Писатель и современность

Пель и задача наших куреов-конферен-
ции — предоставить возможность товари-
aM, живущим на периферии, встретить-
ся в Москве с хорошими работниками в
области не только литературы, & и смеж-
ных искусств для товарищеского разгово-
ра, для обмена творческим опытом.

Мне кажется, человека, который дейст-
вительно решил посвятить себя литерату-
ре или какому-либо виду искусства, боль-
ше всего стимулирует в работе етремле--
ние Е совершенству, желапие сделать ее
хорошо. Поэтому толчком в работе являет-
ся пример чего-то действительно совер-
шенного и высокого. Учиться искусству
можно и должно у старых мастеров и у
своих более опытных товарищей, у тех,
кто умеет свое дело делать хорошо или
лучше тебя, é ;

Вопоминаются высказывания небезызве-
стного Ченнино Ченнини: «Вы, которых
изящество духа заставляет любить добро-
детель и посвятить себя искусству, —
начинайте с облачения в одежды любви,
страха, послушания и настойчивости.
Сколь можно скорее встаньте под эгиду
учителя и учитесь и покиньте его как
можно позднее».

Вы прекраено понимаете, что этого ро-
да наставление человека, которого «изя-
щество духа и стремление к добродетели»
побудило заниматься искусством, не озна-
чает, что нужно покончить с дерзанием
в искусстве, во смелыми поисками.
этом нет противоречия.

Очень хочется, чтобы сознание необхо-
димости стать пох эгиду ‘учителя и поки-
нуть его как можно позднее постоянно
жило в сознании наших работников ис-
кусства.

Другое, что стимулирует художника,
это — современность, это — сама жизнь.
Всякий художник, естественно, хочет пи-
сать O людях своей поры, © чувствах,
мыслях и думах, которые волнуют его 00-
временников.

Величайшие мастер» прошлого именно
потому и пережили других, что сумели
передать в своих произведениях самые су-
шественные стороны современной им дей-
ствительности.

Стремление художника, © одной сторо-
ны, сделать свое произведение возможно
более совершенным, т. е. стремление в
прекрасному, к красоте, а, в другой сто-
роны, постоянное желание передать Cae
мое большое и характерное, главное из
того, что живо в современности, — эти
два устремления, собственно, и привохят
К созданию подлинного произведения ис-
кусства. Если расчленить эту двуединую
формулу, получится совсем не то, © чем
может мечтать, как об идеале, настоящий
художник. Если мы возьмем только одну
часть этой формулы: давайте «вообще»
творить «совершенно», не заботясь о прав-
де жизни, то это будет очень ограничен-
HO, и мы, в конце конщов,. придем к чи-
стому эстетизму,  Вогла мы в6е читали
Плеханова, который критерием красоты в
искусстве считал сбответствие формы и
содержания, нам тогда это его утвержде-
ние казалось очень пленительным и впол-
не достаточным. Сейчас. когда значитель-
но глубже задумываешься. над этим вопро-
еом, то видишь всю недостаточность пле-
хановекого положения. Вспоминаешь, ITO
еще Чернышевский — x0 Плеханова в
независимо, конечно, от него — горячо
возражал против подобной формулы красо-
ты в искусстве; и не потому возражал,
что не видел нужды в соответствии фор-
мы и содержания, — наоборот, как все
умные люди, Чернышевский понимал, что
такое соответствие необходимо, но он ут-
верждал. что оно должно быть свойствен-
но и всякому друтому виду человеческой
деятельности.

Прекрасное ects свойство действитель-
ности. — говорил Чернышевский. И речь
о подлинном искусстве может итти тогда,
когда в наиболее совершенных формах

художник передает наиболее существен-
ные стороны развивающейся действитель-
ности. То, что художник должен  рабо-
таль хорошо, что он должен быть совер-
шенным в области Формы, подразумевает-
ся само с0бой; без атого нет художника.

Сила же его заключается в том, как он,
владея формой, постигает в образах нам-
более существенные стороны действитель-

ности. `

Вогла мы теперь задумываемся над эти-
ми высказываниями Чернышевского, то
_ мы видим, что‘они просто  гениальны.

