СЕНТЯБРБ

ВТОРНИК
1939 год

№ 49 (828)

Цена 30 коп.

Выходит под редакцией В. Вишневского, А. Кулагина,
В. Лебедева-Кумача, _М.. Лифшица, -Е. Петрова,
Н. Погодина, А. Фадеева.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ1

#

LTA Y TP TANT
НТА

ОРГАН
_ ПРАВЛЕНИЯ
СОЮЗА

СОВЕТСКИХ.
ПИСАТЕЛЕЙ
СССР

Внеочередная Четвертая. Сессия Верховною Совета СССР 1-10 созыва
«ЕЕ МЫ о ан ОС Со ОУ А О Е р нА

) РАТИФ®

Товарищи! Со времени третьей Сессии
Beprosnoro Совета международное положе-
ие но изменилось в лучшему, Наоборот,
о стало еще более напряженным,

Принимавитиеся со стороны отдельных
павительств шаги к устранению этой
апряженности показали свою явную
тоостаточность. Они оказались безрезуль-
nm. 970 относится к Европе. Не про-
ришло изменений в лучшую сторону и в
мюточной Азии. Япония, как и прежде,
уимает своими войсками главные города
т Значительную. часть территории Витая,
11 казываясь Также от враждебных
улов в отношении СССР. И здесь поло-
хониё изменилось в сторону дальнейшего
(бетрения обстановки.

} мой обстановке громадное °положи-
тьное значение имеет заключение до-
10003 0 ненападении между. СССР и Гер-
yanuell, устраляющего угрозу войны меж-
п Германией и Советским Союзом. Чтобы
пилнее определить значение этого договора,
ие придется предварительно остановиться
1 тех переговорах, которые в последние
иклщы велись в Москве с представите-

‘ими Англии и Франции,

Вы знаете, что англо-франко-советские
Ииоговоры о заключении пакта вззимо-
мощи против агрессии в Европе нача-
щь еще в апреле месяце. Правда, пер-
ie предложения английского правитель-
им были, как известно, совершенно
1итриемлемы. Они игнорировали основные
иоылки таких ‘переговоров — игно-
рвали принцип ‘взаимности и равных
Ипательств. Несмотря на’ это, советское
правительство не отказалось от перегово-
№ и: в свою очередь, выхвинуло свон
пеможения. Мы считались с Тем, что
цавительствам Антлии и Франции трудно
(510 круто поворачивать курс своей по-
ши от недружелюбного отношения
р (бпимкому Союзу, как это было еще
(ем недавно, к серьезным переговорам
& (ССР на условиях равных обязательств,
(уико, последующие переговоры не оправ-
jaar cob.

Днгло-бранко-советские переговоры про-
лкались в течение четырех месяцев.
(пн помогли выяснить ряд вопросов. Они,
ие © тем, показали ‹ представителям
iim и Франции, что в международных
вах с Советским Союзом нужно серьез-

Ю смизться Шо эти переговоры натолк-

Ешь на непреодолимые препятствия.

№, разумеется, не в отдельных «фор-.

ууровках» и не в Тех или иных пунк-
TW проекта договора (пакта). Нет; дело
ктючалось в более существенных вещах:

Заключение пакта взаимопомощи про-
8 агрессии имело смыел только в TOM
ayia, eon бы Англия, Франция u Co-
wnerni Союз договорились 0б определен-
1Ыт военных мерах против нападения аг-

ира. Поэтому, в течение определенного

Шеютавителями английской и

из, в Москве происходили не только
тические, во и военные переговоры с
француз-.
И армий, Однако, из’ военных  пере-
воров ничего не вышло. Эти переговоры
лЕнулись на то, что Польша, которую
Даны были совместно гарантировать
Ангия, Франция и СССР, отказалась от
Ной помощи со стороны’ Советского Co-
в. Преодолеть эти возражения Польши
г п пе удалось. Больше того, перегово-.
ры показали, что Англия и не стремится
Цеодолеть эти возражения Польши, &, на-
Муму, поддерживает их. Понятно, что при
ИМИ позиции польского правительства и
1 главного союзника к делу оказания во-

№30 помощи со стороны Советского Сою-

18 случай агрессии,

англо-франко-с0-
ие переговоры He могли. дать хоро-
их результатов. После этого нам стало
Ко, что англо-франко-советские  пере-
юры обречены на провал.. :
‘no показали переговоры с Англией и
Францией?

