«КРУЖОК ШЕСТНАДЦАТИ»

о В литературе имеется только два пря-
Мых источника, дающих сведения о «круж-
Ее шестнадцати», участником воторого был
Чермонтов: Первый = это упоминание
бывшего участника кружка Ес. Браниц-
кого в книге «[ез nationalités slaves»
(Рашз 1879) о существовании в 1839 г.
в Петербурге общества шестиздцати моло-
дых людей. Они собирались ежевечерне,
болтали 060 всем и все обсуждали так,
«как будто бы Ш отделении соботвенной
ето императорокого величества канцелярии
вовсе не существовало». В числе участ-
„ников кружка Браницкий назвал Лермон-
това, кн. И. С. Гагарина, П. А. Валуева,
Монто-Столышина, р, Д..П. Фредерикеа,
Н. А, Жерве, тр. A. I. Шувалова и других
бывигих кавказских офицеров и окончив-
ших петербургский университет мололых
людей из ‘зристократических семейств. Вто-
poe указание — письмо Ю. Самарина в
И. С. Гагарину от 19 июля 1840 г. Опи-
сывая свою встречу © Лермонтовым в Мо-
скве, Самарин сообщил, что «через Москву
потянулась вся «группа шестнадцати»,
направляющаяся на юг».

Эти глухие замечания Самарина и Бра-
ницкого как будто подчеркивают” полити-
ческий хараклер кружка. Возникло пред-
положение, что «кружок шестнадцати»
был в 1840 г. обнаружен правительством
и выслан вместе с Лермонтовым на Кав-
каз. Привлечение новых архивных мате-
риалов ‘дало возможность проверить эту
гипотезу.

«Кружок шестнадцати» организовался В
1839 г. — до этого года в Петербурге
не было полного состава «кружка», на-
зывавшего себя так по числу его уча-
стников. В 1840 г. участники кружка
действительно уехали Ha Кавказ, но не
все: Браницкий и Шувалов получили на-
значения в Варшаву ал’ютантами Паске-
вича, Гагарин еще ранее уехал в Париж,
Валуев оставался в Петербурге. В то вре-
мя, когла Лермонтов сидел под арестом за
дуэль с Барантом, большинство участии-
ков Кружка один 3& другим подают заяв-
ления © желании своем перевестись Ha
Кавказ. Характер официальной и частной
перетиски пю поводу их от’езда указы-
вает на то, что от’езд этот был добро-
вольным, залуманным без всякого давле-
ния на участников кружка со стороны
правящих лиц. Дальнейшая благополуч-
ная служебная карьера Жерве, С. Долто-
рукова, Шувалова и других уехавших уча-
стников кружка указывает на то, что
«кружок шестнадцати» не был обнаружен
Ш отделением и в целом не подвергался
репрессиям.

Тем сильнее значение внутреннего про-
теста, побудившего участников кружка
покинуть Петербург одновременно в высы-
лаемым Лермонтовым. От’езд из Петербур-
Ta приобретал смысл общественно-полити-
ческого явления. Ono было отмечено
французским путешественником де-Кюстин,
посетившим в 1839 г. Россию. В евоем
памфлете на Николая [ и em двор —
«La Russie en 1839» Кюстин, по всем
данным, имея. в виду «кружок шестнадца-
ти», выделяет на общем фоне лицемер-
ного петербургского общества обособлен-
ную группу людей:

«Я видал в России людей, краснеющих
при мысли 0 гнете сурового режима, пол
которым они принуждены жить, не смея
жаловалься... они едут на войну в глу-
бине Кавказа, чтобы там отдохнуть от ига,
тятотеющего на них на родине. Эта пе-

чальная жизнь накладывает преждевре-’

менно на их чело печать меланхолии, кон-
трастирующую с их военными  привыч-
ками и беззаботноетью их возраста... этя
молодые люди заимствовали у Востока его
серьезность, У воображения северных нд-
родов — туманность и. мечтательность;
они очень несчастны и очень  привле-
кательны...» ;
Уехавшие на Кавказ участники кружка
держались вместе с 1839 по 1841 г. Воз-
можно, что притягательным. центром AIA
них был Лермонтов: они направляются
вместе с ним в Петербург. когда Лермон-

тов получил отпуск (туда же приезжают  .

Шувалов и Браницкий из Варшавы) и
возвращаются одновременно Ha Кавказ
весной 1841 г. Однако нет данных прех-
полагать, что эта тесная связь была 0бу-

+

9. ГЕРШТЕЙН.
>

словлена какими-нибудь планами активной!
деятельности. В «кружке шестнадцати»
не было программы практических действий,
здесь не ставили. себе политических целей.
Резко отрицательное отношение к соци-
альному и политическому втрою никола-
евской России не находило еще почв
в широком общественном сознании. Это
подчеркивал сам Лермонтов в своей беседе
с Ю. Самариным весной‘ 1841 г.. когда
OH с горечью заметил: «Хуже всего не
то, что избьстнфе’ количество людей тер-
пеливо страдает, а то, что огромное коли-
чество страдает, не сознавая этого».

