3 te 8 ж

7-Х 3.

Samir

ie
DB,

a.
HO
ca

e,
Я
И
3,
Го.
it,

)),

> =

ТТТ

. Пютив самодержавия и борьбы 3a соци-

ОКТЯБРЬ

>

ЧЕТВЕРГ
1939 год

№ 55 (834).

Цена 30 коп.

ЮБИЛЕЙ .

ЛЕРМО

[ультурное развитие русского народа в
  фишох не было одноролным: «Есть ве-
хуская - культур» — Пуришкевичей,
мшовых и Струве, — писал Ленин, —
п ить также ветикорусская культура,
ириктеризуемая именами Чернышевского
  Паехалова» (том ХУП, стр. 143).

Привления культуры, выросшей на
цве Защиты народных интересов, все-
уро преследовались царским правитель-
изу, и ТМ не, менее в истории русского
ва культуры в той или иной форме
цзляая с потребностями, интересами 1
цели самого народа, была неизмери-
и 316 и ярче, чем «кульгура» пря-
(I SAMNTTMKOB гнета и эксплоатации.

(ботолтельство ‘это, очень ярко  иллю-
(рут жизнь и творчество гениального
noms Пормоттова, 125 лет со дня* рож-
иия котором исполняется 15 октября.
]уиоттув в русской художественной лиме-
тур, Пюдобно Герцену в публицистика,
цупрляет промежуточное звено между
вумкими революционерами-декабриста-
ит революционерами-демокраиталии бтоеле-
  ющих поколений, Лермонтов помог Be-
moxoy 1 Чернышевскому сформировать-
  м юеологов и вождей революционной
вихратии в России.

— БМевды © Лермонтовым, — расеказы-
ит П. В. Анненков, — его творчество
вирюили в душу Белинокого. первые‘ с6-
(ma того позднейшего ‘учения, которое
цизнивало, что время чистой лирической
Пути, светтых наслаждений образами,
Попхологическиии откроветиями и фанта-
ухи творчества миновало и Ч един-
‘(иизя поэзия, свойственная Haley Be-
  5, OTh Ta, которая отражает его разо-
pumocrh, ого духовные немощи, плачев-
  № состояние его совести и духа. Лер-
  мнтов был первым человеком на Руси,
  морый навел Белинского на это созер-
  WaHHess0% }

бт пали спасители, эти писателя

ик Поермонтов и Гоголь», — задтисывал

Миытевский в своем юношеском днев-

ше. Ш в самом деле, Лермонтов своим
трчеством по-своему разрешал те же за-
т, чо и Гоголь, залачи критического
HRCI самодержалной и крепостниче-
ОЙ дойствительрости. Поэтому  Черны-
Шомтий сграведливо считал основателем
‘туратьной школы» не только Гоголя,
ут Дермолтова,

Виз (ескопечно . разнообразное творчест-
у Термонтова, которому одинаково хоступ-
в (ыю изображение необычайно тонких
прических твижений души. сложнейших
фихкофских раздумий, мошных социаль-
TM 1вижений и гражданской сатиры, вы-
№ю на определенной политической
wHoBe,

Политичеко мировоззрение Лермонтова
(жилось под совместным влиянием   де-
Ириских традиций и московской ету-
Kemeorof среды 30-х годов. Лермонтов
Миля в Московском ‚ университете одно-
юченно © Герценом, Огаревым и Белин-
ttm, On был активным участником
Isamu передового студенчества ето вре-
№, Соответствующие страницы «Былого
1 ую Терцена являются превосходным
Удументариеи к творчеству Лермонтова на-.
ча 30-х годов и позднейшего периода.
Тлитеская драма Белинского «Дмитрий
Талинин» и юношеские драмы Лермон-
1 пронизаны одним духом. одним. па-
Фоом, пафосом политического протеста

зы равенство,
права.

