[Обилен украинских

классиков

ПИСЬМО

} мом году литературная обществен:
‘gem Украины отмечает три внаменатель-
  уз дть--юбилеи трех выдающихся укра-
  ких писателей-классиков,

втября исполняется 76-летие 60
„и Ождения одного из лучших продол+
ний шезченковеких традиций, видней.
ую украмиского поэта, революционера»
  украла Павла Арсеньевича Грабовского,
  иршею в ссылке в 1902 году, Литера»
ние наследие Грабовского, содержащее
  дало эбраацов страстной обличительной
зииической поэзии, насыщенное подлин-
ву ажданским пафосом борца-револю+
  реа, овеянное духом интернационализ-
 1 рой в могучую силу народа, в gro
‘pity, всячески замалчивалось и фаль-
  фицировалось украинскими буржуазны-
 : лационалистами, орудовавшими на
jgute украинского литературоведения.
3 и до сих пор полностью He открыта,
 » собрана вся литературная продукция
ytd замечательного поэта, проведшего по-
of половину своей жизни в царских
прмах и ссылке,

[юмадный интерес представляет не
илхо поэзия Грабовского, близкая по ду-
т(ввой гражданской поэзии Некрасова,
р отромная и многогранная его работа
  ш переводчика, Достаточно ‘сказать, что
 узким переведены Ha украинский
ах стихотворения более чем 60 авторов,
  дд которых имена Некрасова, Сурикова,
tgwnarse, Летефи, Гейне, Т. Гуда, Р,
филина, Рюккерта,  Сюлли-Прюдома,
Кура, Лонгфелло, Р. Соути, Теннисо-
вх других,

фиъьшую ценность представляют крити-
из и публициотические статьи Грабов-
ал, палечатанные им в свое время в
зюмких изданиях и в сибирских rae
ух («Сибирский листок», «Восточное
иуление» и Др.),

(№60 следует отметить статью Грабов-
1 о Н. Г, Червышевском. Она содер+
т ином новых материалов ‘и воспомина-
1 людей, живших вместе с Чернышев=
ну з Вилюйске, где отбывал ссылку и
лу Грабовский. Интересны его статьи о
кино и Шевченко, а также статьи, в
умрых Грабовский излагает и развивает
1 осттические ватляды. Эти статьи еще
„ ибраны и неизвестны советскому, чи-
ме,

(зоение богатого и разнообразного на-
  шлова Грабовского фактически °начи-
пися только теперь. И вполне понятен и
шономерен тот огромный интерео к не-
yj, воюрым отмечена подтотовительная
та х 76-летию со дня рождения вели-
№ ПОЭТВ

Малейная комиссия, созданная прези-
myo союза воветских писателей  Укра-
ик уже связалась с местными органи-
ицияхи тех городов, где родился, жил и
пир Грабовский, На-днях в Тобольск, где
вомнен Грабовский, выезжает группа
пиниских писателей для проведения там
(уушою литературного вечера и сбора
изрнилов и воспоминаний о юбиляре,

} Государственном литературном изда-
эмте Украины будет выпущен биогра-
люхжй очерк о Грабовском, написанный
  WM украинским  литературоведом
\ Киелевым, Книта содержит много но-
  м штериалов и неопубликованных до-
TyMeRTOB,

Двстту  украинской литературы им.
11. Шевченко Академии наук УССР под-
ции х печати сборник неопубликован-.
ul писем Грабовского, Письма относят-
#т последним тодам ‘жизни поэта в’
ищи (1995—1902),

Тимество Грабовского еще мало попу-
пуповано, Очень мало знают его в брат.
ап республиках, Государственному пи-
вИтурному издательству в Москве необ-
що было бы издать однотомник. из-
(иных произведений Грабовекого в пе-
де на русский язык. Это положило бы
во работе над переводами поэзии Гра-
(эчою на другие языки братских на-
М, `

(кем плохо готовится к юбилею укра-
щное издательство «Мистецтво», не удо-

Выставка конкурсных проектов

Имитет. по делам ‘искусств при Совнар-
№№ СССР открывает в ближайшее вре-
И виузее А. М, Горького выставку про-
1 Нового памятника великому русско-
№ шеателю Н, В. Гоголю, который наме-
11 оорудить в Москве на реконструи-
Мынной площади у Киевского вокзала»

ИЗ КИЕВА

сужившееся .до сих п
Грабовского.

