уипоминаний современников
+ шим коммунизма,

к  м представляет для нас каждая отрока,

i Iymremorso «Молодая твардия» ‘печатает ив
рла Марксь об их

(юрник «Воспоминания о Марксе» предназнач
i  укш В предисловии к книге М. Зоркий пишет:

` ша людей, которые лично анали Маркоса,
д общались о ним на том или ином этапе ero

ышустит к концу 1939 г. книгу
встречах с великим основополож-

дается главным образом для моло-
«Нет нужды пояснять, какой инте-
воспоминаний о Марков, вышедшая из-
сражались под его руководством

ашолью и яркостью выступают со многих страниц этих воспоминаний отдельные

зихтерные черты Маркса, обстановка в которой
(a блографии. Собранные в этой книге очерки и

он жил и боролся, ряд эпизодов
беглые записи соратников и совре-

[шнихов Маркса дают очень много ценного материала каждому изучающему Маркса

шреслом, Достаточно сказать, что некоторые’ существенные факты и штрихи из-
yon бнографам Маркса лишь из этого источника»,

- М. МОЛОВ

иво в Казахстане вышел роман под

пиообощающим заглавием «Дорога К
Юму»,

«Уоей солнечной Родине посвящаю» —
цикано на первой странице, затем на-
Wena рассказ о большом и ‘интерес-
 0\ доле—строительстве рыбоконсервного
уинама в семи километрах от Каспия.

\т0р хорошо усвоил стиль газетных
oy (ite, Ho газетным стилем нельзя писать
т.   Маты, претендующие на широту и глу-
в   (ШУ охвата человеческой души.

4 Ралле Криничного нет ни одного от
\. мо выписанного образа, Люди в ро-
 “   Ш ухитряются жить без радости, без
  пашш, без онтузиазма, без х молодости.
х.  ] книге трудно найти правильное
\\   ипологическое раскрытие какого-нибудь
Тевною движения героя. Больше того,
Ми удивительно похожи друг на друга:
lop населих страницы своей книги скуч-
вии литературными близнецами ¢ y6o-
и чувствами и серыми мыслями. Оди-
  шпый у всех тероев стиль речи еще
№ подчеркивает схематичность образов,
щактеристика психологии героев тре-
  мчности. Нельзя, например, наделять
‘Mes юмана по всякому поводу «тнету-
Шу чувством неудовлетворенности», Co-
HIM Tak же ие следует по всякому
у заставлять их испытывать «уди-
MNCIGHBI под’ем», { .
дует заметить, что подобная прими-
имь в художественном творчестве
ile всего является результатом своеоб-
в №100 творческого тунеядства. Убивать
iv? порок  можно только большим трудом,
¢ (шиакие внешнего облика героя, ero
lien никогда не был лишь аксессуаром
Пжественного произведения. У. Вринич-
nm портреты случайны. И да простит
И  автор, если мы заподозрим ето в
Юиботке своеобразной ппаргалки перед
  coe KHHTH, примерно такото содер-

at

Isyvammt Айтанов — «низкорослый и
ый, с живыми, подвижными глаза-

It
 .

Th
1.
(:

of
и
НЯ

-/ №, Алешка Раздоров — Biches Кост

и длинный»,  Мишка Вайнштейн
ь ‘oman, белолицый», Уваров —
р Цурленький», секретарь ‘райкома —

Чепкий, тирококостный» ит. д. Что-
ить оличающее друг от друга нужно,
че, разумеется, легко запутаться в соб-
‘emo творческом хозяйстве.

№ но привести бескопечное количест-

У Пимеров холодного отношения автора

y   t30nM repos,
Cexperap oOkoma на вопрос, по каким
№ он приехал в комбинат, отвечает:
Фузерть организации, помочь  пере-
‚ бл, посмотреть, как ты работаешь».

‚  Ммющольцы «соскучились по настоя“

* № юмоомольской работе».
Ах

арк Криничный «Дорога к солнцу».
ман, Казахстанское изд-во художествен-

литературы. Алма-Ата. 1939 г.

