‘нее.

ПИСАТЕЛИ И АРТИСТЫ
У ПРИЗЫВНИКОВ

ВИЕВ. (Наш корр.). С первых же дней
Начала призыва украинские писатели, 87-
тисты и другие работники искусств при-
нимают самое активное участие в KYJb-
турном обслуживания призывающихея па-
триотов страны социализма.

В призывом пункте Оталинского райо-
на г. Киева быль организована встреча
писателей П. Панча, С. Скляренко и А.
Малышко с призывниками. Писатели по-
знакомили призывников CO своими произ-
ведениями. П. Панч прочитал отрывок из
романа «Пархоменко», (. Скляренко —
отрывок. из романа «Щорс», А. Малышко—
стихотворение «Письмо призывника».

Вечером из помешения этого же при-
зывного пункта состоялась радиопередачя,.
После сообщения председателя призывной
комиссии т. Карлина о результатах первого
дня работы выступил писатель Иван Ле.
Его сына в этот день приняли в ряды: Ра-
боче -Крестьянской Красной Армии. В сво-
ем выступлении Иван Де говорил о своей
радости за сына, рассказал о том, как он
готовил сына Е службе в РЕКА. я

В ралиоконцерте принимали участие де-
путат Верховного Совета УССР народный
артист республики Паторжинский, народ-
ная артистка СССР орденоносец Литвинен-
во-Вольгемут, капелла «Думка».

Е призывникам Ленинского района при-
езжали артисты Государственного русско-
го драматического театра. Ралушно ветре-
ченные артисты дали концерт, в котором
участвовали: заслуженная артистка pec-
публики Картанюва, артисты Мильтон, Ва-
латов и Долинский, а также профессор Ви-
евской ордена Ленина консерватории Мат-

В столичном Доме обороны, где pac-
положилея один из призывных пунктов
Кировского района, выступала капелла
бандуристов. призывном пункте’ Моло-
TOBCKOTO района выступал квартет им.
Чайковского и т. д. :

Ежедневно з0тни молодых людей, призы-
вающихея в Красную Армию и Военно-
Морской флот, имеют возможность бес-
платно посещать столичные театры и ки-

HO.
* .

МОСКВА. Группком писателей при Гос-
литиздате организовал три бригады писа-
телей и поэтов для’ литературных выступ-
лений на призывных участках.

Активно работают на призывном уча-
стке Ленинградского района писатели чле-
ны группкома тт. Долин (бригадир),
Шкапская, `Дилевокая. Бонларевский И
Ойслендер.

На призывном участке Сталинского рай-
она выступают тт. Карцев (бригадир), Ла-
хути, Обрадович, Длигач. На призывном
участке Советского района — tr. Ocrpo-
вер (бригадир), Маларас, Бугаевский, До-
ронин, Липкин и Черный,

Выступления писателей пользуются ог-
ромным успехом. Особенно горячо встреча-
ли призывники поэтов Липкина и Долина,
которые читали свои стихи, посвященные
освобождению Запалной Украины и Запад-
ной Белоруссии от польского ига.

we

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). С большим
под’емом проходит в Ленинграде. призыв в
Рабоче-Крестьянскую Красную Армию и
Военно- Морской Флот CCCP, B эти дни на
призывных пунктах можно увидеть мно-
тих ленинградских писателей. Одни бесе-
дуют © призывниками, ‘другие читают им
свои стихи и рассказы, третьи помогают
оформить стенгазету и бюллетень. На при-
зывных пунктах выступают А. Прокофьев,
М. Слонимский. А. Гитович, J. Ranropo-
вич, И. Садофьев, Г. Гор, С. Марвич,
С. Хмельницкий, Е. Рывина, В. Лифшиц,
А. Решетов, И. Кратт.

Интересная встреча призывников Вз-
силеостровского района е Михаилом 30-
щенко состоялась на-днях в’ Доме писате-
ля им. Маяковского. Призывники оживлен-
но беседовали с любимым писателем, pac-
спраптивали о ero работе и © интересом
прослушали рассказы, прочитанные им т.
Зощенко.

Группа писателей участвовала в обще-
городском вечере лучших призывников:
Or имони с00за писателей молодых пат-
риотов горячо приветствовал Александр
Прокофьев.

