° Макаров В. В.,

+

Награждение орденами
и медалями СССР командного,
Политического, начальствующего
состава, красноармейцев Раб0че-
Крестьянской Красной Армии
_ иработников госпиталей,

Окончание

ОРДЕНОМ «КРАСНОЕ ЗНАМЯ» награж-
лены 595 человек. Среди них — младший
командир Аверкин Д. С., майор Агафонов
В. С., старший лейтенант Агафонов П. В.,
красноармеец Агеев Т. Я., красноармеец
Азимбаев Н. Л. калитан Аленсеев Б, И,,
младший командир Арбузов П.Д., батальон-
ный комиссар Бабийчук Р, П., лейтенант
Бакаев В. А., сержант государетвеняой
безопасности Басалаев Н, Г., заместитель
политрука Белин В, В., старший политрук
Бибик Н. Ф., старший лейтенант Блаж-
ко А. В., красноармеец Блинков Ф. Н»
младший политрук Богатырев Н. А., лей-
тенант Борвиченко И, М., старший майор
тосударотвенной безопасности _ Bouton
В. М., младший командир Бродецкий
И. П., красноармеен Бурдуковский И. Е
майор Бурмистров М. Ф., младший лей-
тенант Бурченно В. Т., капитан Волошин
А. И., красноармеец Воробьев А, М., стар-
ший политрук Ворожейкин А. В., млад-
ший командир Воронов А. И., лейтенавт
Воротилов Н, П., красноармеец Голышев
И. С.. старший лейтенант Голяко В, М.,
воентехник 1 ранга Григораш И. С., пол-
ковник Гусев, А. И., комдив Денисов С. П.,
лейтенант Дерябин Е, А., красноармеец
Долгов В. Г., полковник Душнин И. И.,
майор Егоров С. А. младший командир
Емельянов Н. Д., лейтенант Заикин Н, Фо.
краснозрмеец Зайцев И. С., капитан Зай-
цев Н. C., красноармеец Закусилов П. М.
полковой комиссар  Зацаринский С, С.
краснозриеец Карпов В, А. лейтенант
Карпов Н. А., младший командир Карчев=
сний С? Д., красноармеец Heacos A. A.
младший командир Нвачев И. А., комбриг
Корзин Ф. Ф., капитан Коробко Г. Я., crap-
птий лейтенант Котиков Н. Ф., лейтенант
Кулешов А. Я. красноармеец  Кутахов
Н, А., полковник Лакеев И, А., полковой
комиссар Лестов J. A. млалший коман-
дир Лузин Н. И., капитан Лукин М. А.,
лейтенаят Лубовцев В. А., красноармеец
заместитель  политрука,
Макаров В. Ф., майор Макаров М. Г., ка-
питан Матюшин П. П., красноармеец
Машихин И. А., майор Меньшов В. В.,
младший лейтенант Мишенев С. Я., стар-
ший лейенант Митягин П. Г., старший
политрук Михайлов К. М. полковник
Мишулин В. А., красноармеец Мусатов
В. И., капитан Мухин Ф. С., лейтенант
Напалков А. С., старший лейтенант На-
ровский П. С., полковник Нестерцев В. Е.,
майор Николаев А. П., политрук Николаев
Д. М., младший командир Новиков Г. C.,
младший политрук Новиков С. С., капи-
тан государственной безопасности Панин
А. А., красноармеец Панин Б. К., млал-
ший лейтенант Паксютов В. Г., младший
командир Панфилов М. Р., капитан Пар-
фенов И. Н., старший лейтенант Парфе-
нов С. Г., старший политрук Перевалов.
И. П.. лейтенант Подобед М. П., майор
Подолякин И. Е., политрук [ios А. Б.,
красноармеец Попов Н. А., лейтенант По-
noe fl. B., млалший командир Попов Ф. C.,
комбриг Пось Ф. Ф., полковник Потапов
М. И.. старший лейтенант  Просняков
И. Ф., красноармеец Рогачев Н. К., лей-
тенант Родионов И. Ф., старший лейте-
нант Росляков И. Й., старший политрук
Рудев П. И., интендант 3 ранга Рыжов
С. Д., капитан Сидоров Т. И. красно-
армеец Силаев А. Н., майор Слуцков А. Д.,
лейтенант Сударев К. Е., старший лейте-
нант Супрун Н. У., красноармеец Сусин
А. Н., майор Терехин Н. В., военинженер
3 ранга Тихонов Г. К., батальонный ко-
миссар Туласов С. Ф., младший команлир
Хорольский М. В., старший политрук, Хох-
лов Д. В., красноармеец Червянов А. М.,
полковой комиссар Чернышев И. Т., пол-
ковник Шевченко В. И., младший командир
Шеклип С. А., красноармеец Юдин В. А.