По неопубликованным письмам И. С. Га-
талуина и дневнику П. А. Валуева (1838—
39 тг.) выясняется круг. интересов уча-
CTHUKOB кружка и картина внутренних
взаимоотношений между ними, В кружке
не было единства убеждений, не было вы-
держанной идеологической. программы. 06-
Ще мнение не успело образоваться
в «кружке шестнадцати», но оно вырз-
батывалось в спорах. Эти споры были
своеобразным отражением дискуссий, ве-
дущихся в московоких гостиных; разде-
ливших через несколько лет все мыслящее
русское общество на»два& латеря — запад-
ников и славянофилов. Специфическая
среда — петербургский «большой, свет»,
с которым участники кружка были opra-
нически связаны по своему аристократи-
ческому происхождению, мешала им войти
в тесное дружеское соприкосновение © уча-
стниками московских кружков, Но в
«кружке шестнадцати» разрешались те же
вопросы, которые волновали Герцена, Гра-
новского, Хомякова, Аксакова, еще не
разделенных в эти годы на два враждеб-
ных стана.

В спорах © национальном историческом
пути, России и её внутреннем переустрой-
стве «принимались 3a действительность
‚мечты самого необузданного воображения»,
по выражению Браницкого, Но эти «ту-
манность и мечтательность» разбивались,
сталкиваясь © действительностью непо-
движной николаевской России. Патриоти-
ческое чуветво, сильно выраженное в эти
годы У Лермонтова, Гагарина и mp., oT-
равлялось отвращением к царизму. Эта
раздвоенность вляла пересматривать
смысл основных понятий 06 отечестве,
о гражданском и патриотическом долге.
В 1839 г. мы видим в «кружке шестнад-
цати» попытку официальному понятию 0
национальности противопоставить нацио“
нальный язык, песни, нравы, обычаи. Не-
сомненно, атмосфера этих политических
споров отразилась наз основных произведе-
ниях Лермонтова.

Уезжая в 1840 г. в сопровождения
«кружка шестнадцати» na Кавказ, Лер-
монтов сказал: «Прощай, немытая Poc-
сия», а вернулся в ту же Россию со с10-
вами «Люблю отчизну я, но странною лю-
Oa.

М, Ю, Лермонтов, Рисунок д. Палена,
Е \ : 1840 г. `

Из всех русских поэтов 1830-х годов
ближе всего к Лермонтову по своей лири-
ческой теме был Баратынский, но, ветре-
тившись © Лермонтовым в 1839 году, он
писал о нем своей жене: «Познакомился ©
Лермонтовым, который прочел новую,
прекрасную пьесу; человек, без сомнения,
© большим талантом, но мне морально не
понравился. Что-то нерадушное»..,

«Что-то нерадушное», холодное, насмеш-
ливое виделось в Лермонтове большинетву
тех его сверстников — студентов, юнке-
ров, офицеров, литераторов, светоких лю-
цей, которые оставили © нем свои памят“
ки в записках и письмах.

Мне довелось недолго знать, в глубокой
ее старостя, Варвару Дмитриевну Арноль-
ди (урожденную Свербееву); она была за-
мужем за Львом Ивановичем Арнольди,
единоутробным братом знаменитой А. 0.
Россет (Смирновой), приятелем Jepmonro:
в& и знакомцем Гоголя. Когда я при пер-
‚вой же встрече с В. Д. Арнольди с вос-
торженной завистью воскликнул: «Сколь
ко, наверное, Лев Иванович рассказывал
вам про Лермонтова!», — старушка,
только что оживленно рассказывавшая
мне про Гоголя, суховато ответила:

— А что про него рассказывать? Он
писал прекрасные стихи, во характеру
был пренеприятного.

Впоследствии она немало рассказала
мне, со слов своего. мужа, про Лермонто-
ва, но без всякого сочувствия к его лич-
ности.

Меня поразила тогда устойчивость это“
го неблагоприятного впечатления, сложив-
шегося водворянских кругах Москвы и
Петербурга, оно было едва ли не всеоб-
ЩИ,

Это неблагоприятное впечатление, 07
торов производил Лермонтов на хбольшин-
ство его современников, не было секретом
от него самого. Еще в ранней юности он
записал:

бовью», ( езл участников «кружка. шест
надцати» в Петербурге в феврале 1841 f.,
встреча Лермонтова с Самариным в Москве
проездом с Кавказа в Петербург убеж-
дают в том, что стихотворение «Родина»,
насквозь полемичное, представляет с0б0й
ответ на политические споры © России,
ведущиеся в «кружке шестналиати» и в
Москве с славянофилом Самариным.