Геиздат Армении pbinyerwn юбипей-

hoe иллюстрированное издание армян-

ого народного эпоса «Давид ` Сасун-

ий», Рисунок из юбилейного изда-

№я «Давид-пастух», работы художни-
ка Ашота Мамаджаняна,

‚ Черствая книга

Знакомство нового парторга 6 секрета-
рем комсомольского коллектива начинается
следующим образом:

«— Как у тебя с перестройкой? Полу-
чили решения XI пленума ПЕ ВЛЕСМ?

— Получили. Вчера проводили собра-
ние комсомольцев на консервном. Прощ-
ло с большим под’емом.

— Прекрасно. Ты зайди после cobpa-.

ния. Потолкуем»,

Если идут тучи, то «настоящие, осен-
ние», если поют песнь, то «настоящую,
комсомольскую».

Такие «описания» заполняют роман.
Люди в нем думают неумно и неинтерес-
но, Философские изречения выглядят сле-
дующим образом:

«Жизнь... Была она кахая-то носураз-
ная и вдруг-—трах... задом наперед пошла
будто...»

«Эх, жизнь!.. Жестянка!.. (Та самая,
из которой месяца через три ‘установлен
Tad UM машина будет гнуть консервные
банки».

Природа в романе служит лишь фоном
для отдельных эпизодов. Но беда не в
этом. Плохо то, что редкие. описания ве
крайне несамостоятельны. Автор одевает
ве в лохмотья старых, обветшалых образов
(«бесконечный водный простор», «тли
туманы», «звенели птицы» и «над пи-
рующей землей в голубом зените неба,
по-хозяйски окидывзя лучезарным взгля-
дом  воеленную, приветливо улыбалось
солнце»). о:

По всей книге щедро рассыпаны лозун-
ги, они возникают неожиданно и служат
в книге таким же бутафорским украшени-
ем, как и описания природы,

«— Да здравствуют старые кадры!

— Вее на штурм отсталости!

— Да здравствует Гужев!..»

Ветати сказать, этот самый Гужез в
первой части романа — алкоголик и кар-
тежник, & во второй—е неправхоподобной
быстротой преображается в героя труда.

Литературное творение — книга тре-
бует к себе сурового и нежного  отно-
шения. Творческая жизнь писателя долж-
на быть наполнена тревожной надеждой и
благоговением перед счастьем неожиданных
открытий и находок. Так создаются. книги
умным сердцем -—— талантом. ы

Книга же Криничного напоминает чер-
новой протокольный набросок. Случайные
ее достоинства — это достоинства самих
жизненных явлений, не более.

‚лов и других литературных

Книга

Эвелинг,

разбивается на три больших отдела В первом помещены воспоминания
Поля Лафарга, В. Либкнехта, Фридриха Лесснера,

младшей дочери Маркса Элеоноры

Фридриха-Адольфа Зорге и Двтуста Бебеля.

Во втором разделе собраны воспоминания людей, совершенно чуждых Марксу и
марксизму, но встречавшихся с Марксом. Таковы наши соотечественники I]. Анвен-

ков, историк й правовед

М. Ковалевский, немедкий буржуазный демократ (позднее

— американакий буржуазный политик) Карл Шурц, испанский анархист, а затем

социал-оппортунист Ансельмо Лоренсо.

В третьем разделе об’единены статьи, заметки, письма и речи Фридриха Энгельса,

относящиеся к весне 1883 г.,

когда смерть
онного рабочего класса.

вырвала Маркса из рядов революци-

Некоторые материалы, вошедшие в сборник, подвергнуты сокращению; часть очер-
вов появляется на русском языке впервые. В тексте даны пояснительные примеча-

‚К ИЗДАНИЮ «ИСТОРИИ
СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

В Институте мировой литературы име-
ни А. М. Горького группа критиков и ли»
тературоведов ведет большую научную pa-
боту по написанию лвухтомной истории
современной литературы народов СССР.
Два эти тома должны составить заключи-
Тельную часть двенадцатиломной истории
русской литературы с древнейших времен,
подготовляемой институтами литературы
Академии наук в Москве и Ленинграде.

