-Y СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
БЕЛОРУССИИ

Обычно летнеё время сопровождается
ватишьем в литературной ‘жизни и в
`Творческой работе писателей. Ho не в
лето 1939 года
для писателей Белоруссии. богато творче-

пример- прошлым годам,

сокими успехами.  —s_.
Пятро Глебка закончил пьесу в стихах

«Над рекой Березой» — о бурном 1920’
годе, о Березине, о Серго Орджоникидве,

воевавшем на берегах этой исторической
реки. Она принята ‘к постановке вторым
белорусским - гостеатром в Витебске и бу:
дет показана в предстоящем сезоне,
Новую комедию — о ‘разоблачении клё-
ветников — закончил. Кондрат. Крапива;
он назвал ее «Тот, кто смеется послед-

ним». Комедия на общественном‘ чтении:

признана удачной и также. включена ‘в
репертуар белорусских театров. © аа

Переделана для оперы повесть Якуба
Коласа «Дрыгва» — о партизанах. Новую
пьесу печатает в журнале «Полымя рево-
люции» Илья Гурский,

1940 год в жизни БОСРЫ—юбилейный
тод. 11 июля 1940 года исполнится двад-
цатилетие освобождения БССР от белопо-
ляков. Для ознаменования этой даты го-
товятся специальные сборники. Русские
писатели издают’ в Белгизе свой второй
альманах (первый вышел В’ 1938 году),
предполагается — издание специального
сборника о людях западной границы,

Единственный литературный журнал в
Минске «Полымя революции» получил за
последнее время много рукописей, значи-
тельная часть которых принадлежит мо-
лодым писателям. Начиная с № Б, редак-
ция публикует новый роман Макара Па-
следовича о героях советской родины, му-
жественных патриотах пограничной Бело-
руссии. Насколько можнс судить’ по’ на-
чалу. роман. интересный. у i

Творчески. активен и один из наиболее
значительных отрядов литературы Совет-
ской Белоруссии — отряд еврейских пи-
сателей. Поэт Телесин, недавно принятый
в члены союза ‘писателей, выпустил кни-
гу стихов. Цикл новых детских стихотво-
рений написал Хаим Мальинский.

Из произведений авторов. недавно при-
нятых в союз писателей БССР, предотав-
ляет интерес пьеса «Даешь Волгу» —
командира М-ской авиачасти БОВО Б. Ма-
карцева. Отрывки из этой пьесы печата-
лись в белорусских газетах,

Подготовка к ‘тысячелетию великого ар-
мянского эпоса «Давид Сасунский» и к
юбилею Коста Хетагурова несомненно бу-
дет содействовать усилению дальнейшей
связи белорусской советской литературы с
творчеством писателей братских. респуб-

лик.
ЕФИМ `САДОВСКИЙ.

ВЫСТАВКА ЛИТЕРАТУРЫ
NO ЯЗЫКОВЕДЕНИЮ

К началу учебного года Государствен-
ная центральная библиотека иностранной
литературы организовала выставку учебно-

‚методической и лингвистической литерату-

ры. На стэндах экспонирована основная
методическая и лингвистическая литерату-
ра, необходимая учащемуся и педагогу в
их повседневной работе. Это — большое и
интересное собрание литературы по BO-
просам общего языковедения, грамматике,
истории языка. фонетике,

На выставке представлены крупные за-
палноевропейские “языковеды — Мейе,
Брюно, Гуженейм, Армстронг, Есперсен,
Джоне, труды последних лингвистических
конгрессов. На отдельном стэнде. собраны
советские издания по лингвистике. =

Под стеклянной витриной находятся ин-
тереснейшие издания, посвященные  изу-
чению «мертвых» языков древности
(французское издание профессора А. Кар-

нуа «Элементы грамматики санскритского.

языка» и другие).