В ДРАМСЕКЦИИ
ССП

На-днях в Клубе писателей состоялось
заседание секции драматургов © активом.
Тов. Чичеров сообщил © работе специаль-
но созданной комиссии, которая готовит
ло заданию Политуправления РККА к из-
ланию сборник новых оборонных произве-
дений малых форм и отбирает к переиз-
анию некоторые из опубликованных pa-
Подготовляется рекомендательный
список оборонных и патриотических пьес.
На призывных пунктах активно работает
группа московских драматургов.

Совешание обсудило вопрос о проведе-
нии творческой конференции по оборон-
ной драматургии совместно с Политуправ-
лением РККА и Всероссийским теалраль-
ным обществом. На конференции предпо-
лагается заслушать доклалы на темы:
«Советёкий патриотизм и задачи театров»,
«Красная Армия в искусстве» и «Оборон-
ная драматургия». Секция драматургов
высказалась за проведение этой конфе-
ренции в ноябре,

Драмсекция приняла положение об ут-
вержлении трех ежегодных литературных
премий за лучшие пъесы, написанные в
течение года. Одна из них (в 15 тыс. руб-
лей) будет присуждаться з& драматургиче“
ское произведение для взрослых, вторая
(15 тыс. рублей) — за пьесу для детского
театра. В случае, если эти премии будут
присуждены авторам национальных рес-
публик, устанавливается дополнительная
премия в 6 тыс. рублей за лучший ее
перевод на русский язык. И третья пре-
мия будет присуждена 3a лучший пере-
вол пьесы иностранного автора (6 тыс.
рублей).

Ня заседании было заслушано сообще-
ние о создании в Москве, при Всероссий-
ском доме народного творчества, професси-
онального театра одноактных bec, Ре-
пертуар нового театра будет составляться
из современных и классических произве-
дений Театр откроется в ноябре текуще-
то года и будет давать спектакли в Двух

помешениях — Театре Радиоцентра и В
клубе Москвошвея,

ий
 Литературная газета

6 oe № 53

Уполн. Главлита Б-5041.

a

вит заключительный концерт декады.

руссия покажет в Москве не только опер-
ное, но и драматическое искусство. На де-
каду поедет старейший
коллектив республики — первый госу-
парственный драматический театр.
товится показать в Москве три оритиналь-
ных белорусских спектакля («Гибель вол-
ка», «Партизаны», «Вто смеется поелед-
ним») и один спектакль русской класси-
ки — «Последние» М. Горького. Большую
помощь театру‘ оказывает артист МХАТ,
‚заслуженный артист
Раевский. A

тельство республики
внимание
должна
расцвет белорусской культуры за годы с0-
ветской власти.

ратуры им. А. М. Горького состоялось
совещание авторского коллектива ‘первого
тома «История советской литературы».

томом истории современной литературы
народов СССР должна быть целиком за-
кончена к декабрю 1939 года, до сих Top
в портфеле
лишь четыре статьи, в то время как
в первом томе их должно быть поме-
щено
статьи страдают крупными недостатками
и требуют большой дополнительной ра-
боты.

туры института М. Серебрянский в своем
выступлении отметил типичные ошибки,
допущенные почти всеми авторами статей.
Писатель, творчеству которого посвящена
та или иная работа, рассматривается, как
правило, совершенно изолированно от раз-
вития всей советской литературы в: це-
лом. Точно так же авторы не показывают
процесса
Значительное место в работах занимает
полемика,
авторами различных журнальных и газет-
ных статей Почти все работы написаны
чрезвычайно сухим и скучным языком.

ло обратиться к президиуму союза совет-
ских писателей с просьбой об оказании
непосредственной помощи редакционному
коллективу в работе над курсом.

Подготовка
к декаде белорусского
искусства

В начале 1940 года в Москве будет

проиеходить декада белорусского искусст-
ва. С огромным пох’емом и радостным
волнениом готовятся сейчае работники ис-
кусств республики к этому  знаменатель-
ному событию.

