(Фед у Председателя Совнаркома Corea С0Р и Народного
_ Комиссара иностранных дел тов, В, М. Молотова
В Честь министра иностранных дел Эстонии г, К, Селтер

29 сежлября ©. г. Председатель Совета] — Кроме упомянутых лиц присутетвозали

и Tee Союза ССР итд. И. В. Сталин, Е. Е. Ворошилов, А. И.
ароднь миссар ‹ Иностранных цел

тов. М. Молотов дал’ обед в честь Микоян, А. Ф. Горкин, В. П. Потемкин,
министра иностранных дел Эстония   В: Г. Декановов, 0. А. Лозовский, К. А.

г. В. Селтер. На обеле присутствовали со-
провождающие г. министра Председатель
Государственной Думы проф. г. Ю. Улуоте,
проф. г. А. Пийп, г. Кана.

_ Из состава эстонской миссии в Москве
присутствовали: = посланник г Рей.

г. Оянсон, м-и Оянеон, г. Синка, м-м Син-

Мерецков, К. Н. Никитин, П. Е, Краснов,
Р. П. Хмельницкий, С. П. Козырев, В. Н.
Барков, А, П. Васюков, Л. М. Буроптев,
А. А, Соболев.

Во время обеда тов. В. М. Молотов в
г. В. Селтер обменялись приветственными

Ka, г. Cayxac, г. Мальберг, М-м Маль- речами. Обед прошел в оживленной и дру-
берг. жественной амосфере,
и

От’езд из Москвы министра

иностранных дел Германии .

г-на. Иоахима фон-Риббентропа

29 сентября 6; г. из Москвы вылетел
министр иностранных дел Германии г.
Иоахим фон-Риббентроп в сопровождении
г. Форстер, г. Гаус, г. Шнурре и др.

На Центральном аэропорте г. фон-Риб-
бентропа провожали: Зам. Народного [Ko-
миссара Иностранных Дел тов. В. П. По-
темкин, Зам. Председателя Моссовета тов.
М. А Яснов, Полпред СССР в Германия
тов. А. А. Шкварцев, Зав, Протокольным
Отделом НКИД тов. В. Н. Барков, Зав.
Центрально-Европейским Отделом  НКИД

тов. А. М. Александров, 1-й Секретарь
Полпредотва СССР в Германии тов. В. Н.
Павлов, Комендант гор. Москвы, полковник
тов. Ф. И. Суворов, весь состав герман-
ского посольства в Москве во главе с
Чрезвычайным и Полномочным Послом
г. фон-дер Шуленбург и Чрезвычайный и
Полномочный Посол Италии г. Робео,
Центральный аэропорт был украшен
советекими и германскими флагами. Для

проводов Министра был выставлен почет-
ный караул.

a ra ee,
дел Германии г, фон-Риббентрола  __.
ХУД

сотруднику ТАСС.

Перед от’ездом из_ Москвы мивистр
иностранных. дел Германии г. фон-Риббен-
троп сделал сотруднику ТАСС следующее
заявление:

«Мое пребывание в Москве опять было
кратким, к сожалению, слишком кралким,

«Галичкы Осмомысле Ярославе! Высоко
В следующий раз я надеюсь пробыть

здесь больше. Тем не менее мы хорошо
использовали эти два дня. Было выяснено

следующее:

1. Германо-советская
установлена окончательно.

2. 0бе страны никогда не допустят
вмешательйтва третьих держав в восточно-
ввропейские вопросы.

3. 0ба государства желают, ‹ чтобы
мир был восстановлен и чтобы Англия и
Франция прекратили абсолютно бессмыс-
ленную и бесперспективную борьбу про-
тив Германии.

4. Если однако в этих странах возьмут
верх поджигатели войны, то Германия и
СССР будут звать, как ответить на это».

Министр указал лалее на доститнутое
вчера между правительством Германии и
правительством CCCP соглашение 06
обтирной экономической программе, ко-
торая принесзт выгоду rite державам.

