ИДЕЯ С

ще Луначарский говорил о Лермонтю-
и мко «последнем и глубоко искреннем
go докабристоких настроений». Действи-
вл, «фаланта героев» 14 декабря
из бы вдохнула в поэзию Лермонтова ту
иууотимую, ненасытную жажду свободы,
уорая властно проступает в ‚его стихах
риторая теснее всего связывает его ¢
  утох девабристоких настроений,
«Вольность», одушевлявшая высокий,
ский строй стихов Рылеева, В. Ф,
Рихвого, Кюхельбекера, являлась илеа-
ду свободы, прежде всего, политической,
 5ттоза свободы и «самовластья», граж-
  ша ш тирана, составляла самую серд-
мииу декабристской поэзии. Дифирамбы
 рзоть «вольности» были своеобразной
ирацией прав человека и гражданина,
AHEM равенства людей пред зако-
у 1 властью, отрицанием произвола п
yea, яя подлинный пафос де-
уистской поэзии, ев движущий нерв,
ge ОЛЬНОСТи обрастала целой системой
ni — тражданского подвига, любви в
ине, забвения личного во ‘имя общест-
иго ит. д. и т. п. Это была поэзия
эприх целей и великих свершений, це-
ристреуленная, активная, проникнутая
вым сознанием долга, поэзия мужей и
питанцев, достойная плутарховских ге-
Громадна ее роль в формирования
ихдовского самосознания русского обще-
(133.
(узко поэзия декабристов отразила не
мъко сильные, HO и слабые стороны
вуанской революционности. Оторванные
и мрода, устрашенные призраком рус-
41 шакерии, они не могли” связать свой
упиический идеал < живыми социальные
и зпрмами угнетенных «низов».
№ в жизни масс черпали декабристы
ви аргументы против «тирании» и свое
фолование илеала свободы, но в пред-
` едниях 0 естественных правах» че-
щи, в «незыблемых» нормах «общече-
ческой» морали. Оттого-то так сильна
нралистическая и риторическая струя в
вибриотской поэзии, — свободолюбивые
ти низвержения «деспотизма» BEI
иш моь в добродетелям идеального
pox. «Тираны» изображались не
MK как носители конкретного <оци-
ао зла, сколько как вместилища об-
циеховоческих пороков («К времен-
Цит» Рылеева).
Oimm понятия (вольность мужество,
вшвлаотье и `др.), аллегорические образы
(ыш, теушица, палач и т. п.), условно-
ииричекие персонажи (Брут, Кассий,
мон) подменяли собою изображение co-
prem общественной действительности.
  Шрактность в трактовке общественных
блох привела в рационализму и схема
пчноти в поэзии. Так, отрыв от реаль-
  9 жизни народа художественно обескро-
  м революционную лирику декабристов,

yO se

Позертностному взгляду. может пока-
мя, YT в лермонтовеком творчестве
заряжение общественной страсти слабеэт
№ фавнению ‹ гражданственным духом
  №1 декабристов: вместо. преобладания

вредственно-политической тематики У
№ широко представлена * суб’ективно-
Миптическая лирика, вмеезю общества,
(COPAY строю насилия противостоит
убранная личность». Но несмотря Ha
изущийся отход от точки зрения обще-
ного целого к точке зрения изолиро-
во индивидуума, идея свободы полу-
wer y Лермонтова, несравненно более тлу-
р и богатое содержание, чем у декаб-

СВ,

Поднявшийся. как поэт, па псториче-
(0х перепутьи между двумя эпохами рус-
ON) революционного движения,  Лермон-
№ 8 мог осознанно выступать ни. от
ени мас, ни тем более ¢ позиций 0б-
Цетва, доступного взору поэта. Героизи-
Мванный облик  «сограждан-тиранобор-
8 был безвозвратно развеян  ‘после-
Югабрьской действительностью, а творче-
con народалисполина  еще не ¢0-
а, Эпоха разгрома декабризма вызвала
OMB одиночества в поэзии Лермонтова

ВОБОДЫ.