Именно эти стороны, которые делают ху-
ложника великим, прежде всего видел и
Ленин. В статьях о Льве Толстом Ленин
поясняет, почему творчество Толстого cTa-
ле «шагом вперед в художественном раз-
витии человечества». Потому что он, как
гениальный художник, не мог не отразить
наиболее существенных сторон развития
русской действительности. А русская дей-
ствительность почти на всем протяжении
сознательной жизни Толстого развивалась
под знаком крестьянской революции (Ko-
торая не могла в России осуществиться
ло той поры, пока не появился рабочий
класс, который возглавил и помог кресть-
янству эту революцию совершить как по-
бочный, попутный продукт пролетарской
революции). То, что Лев Николаевич, со-
вершенно не предполагая. что он отражает
именно эту сторону действительности, на
шел в 0666 силы ее отразить, было пюка-
зателем его величайшей гениальности, ве-
личайшей силы.

Вспоминаются также высказывания Бе-
линского. Великий русский критик, сто-
явиий на самых передовых позициях сво-
его ‘времени, человек. великолепно разби-
равшийся в вопросах эстетики и необы-
чайно преданный прекрасному в искусст-
ве, не’ уставал ‚твердить, что «свобода
творчества легко согласуется со служе-
нием современности. Для этого не нужно
принужжать себя писать на темы, наси-
ловать фантазию, для этого нужно толь-
ко быть гражданином, сыном своего o6-
mecrsa и своей эпохи, усвоить собе ето
интересы. слить свои стремления 6 ето
стремлениями; для этого нужна симпатия,
здоровое практическое Чувство ИСТИНЫ,

ee Ee

Сокралценная стенограмма
тии  курсов-конференции
10 ноября.

LE

Литературная газета

речи на’ откры-
писателей РОФОР

№ 63

А. ФАДЕЕВ

которое не отделяет убеждения от дела,
сочинения — от жизни».

Белинский писал эт в TOT  периох,
когда расхождение с «современностью»
Николая I y него было исключительное,
HO это была связь в современностью ис-
тинной. Он видел те стороны и тенденции,
уже народившиеся в России, которых не
видели другие.

Как часто, в сожалению, мы вынужде-
ны констатировать, что наша, действитель-
ность, наше время в © реальных прояв-
лениях значительно уходит вперед, остав-
ляя нас, художников, позади; все самое
передовое, что несет 6 с0бой наше обще-
ство, что оно осуществило. в жизни, —
уже впереди того, что мы, художники,

только нащулываем.

Конечно, можно писать © чем угодно, —
060 всох проявлениях ‘жизни  обще-
ства, природы, человека, искать для
этого какие угодно формы — выраже-
ния, WO BCe-TakH в конце концов
история,  неумолимая история спросит

$ нас, с советской литературы, со всех,
соретских работников искусствах как вы
отразили ‘социализм? История проверит
нас тем, как мы изобразили в своих про-
извелениях. в своих творениях самое луч-
шее и передовое, что было в наше вре-
мя,— социализм. С кого же и отросить, как
не с нае. чтобы мы показали в искусстве,
что такое социализм, как он создавался,
как был завоеван. Поэтому для всякого

1 настоящего, серьезного художника  наше-

тс времени стимулом должна являться са-
ма современность. т. е. наша жизнь, и ©д-
новременно стремление к совершенному. ее
выражению, стремление к прекрасному в
‘искуестве. к красоте.

Нужно сказать, что вульгарная социо-
логия, пережитки рапповщины, © ‘одной
стороны, и пережитки захудалог и про-
винциального российского = эстететва
предреволюционных годов, — с другой сто-
рены, еще отчасти живы в некоторых го-
ловах. Недостаточные знания порождают
целую кучу всяких доморощенных теорий,
вульгарных требований, которые инотда
ставят людям голову набекрень, — худож-
ник иногда теряется, перестает понимать,
чего же, собственно говоря, от него требу-
ют. А от него требуют не больше не мень-
ше, как правдивого, художественно-совер-
шенного выражения нашей действительно-
сти. Когда были обнаружены, в силу пло-
хой организации дела, a иногда в силу
недостатка политического разума HeKOTO-
рых наших работников, довольно серьез-
ные идейные ошибки и провалы в наших
литературно-художественных журналах, то
нас за это покритиковали, покритиковали
справедливо, напомнив нам, что в области
литературы и искусства еще и сейчас есть
враждебные люди, которые будут пытать-
ся уволить нае в сторону, что нам нужно
Tak воспитывать писателей, чтобы’ они
тлубоко понимали политические задачи
нашего времени, стоя на самых передо-
вых позициях налюего времени, на ленин-
ско-сталинских позициях,