В заключение г. фон-Риббентроп заявил:
«Переговоры происходили в особенно лру-
жественной и великоленной атмосфере.
Однако прежде всего я хотел бы отметить
исключительно сердечный прием, оказан-
ный мне Советским Правительством и в
особенности г.г. Сталиным и Молотовым».

(ТАСС).

дружбз

Семнадцатое сентября

Утро 17 сентября было туманным. В
пять часов утра части перешли границу.
Движение их было мощным и стремитель-
ным. Танки, покачиваясь. как корабли,
неслись по полям, перелескам, легко одоле-
вали рвы. Их орудия „слялели вперел. 8a
ними шла пехота. Ровные волны бойцов
с наклоненными иттьткалги, со’ спокойными,
сосредоточенными лицами. Такая сила,
такой порыв чувствовался в их движении,
что, наблюдая их, можно было быть уве-
ренным — они не остановятся, пока не до-
CTHrHYT цели,

Поляки бежали. В стражнице стояли
неприбранные койки, на столе — недопи-
тый кофе, в беспорядке валялось брошен-
ное оружие и обмундирование. Перед зер-
кальцем лежал помазок с присохшей  пе-
ной — кому-то помешали добриться.

..Армия перешла границу, и тут нача-
лось нечто, еще невиданное. Украинские
крестьяне бежали навстречу Красной Ap-
мии. Двадцать лет страданий, бесправия
и унижений бросили их в великом порыве
навстречу освободителям. Бежали женщи-
ны, цети, старики. Никто из них не 60-
ANCA грозных воинов в шлемах. Их засы-
пали скромными полевыми цветами. Пр9-
тягивали руки. Неумело произносили но-
вое слово: «Товарищ». Стояли густыми
толпами. как на парале встречали наших
бойцов. Люди, перебивая друг друга, .рас-
сказывали 0 своих страданиях. У оного
засекли сына. У второго позавчера раест-
реляли жену за то, что она говорила, что
скоро придет Красная Армия и тогла нач-
нется хорошая жизнь. Третий просто пла-
кал и целовал маленького широкоплечего
бойца. Боец был в ужасном смущении, Он
неловко похлопывал плачущего по спине
и тихо говорил:

— Ну, ладно, будет... Теперь отиучи-
лись... Ну. перестань...

Е .

Граница делила большое село пополам,
С одной стороны были Соловни — боль-
mot колхоз. С пругой стороны Вильбовно—
Польша. Двалцать лет украинские крестья-
не были отделены друг от пруга. Среди
них было много ролственников, близких
друзей. И как только Красная Армия
вступила в Вильбовно, колхозники броси-
лись велел. Старые люди узнавали лрут
друга, ролные целовались. Был великий
праздник единения украинского народа...
Трясли друг другу руки. что-то кричали,
слезы струились по сияющим лицам. Лей-
тенант пограничной заставы стоял в своей

&

От нашего корреспондента
©

зеленой фуражке и глядел с недоумением.
Долгие годы научили его блительноети,
научили распознавать кажлое лишнее лви-
жение здесь на границе. И вот нет боль-
ше границы. Старый мир отодвинулся да-
леко на Запад. Он бежал в смятении —
жалкий и трусливый.

ит Столб с серпом и молотом, а в
шести метрах от него другой в польским
орлом. Между столбами ров — он отделял
один от другого два мира, далеко тянется
ржавая колючая птоволока. намотанная на
железные колья. Дофога на Banal лва-
тать лет уже обрывалась здесь. И вот те-
перь ров засыпают. Колхозники привозят
вбзами землю, и левушки в белых плать-
ях, одетые как на праздник. бросают ло-
патами землю. Работа увлекает их. Они
смеются, движения их быстры и легки.

...Далеко вперед ушли танки. Мотори-
зованная пехота не отстает от них. Темпы
таких переходов показались бы невероят-
ными еще несколько лет тому назад. Ши-
рокой рысью проносятся кавалерийские
раз’езды.
© Дорога уже другая, более узкая. И как
поток. попавший в ущелье, бежит стреми-
тельнее, так усиливает свое движение по-
ток танков. орудий. автомобилей. Малсы
людей стоят по обе стороны дороги. Машут
платками, приветствуют. с видимым удо-
вольствием кричат и повторяют:

— Товарищ, товарищ!