и обратила ет к внутреннему миру’ лич-

ности, миру недоступных толпе идеалов.
Но т же обстановка реакции беспощадно
обнажила Bee ступени многосторонней  по-
рабощенности ‘человека, в существующем
строе и © необычной ‘яркостью накали-
eae eatin между’ передовыми - стрем-
«Я»
им и  тнетом сего уклада

Поэтому ‘личность. ‹ имени которо
поднимает Лермонтов” В ик
трагически-неравную ‘войну против’ целого
света, 310 — живой исторический чело-
век, ощущающий» ‘на себе- все тяжкое
давление: реальных общественных. оков.

И Лермонтов  ополчается. против” всех
установлений, . отесняющих, свободу, огра-
ничивающих полноценность. человеческого
существования.

Если тражданские илеалы декабризма
(равенотво вёёх` пред законом. ,‘незавиои-
мость OT произвола: «песпота»)^ были тре-
бованием буржуазной свободы, равной для
всех и потому отвяеченной от’ конкретно-
сти социальных условий жизни каждого,

то лермонтовский идеал. личной свободы

заключал в себе  Целый мир реальных co
циальных требований, интерёсов, проблем,
Гражданские идеалы декабризма предвос-
хищали атомистичность индивидуального
сознания в складывающемся буржуазном
обществе. Идеалы индивичуального разви-
тия У Лермонтова ‹ предвосхишали cana-
ние ‘стремлений личности с интересами
о целого, © чаяниями народа,
жизненной конкретности  лермонтов-
ского требования свободы личности таился
зародыш дальнейшего развития поэта по
пути приближения к народным массам.
едаром демократическая идея фавенства
сосуществует у него с идеалом свободы
с первых творческих шагов. — в «Испан-
цах», «Боярине Орше», позже — в «Пес-
не про купца Калалиникова», «Княгине
Тиговской». Лермонтов,  протестующий
против привилегий рода, Лермонтов, изби-
paloma своим. тероем безродного HINO,
«низкорожденного». раба Арсения, разно-
чина < уязвленным социальным самолю-
юм — Красинского, — этот Лермонтов
должен был притти к Утверждению своей
глубочайшей, кровной связи с народной,
крестьянекой Россией («Родина»).

Идеал свободы был для Лермонтова не
только программно-политическим и обще-
ственным требованием, но и всеоб’емлю-
щим личным идеалом, необходимым, как
воздух, условием полноты развития лич-
ности. Поэтому вольнолюбивые мотивы
развиты поэтом ‘не только в стихотворе-
ниях с общественно-политической темати-
кой, но и в «интимной», романтической
лирике. Поэтому лермюнтовское свободолю-
Ome раккрывается «изнутри» как’ суб’ек-
тивная жажда свободы, как живое, горя-
чее индивидуально-лирическое  пережива-
ние.

Для Лермонтова не были ябны ни кон-
кретные очертания его идеала свободы, ни
пути борьбы за нем. В неяеные симво-
лико-романтические образы, в оживающие
образы природы, в тончайше разработан-
ную, необ’яснимо  волнующую музыку
стиха влагает он свою неутомимую мятеж-
ность, свои «обманчивые сны». Промель-
кнувшая тень степной птицы, ботная
игра волны, трозный, упоительный мятеж
стихий в природе — вереница романтиче-
ских образов выражает сложную, богатую
оттенкалии . гамму порывов к свободе, ©03-
дает взволнованную  призывность поэзии
Лермонтова,

Страстная, стремительная сила «б0-
ренья»?’ и обаянье неясной мечты слиты
воедино в лермонтовском  свободолюбии.
Ничего расслабляющего,  бездейственното
нет в лермонтовской мечте 0 свободе.
Непримиримюость отрицания coueraerca . B
ней с властной, жаднюй любовью к «пре-
краспой земле» («Мцыри»), с желанием
претворить стремление в действительность.
Одно из. совершеннейших творений Лермюн-
това, ero поэма «Мцыри», в грозной
энергии стиза, в ©бсредоточенной пламен-
ной силе образов неразрывно сливает жаж-
ду свободы. восторг борьбы, мощное жиз-
неутверждение. и

Два соприкосновения

В» 1908 г. учителем латинского языка
В Первой казанской тимназии был. Петр
Николаевич Ч., — человек курчавый, ры-
жий и страдавший сильнейшим нервным
тиком. Лицо Петра Николаевича беспре-
станно <’езжало то на правую, то на ле-
вую сторону. Гимназисты звали его Мор-
галой.

