К 125-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

ИНИЦИАТИВА
КОМСОМОЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ

Творчество М. Ю. Лермонтова глубоко
интернационально. Влиявие великого рус-
ского поэта сильно сказалось на произве-
дениях таких классиков литературы на-
родов СССР, как Абай, Тукай, ° Иванов.  .
Поэтому Лермонтов одинаково дорог всем
народам Советского Союза. Первой обра-
тила на это внимание своих’ читалелей
республиканская газета «Ленинсел джас»
(оргав ЦЕ и Фрунзенского горкома ЛЕСМ
Киргизии).

«Ленинсел джас» в номере от 24 сен-
тября посвятила страницу творчеству Лер-
монтова. Напечатаны отрывки из романа
«Герой нашего времени» в переводе Вур-
башева и несколько стихотворений Jep-
монтова в переводах Исмурзаева, Османо-

ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ
НА ПРИЗЫВНЫХ ПУНКТАХ

Сектор пропаганды художественной ли-
тературы ССИ обратился к писателям и
поэтам с предложением выступать на при-
ывных пунктах столицы перед будущими
бойцами Красной Армии.

Писатели и поэты торячо откликнулись
на этот призыв. Начиная с. 16 сентября,
на различных призыВных ‘пунктах прово-
дятся литературные вечера, беседы пи-
сателей с призывниками. Беседы проходят
в теплой, товарищеской атмосфере.

В Москворецком пункте призывники;
ожидая своего вызова, читали газеты, кни*
ти, беседовали. Комиссар пригласил собрав-
шихся теснее сесть в кружок у стола,
Приехали поэты В, Инбер и А. Ромм,
Инбер прочла свои стихи «Нас четве-
ро» и «Москва в Норвегии». Ромм — свой
перевод стихотворения Эми Сяо — «Балла-
да о китайском шофере».

В Ленинском призывном пункте высту*
пили лт. С. Городецкий и М. Колосов. Око-
ло двухсот призывников внимательно слу-
шали беседу (С. Городецкого о Западной
Белорусеии. Спралиивали о том, что пред

ИНТЕРЕСНАЯ

От нашего специального корреспондента

Киеве, в библиотеке Академии наук
УССР. открыта выставка, посвященная За-
падной Украине и Западной Белоруссии.

Первый раздел выставки — история,
начиная с древнейших времен. Здесь боль-
пюе внимание “уделено борьбе  западно-
украинекого и белорусского народов © пан-
ской Польшей. В частности, представлены
основные летописи о периоде освоболитель-
ной борьбы, возглавляемой Богданом Хмель-
HAREM,

Осмотрев витрину географии, экономики
и геологии, посетители переходят в экс-
понатам, демонстрирующим ценнейшие ма-
териалы по истории  западноукраинской
литературы: книги, рукописи, автотрафы.

Наиболее полно представлены 30—40 гг.
МХ столетия. Мы вилим книги Я. Jo-
ловацкого, М. Шашкевича, И. Вагилевича,
М. Устияновичь и крупнейшего предета-
вителя этого периода, поэта, прозаика и
драматурга Юрия Федьковича.

Перед нами один из первых западно-

ва; на этой же полосе помещена статья
о Лермонтове 9. Беккера. :

Редакция газеты решила до юбилейных
дней ознакомить киргизский народ. © заме-
чательными образцами творчества великого
поэта. Инициатива «Ленинсел джас» по-
лезна и ценна. Киргизский народ впервые
нолучает возможность читать на родном
языке Лермонтова. Однако редакцией до-
пущены некоторые неточности. Например,
«Герой нашего времени» почему-то пере-
водится во множественном числе «Герон
нашего времени». В статье 9. Беккера
убийца Лермонтова — Мартынов назван  .
другом поэта. р

Мы надеемся, что редакция не отрани-
читея одной полосой к юбилейным дням,
еще шире осветит творчество Лермонтова.

3. Ш.

НОВОЕ ИЗДАНИЕ ПОЭТА

ЛЕНИНГРАД. (0т наш. корр.). К лер-
монтовскому юбилею Ленгосиздат выпуска-
er полное собрание сочинений М. Ю. Лер-
монтова в 4 томах. Вступительная статья
и комментарии написаны проф. ВБ. М.
Эйхенбаумом.