Город Острог. По узким улицам ит
без конца танки, орудия. автомобили. Жи-
тели смотрят потрясенные — они никогда
не’ видели такой могущественной боевой
техники. таких удивительных «соллат».

Едва остановится танк или автомобиль,
эго окружают люди. Они жадно смотрят,
слушают с ненасытным любопытством. И
каждый боец становится агитатором. В xe-
певне. поглядывая вокруг на узкие полос-
ки размежеванных полей. на нищенские
допотоцные. сельскохозяйственные орудия—
coxy, борону, плуг он рассказывают о
колхозах.

Удивительное дело! До сих пор он не
знал, что умеет так хорошо говорить, так
захватывать своих слушателей. Подробно
OH говорит о пгироких массивах колхозных
полей, о тракторах, о хомбайнах. Расска-
зывает об обильных сталинеких урожаях,
0 том, что их колхоз недавно купил пять
грузовых машин. Украинские крестьяне,

Л. ГРИГОРЬЕВ

вчера еще бывшие под панеким  ярмом,
смотрят растерянно, даже недоверчиво...
Советские крестьяне купили сразу пять
грузовиков! А вот у них был богатый
помещик (тысяча га земли), но и у него
была только одна машина...

Боец снисходительно улыбаются. Что там
помещик! Что там тысяча га земли! Вель
есть в Стране Советов колхозы-миллио-
неры, огромные передовые хозяйства со
многими тысячами га посевов! Он говорит
6 колхозных клубах, яелях и школах.

Rak pas напротив вилно белое здание
школы, В этой школе учат на польском
языке. хотя тут. живут одни украинцы. Й
двадцатидвухлетний советский парень, ни-
Korda He знавитий, что такое бесправие п
национальный гнет, смотрит и слушает.

Вог он. волчий мир капитализма, вот
она, проклятая жизнь под панским сапо-
rom... То, о чем он знал только из книг.
воплощается для него в плоть и жизнь...
Й с гордостью сознает он себя гражлани-
ном свободной страны. несущей освобожде-
ние угнетенным братьям...

*

БВрошено в беспорядке офицерекое cob-

рание в Оетроге. Еще разбросаны каргы,

на биллиарле заснули шары. В столовой
$306, лежат разбитые тарелки. опрокину-

тые бутылки французского коньяка. Co
стены уныло глядит усатый маршал Пиял-

сулекий...

По. дороге с фронта шагают бесконечные

эшелоны пленных. Многие сдались с Dae
доетью — им не хотелось драться за пан-
скую Польшу. Офиперы держатся отдельно
от соллат, вид у них побитый — неваж-
НЫЙ ВИД,
Ближе к фронту движение становится
оживленнее. Бесконечно велики цепи ма-
шин, танков орудий... Чаще попадаются
эшелоны пленных. Последний эшелон 3a-

хвачен тут недалеко. прямо в вагонах. На)

солдатах еще скатки и похолные котелки,
Они весело переговариваются co ‹ своими
конвоирами. смеются...

Когда ната маптина, возвращаясь, пере-
секала старую границу, лейтенант-погра-
Ничник ПоКаззл нам захваченную им в кА-
раульной книге польской заставы роспись
дежурств на границе на ночь 17 сентяб-
pa. Последняя роспись!

Теперь стерты грани, засыпан погра-
ничный ров. сметена колючая проволока!

КИРИЛЛ ЛЕВИН.
Западная. Украина,

Литература Западной Украины

Михаил Михайлович Коцюбинский по-
следнее свое произведение — «Пн! забу-
тих предыв» посвятил далекому прошлому
Западной Украины,

Это не случайно, Жизнь и быт Запад
ной Украины, ее природа и люди прочно
вошли в украинекую литературу. ,

Самостоятельное —= независимое от
духовной и официальной книжности ==
существование западноукраинской литерз-
туры начинается с 30-х гг. ХХ столе-
THA.