В стихотворениях начала 30-х годов
вруонтов предсказывает п

прогив= крепостного

юбеду револю-
щи в России, «когда царей корон» упа-
и», Он вос но приветствовал ре-
тоцию 1830 года, в Париже:

И загорелся страшный бой;
И знамя вольнН®сти как дух
Иют пред гордою толпой. в

В 1832 roxy Лермонтов переживает
ЦеЙный кризие, из которого его протесту-
108 свободолюбивое мировоззрение выш-
№ тепившиуся и углубившимся. Силь-
шие строки позднейшего творчества
юнтова были направлены против 60-
HeMeHHOTO ему поколения, потерявшего
Пажданские доблести, поколения, безволь-
10 склонившего голову под ярмом самодер-
Завия. Так родилась его знаменитая «Ду-

На заседании

лермонтовского

Через десять дней Советский Союз Sy-
№ празлновать 125-летие со дня рожде-
мя М. Ю. Лермонтова.

На Украине, в Грузии, в Белоруссии, в
родах Энгельс (Республика немцев По?
dba), Йошкар-Ола (Марийская АССР)
жевеке (Удмуртия), Новосибирске 0бразо-
мны юбилейные комитеты. 15 ‘октября
Повсеместно в столицах и городах братских
Теспублик устраиваются торжественные
Задания и вечера памяти Лермонтова.

По неполным сведениям лермонтовско-
10 комитета произведения Лермонтова, пе-
еюлятея на казахский, калмыцкий, ма-
рийский, улмуртокий, ненецкий, армян-
(КИЙ, грузинский, белорусский,
КИЙ, чурашекий языки.

3%

15 октября в Колонном зале, Дома сою-
в состоится торжественный вечер, _ поб-
вященный .125-летию со дня рождения
1ермонтова. Вечер откроет Н. Асеев. После
Мтупительного слова Алексея Толстого
. Кирпотин сделает доклад о жизни и
ТВорчестве Лермонтова. Программа концер-

украин-  ‘

НТОВА_

звестно, что в 1837

НИЯ

гучий,

отразившийся в «Родине», в «Бороди
не»
и ‘многих, г

HHAX,

..умевиги рано постичь недостатки

служит его. удивительное

тельно выше всех предрассудков патрио-
тизма и понимает. любовь к отечеству

RCTHHHO, CBATO и разумно... Полнейнгего

выражения чистой любви’ к народу, гу-
маннейшего взгляда на его жизнь нельзя
и требовать от русского поэта»,

Вот эту важнейшую сторону в творче-
стве великого русского поэта старое, досо-
ветское  литературоведение  замалчивало.
Протесту Лермонтова прилавался космиче-
ский, нравственный,  узко-индивилуали-
стический характер, лишь бы скрыть его
политическую основу. Была создана’ ле-
тенда © том, что Лермонтов _под конец
своей ‘жизни стал склоняться в славяно-
Ффильству. Лермонтова хотели вырвать из
основного потока русской культуры и рус-
ской литературы и связать его имя в ре-
акционными течениями. .

Только при советской власти стало воз-
можным  полновтью об’яснить творчество
Лермонтова. Лермонтов, наряду с Некрасо-
вым, является величайщим русским поли-
тическим поэтом ХХ века. Политическая
поэзия является сознательным устремле-
нием ‘творчества Лермонтова. Отголоски
«Гражданина» Рылеева слышны в «Поэ-
те» Лермонтова. Рылеев громил «изнежен-
ное племя», — Лермонтов бичевал «век
изнеженный», Вероятно, образ Рылеева и
образ Пушкина — автора многочисленных
революционных стихогворений — носился
в думах Лермонтова, когла он писал:

Бывало, мерный звук твоих могучих

: слов
Воспламенях бойца для битвы...
Твой стих, как божий дух, носился

над толпой,

Й отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол, на башне вечевой
Во дни торжеств и бел народных.