— 9, Отяжьин Василий! Подите ‹ю-
да — к кафедре, Сюда, сюда, ближе...
так. Читайте с этой строки.

Стяжкин краснел от натуги,

— Ave, caesar, morituri’te salutant...
Tlepesoxnre, «Craxnun Василий...

— Здравствуй, цезарь! Умирающие
тебя поздравляют. = и

— Ложь! Но умирающие, а те, кото-
рым предстоит умереть: И’ не поздравляют,
& приветствуют... По-нашему так:. Здрав-
ствуй, цезарь! обреченные на смерть тебя
приветствуют. Вот! Садитесь...

— Сколько, Петр Николаевич? — роб-
KO освеломлялея багровый Стяжкин.

Моргала ‘смотрел уничтожающе. Рот его
прыгал возле уха. 5

— Невежде — двойка! Вбт!. Садитесь,
Стяжкин Василий... ;

Меня Петр Николаевич считал будущих

—-

историком, . Мне хотелось того же. Следо-.

вательно, латынь была необходима. Ha
этом мы мирились. Однажды мы вместе
вышли из гимназии. Добраликь до Черного
Озера. Сели на exameiixy,

— Вот,—<казал Моргала—вот вы —
будущий историк. ..Я вам расскажу
нечто. Это было лет семьлесят назад. На
Кавказе; в Отаврополе: Представьте cede
ночь, — осеннюю ночь, черную, как...
Ну, вообще, черную. Через ABPOTIONS
проезжал Николай  , император.  Конеч-
HO, — иллюминация... Плошки чадят...
Народ — толпами... Словом, — так. А в
гостинице..-—..молодые люди... Замечатель-
ные молодые люди... Bor, pam бтяжкин
Василий `— невежда. A эти. наоборот, —

очень знающие были молодые люди.
Олин — Лермонтов, поэт... Ата! Чт, —
интересно? Вот! Другой — тоже поэт...

Из декабристов... Олоевский Александр...
06» — между двумя ссылками... И еще
один будущий поэт, молоденький, Сатин
Николай. Были друзья, — просвешенные,
честные. смелые... .

Голос Моргалы дрожал. Pra совсем не
было видно, — уехал за ухо.

— Да... знал Сатина... Он мне п
рассказывал это... Стариком... Очень болен
был. И рассказывал. Bor, — сидели они...
Разговаривали. Пили вино. Было, о чем
поговорить, — a? И за чт выпить, —
тоже было. И выпить и Умереть... Ну,
хорошо... Так! £

Оз замолчал. На Черном Озере кричали
грачи, Буйные стаи воробъев Ккопошились
в жирной весенней земле. Далеко тромы-
хал трамвай. Разволновавитийся Моргала
медленно набирал спокойствие духа.

Вдруг декабрист Одоевский

у

„

о

«Вид на гору Бештау и часть ` города: Пятигорская. Рисунок: М. Ю. Лермонтова. ›

ыы:

>-

С. ГОЛУБОВ

Александр выскочил на балкон.
чадили... Мрачно! Заметьте; император.
был в Ставрополе. И Одоевский закричал:
—«Ave, caesar, morituri te salutant!.. Bee
испугались. — страшно. ‘Не знаю, как
Лермониюв... Может быть и он испутался.
A? Вы думаёте, — нет? Вот... Схватили
Одоевского за руку. — «Что ты, брат?
Услышат, беда!» — «Ну, господа, русская

полиция по-латыни еще не обучена!» —   М

Правильно. Но — смело. Даже — до дер-

Петр Николаевич встал. Мы: сделали
несколько шагов по ‘аллее.