В 1834 г. три воспитанника  униат-
ской духовной семинарии во Львове —

Шалкевич, Я. Головацкий и И. Ba-
тилевич (так называемая «галицька трМ-
. пя») составили альманах «Sopa», B KOTO-
`рый вошли стихи, статьи и народные

песни. Стихи этих поэтов были проникну-
ты мотивами любви к родине и к своему
народу. Запрещенный львовской цензурой,
этот сборник был, олнако, излан автора-

ми в переработанном виле в Венгрии в

1837 г. под новым заглавием «Русалка

Дейетрова». Это был первый сборник про-

изведений западноукраинской литературы.

Сборник был запрещен, ках писал впо-

следствии Иван Франко, только из-за то-

то, что был налисан на народном языке

и налечатан по новому  правописанию,

В 60-х годах выступает крупнейший

после Франка во всей затадноукраинокой
литературе поэт Осип Юрьевия Федькович

(1834—1888).

Наиболее силен Федькович в стихотво-

рениях © рекрутчине, о тяжелой соллал-

ской жизни, 06 унылых, требующих ту-
 пого повиновения, обязанностях солдата,
долгих, изнурительных походах, кончаю-
щихся одинокой смертью где-нибудь В
степи на чужбине. Эти стихи Фельковичь
показывают бессмысленность жизни COI-
дата в царской армии:

A

Литературная ae ue

Чи 38 море, чи за Дунай,
Боли-сь жовняр, то не думай,
Off, ros, ros,
Така твоя доля, —
Гей, гуляй, хлопче, гуляй,

В этом «коли-сь жовняр, то не ду-
май». — и острая ирония над солдатской
службой, и скрытая под формой показной
бестабалиности и безразличия тоска о
загубленной молодости, тоска о родине,
© близких и таящееся где-то под спулом
глухое озлобление.

Фелькович первым в западноукраннской
литературе заговорил © народной жизни,
выразил социальный ‘протест своего наро-
да. Это проявилось нэ только -в его. сти-
хах о рекрутчине, но и в его отношении
к народным героям — мстителям за Ha-
род, руководителям › крестьянских восста-
ний, в частности к «опришкам» — бу
ковиноким разбойникам ХГХ столетия, ко-
торые были не простыми грабителями, 3
противниками окономического и социаль-
ного неравенства.

Интересно также стихотворение Фель-
ковича Ф руковощителе восстания против
австрийской власти в 1848 году — Лу-
кияне  Кобилице. Это протест против
австрийско-польского панского гнета, на»
поминающий по силе Шевченко:

А ми Шлем з тойрцями

В зелену xi6posy,

Та витешем домовину
Велику, кодрову,

Та шиилемо ло царя... *

В поздний периол своей поэтической
леятельности ‘Федькович знакомится ©
творчеством Шевченко, ‘пропагандирует
е№ в заладноукралнекой литературе, по-
свящает Шевченко стихи, а порой и по-
хражает ему.

Шевченко оказал огромное влияние на
вею звпадноукраинокую литературу. He
было ни одного поэта в Галиции и Буко-
вине, который не испытал бы Ha себе

этого’ влияния в большей или меньшей
степени. Шевченко помог западноукраин-
ским поэтам перейти от устарелого неук-
люжего языка к языку живому, народ
ному, от книжности или, в лучшем слу-
чае, стилизации пол народное  творче-
ство, — к ег глубокому усвоению, &
воплощению мыслей и чаяний народа; от,

спокойствия и безмятежности — в выра.

жению глубокого протеста, нараставшего в
народе.

Своей прозой Фелькович завоевал себе
еще большую популярность, чем стихами.
Его рассказы и повести «Штефан Славия»,
«Хто винен?», «Побратим», «Люба-Згуба»
и др., несмотря на некоторую «дымку
идеализации», ‹ справедливо  отмеченную
Лесей Украинкой, очень живо и с боль-
шой любовью рисуют родину поэта —
Буковину. Федькович создал ряд живых
бытовых картин и персонажей, Все это
заслужило OMY высокую и, лумается,
справедливую опенку Леси Украинки:
«Можно сказать, что’ лучшего стилиста,
Чем Фелькович, не было и нет среди бу-
EOBUHCRAX И Галицких писателей, и во-
обще сочинения Федьковича можно поста-
вить нарялу с. лучшими образцами мало-
русской и, пожзлуй, не только малорус-
ской, — народнической литературы»,