На выставке собраны экземпляры всех
изданных в СССР и за границей учебни-
ков иностранных языков. Выставка, экспо-
нирует такжё обширное собрание: старых
и новых’ изданий истории литературы Ha-
родов Западной Европы, Среди экспок®-
тов Этого раздела — «Иллюстрированная
история английской литературы» Дж. Кен-.
ляйфа, «Американская и британская ли-.
тература с 1890 года» Карла и Марка Ван-
Дорен, «История французской   литерату-
ры» 9. Фаге, труды по истории литерату-
ры Франца Меринга и другие.

Большая часть экспонированных книг
сопровождается краткими аннотациями на
русском языке. . ;

$

я

Жизнь Грабовского была непродолжи-
тельной и поистине трагической. Он был
лишен свободы, притом в самом непо-
средственном ев значении... Детство его
протекло в ужасающей нужде, ранние
тоды юности были искалечены бурсой и
духовной семинарией. Уже на восемнад-
Цатом году жизни он был исключен из
семинарии и арестован полицией за уча-
стие в организации революционного вру-
ка. Спустя три года он уже состоит ря-
довым ‘пехотного батальона, находивше-
тося в г. Валки, Харьковской губернии,
За протест против издевательств, офицера
над солдатами Грабовского предают воен-
ному суду, но раньше, чем «неблатона-
дежного» рядового успели выслать в Сред-
нюю Азию, полиция узнает 06 активном
участии Грабовского в харьковской группе
«Черного передела», Новое тюремное 3a-
ключение, следствие, издевательства и по-
бои — надломленный организм поэта не
вылерживает, и OH психически заболе-
вает... После выздоровления, в (1889 году,
Грабовского ссылают в Сибирь, в. Иркут-
скую губернию.

Возвратиться из ссылки поэту уже не
было суждено. В том же году в Якутске
разыгралось одно из самых диких злодея-
ний царских палачей — «якутокая тра-
тедия». Грабовский, находившийся тогда
в г. Балаганске, вместе с другими ссыль-
ными пишет исполненный гнева поотест,
адресованный царскому правительству и
быстро обошедший почти всю Россию.
Кара пришла без замедления... .3а Уч3-
стие в ‘составлении этого документа Гра-
бовского ссылают еще дальше — на реку
Вилюй, где в свое время отбывал ссылку
Н. Г. Чернышевский. В Вилюйске поэт
прежде ‘всего навестил тюремный дом, в
котором томилея Чернышевский.

«Невыразимая Тоска стискивает кажлый
раз мое сердце, когда я прохожу мимо

‚от

институте созданы

dpe
конференции

театральном

сателей и
льесами.

театров над

представителями РККА, ~ B

ческая драматургия», ! сообщения:

ко — «Красная Армия в Кино».

Представитель ПУР РККА выступит o
речью о том, чего ожидает Красная Армия
театра.
`А.`Февральский расскажет об опыте агит-

советских драматургов и

театров в`период гражданской войны.

Кроме оборонной конференции, Кабинет
Горького и советской драматургии ВТО
предполагает провести в ближайшие ме-
«Историческая
пьеса‘ и исторический спектакль в совет-
ском театре». К участию в этом совеща-
нии привлекаются виднейшие историки, в

сяцы совещание на тему

том числе акалемик В. В. Тарле.

Намечается также организовать конфе-
ренцию, посвященную советским комедио-
трафам и комедиографии. `

i B  Литературном
институте ССП

В Литературном институте при cowse
советских писателей начались занятия.

В этом тоду в институт было подано
свыше двухсот заявлений. Принято на
первый курс 33 человека. Новый набор
выгодно отличается от предыдущих тем,
что срели поступивших много молодых
писателей, произведения которых неодно-
кратно были напечатаны в Различных
журналах и ‘газетах или издавались от“

дельными книгами и сборниками. Напри-

мер, большая повесть Е. Леваковской «Ко-
чубей счастливый», напечатанная в CBOE

время в альманахе «Год ХХ», выпущена.
‘недавно в Гослитиздате и получила поло-

жительные отзывы в центральной печати.