Не совсем Удовлетворительна
ь J J и работа
си литературоведов над наследи-
м Грабовского; ведь нельзя ограничить-
os изданием только биографического очер-
= о поэте; Необходим и критический
ерк о творчестве Грабовского, нужны с0-
лидные работы о ero переводческой дея-
НРК, о его эстетических взглядах.
ока эта работа еще не начата,

He

Широко будет отмечаться в этом году
и 75-летие со дня рождения великого. ук-
раинского писателя-реалиста Михаила Ми.
хайловича Коцюбинского (род. 17 сентяб-
ря 1864 г.) Для ибдготовки и проведения
юбилея создан комитет под председатель-
ством писателя Юрия Яновского,

Гослитиздат Украины выпускает в этом
году несколько томов готовящегося пол-
ного собрания сочинений Коцюбинского.
Выходит второе, дополненное и пересмот-
ренное издание монографии И. Стебуна о
жизни и творчестве писателя.

Украинский прозаик Леонид Смилян-
ский сдал в печать роман о Коцюбинском,
В романе освещены лучшие, наиболае
плодотворные ‘годы жизни великого ук-
раинского писателя, тоды ето большой
братской дружбы с Алексеем Максимови*
чем Горьким,

Большую подготовительную работу к
юбилею ведут музеи Коцюбинского в Чер-
нигове и в Виннице, В чернитовском му-
зее Коцюбинского, ‘где директор — брат
писателя—Хома Коцюбинский, с большой
любовью и заботой хранится все, относя-
щееся к памяти великого писателя.

Большой интерес представляет приобре-
тенная винницким музеем статья-некро-
лог на смерть Коцюбинского, напечатан“
ная в грузинской газете «Сахалко» в ап-
реле 1913 года. Некролог оканчивается
словами:

«Имя и жизнь покойного писателя оста.
ются примером для сынов всех народов,
находящихся в таком же положении, как
и украинцы».

Черниговский и винницкий музеи орта-
низуют кюбилею передвижные выставки,
посвященные творчеству писателя. Одна из
таких выставок посылается в м. Бар, тде
провел свои детскиз годы Коцюбинский.

Не приведена в порядок до сих пор мо-
тила Коцюбинского в Чернигове. Она \на-
ходится в очень живописном месте, Ha
Болдиной горе, над Десной, но березовая
роща здесь запущена. И самая могила не
имеет еще достойного памятника ибо
нельзя считать памятником несколько
безвкусно поставленных здесь серых плит,
размываемых дождями.

Пора, дазно пора’ соорудить в Черни-
тове на могиле Коцюбинского достойный
писателя памятник.

и

wt

Началась подготовка и к 145-й тодов-
щине со дня смерти известного украин-
ского поэта, философа Григория Саввича
Сковороды (род. в 1722), исполняющейся
9 ноября этого года,

Намечено издание избранных произве-
дений поэта, тотовится серия докладов о
его литературной и философской деятель-
ности, которые будут зачитаны на совме-
стном ‹ юбилейном заседании Академии
наук УССР и правления союза советских
писателей Украины.

Ряд очень важных вопросов, касающих-
ся деятельности Сковороды, совсем еще не
освещен или освещен неправильно. Так,
по-новому следует поставить вопрос о
связи наследства украинского поэта-фило-
софа с русской культурой, с украинским
народным творчеством. Эти пробелы в
украинском литературоведении должны
быть частично валолнены в процессе под-
тотовительной работы к юбилею Сковоро-
ды. ь ©

Три юбилея выдающихся украинских
классиков будут отмечены в этом тоду
как большие праздники украинской со-

ветской культуры.
, А. КАЦНЕЛЬСОН

р издать портреты

На выставке будет представлено 10 кон:
куреных проектов. Среди их авторов —
заслуженный деятель искусств М, Г. Ма:
низер, Г. И. Мотовилов, А. А. Мануйлов,
В. ВБ. (Пинчук, 3. М. Виленский и др.