` 06 этом приходится. говорить вновь и
вновь, так как люди (это особенно отно-
сится K тем ‘из нас, ко немножко по-
старше) иногда привыкают к определен-
ному образу жизни, к некоторой инерции
мышления, в покою, не всегда лю-
бят преодолевать трудности, стараются
от них уклониться, почить Ha лаврах.
Поэтому нужно все время, повседневно и
энергично. ‘напоминать о необходимости
идейного роста и самовоспитания, двигать
художественную мысль вперед. повышать
требования друг Е другу, ежедневно,
ежечасно погружаться в живой MOTOR co-
циалистической жизни, отвечая Ha ©
требования. :

Ho харахтерно, что Уже после того, как
эта критика ‘прозвучала в отношении  на-
ших журналов и отдельных писателей,
стали раздаваться голоса — не есть ли
это, дескать, какая-то попытка под фла-
том современности, «злободневности» сни-
зить художественное качество, не означает
ЛИ это некоторый «поворют» в искусстве
в сторону «поверхностной агитки» и т. п.!
Только люди. не любящие нашей жизни
И советского социалистического искусства,
заинтересованы в том, чтобы так извра-
THTh совершенно справедливую критику
наших недостатков. Только  конченные
люли; желающие спать спокойно, могут в
тажюм духе извращать справедливую кри-
THEY.

Так думать — значит проявлять
неуважение к собственной деятельности, к
‚указаниям партии, к советскому  искус-
ству. Нам социализм дал вее возмояуно-
сети показать в художественных образах
самое глубокое. передовое, что есть в на-
шей действительности, взятой в ее разви:
тии. Мы и должны делать это, не стано-
вясь, с одной стороны. на позиции вуль-
гаризации, & © другой стороны, на пози-
ции мелкого, захудалого, провинциального
эстететва.

Надо так направлять людей творящих,
чтобы они воспитывали в себе неустан-
ное стремление к совершенствованию, ис-
ходя из необходимости и желания пере-
даль все самое лучшее, передовое в нашей
жизни, показать, чем лействительно живет
наш народ. Это в конце концов самое 06-
новное, самое главное, самое большое, что
хотелось бы нам в союзе писателей вдох-
нуть в души людей,

Во всяком искусстве (это всегда так
было и так эт есть и сейчас) ‘можно
найти много способов художественного
отношения. к действительноети. ‘Один из
способов. художественного мышления таков:
человек вовсе не в силах, как бы от него
ни требовали, быстро откликнуться В
творчестве своем на текущую 10
ность сегодняшнего дня. (и склонен к. ра-
боте длительной, берущей  действитель-
ность в ев самых основных, глубинных
проявлениях. И есть художники, работаю-
щие в жанрах, немедленно откликающих-
ся на повседневную текущую жизнь. Мне
кажется, в наших литературных кругах
их роль недооценивается. Можно назвать
имена, людей гениальных, стоящих на вер-
шине искусства в истории развития чело-
вечества, которые дали в своем творчестве
огромные синтетические, целостные, мо-
нументальные. вечно живущие образы и
B T0 же время отвечали на какие-то очень
злободневные поводы текущей ‘жизни. В
налей русской классической литературе,
скажем, такой способностью несомненно
владел гениальный Пушкин. = Палитра
Пушкина обладала исключительным — 60-
талетвом красок. Творец «Евгения. Оне-

а

ae cet i eels hat i a aera neem niaeeaa,
: po aa es RnR ae See ee ee)

`

тина» прекрасно владел и тем, что мы
т0-современному называем «газетным»
стихом, откликавшимся на текущую злобу
дня, Но и эти стихи его остались как
вечно живущие творения. {

Неправильно думать, будто злободиев-
пая поэзия —= «не настоящая» поэзия.
Ведь все дело в том, как написать. Бе-
раняю навсегда останется в мировой ли-
тературе. Имена авторов «Мареельезы» и
«Интернационала» останутся в памяти
людей навечно.