Творчество Лермонтова звучало так же,
как колокол, ‘воспламеняя бойцов для ре-
волюпионных битв. И в этом один из ве-
личайших уроков жизни и творчества
Лермонтова для современности. Только тот
поэт может создать великие произведения
в самых различных жанрах и на самую
различную ‘тематику, чье мировоззрение
пронизано органически и прочно передо-
выми политическими идеями современно-
сти. i я

Празднование юбилея Лермонтова яв-
ляется проявлением великого культурного
под’ема, переживаемого счастливыми‘ и
свободными ‘советскими республиками под
руководством великой партии Ленина—
Сталина; Память великого русского поэта
торжественно отмечают все народы СССР.
Произведения его переводятся на украин-
ский, белорусский, грузинский, армянбкий,
азербайджанский, туокменский, казахский
ий многие, многие другие языки нашей
родины.

Культурный ‘праздник, посвященный
Лермонтову, станет в ряду культурных
праздников, посвященных поэтам и поэти-
ческим произведениям других народов
CCCP: Шевченко, Руставели, Низами, Ha-
вои, армянскому эпосу «Давид Сасунский»
ит. д. Е `

В ue перекличке` великих имен с на-
глядной убедительностью обнаруживается
братская дружба народов Советского Co-
юза и их великая культурная миссия. На-
шим братьям, освобожденным доблестной
Красной Армией от панского гнета в За-
падной Украине и Западной Белоруссии,
мы открываем широчайший доступ ко всем
культурным богатствам современности и
культурного наследия прошлого.

a

комитета` ССИ

та состоит из чтения. произведений поэта
и исполнения музыкальных произведений
Ha его тексты. 6

Торжественное заседание, посвященное
Лермонтову, устраивает 7 октября ИФЛИ.
Профессор А.. Еголин сделает вступитель-
ное слово на тему «Лермонтов — поэт
борьбы». С докладом «Лермонтов и Пуш-
кин» выступит Д. Благой.

В лермовтовские дни состоится заседа-
ние ‘кафедры русской литературы ИФЛИ,
на котором булет заслушан и обсужден
доклад Б. Неймана «Лермонтов и декабри-
сты».

*

Институт мировой литературы им. А. М.
Горького устраивает 13 и 14 октября (в
Малом зале Консерватории) научную сес-
сию. посвященную Лермонтову. Будут сле-
ланы доклады В. Я. Кирпотина © полити-
ческих ‘мотивах в творчестве Лермонтова,
Лурылина — на тему «От романтизма к
реализму», Н. Л. Бродекого — о студен-
ческих тодах поэта и С. В. Шувалова —
6 мастерстве Лермонтова.

в которой и Герцен и Белинский
справедливо слышали призыв к борьбе.

году Лермонтов rpo-
ae Убийцам Пушкина народной распра-

Из политически отрицательного отноше-
ермонтова к самодержавию, к нико-
лаовской действительности. вырос его мо-

несгибаемьй патриотизм русского,
многих других его произведе-

«Лермонтов, — писал Добролюбов, —
c0-
временного общества, умел понять и TO,  .
что спасение от этого ложного пути ‘на-
ходится только в народе. Доказательством
стихотворение
«Родина», в котором он становится реши-

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЬ,

ПЕТР

Выходит под редакцией В. Вишневского, А. Кулагина,
В. Лебедева-Кумача, М. Лифшица, Е. Петрова,
Н. Погодина, А. Фадеева.

*

Католичество, православие и иудейство
лежат в Галиции толстым слоем, как енег
В горах. Это глухое место — заповедник
трех релитий. В Тарнополе, в конце ули-
цы Мицкевича стоит костел. Несколько
дней тому назад Нь колокольне костела
стоял пулемет.

Внутри: костел цел. Люди ‘входят, об-
мывают руки в «святой воде», склонив
голову вступают в огромный, ярко pac-
крашенный
одной стены“в деревянном резном шкафу
сидит ксендз в кружевной накидке сверху
ризы и в зеленой эпитрахили — широкой

молитвы к богу и прощать грехи, Люди
подходят к шкафу,  преклоняют колена.

Что-то шепчут ксендзу, и он им тихо от-
вечает,

Здесь, в этом месте, которое так похо-
же на старомолную кассу, многие люда
держат свою совесть и передоверяют ее
ксендзу, и он за них решает, как ии
жить, кого любить и кого ненавидеть.