Антло-фралко-советские переговоры 10-
Мали, что позиция Англии и Франции

` Шинизана насквозь вопиющими противо-

Deu,

Судите сами.

С одной стороны, Англия и Франция
Тебвали от СССР ‘военной помощи про-
в агрессии для Польши. СССР, как йз-
№т1о, был готов пойти этому навстречу
1и условии получения соответствующей
мощи для себя от Англии и Франции,

Iyrok croponst, те же Автлия и Фран-
и туг же выпускали на сцену Поль-

LY, которая решительно отказывалась от

манной помоши во стороны СССР.  Mo-
Прубуйте-ка при этих условиях логово
Итья 0 взаимопомощи, когда помощь 69

Урны СССР заранее об’являетсея He-
\жной и навязачной.

‚ Шале, С одной стороны, Англия И
‚ балция гарантировали Советскому Сою-
\ менную помощь против агрессии В
ме на соответствующую помощь. 60

ПоВанив увильнуть от оказания

урны СССР.’ С другой. стороны, они
(rasta crow помощь такими оговор-

Мун насчет косвенной агрессии, которые

тли превратить эту помощь в фикцию
I давали им формально-юридическое 06

помощи
1 пютавить СССР в состояние изоляции
Инд лицом агрессора. Попробуйте-ка

_ ` Сообщение тов. МОЛОТОВА _

отличить подобный «пакт взаимопомощи»
от пакта, более или менее замаскирован-

ного надувательства. (Веселое оживление
в зале).

Дальше. С одной стороны, Англия п
Франция подчеркивали важность и серьез-
ность переговоров о пакте взаимопомощи,
требуя от СССР серьезнейшего отношения
К этому делу и быстрейшего разрешения
вопросов, связанных © пактом. С друтой
стороны, они сами проявляли крайнюю
медлительность и совершенно несерьезное
отношение к переговорам, поручая это де-
ло второстепенным лицам, не облеченным
достумчными полномочиями. Достаточно
сказать, что военные миссии Англии и
Франции прибыли в Москву без опреде-
ленных полномочий и 0ез права подписа-
ния какой-либо военной конвенции,
(Оживление в зале). Больше тото, военная
миссия Англии прибыла в Москву Вообще
без всякого мандата (общий смех) и лишь
по требованию нашей военной миссии она,
уже перед самым перерывом переговоров,
представила свои письменные полномочия;
Но и это были полномочия только самого
неопределенного характера, то-есть не пол-
новесные полномочия. Попробуйте-ка отли-
чить подобное несерьезное отношение Е
переговорам со стороны Англии и Фран-
ции OT легкомысленной игры в перегово»
ры, рассчитанной на дискредитацию дела
переговоров.

Таковы внутренние противоречия пози-
ции Англии и Франции в переговорах
с СССР, приведшие к срыву переговоров.

Где же корень этих противоречий в по-
зиции Англии и Франции?

В немногих словах дело заключается В
следующем. С одной стороны, английское
и французское правительства боятся агре-
сии и ввиду этого хотели бы иметь пакт
взаимопомощи © Советским Союзом, по-
скольку это усиливает их самих, посколь-
ку это усиливает Амглию и Францию. Но,
© друтой стороны, английское и француз-
ское правительства имеют опасения, что
заключение серьезного пакта взаимопомо-
щи с СССР может усилить напту страну,
может усилить Советский Союз, что, ока-
зывается, не отвечает их позиции. Прихо-
дится признать, что эти опасения у них

взяли верх над другими соображениями.

Только в этой связи и можно понять по-
зицию` Польши, действующей по указани-
ям Англии и Франции.

Перехожу к советско-германокому  до-
говору о ненападении.

Решение 0’ заключении договора о
ненападении между СССР и Германией бы-
ло принято. после того, как военные перз-
товоры ©‘ Францией и Англией зашли в
тупик в силу указанных непреодолимых
разногласий. Поскольку эти переговоры
показали, что на заключение пакта взаи-
мопомотци нет основания рассчитывать, мы
не могли не поставить перед собою вопро-
ca © других возможностях обеспечить мир
и устралить   ‘угрозу войны между  Герма-
нией и СССР, Если правительства Англии
‚и Франции не хотели с этим считаться, —
это уж их дело. Наша обязанность — ду-
мать 06 интересах советского народа, 06
интересах Союза Советских Социалисти-
ческих Республик. (Продолжительные an-
подисменты). Тем более, что мы твердо
убеждены в том, что интересы СССР сов-
падают с коренными интересами народов
других стран. (Аплодисменты).