имени Ленинского

Первый московский копхозный художест венный театр показал спектакль «Горь-

ная судьбина»- А. Писемского, Режиссер

Сезон в ленинградских
начинается.

Что покажут театры в этом году?

Наиболее разнообразен  репертуарный
план театра «Комедия». Театр предпола-
Tae? B этом году поставить комедию
Н. Вирты «Безумные дни Антона Ивано-
вича», «Красную площадь» Л. Славина,
фантастическую комедию Е. Шварца
«Тень», комедию братьев Тур «Неравный
брак». Из классики — пьесу одного из
крупнейших драматургов ХУП века Алар-
кона  «Сомпительная правда», в новом
переводе’ Лозинского. Кроме того. театр
готовит вечер небольших пьее И. 0. Тур-
генева, куда войдут: «Завтрак y предво-
дителя»,  «Нахлебник», «Провинциалка»,
«Где тонко, там и рвется».

В театре имени Ленинградского совета
пойлут пьесы: Сергея  Терасимова —
«Учитель» (постановка автора), новая
пьеса В. ‚Каверина «Актеры», «Любовь
Яровая» №. Тренева. Тезтр покажет так-
же «Пятую колонну» Хеминтувя. Шек-
спир представлен в будущем сезоне «Ан-
тонием ‘и Клеопатрой». Предполагается
также поставить «Бесприланницу» Ocrpo-
BCKOrO,

Театр имени Ленинского комсомола от-
крывает сезон в новом помещении. На место
сгоревшего несколько лет назад драмати-
ческого театра Народного дома архитек-
торы Митурич и Мокашев выстроили вну-
шительное здание, в котором, помимо зри-

театрах уже

тельного зала на 1600 мест,—второй зал

на 100 мест для репетиционной и сту-
дийной работы. Сцена театра оборудована
новейшими механизмами,

Особенную заботу проявили строители
0б актерах театра: для них устроены не

только горячие души в каждом этаже, но
и в кажлую актерскую уборную’ потведе-.
на горячая и холодная вода.

Первый сезон в новом помещении театр
комсомола открывает
«Заговором» Н. Вирты. Вторая постанов-
ka — «Бронепоезд» Вс. Иванова. В даль-
нейшем репертуаре: «Егор Булычев»
Горького, «Таня» Арбузова, «Кремлевские
куранты» Н. Погодина, «Студент» Чекина
ий комедия Островского «На всякого мудре-
ца довольно простоты». `

Большой драматический театр имени
Горького покажет «Ролка» Леонова. Ре-
пертуар нынешнего сезона в этом театре
по преимуществу заполнен классикой. Из
торьковских пьес Большой драматический”
театр покажет «Зыковых» и «Варваров».
Одной из первых постановок сезона бу-
дет трагедия Сервантеса «Нумансия»; те-
атр возобновляет свою работу над Шек-
пиром, предполагая поставить в этом
сезоне ‘«Виндзорских кумушек».

Весьма обширна программа детских тё-
атров Ленинграда. «Новый тюз» покажет

спектакля А. Смирнсв,. На снимке:

артистка В. Сергеева в роли Лизаветы и артист И. Гудков в роли Анания,
ooo

Новые постановки _
ленинградских театров

пьесу Дэля «Большевик», посвященную
Свердлову. Дэль, исполнявший роль Свер-
длова в фильме «Денин в Октябре», бу-
дет играть в своей пьесе ту же’ роль.
А. Бруштейн заканчивает для театра ан-
тифашистскую пьесу, Е. Швац пи-
шет новую сказку, В. Вальде — пьесу
© тероях Хасана, М. Светлов — 0 ком-
вомольцах, Классический репертуар будет
представлен комедией Островского «Прав-
да хорошо, & счастье лучше» и комедией
Шекспира «Сон в летнюю ночь», которую
готовят ученики студии.