— Ну, вот... Tax Сатин рассказывал
мне. Видите? Латинская фраза... „Одна...
А сила? Невежда ваш Стяжкин Василий...
Пойдемте! :

Лет через пять в московском сборнике
«Почин» я прочитал отрывоь из воспоми-
наний Н.,М. Сатина. Осень’ 1837 roma...
Ставрополь... Николай [... Одоевский, Ca-
тин, декабристы, доктор
Вернер ‘из ‘«Героя ‘нашего времени»... Гос-
Tuna... Одоевский закричал... Но даль-
ше в тексте воспоминаний ‹тояли точки.
Что закричал? Я знал это. И гордился
своим знанием, отлично понимая, как
много важного смысла заключено в <кры-
TOM от читателя гладиаторском возгласе.
И дружба поэтов, и чудное лермонтовское
«Мир сердцу, твоему, мой милый Сала!»
и гибель самого Лермонтова, — все ожи-
вилось, вспыхнуло, раскрылось.
родная слава не тибнет. не гаснет. Семи-
десятилетний огонек ее вынес из своей
памяти и смешной, Петр: Николаевич: =Ч...

Охнако в воспоминаниях Н. М. Сатина
‘не сказаню, что Лермонтов присутствовал
на ставропольском декабристеком вечере.
По. словам же моего старого ментора, он
был на нем. И, повидимому, действительно
был. Обычно считают, что Лермонтов при-
ехал в Ставрополь поздней осенью 1837 г.
Чуть ли не в начале зимы, А то и зимюй.
Во всяком случае, после проезда через го-
род Николая [. Но едва ли это правильно.
Вернее, что он был в Ставрополе дважды:
в сентябре и зимой. rf

«В 1837 году, во время служения сво-
ето: в Нижегородском драгунском полку,
он (Лермонтов) находился в Ставрополе,
перед приездом туда государя Николая
Павловича; ежедневно навещая в это вре-
мя отца моего, бывшего тогда начальником

. он совершенно  родственно старался
развлекать грусть ето по кончине жены,

приходившейся  Лермонтову двоюродной
И \ Петров, «Русский архив»,
] Tope я . ul sir.

А ебли так, — прав был Петр Николае-

вич Ч. Да, и в самом деле, память у него.

Плошки

айер. он же —

Да, на-

125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПОЭТА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Е. МИХАЙЛОВА — р =

была изумительно натренирована  плю-
сквамперфектами. :

В 1915 г., будучи студентом, я часто
зюсещал в Москве семейство М. Ольга Ни-
колаевна М. была тонким, хрупким, чи
стеньким существом, с длинным желтым
личиком и необыкновенно белыми, седыми
волосами. Она много и интересно paccKa-
зывала. Любила рассказывать.

Молоденькой девушкой Ольга Николаев-
на была знакома с Писемским, Гончарот
вым, Львом Толстым.  Встречала и еще
много интересных лиц. Среди них был
артынов —— ‘убийца Лермонтова. °
` Серебряная ложечка; звенит в стакане с
чаем. У самого пересечения с поверхностью
коричневой жидкости ложечка кажется сло-
манной пополам. ‘А ведь она прямая!
Аберрация... :

— Уж не знаю. Kak 91d зовется по
науке; — тихонько говорит Ольга Нико-
лаевна, — Только и © людьми то же бы-
вает.. Или — наоборот: иной раз’ будто
прям человек; а на’ самом деле жизнью ‘со-
вертенно пополам ‘сломан. Давеча толко-

вали мы © вами о Николае‘ Соломоновиче“

Мартынове. Таков и он был...
dare шел’ самый рассказ.

‚— Когда я’ знавала Мартынова, `` было
ему немногим больше пятидесяти, — до
старости далеко. Свиду здоров и красив
был очень. А... гниловат. С ocTopom-
ностью относился к здоровью и любил о
нем товорить. Страптно был религиозен и
сусверен.. Мелочи всякие: примечал ¢ 0х9-
той. Даже как-то ‘чересчур...

Говоря это, Ольга Николаевна oxeprmpa-
Ла на чайнике тряпичного петуха. —

— Умерла“у Мартыновых дочь. девоч-
ка. Вее горевали. А Николай Соломонович
больше. всех. Плакал. и..богу молился, —