На стенах костела’ висят пестро pat-

бражения на тему © страданиях христа.
3a алтарем два колоссальных
позолоченными крыльяии.

Еще не началась служба, но дубовые
скамьи костела полны сидящими, и на
холодном каменном полу женщины стоят
на коленях.

Женщин много, большинство в шляпах.
Есть совсем бедно одетые, много полрост-
КОВ, Много стариков, и нет ни одного че-
ловека в военной форме. Я не увилел ни
одного солдата бывшей польской армии.
Может быть, это случайно. Может быть.
многие из них хоть за несколько дней
увидели, кудь привели Польшу пани
ксендз.

Если пойти по Тарнополю, на улицу
потише, то увидишь серую, похожую на
кре русскую церковь. Около церкви
НИ с нательными крестами, надегыми
поверх платья. Церковь внутри ярко! раз-

ИХ СТАВКА БИТА!

Гродно — один из крупных  гороков
Запалной Белоруссии. Он красиво ‘раски-
нулея на крутых берегах Немана. Этот
город тюляки пытались превратить в свою
крепость, оказать здесь вооруженное е9-
противление Ёрасной Армии, пришедшей
на помощь белорусскому наролу.

Выбор Гродно в качестве опорного
пункта для преграждения пути красным
войскам не случаен. В Гродно живет око-
ло 60 тысяч человек. Но рабочих злесь
мало, и они раздроблены по мелким пред-
приятиям; в городе есть фанерный завох,
государственная табачная фабрика,  не-
большие кожевенные и лесопильные 33-
воды. .

Буржуазия- и их атенты из разных
партий и профсоюзов всеми мерами стре-
мились разобщить рабочих, внести в их
ряды разложение. Они изгоняли ¢ пред-
приятий революционно настроенных pa-
бочих, грозили жестокими карами за иа-
лейшее проявление протеета против вар-
варекой экоплоатации. В Гродно было 10
3.000 безработных и столько же плохо

лачиваемых рабочих,  зарабатывавших

больше 200—300 рублей в гл и рз-
ботавших 5—6 месяцев.

Буржуазия использовала все возможно-
сти для укрепления своих сил. Она име-
ла свои партии: «Озон» во главе с ди-
ректором табачной фабрики Basu,
«Эндецию» — во главе с адвокатом Да-
нилевичем. Их обслуживали пепеэсовцы,
бундовцы,  сионисты и пр. Буржуазия
имела свою боевую, хорошо вооруженную
банду — «Союз стрелков», в которую

вербовали буржуазную и мелкобуржуаз-.

ную молодежь. Гимназии, в которых Учи-
лись дети богачей, были пропитаны 1у-
хом шовинизма. Вне школы дейстРорала
«служба молодых», в которую втягива-
ли деклассированные элементы мололежи.

Охновременно буржуазия всячески под-
кармливала остатки русской контрреволю-
пии — осевших в городе петлюровцев и
сполвижников Булаховича. Из их свреы
вербовались шпионы и диверсанты, пере-
брасываемые через границу СССР.

Однако революционная часть рабочих,

Нескончаемой вереницей движутся вой-
ска. Танкисты, конники, пехота, артилле-
ристы. Огромная вооруженная сила вели-
кого народа, выступившего на 9свобожде-
ние своих братьев.

Части полтягивались к Вильно.

Вот среди других шагает Андрей Ильич
Денисов, рабочий завода близ Рославля.
Всего несколько недель тому назад его
призвали в Красную Армию. Й он ока-
зался в числе участников замечательного
марша от границы до Вильно. Он шагал в
общем строю, никакая усталость не могла
сломить этого простого человека, во внеш-
нем облике которого никогда не было ни-
чего героического.

Он шагал потому, что он знал свою за-
дачу, что он вместе с сотнями других
бойцов шел освобождать своих братьев по
классу. :

Роту Денисова обстреливали из лесов.
Бойцы» отвечали на огонь огнём и шли
непреклонно дальше.