ОРДЕНОМ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» награж-
дены 134 человека. Среди них воентехник
2 ранга Акентьев С. И., старший лейте-
нант Акимушкин М. С., младший коман-
дир Ананин П. А., красноармеец Анен-
ков П. Н., корпусной комиссар Бирюков
Н. И., воентехник 1 ранга Банулин С. Г.,
майор Баранов А. И., военинженер 3 ранга
Белоусов А. А., лейтенант Болдырев П. Ф.,
младший воентехник Верба В. П., старший
политруЕ Глазырин С. К, младший коман-
дир Гусев Е. Л. красноармеец  Дурнин
П. Ф. старший лейтенант Жмуров Ф. А.,
военинженер 3 ранга Назминский Г. И.,
политрук Калугин И. М., красноармеец,
Кириков М. И., лейтенант Кудряшев Б. M.,
красноармеец Куляев К. 0., майор Hyp-
ков Г. С., младший командир  Малинов
И. И., капитан Мухин Н. И., младший
политрук Невзоров A. M., политрук Oby-
хов И. Ф., старший лейтенант Орлов Н, Г.,
красноармеец Петров В. С.,  военврач
2 ранга Ребров А. Ф., красноармеец Са-
вельев Т. И., младший командир Салдаев
М. М., лейтенант Самардак Г. М., воен-
техник 1 ранга Свистунов В, П., интен-
rant 3 panra Семенов Д. Д., красноармеец
Семин Г. М., воентехник 2 ранга Сибирко
П. И., военинженер 3 ранга Сидоров И. А.,
красноармеец Слышкин Н. В., лейтенант
Солодилов М, А., младший команхир Сто-
run А. М., красноармеец Сысоев В. А.,
техник — интендант 1 ранга Торопов
В. Е., младший командир Tpery6 A. T.,
капитан Трегубов А. В., младший коман-
дир Трещов Д. Г., красноармеец Тенишев
Х. А., политрук Юнсеев М. 0., красноар-
ween Шлапак М. И., млалший командир
Шкуренко Г. М., красноармеец Шаманов
А, Н., старший лейтенант Чугунов М. И.
красноармеец Чугункин В. И., младший
командир? Чернобай И. Г. красноармеец

Чернышев Г. И,

МЕДАЛЬЮ «ЗА ОТВАГУ» награждены

33 человека.
МЕДАЛЬЮ «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ» —

Ke
58 челове] а
представляло
 Литературная газета

9 —e

Если просмотреть. комплекты Наших
литературно-художественных журналов за
последний год, даже рядовому читателю
броситея в глаза ‘то странное обстоятель-
CTBO, YTO ЭТИ журналы, в подавляющем
большинстве, живут какой-то своей, кос-
ной жизнью, не похожей на Жизнь
нормального советского гражданина в на-
шей богатой событиями действительности,

В советской действительности был ХУШ
с’езд партии, подведший итоги величест-
венному и славному труду миллионов ра-
бочих, колхозников и интеллитенции, раз-
вернувший реальную программу построе-
ния коммунистического общества — того
справедливого общества, © котором могли
только мечтать многие и многие поколв-
ния тружеников. В советской действитель-
ности происходили исключительной важ-
ности и значения процессы: в колхозах
— борьба общественного и личного, “обет
веннического начала, удивительный по
размаху рост новых людей — крестьян,
воспитанных на колхозном труде и ему
беззаветно преданных, и в то же время
рецидивы  частнособственнического ин-
отинкта, сказавшиеся в явлениях pasba-
заривания общественной земли путем ис-
кусственного увеличения приусадебных
участков колхозников,

В советской действительности подводи-
лись итоги всесоюзной переписи населе-
ния, совершались героические перелеты,
научные открытия и изобретения, готови-
лась и открылась  сельскохозяйственная
выставка величественный плод социё-
листического труда и науки, строились HO-
выв предприятия и в процессе стройки
формировались новые люли и новые отно-
шения.

В советской действительности были опу-
бликованы письма Ленина к Инессе Ар-
манд (журнал «Большевик», № 13), поста-
вившие с ленинской чистотой, глубиной
и принципиальностью вопросы семьи и
брака, вопросы, приобретшие новое жиз-
ненное значение сейчас, в период борьбы
за коммунистическую мораль нового обще-
ства.