Новое издание Лермонтова — подпис-
ное. Первый и второй томы сейчас печата-
ются и в ближайшее время будут разосла-
ны подписчикам. Два последних тома вый-
дут в свет в начале 1940 года. Любопьт-
но, что в магазине периодических изданий
Ленкогиза в течение 30 минут была при-
нята подписка на 100 экземпляров собра-
ния сочинений Лермонтова.

+ +

Ленинградский литературовед СЛ. Я.
Гинзбург закончила книгу «Творческий
путь Лермонтова». Книга выйдет в Лен-
гослитиздате в 1940 ду,

ВТО В ЛЕРМОНТОВСКИЕ
ДНИ

Всероссийское театральное общество В
дни лермонтовского юбилея организует
специальную декаду, посвященную TBOp-
честву М. Ю. Лермонтова. В кабинете
русской классики будет сделан ряд
научных докладов © проблемах лермон-
TOBCKOH драматургии (например: «Лермон-
тов и л русский драматический театр»,
«Образ Арбенина и история его сцениче-
ских трактовок»). - +

В Большом зале состоится` торжествен-
ный ‘вечер. После доклада о ‘творчестве
Лермонтова артисты московских и ленин-
традских театров выступят с чтением сти-
хотворений, отрывков из пьес, исполне-
нием арий и романсов на лермонтовские
темы и тексты. Будет устроен вечер опер
Лермонтова: Музыкально-литературный ан-
самбль 1®д. руководством К. `Поповя
исполнит оперу ростовского композитора
Аксюка «Вадим» и ораторию «Купец Ка-
лашников».

Ленинградский драматический театр им.

Пушкина покажет в Доме актера отрывки
из пьесы Лермонтова «Маскарад».
° Кабинет русской классики из группы
лермонтоведов организует коллектив лек-
торов. На периферию рассылаются тезисы
докладов, посвященных Лермонтову, и
методические письма для организации
юбилейных вечеров в театрах.

Всероссийское театральное общество об’-
явило конкурс на лучшее ‘исполнение
‘произведений М. 0. Лермонтова. Конкурс
начинается 5 октября и продлится месяц.
Для участников конкурса организуются
консультации режиссеров и литературове-
дов. Председатель жюри конкурса — Ha-
родный артист Союза ССР В. И. Качалов.

Н.  АЛЕКСЕЕВА
«Домик Лермонтова»
в Пятигорске

«Наружность домика самая непривлекз-
тельная», — таково описание последней
квартиры Лермонтова в Пятигорске, еде-
ланное в 70-х годах: «Одноэтажный, ни-
зенький, он походит на те постройки, ко-
торые возводят отставные солдаты в ело-
бодках при уездных городах. Главный фа-
сал его выходит во двор и имеет три окна,
но все три различной величины и вида...
Сбоку домика, © правой стороны, пристрое-
ны деревянные сени с небольшим, © двух
ступенях, крылечком. Стекы снаружи o6-
мазаны глиной и выбелены  известкой.
Крыша  тростниковая. © одной трубой...
‚ Общий вил квартиры далеко не предетави-
телен. Низкие, приземистые комнаты, ©тё-
ны которых оклеены не обоями, но про-
стой буматой, окрашены домашними сред-
ствами...» 4

В этом флительке, находящемся внутри
двора, великий поэт провел последние
месяцы своей жизни: май — июль 1841
года. Сюла под проливным дождем пере-
везли c места дуэли его тело. Сюда. соби-
ралея притти убийпа Мартынов, чтобы
«проститься с ‘телом лучшего друга и
товарища». Эта просьба Мартынова была
столь цинична, что даже начальствующие
липа понаставили на ней, вместо ответа,

вопросительные и восклицательные знаки.

А Монго-Слолытин писал Мартынову: «что
me касается до того, чтобы тебе выходить,
не советую. Дай утихнуть шуму».

Собравшиеся на похороны поэта ‘долго
ждали, пока служители перкзи кончат пе-
ee

Литературная газета

6 № 55

Уполномоченный Главлита_ Б— 5046,

ставляет сейчас литература Западной Бело-

хотворения П. Глебка «К. родным братьям»,

неких альманахов «Русалка Днестро-
вая» (1837 г.), в котором печатались,
главным образом, народные украинские
песни, думы и думки, обрядовые песни,
колядки, загадки. сказки. Но в этом же
альманахе публиковались и переводы,
например, сербеких народных песен и так
называемой «Краледворекой рукописи».