Биографические сведения об участниках
«кружка» отмечают одну общую для
большинства из них черту: были в0с-
питаны во французских традициях: Tak,
Браницкий писал в своей книге: «(С дет-
ствх я был француз в душе», ШувалоРа
называли «полуфранцузом» благодаря вос-
питанию, полученному им в Англии и
Франции, Гагарин «дурно говорил по-рус-
сви». Это позволяет думать, что Лермонтов
в «Родине» противопоставляет свое па-
триотическое чувство не только официаль-
ному патриотизму, не только кульгу ста-
рины, исходящему от славянофилов, но ий
аристократическому «кружку  шестнад-
arn»,

Последнее пребывание Лермонтова в Пе-
тербурге отмечено возникновением новых
творческих замыслов. Лермонтов хлопочет
06 отставке и настойчиво говорит о же-
лании издавать совой журнал. 9то -стрем-
ление могло быть ему внушено только
идейными соображениями, так как Jep-
MOHTOB не был профессиональным литерз-
тором. Он не мог принять целиком на-
правление «Отечественных записок» Kpa-
евского из-за ориентащии этого журнала
преимущественно на западноевропейскую
культуру, ‘однако и «Москвитянин», Ha-
чавший выходить в 1841 г., не удовле-
творял Лермонтова. Лермонтов искал са-
мостоятельных путей для осуществления
своих новых общественно-литературных
проектов. В этих замыслах Лермонтов был
уже далек от эмигрантского аристократи-
ческого «кружка шестнадцати».

«Кружок шестнадцати» был значителен
силой отрицания, но в поисках положи-
тельной деятельности Улелом «кружка»
оставалось только беспокойное метание и
чувство обреченности. Так, Браницкий в
1841 г. в Петербурге был поставлен в не-
обхолимость решительного выбора между
участием в польском заговоре против ца-
ризма и защитой чести ‘мундира лейб-
твардии ‘гусарского полка, который он
носил: на какой-то схохке поляки‘ сорвали
се него оэполеты, обвиняя в сочувствии
русскому царизму. Добровольный перевод
на Кавказ был единственным ответом
Браницкого на это глубоко принципиаль-
ное столкновение. Участвуя в кавказской
экспедиции вместе се Жерве. Браницкий
отмечал, что у Жерве такой вид, «как
будто он даст себя убить в первом же
деле». Это ‚предсказание `Браницкого оп-
равдалось — Жерве умер от раны за не-
сколько дней до убийства Лермонтова.
0 поведении Фредерикса в схватках е гор-
цами в той же экспедиции 1841 г. оче-
видцы: замечали, что «этот офицер нароч-
но ищет смерти». (дн был убитв 1844 г.).
Другой член «кружка», А. Долюрукий,
был убит на дуэли в 1842 г Тяжелые
условия дуэли, при которых он неминуемо
должен был погибнуть, были выбраны им
самим.

Гатарин вступил в 1843 г. во Франции
в орден иезуитов, чем похоронил себя на-
всегда для России. Эмигрировавший впо-
следствии из России Браницкий примкнул
Е правому консервативному крылу поль-
ского национального движения.

Члены «кружка» Шувалов, Столыпин,
С. Долгорукий\ уехали за границу и в
первые годы своего возвралцения в Россию
ничем себя не проявили на общественно-
политическом поприще, Валуев пошел по
линии восходящей бюрократической карье-
ры. Все это указывает на то, что в «круж-
ке» не было единого идеологическото на-
правления. Это было содружество молодых
людей, об’единенных общим оппозиционно-

Я холоден и горд, и даже злым
Tome кажуся...

В чем разгадка этих неблагоприятных
впечатлений?

Важется, ее можно найти в истории ог-
ношений Лермонтова ‘и Белинского. Впер-
вые они встретились летом 1837 года в
Пятигорске, у Сатина, друга Герцена.
«На. серьезные мнения Белинского он
(Лермонтов) начал отвечать разными шу-
точками; это явно сердило Белинского,
который начинал горячитьея; горячность
же Белинского более и более возбуждала
юмор Лермонтова, который хохотал от ду”
ши и сыпал разными шутками». Насмеш-
ки и смех Лермонтова произвели Ha Ber
линокого тягостное впечатление,

Но не прошло и трех лет, как, посетив
Лермонтова н& гауптвахте, куда он был
посажен после дуэли с Барантом, одной
из причин которой был  пренебрежитель-
ный отзыв этого француза о Пушкине,
тот же Белинский с востором признавал-
ся Панаеву: «Ну, батюшка, в первый раз
я видел этого человека настоящим ‘чело-
веком!!;. Первые минуты мнё было не-
ловко, ‘но потом ‘У нас завязался как-то
разговор об антлийской литературе... Я
смотрел на него — и не верил ни гла-
зам, ни, ушам своим. Лицо его приняло
натуральное выражение, он был в эту
минуту самим с0б0ю...‹В словах его было
столько истины, глубины и простоты! Я
в первый раз видел. настоящего Лермонто-
ва, каким я всегда желал его видеть...
Сколько эстогического чутья в этом чело-
веке! Какая нежная и тонкая поэтическая
душа в нем ..»