В 70-х годах в западноукраинской ли-
тературе выступает Иван Яковлевич Фран-
ко (1856—1916). Он совершил огромной
важности дело уже тем, что привлек к
сотрудничеству в запалноукраинской пе-
Чати лучших писателей Восточной Укра-
ины (в 1385 г, Франко стал редакторои
журнала «Зоря»). Редакторская, излатель-
ская и переводческая деятельность Фран-
ка необычайно велика. Нет равного Фран-
ко Ро всей украинской критике и исто-
рии литературы как по охвату, таб и
по глубине анализа. Статьи Франка, бо-
ровшиеся 83 передовую, правдивую, pea-
листическую литературу,
HYW РОЛЬ.

Франко п КАБ ХУДОЖНИК занимал отно
из ведущих мест в украинской литера-

теперь

сыграли огром-  .

седиши на своемъ златокованнемъ столе,
подперъ горы угорскыи своими железные
ми пльки, заступив королеви путь, зат-
воривъ Дунаю ворота, меча бремены 9рез
облаки, суды рядя хо Дуная. Грозы твоя
по землямъ текут; отворяеши В№еву врата;
стреляеши съ отня злата стола салтани за
землями, Стреляй,  господине,  Кончака,
поганого кощея, за землю Рускую, за ра-
ны Игоревы, буего Святославлича!»

«Слово о полку Игореве» рассматривает
Галицкую землю, нынешнюю Запалную
Укрзину, как неот’емлемую часть Виев-
екой Руси.

Киевское государство — замечательная
страница в истории нашей страны. He
только политическая международная мощь
придает Киевскому государству величай-
шее историческое значение. Блестящей бы-
ла его культура. Принятие христианства
приобщило древнюю Русь к византийско-
му искусству, самому передовому для все-
го культурного мира этой эпохи. В Киеве
возникают великолепные сооружения, ук-
раленные драгоценными мозайками и 8р-
тистически исполненными фресками. Пе-
чать еще не умерших окончательно ан-
тичных традиций лежит на этом искусст-
ве. Но не только один Киев живет яа-
пряженной хуложественной жизнью. Каж-
дая область домонгольской Руси вносит
в сокровищницу древнего налиего искус-
ства. свой вклал. отмеченный творческим
своеобразием. Уже’ архитектурные a-
мятники Чернигова значительно отличают-
ся от сооружений близкого к нему Виева.
Олновременно или несколько позже в кз-
честве центров развития архитектуры вы-
ступают Новгород, Псков, Полоцк, Тмута-
ракань, Владимир. Рядом © ними должна
быть названа и Галипко-Волынская земля.
Исторические сульбы сложились небла-
гоприятно для древнейших ее архитектур
ных памятников. Многие из них погибли,
особенно в период усиленной полонизации
и насильственной латинизации этого края,
Но и те остатки, которые сохранились в
Галиче, Владимире-Волынском, Врылосе и
некоторых других местах, позволяют вос-
создать картину галицко-волынекого зод-
чества.

С первых шагов своего существования
галицко-волынскоев зодчество принимзет
Участие в общем для всего искусства хо-
монтольской Руси процесее переработки
византийского художественного наследия
на новой основе. Оно выступает не в ка-
честве ученика, робко повторяющего укз-
зания учителя, & в качестве силы, способ-
ной создавать ценности, исполненные са-
мостоятельного значения и в своем бытии
определенные особенностями той действи-
тельности, в которой они возникли.