Но это лишь одна сторона дела.

Должно было произойти еще другое” об-
стоятельство, чтобы  советеко-германский
договор о ненападении стал существовать.
Нужно было, чтобы во внешней политике
Германии произошел поворот в еторону
добрососедских отнош с Советским
(Союзом. Только при наличии этого второго
условия, только. когда нам стало ясным
желание германского правительства изме-
нить свою внешнюю политику в сторону
улучшения отношений с CCCP, — была
найдена основа для заключения советско-
терманекого договора о ненападении. ‚

Всем известно, что на протяжении по-
следних шести лет, с приходом напионал-
социалистов к власти, политические отно-
шения между Германией и СССР были на-
тянутыми. Известно также, что несмотря
на различие мировоззрений и’ политиче-
ских систем, советское правительство стре-
милось ‘поддерживать нормальные деловые
и политические отношения с Германией.
(Сейчас нет нужды возвращаться к отдель-
ным моментам этих отношений за послед-
ние годы, да они вам. товаритии лепута-
ты, и без того хорошо известны. Следует,
олнако, напомнить о том раз’яснении наА-
шей внешней политики, которое было сде-
лано несколько месяцев тому назад Ha
ХУШ партийном с’езде. —

Говоря о наших задачах В области
внешней политики, т. Сталин так опре-
делял тогда наши отношения с другими
странами: a,

«1. Проводить и впредь политику ми-
‚ ра и укрепления леловых связей co
всеми странами;

%. Соблюдать осторожность и He да-
вать втянуть в конфликты нашу страну
провокаторам войны, привыкшим загре-
баль жар чужими руками». (Оживле-
ние в зале).

= С _ SSS
SS о
_

Как видите, в этих выводах т, Сталин
говорил о том, что Советский Союз стоят
за укрепление деловых связей со. всеми
странами.. Но, вместе © тем, т. Сталин
предупреждал. против провокаторов войны;
желающих в своих интересах втянуть. на-
шу страну в. конфликты © другими .стра-
нами.   м

`Разоблачая пгум, поднятый антло-фран-
цузекой и северо-американокой прессой по
поводу германских «планов» захвата (Со-
ветской Украины, т. Сталин. говорил тог-
да: И
«Похоже на’ то, что. этот, подозритель-
ный Шум ‘имел своей целью поднять
ярость Советского Союза против Герма-
нии, отравить атмосферу и. спровоциро-
вать конфликт” с Германией .без види-
мых на то оснований».

Как видите, т. Сталин бил в самую
точку; разоблачая происки западно-евро-.
пейских политиков, стремящиася” столк-
нуть лбами Германию и Советский Cows.

Надо признать, что и в нашей стране
были некоторые близорукие’ люди, KOTO-
рые, увлекшиеь упрощенной антифашист-
ской агитацией, забывали. об этой прово-
каторской работе налтих sparos. Tos.
Сталин, учитывая это обстоятельство, еще
тогда поставил вопрос о возможности дру-
тих, невраждебных, добрососедских  отно-
шений между Германией‘ и СССР.

Теперь видно, что в Германии в общем
правильно поняли эти заявления т. Сталина
и сделали из этого практические выводы,
(Смех).

Заключение советеко-германекого догово-
ра о ненападении свидетельствует о том,
что историческое предвидение т. Сталина
блестяще оправдалось. (Бурная овация В
честь тов. Сталина). toe

Уже весной этого года германское пра-
вительство предложило восстановить тор-
тово-кредитные переговоры. Переговоры
были вскоре возобновлены. Путем взаим-
ных уступок удалось притти к соглаше-
нию. Это соглашение, как известно,
19 августа было подписано.

Это было не первое торгово-кредитное
соглашение с Германией ири существую-
шем правительстве. Но это соглашение от-
личается в лучшую сторону не только от
соглашения 1935 года, но и от воех пре-
-дыдущих, не говоря уже о том, что у
Hac He было ни одного столь же выгодно-
то экономического соглашения с Англией,
Францией или какой-либо другой страной.
Соглашение выгодно для Hac по своим
кредитным условиям (семилетний кредит)
и оно дает нам возможность дополнитель-
но заказать значительное количество нуж-
ного нам оборудования. По этому соглаше-
нию СССР обеспечивает продажу Германии
определенного количества наших излиш-
ков сырья для ее промышленности, что
вполне в интересах СССР. Почему же нам
отказываться. от такого выгодного эконо-
мического ооглашения? Не в угоду ли тем,
кто вообще не хотел бы, чтобы Советский
(Союз имел выгодные экономические со-
глашения с другими странами? Между тем

‘ясно, что торгово-кредитное соглашение © но-демократичесвими странами, скажем, с

Шей

Германией целиком в интересах народного
хозяйства и в интересах обороны. Совет-
ского Союза. Такое соглашение полностью
соответетвует решениям ХУПЕ е’езда на-
партии,  одобрившего . указание
т. Сталин» на, необходимость: «укрепления
деловых связей со. всеми странами».

