикам...

Трудовые казаки Дона и Кубани. Волею
рабочих, крестьян к казаков всей России
Совет Народных Комиссаров приказывает
вам немедленно стать под ружье для за-
щиты вашей земли от предателей и зах-
ватчиков. На советы казачьих депутатов
Дона и Кубани мы возлатаем обязанность
создания твердой и надежной армии для
спасения своей земли и свободы.

Каждый трудовой казак обязан, по пер-
вому призыву своего совета, стать пол
ружье. Мы снабдим вас необходимым сна-
ряжением и вооружением и пошлем вам
на помощь братские -войска, .

Великая опасность надвинулась на вас,
казаки Дона и Кубани. Покажите же де-
лом, что вы не хотите быть рабами угне-
тателей и захватчиков, К оружию, донцы!
К оружию, кубанцы! Смерть вратам на-
рода. Гибель предателям.

Да здравствует трудовое казачество!

Да здравствует братский союз рабочих,
крестьян и казаков!

Да здравствует Российская Советская
Федеративная Республика!

Председатель Совета Народных Ко-
миссаров Ульянов (Ленин).

Народный комиссар Стапин,
Миша, прильнув к перилам, не проро-
нил ни слова. Он понял, что издалека,
из России, которая представлялась ему
покрытой лесами вперемежку © крупны-
ми каменными городами, обращаются к
ним не за помощью, а с призывом ва-
щищать свои земли и станицы. И отту-
да им, казакам, предлагают в помощь и

оружие, и войска. И два человека, только
понаслышке
мальчишке,
свон твердые подписи,

ров.

известные ему, кубанскому
поставив под этим письмом

поднялись в его
глазах до несравнимо гигантских разме-

Батурин закрыл кожаную палку, и пи-

сарь отнес ее в совет, торжественно про-
ходя мимо расступившихся людей. Народ
стоял в глубоком молчании, ибо зазор-
ным считалось неосмотрительным решени-
ем нарушить авторитет. собрания. Барташ,
коему известны были казачьи традиции,
внимательно просмотрел людей. По выра-
жению лиц он прочитал одобрение, Воз-
звание Совета Народных Комиссаров Рос-
сийской республики и обещанная помощь
произвели благоприятное впечатление на
яилейцев. ]

Когда на крыльцо поднялся Отийченко,
его приветствовали сдержанным  одобри-
тельным гулом, что означало доверие.

— Казаки, — громко сказал он, — MHO-
го говорить — время тубить. Есть уже в
станице беженцы и с Украины и с Азов-
ского моря, рассказы вы их все слу-
хали. Идет немец саранчой. Забирает все:
хлеб подчистую с соломой и половой, яй-
ца подчистую с курями, сало и’ масло ©
кадками, коров забирает, быков угоняет,
людей русских стреляет, вешает, порет.
Мы, фронтовые казаки, порешили, что не
будет и нам, кубанцам, от него пощады,
бо еще за войну он на нас зуб имеет,
Нельзя пущать немца на Кубань, кисло
от него придется. Бить его нужно и гнать
не то что с Кубани, а и с области Дон-
ского войска, и с Украины, бо Украина—
матерь нам тоже дорогая, так как бомь-
шая часть казачества — украинской землей
вокормленная и украинскими реками вспо-
енная. Верно мое слово, жилейцы, верно
мое слово, галатановцы?

— Верно, Огийченко, — закричали ка-
заки.

— Гнать немца надо отовсюду. Шкодли-
вый он,

— Так вот, казаки, — продолжал. Огий-
ченко. — Я имею уполномочие заявить
предложение. Пущай товарицх Барташ,
как представитель штаба обороны, пере-
даст своему, штабу и Всероссийскому со-
вету, что жилейское товариство пойдет су-
против немца. Нам самим несподручно. вы-
пасывать его на нашей земле. А бить его
мы умеем, знаем все его щекотные места...

Старики, до этого стоявшие с откину*
тыми на вытунутую руку палками, поч.
ти одновременно приложили их к груди.

означало согласие. Огийченко, сняв
шапку, поясно поклонился старикам, и
сразу же по площади прокатились крики
одобрения,

— Поход решен, — об’явил  Огийчен-
ко, — надо выбирать командира. Пущай
не обижается казацкое старшинство, не-
кого выбирать из прежних полковников и
есаулов. — Bce no Корнилова Лаврентия,
да до генерала Деникина‘ убегли. Все уш-
ли   поднимать. нового‘ и. не сподручного
казачеству ›.царя. ‚ Вношу ‹ предложение.
опять-таки от фронтового товариства, вы-
брать на поход Павла Лукича Батурина
ий ему поднять. старые знамена и регалии
боевых жилейских полков.