В этом драгоценном рассказе Белинско-
го, при всей своей краткости стоящем
несравненно больше, чем десятки страниц
воспоминаний светских и военных зна-
комцев Лермонтова, самое драгоценное —

утверждение, что Дермонтов вы Fac
политическим HACTROCHHOR, HO разных по  беседы с великим критиком «был ca-
своим убеждениям. Они об’единились в  мим собой», что ото °был «настоящий

1839—40 rr: вокруг Лермонтова, но уже
в 1841 г. Лермонтов в своем творчестве
и неосуществленных литературно-общест-
венных замыслах отличалея от этого пе-
тербургского ‘аристократического кружка.

Лермонтов». Эти определения Белинского
тем более ценны, что два с половиною го-
да назад он имел случай видеть у Сати-
на не настоящего Лермонтова; острого па-
радоксалиста, нарочитого пересмешника,

с

‘эбличающие

т ®

С. ДУРЫЛИН
>

позера мысли и чувства. Открытие «насто”
ящего Лермонтова» было Tak радостно для
Белинского, что он писал в Москву, к
В. П. Боткину: «Недавно был я У него
в заточении и в первый раз поразговорил-
ся с ним от души. Глубокий и могучий
дух! Как он верно смотрит н& искусство,
какой глубокий и Чисто непосредственн
вкус изящного! 0, это будет русский поэт
Йвана Великого! Чудная натура!»

Счастье знать «настоящего Лермонто
ва». доставшееся Белинскому, выпадало на
долю лишь немногим,

Лермонтов вынужден был, роковою во-
лею жизни и горьким велением опыта,
исполнить тютчевский завет:

Молчи, сокрывайся и тая
И чувства и мечты свои...

Когла Лермонтов, с первыми стихами,
перешатнул порог грибоедовской Москвы,
Фамусов постарел только на девять лет,
Молчалину лишь немного перевалило 33
тридцать,—как было поэту не «таить» от
их внимания те «чувства», которые под-
сказали ему «Последнего сына, вольно”
сти». Когда из  грибоедовской Москвы
судьба забросила его в военную школу
николаевского Петербурга, от одного из
друзей, знавшего «настоящего Лермонто-
ва», он услышал мольбу: «Если вы про-
долж. писать, не делайте этого никог-
да В ле и ничего не показывайте ва-
шим товарищам, потому что WHOTAa car
те невинная вещь причиняет нам ги-
ель».

Лермонтов исполнил этот завет: в ка-
зенном Петербурге,. с его правящими Ска-
лозубами всех чинов, хорошо знали Jep-
монтова-—блестящего гвардейца, отлично-
го кавалеристь, Лермонтова: «Маешку», aB-
тора не совсем скромных стихов и весе-
лых проказ, но того «настоящего Лермон-
това», глубиною мыслей и сердечной про-
стотой которого восхитился Белинский, не
знал никто.

«Настоящего ное узнали, когда
оказалось, что пламенные стихи, горько
оплакивавшие гибель Пушкина и грозно
его  высокопоставленных
убийц, принадлежат «корнету лейб-гвар-
дии гусарекого полка Лермонтову». «Я
излил горечь сердечную на бумагу» —
так сам Лермонтов в официальном показа-
нии пишет о своих стихах. Но Лермонтов
не только написал эти стихи, звучащие
приговором над правящей верхушкой Рос-
сии, — он сам распространял их.

Лермонтов дебютировал стихами, нз ко-
торые мог ожидать и получил только один
отзыв: ссылку на Кавказ. Но зато — од-
ни с враждою, другие.с глубоким сочувет-
вием — узнали «настоящего Лермонтова».