Когда. же германское правительство’ вы-
‘разило желание улучшить также и поли-
тические отношения, у советского прави-
тельства не было оснований отказываться
от этого. Тогда и встал, вопрос о Завлю-
чении договора о ненапалении.

Теперь раздаются’ ‘голоса, ‘в которых
сквозит непонимание самых простых ос-
‘нов начавшегося ‘улучшения  политиче-
ских отношений между Советским Союзом
и Германией. ;

Например. © наивным видом спраптива-
ют: как Советский Союз мог пойти на
улучшение ‘политических отношений 6
государством фалистекого типа? Разве это
возможно? Но забывают при этом, что дело
‘идет-не о нашем отношении к внутренним
порядкам другой страны, а © внешних. от-
ношениях между двумя государствами. Ba-
бывают о том, что мы стоим на позиции
невмешательства во внутренние  хела
других стран и соответственно этому сто-
им за недопущение какого-либо  вмеша-
тельства в ‘наши ‘собственные внутренние
дела. Забывают также о важном принципе
нашей внешней’ политики, который еще
на ХУШ с’езде партии т. Сталин форму-
лировал так:

«Мы стоим за мир и укрепление де-
ловых связей со всеми странами, стоим
и будем стоять’ на этой позиции, по-

` скольку эти страны будут держаться
таких же отношений се Советским Сою-
зом, поскольку они не попытаются на-

рушить интересы нашей страны».
Смысл этих слов совершенно ясен:
со всеми несоветекими странами  Совет-

ский Союз стремится иметь добрососедекие
отношения, поскольку эти страны  при-
держиваются той же позиции в отноше-
нии Советского Союза.

В нашей внешней политике с несовет-
скими странами мы стояли и стоим на
базе известного ленинского принципа 0
мирном сосуществовании советского госу-
даретва и капиталистических стран. Как
проводился этот принцип на практике,
можно было бы показать на большом ко-
личестве примеров. Но ограничусь немно-
гими. У нас, например, с 1933 года су-
ществует договор о ненападении и цейтра-
литете с фашистской Италией. Никому до
сих пор не приходило в голову высказы-
ваться против этого договора. И это по-
нятно. Поскольку такой договор отвечает
интересам СССР, он соответствует и наше-
му принципу мирного сосуществования
CCCP и капиталистических стран. У ‘нас
имеются договора о ненападении также с
Польшей и некоторыми другими странами,
полуфашистский строй которых всем из-
on Но и эти договора не вызывали

икаких сомнений. Может быть, не лиш-
ним будет напомнить и о том, что у нас
нет даже такого рода договоров с некото-
рыми другими, нефашистскими, буржуаз-

той же Англией, Однако, это — не
нашей вине.

С 1926 года политической основой на-
ших отношений с Германией стал договор
© нейтралитете, который был продлен уже
нынешним германским правительством в
1933 году. Этот договор о нейтралитет
действует и в настоящее время.

Советское правительство и раньше ечи-
Тало желательным. сделать дальнейший
шаг вперед в улучшении политических
отношений с Германией, но обстоятельства
сложились Так, что это стало возможным
только теперь. Дело, правда, идет в дан-
ном. случае He 0 пакте взаимопомощи,
kak это было в  англо-франко-советских
переговорах, а только о договоре ненапа-
дения. Тем не менее, в современных усло-
‚виях трудно ‘переоценить международное
значение советско-германского договора.

Вот почему мы положительно отнеслись
Е приезду терманского министра иностран-
ных дел г. фон Риббентропа в Москву.