Ocobento большая подготовительная pa-

бота проводится в Большом государетвен-
ном театре оперы и балета БССР. Театр
успешно начал сезон в новом прекрасном
помещении. Зрителю столицы Белоруссии
— Минска театр не. так давно показал
вторую оригинальную. белорусскую оперу
«Дригва» («Трясина») — музыка депу-
тата Верховного Совета БССР компози-
тора А
ветречена зрителем и получила хорошую
оценку столичной общественности и ‘печа-
ти. Она ярко и выразительно рассказы-!
вает о героической борьбе белорусского на-
рода с белопанской Польшей в 1920 го-
ду. Основные партии оперы исполняют за-
служенные артисты республики Муром-
цев,
Засецкий, Арсенко, Авдеенко и Калинов-
ский. Поетановку оперы осуществил за-
служенный ‘артист РСФСР И.’ Шлепянов.

Богатырева. Опера прекрасно

Денисов и Болотин, артисты Друкер,

Интенсивная работа идет и над оперой

«Еветкй шчасця» («Цветки счастья»), ав-  .
тором которой является депутат Верховного
Совета БССР композитор
ков. Туренков заканчивает сейчае орке-
стровку последнего акта оперы. В конце
сентября состоится’ премьер» первого бе-
лорусского балета
М. Крошнера). Просмотр трех картин 6a-
лета, состоявшийся на-днях, вызвал все-
‘общее одобрение. Сейчае заканчивается.
работа над последней, четвертой,
ной.

«Соловей» (музыка

карти-
Государственная филармония БССР’ гото-

В отличие ог предыдущих декал, Бело-

художественный

Он го-.

РСФСР орденоносец

Центральный Комитет КП(б)Б и прави-
уделяют серьезное

которая
блестящий

подготовке декады,
продемонстрировать

П. КОВАЛЕВ.
г. Минек,

«ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ —
ЛИТЕРАТУРЫ

22 сентября в Институте мировой лите-

Несмотря на то, что работа над этим

института имеется всего

более. 40. Но и представленные

Руководитель отдела советской литера-

развития творчества писателя.

зачастую бездоказательная, с

Совещание авторского коллектива реши-

COBETCK

Два года тому назад я видела совет-

ский павильон на Парижекой выставке, и
ов произвел на меня глубокое виечатле-
ние. Но когда я приехала на всемирную
выставку в Нью-Йорк и увидела то,’ что
построил Советский Союз, я не
поразилась, я была восхищена и почув-
ствовала гордость, как будто я сама но-
могла создать. это.

только

Один только вид молодого рабочего,

стоящего на вершине советского павильо-
на и глядящего оттуда, с высоты, вперед,
через время и пространство,
незабываемое чувство веры в то, что этот
человек тесно. связан с будущностью че-

порождает

ловечества.

В целом всемирная выставка подавляет,
когда входишь в павильоны и начинаешь
медленно и тщательно осматривать экспо-
наты. Но с внешней стороны она казкетея
лишь какой-то волшебной сказкой, 060-
бенно по вечерам, когда бьют разноцвет-
ные фонтаны и. фейерверки соперничают
co звездами. Совершенным исключением
являются только Перисфера, Трилон и Co-
ветский павильон. Я не хочу сказать, что
нет других зданий, поражающих или при-
ятных на вид, но все это не То. Эти три
строения как бы выросли из земли, корни
их глубоко ушли в почву, и вершина уст-
ремлена в небо,

А. Е. Турен-  ,

В ноябре будет закончен новый боль- В
шой художественный фильм «Поднятая   озвучание картины. Для. фильма записая

целина» по мотивам одноименного рома-
на. Сценарий наатисан . писателем-ордено-
носцем М. А. Шолоховым и драматургом
С. А. Ермолинским, Режиссер Ю. Я. Рай-
эзман производит сейчас с’емки последних

соо

УКРАИНСКАЯ И БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА _
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Гослитиздат в ближайшее время выпу-
ckaer большую антологию «Поэзия Совет-
ской Украины» под редакцией М. Бажана,
Н. Брауна, Л. Первомайского, А. Суркова,
П. Тычины, П. Усенко, Н. Ушакова. Здесь
собраны лучшие поэмы, песени и лириче-
ские стихотворения. украинских поэтов.
Переводы осуществлены ЧН. Асеевым,
Н. Тихоновым, А. Сурковым, А. Прокофье-
вым, Н. Ушаковым, Н. Брауном.