Среди принятых много писателей и по-
этов ‘из национальных республик. Ipous-
ведения ‹ поэта-орденоносца, члена * ССП

‚  Бурят-Монтольской АССР Ц. Галсанова
знают не только в республике, но и 3a

ее пределами. Основная тема его стихо“

творений — это счастливая и радостная

жизнь советской молодежи. Этому же по-
священа большая часть поэтических . про-
изведений поэта. П.. Кономанина (член

ССП Мордовской АССР), в частности его
‘сборник стихов «Побеждающая сила». На
оборонную тему много писал молодой поэт
членом ССП

являющийся

Д. Дамдинов, Г
Поэма «Эпоха

Бурят-Монголии. гения»

Т. Муканова (кандидат в члены ССП. Ка-
захстана), посвященная “Оталинской Кон-
ституции и ХХ тодовщине Октября, по-
лучиля третью премию на республикан-

ском конкурсе лучших поэм и песен.
Интерес предетавляюз, также

ве в 1937 и 1938 гг.
За последние.

И. Сельвинский,. С. Метиславский,

Г. Шторм, 5. Ромалшов,.

В работе института с моло-
дежью` принимают Участие А, ‘Фадеев,
Н. Асеев. К. Федин, В. Вересаев, В; Ле-
бедев-Кумал. ~ -

Тем не менее Литературный институт

ССП еще не может целиком отвечать сво-
ему назначению и прежде всего потому,
что он является
значительно сокращены Учебные планы,
учащиеся не обеспечены стипендией, при-
езжающим не предоставлены общежития.
`Вопрос о реорганизации его в дневной ин-
ститут неоднократне ставился перед соот-
ветотвующими организациями,
пор неё получил разрешения. ,

вечерним. Из-за этого

но до сих
А. НК.

“Л. НОВИЧЕНКО

Павел Арсеньевич Грабовский -

1864 — 1939

осо

этого печального, заброшенного дома...
Меня тянет упасть на колени перед вы-
сокими, заостренными. кверху столбами
частокола, пеловать следы доротого чело-
века...» — писал впоследствии Грабов-
ский. Проживши на:Вилюе в каторжных
условиях шесть лет, Грабовский переез-
жает в Якутск, а затем — в Тобольск,
С этими местами и связана главным об-
‘разом его литературная работа. Умер Гра-
бовский от туберкулеза в ноябре 1902
года, проживиги всего 38 лет.

Очень показателен политический путь

SE LL TT
Грабовского, Начав с участия в наролни-

Литературная газета
6 == № 50

Уполн. Главлита Б—5031

ческих группах «Народной воли» и «Чер-
ного передела» и отразив в некоторых
своих стихах типические чаяния Hapol-

В недалеком будущем во Всероссийском
обществе будет проведена  .
творческая конференция, созываемая Ка-
бинетом Горького и советской драматур-
гии ВТО. Тема конференции — работа пи-
оборонными

Конференция пройдет в контакте ©
повестке
дня — доклады. Вс. Вишневского — «Крас-
‚ная ‘Армия в искусстве», И. Альтмана —
«Советский. патриотизм и задачи театра»,
И. Чичерова — «Оборонная драматургия и
ее задачи», В, Млечина — «Военно-истори-
заслу-
женного ‹ деятеля искусств А, Попова —
«Красная Армия в театре», А. Исбаха и
 А; Мацкина — «Война и литература За:
Пада», режиссера-орденоносца А, Довжен-

расска-

зы и очерки А. Соловьевой и члена ССП
Украины А. Копштейна, два сборника сти-
хотворений которого были изданы в. Кие-

тод-два в Литературном
условия для творче-
ской учебы и Таботы. В качестве руково-
дителей семинаров привлечены: И. Анто-
кольский, К. Паустовский, В. Луговской,

Б. Грифцов,
Г. Бровман и другие писатели и литера-
‘туроведы.

К 800

Восемь веков назад жил и создавал
СВОИ-тениальные творения великий клас-
сик азербайджанской литературы Низами
Ганджеви. Восемьсот лет прожила и дош-
ла до нас из дали веков замечательная
его пятерица, — «Сокровищница тайн»,
«Семь портретов красавиц», ~ «Хосров и
Ширин», «Лейли и Меджнун» и. «Искан-
дер Намэ». Но прекрасные поэмы и лири-
ка Низами и интереснейшая- история ero
жизни мало известны советскому народу.