23 августа 1939 года, когда был под-
писан советеко-германекий договор о нена-
падении, надо считать датой большой исто-
рической важности. Договор о ненападе-
нии между СССР и Германией является
поворотным пунктом в истории Европы,
да и не только Европы. А

Вчера еще фашисты Германии прово-
дили в отношении СССР враждебную нам
внешнюю политику. Да, вчера еще в обла-
сти внешних отношений мы были врагз-
ми. Сегодня, однако, обстановка измени-
лась и мы перестали быть врагами. Поли-
тическое искусство в области внешних
отношений заключается не в том, чтобы
увеличивать количество врагов для своей

по

страны. Наоборот, политическое искусство

заключается здесь в том, чтобы  умень-
шить число таких врагов и добиться того,
чтобы вчерашние враги стали добрыми
соседями, поддерживающими между собою
мирные отношения. (Аплодисменты).
История показала, что вражда и войны
между нашей страной и Германией были
не на пользу, & во вред нашим странам,

Самыми пострадавшими из войны 1914—

18 годов вышли Россия и Германия.
(Голос:  «Правильно»). Поэтому интересы
народов Советского Союза и Германии ле-
жат не на пути вражды между собою.
Напротив, народы Советского Союза
Германии нуждаются в мирных отношени-
ях друг с другом. Советско-германский до-
говор о ненападении кладет конец вражде
между Германией и СССР, а это в инте-
ресах обеих стран. Различие в мировоз-
зрениях и в политических системах не

должно и не может быть препятствием для

установления хороптих   политических отно-

шений между обоими государствами, как

подобное же различие не препятствует хо-
рошим политическим отношениям СССР с
другими несоветскими, ‘капиталистически-
ми странами. Только враги Германии и
СССР могут стремиться ‘к созданию и раз-
дуванию вражды между народами этих
стран. Мы стояли и стоим за дружбу
народов СССР и Германии, за развитие и
расцвет дружбы между народами Совет-
ского Союза и германским народом. (Бур-
ные, продолжительные аплодисменты).

Главное значение советско-германского

дотовора © ненападении ‘заключается в TOM,

что два вамых больших государства Еврэ-

пы поговорились © том. чтобы положить

конец вражде между ними, устранить
угрозу‘ войны и ‘жить в мире между собой.
Тем самым, поле возможных военных
столкновений в Ёвропе суживается. Если
даже не удастся избежать военных столк-
новений в Европе, масштаб этих военных
действий теперь будет ограничен.

быть только поджигатели всеобщей войны
в Европе, те, кто под маской миролюбия
хотят зажечь всеевропейский военный по-
map.
Советско-германский договор подвергся
многочисленным нападкам в англо-фран-
цузской и американской прессе. Особенно
стараются на этот счет некоторые «еоциа-
листические» газеты, услужающие «сво-
ему» национальному капитализму, услу-
жающие тем из господ, кто им прилична
платит. (Смех в зале). Понятно, что от
таких. господ нельзя ждать настоящей
правды.

_ Пыталются распространять неправду, что
будто бы заключение советеко-германско-
To договора о ненападении помешало пере-
говорам с Англией и Францией о пакте
взаимопомощи. Эта ложь уже заклеймена
в интервью т. Ворошилова. В действитель-
ности, как известно, дело обстоит наобо-
рот. Советский Союз заключил пакт о

ненападении с Германией, между прочим, .

в силу того обстоятельства, что перего-
воры е Францией и Англией натолкнулись
на пепреодолимые. разногласия и кончи-
лись неулачей по вине англо-фражщузеких
правящих кругов.

Доходят, дальше, до того, что ставят
нам в ‘вину, 970, видите ли, в договоре
нет пункта 0 том, что он денонсируется
в случае, если одна’ из договаривающихся
сторон окажется вовлеченной в войну при
условиях, которые могут дать кое-кому
внешний повод квалифицировать ее напа-

Т дающей стороной. Но при. этом почему-то

цев тому назад.
CCCP не может позволить себе того, что
давно уже позволили себе и Польша и

ний между Германией и Советским

Недо-   креплен твердой уверенностью в

вольными таким положением дел  иогут

ИКАЦИИ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОРА 0 НЕНАПАДЕНИИ

i

на заседании Верховного Совета Союза ССР’ 31-го августа 1939 года

забывают, что такого пункта и тавой
оговорки нет ни в польско-германском [0-
говоре oO ненападении,
1934 г. и аннулированном Германией в

подписанном В

1939 году вопреки желанию Польши, ни

в англо-германской хекларации © ненапа-

дении, подписанной всего несколько меся-
Спралпивается. почему

Англия?
Наконец, есть любители вычитывания

в договоре большего, чем то что там на-
писано. (Смех). Для этого пускаются ‘в
ход всякого рода догадки и намеки, что-
бы породить недоверие к договору в тех
или других странах.