В советской действительности происхо-
дили хасанские бои против японских им-
периалистов, когда прекрасную действи-
тельность нашу ¢ оружием в руках ге-
роически отстаивали и отстояли веркые
сыны социалистического отечества. Совет-
ские граждане с одухотворенным ‹ волне-
нием следили и следят з& освободитель-
ной борьбой великого китайского народа.
Советская страна ототаивала и успешно
отстаивает дело мира, и сталинское руко-
водетво страной вновь являет примеры ге-
ниальной стратегии и тактики социалисти-
ческого государства в условиях капитали-
стического окружения.

Вее это было и есть в советской дейст-
вительности. Это является истинным ee
содержанием.

Но ничего этото нет в наших литера-
турно-художественных журналах, призван-
ных вести и учить читателя, призванных
организовать работу писателя и дать ей
нужное направление,

Современные темы, глубоко жизнен-
ные и реальные; темы подлинной новизны
и великого исторического значения, мало
интересуют наши  литературно-художест-
венные журналы, Можно, конечно,  на-
звать несколько появившихся за последние
тоды на страницах журналов произведений
о натией современной жизни. Но как мало
среди них таких, которые брали бы эту
жизнь глубоко и сильно, в жестоком 6o-
рении нового и старого, в кипении мыс-
лей и страстей, в полнокровной радости
нового, социалистического бытия, во всем
богатстве мыслей и чувствований людей
нового общества.

Последняя фантастическая повесть Tep-
берта Уэллса «Форменный ужас» («Ну
Terror») рассказывает о жизни й смерти
«Перво Лорд» Человечества» Руда
Уитлоу. Когда будущему первому лорду
был от роду один месяц, няня прозвала
его за неутомонный крик «форменным
ужасом». Ничто не обличало в мальчике
будущего необыкновенного человека. Толь-
ко время, в которое он родился, было не-
обыкновенным. Когда Руд вотупил в Кэм-
фордокий университет, его поразила «бо-
лезнь его мира» — разочарование и со-
мнения. «Разложение цивилизации продол-
жалось безостановочно». Человеческое 0б-
щебтво «прогрессировале елишком быстро,
его классовая дисциплина и традиции
расстроилиеь». мир нуждался «в крупной
операции».

Поток времени увлек Руда в ПОЛИТИКУ.
Уэлле не снабдил своего героя ни выдаю-
шимея умом, ни обширными познаниями,
ни большими способностями. Он выхватил
из толпы ординарных, неуравновешениых,
возбужденных, озлобленных, честолюбивых
английских юношей случайно попавшегося
парня и наделил его качеством. «лидера»,
а своей способности владеть тол-
пой.

Итак, лидер был найден. Руд Уийтлоу
скоро нашел друзей или скоро был най-
ден ими. У них были опыт, разум, зна-
ния, — все, чего недоставало лидеру.
Партия, группы, связи, программа, лозун-
ги — все это пришло своям чередом.

нравы современной Англии.

Здесь Уэлле с обычным сарказмом рисует

В своей автобиографии Уэлле писал:
«Моя мысль всегда была направлена в
сторону научно организованного бесклас-
сового общества, которое (в отличие oT
коммунистического бесклассового общества)
бы 0060ю расширенный
средний класс, включивший в себя ари-
стократию и плутокралию вверху и кре-
№ 48  стьян, пролетариев, пауперов — внизу».

О литературно-
художественных журналах

«Что. же поделать, — товорят ипые
«редакторы», — если писатели мало
пишут на современные темы!» Эт нэ
верно — особенно в, отношеняи. писатель-
ской молодежи, которая сформировалась
в условиях советской  действительно-
сти. И это совсем неверно в устах лю-
дей. от деятельноети которых во многом
зависят направление и содержание писа-
тельского труда.

Пассивное регистрирование рукописей,
самотек, отсутетвие идейной и организаци“
онной помощи писателю, 8 отсюда — по-
такание косности и лености мысли из-
вестной части. советских литераторов, —
вот что харахтеризует работу большинства
наших литературно-художественных жур-
налов, среди которых старейшие — «Врас-
ная новь»; «Октябрь», «Звезда» — не
только не являются исключением, & ско-
peo =— дурным примером. Что дело 0б-
стоит именно так, можно видеть по co-
стоянию отлелов публицистики и критики
наших журналов.