Над выполнением этой задачи в Инсти-
туте им. А. М. Горького работает сейчас
коллектив критиков и литературоведов —
русоких, украинских, армянских, грузин-
ских и писатели других братских респуб-
лик. Первый том истории современной ли-
тературы народов СССР должен быть 1од-
готовлен к декабрю текущего года. Вуре-

‚мени осталось мало, и надо сказать, что

состояние этой работы сейчас такое, что
оно не может пе вызвать беспокойства,
Без помощи и поддержки литературных
ортанизаций и прежде всего союза совет

‚ских писателей написание истории совет-

ской литературы = кровное дело ССП —
не может быть успышно осуществлено,
Союз советских писателей до сих пор не

принимал участия в работе, над истортей,

`в деле мобилизации литературоведческих

сил для выполнения этой важнейнтей на-
учно-политической задачи. В отличие от
больших центральных газет («Правда»,
«Известия», печатавших информации 0
подготовке истории советекой литературы),
ни один литерзтурто-художественный myp-
нал не поместил ни одной строки об этой
работе Института им. Горького, ни одной
заметки, которая информироваль бы писа-
тельскую и читательскую общественность,
Даже «Литературный критик», который
больше всех должен был бы интересовалъ-
ся этой работой, ничего не. сделал, чтобы

‘помочь Институту им. Горького и коллек-

тиву авторов, работалотщему пах историей
советской литературы. Именно этим, т. в.
отсутствием достаточного внимаюия 00 CTO-
роны союза советских писателей, журна-
ортамизалий,
об’ясняется то, что даже в среде критиков
ий литературовелов встречается нелобтаточ-
ное понимание валности созлания истории
советокой литературы.

Союзу советских писателей следует не-
медленно заняться этим вопросом и ока
зать необходимую помощь Инетитуту им,
Горького и систематически следить 3& хо-
дом работы коллектива авторов, работаю-
щих над историей многонациональной ©-
‘ветокой литературы.

М. СЕРЕБРЯНСКИЙ

jam Vase

Поэт молодости

Таттосиздат выпустил сборник стихо
творений ° молодо татарского поэта
Н. Девли. ;

Молодой человек  кипучей энергии,
Девли продолжительное время не мог най-
ти себе профессию по сердцу. Разнообраз-
ные формы труда в нашей стране увлека-
ли ого: он был шахтером, хотел быть гор-
ным инженером, стремился к военной
работе. Наконец, встреча с татарским по-
этом Такташ пробудила в нем любовь к
поэзии. С тех пор Девли перестал мечтать
6 другом.

Критики из латеря буржуазных нацио-
налиотов при появлении почти каждого
стихотворения  обрушивалиеь на Девли,
доказывая, что коногон Донецких шахт
якобы не может быть. писателем. Ho
Н. Девли показал, что в советской стране
и коногон может быть писателем, если он
талантлив и работает нал собой.

Uno больше всего подкупает читателя в
молодом татарском поэте, =— это искрен-
ность его голоса и простота формы.

Стихотворения Н, Девли проникнуты
тонким лиризмом, глубоким чувотвом со-
ветокого” патриотизма, в них правливо
изображена действительность налтих дчей.

В рецензируемом сборнике большое впе-
чатление производит стихотворение «Роза»,
по имени которого назван весь сборник.

С большой страстью поэт ‘рассказывает
в этом стихотворении о счастливой жизни.
советской молодожи, о вашей стране, ме
от всего веет молодостью, как от расцвет-
шей весною розы.

«Молодость! С чем тебя мы сравним?
Ветер не укорачивает жизнь цветку —
я бы с ним тебя сравнил, Светлая юность
моя — не отцветет никогда, ее охраняет
сильная наша страна». .

Ритм стиха строен, ряфиы разнообразны,
умело использовано богатотво татарского
налюдного творчества.

Стихотворение «Утро» проникнуто тон-
ким чувотвом природы:

«Как ожерелье, блестят перед. расевет-
ной порой звезды. Ныряют они светлою
гурьбой в озере голубом. Ветер в лесу
залпумел, Дремлющую реву всплеск вол-
ны разбудил. Вотали от сна тополя, пол-
ные неги и сил».

Другие стихотворения в сборнике: «Ха-
«Мы готовы», «Герой», «По-
дарок», «Ната деревня» также посвяще-
ны теме молодости и защиты родины.
Вее же надо отметить. что в сборнике
помещены недоработанные стихотворения
(«Разлука» и «Счастье»). Изобразитель-
ные средетва в них болбе чем скудны.
Поэт поторопился, не был достаточно строг
и требователен к себе в этих етихах.
3. ШАРКИ

ЗА
ния, а в
Маркса,

приложении — указатель имен и‘важнейшие даты жизни и борьбы Карл@

Сборник «Воспоминания о Марков» иллюотрирован многочисленными рисунками
на отдельных листах ив тексте. На рисунках изображены Маркс в кругу. своей
семьи и друзей, места, где он жил и работал, отдельные моменты из его биографии.