Лермонтов ках поэт вышел из своего
творческого уединения тогда, когда этого
потребовал долг гражданина: его полити-
чёсное выступление было его первым вы-
ступлением как поэта *,

До этого момента Лермонтов ото всех
оберегал тайну своей творческой жизни,
никого не впуская в свою мастерскую:
Все, что он там творил, он рассматривал
только как первоначальные опыты. Kak
несовершенные модели художественных  с0-
зданий. В истории русской литературы
нет другого Поэта, который © большей
строгостью относилея бы к своему творче-
ству. чем Лермонтов. В то время как
большинство гоэтов, его сверстников и
предшественников, начинало печататься ©
пятиадцати-шестнадцатилетныо возраста,
Лермонтов упорно «скрывал» и «таил» с6-
бя как поэта; он с удивительной в отроке
и юноше строгостью воспитывал в себе
взыскательного художника. ^

* Поэма «Хаджи-Абрек» была помещена
в 1835 году в «Библиотеке для чтения»
без согласия и без ведома Лермонтова, ко-
торый остался чрезвычайно недоволен ее
напечатанием,

НАСТОЯЩИЙ ЛЕРМОНТОВ.

Рукописи поэм «Исловель», «Дхушу
«Ангел смерти», «Аул Бастунуят», «jy
маил бей», «Боярин! Орша» и др, war,
крипты драм «Испанцы», «Люди и
ти» и других, листки 6 тремястаут сту
x — 806 910 извлечено пилы
лями сочинений Лермонтова из его хто
ной корзины и напечатано вопреки тазу
ческой воле поэта. Сам Лермонтов 11 Been
что он написал до 1836 года, вели
только «Антела». Вот что расслалыьи
близкий друг и родственник Лермотт:
А. П. Шан-Гирей. Перед послелних (184)
от’ездом Лермонтов» на. Квт ayy 5
ним сделали подробный пересмотр вери fh
магам.. выбрали несколько, как Напечутна,
ных уже, так и еще но иззалы, 1
составили связку. «Когда, бог ст,
нусь, — говорил он, — может (м,
еще что-нибудь прибавится cya, y yy
хорошенько разберемся и’ посмутугу, м
надо будет поместить В томик и что уз. у
бросить». Бумаги эти я оставил у и /
остальные же, как ненужный тли, п
бросили в ящик». Эти ранние поза 1
стихи Лермонтова, утверждает ал.
«никогда автором их не назначались р
чати, & сохранились от auto da fo uy
‘чайно».

Первым произведением Лермонтоз, в,
печатанным им самим, было «Боуи,
(«Современник», 1837, кн. 2), lope
дебютировал произведением высокой rp,
жественной зрелости, реалистических ту
изведением, в котором Лев Толстой эти
зерно своей народной эпопеи «Вой 1
мир». 3% «Бородино» последовала «аз
про царя Ивана Васильевича, молодом yy
ричника и удалого купца Karam,
— песня, которая кажется рожленей
том же веке, в каком происходит п»
данное в ней событие; стольхо в пей у
родной силы и суровой исторической п»
ды. За «Песней» последовала «Казна,
Ша», этот сатирический очерк тегу
захолустья, в котором Лермонтов мхи
меняется пером с Гоголем. Велед за №»
начейшей» прозвучали «Дума» и «Ги,
в которых Лермонтов бросает тяжела (бы
нения своему поколению и обществу, (в
чуя их «00 стромстью судьи и Miz
нина». И следом 33 этими скорбных 1
тневными стихами появилась «Бэла» =
первая повесть из романа «Герой вали
времени», который Гоголь признавал ух
шиной русской реалистической прозы,

Таков был тот поэтический ит, кт
вводил читателя сам Лермонтов, — ig
суровой правды, горячей любви к р

народу и не менее горячей ненавити т
врагам его счастья и свободы,

«Настоящий Лермонтов» оказажя, ш
человек и писатель, кровно близок к т
шим людям его времени, близок к реле
скому, Герцену, Огареву и потому весь
нятен, далек и неприятен всем, № в
иог подняться до лучших чуветв я в»,

ма  би chet oes ee. tet Oe bee а бот шо ма et ete ee ek ee

Домыслы и доказательства.

ЦИНАНДАЛИ

Нижегородский драгунский полк © дав-
них пор стоял в Вараагаче. ,

Русских офицеров, служивших в Кахе-
тии, сблизил с грузинским обществом зна-
менитый грузинский поэт Александр Гер»
севанович Чавчавадае, который был офи:
цером, & одно время даже командиром
полка. Я

Офицеры стали бывать в его родовом
имении Цинандали.

Правда, когда Лермонтов был сослан в
Нижегородский полк, Чавчавадае давно
уже не служил в нем. Он вышел в 0т-
ставку еще в 1820-х годах.

Но мы знаем, что офицеры попрежнему
ездили к Чавчавадзе в его именке Цинан-
дали. Может быть, и Лермонтов бывал
там? Одна из дочерей Чавчавадзе, Нина
Александровна, ‹ была вдовой А. С. Гри-

- боедова. Неужели Лермонтов не познако-
мился с ней? У нас нет об этом никаких
сведений, но разве нельзя ‘доказать это
знакомство? По-моему, можно!