у. нае, у.Покрова,-в-Левитине.. В- одну: из.
 печальных этих годовщин ‘пришла ‘я

к ним. Тяжко было в доме. Тихо. Как бы
об’яснить вам? Ну вот, вероятно, в пустом
театре так бывает, после представления,
когда ‘уже и кулисы сняты. Вдруг бежит
к нам, молодым, старшая.. — «Спасите,
‘спасите! Папа сошел с ума!» Мы затре-
‚петали. Как? Что? Оказалось вот что.
Затлянула она к нему в кабинет. И видит:
Николай . Соломонович в одной руке пор-
трет : покойной ` дочери держит, а другую
сжал в кулак и грозится. В кабинете
же — ни души. И кричит:. «Ты...   Bee
TH... 3a тебя уплатил дочерью... Знаю,
знаю... Уж коли убит, — молчи... Враг
был, им и остался!.» И упал в кресло.
Карточку целует. Плачет. Тут я крикну-
ла: — «Да ведь это Николай Соломонович
Лермонтову грозится! Ах!» — Обнялись
мы и зарыдали. Да как! Впрочем, больше
от страха. Дня через два был у Мартыно-
вых любительский” спектакль. И все“ де-
вицы играли... -,

‚ — А вы, Ольга Николаевна?

— Нет, я, помнится, не пожелала,

®

A. H. АСВ
‚НА СМЕРТБ.
ЛЕРМОНТОВА

‚ Неопубликованное
стихотворение
  и

И он угас! и он в земле сырой!
Давно ль его приветствовали плески?

Давно ль в его заре, в ее восходном
На frei \ блеске

Провидели мы полдень золотой? .
Ему внимали мы в тиши, благоговея,
Благословение в нем свыше разумея, —
И он угас, и он утих,
Как недосказанный великий, . дивный
г р И стих!
+

И нег его!.. Но если умирать
Так рано, на заре, помазаннику бога,—
Так там, у горнего порога,

В соседстве звезд, где дух, забывши
прах,
цепенеют
взоры

На этих девственных снегах,
На этих облаках, обнявших сини гофы,
Где волен близ небес,

Свободно ‘реет ввысь, и

над бездною.
зыбей

Лишь царственный орел да вихорь
беспокойный —

` Для жертвы ‘избранной там жертвен-
} ник достойный,
Для гения — достойный мавзолей!
хх

Смерть Лермонтова поразила всех своей
неожиданностью. Но газеты и журналы
евупы были в откликах на кончину мо-
лодого поэта. Царская цензура по приказу
шефа жандармов Бенкендорфа приглушил&
печатные проявления общественного  ©0-
чувствия убитому «наследнику Пушкина».
А. А. Краевский, редактор «Отечественных
записок», где печатались произведения
Лермонтова, не мог поместить ни одного
из присланных в редакцию стихотворений
памяти поэта. Голоса любви, скорби о по-
гибшем и негодования по адресу убийц
не были услышаны по воле Ш отделения.

Пора извлечь из архивов эти важные
свидетельства современников Лермонтова,
документирующие признание поэта в раз-
нообразных читательских кругах, оценку,
его тем массовым читателем. выразителем
и руководителем которого был Белинский.
Олин из стихотворных откликов на смертб
Лермонтова, принадлежавший Аполлону
Майкову — поэту, чьи произведения пе-
чатались одновременно с автором «Думы»
в «Отечественных записках», оставался
до сих пор неизвестным. Его автор, как
только получил известие о кончине поэта,
писал А. А. Краевокому: «Не желание най-
ти предмет для песен своей музы, а ‘истин
ное чувство. заставило написать несколько
отрок в память таланту, который, к сожз-
лению, так рано сошел с литературного
поприща».

Автограф стихотворения А. Н. Майкова
хранится. в рукописном отделе Пушкин“

ского лома.
1 Н. БРОДСКИЙ

ee

: «ЛЕРМОНТОВ НА КАВКАЗЕ»

‚‹ К лермонтовским дням тбилисское издая
тельство «Заря Востока» выпустило рабоч
ту И. К. Ениколопова «Лермонтов на
Кавказе», Работа посвящена пребыванию
великог@ русского поэта на Кавказе в
1887—41 гг.

Книга снабжена иллюстрациями с зари“
совок того времени. Некоторые из них
появляются в печати впервые. i

В приложении к книге даются воспомич
нания современников о пребывании Лерч
MOHTOBa Ha Кавказе, !

_В. КИРПОТИН

- ЛОЖНАЯ ЛЕГЕНДА.