Все рисунки выполнены художником Н.
Института  Маркса-—Энгельса—Ленина.

Н. Жуковым и получили высокую оценку

Издательство «Молодая твардия» приступило также к работе над однотипным из=

ранием воспоминаний современников о

Фридрихе Энгельсе. Выход в свет этой

книги будет приурочен к 120-й годовщине со дня рождения великого соратника

Карла Маркса.

На снимие (слева направо): К. Марке и Ф. Энгельс на прогулке в Манчестере,
Беседа Н. Маркса с английскими рабочими. К. Маркс за работой в своем ка-
‹ бинете, Ф, Энгельс произносит речь на могиле К, Маркса.

С. МИНЦ

«Русский

Внига проф. Ю. М. Соколова «Русский
фольклор» является первым советским
учебником по’ фольклору. Книга эта пред-
назначается для студентов литературных
вузов, а также может служить полезным
пособием для преподавателей фольклора,
аспирантов и начинающих научных работ-
НИКОВ.

Широта охвала материала выгодно
отличает книгу проф. Ю. М. Соколова от
предшествующих ей курсов устной народ-
ной словесности (Владимирова,  Сперан-
ского, Сакулина). «Частушки»,  «Фоль-
клор фабрик и заводов», «Песенники и
народные переделки песен», — «Советский
фольклор» — все это главы, в которых
впервые сделана попытка‘ подвести неко-
торые итоги, просмотреть сделанное в тех
разделах фольклора, изучение которых на-
чалось только в самое последнее время.
В целом же учебник отражает состояние
разработки отдельных наиболее актуаль-
ных вопросов фольклористики, Так, в гла-
ве «Рылины» значительное место уделено
вопросу генезиса былинного‘ эпоса’и хараж-
теристике ‘идейного содержания былин.
«..народная память смогла сохранить в
течение веков лишь те создания поэтиче-
ского искусства, которые не содержали в
себе антинародных эксплоататорских тен-
денций». «,.в русском былинном эпосе
нельзя указать ни одной былины,  кото-
рая бы выражала такие враждебные или
чуждые народу тенденции». Пафосом этих
древних народных произведений, передаю-
щихся новым читателям, является  «лю-
бовь к родине, уважение к тем, кто стоит
на страже границ родной земли, кто евою
жизнь посвящал служению родному наро-
ду, кто ставил своей целью заботу об обез-
доленных и угнетенных, кто умел держать
дапное слово, кто был. крепок духом,
храбр, смел, кто давал жестокий отпор
врагам етраны и народа, кто умел гово-
рить правду прямо в лицо, кто боролся
против насилия царей, князей и ee?

В разделе историографии дается крити-
ческое изложение учения «исторической»
школы, в частности, проблемы классово-

сти фольклорь в трактовке «историче-
ской» школы.
Характерно, что одним из источников

заблуждений представителей ° «историче-
ской» школы, рассуждающих 06 аристо-
зратическом происхождении фольклора,
проф. Ю. М, Соколов  ечитает «...0TPHB

Проф. Ю. М. Сонолов, «Русский фоль-
клор». Учебник для высших учебных за-
ведений. Учпедгиз. Москва.

`- Пятнадцать месяцев я веду кружок
среди домохозяек и домработниц на быв-
шем избирательном участке. С волнением
и радостью я вижу, как вырастают лю-
ди, как глядевшие порой исподлобья скеп-
тически, теперь смотрят дружелюбно, как
работают они активно и хлопотливо, Я
вижу, как домохозяйки Bee настойчивей
приобретают опыт общественной работы,
phyc K ней и желание привлекать К
этой работе других. Около пятидесяти 0е-
сед и занятий, проведенных мной, 0бразо-
вали немногочиеленный, но хорошо спа»
янный актив,