Для того, чтобы дать своим дочерям

европейское образование, Чавчавадзе еще
в начале 1820-х годов пригласил к ним

в качестве воспитательницы Прасковью
мную и высоко
хвердова- прожи-
ла в семье Чавчавадзе около тридцати лет
и по праву может считаться второй ма-
ины Александровны в
q
 Ахвердова — урожденная Арсеньева —
приходилась Лермонтову двоюродной тет-
дает некоторыв основания
считать, что Лермонтов мот бывать в име-

Николаевну Ахвердову,
образованную женщину.

терью
о никто не обращал внимания,

кой. А это

нии Чавчавадзе,

Но одного предположения недостаточно:

“мог бывать, но бывал он там или нет

Вывал! Можно привести доказательство!
В одном из альбомов Лермонтова, кото-

—=——-
Отрывки из работы «Лермонтов в Tpy-

зии в 1837 году»,

яна EE

Литературная газета
№ 57

Ираклий  АНДРОНИКОВ.

рый хранится в ры публич-
ной библиотеке им. балтыкова-Щедрина В
Ленинграде, рукою Лермонтова налисано:
«Ахвердова на Кирочной». Это — петер-
бургсокий адрес Ахвердовой. Значит, когда
Ахвердова в 1840 году ездила в Петербург,
Лермонтов встречался с ней там. Значит,
в 1837 году он был анаком с Ахвердовой
ис семьей Чавчавадзе, да иначе и быть
не могло, потому что Ахвердова еще до
ссылки Лермонтова на Кавказ бывала в
Петербурге и в Царском Селе, где в TO
время служил Лермонтов.

Но, может быть, в 1887 году Лермонтов
и Чавчавадзе все-таки не встретились?
Нет, встретились, Родственник Лермонто-
Ba — Шан-Гирей, рассказывая в своих
воспоминаниях о разговоре с Лермонтовым
по поводу «Демона», упоминает о том, что
Лермонтов, назвав жениха Тамары власти»
телем Синодала, допустил неточность: «В
Грузии нет Синодала, — пишет Шан-Ги-
рей, — а есть Цинундалы, старинный з8-
MOK в очароватэельном месте в Кахетии,
принадлежащий одной из древнейших фа-
милий Грузии, князей Чавчавадзе».

Почему же’ Шан-Гирею пришло в голов
сопоставлять имя Синодала с Цинандали

Значит, Шан-Гкрей знал, что имя Сино-
дала возникло у Лермонтова под виечат-
лением пребывания ето в Цинандали!
Значит, Лермонтов у Чавчавадзе бывал!

Так вот, оказывается, где наблюдал он
жизнь новой страны, откуда узнал фео-
дальный княжеский быт, описанный в
«Демоне»,

Здесь `Лермонтов слышал, наверно, гру-
зинские и персидские песни, которые ис-
полняли приглашенные музыканты. Здесь
Лермонтов сам читал и слушал стихи
хозяина и строки из бессмертной поэмы
Шота Руставели «Витязь в тигровой шку-
рез», которые под звуки «тари» запевал
кто-нибудь из гостей.

Здесь вел беседы © Чавчавадзе и с Ни-
ной Грибоедовой; здесь Лермонтов задумал
большой роман о кавказской войне и о
гибели Грибоедова в Тегеране,

Но почему же обо всем этом не Coxpa-
нилось сведений? Неужели среди бумаг
Чавчавадзе не осталось ни одной записки
с именем Лермонтова, ни одного CTHXO-

хотел меня обросить, но я ето предупре-
дил и сбросил.—>

В этом отрывке ясно сказано: «Я в Тиф-
лисе». Неужели Лермонтов действительно
выносил из бани труп неизвестното чело-
века да еще. обросил в Куру и другого?
Навряд. ли!

Скорее это запись плана какой-то по-
вести и рассказывает о. себе не Лермон-
тов, а ето герой. С

Какую же повесФь задумал Лермонтов?

Офицер попадает в новую обстановку,
не понимает обычаев страны и случайно
становится соглядатаем чужой тайны, Его
хотят утопить, но в борьбе он сам стал-
кивает в воду своего противника. Это —
сюжет «Тамани». Ведь действующие лица
находятся там ‘в таких же отношениях,

Сохранились свидетельства современни-
ков о том, что в городке Тамани с Лер-
монтовым в действительности произошел
подобный случай. Значит в Тифлисе та-
кого случая в действительности быть не
могло. Ведь не два же раза подряд Лер:
монтова хотели утопить. -

Все это подтверждает, что отрывок «Я
в Тифлисе у Петр. Г.» — план повести.

В Тамани Лермонтов ‹ был раньше,
в Тифлисе — потом. И совершенно по-
HATHO, YO действительный случай в Та-
мани начал в Тифлисе обрастать подроб-
ностями и превратился в вамысел повести.