Если не считать. так называемых «ито-
говых» статей, статей юбилейных и раз-
личных формальных «откликов», — 10
публицистическим отделам литературно-ху-
дожественных журналов нельзя ничего
узнать о жизни страны: нет статей по
марксистско-ленинской теории a истори
партии, по вопросам коммунистического
воспитания, по научным и техническим
вопросам, по вопросам образования и жиз-
ни молодежи, по международному положе-
нию, по проблемам, связанным с задачей
догнать и перегнать капиталистические
страны в экономическом отношении. Дале-
ко не достаточно разрабатываются в жур-
налах вопросы советского патриотизма,

Мало того, в иных журналах находят
6ебе трибуну враждебные голоса, пытаю-
щиеся подорвать чувство советского пат-
риотизма п отвести советского писателя
от этой благородной темы: Чем иным, как
не враждебной вылазкой, можно назвать
утверждения передовой редакционной
етальй в № 5—6 журнала «Октябрь»:
«Иные писатели из чувства нетерпеливой
любви к родине... из желания дать чита-
телю то, что диктует обстановка... прежде-
временно принимают за свою органическую
тему то, что еще не вызрело по-настоя-
щему в душе...» В этой наглой фразе
«© нетерпеливой любви к родине», о том,
чтю советский патриотизм будто бы не
является для советского писателя органи-
ческой темой, & эту тему «диктует ему
обстановка», за версту видны вражеские
уши. :

Не лучше поставлены отделы критики
«тожтых» журналов. Не говоря уже 0
том, что статьи в этих отдёлах в большин-
стве случаев никуда не зовут, & только
констатируют плохое и хорошее, мы почти
не можем назвать сталей, которые вокры-
вали бы и разоблачали идеологически вред-
ные тенденции, точно их вовсе нет в на-
шей литературной действительности. По
этим отделам нельзя даже составить себе
представление о том, какие книги вышли
в свет за истекший месяц, & тем более —
какие новые явления наблюдались в смеж-
ных областях искусств, — настолько эта
отделы избегают писать © современном,
настолько они беззубы и настолько слу-
чайно подобраны,

Отсутствие ‘руководства и организации,
печальные плоды самотека наглядно де-
монстрирует такой журнал, как «Литера-
турная учеба», специально призванный
воспитывать начинающих — писателей;
Странные афоризмы, вроде «искусство пи-
вать =— 970 прежде всего искусство
жить», или «невежество имеет все преиму-
щества перед «полузнанием», преподносит

М. САПИР

Весь мир должен предотавлять 60б0ю, по
Уэллеу, научно организованный среднай
класс, к которому писатель причисляет и
себя — образцового мелкого буржуа, ках
он сам говорит. И Руд Ултлоу пытается
осуществить идеал Уэллса. B созданном
воображением Уэллеа идеальном обществе
идеи имеют мало значения. Разве англий-
ский средний класс нуждается в идеях?
Он нуждается в порядке. Руд — против-
ник каких бы то ни было идей.

Организация новой партии, ках и но-
вого общества, облегчалась и затруднялась
B OHO H TO Me время тем, что, по ело-
вам Уэллеа, «нормальное человеческое су-
щество по своей натуре не питает никз-
кого интереса к общественным делам». Во-
преки Аристотелю, человек, как уверяет
Уэлле. не общественное животное. Это. от
личает его от муравья. По этой-то причи-
не «его коллективные операции нужлают-
ся в руководстве». И так как и либералам,
и консерваторам, и лейбористам все птеи
безразличны и НИКТО из них не знает,
что делать и куда направить стопы. то
все пришли в Руду.

Между тем в мире назрела катастрофа.
В пятидесятых готах хвалцалого века раз-
разилась мировая война.

Но новая война кое в чем отличалась
от старой. «Первые шесть или семь ме-
сяцев все были Ha фронте, вся планета
была под огнем», Но в отличие от войны
1914—18 годов противники быстро ис-
черпали свой силы.  «Сухопутная война
завяла, стихла раньше чем кончился год.
В прежнюю мировую войну было нако+
пленное материальное богатство,
хо конца снабжение люльми и материзла-
ми увеличивалось.

было неспособно нз дальнейшие усиляя
и жертвы. Вооружения быстро ИЗНОсИЛиИСЬ.

годов происходило
уменьшение темпов.