Находятся в производстве: поэма Мико-
лы Бажана `«Киров» в переводе Б. Турга-
нова, сборник песен и стихотворений кол-
хозницы-поэтессы орденоносца Марии
Миронец, избранные произвеления М. Во-
цюбинского, «Всадники» 10. Яновского,
«Три комедии» К. Карпенко. Кроме того,
Гослитиздат подготовил к печати «Избран-
ные стихи» Максима Рыльского, избран-
ные произведения Леси Украинки, Ивана
Франка, сборники. «Украинские думы и
песни» и «Украинские сказки», повесть
советского украинского писателя Ивана Ле
«История радости», «Восемнадцатилетние»
Ю. Смолича, «Избранные стихи» П. Ты-
чины. По плану 1940 года намечены к
изханию сборники стихотворений украин-
ских поэтов Л. Первомайского, В. Сосюры
и Т. Масенко.

декораций и’ вскоре. начинает монтаж и

ны подлинные ‘казачьи песни. «

На: фото: Давыдов--народный’ артист

СССР Б. Г. Добронравов (справа) и

Макар Нагульнов — заслуженный ар-
тист РСФСР М, С. Бопдуман.

Из произведений белорусских писателей
и поэтов’ Гослитиздат в скором времени
выпускает избранные стихотворения Янки
Купала и Якуба Коласа. Впервые на ру<-
ском языке будет издан сборник избран-
ных стихотворений Максима Богдановича,
в переводах М. Исаковокого, Б. Иринина и
П. Семынина. Редакция и предисловие к
этому сборнику осуществлены Е. Мозоль-
KOBBIM:

Тослитиздат подготовил также к печати
роман белорусского писателя Эдуарда Ca-
муйленка «Будущноеть», Намечена к из-
данию повесть Якуба Коласа «Трясина»,
которая посвящена борьбе белорусского на-
реда е белопольскими оккупантами. По-
весть издаются в новой редакции.

В 1940 году будет выпущена большая
антология белорусской пюэзии и сборники
стихотворений белорусских советских
поэтов П. Бровки, П. Глебки и А. Куле-
шова. Предполагается к предстоящей в
1940 году декаде белорусского искусства
в Москве издание специального сборника,
тле будут собраны лучшие образцы бело-
русской прозы, поэзии, народного творче-
ста и ряд статей о белорусском искус-
стве, литературе, театре.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЫСТАВКИ
ДЛЯ ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ
И ЗАПАДНОЙ БЕПОРУССИИ

Государственный литературный музей в
ближайшее время отправляет в города и
села Западной Украины 25 передвижных
выставок, посвященных жизни и творче-
ству великого украинского поэта Тараса
Шевченко. Подбираются также экспонаты
для передвижных выставок, посвященных
Шолом-Алейхему, которые будут направ-
лены в Западную Белоруссию.

Вроме того, Гослитмузей  подготовляет
ряд портретов Пушкина, Горького, Шев-
ченко, Шолом-Алейхема и других писате-
лей для массового распространения среди
населения Западной Украины и Западной
Белоруссии. у

ЛЕНИНГРАД. (Наш ‚нкорр.). _ Государет-
венный музей этнографии в Ленинграде
тотовит большую выставку, посвященную
жизни и быту братских народов Западной

Украины и Западной Белоруссии. На вы-

ставке будут представлены ботатые кол-
лекции музея, наглядно рассказывающие 0
национальном гнете, экоплоатащии и про-
изволе, которые испытывали под. игом
польских панов Halla братья украинцы и
белоруссы. Ряд материалов ярко иллюстри-
рует отсталость сельского хозяйства в
Западной Украине и Западной Белоруссии,
нищету крестьян, разоренных nanan
помещиками. Интересны материалы 0б ук-
раинской и белорусской национальной
культуре, которую всячески подавляло и
изтоняло польское правительство.