Театр юных зрителей открывает сезон
пьесой И. Луковского «Емельян Путачев»,
Вторая постановка — пьеса Л. Кассиля
«Брат героя». В этом году театр намерен
сыграть «Горе от Ума» и возобновить
«Конька-горбунка» — пьесу, которой те-
атр открылся в 1922 году,

Самое трудное положение с’ репертуа-
ром у старейшего ленинградекого театра—
зкадемического театра имени Пушкина,
Представленный театром в Комитет по де-
лам искусств репертуарный план оказал-
ся настолько нереальным, что был в03-
вращен театру обратно. Сейчас в плане
значится только «Мать» В. Чапека. кото-
рую театр продержал почти год в портфе-
ле, не решаясь поставить, и новая пье-
са Булгакова «Дон-Кихот». Во всем oc-
тальном репертуарные перспективы более
чем туманны.

Не менее туманны и перспективы Ма-
лого оперного театра. Здесь реальны лишь
новая опера И, Дзержинского «Волочаев-
ские дни» и постановка «Черевичек» Чай-
ковского. Театр ставит также очередной
балет Асафьева на сюжет лермонтовекого
«Ашик-Вериба». Из классического насле-
лия театр не ставит ничего, кроме тех
же «Кармен» и «Риголетто», которые
снова возобновляются .B «новой» . режис-
серекой редакции. Что же’ касается «Лю-
бови Яровой» Энке, «Угрюм-реки» Френз
келя и «Поленьки» Соловьева-Седого, то
ни одна из этих опер еще не закончена,
и неизвестно, будет ли закончена.

Театр оперы и балета им. Кирова ево-
ей первой новой постановкой наметил
оперу Хренникова «В бурю».

В репертуарном плане театра Mysni-
кальной комедии — новые оперетты: Ду-
наевского «Дорога в счастью», Тимо-
deena — «Солдатская женка», Свиридо-
ва — «Настоящий жених» и Пейсина —
«Моряки». .

С булущего тода Ленинградекое  отде-
ление Всероссийского театрального обще-
ства начнет проводить «декаду лучших
спектаклей» (с 5 по 15 января). Будут
премироваться 10 лучших спектаклей еезо-
на, лучшие репергуары, композиторы, ху-

дожники, лучшие исполнители и авторы
лучших рецензий 0 спектакле.
А. ДОРОХОВ

Спектакли

Центральный дом работников искусств
можно включить в Число павильонов Вее-
союзной сельскохозяйственной выставки.
С 15 августа в нем демонстрируется одно
из значительных достижений новой co-
циалистической деревни. Здесь экспони-
руется искусство.

Всесоюзный фестиваль колхозных теат-
ров в разгаре. Пять тватров уже сытра-
ли свой спектакли. Московекая область,
Харьковская, Одесская, Горьковская, Ca-
раловская показали свои лучшие театры.
На очереди Белоруссия, Татария, Арме-
НИЯ, — почти все республики Cowsa
представлены на фестивале.

По окончании фестиваля, на конферен-
ции, которую предполагает созвать Bee-
союзный комитет по делам искусств, бу+
дут, очевидно, подвергнуты тщательному
разбору спектакли фестиваля и обсужлена
работа колхозных театров. Один из наи-
более острых вопросов в повестке дня
конференции — репертуар.

*

На заседании жюри областного емотра
московских колхозных театров, прелшест-
вовавшего всесоюзному фестивалю, 0бсу-
ждалея спектакль театра им. Маяковекого.
Это была «Эмилия Галотти» Лессинга.

Олин из членов жюри, ‚ режиссер Вол-
конский, сказал: А

— Я дожил ло седых волос, повилал
многих актеров с мировым именем, де-
сятки юбилейных спектаклей, сотни. бе-
нефисов, но вот «Эмилию Галотти» мне
впервые довелось увидеть на сцене кол-
хозного театра. Лессинг, 6 котором я знал
всю жизнь, что он является замечатель-
ным теоретиком театра и драматургом,
стал для меня живым и осязаемым только
сейчас, когда я увидел его пьесу Ha этой
сцене. И пусть театр располагает скром-
ными актерскими силами, пусть постано-
вочные возможности его невелики, — я
@ волнением смотрел спектакль и от всей
хуши благодарил тезтр з& его смелость.
за вызов, который он бросил старейшим
столичным театрам, забывшим Лессинта-
драматурга.