..Густые запахи цветущей белой ака-
ции волнами плавали в воздухе. Через
Сергиевский плац и над околицами рысью
проскакивали конные группы. Елизавета
Гавриловна подала сыну повод и поддер-
жала стремя, ярко засверкавшее на солн-
це. Глаза матери были красны, и на лице
как будто бы прибавилась сетчатая пе-
стринка морщин. Миша опустился на теп-
лую и мягкую кожу высокого казачьего
седла, Отец вторично прощупал подпру-
ги, проверил, как застегнуты торока, тут
ли саквы, с вечера еще набитые отбор-
ным зерном, подтянуты ли тренчики, при-
хвативигие попону с троком, котелок и
парусовое водопойное ведро. Кукла ко-
сила глазом и нэтерпеливо топталась. Отец
тихонько провел ладонью по ее крутой шее
и прильнул к ней щекой. Потом взял ло-
шадь под уздцы и повел к воротам. Ели-
завета Гавриловна шла рядом. Мише бы-
ло сердечно жаль матери, старательно
скрывавшей свое торе, но слова утзшения
не приходили. На сердце было много хо-

рошего и теплого, но высказаться он не
мот.

Мимо пролетела линенка, наполненная
вооруженными людьми, Это были солдаты
и пластуны с крайних планов форштал-
Ta, с песнями отпранляющиеся на сбор-
ный пункт, ,

— Прощай, маманя, — сказал Миша,
наклонивитись.

— Час добрый, сынок.

Шершавые руки матери скользнули по
его щекам, шее. Миша тронул Куклу в
раскрытые отцом ворота. Оглянулся. Мать
стояла, опустив плечи и отвернувитись.

Миши на глазах навернулись крупные
детские слязы.

— Мама!

Она вздрогнула, отерла инцо и быстро
подошла, ‹ схватила его руку, нервически
теребившую повод, и прильнула к ней
долгим поцелуем, Выпустив руку, пошла
к дому,

— Подожди, мать, — крикнул отец, рас-
троганный прощанием, — сейчас запряжу
коней, добежим до совета, до вторых про-
водов. Дай только Мишку сдать Батури-

Он пошел рядом, держась ва седельную
луку. Миша видел его широкую, натру-
женную работой руку, темный вершок
шапки и крепкие стариковские плечи, 06-
тянутые сатиновым башметом.

— Вот, что, Михаил, -= товорил отеп.—
приходилось мне служить ля аи
походы и смерти, Запомни наш боевой
казачий наказ. Сам погибай, а товарища
выручай. Лезь вперед, хотя бы перед-
них и били, Не бойся тибели, ‘как, бы ни
было тебе трудно, — наверное побьенть,
Ежели трудно тебе, то врагу не легче
только ты его трудного не видишь, Ду:
хом никогда не падай, будь смелым и yu

рямым, помни, что побела сразу!
ся, враг тоже бывает стойкям, Ш
зря не махай, а всегда с толком. №!
дай, пока тебя рубанут, в стр!
бануть раньше. И при защите #
лучше всего напасть первому. Пий
нок? 1

Миша кивнул. Внимательно слуе
вые для него заповеди войны, и #1
нал их легче, чем заповеди люба 11
рения, скучно проповедуемые в 7
священником-законоучителем,

— Ежели с одного раза ne ot
бери врага co второго раза, с 1 )
четвертый лезь. Пока не повалил.
тибай, но своего добивайся, и И
да, что’ в хорошем бою нету ий
только поддержка. Не бойся в?
если он на тебя навалится Hest!
гаданно, днем аль ночью, не 3265.
ного. Бить его можно клинком 1
Из двух выбор не трудный, в
построится. Близок враг — в п
подальше — огонь, а потом 0017)
шашки, Знай, Мишка, что нету &%
в мире оружия, как казачья ши
оня никогда не подведет я 58 297
ки, и нет у казака лучшего дру
боевой конь, On вавсегда тебя №
и от неволи и от смерти. Саи #7
а коня накорми, сам не допей, в
пон, сам не ‘доспи, а коню дай
Ну, вот и доехали, Миша. :

Отец опустил руку. На лу
остался елед ето потных пальце. в
це, возле батуринского двор 57
вязаны оседчанные кони, х
крыльце появился и cam Mass,
к походу, сопровождаемый ой!
нополчанами,

„.Двесбти двадцать тысяч 0760s
ска жестоких пришельцев, рати,
красные поля Украины, подло,
раинам республики. По бывших ЗИ,
шляхам скакали тяжелые (492707
кадроны, методически и стра >,
пехота, катились. автомобильные 1.
циклетные команды авантарль, 07
ные скорострельным оружием. ПР
раина, ‘павшая ожертвою мно,
тельств, Обрекались Toit me т
зачьи области Дона, Кубаня Я Te
залось, неумолимо надвигается №
вой батыевщины, и среди руски’
не найдется нового Дмитрия До.

Ho поднимались на отечествеяхи
пу свободолюбивые окраяны, #7
ходило к весеннему Дону 0полче! ,
казак Павел, Ватурин в ROBAHO.
Жилейского полка трамоту, м
в багряный сафьян. «К оружят.
К оружвю; кубанцы! Смерть 30%
рода, Гибель предатёлям!» Та #
писано в тех новых окрижалят И
вителями партии, самоотверженя ›)
вившей борьбу’ народа за свободу
BUCKMOCTb...