В обширной литературе о Лермонтове
однократно высказывалось мнение, что
91 под конец своей жизни стал скло-
тыя на сторону зарождавшегося сла-
инофильства. Мнение это воплывало не
№ н в наши советские времена. Однако
Утуательное рабсмотрение фактов опро-
Урает эту гипотезу, зародившуюся из
хыанья вырваль Лермонтова из основного
mats освободительного движения в Рос-

Лермонтов в самом деле много размыш-
ил о судьбах России, о ее взаммоотно-
Шниях с Западом, он вплотную зани-
‘ICH вопросами, на которые несколько
148 дали свой ответ славянофилы.
(тяхотворение «Умирающий гладиатор»
Мет в рукописи следующие две зачерк-
Зые строфы:

16 так ли ты, о европейский мир,
Ютда-то пламенных мечтателей кумир,
могиле клонишься бесславной головою,
Пзмученный в борьбе сомнений и
страстей,
Bea веры, без надежд, — игралище
© детей,
Осмеянный ликующей толпою!
пред коичиною ты взоры обратил,
лубоким вздохом сожаленья,
& юность светлую, исполненную сил,
Которую давно для язвы просвещенья,
Дла гордой роскопги беспечно ты забыл.
араясь заглушить последние
страданья,
Ты жадно слушаешь и песни старины,
рыцарских времен волшебные
преданья —
Насмешливых льстецов несбыточные сны.

Считается, что мысли эти были подска-
dane Лермонтову славянофилами, и, в Ma-
лости, Самариным,

Однако вэгляды, выраженные в Этих
\\черкнутых строфах, были обычны для
ермонтова, и об’яснение их не нуждается
} иылке на славянофилов и Самарина-
Лермонтов тяжело переносил разочарова=
№, безверие, бездействие и считал их
3 0206 и в других недостатком. Он любил
ийронического тероя, но в то же время
Узосился в нему критически, Поэт счи-

тал причиной байронизма отрицательные
явления европейской цивилизации. Поло-
жительные, оптимистические ноты при
оценке европейской жизни мы встречаем
у него только во время революции 1830
тода. К просвещению и знанию, от, кото-
рых Лермонтов не находил прямого вы-
хода к действию, он часто относился скеп-
тически. ‘

В «Измаил-бее», написанном в 1832 году,
т. е. задолго до «Умирающего гладиатора»
и до «Думы», Лермонтов уже рисовал
усвоение цельной натурой горца европей-
ского просвещения как несчастье.

В современном ему «просвещенном» 0б-
ществе ‘поэт наблюдал не’ уважение к до-
стоинству человека, не положительные
гражданские чувства, & лицемерное при-
крашивание старых варварских нравов:

Но с успехом просвещенья,
Вместо грубой’ старины,

Введены изобретенья \
Чужеземной старины.

В наше время кормят, холют,
Берегут спинную честь... —
Прежде били, нынче — колют,
— Что же выгодней? — бог весть!

Это отношение. Лермонтова к просвеще-
нию восходит к идейному кризису, пере-
житому поэтом в 1832 году, когда док-
тркна славянофилов еще не существовала,

Кроме того, в представлении о дряхло-
сти европейской культуры еще нет ни-
чего специфически славянофильского. Оно
могло быть заимствовано отчасти у Бай-
рона. Чернышевский в позднейшей поле-
мике со славянофилами доказал, что мыс-
ли о затнивании европейской „культуры
не были изобретены русскими национали-
стами, а заимствованы у западных же
писателей. Предположение о гибели запад-
ной культуры было одним из проявлений
отрицательного отношения к Европе во0-
обще и к Франции в особенности и про-
диктовано самыми различными причиня-
ми. Негодование на  послереволюционную
и посленаполеоновскую Францию у Лер-
монтова выразилось особенно сильно в

стихотворении «Последнее новоселье», на-
писанном в 1841 г. Однако даже наиболее
езкие формулы лермонтовского «францу-
зоедства» мотли быть заимствованы не
только у славянофилов, но и у Белин-
ското и его сторонников.

Чернышевский полагал, что «Последнее
новоселье» является стихотворным цере-
ложением предисловия к гегелевским ре-
чам, напечатанного в 1838 году в «Мо-
сковском наблюдателе» и принадлежащего
перу Бакунина.