Естественно поэтому; что подготовка к
празднованию в 1941 году 800-летия со
дня рождения великого писателя должна
начаться популяризацией его жизни и
творчества — работой над биографией Ни-
зами и над переводами его произведений.

Юбилейный комитет ССП. СССР, к 00-
жалению, слабо работает. в этом Ha-
правлении, Институт , литературы и
языка Азербайджана, несмотря. на обра-
щение юбилейного комитета ССП СССР и
союзов писателей братских республик, до
сих пор не дал полного. русского текста

‘подстрочных переводов. произведений Ни-
” зами. Союзом писателей СССР получен

пока тодрко русский подотрочник поэмы
«Искандер Hamas, Об этом говорилось на
заседании юбилейного комитета по празд-
нованию 800-летия с0 дня рождения Ни-
ами, состоявшемся под `председательством

. Фадеева 4 сентября в союзе. писателей.

Заместитель` председателя юбилейного
комитета ССП ОССР  В: Лутовской подчер-
кнул, что интерес к творчеству великого
классика со стороны русских ‘поэтов
очень велик, и они с большим увлечением
работают над художественным переводом
его ` произведений. Поэты „Антокольс-
кий, В. Державин, Л. Кацнельсон, К. Лип-
скеров, Б. Лебедев, П. Панченко перево-
дят хамсэ (нятерицу). Над. переводами ли-
рических стихов — тазелл, рубаи, касидо
— будут работать поэты Н. Асеев, Н. Ти-
хонов, Е. Долматовский, П. Антокольский
и другие.

На русском языке готовятся два основ-
ных издания произведений Низами: пол-
ное академическое издание всех произве-
дений с комментариями и’ пояснительны-
ми статьями выпускает Академия наук
СССР; четыре поэмы: «Лейли и Медж-
нун» в переводе П. Антокольского, «Семь
портретов красавиц» в переводе В. Дер-
жавина, «Хосров и Ширин» в переводе`
К. Липскерова и «Искандер Намз» в пе-
реводе В. Луговского, а также сборник ли-

80-летия CO дня рождения народного по-
эта, Осетии Коста Хетатурова.
Председатель СНК  Северо-Осетинской
АССР К. Кулов, А. Деев (бюро националь-
ных комиссий ССП), Б. Цаголов, Х. Плиев
и’ заведующий национальным о сектором
Гослитиздата (С. Евгенов сообщили коми-
тету о проведенной за последнее время ра-
‚боте. :

В адреса ССП 37 областей и республик
разосланы подстрочники избранных сочи-
нений Коста Хетагурова для художествен-
ндто ‹ перевода на национальные языки,

ние произведений Коста, Хетагурова тира-
‘жом в 20 тысяч экземпляров и массовое
‘издание его произведений.

Б. Цатолов 0с0бое внимание уделил BO-
просу  освещения творчества Коста. Хета-.

еще не подготовилось к юбилею. Проверка
показала, что ни один журнал не имеет
в своем портфеле серьезных и заслужи-
вающих внимания работ,

Выступавшие отметили неотложную He-
обходимость связаться комитету с редкол-
легиями журналов и с критическими и

10 сентября чувашская общественность
отмечает 15-летие литературно-художест-
венного журнала на чувалиском языка «Су-
нтал» («Наковальня» — орган союза совет-
ских писателей Чуважии).
`°В Доме творчества в Чебоксарах в этот

и

:

‘
=

-летию -
Низами Ганджеви

Гослитиздат выпускает юбилейное изда-

гурова в печати. Большинетво журналов:

литературе,

‚К

рики (2.500 строк) выпубтит к юбилею
Гослитиздат,

Сообщение т. А, Рябининой с том, что
Гослитиздат выпускает поэмы в сокра-
щенном виде, вызвало большую дискус-
cup. Tr. Д. Джафаров и П.  Антокольский
считают, что произведения Низами долж-
ны издаваться без всяких сокращений.
Целесообразнее, говорят они, распределить
пять поэм среди всех русских издательств
с тем, чтобы” к юбилею ИЙинзами вышла
вся хамсэ, чем выпускать поэмы в’ сокра-
щенном виде в нескольких изданиях.