Эпизод, рассказанный выше, заслужил
вает внимания, потому что он в какой-
то степени типичен. «Васса Железнова»
Горького долгое время считалась почему-
то несценичной. и только после того, как
пьесу эту сыграл один из ленингралеких
колхозных театров, она заняла значитель-
ное место в epTyape столичных и пе-
риферийных ‘теалров, «Овечий источник»
Лопе де Вега не шел со времен Марджа-
HEMBHIN, HO стоило MOCKOBCKOMY колхоз-
ному театру пригласить = режиссеров
0. Пыжову и Б. Бибикова для этой по-
становки, как через некоторое время, ув-
леченные пьесой, они вновь осуществили
ee, на этот раз на сцене московского
Театра Революции.

Й, наконец, «Горькая судьбина» Пи-
семского в Первом московском колхозном
художественном театре. История этой пье-
сы сложилась несчастливо, — уже мно-
го лет она незаслуженно забыта. Траге-
дия оброчного крестьянина Анания, чело-
века недюжинного ума и способностей, и
ето. жены Лизаветы — материал, инте-
ресный Ia зрителя и благодарнейший
для актера. А меж тем недавно рязанско-
му колхозному театру запретили ставить
«Горькую судьбину» по причине «рели-
гиозности» пьесы. Местные «еопиологи»
об’явили Писемекого выразителем интере-
сов мелкопоместного дворянства, а, елело-
валельно, ‘для советского зрителя — ав-
тором нежелательным. Так чуть было не
вычеркнули из русской литературы ху-
дожника-реалиста, мастера великолепной
образной речи, пизателя, задолго до по-
явления «Власти тьмы» Толстого пока-
завшего на сцене жестокую действитель-
ность крестьянской жизни.

Первый колхозный художественный те-
атр, поставивший  «Горькую судьбину»,
привлек внимание тезтральной обществен-
ности к этой пьесе.

Показанная на фестивале харьковским
театром «Фальшивая Moneta» Горького
явилась неожиданным событием.

в колхозах

Приведенные факты свидетельствуют 6
самостоятельной  репертуарной политике
некоторых колхозных театров.

За последние несколько лет репертуар
театров значительно изменился. Пять лет
назад в колхозных театрах  преоблалали
малозначительные пьесы на современные
темы («Шестеро любимых» Арбузова,
«Собственность» Персонова) и «легкая»
для постановки классика («Не все коту
масленица» Островского). Из западной
классики шел преимущественно Гольлони,
причем список его пьес  исчерпывалея
двумя названиями: «Забавный случай» и
«Слуга двух господ».

При определении репертуарной полити-
ки колхозных театров было немало нута-
ницы. БВозникали проблемы: нужно ли
показывать колхозному зрителю классику
или отдать предпочтение современной пье-
се; следует ли ставить пьесы только из
колхозной действительности ит. п.

Жизнь показала всю нелепость этих
проблем. В колхозных театрах идут лу
шие пьесы как советских авторов, так ч
классиков. Островский, Горький, Толстой,
Гоголь. Писемекий, Тургенев стали звако-
мы колхозному зрителю. С успехом по-
ставлены на колхозной сцене пьесы Шиз-
лера, Бальзака, Дессинга, Мольера, Скри-
ба, Гольдони.

H sce me вопрос о репертуаре в кол-
хозном театре\ заставляет задуматься. Ле-
ло здесь не в том, что зрителю И
HO понимание серьезных пьес, а в 40м,
что возможности выбора пьес для театрез
ограничены из-за небольшого состава ак-
теров и маленьких сцен, где им прихо-
дится выступать. Поэтому, например,
«Любовь Яровая» идет в одном театре, в
то время как «Огни маяка» ставится по-
всеместно. :

Репертуар колхозных  тватров  нацио-
нальных республик составлен преимуще-
ственно из пьес национальных авторов и
в меньшей степени — из переводных
пьес русской и иностранной драматургии.
Это об’ясняется, в первую очередь, отеут-
ствием переводов и, очевидно, нелостаточ-
ной заинтересованностью в них местных
театров. Рялом ¢ пьесой Горького «Врз-
ги» в театрах Казахстана, Армении, Уз-
бекистана пользуются почему-то большим
уважением такие сомнительные шедевры,
как «Великий еретик» Персонова, «Моя
мать» Неврозова, «Маски долой» Цинов-
ского, которые, очевидно, перевелены бы-
стрее других и лишь поэтому прелетав-
ляют современную советскую  драматур-
rum, Караколский Колхозный театр в
Киргизии не нашел для своего зрителя
ничего лучшего, чем «Тропа шииона» и
«Тетка Чарлея».