руссии. Городецкий рассказал о подполь-
ных политических журналах Белоруссии,
которые там раньше издавались, читал
народные частушки, песни, распеваемые
украдкой белорусской беднотой.

Дочку спрашивал отец:
Где счастливою жизнь бтала?
Дочка «долго не молчала

«Там, в советах», — отвечала. Рядом © альманахом — олин из ран-

м них журналов Западной Украины — «30-
Батька свинушку купил, ря Галицка», начавший выходить В
А сынок ее кормил, 1848 г.

Только сала не едал:
Все помещик отобрал.

``Ватем Городецкий прочел переводы CTH:

Специальная. витрина посвящена заме-
чалельному революционному поэту и пи-
сателю Ивану Франко. Здесь собраны
первые издания ето книг: рассказы «Бо-
рислав» (издание 1877 г.), крупнейшее
прозаическое произведение Франко — 1по-
весть «Воз, Сопот» (1884 г.), издавав-
шийся во Львове альманах «Дзвн» («Во-
локол»), в котором в 1878 г, впервые на-
печатан «Вох Сопге®ют» («Удав»). Здесь
же выставлен львовский журнал «Свт»
за 1881 г., где впервые напечатана по-
весть Франко из жизни нефтяных. про-
мыелов в Галиции «Борислав смеется».

В рукописном разделе выставки поме-
шены подлинные автографы ; тол-

П. Бровко «Родной Украине» и свое ети-
хотворение «Встреча Красной Армии».

М. Колосов прочел рассказ «Десять
верст».

Поэты Я. Смеляков и Д. Алтаузен чи-
тали призывникам  Краснопресненского
пункта стихотворения о. Белоруссии и
Украине. А. Коваленков провел товарище-
скую беседу с призывниками Трехгорной
мануфактуры.

Призывники Фрунзенского района’ 6об-
рались на выставке «Индустрия социализ-
ма». Они дружно приветствовали Л. Аргу-
тинскую, которая рассказала ‘им эпизоды
тражданокой войны на Кавказе в 1918
году. :

Во встречах © призывниками принима- ;
ют также. участие писатели и поэты: К 80-летию со
В: Аврущенко, Р. “Asapx, Л. Соболев,
В. Ардов, Д. Кедрин, С. Васильев, П. Мар-
num, B. И. Молчанов, Л. Длигач,
С Болотин, В. Герасимова. П. Железнов,
3. Чалая, Л. Кассиль, Л. Пеньковский.
ПТ. Сослани, А. Адалис, И. Чичеров и

ПРОПАГАНДА
~~ ВЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ВЫСТАВКИ

Управление Всесоюзной сельокохозяйст-
венной выставки готовится в встрече се-
зона 1940 года.

Исключительные успехи сельского хо-
зяйства в нашей стране. отразились В
многочисленных экспонатах, представлен-
ных на выставке. Однако обилие этих эк-
опонатов ‘и. большое ‘время, требующееся-
для подробного ` ознакомления ‘с ‘ними, неё
дают ‘возможности.’ посетителю глубоко
изучить интересующие его вопросы, Здесь
огромная роль’ принадлежит пропаганде,
в частности, печатному слову, книгам 06
отдельных павильонах, об. экспонентах и
достижениях колхозного строя.

Рассказать 0б этом увлекательно, тол-
ково — и есть основная задача управле-
ния пропатанды Всесоюзной  сельскохо-
зяйственной выставки. Между тем до сих

ЛЕНИНГРАД. (Наш морр.). В Лениятрад-
ском отделении с0юз® советских писате-
лей под предеедательством Николая Тихо-
нова состоялось первое заседание
ного комитета по проведению 80-летия со
дня рождения Коста Хетатурова. В co3-
данный в Ленинграде юбилейный коми-
тет вошли Н. Тихонов (председатель),
А. Прокофьев, М. Зощенко, В; Саянов, М.
Фроман, Ве. Рождественский, Ве. Азаров,
С. Спасский, Л. Попова, директор Инетиту-
та литературы Академии наук CCCP
Il. Лебедев-Полянский, проф. С. Исаков
(Академия хуложеств), скульптор Манизер,
художники Перовская, Кибрик и Самохва-
лов, ‘композитор Томилин, тт. Абаев и А.
Хетагуров, представители печати. —

Все ‘ленинградские’ журналы печатают
статьи © жизни и творчестве Коста Хета-
гурова, стихи в нереводах ленинтрадских

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Дом писателя
им. Маяковского организовал для. ленин-
градеких писателей краткосрочный семинар

согласились работники управления ВСХВ
на совместном совещании, организованном
бюро национальных комиссий при

3 октября 1939 г.