Начала

Но эта война началаеь
максимальным вооружением, население

Вместо возрастающих темпов 1914—18
все болев заметное
Важнейшие виды

a

у

этот журнал молодым авторам вместо того,
чтобы Учить их, ках воплотить в поло“
пенных художественных образах нашу с
циалистическую жизнь. :

Чем об’яенить такое ненормальное по-
ложение в наших . литературно-художест-
венных журналах? Тем, что в большинст-
BO из них нет, по существу, лиц, ответст-
венных за идейно-политическове и художе-
ственное руководство журналом. Редакторы
ий члены редакционных коллегий в боль“
шинетве случзев перевели себя на положе-
нив «почетных» редакторов. Забыв свою
ответственность перед писателем и читате-
лем, они штампуют поступающий мате-
риал, иногда даже не читая его. Редак-
ционные коллегии редко где работают, как
живые, Коллективные органы, &° больше
числятся на бумаге. А президиум 60038
советских писателей вместо того, чтобы
во-время исправить это положение. вместо
того. чтобы повседневно руководить жур-
налами == этими основными звеньями
подлинного руководства  литератсрой, от-
странился от этой обязанности, предоста-
вив журналы самотеку, в иных случа-
aX — омав их в распоряжение случай-
ных, иногда политически не проверен-
ных людей,

Чему же удивляться, если в работе на-
ших журналов, наряду © отставанием от
жизни страны и затросов советского чита-
теля, имеют место и грубые политические
ошибки, и протаскивание идеологически
сомнительных и вредных тенденций, и
идейные провалы. Совершенно справедливо
критиковала, например, «Правда» антиху*
дожествепные и вредные стихи И. Сель-
винского (№ 5—6 журнала «Октябрь»).
Президиум союза советских писателей
вынужден был признать справедливой и ту
критику, которой «Комсомольская правда»
подвергла так называемый  «Свисток»
(№ 5—6 журналь «Красная новь»), где
в ряде «пародий» преподносилась чита-
телю махровая пошлость, В том же но-
мере этого журнала допущено безграмотное
и политически-ошибочное  редакционное
примечание к одному из рассказов Кози-
на. Немало ошибочных, & тем более не-
точных формулировок можно было бы ука-
зать в СТатьях и других журналов. -

Само собой разумеется, что при таком
положений вещей на страницах журналов
находят себе мото и произведения мало
художественные, чзето плохо отредалутгиро-
ванные. С другой стороны, ‘известен ряд
случаев, когда талантливые молодые, авто-
ры с трудом пробиваются’ на страницы
журналов. сквозь равнодушие редакционно-
TO аппарата» : ; у SF Med

Все сказанное выше справедливо. не
только в отношении центральных журна“
лов, но в еще болышей степени относится
к журналам, выходящим на периферии, (К
журналам союзных и автономных респуб-
лиБ и в альманахам краев и областей
РОФСР. ?

Этому нетерпимому положению в журна-
лах пора положить конец. Во главе каждо-
№ журнала должен стоять кзвалифициро-
ванный работник, отвечающий за. идейно-
политическое и художественное лицо жур-
налз. Редколлегии должны быть обновле-
ны — они должны стать подлинно деловы-
ми, регулярно работающими коллективвы-
ми органами. Президиуму союза советских
писателей надлежит решительно улучшить
руководство литературно-художественными
журналами.

Наши ‘литературно-художественные жур“
налы должны стать и станут подлинными
РоспиТаТелями. социалистических дум и
чувств советского читалеля, подлинными
собирателями и воспитателями литератур-
ных сил народов Советского Cosa.

Судьба Герберта Уэллса

сырья исчезали. Растространялея голод.
Начались восстания. Еще хуже шла вой-
на на море, где главная залача адмирал-
тейств в конце концов светась к TOMY,
чтобы не выпускать судов из их у0е-
RUM.

Й вот тут-то в дело вмешалась группа
Рула Уитлоу, собравшаяся в Голландии.
«Партия здравого ‹ смысла» захватила
власть в Голландии, создала «мировую
полицию», затем «мировую авиацию», по
давила лишенные руководства, распавшие-
ся на отдельные части военные единицы,
уже потерявшие к тому времени предета-
вление о том, ко враг и кто друг, и
создала мировой порядок с Рудом Уитлом
во главе, как первым мировым диктато-
ром. t

Но новый, узллеовский, мировой порядок
продержалея нёдолю. Руд слушал только
льетецов и подозревал друзей, все кончи-
лось тем, что он сам погиб.