По дороге Денисов беседовал с. кресть-
янками Западной Белоруссии. Он расска-
зывал им о жизни Советского Союза, и
они.с большим. жадным вниманием при-
слушивались к словам этого невысокого,
обросшего щетиной человека. «Каждый

И.М

УРАЙ
[ААП ТА

ВОСХОД СОЛНЦА

я раззолоченный зал. Около

ленте, обозначающей его правы возносить

крашенные барельефы — выпуклые изо-

антела с

В. ШКЛОВСКИЙ
©

золочена, засышана иконами. Иконы не
только на иконобтасе, но и над ним в
раззолоченной арке. @

Служба начинается звойком. Открыва-
ются _дарекие врата. Стриженый поп в 30-
лотой рясе зажигает электрические свечи;
выходит читать евантелие.

Женщины в Черных и белых платках,
старухи с клюками входят в церковь и
тяжело опускаются на колени.

Ничего не дал им бог за их долгую
старую жизнь, кроме больных ног, & они
все молятся и бормочут благодарности.

Религия на Западной Украине очень
большая сила, и раз’яснять верующим их
ошибки надо терпеливо, но настойчиво.

Идем дальше.

Входим в еврейскую часть города. Ba-
дим маленькие домишки, полурззмытую
мостовую, мощеную крупным камнем.

Недалеко от Сореда стоит тяжелая си-
нагога с каменными, двухметровыми‘ сте-
‘нами. Синагога старая. Ей лет 300. Нал
входом лев, расписанный черным лаком.
Вход в синагогу ‘внизу. С потолка сви-
сают старые медные листы, на которых
религия, угодливая к власти, если власть
ей покровительствует, приделала одногла-
вых польских орлов. Te же дубовые
скалгый, как в костеле, и на передних
местах также сидят люли, которые богаче
и знатнее. Старинное серебро, иссекшаяся
парча. Пышная бедность царит в. синагоге.
. С нами вошел в синагогу столяр. Он
зарабатывает в день три злотых .и может
учить из своих детей только одну дочку.
Ее обучение стоит третью часть заработ-
кз. Он принадлежал когда-то к. еврейской
меньшевистокой партии бунловцев и ефо-
тографировалея в группе кустарей, поста-

вив перед собою портрет Карла Маркез..

Но в кармане у него ермолка, и он надел
ве, входя в синагогу. . у

В. ИЛЬЕНКОВ
>

несмотря. нд свою малочисленность, = не

‚склалывала оружия и вела неустанную

борьбу за улучшение экономическом п
политического положения трудящихся. Bo
время иайекой демонстрации прошлого го-
дь на плацу Батория произошла кровавая
схватка между рабочими и агентами бур-
жуазии, } :

Пытаясь ‘обезглавить революционное
лвижение, буржуазия заточила в тюрьмы
на десятки лет лучших сынов белорусско-
м народа. Она лишила рабочих элемен-
тарных легальных возможностей.

`И вдруг гнилое здание польского госу-
дарства затрещало сверху донизу. Постро-
енное на фундаменте насилия и порабоше-
ния трулящихся, на безжалостной экспло-
атации пролетариата, оно распалось в не-
сколько дней.

‚В 17 сентября 1939 года город ока-
залея без власти — чиновники бежали.
Тотда на сцену появился «спаситель» в
лице заместителя городского головы Савип-
кого, пепеэсовокого ставленника. Он  Ha-
чал сколачивать белогвардейские отряды,
& так как головорезов нехватало, — вы-
пустил из тюрьмы уголовников и воору-
Жил их.

18 сентября рабочие, собравшиеь на
плацу Батория, направилясь к тюрьме и
освободили свыше двухсот политзаключен-
ных Освобожденные и рабочие начали во-
оружаться, собирая винтовки, брошенные
польскими солдатами, которые отказыва-
лись воевать. Восставшие захватили на
улице Дельна автомобиль @ оружием, пред-
назначенцым для белогвардейцев, ‚и напра-
вились к центральным улицам города.