К СТОЛЕТИЮ
60 ДНЯ РОЖДЕНИЯ
АКАКИЯ ЦЕРЕТЕЛИ

ТБИЛИСИ. (Наш Kopp.). 21 mona 19407.  ’
исполняется сто лет со дня рождения ве-
выдающегося  .
классика грузинской литературы › второй
половины XIX века — Акакия Церетели.

Акакий Церетели — один из самых по-
поэтов
Грузии. Вместе с Ильей Чавчавадзе он яв-
ляется основоположником новой грузин-
создателем ‘  традиций
грузинской реалистической лирики, твор-
цом нового грузинского литературного язы.
представитель
славной плеяды грузинских шестидесятни-
ков, воспитанных в атмосфере’ идейных

ликого грузинского поэта,

пулярных и любимых народом
ской литературы,
ка. Он — выдающийся

влияний великих предшественников рус-

ской социал-демократии — Герцена и Чер-

нышевского, Добролюбова и Белинского.

Он вдохновенно восневал идею освобож-
дения и возрождения своей порабощенной
царизмом родины, идею раскрепощения
трудового человечества, торжества свободы
и правды. :

Столетие со дня рождения поэта будет
ознаменовано большим всенародным празд-
ником культуры. Созлан правительствен-
ный комитет по проведению юбилея. Ко-
митет возглавляет нарком просвещения
Грузии тов. Г. Кикнадзе, заместитель пред-
седателя юбилейного

комитета — поэт-орденоносец Г. Леонидве,
‚ Популяризации творчества Акакия Цере-
тели среди народов СССР ло сих nop He
уделялось достаточного внимания. Большая
часть переводов его произведений на рус-
ский язык неудовлетворительна и не да-
ет представления о творческой индивиду-
альности классика грузинской литературы.

КАРИН МИХАЭЛИС

ИИ ПАВИЛЬОН

Письмо из Нью-Йорка

Советский павильон говорит‘ сам за се-
бя. Это мощная симфония из’ камня и
мрамора, порожденная мечтой о завтрали-
нем дне, музыка издалека, но. близкая
каждому, кто способен наслаждаться гар-
монией и прекрасными звуками.

Я не могу себе представить, как вы-
глядит Советский павильон, когда он пуст,
когла в нем нет народа. Каждый раз, как,
я бывала там, — а ходила я туда ча-
сто, даже в дождливые, ненастные дни,
когда на выставке мало посетителей, —
казалось, что все опи сходятся в этом
чудесном павильоне. Павильон, павильон
— какое забавное название для такого
монументального здания! Как в буднич-
ные, так и в. праздничные дни павильон
всегда переполнен, и толпы народа pac-
хаживают там; все улыбаются, смеются,
беседуют, и никак не удалить их оттуда,

Я несколько месяцев пробыла в Совет-
ском Союзе в 1934 году ‘и ездила повсюду
И осматривала то, что хотела осмотреть,
сама решала, где побывать и что пови-
дать. И при каждом посещении Советского
павильона я вспоминала, что было достиг-
нуто уже тогда и что тогда только пла-
нировалось, а теперь уже выполнено.

С радостью, ¢ замиранием сердца узна-

ла я Артек, детскую колонию в Крыму,
тде однажды я выступала перед детьми и
их гостями. Всеми любимый Артек! Я
уверена, что если спросить любого ребен-
ка в Советском Союзе, куда он больше
всего хотел бы поехать, он ответит: «В
Врым, в Артек!»

Но, может быть, Артек только малень-
кое местечко в ‘огромной стране? Тогда
ихите и посмотрите на чудо, называемое
Днепростровм, где ‘бурная река укрощена
и принуждена обслуживать колоссальную
станцию, снабжающую электричеством го-
рода, расположенные в сотнях миль от-
туда. Когда я гляжу на эту панораму п
вижу, как струятся серебристые воды при
закате солнца и все вокруг дышит по-
коем и отрадой, меня мучительно тявет
вернуться туда.