Такова повесть о бездарном и бесемыс=
ленном первом мировом диктаторе,

В` «Форменном ужзсе» большие достоин-
ства и крупные недостатки Уэллса распре
делены в характерной для’ него давно уста-
новившейся пропорции. Bee, что Уэале
пишет © действительной жизни, © хоропю
знакомой ему Англии, © 6 людях, ве ха-
рактерах, ее учреждениях, ве нравах, —
все это чрезвычайно интересно, остроумно,
все это возбуждает мысль и воображение,
Все, что Уэллс пишет о будущем обще-
ственном строе, лишено всякого интереса,
воображения и ума и вызывает лишь чув-
тво досады.

Уэлле виитал в себя склонность К 65-
циальной критике и социальным утопиям,
которыми английский средний класс 0б-
лалает в высокой степени и которые
очень сильно проявляются у’ многих ли»
беральных писателей и мыслителей. Но,
подобно всем либеральным  мыслителям.
Уэлле лишен способности понимать с3м08

СООБЩЕНИЕ ТАСС

В ряде иностранных газет, особенно в
«Нейе Цюрихе Цайтунг», сообщается, что
советское военное. командование будто бы
отвело от залалных советских границ
200—300 тысяч войск на Восток для
усиления восточных границ, ТАСС упол-
номочен заявить, что это сообщение со-
вершенно не соответствует действительно-

сти. В компетентных кругах УТерзиии
наоборот, что в виду обострения пол
ния в восточных районах Европы 1}
виду ВОЗМОЖНОСТИ всяких неожиданаитн
советское командование решило усл
численный состав гарнизонов затади
границ СССР.

М. ЖИВОВ

«ЗЕМЛЯ-КОРМИЛИЦА,

Среди первых иностранцев, посетивитих
Всесоюзную сельскохозяйственную выстав-
ку. был литовский писатель Петрао Цвир-
ка. В отзыве о выставке, напечатаннюм в
«Литературной газете», ов выражает свое
восхищение изумительными павильонами
ий экспонатами, которые «товорят о нео-
бычайном материальном и культурном
под’еме советской деревни». Неподдельным
восторгом дышат слова его. когда он на-
зывает выставку «сказочной Шехерезалой
победившего социализма».

Но чувства литовокого писателя станут
нам еще понятнее, когда мы перечитаем
его роман «Земля-кормилица», ^ вышед-
ший у нас на русском языке около Гола
назад и. к сожалению, не привлекиий
внимания критики, которого он по праву
заслужнвает,

«Земля-кормилица» =— это повесть 0
Литовском крестьянстве, о его ‘борьбе за
самостоятельность Литвы, о его стремле-
ний к свободному существованию п о кру-
шении его иллюзий,

В небольшой кните, волнующей ©в06й
правдивостью. Цвирка показал историю
лиовекого креетьянетва в тех лней, ког
да оно было охвачено радостью утверж-
дения самостоятельносети Литвы, до наше-
го времени, Легко и безропотно переносил
народ тяготы борьбы: его подстегивала ве»
па в булущее; С трепетной тревогой ждая
ли крестьяне выборов в первый литовский
сейм, связывая с ним свой чаяния и н4-
дежлты,

Главный горой повести Цвирки —
Юрас — полон глубокой веры в торже-
ство нового. справедливого порядка. Он
нелавно вернулся © фронта, женилея на
красивой Монике и теперь ждет сына и
земли, Он поддался общему возбуждению,
сдирал со стен и столбов плакаты и 06’-
явления христианских демократов, бегал
по деревням с ворохом прокламаций.

Петрас Цвирка показывает дни под’ем&
и как под’ем этот был подавлен ноРыми
правителями Литвы. Петрас Цвирка векры-
вает политику обмана крестьянских масс,
выливиюся в куцую и жалкую «земель-
ную реформу». От огромных бароких о зе
мель землемеры отделили жалкие клочки,
и крестьяне понастроили там убогие лачуги.
Цвирка показывает также, почему удалось
обмануть крестьян; он не скрывает их не-
подготовленности к подлинной  револю-
ционной борьбе. Пусть хоть клочок гли-
ны, но зато свой, — утешали они себя и
прохолжали верить, что своими крепкими
руками им удастся создать что-нибудь на
тлине, ‘отпущенной «сердобольными» ба-
рами.