Член президиума ‚азербайджанского cor
юза писателей JJ, Джафаров рассказал ©
подготовке к юбилею Низами в Азербай-
джане, Образован правительственный юби-
лейный комитет. по празднованию 800-ле-
THA со дня рождения писателя. К юби-
лею готовится ббльшая выставка, посвя-

щенная жизни и творчеству автора пяте-

рицы, вырабатывается ряд мероприятий
мемориального характера. Об’явлен sceco-
юзный конкурс проектов памятника писа-
телю, а также конкурс на либретто опе-
ры по произведениям Низами, на драма-
тическое произведение. Ведется реставра-
ция памятников искусства ХПИ века. Моги-
ла Низами около Кировабада, представля-
ющая собой сейчас разрушенный. мавзо-
лей, будет восстановлена в стиле эпохи
Низами.

Тов: Джафаров рассказал об интересной
рукописи, обнаруженной недавно в Ленин-
граде. Это — поэма «Искандер Hama» Ha
азербайджанском языке. Предполатается,
ATO рукопись относится к ХГ\/ веку, при-
надлежит поэту Ахмеди и является пере-
певом поэмы Низами. -

Юбилейный комитет” ССП СССР повто-
рил свою просьбу к юбилейному комитету
Азербайджана прислать возможно скорее
русские подетрочники и рекомендательный
список произведений и отрывков для пе-
ревода на языки народов СССР. Тт. А.
Фадеев и В. Луговской отметили, что под-
тотовка к юбилею Низами велась комите-
том ССП СССР крайне вяло, так. как ко-
митет в своем настоящем составе недоста-
точно работоспособен. В состав его допол-
нительно введены П. Антокольский,
Долматовский, Л. Кацнельсон, Б. Лебе-
дев, К. Липскеров, Н.’ Ушаков и М. Ша-
гинян. Избран секретариат юбилейного ко-
митета в составе тт. Деева, Кацнельсона и
Липскерова, которым поручена проверка
решений комитета. ЕП.

_ Перед юбилеем
‘Коста Хетагурова

4 сентября состоялось очередное засе-  литературоведческими кадрами. Совместно
`лание комитета ССП по ознаменованию   с бюро. пропаганды клуба ССП

следует
‘разработать определенный тематический
план выступлений и вечеров на предприя-
тиях, в клубах и общественных местах.
Для увековечения памяти народного по-
эта Совнарком Северо-Осетинской АССР
об`явил конкурс на ‘лучший памятник Ко-
ста Хетагурову, который должен быть
воздвигнут в тор. Орджоникидзе. Дом В

г. Орджоникидзе, где жил после второй  ,

‘ссылки Коста, будет превращен в музей
его имени.

По предложению т. А. Фадеева решено
обратиться к оргкомитету художников и
скульпторов, а также к оргкомитету ком-
позиторов ‘с просьбой срочно наметить
необходимые практические ‹ мероприятия
для увёковечения памяти Коста Хетагуро-
ва в живописи, скульптуре и музыке.

Исходя из опыта работы других. юби-
лейных комитетов, осуществление всех
организационных мероприятий возложено
на спепиальный секретариат в составе
Б. Цатолова, В. Аврущенко и А.  Малин-
кина. .

Прези\иум сдюза советских писателей
дополнительно ввел в состав юбилейного
комитета председателя союза писателей
Юго-Осетии поэта Харитона Плиева,

15-летие журнала «Сунтал»

день союзом писателей. Чувашии будет
организован большой вечер, посвященный
юбилею журнала. На вечере, кроме докла-
да о советекой чувашской художественной
поэты и писатели прочтут
свои новые произведения,