Но все это говорит
лишь 0 безнадежном бессилии врагов до-

говора, которые все больше разоблачают
себя, как врати и Советского Союза и
Германии,

стремящиеся спровоцировать
войну между этими странами. j

Зо всем этом мы видим новое подтверж-.

хение правильности указания т. Сталина

ва то, что необходимо соблюдать особую

осторожность насчет провокаторов войны,

привыкигих загребать жар чужими рука-
ми. Мы должны быть ‚на-чеку в отноше-
нии тех, кто видит для себя выгоду в

плохих отношениях между CCCP и Гер-
манией, в их вражде межлу собою.

RTO
не хочет мира и добрососедских отноше-
Con-
30M.

Нам понятно, когда эту линию ведут
матерые империалисты. Но нельзя пройти
мимо таких фактов, что особым усердием
в этом деле отличились в последнее время
некоторые лидеры социалистических пар-
тий Франции и Англии. А эти господа
действительно настолько засуетились, что
лезут из кожи, да и только. (Смех). Эти
люди требуют, чтобы СССР обязательно
втянулея в войну на стороне Англии

против Германии. Уж не © ума ли сошли

эти зарвавшиеся поджигатели войны?
(Смех). Разве трудно понять этим гостю-
лам смысл советско-германского  тоговора
о ненападении, в силу которого СССР
не обязан втягиваться в войну ни на ©то-
роне Англии против Германии. ни на ст-
роне Германии _ против Англии? Разве

трудно понять. что СССР проводит и бу-

дет проводить свою собственную. — само-
стоятельную политику, ‘ориентируютгуюся
на интересы народов СССР. и только на
эти интеоесы? (Продолжительные аплодис-
менты). Если У этих тгобпол имеется уж
такое неулержимое желание воевать. пусть
повоюют сами, Советского “Союза.
(Смех. Аплодисменты). Мы бы посмотрели.
что это за вояки. (Смех. Аплодисменты).

В налиих тлазах. в глазах всего совет-
ского. народа, это такие же враги мира,
как и все другие полжигатели войны в
Европе. Только те, кто хочет нового ве-
ликого кровопролития. новой бойни наро-
дов, только. они хотят столкнуть лбами
Советский Союз и Германию. только они
хотят сорвать начало восстановления 106-
рососедских отношений между народами
СССР и Германии.

Советский Союз пришел к поговору ¢
Германией, уверенный в том, что мир
между народами Советского Союза и Гер-
мании соответствует интересам всех наро-
дов, интересам всеобщего мира В этом
убедился каждый искренний  стороннив
мира. 2

“Этот договор отвечает коренным интере-
сам трудящихся Советского Союза и не
может ослабить нашей бдительности в 38-
щитв этих интересов. Этот `хоговор под-®
наших
реальных силах, в их полной готовности.
на случай любой згрессии против CCCP.
(Бурные аплодисменты).

Этот договор (разно как кончившиеся
неудачей англо-франко-боветские перегово-

ры) показывает, что теперь нельзя решать

важные вопросы международных отноше-

ний — тем более. вопросы восточной Ев-
опы — без активного участия Советского

юза, что всякие потуги обойти Совет-.
ский Cows и решить подобные вопросы з&
спиной Советского Союза, должны окон-

читься провалом. (Аплодисменты).

Советско-германский договор о ненападе-

`нии: означает поворот в развитии Европы,
поворот в сторону улучшения отношений
между двумя самыми большими государ-
сотвами Европы. Этот договор не
дает нам устранение угрозы войны с Гер-
манией, суживает поле возможных воен-
‘ных столкновений в Европе, и служит,
таким образом, делу всеобщего. мира, —
он должен обеспечить нам новые возмож-
ности рост» сил, укрепление наших по-
зиций, дальнейший рост влияния Совет
ского Союза на междунаролное развитие.

тольк®

Здесь нет необходимости останавливать-

ся на отдельных пунктах договора. Сов-
нарком имеет основание надеяться, что до-
говор встретит ваше одобрение, как один
из первостепенных для СССР политических
документов. (Аплодисменты).

Совет Народных Комиссаров вносит co-

ветско-германский договор о ненападении
н8 рассмотрение Верховного Совета и пред-
лагает ратифицировать его. (Бурные, про-
должительные аплодисменты. Все ветают»№