В это время на улице Ожешкова засту-
чал пулемет. Это стрелял по толпе рабо-
чих сын богача-пароходчика Шиманский.
Белогвардёейцы и поляки бросились на ра-
бочих с оружием. Восставшие вынужле-
ны были. отступить. Начались аресты. К.
вечеру тюрьма снова была набита доотка-
за. Буржуазия торжествовала свою победу.

ЗАШИТНИКИ

>

ИСБАХ`
<

боец должен сейчас быть политруком», —
улыбаясь заметил Денисов.

Вот покачивается на своем коне млад-
ший политрук Гаргопа, совсем молодой че-
ловек, но очень старый комсомолец, шах-
тер. Его эскадрону было лано 060бо ответ-
ственное задание — разведать мебта. со-
средоточения банд в окружающих Вильно
лесах. Вавалеристы насквозь  прочесали
леса, тщательно выполняя опасное пору-
чение. ы

В походе политрук проводил беседы с
бойцами, отвечал на их многочисленные
вопросы, читал сообщения из газет,

Вот рядом с Гаргопой едет о младший
лейтенант Тарасов, комсомолец, недавно
подавший заявление в партию. Бойцы его
взвоха  Вандерлан, Шумеев, младший
командир Гуляников, Цыганков проявили
0собую выносливость в походе. Им не
пришлось вплотную, лицом к липу
схватиться © врагом. Ho стремительный
марш, постоянная опасность, обстрел из
окружающих лесов закалили и укрепили
их волю. В разведке они показали себя
опытными, инициативными бойцами.

А

ОРГАН
ПРАВЛЕНИЯ
СОЮЗА

СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
СССР

ПИСАТЕЛИ
НА ИЗБИРАТЕЛЬНОМ
УЧАСТКЕ

Партийная организация Ленинградского
отделения союза советских Писателей —
головная парторганизация 44-го избира-
тельного участка. № активному участию
в предвыборной кампании и проведении
выборов в Верховные Советы СССР и
РСФСР, помимо, коммунистов, мы привле-
кли и многих беспартийных писателей.
Участковую избирательную комиссию по
выборам_в Верховный Совет СССР возгла-
вляли беспартийные писатели Л. Раков-
ский и J. Борисов, а во время выборов
в Верховный Совет РСФСР заместителем
председателя участковой избирательной Ео-
миссии был беспартийный литератор B. Op-
лов. Очень велика была на нашем уча-
стке роль писателей в прелвыборной зги-
тации. Правление Дома им. Маяковского
и отдельные поэты, прозамки, храматурги
проделали здесь большую работу. — не
случайно наш 44-й участок был признан
одним из лучших в Дзержинском избира-_
тельном округе.

Тотчае же после выборов в Верховный
Совет` РСФСР писательская парторганиза-
ция решила закрепить достигнутые успе-
хи. Было важно не потерять налаженную
связь с избирателями, не растерять актив
избирателей, еще, более сплотить и укре-
пить его. В известной мере нам это уда-
лось, продолжая массовую политическую
работу среди населения участка. Все это
время в Доме писателя регулярно устраи-
‚вались вечера для избирателей бывшего
44-го участка. (Интересно прошли ветре-
ча с Николаем Тихоновым, вечер драма-
тургов и т. д.). Кроме того наши аги-
таторы проводили беседы в красных угол-
ках, на квартирах. И хотя в летние ме-
CHIE из-за обычного раз’езда писателей
работа ве же несколько упала, но
сейчас, когда снова развернулась подго-
товка к выборам в местные Советы тру-
дящихся, мы приступаем к ней, ощущая
помощь довольно птирокого актива писа-
телей и населения бывшего 44-го изби-
‚  рательного участка,

Одиннадцать писателей-агитаторов встре-
тились уже се избирателями. Среди агита-
торов — В. Кетлинская. Лев Канторович,
Е. Добин, М. Чумандрин, молодой лите-
ратор Я. Мерзон и др. `Вее они провели
уже беселы о предстоящих выборах. е03ла-
ли одиннадцать кружков по изучению из-
бирательного закона. Как известно. выбо-
ры в местные Советы хепуталов  трудя-
щихся, по сравнению © предыдущими из-
бирательными кампаниями, булут более
‘сложными. Во все местные Советы. на-
пример, депутаты будут избиратьея одно-
временно. Избирательный закон устанав-
ливает образование отдельных избиратель:
ных округов по выборам в каждый Совет
при общем избирательном участке. Каж-
дый избиратель в один день и в оном
месте будет голосовать за нескольких де-
путатов.