Но зачем же Лермонтов перенес дейст-
вие обратно, в Тамань?

А перенес потому, что в обстановке глу-
хого городка случай с офицером, стран-
ствующим «с подорожной по казенной на-
добности», становклся обыкновенным эпи-
зодом кавказской войны,

Но может быть, мне это кажется, и ва-
пись: «Я в Тифлисе у Петр. Г.» все-таки
товорит о действительном приключении в
Грузии?

то это, не так, доказывают описки Лер-
монтова в рукописи, В одном. месте у
Лермонтова написано: «Ночью двое напали
нь меня на мосту». Потом он зачеркнул
«двое» и написал «один», Значит, он еще
He знал точно, сколько должно быть Ha-
падающих. Записывая наскоро сюжет, он
второпях обдумывал все это в то время,
когда писал.

А в друтом месте он начал: «Я ва» к
тут же: поверх этих букв написал фразу:
«меня нашли и отнесли на гауптвахту».
Следующую раз он ‘начал опять:
«Я ва» — «Я забыл ее дом, наверное»,
 Стало быть, про гауптвахту он раньше не

творения ‘его, пусть ‘даже написанного
зьей-нибудь неизвестной рукой?

В 1854 году Цинандали сгорело.

В пожаре погиб весь архив Чавчавадзе,
Ахвердовой и Нины Грибоедовой. Если бы
архив был цел, мы наверное давно бы
знали о том, что Лермонтов был знаком
с Чавчавадзе.

«УЧЕНЫЙ ТАТАР. АЛИ»

Никто не знал, что сто лет тому назад
великий поэт Лермонтов протянул руку
великому азербайджанцу и одним из цер-
вых положил начало дружбе и связи двух
народов. \

Но откуда нам это известно? Ведь сто
лет об этом никто ничего не знал! А BOT
прочтите запись Лермонтова, которая до
сих пор не разгадана.

«Я в Тифлисе у Петр. Г, — ученый
татар. Али и Ахмет. — иду за груз. в
бани; она делает знак; но. мы не входим,
ибо суббота: Выходя, она опять делает
знак; я рисовал углем на стене для за
бавы татар, и делаю ей черту на спине;
следую за ней... она велит... вынести труп.
A ae и бросаю в Куру. Мне делается
дурно. Меня нашли и отнесли на \гаупт-
вахту: я забыл ее дом наверное. Мы ре-
шаемся отыскать; я снял с мертвого кин-
жал для доказательства, Несем его к Ге-
ургя. Он говорит, что делал его русскому
офицеру. Мы товорим Ахмету, чтоб он
узнал, кого имел этот офицер. Узнают от
денщика, что этот офицер долго ходил по
соседству в одной старухе с дочерью; но
дочь вышла замуж; а через неделю он
пропал. Наконец, узнаем, за кого эта дочь
вышла замуж, находим дом, но ее не вн-
дать: Ахмет бродит кругом и узнает, что
муж приехал и кто-то ему сказал, что
видели, как из окошка вылез человек на-
медни, и что муж допрашивал и вся
семья. — Раз мы идем по караван-сераю
(ночью) — видим идет мужчина с этой
женой; они остановились и посмотрели
на нас. Мы прошли и видим, она пока-
зала на меня пальцем, & он кивнул №-
ловой; после ночью (двое) один на меря
напали на мосту. схватили меня, и как
зовут: Я сказал: Он; «я муж такой-то» И

думал. И эта важная деталь пришла ему
в голову во время писанья,

Вот такой системой‘ расшифровки  опи-
сок, олгибок и поправок мы можем вос-
становить ход его ‘мыслей. Забеги вперед
показывают, что пока рука писала, у Л. р-
монтова возникали новые подробности, но-
вые линии сюжета. ;

Но если это повесть, то чьи же имена
обозначены в начале? Кто это Петр. Г.
ученый татар. Али, Ахмет, Геург, который
делал кинжал убитому офицеру? Нет co-
мнения в том, что все это реальные люди,
которых Лермонтов собирался описать в
своей повести. Геург — действительно
тифлисский оружейный мастер. В черно-
вике стихотворения «Поэт» Лермонтов
снова упоминает его имя:

В серебряных ножнах блистает мой

кинжал —
Геурга старого изделье.

В. Тифлисе Лермонтов встречался не
только с грузинами. Его интерес к стране
не ограничился знакомством с крутом Чазв-
чавадве.

Лермонтов начал брать уроки азербай-
джанского языка, Значит, он встречался
с жившими в Тифлисе азербайджанцами.