Очень злободневным поэтом был Дан-
те. Его «Божественная комедия», которая
пережила века н будет жить вечно, яв-
ляется острейшим политическим  памфле-
том на текущую борьбу своего времени в
ее конкретных изгибах и этапах. Данте
берет своих политических противников и
пишет о них по свежим следам, © це-
лями, почти практическими.

Из налпих современников, несомненно,
отфомными способностями выражать 3.10-
болневное в синтетических живущих 06-
разах обладал Маяковокий. В этом отно
шении многие Маяковского не понимали.
Будучи молодым автором и ‘уже тогда
обладая печальным свойством — любовью
к тяжкодумию в художественной работе, к
мелленнописанию, — я. как и полагается
молодому человеку, считал этот путь в
искусстве единственно возможным и
вообще считал, что такого рода художник,
как Маяковский, делает большой «грех»,
410 пишет какие-то «злободневные» сти-
хи в «Комсомольской правде». Я помню,
ему товорили: «Владимир Владимирович, у
вас есть замечательные вещи, такие, как
«Облако в штанах», «Про это», амери-
канские стихи. Что вы размениваетесь
на пустяки, которые вместо вас может
сделать другой?» Он говорил: «Вы ниче-
го не понимаете, что происходит в нашей
действительности».

И он действительно оказался прав.
(Сейчас, когда нет Маяковското, когда мы
все его читаем и перечитываем заново,
созланное им снова вырастает перед на-
шими глазами. Мы замечаюм, что вее сти-
хи, откликающиеся на какой-нибудь по-
вод в газете, можно переиздать сегодня, и
они звучат. они имеют отромную остроту,
и в них заключена большая правда, ко-
торая будет живуча вечно. - Маяковский
мог создавать такие поэмы, ках «Левин»,
«Хорошо», «Облако в штанах», и в TM же
время стихи о’ переезде рабочего в новую

квартиру, о мелких и мельчайших ak

тах текущей жизни и везде был. велик.

В области литературы все самое боль-
ое, подлинное, великое не относится
презрительно к злободневному. в повое-
дневному, во всем умеет найти настоящее,
глубокое и большюе, но выражает это по-
разному. Люди, противопоставляющие,
сталкивающие лбами поэтов только пото-
MY, что они. поэты, разными ‘способами

изображают современность, -—— эти‘ люди

делают вредное дело,

Возьмите поход, который совершила
Красная Армия в Западиую Украину и в
Западную Белорубеию, она совершала, этот
поход, и ей нужен был стих — отклиь
Ha 10, что происходило, ей нужна была
песня, которая говорила бы 06 этом. Из-
вестно, что многие поэты и писатели от-
вечали своей работой на эту  потреб-

ность армии и народа. Честь им и хвала!

Мы всегда стояли и будем стоять за
творчество больших, монументальных син-
тетических форм, за лирику настоящих
чувств, за великую ‹ работу, за труд в
искусстве. Но появляется у нас разновид-
ность баёретва, которое состоит в том; что
средненькая, но «чисто» обработанная,
Т.-е. вымученная в течение трех лет, по-
„вестушка © претензией на «философию»
почему-то считается более блатородным де-
лом, чем боевой, злободневный отклик, ко-
торый тотчас же действует на массу, ве-
дет ee за собой. Не надо снижать худо-

жественных требований ни к какому из’

видов литературы, но надо все виды ©це-
нивать-чю справедливости, & не © гнилой
эстетской предвзятостью.

В условиях старой действительности
можно было найти об’яснение такому яв-
лению, как противопоставление «вечного»
«злоболневному». На натриотическую тему
писал Лев Николаевич Толстой. «Война, и
мир» — есть величайшее по значению
патриотическое произведение. Кукольник
писал злободневную патриотическую
вещь: «Рука всевышнего отечество спа-
сла». Передовой человек отрицал Вуколь-
ника ‘и признавал Толстого, и он прав,
потому что Толстой был. представителем
настоящего народного патриотизма, а Ку-
кольник — псевдопатриотизма, казенного,
царекого патриотизма. Такое ‘противопо-
ставление «вечного» и  «злободневного»
снято жизнью, потому“ что наша мысль,
мысль советекото государства, мысль ио-
литическая, есть подлинно народная
мысль, — это есть высшее выражение на-
родной мысли, это — повседневная 6075-
62 32 коммунизм, служение коммунизму,
страстная жажда построить коммунизм.