Раз’яснение и изучение Положения ©
выборах — чрезвычайно важное дело.
Но разумеется, писатели-згитаторы не от-
раничивают себя только такой задачей.
Они проводят с избирателями беседы на
политические темы, отвечают на множе-
ство вопросов... Необычайно оживленно,
с огромным под’емом прошли читки речи
по радио председателя CHR CCCP тов.
В. М. Молотова о решении советского пра-
вительства помочь бралеким народам За-
падной Украины и Западной Белоруссии.
Писатели-агитаторы рассказывают 0 Be-
личайшем энтузиазме, с которым было
встречено в каждом доме. в каждой квар-
тире известие © благородном решении пра-
вительства Страны Советов.

Работа развертывается. Конечно, она.
выйдет за границы бывшего 44-го участка
Дзержинского избирательного округа. Луч--
шие писатели будут работать и в окруж-
ных и в участковых избирательных ко-
миссиях город» Шенина, & значительная
часть писателей примет участие в пред-
выборной работе стихами, рассказами,
эстрадными произвелениями. Избирательная
кампания во время выборов в Верховные
Советы СССР и РСФСР была для ряда ли-
тераторов отличной школой массовой поли-
тической работы. Такой же школой боль-
шевистской агитации, организационной и
политической работы станет и кампания
по выборам в местные Советы депуталов
трудящихея. Писалели будут добиваться
новых побед сталинского блока коммуни-
стов и беспартийных, избрания в Советы
лучших сынов и дочерей советского на-
рода, до конца преданных великому делу
Ленина — Сталина.

Петр КАПИЦА,

Секретарь партбюро Ленинградского
отделения союза советских писа-
телей.

КНИГИ 0 ЗАПАДНОЙ БЕЛОРУССИИ
и ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ

Издательство «Молодая гвардия» выпу-
скает сборник «Братьям-украинцам И
братьям-белоруссам», в который войдут
стихотворения русских, белорусских и ук
раинских поэтов, посвященные освобожде-
нию белоруссов и украинцев. от польскога
гнетя. р

На-днях выйдет из печати исторический
очерк Осипова «На берегу Днепра» — @
борьбе в ХУТ веке украинцев против по“
ляков, о движении за присоединение Vu
раины к московскому государству.

Издается брошюра Ю. Дашкевича «Вдиз
нокровные братья» — 0 том, как жил
молодежь Польши, и.о внутренних причи*
нах распада польского государства.

В синагоге надо сидеть, накрывши го-
лову, как в костеле, &’в церкви надо быть
непременно без шашки. У разных богов
разное представление о вежливости.

Раввин в длинном шелковом сюртуке ¢
пейсами в колечках. Молодежь не так уже
сильно верит. Ей кажетлея смешным но-
сить ермолку, и молодые люди сидят в и-
нагоге, надев сетку для волос. Тажие сет-
ки надевают на ночь, чтобы хорошо легли
волосы. Религия приспосабливается, при-
норавливается, изекируется. Это хитрый,
хитрый враг, замечательно  изучивший
местность. ‘`

Православные, католики, евреи, немцы,
евантелисты. Четыре религии. владеют
многими душами в стране, которую MBI
освобождаем.

При помощи этих религий одних тру-
дящихеся налравливали на других, и па-
мять о старых обидах делала религиозное
чувство еще более пламенным.

Около памятника Мицкевича на митин-
те первый раз пели «Интернационал» cpa-
3y на четырех языках.