Снаружи перед нами живая картина:
люди, с’ехавшиеся со всех концов мира,
сидят на мраморных ступенях, а по во0з-
духу доносится издалека, из Москвы, чу-
десное пение или. какой-нибудь  перво-
классный оркестр играет русские народ-
ные танцы. Внутри павильова стены уве-
шаны большими картинами, чем-то напо-
минающими Рубенса. Он тоже писал яр-
кими, пылающими красками и он тоже
работал вместе © другими художника-

-  вполне определенный характер. В подборе

комитета — поэт-‘
`орденоносец. Алио Мапталивили, секретарь

В мире кн ХРОНИКА

областное

ков — 0 лучших людях сельских совет
эстрадный. сборник для
бригад и ©борник рассказов и пьес,

% В одесской научной библиотеке орт,
низован лермонтовский отдел. Здесь собу,
ны старинные издания сочинений 1оз
много книг 0 ето жизни и творчееть
коллекция нот, написанных на ститотвре.
ния Лермонтова, 1

% Государственное издательство Дамы
отанской ACOP выпустило сборник хат,
риалов и документов — «Сулейман Стал,
ский», подготовленный к печали Дать
станским  научно-исследовательским yp,
ститутом, истории, .языка и литератуу
при СНК Дагестанской АССР:
В Ленинграде образована комиссия
составе тт. Десницкого, Евгеньева-Мазеть
мова, Боняновского,. Шазикова, Форш Ва
лика и Ямпольского для проведения i.
летия с0 дня смерти H. Г. Чернышев
ского,

% На конкурс одноактных комедий, ут,
ниатюр, куплетов и фельетонов, обявл,
ный в Ленинграде, поступило около {0
произведений. В начале октября будет Bie
кончен просмотр представленных работ

3% Общественность Омска и. Тобльм.
отметила 75-летний юбилей украинском.
классика П. А. Грабовского, Умерщег 4
1902 г. в ссылке в Тобольске, В уни.
города’ открыта выставка его пронзедь’
ний и переводов. на’ украинский зану.
Пушкина, Некрасова x ~ Добролюбова 3
колхозах. проводятся доклады о тру
стве писателя. Омские поэты переводя)
стихи его на русский язык,

% Группа студентов ИФЛИ выл
по заданию «Трансжелдориздата» в hom
клорную экспедицию на железнодоролние
магистрали Средней Азии, Студенты и,
брали около 500 сказок, рассказов, roy
песен, частушек и загадок,

*\№ Воронежский писатель М. Сереети
работает ‘над книгой о Щорсе. На-даят з
помещении бывшего ‘избирательного у,
стка № 18 он прочел свой расскав в
серии «Дорогой Щорса» — «Бой под (зь
невом»

А. А. КОТЛЯРЕВСКОГО

Известный филолог Александр Алексан-
дрович Котляревский (1837—1881) начал
собирать библиотеку еще в бытность
свою студентом Московского ‘университета.

«В ого скромной студенческой KOMHA-
те, — вспоминает Алексей Н. Веселов*
ский, — на самой вышке одного из старых
домов Арбатской площади, понемногу ско-
плялась редкая для. студента библиотека,
тлавное его сокровище, и среди иных то
тарищей она вызывала к. нему какое-то
особое, почти пугливое уважение»,

Ко времени окончания Котляревским
университета ‘библиотека его уже имела

ее отразились ero научные ‘интересы. В
ней нашли место труды по этнографии,
языку и мифологии, — все существенное,
что представляла тогда литература в этой
области. «Впоследствии, — пишет А. Il.
Пыпин. — эти начатки выросли в замеча-
тельную специальную библиотеку, У Hac
единственную в своем ‚роде, на которую
Котляревский ‘ положил много труда и
времени. и пополнение которой было его
заботой буквально до последних дней.
его жизни.. Он настойчиво’ ‘искал недо-
стававших ему ‘книг, брошюр, журнальных
и тазетных статей; он хотел, чтобы ето
библиотека была полной коллекцией ли-
тературы предмета и как бы наглядно co-
бранной историей науки». .