Все это в одинаковой степени относит-
ся и Е галицко-волынекой живописи этой
эпохи. Замечательные результаты может
дать здесь обращение к реставрационным
методам, разработанным у нас и широко
‚применяющимея после Октябрьской рево-
люции в отношении древних фресок и
темперной живописи. Эти реставрациен“
ные работы вызвали к новой жизни ряд
замечалельнейших произведений, справел-
ливо считающихся теперь гордостью. рус-
ского искусства. Трудно прелутадать, ка-
кие увлекательные открытия могут быть
сделаны в старых галицко-волынских г-
родах Западной Украины, 3

Галицко-волынская художественная
культура ХИ-—ХШ вв. является неотде-
лимой частью искусства всей Киевской
Руси. Но следы этой духовной общности
уходят в более отдаленные времена седой,
языческой древности. Именно в Галиции,
в реке Збруч, было найдено каменное из-
ваяние языческого идола, вошедшее в на-
уку пол названием «Световита». Статуя
представляет `с0б0й вытянутый ‘столб,
заканчивающийся наверху фигуркой чело-
векоподобном существа. Оно изображено
по пояс и является как бы непосрелетвен-
ным продолжением столбообразного осно-
вания идола, История искусства еше не

туре. Значение его как прозаика и поэта
определяется, прежде всего, тем, что он
расширил границы литературы тематиче-
сви, идейно и стилистически, а

Прежле всего Франко ввел в поле зре-
ния художника пролетариат, «робочий
люд», а затем показал новые явления на
селе, городскую и сельскую интеллиген-
Tu И— самое главное — революцион-
ные, прогрессизные элементы. «Борислав-
сы! оповдання» и «На дн», а также цикл,
CTHXOB
сюр» сыграли в этом смыеле особенную
роль.

Франко был первым после Шевченко
поллинво революционным писателем. Как
художник он сумел широко отразить 0-
циальный протест пролетариата, ремес-
ленников, крестьянства, передовой интел-
лигенции. Ето повести: «Boa констристор»,
и «Борислав сметься» прозвучали прито-
вором капиталистическому обществу. Та-
кой же могучий протестующий характер
носила и поэзия Франка. `

Я не люблю тебе, ненавиджу, беркуте!

те, шо в грудях ти ховаеш серце
Inte,
За те, що кров ти п’еш, на низьких
1 слабих

3 погорлою глялии, хоч сам живеш
13 них;

За те, що так тебе боться слабта
г твар;

Ненавиджу тебе за тее, що ти пар!

Сейчае особенно интересно вопомнить
цикл «Галицью образки» Франко. В олном
стихотворении перед нами выступает
крестьянин, пропивающий в кабаке по-
следние гроши, чтобы затлушить мысль
06 умирающей жене и ушелитих внаймы
детях. В другом — шахтер Максим Цю-
ник, который погиб во время обвала в
шахте, стиснутый в углу штольни: девять
часов подряд звал он на помощь, но ник
из налзирателей и рабочих не помог ему,
оставив ето погибать. Все эти образы ©0-
хранили свою правдивость и для Запалной,
Украины, в период порабощения ее поль-
CRAM панством,

Традиционную беззаботно веселую укра-
инокую веснянку Франко заставил зазву-
чать могучим весеннам громом, & изящ-
ный классический сонет — кричать

«Думи пролетая» и «Експель-

Проф. Г. ЖИДКОВ

располагает данными” для реконструкпии
облика изваяний Перуна, Хърса, Дажьбота
и других божеств «Владимирова Олимпа»,
Но очень красноречиво сопоставление «Све-
Товита» с идолами, о которых говорится у
арабского путешественника Ибн-Фадлана.
На «...берегу Итиля... находилось откры-
т0е капище (сооруженное русскими купца-
ми), посередине которого стоял столбе
вырезанным изображением человеческого
лица; это главный бог; вокруг него стоя-
ло несколько других идолов, a 38 кажлым
из этих последних по высокому, вконан-
ному в землю деревянному столбу». В
сущности говоря, единство художествен-
ных образов на территории от Прикарпзт-
ской Руси ло нижнего течения Волги ву-
ществовало уже задолго до принятия хри-
«тианства и начала византийских  влия-
НИЙ. \

После опустошений, произведенных мон-
голо-татарским нашествием, именно на
долю Галичины и Волыни (затронутых
этим нашествием в гораздо меньшей сте-
пени. чем Виев, Чернигов и более север-
ные районы) выпал» роль хранителей
культурных традиций Киевской Руси на
юго-западе. ы

В ХУ веке Галичина теряет свою. по-
литическую самостоятельноеть и становит-
ся частью Польши, Начинается длитель-
ный и постепенно все усиливающийся
процессе насильственного ополячивания.
этих условиях особенно знаменателен TOT
факт, что местные традиции продолжают
существовать и развиваться,

Если обратиться к живописным произ-
ведениям Галичины ХУ-—ХУ  веков, то
нельзя не почуветвовать с первого вагля-
1% YO они глубоко родственны современ-
ным памятникам живописи русской.