Многострадальным Иовом предстает пе-
ред нами герой романа Юрас. On убедился
уже, что новая жизнь хуже старой бар-
шины. Управляющий Ярмала умудрился
превратить имение в «показательное» хо-
зяйство, & фактически — в свою вотчину,
ЕВрестьяне, потеряв вчерашнюю смелость,
«стягивали с головы шапку перед новым
тосподином; сгибаясь до самой отвоеванной
ими земли». № Ярмале шли на поклон и
вымаливали в долг немного’ зерна или
несколько грошей, чтобы не умереть с го-
лоду. Ярмала охотно давал деньги, зака-
баляя крестьян: долги с кажлым годом
увеличивались 3& счет. процентов. -

В конце концов’ пришлось и Юрасу
пойти на цоклон к управляющему, & вес-
ной отрабатывать долг. на помешичьем
огороде, в саду. в питомнике, забросив
соботвенное хозяйство. А когда у упраз-

* Петрас Цвирка — «Вемля-кормилица».
Роман. Перевод с литовского по авторской

‘рукописи А. Бауже. М. «Всемирная биб-

лиотека».

основное в развитии общества — законы
этого развития. Его утопии проектируются
в безвоздушное, нереальное, неисторическов
будущее:

Писатель болышой фантазии, Уэлле ля-
шен исторической интуиции. Он’ неё только
разумом не знает (потому что не желает
знать), но и чутьем не угадываеёт (а это
он желал бы) действительных путей раз-
вития человечества. В этом — преелы
его крупного таланта. Большой писатель
наллего времени силой своей интуиции и
воображения должен  предугадывать и
рисовать те живые, реальные пути,
которыми общество пойдет в своем дви-
жении в будущее, те реальные  копф-
ЛикТы, которые ожидают его на этих пу-
тих, те вероятные препятствия мирового

ктера, которые 6вму придется преодо-
левать. Движение мор» в будущее — это
цепь конфликтов, резльных столкновений,
борьбы, в процессе которых и будет скла-
дываться живое лицо будущего, будут pe-
шаться вопросы‘ будущего общества, Бу-
дущее мира возникнет не из грязных нра-
вов буржуазного настоящего, а ‘из вели-
ких конфликтов идей, сил, классов. Но
этого Уэллеу не дано понять.

«Я не верю в превосходотво неполно-
пенных», — писал Уэлле в своей авто-
биографии, разумея под «неполноценны-
ми» пролетариат. Ему поэтому ив в кого
перить, кроме нелепых «исключительных
людей», возникающих из ничего. Он по-
этому не может видеть ничего сильного,
великого, полноценного в настоящем. И оп
поэтому. всегда оставляет нас, да и анг-
лийских читателей, неудовлетворенными.

Уэллс и сам должен был Наконец по-
чувствовать, что не все обстоит благоно-
лучно с его мировоззрением. Нотки явно-
TO пессимиэма чувствуются в его послел-
нем произведении «Судьба рода человаче-
ского», вышедшем в начале августа. Это
поПытЕ& подвести Итог и изложить в крат”
кой форме наблюдения и воззрения, кото-
тые Уэллс развивал на протяжении пяти-
десяти лет в восьмихестти с лишним кни-
гах.

Уэллс предсказывает всемир ную Ката-
строфу (он в этом далеко не оригинален:
в Англии, Франции нынче много песон\ги.
отов). Уэлле уже не верит в возможность

ляющего родился сын, Моника долж by,
ла оставить собственного ребенка п м
мить барекого последыша,

Юрас неё хотел славаться, On myn
обнаружить причины несчастий д зат
выход из тяжелых бед, т

Может быть, веёму виною 10, a1 yy,
рали в сейм не тех, кого следовали? Пи,
рас Цвирка рисует картину новых в,

ров, вновь пробудивииих: надежды в ул \

Конечно. если послать в сейм Ддвонти,
ва Петроноса, лело пойлет иначе, (1 —
местный кузнец, во время борьбы зв.
зависимость чинил оружие и точил Mn
повстанцам и партизанам, & TOI ма
осалил агитировазшего в церкви пола, [+
тронос кричал из митингах: «ели позан,
бится, мы снова возьмем оружие, [3 мт.
ников выкуем. В Литве ке бухт fy
ayes!» Крестьяне кричали’ ижуь
выставим Дивонизаса в сейм!» Шу
гив поддерживали: «В сейм! Пускай и
заступится 33 нас и наши зло,
Юрас уже с новым ПЫлОМ Говорил де
«Мы Литву ведем в лучшее булущее >

Петроное сидел в сейме, по бухл
остались, не только остались, — отт, ;
не Петронос вершили дела, Новой жел
не было, Все шло, по-старому, бету
собирали урожай до зернышка, во ов ть
пехолил в закрома барина, крелитохв, м
стовщиков, попа, звонаря, а селтелю ть
валаеь makina. Из нее пекли хлеб,   pe.
ною еще сдирали с крыш солому, ул
13 нее сечку и кормили crormy,

Й когда в деревню, до жил Wp,

—

пришло известие, что з& Немалох пр,

ходят волнения, что крестьяне Dos
на борьбу за свои права. что все уп,
ведущие в уездные города и базары уссте
чек. охраняются стражей из самих крест,
ян-забастовщиков, Юраё собрал кростьл,
об’яснил им, что там люди подают пулу
как нужно разговаривать с госполамт, 3
сам вызвалея первым сторожить па
которое ведат в Каунас...