В одинналцати колхозных театрах Ар-
мении идет пьеса «Слепой музыкант» Ко-
чаряна. В этих же одиннадцати театрах
мы видим только две пьесы Островского
и одну — Мольера.

А что мы знаем о пьесах националь-
ных авторов, идущих в колхозных теат-
рах, кроме их названий? В болыпинетве

пьесы эти на руский язык не переве-
дены.

Всесоюзный комитет по делам искусств
не занимается вопросами репертуара кол-
хозных театров, передав полностью это
дело местным управлениям по делам ис-
кусств. Быть может, поэтому во многих
колхозных театрах репертуар составлен
случайно, непродуманно.

В СССР несколько сот колхозных те-
атров. Их аудитория — миллионы зри-
тедей, Такая огромная культурная сила

должна пропагандировать настоящее ис-
кусство, лучшие произведения мировой
драматургии,

Всесоюзный комитет по. делам искусств
должен уделить внимание вопросам репер-
TYapa колхозных театров, в первую 0че-
редь привлекая советских авторов к с03-
данию новых пьес и организуя переводы
современных bec, русской и мировой

классики.
Б. КРЕМНЕВ

А. ДЕЕВ

Гуманизм «Давида _
Сасунскоо»

ууонтальное эпическое полотно, по-
MOUS Haw полвити сасунских бога-
 и, поражает высокими чувствами, оп-
РуПщими каждое деяние этих героев,

Филд Сасунокий» создавался армян-
у maponow в огие трехвековой (УП-—Х
\) кибодительной борьбы и является,
1 Щеотву, ве живой летописью. Кюнечно,
Ч воотвенен гиперболизм, в нем CO-
и мпфы, но разве подлинное искус-
У № обладает правом преувеличивать?
будесы, Прометеи, Дон-Кихоты, Фау-
‚ — говорил Горький, — не «плоды
ат, & вполне закономерное и не-
Ууие поэтическое преувеличение ре-
“Чых фактов», Известно, что и поама
 мунах опираекся в самой своей основе
\ уйтетельные факты сражений и
ля в них исторических личностей,
Nica тирания сеяла ненависть и
Мите, война сопровождалась обильны-
Тиютролитиями, истреблением народа,
HIM ожесточением.

‘outer халиф Мелик из Мсеыра, о

Потоме отряда, посланного им в Сасун

‘Илью, собирается в поход:

< Рапюмлю Сасун, па Сасун пойху!

т ду, землю, народ — в полон
возьму!

К р разрушу, их за Меыр угоню,

ный град возведу, —

Мб имени «Сасун» но слыхал мир!

‚Иа была жестокой, долгой. Но
\мИ была бы попытка отыскать в са-
Их героях следы, казалось, неизбеж-
  В Ту жестокую эпоху низких чувств
пения человечности.

У ишает вопрос 0б истоках величай-

шего. эпического произведения, тысячеле-.
тие которого отмечают в сентябре все на-
ролы СССР. По существу, здесь даже нет
никакого вопроса, настолько ясна приро-
да этой героической поэмы © сасунеких
богатьтрях,
’В свое время существовали некоторые
сомнения, делалиеь попытви (исходившие
от вражеских элементов), в какой-то мере
огнести «Давида Сасунского» к эпосу фео-
дального порядка. Теперь, когда. во. всем
величии своих идей «Давид Сасунский»
встал перед нами, — кто может поставить
рядом с ним какие-нибудь рыцарские ро-
маны. насыщенные бряцанием мечей, бит-
вами и  поединками?
Горький назвал” фантастику рыцарских

романов тяжелой, бездарной, жалкой.
и могли ли создаль иное действительно

жалкие завоеватели с их погоней за лич-
ной славой‘или стремлением добиться бла-

госклонности какой-нибудь дамы! A

По ним не узнаешь о жизни народа, 0
развитии его духовной энергии. Истоки
феодального эпос» лежат. в индивидуализ-
ме, чуждом человеку, утнотающем массы
и по сути своей глубоко консервативном.