Раз’ясняя значение «Героя нашего вре-
мени», Герцен писал даже в 1851 Tony:
«Цивилизация нас губит, сбивает с. при-
вычного пути; она-то нас ставит в тятость
другим и самим себе, делает праздными,
бесполезными, капризными, переходящими
сот эксцентричности к кутежу, без сожа-
ленья растрачивающими наше состояние,
наше сердце, нашу юность...

Нам дают обширное образование, нам
прививают желания, стремления, страда-
ния : современното мира и нам кричат:
«Оставайтесь рабами, немыми, бездеятель-
ными, или вы погибли». В награду нам
оставляют право’ сдирать шкуру с кре-
стьян и спускать на зеленом сукне или в
кабаке. собираемыв нами с них подати
кровью и слезами» («О развитии револю-
ционных идей в Росски»).

Да, причины усвоения Лермонтовым
этой черты ‘его мировоззрения наилучшим
образом ‘об’яснены Герценом. Цивилиза-
ция, прикрывавшая владение живыми ду-
шами, вызывала отвращение у поэта, не
видевшего ‘примеров обоснования просве-
щением человеческого достоинства и рево-
люционной практики. Просвещение во вре-
мена Лермонтова выступало в ложном
свете не только в крепостнической России,
нс и в Западной Европе, «Все, чем бли-
стала Франция времен Первой империи и
Реставрации. было фальшиво и поверхно-
стно... — писал Чернышевский. — Повсюду
тремели фразы, лишенные смысла; во всем
владычествовали легкомыслие и обман».

отношения к «просвещению», к западно“,

Побудительные мотивы’ отрицательного

У славянофилов были совершенно различ-
ны. У славянофилов оно служило обосно-

званием националистическотго консерватиз-

ма, у Лермонтова оно было результатом
оппозиционного духа, неудовлетворенного
стремления к общественной деятёльности
и радикальным преобразованиям. я

Точно так же не является специфически,
славянофильской вера в великое будущее

России, всегда, одушевлявшая Лермонтова.
В «Измаил-бее» поэт писал о России, как
о новом Риме, т. е. новой владычице все-
ленной; .

Аналогичные ноты настойчиво звучали
в статьях Николая Полевого лучшей пор
ero деятельности,

Однако между Лермонтовым и Поле-
вым — также ‘и славянофилами — и здесь
есть зажное принципиальное различие.
Военное могущество России, созданное за-
воевательными успехами царизма, будет
куплено  доротой ценой, — доказывал
поэт, — закреплением гражданского бес-
правия, политическото рабства. Лермонтов
превосходно разбиралея в том, что Ни-
колай Т стремился успешными войнами
укрепить свое внутреннее положение,

В отличие от славянофилов, скептиче-
ское отношение к Западной Европе и
вера в гражданскую историческую роль
России не ослепляли Лермонтова, ‚не ли-
шали его критической склы по отношению
к печальному настоящему. Лермонтов не
ослаблял своего недовольства, он не пере-
ставал критиковать окружающую его рус-
скую действительность. Над официальны-
ми восторгами Кукольника он просто
издевался. В «Измаил-бее» вслед за стро-
фой, воспевающей Россию как новый Рим,
следует ничем не прикрашенное описание
грабительского поведения царских войск
на Кавказе,

Свойственные Лермонтову мысли 0 Be-

личии России нашли ‘себе своеобразное
лирическое выражение в стихотворении
«Родина»: !

Люблю отчнану я, но’странною любовью!
Не победит ее. рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,
. Ни темной. старины заветные преданья
‚Не шевелят во мне отрадного мечтанъя:

В этих шести строках Лермонтов отвер-

европейской цивилизации у Лермонтова #  тает не только официальный «патриотизм»

славянофилов, но и реакционно-романти-
ческий идеал «темной старины». В даль-

родине человека, проникнутого демократи-
ческими чувствами. ,
‘«Родина» противостоит He только сла-
вянофильской доктрине. Она заметно от-
личается и от аристократическото фрон-
дерства членов «кружка шестнадцати»,
участником которого был Лермонтов.
Вполне естественен и понятен восторг Бе-
линского и Добролюбова, вызванный этой
вещью. г 5