Мы знаем, что m0 возвращении из
ссылки Лермонтов написал сказку «Ашик-

ериб». Сюжет ее совпадает с народной
азербайджанской сказкой. Правда, кроме
имени Ашик-Кериба, имена у Лермонтова
совсем другие, но теперь, после того как
обнаружен лермонтовский автограф, не
остается сомнений в том, что он обрабо-
тал народную сказку про Ашкк-Кериба,

В сказке Лермонтова соперника их
Кериба зовут Куршуд-беком. А в одном
месте Лермонтов ошибся и написал вместо
имени Вуршуд-бека — Шах-Валат. А в
BApOKHDE сказке соперника зовут Шах-

лед,

Хорошо! Но почему же Лермонтов на-
звал свою сказку «турецкой»? Значит, че-
ловек, который рассказывал ее, анал, что
сказка 0б Ашик-Керибе существует и в
aypenngr литературе. Значит, этот человек

рошо внал восточную
языки. 7 Се ы

Так у кото же Лермонтов брал уроки
азербайджанското языка? Кто рассказывал
ему азербайджанскую народную сказку?
Ведь для того, чтобы давать Лермонтову
уроки, этот человек должен был хорощо
знать, кроме азербайджанского языка, и
русский. Значит, это был образованный
человек. Образованных азербайджанцев в
то время в Тифлисе было немного, Мы

ших идей своей эпохи, 7
Незадолго ло смерти он налисал в у :
Goa близкому бе человеку В ©
Одоевскому; у
«У Росени нет прошедшего: опа зи Т
настоящем и будущем». т
Видя тяжкое настоящее русского вул р
— крепостную неволю и горькую бит
чину, Лермонтов горячо верил в чи
будущее народа. [

Жизнь, & с нею и поэзия Jepyorns
оборвана была’ в самом начале. Jem) ¢
умер 26 лет. Умереть в двадцать пп! В
лет — ото значит быть Грибоедовым   «
«Горя от ума», быть Толстым без «Во
и мира», быть Достоевским 63 «Пре п
ления и нажазания», a

То. что без малого сто xer mxy Bel) ©
было ясно лишь немногим избранитий   ы
то ясно теперь всем народам кашей # ;.
ликой страны, I

«Настоящий Лермонтов» — гезлыьй   my
поэт и великий гражданин 680 пу —

(
знаем, что Лермовтов вытречался с уни
азербайджанцем Али.

Образованных азербайджанцев, хот
звали Али, было в Тифлисе еще м
ше. Может быть, даже один; Мяу
тали Ахундов, или, гак его зав
время, Мирза. Фетх-Али Ахундов,

Фатали Ахундов, замечательный #2316?
джанский поэт, служил в то время з М!
лисе в должности переводчика 6 Born
ных языков при канцелярии гавно»
ляющего Грузией барона Розена, 01 7?
лилея в военной службе и стало OD! cK
1837 году состоял о Лермонтовым BIZ ) Ry
гарнизоне, po

ервые стихи, которые еделали 90  ше
известным за пределами Кавказа, Ат)” ли
написал в феврале 1837 года, 910 2 не
элегия на смерть Пущкина, Е:

По этим стихам видно, что уже!
тоду Ахундов хорошо знал не только TP) ль
кина, но и всю русскую поэзию. = но

«Ломоносов красотами тения УЕ на,

обитель поэзии — мечта Пушкива ?
рилась в ней, Державин 38306881 д?”
поэзии, но властелином ве Пушка
избран свыше, o
«Карамзин палолнил чашу вило\ Г, ра
ния, — Пушкин выпил вино 910й 107’
чаши...» ent
Я привел тот перевод, который Ct
писатель-декабрист Бестужев-Марля?”

Он был дружен с Ахундовым. В 18977
Бестужев жил в Тифлисе и бл У” ти
уроки азербайджанокою и про?“ во
языков, ; Ве

Можно ли допустить, yo Jeph” Be
сланный в Грузию ва стихотворяй жи
смерть Пушкина, в городь 1де 92, ме

не все жители внали друг дру № .
встретиться, не познакомиться 6 4%
джанским поэтом, тоже написавших
чательные стихи на смерть Пушкияе!

Знакомство, конечно, состоялось. 2,”

pai?

казательством этому служит oats “Bay
монтова — «Ученый ork Am.

К тому времени, когда Лермозто? 1” бы.
ехал в Тифлис, Бестужева уже № о Ruy

в живых: 7 июня 1837 года-ол 07°
рублен в сражении. В Грузии ep!
встретился. с другим декабристом —1

ou
Александром Ивановичем Одоевским т.

дружилея с ним. Они служили 8 ^../1во

тородском драгунском полку в м  Е

мя. м TOR

Наверно друг Jlepwontopa — 2! Bog

Одоевский — и познакомил во с‘, 81

Ахундовым => другом декабрист
ева,