Писатели П. Сдетов, Г. Фиш, В. Финк,
Л. Пасынков, Г. Санников и другие рас-
сказали о темах, их волнующих, о тех
творческих возможностях, которые откры-
вает перед ними выставка.

После обмена мнениями было решено
создать комиссию в составе. В. Финка,
Г. Фиша, Н. Чертовой, Л. Пасынкова,
В. Попова, П. Слетова и Гр. Санникова,
которая тотчас же приступит к работе по
отбору тем и привлечению писателей к
их разработке. _-

реговоры с начальством: можно ли хоро-
нить Лермонтова по церковному обычаю.

До нас дошла сухая запись в метриче-
ских книгах:

_ «Погребение nero не было».

Один из священников. после долгих уго-
воров, согласился наконец проводить пе-
чальную  процеосию до кладбища. Но
‚келужители божии» не поделили двухсот
«сребреников», полученных 384 похороны
поэта. В духовную консисторию поступил
донос. Началось дело © «незаконном погре-
бении» М. Ю. Лермонтова. Консистория
вызывала свидетелей, вела допросы. В этом
следствии дошли до нас многие подробно-
сти о похоронах поэта.

На похоронах было «народу — море
целое». Когда процессия тронулась, «так
было тихо, что только слышен был шо-
рох сухой травы под ногами», вопюминали
друзья поэта.. i

В эти же дни в доме собралась комис-
сия: для описи имущества. Присутствовали
городской голова, судья, командир баталь-
она, плац-ад’ютант и ‘даже квартальный
надзиратель. Между прочим, в опись з8-
несли: «Собетвенных сочинений покойного
м разных лоскуточках бумаги, кусков —

».

Когда Мартынов уехал в Киев © 0рео-
лом «героя», & тело Лермонтова перевезли
в родные Тарханы. скромный домик поэта
в Пятигорске был надолго забыт.

Он стал «частным владением». ‚ Меня-
лись его хозяева, каждый  перестраивал
флигель по собственному вкусу... Только
в 1912 году, когда в дело вмешалась Ака-
демия наук, пятигорская городская дума
наконец откупила эту усадьбу от владель-
Цев. Домик, препорученный заботам кав-

существование, И, в сущности, история
музея «Домик Лермонтова» начинается ©
советского времени.

В музее постепенно организовался кол-
лектив  сотрудников-энтузиаетов, и дело
было поставлено наконец на научную
почву. Но музей был беден. Вся обета-
новка. бывшая. в домике во времена Лер-
монтова, еще в старые годы; куда-то ис-
чезла. Музейную экспозицию . приходилось
‘строить заново, ‚обращаясь к помощи на-
учных организаций и музеев Москвы 2
Ленинграда, Нельзя сказать, чтобы помощь
была очень действенной. Однако-в этом го-
ду музею. удалось развернуть культурно
сделанную экспозицию, которая отражает
жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.
Специальный раздел посвящен детству и
юности п0эт&.
` В разделе «Политические произведения
Лермонтова» представлен редкий экземпляр
книги Рылеева. Здесь же рукотисный спи-
COR этого произведения, столь широко рас-
пространенного в студенческие годы’ ФЛер-
монтова.

Богато представлен кавказский период
жизни — первая и вторая ссылки.

узей уделил особенное внимание , та-
ким произведениям Лермонтова. которые
связаны © его мыслями © родине и о на-
роде. Стихотворение «Бородино» иллюстри-
руется редкими гравюрами и лубочными
картинами времен Отечественной войны.
Широко представлены материалы, рисую-
щие творческую историю «Песни про куп-
Ца ашникова»,

падноукраинские печатные книги:

Коста Хетагурова.

вазского Горного общества, влачил жалкое

ВЫСТАВКА.