понимании образа, в характере ре-
шения живописно-декоративных задач, в
обращении к ансамблю, об’единяющему в
одно целое группу памятников религиоз-
ной живописи, ближайшие = аналогии
можно найти именно в русской иконбписи
того времени.

Новая историческая обстановка приво-
дит в ХУ[-—ХУГ веках к значительным
изменениям характера искусствз в Запад-
ной Украине. На это время падает ожив-
ленная строительная деятельность в ряде
городов и, прежде всего, во Львове, Бл!“-
кие и постоянные связи со странами За-
падной Европы не остаются бесследными
ий для искусства. Прекрасный архитектур-
ный облик одного из старейших и круп-

ОЖЕСТВЕННОЕ ПРОШЛОЕ
ЗАПАДНОЙ УКРАИНЫ

текторы ряда национальностей, причех
значительная роль среди них принадлежит
итальянцу Павлу Римлянину. Прозоля по
улицам города. можно вотретить. построй.
ки, хранящие черты ренессансных палап-
цо (например, так называемый «Черный
дом») или отмеченные пышностью п м.
ликолепием художественных приемов ва.
рокко (например, перковь ломтниканцев),

ыы забывать, однако, что как мз
в это время полонизация приобретает ве
болев и более навязчивые формы, Двихе-
ние, возглавленное Богданом Хмельницкях
и вырвавшее из-под власти Польши лез.
бережную Украину, лишь в слабой стопе.
ни `коснулось Галичины, в которой укра.
инское население находилось в невыпит-
мых условиях. Польская шляхта и вало.
лическая церковь делают вое возможни
для того, чтобы заглушить, приостановить
национальную культурную, в том числе и
хуложественную, жизнь. На этом фоне 0%
бенное значение приобретает то обоя.
тельство, что не только в ХУП, но om
и в ХУШ столетии сохраняется общность
хуложественных исканий,  об’елиняющая
правобережную и левобережную Укралат,
Это нашло наиболее яркое отражение з
деятельности целой школы граверов, м.
новременно связанной е Киовом п Ingo
вом (мастер Илья, Л, Тарасевич; позлнеь
Г. Левицкий, отец знаменитого портретисля
Д. Левицкого).

Насильственная политика  полонтзалит
встретила упорное сопротивление 0 о
роны народных масс Западной Укранны,
Находясь под давлением двойного  гнем,
национального и социального, притесняе-
мое как польекою, так п своею, укрант.
скою, шляхтою, крестьянство правойорох:
ной Украины находит все же внутренни
силы для создания замечательных ху.
жественных ценностей, Печатью высокогу
творческого своеобразия отмечены отвося.
щиеся к ХУП — ХУ векам памятники
деревянного зодчества, захватывающие 33.
печатленным в них творческим горентем
создавших их мастеров, До самого после:
него времени остаются живыми и 1ейс-
венными прекрасные и благоролные трз-
диции народного изобразительного фолькло.
ра. представление о котором лают велико:
лепные по своим орнаментальных форузх
памятники резьбы по дереву, керамики,
вышивки и ткачества,

Освобожденная Западная Укракна вно-
сит в семью народов нашей социалисти:
ческой страны свои художественные co
кровища, свой творческий гений, отетояв-

нейших городов Галичины складывается   ший традиции национального искусотва,
именно теперь. Над сооружением различно-   близкого и родного народам  Советекот
го родь зданий во Львове работают архи-   Союза.

оо

Уголок старинного Львова, Постройна начала ХУ! века,

© мерзостях жизни, кипеть еле сдерживае-
мым негодованием,  брезгливым
нием, беспощадной издевкой.