#
Що за допусти господа! .
Позавчорх — хршаки;
Вчора — ыльн, а съогодн! —
Хоч шд вщна по шматки!

Гис /В mupe — КНИГИ-УРОДЫ
Перед нами книга «Стихи детей
кн раскрываем ее на 18-й странице, = rm
: АА fan we tg напечатано сть $
- творение. Александра, Гольдберта «Свет;
АРАКЧЕЕВ-—ИЗДАТЕЛЬ тород». В этом стихотворении pew oe

«давно желанном. Кутаисе», о ВУ
«которых краше наверное на свете jor,
о храме Barpata... Ho вдруг эти тать
лирические стихи обрываются и неожилих,
но сменяются строками о смерти тенерил
Луказа..,

Удивление наше возрастает еще ст ту
что под этим. поистине страниым пут»
ведением стоит подпись He Алекоати
Гольдберга, & Анатолия Чепурова,

В чем  тут дело? Мы перевертьвын
страницу и видим, что за 16-й стране
сразу следует... сорок девятая Продол
свои исследования, мы убеждаеися, т
после 64-й страницы идет 83-я и зу
сборнике вообще отсутствуют 16 стран,
а столько же дублируется.

Случай этот „далеко не единичен, }
книге Вс. Воеводина и Евг. Рысо «Оле
тость» за 64-й страницей следует 91-я, }
за 112-й — 81-я...

‹ Обе. эти книги вылущены. Ленингр,
ским отделением Детиздата, Отпечатаныт
сброшированы они’ на 2-й ‘фабрике де,
ской книги Детиздата ЦК ВЛКСМ (Лети,
град). Технический редактор bop

Граф А. А. Аракчеев, организатор и
тлавный начальник военных поселений,
ator — по выражению Пушкина — «всей
России притеснитель»; занимался. между
прочим, издательским делом. При военных
поселениях им была устроена, собственная
типография, в которой печатались (очень
изящно, с гравированными виньетками),
главным образом, всевозможные правила,
регламенты и наставления для его «под-
данных»—военнопоселенцев и крепостных
его вотчины, ‘села Грузина. Например,
«Краткие правила для матерей Грузин-
ской отчины». «Правила о производстве
работ By округах ° военного‘ поселения»,
«Расписание, в какие дни именно какие
употреблять ‚для звона колокола при Гру-
зинском соборе» и т. п.

Аракчеев нашел необходимым отметить
в 1825 г. выпуском 060бой брошюры и
свою блатотворительность: «Положение 0
внесенной сумме шести тысячах рублях В
ломбард для Новгородского святого духа
женского монастыря на воспитание Ha
процентов оной суммы двух бедных CH-
рот в том монастыре, под названием гру-

‘зинских сирот». Целый ряд аракчеевских и
изданий посвящен описанию военных по- ee eee a Ene REIN
селений и села Грузина, в том числе e eee в.

литографированный альбом «Виды села
Грузина». Рисунки и литографии для это-
то альбома выполнены крепостными Арак-
чеева и военнопоселенцами, обученными.
в военной школе. Издавал Аракчеев все-
возможные описания «военной амуниции».
«древних российских пушек», различные
свои доклады и т. п. В 1823 г. он начал
издавать «Семидневный листок военного
поселения учебного баталиона поселенного
тренадерного` графа Аракчеева полка», Со-.
трудниками «Листка» (его вышло только
тесть номеров) были писари военных по-
селений, которых граф заставлял писать
сочинения на такие темы: «Промышляет
ли ‘бог о мире?». Определил ли господь
в предвечном своем свете каждому чело-
веку известный час и известный образ
смерти?» ит. д.

Одно из изданий Аракчеева имело для
него весьма неприятные последствия. В
1827 г. он напечатал «Собственноручные
рескрипты покойного государя императо-
ра, отца и благодетеля, Александра ГЕ
его подданному трафу `Аракчееву». Опу-
бликование этих интимных и секретных
писем Николай 1 нашел неуместным. Он
поручил генералу Дибичу запросить Арак-
чеева, с его ли ведома это издание вышло
в свет. «Вернопсддавный» стал отпирать-
ся и, по требованию Николая [, «для пре-
дупреждения всяких толков в публике»
составил текст об’явления, в котором пи:
cam: «