стая общая тетрадь черновиков CTHXOTBO-
рений и заметок на самые разнообразные
темы; несколько листов ‘большого формата
о западноукраинской литературе ХУП—
ХУП столетий (подготовительные заметки
Франко к большой иеследовательской ра-
боте), статья «По поводу «Очерка исто-
рии украинеко-русской литературы» (ог-
вет Франко своелгу. репензенту). ,

Хорошо представлено на выставке на-
родное ‘творчество Западной Украины и
Западной Белоруссии: сборники  Украин-
ских и белорусских нафодных песен, ока-
зок, заталок, пословиц, в том числе 3а-
мочательный сборник украинских песен,
собранный Головащким, белойусский
«Сборник памятников. народного  творче-
ства ‘в Северо-Затадном крае», выпусе
первый. изданный в  1866 г. в Вильно,
крупнейшие исследования И. Франко в
области народной песни, в частности, 0
характерной для народного песенного
творчества Запалной Украины — «коло-
ий приближающейся по жанру Е
русской частушке.

В разделе искусства собраны образцы
орнаментов и материалы по старой запад-
ноукраинокой архитектуре. А в музы-
кальном —— записи наролных мелодий и
ноты положенных на музыку украинских
и белорусских народных песен.

Интересна витрина «Памятник пись-
менности». Здесь мы найдем рукописный
отрывок из «Апостола» (XII столетия),
палтисанный языком, близким к русскому.
Здесь же — образец рукописи ХУ сто-
летия -—— «Четьи-Минви», так называемая
«Львовская летопись», начатая в ХУ сто-
летии, два сборника рукописных залисей
западноукраинских песен первой полови-
ны’ ХУШ столетия, рукописный
«Галицко-русские колядки, собранные
И. Вагилевичем» — записи произведены
в середине ХГХ столетия.

На выставке представлены первые 3&-
«Апо-
стол», напечатанный в 1574 г. во Льво-
ве первым московоким  книгопечатником
Иваном Федоровым и им же налечатан-
ная в 1581 г. в Остроге
Библия. ›

Г Ин. КРОТОВА

лня рождения

поэтов, & также стихи, написанные Хета-
гуровым на русском языке. В юбилейные
дни будет проведен большой вечер. Вету-
пительное олово скажет Ник. Тихонов. Рях
докладов посвящается творчеству Коста
Хетагурова как художника и театрального
деятеля. В художественную часть включа-
ются отрывки мз драматических и музы-
кальных произведений . поэт%.
Государственная орденоносная ‘ Публич-
ная библиотека им. М. Е. Салтыкова-

Щедрина устраивает выставку памяти В0-
ста Хетагурова. Е

Юбилейный комитет решил обратиться
в Ленинтрадский совет с просьбой назвать
именем Коста Хетагурова улицу, на кото-
рой жил в Петербурте народный осетин-
свий поэт. На доме, где жил Хетагуров,
решено установить мемориальную доску.

Изучают военные дисциплины.

ций и практические занятия (топография
и маскировка, связь. изучение оружия).
Лекции и занятия будут проводить коман-

пор почти вся выпущенная литература о   по изучению военных дисциплин. В про-   диры и Ленингралокого во-
выставке отличалась сухостью и скукой.   грамме семинара цикл теоретических лек- !енного округа. . у
На это указывали писатели. и с этим соо

«Домик Лермонтова». Рисунок неизвестного автора (1841 г.).
nag

Красочно показаны эпоха и: «водяное
общество» кавказских Минеральных вод,
современная поэту история самого домика.

Музей непрерывно пополняет свои кол-
лекции. На очереди открытие новых отде-
лов: «Лермонтов и цензура», «Писатели и
критики ‘о Лермонтове». Музеем собрана
богатзя ‘библиотека.
` Но музей не ограничивается работой в
своих стенах. Организованы выезды на
фабрики, в колхозы, в санатории. Пере-
движные выставки, которые музей устроил
из запасных фондов, пользуются огром-
ным вниманием.

Враевым издательством выпущена книга
директора музея. Е. И: Яковкиной «По
лермонтовеким местам». Книга эта являет-
ся первой попыткой дать сводный спра-
вочный материал по тем местам, которые
связаны на Минеральных водах с именем
Лермонтова. &

Музеем подготовлены к печати: биогра-
фия поэта — М. Николаевой; «История ги-
бели М. Ю. Лермонтова» — А, Новикова
и ряд других исследований. Научный кол-
лектив сотрудников музея работает чад
темами © литературных современниках
Лермонтова ›во время его кавказской ссыл-
ки, ведет сбор и. исследования кавказских
материалов, относящихся к эпохе Дермон-
това. ‘

В летние дни домик посещает свыше
тысячи экскурбантов, стекающихся на Ми-
неральные воды со всех концов Советского
Cowsa.