Деятельность Франка определила разви-
тие  западноукраянской литературы в
80-х—90-х полах. В поэзии она заста-
вила зазвучать строки поэтессы Ульяны
Кравченко (поевлоним Юлии Шнайдер),
многие строки которой были достойны ca-
мой Леси Украинки:

Не слз потр био, шоб ставаль до бою!

Не сльози, — силу Й жар взьми

за зброю,

Деятельность Франка подсказала Бор-
женку (пеевлоним Владимира Коцовекого)
его елкое и зл0в стихотворение «Ми так
проеть чорн! хлопи». Она определила все
творчество Осипа Маковея — этого умно-
го, обтрого поэта, чья ирония возникает
совершенно пеожиданно в наиболее лири-
ческих местах, как у Гейне. Болью за
ролипу и гневом на  соотечественников,
юкорно выносящих гнет, звучит ero
«Привт Укратн»:

Так нас розлили стовти,
` Жандарми, солдати { варти,

що вле укринщ не знають, хто ми,
& ми про-них выдаем з карти,

Як $6 нагадаю, то сльбзи течуть,
Ta (pix проливати ]х марно;

хай плачуть уже укранськ!: сшвць,
вони то умпоть прегарно...

Франко также породил целую школу
бытописателей-поихологов. ‘ Талантливей-\
шим из них был Василь СОтефаник — ма-
стер короткой, лажунической, в одну-две
страпички, но. предельно насыщенной, но-
веллы. 38 ним следуют Тимофий Борду-
ляк, Лесь Мартович, Марко Черемптина.
Эти новеллисты сумели очень убелитель-
HO показать нищету и убожество галиц-
кого села. Из их произведений вставала
замученная, истощенная, забитая родина.
Однако впоследствии многие из этих пи-
сателей изменили прогрессивным устрем-
лениям украинской литературы.

Единый литературный процесс Залад-
ной и Восточной Украины, который ранев
звдерживалея австрийским владычеством,
был искусотвенно раз’единен, грубо разор-
ван польской военщиной. Разрыв этот был
губительным для литературы Западной
Украины. Ее душили, выхолащивали, Ha.
сильственно ополячивали.

¢

Однако осуществить это в полной и

презре-   не удалось. Украинская поэзия жиз в

народе, жила в песнях, полных горечи 1
ненависти к пану; легендах, выражавиих
надежду нз освобождение, которые’ все 9%
время создавались на Запалной Украли,
Недавно в украинской советской пре

появилось несколько песен запалноукрате“
ских крестьян. Олну из таБих песо,
правдиво повествующую © тяжелой юю
украинского крестьянства под пользы
гцетом, мы приводим целиком’

Через клалку йлу на грялку

Ta Й с! так гадаю —

Чи me e десь бла прша,

Нж в нашому краю.

Якби то т} бистр! криза

Meni до помоч,

То лев би в свого дому,

Вуди несуть очи,

Yoro Tob} подлий ляше,

К нашим краю треба,

Yom ma тебе грм не вдарить

18 ясного неба.

(«Советская Украина»
or 20/IX—30 1).

Когда-то Леся Укранка писала, 043

рая произведения западноукраннской site
ратуры: «Невольно является мысль: 618

малочисленное население захолустной п
винции, поставленной в невыгодные 70%
вия для развития литературы, могло 17
34 короткое время своего национальном
пробужления три сильных таланте #
ратила на. себя внимание даже совреме!
ной посторонней критики, то какими TH
ческими силами должен’ обладать наро #
мУгорому принадлежит это маленькое 016
мя, и как развернулись бы эти силы пр
лучших условиях».

Теперь пришло время осуществитьй
этому пожеланию. Снова сходится вов

но великая, богатая славными именами #  \,

тралициями украинекая литература, №
кусственно `отвеленный от реки ПИ
ВНОВЬ ВИЗДает в нее и течет по рус,
по которому он проходил веками. 1 188
от этого становится ‘еще более nome
ной, могучей и красивой. Освобожден
Западной Украины — залог еще больше
расцвета ее культуры и вместо © те
большего прогресса всей культуры 79“
HHCKONO народа,