Начав свое собирательство в Москве, ко-
торая в 60-х тодах «была самым богатым
источником для поисков в КНИЖНоЙй СТа-
pune», Котляревский впоследствии разы“
скивал нужные ‘ему книги и 3a границей,
приобретая все, относящееся к русской и
славянской этнографии и’ ‚археологии.
«Котляревский, — вспоминает проф. А. А-
Кочубинский, — не просто был библиофил,
это был книголюбец до горячей страсти...
Чего нельзя было достать в оригинале,
напр., отдельных статей из старых газет
и журналов, то заказывалось списать, и
деньги не жалелись, лишь бы только пе-
репись была точна и изящна... Могу удо*
стоверить, что небыло статейки, значе-
ние. в свое время имевшей, которая не
была бы в соответствующей палке.:. Но,
влюбленный в книги, он приобретал их
не приобретения ради, а тотчас ‘же зна-
комился с ними, утилизировал ‘их, отмечая
нужные места’ на карточках. Всегда по-
тгруженный в книги, в вопросы науки, он
был в благородном смысле филолог: искал
во всем живой мысли, жизни».

Библиотеку Котляревский завещал сво“
ему сыну, но только в том случае, если
TOT окончит историко-филологический фа“
культет; в противном случае библиотека
должна была поступить. в Полтавскую
тимназию, в которой учился Котлярев-
ский. Сын — Нестор Александрович Ко-
тляревский (1868 — 1925)—исполнил жела-
ние отца:. стал историком литературы,
получил звание академика. Большую
часть обширной отцовской библиотеки он
принес в дар Историческому музею в Мо-

скве.
Н. АШУКИН.

_ ВСТРЕЧА. КОМПОЗИТОРОВ
С ПОЭТАМИ

„Оборонная секция союза советских ком-
позиторов провела на-днях творческую
вбтречу композиторов с поэтами. Компози-
тор Д. Кабалевский сообщил, что cons
композиторов в 22 по 27 сентября прово-

-  «СЯТкКо»

САРАНСК. (От наш корр.). Выходит у
свет 6—7 номер мордовского (эрзя) лит:
ратурно-художественного журнала
ко» («Искра»).

Центральное место в номере Banner
пьеса молодого эрзянского  драматури
Петра Кириллова — «Литова». Это пьз
0 ‘краброй мордовской девушке, котома
по ‘поручению Степана Разина под види
гадалки идет к своему народу, проламе
дирует идею борьбы против князей и п.
мещиков, подымает народ и становлте
во главе народного восстания. Пьеса пр.
нята к постановке Мордовским государ»
венным национальным театром.

Поэзия в журнале предотавлена песне,
ми  сказительницы-орденоносца Dex
Игнатьевны Беззубовой, стихами osm)
В. Радина, А. Мартынова, А. Рогожина
Никула Эркая, Эмиля Пятая. Кономании
Н. Киржайкиной Абрамова, М: Кинель
ского. я

Кроме этого напечатаны статьи оА.\
Горьком, А. С. Пушкине и статья Пет».
ва «Образы передовых женщин в русь
классической литературе»,

‚ «ОСЕТИНСКАЯ ЛИРА»
КОСТА ХЕТАГУРОВА

Государственное издательство «Худояе
ственная литература» печатает книгу и’
бранных стихотворений великого осети
ского поэта Коста Хетагурова — «Ост.
ская лира».

В’ книге два раздела. В первом раде
даны в переводах стихотворения, нал’
санные Хетагуровым на осетинском я
ке,  Во‘втором разделе помещены стих

дит пятидневный конкурс оборонной написанные поэтом на русском языка,
песни. ‘ и. ве
Присутотвовавшие на. встрече поэты  Редакционная коплегия: В, ВИШНЕ

Д. Алтаузен, О. Колычев,. А. Ситковский,
А. Ойслендер, П. Панченко, А. Ковален-
ков и Я. Смеляков прочли композиторам
новые тексты своих стихотворений, напи-
санных для песен. Стихи заинтересовали
композиторов, и многие из них выразили
желание написать на тексты музыку. Так,
например, композитор Сергей Прокофьев
взял текст стихотворения Панченко «Шел
станицей казак». Композитор Книппер —
стихи Коваленкова «Храброе: сердце».

В товарищеской беседе композиторы и
поэты договорились 0 дальнейшей совме-
стной творческой работе. В ближайшие
дни  предполатается провести вторую
встречу, на которой композиторы испол-
нят новые песни, написанные на оборон-
ные стихи.