Советские люди, посещающие музей,
делятся своими мыслями © великом поэте.

олонхо = эпическое сказание народов
вера. Сейчас насчитываются уже десятки
вариантов эпоса. Их языковое,
сюжетное сходство навело якутских писа-
телей и сбрулников Инотитута язык И
кульгуры на мыель создать сводный текст
якутского эпоса. Писатель С. Вулачиков-
Элляй и А. Кулрин-Абачинокий опублико-
вали предложение ‘0б этом в газете «Соци-
алистическая Якутия».

сунокого» показывают, насколько благо-
дарным может стать такой труд. Инипиа-
THEO SKVTCKEX писателей должны заинте-
ре®ваться президиум ССИ и руководящие
якутекие организация.

за свое освобождение от власти Золотой
Орды осталось сказание 0б Илукае и Му-
ралыме, значительное ‘но только по своей,
глубоко ‘народной поэтичности.
культура башкирского народа находят
тероическом, эпосе своего исторического
свидетеля.

ного сказания. Запись эпоса была начать
еще в Х[Х веке; но в Баликирском научно-
исследовательском институте языка и ли“
тературы до сих пор нет полного. текста
эпоса и подобран лишь один его сокращен-
ный заризит.

ных листа — семьсот. пятьдесят строк
стихов и несколько страниц прозаического
изложения сказа. Но. ло сих пор даже этот
текст нигде не опубликован.

стимо пренебрежительного отношения сою-
за писателей Башкирии и руководящих ор-
ганизалий рестублики к народному геро-
(на Волыни) ическомиу эпосу.

ся. в Манчжурии. После захвата японца-

`ю молодым писателям, Лу Синь дал о ней

{книгу к изданию». : ;
ем

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ
` ПОЭТ

На освобожденной сейчае Красной ‘yp
мией земле Заталной Украмны 20 rep
му назад погиб сраженный пулей бело.
ляков один из славных бюйтов орз р
замечательный еврейский — поэт тер
Шварцмая.

И естественно, собравииеся 3 октяби
в Доме союзов на вечер, посвященный
памяти роэта, связывали воспоминания.
его прекрасной жизни и героической гр.
бели с освобождением Западной Увранны 1
Западной Белоруссии. .

Яркую характеристяку 0. Deamon
как поэта, граждатина и горячего pan
риота ‘своей  социалистической родины jay
Il. Марки.

И. Добрушин, подробыо анализируя 1
сни 0. Швардмана, показал все их жных
значение для советской еврейской nova,

М. Даниэль указал, что ‚0. Швауциа,
подобно В. Маяковекому, еще в rom п
перизлистической войны, предвидел пратор
социалистической революции.

С личным воспоминанием о поэт, д ео
месте среди еврейской писательской you.
дежи в предвоенные годы выетуни  ,
Бергельсон,

Л. Квитко прочитал отрывок из nowy
«Всзлник», посвященной 0. Швариилят,
А. Вушниров прочитал стихотворение, а.
тлавленное именем поэта, и дух =
«На освобожденной земле», посвящение
вступлению Краслюй Армии в пределы 3
падной Белоруссии и Западиюй Укранны,
На ту же тему прочитал стихотворение
0. Галкий. С. Росин читал сти и
смерть поэта.

С заключительным о словом, посвящи
ным жизни и творчеству 0. Шварцизаа,
выступил А. Гурштейн.

В президиуме торжественного заселани,
посвященного памяти 0. Шварпмана, г
ходились жена и CHA T0973, которых та.
ло привететвовало собрание.

ПЬЕСА 0 ЧЕРНЫШЕВСКОМ

К 50-летию со дня смерти великого рус.
ского писателя и революционера-демокрам
Н. Г. Чернышевского саратовский обл
ной драматический театр им. Карла Мар»
са тотовит пьесу саратовских драматури
В. Смирнова-Ульяновског и Б. Найхив-
«Чернышевский». :

Действие пьесы происходит в Пет
бурге в 1861—64 гг, и в Сибири,

Пьеса показывает Чернышевского в №
дакции журнала «Современник», в сум
в окружении революционеров того времь
ни: Сераковского, Н. Серно-Соловьевизь
Слепцова. и других, ‚ пребывание. Черни
шевскоо „в Петропавловской крепость
провокации атента Ш отделения Кост
рова и  лжесвидетеля Яковлева, очно
ставку Чернышевского с ними, гражде
скую казнь и пребывание писателя-рез»
люционера в Вилюйске.