Петрасу Цвирке. как п ето темю, в
вполне ясны еще подлинные пути ортаве
зованной революционной борьбы, Ho ay,
как и Юрасу, ясно, что так дольше жиз
невозможно, что надо бороться 38 нову»,
лучшую жизнь.

Петрае Цвирка написал высотохулх»
ственное, -резлистическое  ироизвельнть,
привлекающее своей простотой, трозюта
своей правдивостью, волнующее внут
ней трагической, напряженноетью. In —
одно из лучших произведений smal
литературы последнего времени. и (от
скому читателю оно открыло новую ст
ницу о жизни крестьянства соседней le
ВЫ.

Когла мы вспоминаем stor power Ta.
раса. Цвирки, нам становятся понятны
чувства. © которыми он осматризал №
союзную сельскохозяйственную выстан!,
Патриот, горячо любящий свою pout
свой народ, Петрас Цвирка не Mor Be J)
мать © многострадалтьном литовском к»
отьянестве, когда восхищался У нас ва
ставке замечательными рисункачк пу
ков, мозаичными  паркетами, фреска
панно, скульптурами или «еще бол №
ликолепными плодами, ‘овощами, брут
ми — золотыми дарами колхозных пож
Выставка нагляднейшим и убедительи
шим образом показала писателю, вакит 4»
ромных успехов достигло  колхозное 9
стьянетво страны Советов на путях све
социалистического развития. Именно п
му так глубоко и поподлетьно был
восхищение, так искренно было его wil
ление: «Это грандиозное зрелище 120“
друзей Советского Союза, оно должЕо №
зывать чувство зависти и смущения 1
врагов»,

мирового единства, которое он карие
в «Форменном ужасе».

Где же выход? «Бодрый оттиуиаи» 2
ходит выход. Он заключается в «пе»
спитании», в «переорнентировке 90%
чесхого ума», в «онотематической орга
зации знания», в создании «Маре
Мозга».

Мы не беремея следить 85 этими TY
Ностями уэллеовекой «социологии». При
ставим слово английским критикам, 87
PHM по штату наллежит понимать ©
Уэллеа и все его химеры. Onn, omit
тоже ничего не могут попять. «Дел
мирового положения сделал Уэллеом !
стерски, — читави мы в «Тайм», =
Но когда он переходит к изложению г\*
нений, необхолимых для создания №700
№ мозга, он решительно прюваливаетст
В «Нью Стейтемен энд Пейшен», стоит
ближе к Уэллеу, в рецензяя из «07
рода человеческого» вопрос ставится пи
меб: «Чего же хочет Уэллс? Неизвести» .
вообще неизвестно, что же 38 в Si
сказал Уэллс? Что, соботвенно, 0а 1®*
pra? EK чЬму это в конечном счете @*
длится? Я не знаю другого крупого 1
сателя, который поставлял бы rors
труднений тому, кто пожелал бы co
вить краткое резюме его воззрений. В 1%
му оно все-таки в конце концов своп
Необхолимо переориентировать мозг 9”

веческой расы; современный челове №  _

жен приобрести мировую перспективу, (*
сомнению. Но как? 06 этом пам № 1
рят. Уэлле сделал для этого ве, т“
мог п, как он сам признает, mposaisss
0 двух крупных государственных 1
телях Франции— Бриане и Пуанкаре 10”
рили, что отличие их состоит в ТЖ
Бриан ничего не злает, по всё пой
Пуанкаре же все знаот и ничего в
вимает, Есть, в самом деле, крупные 1*
тети, ученые, писатели с большим 7%
талантом, с общирными позналияия, #
торые не понимают самого основного
развитии общества, в движении и7’
ческих сил. Это пе мешает пм reuse
большими людьми, во в конце Ботов
приводит их к моральному краху. 1%
Уэлле является одним из самых 67,
щих и талантливых представителей И”
обширной категории больших писате