3& истекшее время пришлось тесно вой-
ти в самую гущу нужд и’ потребностей
жильцов. Стали близки их интересы.
Я так бы cpoced с жизнью домов,
в которых работаю агиталором. Мне хочет
ся сказать о том; что ‘ожечасное общению
‹ моим активом стало для wena второй
натурой. В моей защиеной книжке значат-
ся протекающий потолок, поосуществлен-
ный ремонт, замусоренный двор, недоде-
ланный красный утолок ит. д. ит. д.
какой непередаваемой гордостью и счасть-
eM каждый раз вычеркиваешь из запис-
ной книжки уже исполненное ‘и осущест
вленное: потолок  заштукатурен, мусор
вывезон,.. Среди личных дел и забот нет-
нет, & возниклет вдруг желашие помчать-
et ma Собачью Площалку и узнать, все

ли там в порядке, посадили ли цветы ~ B

палисаднике при доме, отвезли ли заболев-
шую жену портного в больницу...  8в0-
вишь к управдому, ведешь с ним не сов-
com Нриятный р ‚ долбишь, настам-
ваешь,  требуешь... Быля случаи, когд%

ОНА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ УЧ

ЗАМЕТКИ
°

пришлось апеллировать к секретарю Rpa-
внопресненского райкома ВКП(б) тов. Ухо-
лину, обращаться за содействием в депу-
тату Верховного Совета РОФОР тов. (0-
болеву. И неизменно в ответ я получал
помощь, внимание и Содействие. Так в ра-
fore атитатора осуществляется живая
овязь < представителями партии ‘и се из-
бранниками народа.

Перед очередным занятием с каранда-
TOM в руках читаешь газеты, специаль-
ные журналы, пособия, постоянно чита-
ешь «Историю ВЕП(б)», эту несравнен-
ную книгу познания нашей действитель-
ности. о

Случаются на занятиях срывы и горечь
неудовлетворенности, когда тебя не по-
HAI, когда неожиданно замечаешь, что
уставшая домохозяйка клюет” носом, eo

Й как тепло, как радостно стамовится
на душе, если даешься, что мысль
дошла, что вов понято, что слушатели
увлечены рассказом. Писатель, работаю-
щий агиталором, не может не жить всей
полнотой творческих переживатий. и-
вые образы и яркие ситуации возникают
перед ним. Ощущение поэзии, чудесных
Находок, дерзаний, элемент  познаватель-
НЫЙ — В66 это не оставляет агитатора...

И я выражу свою затзенную мечту о
том, чтобы в работу атитаторов включи-
лись виднейшие наши пихалели;: сколько

АГИТАТОРА »

счастливых минут, сколько волнующих
открытий, какая высокая гордость ожида-
ют их На этом пути...
% № ^

Скоро будут происходить выборы в
местные депутатов трудящихся. С
новыми силами, ¢ энтузиазмом, в горячей
страстностью и безраздельной  преданно-
стью великому делу Ленина-——Оталина
должны мы взяться 3& работу; В эти дни

‘мы должны быть на посту. Быть на по-

сту — 5% значит внимательно, в mpe-
дельной добросовестностью рассказать из-
биралелях © предстоящих выборах, Это
значит реально и ощутимо довести до с03-
нания каждого избирателя в отдельности
сокровенный смысл любого пункта «По-
ложения о выборах», этого кодекса co-
ветской демократии. Это значит быть среди
избирателей постоянно, всегда.

Перед глазами современников развора-
чиваются международные события, © ко-
торых историки напишут томы и томы...
Нахо просто и понятно рассказать в круж-
ke 0 том, что делается сейчас в мире.

Избирателей пало повести из сельско-
хозяйственную выставку, и па ее приме-
ре показать широкую картину изобилия,
богатства нашей родины. у

Мне представляется, что общественная
зивность — 910 как мысль, как созна-
ние, как честность: она обязательна для

АСТКЕ

всех нас. Нельзя, например, оказатъ,: «Я
не имею времени быть сознательным».
Точно так же, как нелепы разговоры 0
том, что У кого-то нехватает времени про-
явить себя общественником. Подготовка К
выборам в местные советы — великолеп-
НЫЙ Повод К ТОМУ, Чтобы этот очевидный
вздор рассеять. И наш долг — втянуть в
орбиту активной деятельности наибольшее
количество писателей. Но не только писа-
телей, Сами избиратели, среди которых
мы, зтиталоры, работаем, должны широ-
KEM ПОТОКОМ влиться в работу по подго-
товке в выборалг.
Наступила горячая пора. Партийное бю-
ро парторганизации ССП должно стать бое-
вым штабом работы атиталоров-писателей,
чтобы мы повседневно чувствовали его ру-
ководетво. Направление и проверка, укд-
зания и консультация, совет и помощь—
BOT чего мы ждем от партбюро.
Парткабинету необходимо осле летнего
перерыва раскрыть свои двери немедлен-
но: работе агитаторов он может и должен