Ставит пъесу режиссер В. А. Tapsams,
художник — ЕВ: К. Шаблиовекий, коме
зитор — ТГ. К. Ершов. Роль Черни»
ското тотовят ‘народный aprucr PCO?
И. Слонов и артист С. Бржеский,

Пьеса ставится при  непосредственаи
консультации внучки Н. Г. Чернышева
тю, заведующей музёем его нмени — Е.
ны Михайловны Чернышевской,

СКОНЧАЛИСЬ Л. ДБ

` ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.), В Лекинте
де ‘скончалась вдова Александра Влока-
Л. Д. Блок (дочь гениального русою
ученого Д. И. Менделеева). У Л.Д Ба
до последних дней хранились рукопися 1
другие, материалы, связанные с фо
отвом крупнейшего русского поэта,

Для принятия этого богатейшего лит
ратурного наследства А. Блока презиляй
ленинградского отделения союзь писателей
создал 0еобую‘ комиссию, в которую №
шли В. Н. Орлов, проф. В. В. Tam
А, Г. Островский. Дм. Цензор к Юр. №
нимский; *

ПО СТРАНИЦАМ
~ [RSET

ONOHXO
(«Социзтистическая Якутия»)
В течение многих векой созлаваловь

образное и

Примеры «Калевалы» и «Давила Ca-

ИДУКАЙ и МУРАДЫМ
(«Красная Бапгюития» )
Памятником борьбы баликирекото патюда

я
В

Быт

Поистине непонятна судьба этого народ-

Вариант этот короток, всего два печат-

Мы разделяем недоумение редакции
«Красной Башкирии» по поводу недопу-

НИ

УРАЛЬСКИЕ ПРЕДАНИЯ
(«Челябинский рабочий»)

Областная газета печатает уральские
предания = сказы `«0 Петре первом»,
«Как бабы Наполеона, прогоняти» и «Про
Степана» Тимофеевича». Сказы эти запи-
саны в области «от стариков» и предотав-
ляют большой интерес.

Прекрасное начало. Периодическое по-
мещение в областной и районной печати
оригинальных «находок» устного нарюдно-
го творчества. поможет полнее м глубже
изучить ето. богатства и поотрит соби-

рателей фольклора.

В МОСКОВСКОМ
 КЛУБЕ ПИСАТЕЛЕЙ

Десять дней назад, после. летнего пере-
рыва, вновь рылся Московский клуб
писателей. Возобновляются декадники сек-
ций ССП СССР, ‘уточняется календарный
план работы.

В течение ближайшей декады в Клубе
состоится несколько интересных вечеров.
Один из них посвящается. встрече ‘с жур-
налистом Р. Кармен, который поделится
впечатлениями о пребывании в Китае.

_ 1 октября в клубе доклад Феликса Кона
на тему «Польша и национальный воп-

>.
Сегодня в клубе — концерт ‘из произ-
ведений Чайковского.

«ДЕРЕВНЯ В АВГУСТЕ»

В Ленгослитиздате выпила 8 свет книга
молодФго китайского писателя Тянь
Цзюнь — «Деревня в августе» (перевод
М. Жданова).

«Деревня в августе» — ‘одна из лучших
книг о борьбе китайского народа за свою
свободу, — пишет в предисловии Эми
Сяо. — Автор книги Тянь Цзвюнь родил-

—

ХРОНИКА

% Воронежское отделение cones cine
ских писателей организовало в AHH I
зыва в ряды РККА и ВоенноМорам
Флота ряд встреч призывников город \
писателями. С призывниками встретил
писатели М. Сергиенко, М. Аметит
С. Данилов,‘ В. Петров, B. Дальний,

3% Марийский драматург С. Ники
написал пьесу «Вудшо йота» («Воды
кут»). Пьеса показывает  революдщио”
восстание бурлаков против с лесопроуьте
ленников в 1905—06 тп. Пьеса ‘onl
фольклорным материалом,