Этим все сказано,

Но вот гениальное творение Руставели
стало достоянием народа. Давид из Cacy-
на, верный рыцарь своего народа, стал
не только армянским национальным ге-
роем, но входит равноправным членом в
семью богатырей и витязей Русской зем-
ли, подает руку богдо-нойону Джангару
калмыков, перекдикается ¢ Manacom кир-
тизской земли. Все они — пародные  ге-

рои, в них воплощены лучиие чувства и
качества, которые присущи народу и ко-
торые пышно расцвели в стране Советов.

Прекрасные по своей человечности чув-
ства движут героями из «Витязя в тигро-
вой шкуре». Высокую гуманность прояв-
ляет Джангар, который, победив врага,
отпускает его, взяв обязательство жить
в мире, Хонгров, полководец Джангара,
сражаясь с врагами, рубит головы только
представителям вражеской знали (они —
зачинщики грабительских ‘войн!) и шадит
народ, воинов, которых силой погнали в

Однако наиболее ярко и всесторонне эта
черта гуманизма, присущая народному эпо-
су вообще, как коллективному творению
(иногда коллективному не столько по про-
исхождению, сколько по идее), отражена
в «Давиде Сасунском».

Вся тгероика «Давида Сасунского» на-
правляется одной идеей — любовью к ро-
дине, ‘Благо родины, счастье народа для
Санасара, и его великих потомков — выс-
ший закон. отсюда =— глубочайший
гуманизм сасунских тероев, их демокра-
тизм, отвращение в захватническим вой-
нам, стремление к мирному сожительству
народов.

Санасар и Мгер-Старший, Давид и Мгер-
Младший жили заботой о счастливой жиз-
ни народа. Пока они с народом — их po-
дина свободна. Народ стекалея под бога-
тырекую защиту Санасара в Cacyn, где
нет интервентов, нет рабства, все живут
вольно. Мгер спасал народ от многих ис-
пытаний, растерзал льва, преграждавшего
путь из горного Сасуна к хлебным местам,
возвращал воду, отнятую  чудовищем-
змеем. Давида полюбил весь Сасун, когда
он, еще будучи юношей, уничтожил шай-

ку дэвов-великанов, грабивших страну.
Любовь к народному терою так велика,
что, узнав о победе над халифом Мели-
KOM,

..весь Сасун — от стариков селых
до малышей —
Навстречу повалил Давиду.

Человеконенавистничество чуждо Давиду
Сасунскому. Он сражается, только будучи
вынужден к тому.

Давид, как Святослав Киевской Руси,
предупреждает врагов: «Иду на вы!»:

И Давих со скалы закричал: «9-гей!

Эй, кто слит — поскорее вставай!

Ето проснулся — коня взнуздай!

Кто взнуздал — свой меч надевай!

лю с мечом — на коня влезай!

Не говорите потом, что Давид,

Как вор, пришел и ушел тайком!»

В разгар сражения к Давиду подхохит
старик и просит его пожалеть несчастное
войско. ведь все они —— обездоленный,
бедный люд:

Мелик насильно нае привел,

Мы не враги тебе! Твой враг — Мелик,

Или и © ним воюй!

Истинно народный герой, Давид, испол-
ненный гуманности, оставляет в покое вой-
ско, идет к шатру, где спит халиф, Oy-
дит своего врага, ветупает с ним в едино-
борство. И побеждает.

Армянский народ не преследует в этих
войнах завоевалельных целей. Он миро-
любив. Он лишь защищает свое празо на
независимость и свободное существоватие.
И Давих обращается к арабскому войску:

— Вам всем дарую волю я!

Идите все туда, откуда вы пришли,
Идите по домам, живите, как вы жили,
И дани с вас не нужно мне...