Люди еще не знали все слова великого
гимна и далеко не все в нем понимали.
Отдельные строфы пелись всеми, иногла
пение затихало, выделялось только не-
сколько голосов. Но пели украинцы, по-
ляки, русские, евреи одну песню. «Интер-
нащионал», спетый так, звучал 6 новой
силой. ; :

Олин русский поэт говорил, что никло
Tak хорошо не выполняет приказа, как
солнце, если ему приказать утром встать
с востока. Мы боремся во имя правды, хо-
тим добра для трудящихся. Прихол комму-
низма исторически неизбежен, как восхот
солнца. Мы помогаем истории, и весь ве
хол за нас.

Как бы ни были крепки стены синато-
ги, церкви, костела, пение «Интернади-
онала» ‘перекроет любой орган и голое
кантора.

Тарнополь.

«Озоновцы» и «стрелки» врывались в
квартиры рабочих и еврейского населения,
избивали их приклалами, многих искалечи-
ли штыками. многих убили. В дом белоруе-
са рабочего Бертеля они швырнули грана-
ту, убили его и_ двух. детей. ek

Тем временем в Гродно стекались во
всех сторон офицеры, разбитые Красной
Армией, полицейские, вооруженные осални-
ки. Они спешно укрепляли подступы к го-
роду, рыли окопы, минировали мосты,
строили проволочные заграждения.

В стратегическом отношении Гродно
представлял собой удобный пункт для 0бо-
роны. Чтобы вступить в город, частям
Красной Армии нужно было пройти мо-
сты через Неман и двигаться по необы-
чайно узким улицам города. Поляки это
учли и постарались превратить кажлый
дом в крепость. Они забаррикадировалиеь
в казармах, костелах, церквах, засели ©
пулеметами на черлаках, в подвалах.

Чтобы сбить с толку население, они пе-
редавали по радио лживые сообщения 0.
том, что Красная Армия отступила к гра-
ницам СССР, что город нужно оборонять от
немцев. И даже тогла, когда к городу по-
лошли танки Красной Армии, офицеры го-
ворили народу, что это — немецкие тан-
ки. Но трудящиеся уже знали © речи
товарища Молотова, произнесенной m0 pa-
дио, и с нетерпением ожидали вступле-
ния В город частей Красной. Армии.

„И она пришла утром 20 сентября. Нз-
чался ожесточенный бой. Офицеры стреля-
ли из окон, обливали танки бензином ‘и
зажигали их. Но ничто не могло устра-
птить мужественных бойцов и командиров
Красной Армии. Они емело шли в езмые
опасные места и били врагов, He щадя
своей жизни. °

В историю Красной Армии вписана но-
вая волнующая страница. Имена героев
уже известны всему СССР и народу 3a-
палной Белоруссии. Красная Армия при-
шла на помощь трудящимся города Гродно,
и ови никогда не забулут этих историче-
ских пней. ,

Гродно.

Вот шагает боец артиллерийского пол-
ка Рувим Минкин, комсомолед е витеб-
ской фабрики «Стяг».

9 сентября он пришел в ряды Красной
Армии, а 17-го уже переходил границу У
Ореховны. оставив позади себя польский
столб с белым орлом на макушке.

Когда Рувим Минкин проходил через
местечки Западной Белоруссии, его окру-
жали евреи-поселяне и долго расспраши-
вали о жизни Советской страны. И Рувим
Минкин тоже был политруком и пропа-
гандистом.

Вот шагают они, бойцы-пропагандиеты,
от границы к Вильно.

Они шагают мимо картофельного поля,
Две крестьянки — Елена Cy6ou и мать
ее, старуха Мария Кимбар, копают кар-
тошку, но нет-нет оторвутся они от своей
работы и с восхищением и благодарностью
смотрят на проходящих бойцов, на Андрея
Денисова, на Гаргопу, на Тарасова, на
Минкина — на вооруженных братьев сво-
их из Советского Союза, принесших им
освобождение.

Отныне они знают, что жизнь их пой-
дет по-иному. Их мирный труд будет за-
щищен непобедимой Красной Армией.

Вильно,