ми его родины Тянь Цзюнь включился в
борьбу своих соотечественников против
оккупантов. Когда Тянь ЦзЗюнь написал
свою первую книгу «Деревня в августе»,
он послал рукопись великому китайскому
писателю (ныне покойному) Лу Синю.
Всегда чутко и заботливо относившийся

положительный отзыв и рекомендовал

Группа студентов Одесского университе-
Та оставила запись: ` «Входя в этот дом,
проникаешься таким чувством, будто ды-
шишь одним воздухом с тем, кто был та-
ким гениальным выразителем русской на-
родной души. Вопоминаешь все те произ-
ведения, которые с таким восторгом чи-
тались и перечитывались, и здесь, в му-
зее, как бы видишь ту обстановку, в ко-
торой они создавались. Парское самодер-
жавие не могло сохранить Лермонтова, но

Редакционная коппегия: В ВИШ
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв реак)
В. ЛЕБЕДЕВ - КУМАЧ, М, ЛИШ
Е. ПЕТРОВ. Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ

нева в и наи ви вова авео вВ вии

КНИЖНАЯ ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ
ул. Горького, 13. Тел, К 1-28-32

ПОКУПАЕТ КНИГИ

поро новоовосвоооаВосовоХ

он навсегда остался дорог для нас». РУССКИЕ WH ИНОСТРАННЫЕ

Профессор Московской консерватории — ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ,
арфистка Эрдели пишет © глубоком вол- Ё ПО ИСКУССТВУ, ТЕАТРУ 1,
нении, охватившем ее, кома она вошла в   & Для осмотры ›доматаих баба:

ВЫСЫЛАЮТОя —ТОВАРОВЕЛЫ

ЗОБ ВОВЕ СЕОУ

комнаты, где протекли последние дни жиз-
ни народного поэта.

Школьники Денинтрада благодарят 3a
то. что им была дана возможность осмот-
реть «этот замечательный памятник, эпо-
хи».

«Здесь как бы ощущаешь живого Тер-
монтова, видишь, какая это была богатая
творческая натура», — записали экскур-
санты из Украины.

Студент Ташкентского ‹ сельскохозяй-
ственного института т. Коновалов «дав-
HO стремился побывать-в Пятигорске, уви-
деть Кавказ, влохновлявший  Лермонто-
ва»... «Лермонтов дорог мне, — пишет
он, — как поэт емелый, правдивый, глу-
боко идейный».

У коллектива сотрудников музея боль-
шие, новые планы: они мечтают о том,

чтобы развернуть богатые коллекции в но-
вом специально выстроенном здании. То-

eras

’
ион оновоновововивие sauneeanssessanessesess®

ЛИТФОНД: ССР

ДОВОДИТ ДО СВЕДЕНИЯ,

ПИСАТЕЛЕЙ,
ЧТО ДОМА ТВОРЧЕСТВА:
им. СЕРАФИМОВИЧА
ПОД МОСКВОЙ ив ЯМ,

ПРОДОЛЖАЮТ
Нормально функционияров# ?
ПУТЕВКИ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ
НА ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ
Сан. леч. отде%

Оооо ва нии зо ооо новизне риа вооон

; suenececccusaceuscccrsnsccceeseussesersesere™ i
КНИЖНЫЙ МАГАЗИЙ

Вано вановя,

ПОКУ ПОАЕЁТ
Сочинения ЛЕНИНА — СТАЛИНА
художественную литератур? \
в ОТАРЫХ и НОВЫХ ивданаяз = vy
РУССКИХ ПИОАТЕЛЕЙ я ПЕРЕВОЛЯУЮ  }
ИНОСТРАЯВУЮ.
Цля осмотра поматниз бб
высылаются товароведы. if

SSRTS TPE SeeeReEREEEARSA ORE CEA EETEEEe

власти», — записал свое пожелание по-
сетивший домик Лермонтова директор Ли-
тературного музея В. Бонч-Бруевич.
Думается, что на помощь Лермонтовско-
му музею в Пятигорске должны притти
всесоюзные организации. :

та shears Лермонтова» станет мемориаль- ИЗД-ВА
nu. Bc
и име тим   «ООВЕТОКИЙ_ ПИТА

«06 этом обязаны позаботиться местные аа 4

i

РЕДАКЦИЯ: Москва, Поспедний пер. д, 26, теп. К 4-46-19 и К 4-34-60, ИЗДАТЕЛЬ: издательство «Советский писатель», Моснва, Б. Гнездниковский, 10,

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.