Давид говорит им об их сельском труде,
© лугах, онопах и плодах. Он наломинает
ИМ © том, что их ждут семьи, дом и плуг,

Вакая прекрасная черта: даже в лю-
дях, которые принесли в Сасун ужасы
войны, смерть, разорение, Давид видит
тружеников, пробуждает в них лучшие
чувства, зовет их к мирной жизни,

и

С. детства живший своим трудом (он
был- пастухом), Давид глубочайшими кор-
НЯМИ связан св народом, понимает его
нужды, заботится лишь о его блатосостоя-
нии. Даже если, как видим, речь идет о
народе иной национальности.

Стремление народа к лемократизму, ин-
тернациональные его чувства с исключи-
тельной яркостью выражены в другом ме-
сте, в эпизоде с нападением Папа Френ-
ка на Сасун.  Вражеское войско, едва
познав силу Давида, обращается в бегство.

Не бойтесь, — им кричит Давид, —
Скажите, где ваш царь укрыт?

И Давид находит царя, расправляется
с ним и его прислужниками. Он освобож-
даст соседний народ от правителей, устра-
ивавигих кровопролитные бойни, стремив-
шихся к захватам и грабежам. Он стазит
У власти крестьян и дает им наказ жить
мирно, не знать войн,

На этом ярком эпизоде можно видеть
глубокий интернационализм народного эпо-
са. Именно влиянием этой присущей на-
роду черты можно об’яснить, между про-
чим, то, что в эпических сказаниях часто
встречаются представители различных на-
родов. В узбекской поэме «Фархад и Ши-
рин» действуют главный герой Фархад —
китаец, его возлюбленная Ширин =— ap-
мянка, Хосров — иранец, В. «Кундуз и
Юлдуз» основные герои принадлежат к
различным народностям: Аваз — туркмен,
Кундуз — негр, Юлдуз — пери © горы
Каф (Кавказ). В эпосе «Алиамыш» —
Алпамыш ‘происходит из племени кунград,
Караджан — калмык.

С полным основанием можно отметить
эту черту ках неот`емлемую, обязатель-
ную черту народного эпоса. Народ, созда-
вая эпические произвеления, наделяет сво-
их героев всей мощью коллективных идей,
коллективного разума. Он не знает нацио-
нальнюй розни, стремится кв мирному
сожительству людей. Этот высший прин-
цип человеческого общества характеризует
поэму о сасунских храбрецах, все дей-
ствия которых продиктованы человечно-
стью, направлены на благо человека.

Сверкающая яркими самоцветами нз-
родная мудрость раскрывает перед нами

настоящую энциклопедию  гуманизих во
всех его проявлениях, буль то отношения
одного народа к другому, будь то взаимо-
отношения отдельных людей. Й при всем
этом, как произведение подлинного гума-
низма, «Давид Сасунекий» исполнен силы
и мощи народной, могущества, которые
движут горами и неуклонно ведут к побе-
‚Де. Тем же побежденным арабам Давид
говорит:

Сидите дома У себя спокойно,
Не вздумайте ходить войной на Сасун!
Но коль подымете вы вновь
оружье против нас,

Коль нападете вновь на нас, то знайте:
В какой бы яме ни сидели вы,
Какими жерновами
Ни укрывались вы,

‚ По чести ветретит вас Дави,
Вас молния-меч сразит!

Эт тот подлинный «гуманизм силы,
призванной историей освободить весь мир
трудящихся», —= гуманизи, о котором го-
ворил наш великий учитель А. М. Горький
на первом всесоюзном с’езде советских пи-
сателей.

Мировая культура знает немало эпиче-
ских произведений, говорящих © судьбах
целых народов. Эти памятники коллектив“
ного творчества, дошедшие до нае через
многие века и любовно оберегаемые, сви-
Детельствуют о неиссякаемой мудрости и
жизнеспособности народа. Величайшим па
мятником такого рода является «Давид
Сасунекий».

Главный герой эпоса — Давил — пре-
вратилея здесь в гениальный символ, в
котором обобщен опыт героической борь-

бы. И это так должно быть, ибо народ

творит, побужлаемый стремлением 060б-

щить опыт, добиться победы.

Именно потому огромную радость BBI-

зывает в каждом советском человеке, чт
эта песня, исполненная
становится достоянием всех народов Совез-
ского Союза, входит в сокровищницу ми
ровой культуры.

верой в победу,

Литературная газета
№ 47 — 5