оказать неоценимую помощь, Следует кро-

ме TOTO продлить цикл лекций и бесед, ко-
торые в прошлом сезоне проводили в клу-

бе писателей проф. В. Кирпотин, М. Лиф-

man, А. Гурвич и другие. этот
пользовался у слушателей большим при
знанием, canes .

И в заключение: пусть агитаторы-пиеа-
тели несут к избирателям свой опыт,
свое слово, свое творчество и обратным
потоком пусть ‘обретут они свежие соки
для своего творчества и познания изуми-
тельной нашей жизни.

Б. БОБОВИЧ.

ООЛЬКЛОр»

теории OT практики... чисто кабинетное
рассмотрение явлений живой действитель-
ности и... невнимание к живым носите-
лям народного творчества».

Учебник фольклора проф. Ю. М, Соко-
лова — результат его 30-летней научной
и педагогической работы. В нем очень
удачно сочетались результаты опыта каби-
нетного ученого и собирателя, знающего и
любящего фольклор в его живом бытова-
нии, живо ощущающего его носителя и,
творца — народные массы. Чувствуется,
в учебнике и педагог, умеющий не толь-
ко сообщить факты, но и пробудить. в
студенте — этом будущем научном ра-
ботнике — любовь к фольклору, научную
мысль и ту жажду знания, без которой
невозможны никакие настоящие занятия
наукой. Постановка актуальнейших для
современной фольклористики проблем, по-
пулярное, однако, без снижения теорети-
ческого уровня, изложение трудных вопро- .
сов, прекрасный литературный язык —*
вв’ это’ обеспечивает ‘учебнику отклик и
успех н6 только в массе студенчества и
научных работников, но и в широких чи-
тательских массах. В отличие от старых
работ по фольклору учебник проф. Соко-
лова большое внимание уделяет анализу
формы, фольклорных жанров, их поэтике,
Донося до читателя и эстетическую CTO-
рону произведений народного устно-поэти-
ческого творчества. Так, прекрасно пока-
зана поэтика пословицы, дается анализ
формальных особенностей былины.

Большое внимание учебник уделяет
проблеме индивидуального и коллективно“
то творчества, давая при этом в разделе
сказки и былины превосходные характе-
ристики ‘сказочников и сказителей.

Однако при всех своих положительных
качествах учебник русского фольклора
имеет и ряд недостатков.

Так, в разделе историографии недоста-
точно освещается’ вопрос о роли револю-
ционных демократов в. истории русской
фольклористики (Белинский, Добролюбов).
Самая историография’ фольклора излагает-
ся в плане сменяющихся школ, без связи
в общественными направлениями эпохи, ©
историей общественной мысли. Вследствие
такого построения недостаточно освещает-
сл. деятельность некоторых ученых, не
укладывающихся в схему школ, Слишком
обще и кратко говорится в ‘учебнике о
взаимоотношении фольклора и литературы
— тема, которую проф. Соколов  много-
кратно разрабатывал в своих статьях.

Отсутствует в учебнике определение не-
которых жанров. Например, определение
былины дается лишь попутно в главе 06
исторической песне; Не удовлетворяет
анализ поэтики лирической песни, почти
совершенно отсутствует ‘формальный ана-
лиз частушки. Однако эти недостатка
учебника ‘следует также отнести за счет
недоработанностя всех упомянутых вопро-
сов в самой фольклористике.

В целом же учеблик проф. Ю. М. бо-
колова — хорошая, интересная и очень
нужная книга.

pao -—-

Я

«Санасар и Багдасар строят крепость

Сасун». Иплюстрация художника Б.

Месропяна к выпущенному Гослитиз-

датом полному сводному тексту «Да-
вида Сасунского».

_ Литературная газета

№ 51 5