В органе славянофилов, журнале «Моск-
витянин» Лермонтов напечатал свое сти-
хотворение «Спор». Оно было ‘доставлено
Погодину (редактору ик издателю «Москви-
тяйина») Ю. Ф. Самариным. В факте. этом
видят одно из убедительнейших доказа-
тельств сближения Лермонтова © москов-
‘скими славянофилами. Меж тем в сопро-
водительном письме Самарина сказано:
«Посылаю Bam приношение Лермонтова в
ваш журнал. Он просит его. напечатать
просто, без всяких примечаний от изда-
теля, с надписью его имени. Радуюсь ду-
шевно и 8а него, и за вас, и за всех чи-
тателей о «Москвитянина». Следовательно,
Лермонтов не хотел, чтобы начало его со-
трудничества в «Москвитянине» composo-

ждалось какими-либо обязывающими его.

истолкованиями от редакции, чтобы. ему
был. придан демонстративный характер.

Из совокупности известных нам фактов
0 встречах и беседах Лермонтова с Сама-
риным можно вывести одно заключение:
славянофилы -были чрезвычайно заинтере-
сованы в Лермонтове. Они склоняли его
на свою сторону, они, вербовали его, но
они и сами не считали свои усилия увен-
чавшимися успехом. «После своего рома-
на «Герой нашего ‘времени», — писал Ca-
марин Гагарину 3 августа 1841 года, —
он (Лермонтов) очутился в долгу перед
современниками... теперь у очень многих
он оставляет за собой тяжелое и неутеши-
тельное впечатление... Очень мало людей
поняли, ‘Что его роман указывал на пере-
ходную эпоху в его творчестве, и для этих
людей ‘дальнейшее направление его твор-
чества представляло вопрос высше ин-
тереса». Из формулировки письма видно,
что характер и направление дальнейшего
творчества великого писателя не были яс-
ны славянофилам, — они. представляли

‘для них «вопрос высшего интереса». Лер-

монтов был вскоре убит Мартыновым, Са-
марин так и не смог удовлетворить своего

нейшем стихотворение звучит любовью к

любопытства. Отношение его к оставлен“
ному поэтом литературному наследию н@
вызывает никаких сомнений — оно было
отрицательным, ибо творчество `Лермонто=
ва резко противоречило славянофильскому
катехизису. Лермонтов причинил своим
творчеством вред, считал Самарин, он в
долгу перед современниками. Особенно
резко выражена эта мысль в дневнике
Самарина, в фразах, которые он счел
нужным вычеркнуть: «(Он (Лермонтов)
умер в ту. минуту, как друзья нетерпе-
ливо от него ожидали нового произведе=
ния, которым он расплатился бы с Рос
сией...). На нем лежит великий долг —=
его роман «Герой нашего времени». Его
надлежало выкупить, и Лермонтов, сту»
пивший вперед, оторвавшись от ‘эгоисти-
ческой рефлексии, оправдал «бы его и ус-
покоил многих. (Теперь ero He может
оправдать никто)». (Приведено в статье
9. Герштейн «Лермонтов и кружок шест-
надцати» — Лермонтовский сборник Ин+
ститута Горького). i

Славянофилам было выгодно изображать,
что в будущем ‘поэт перешел бы на их
сторону. На самом же деле они прекрасно
сознавали, что все написанное Лермонто-
вым целиком противоречило их взглядау.
Они не находили для творчества поэта
никакого оправдания.

Лермонтов принадлежит другому, неиз*
 меримо более важному и плодотворному,
направлению русской общественности—деч
мократическому и революционному. Твор-
чество Лермонтова вливается в главное
русло русской культуры ХХ века, харак-
теризуемое именами Герцена, Белинского,
Чернышевского и Добролюбова. В отличие
от славянофилов, считавших труд поэта
грехом, подлежащим искуплению, они ви-
дели ‘во всем, написанном Лермонтовым,
отражение своих исканий и могуществен-
ную поддержку своему делу.

Для целого поколения русских людей
произведения Лермонтова звучали, «как
колокол на ‘башне вечевой во одни тор-
жеств и бед народных». Лермонтов -— со-
единительнов` звено между декабристами
и демократической русской   культурой,
формировавшейся в тридцатых и сорокол:
вых годах.

Литературная газета
№ 57 —  . 8

&