Песни, одобренные на конкурсе, будут
изданы массовым тиражом и кроме того
войдут в специальный сборник новых
оборонных песен. :

CHUA, А. КУЛАГИН (ors penerty)
B. NEBEAEB-HYMAY, M, NHoUll
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. CALEB,

КНИГИ _ ПОКУПАЮТ
` МАГАЗИНЫ _ МОСКУЛЬТТОРГА

МАГАЗИН № 15—Китайский проезд, д, ®
тел К 5-66-90.

МАГАЗИН № ?-— Арбат,
тел, Г 1-30-39

Для покупки библиотек высылаю
на дом товароведы,

a M4

ВОНИ а ни вова во ВВ ви ии]

КНИЖНАЯ ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ
ул. Горького, 13, Тел, К 1.2%,

:
:
  ПОКУПАЕТ КНИГИ

РУССКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ
ХУДОЖЕСТВЕННУЮ — ЛИТЕРАТУР
00 ИОКУССТВУ, ТЕАТРУ и№

s Для осмотра домашних  библиоге
; ВЫСЫЛАЮТОЯ —ТОВАРОВЕДЫ.
т

ии ВОО ао ини на вание я вова оИтЕ

КНИЖНЫЙ МАГАЗИН
ИЗД-ВА

«СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

Кузнецкий мост, 18,
Тел. К 4-42-39,
ПОКУПАЕТ
сочинения ЛЕНИНА—СТАЛИНА,
художественную литературу
в ОТАРЫХ и НОВЫХ изданиях = BO
ФУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ в ПЕРЕВОДПУЮ
ИНОСТРАННУЮ.

fina осмотра домашниз
высылаются товароведы,
И

jc. И ар
ГО СЛ ИТ ИЗДАТ

“— Korns ——
ЛИТИЗОКН И ГА

ВЫШЛА ИЗ ПЕЧАТИ !
ПОСТУПИЛА В ПРОДАЖУ КНИГ

ПОЭТА-ОРДЕНОНОСЦА

АБУЛЬГАСЕМА ЛАХУТ!
НА ФАРСИДСКОМ ЯЗЫЕ

ИЗБРАННЫЕ СТИХИ
ЦЕНА КНИГИ В ПЕРЕПЛЕТЕ 3 Р9®
В сборник вошли стихи, отражаюти
революционную борьбу Ирана, ро
расцвег Таджикистана, колхозное ДВ
жение, Стихи на исторические темы
лирические стихи.

ТРЕБУЙТЕ эту книгу в REIS
магазинах КОГИЗ а. Высылку Bs
женным платежом, без задатка, as
водит . ГЛАВНАЯ контора КОГ
«ЛИТИЗОКНИГА», МОСКВА,

дом № 286. .

ми. И для него тоже бьыю неважно. бу-
дет ли его имя на картинах или нет.
Двадцать пять советских художников ра-
ботали сообща для того, чтобы оживить
одву из стен, Г

Я ходила смотреть повую кинокартину,
показывающую советскую молодежь, и
опять почувствовала, как замирает мое
сердце. .

В центре павильона вы видите две мо-
дели — малую и большую — Дворца
Советов, строительство которого будет за-
кончено через два года. Вокруг стоят лю-
ди с широко открытыми глазами. Некото-
рые из них покачивают головой, как бы
без слов говоря: «Не пытайтесь, пожа-
луйста, заставить нас поверить, что та-
кую вещь действительно сделают!» И
возможно, что когда дворец будет готов и
такого скептика’ приведут туда и покажут
ему, он все еще будет качать головой и
говорить: «Нет, это неправда, ити, может
быть, это снится мне».

И я товорю вебм моим друзьям: «0т-

правляйтесь в. Советский Cows, оп на

всемирной выставке, вы увидите прекрас-
ную жизнь» я

Я поздравляю Советский Союз, воссоз-
давший кусок настоящего своей страны
в центре величайшей из всех когда-
либо бывших всемирных выставок,

библиотеа

РЕДАКЦИЯ: Моснва, Последний пер. д. 26, тел. К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Москва, Б. Гнездниковский, 10,

Типография. газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.

==

—— 3% Ростовское издательсти
4 выпускает к выборам. в местные Сом)
БИБЛИОТЕК А депутатов трудящихся песколько сбор

Агитационные

™

«бт. #