Ненависть всех передовых людей про-
пог и настоящего к официальной цар-
ской min буржуазной государственности
вполне законна. Но у нас теперь самое
передовое в мире. самое благородное и
справедливое в мире государство, кровью
завоеванное нами социалистическое отече-
ство. Сейчас глупо делить поэзию, литерз-
туру на «злободиевную» и «вечную», на
тазетную и’ нетазетную, ‘на политическую
и неполитическую, потому что все, FTO
мы сейчас делаем, есть дело политическое,
оно может быть или 34 нае’ или против
нае. Мы должны стремиться к тому, что-
бы это наше дело делать прежде всего
хорошо, т, ©. на вечность, и — каж-
ДЫЙ — Так, как он это умеет и видит.

Я надеюсь, товарищи, что каждый из
участников этих курсов-конференции дол-
жен себя настроить, я бы сказал, на
очень серьезный и возвышенный лад (вы
мне простите такое выражение), для ‘то-
TO, чтобы каждый день был проведен
здесь в настоящей сфере большого совет-
ского искусства. Именно. так нужно раб-
тать 0 всей литературной молодежью,
ставя перед ней самые высокие требова-
ния, самые высокие задачи и воспитывая

ве в духе нашей прекрасной действитель-

ности, в благородном стиле Ленина и

Сталина.

‘вео-таки
хватило, потому что пришло три человека.
Двое из них опоздали, на час и были уве-
рены, что беседа не состоится. Мне тоже
не. очень хотелось разговаривать с Такой
обидно малочисленной
коне концов, рептила я,
будет увлекательная, мок слушатели, мо-
жет быть, фасскажут о ней друзьям и с0-
седям. Й я решила провести беседу, про-
вести как можно лучше, интересней, жи-

10 ноября в
писателей РСФСР,
ференцию с’ехались писатели с

ряду — группа писателей, приехавших из Ростова-на-Дону
А. Гарнакерян, П. Кофанов, М. Штительман и Г. Нац,

оо

Москве в клубе писателей открылись

ANA

курсы-конференция
созванные президиумом союза советских писателей, На. кон-
Дальнего Востока, из Иркутска, Красноярска,
Свердловска и других городов РСФСР, На снимке: на конференции, В первом

(спева` направо):
Фотоклише ТАСС.

Открытие курсов-конференции
писателей РСФСР

10 ноября в Московоком клубе писа-`
телей открылись курсы-конференция ССП
для писателей РСФСР. На торжественном
посвященном открытию курсов,
после речи А. Фадеева выступила A. Ra-
С
калкдым годом взаимосвязи писателей (9-
ветокого Союза, о необходимости неустан-
но работать над собой, учиться у вели-
постоянно твор-

вечере,

раваева. Она говорила © крепнущей

ких мастеров искусства,

чески изобретать. &

— Ha наше художественное слово, —

сказала А. Караваева, — выпала очень
важная историческая задача:
современникам и донести до будущих по-
колений обобщенный в живых образах
величайший опыт строительства первых

рассказать

езно, как и 0б пдее произведения.

— Бак достойные наследники всего пе-
редового и прекрасного, мы, советские пи-
сатели, должны не только воспринять и
сохранить все богатства прошлого и на-
стоящего, но еще и приумножить их. Вот

почему мы довольно широко включили в
программу нашей творческой конференции
знакомство с произведениями смежных ис-
кусств и с лабораториями их мастеров.

‘ПОЛ КРЫШЕЙ _
ОДНОГО ЛОМА

В романе Лессажа «Хромой бес» студент
Влеофас, благодаря чарам Аемодея, полу-
чил возможность наблюдать жизнь горожан
сквозь стены домов.

Как ни далеко от нас время Лессажа,
но его герой, перед которым внезапно рас-
крылась жизнь сотен людей, невольно
может вепомниться агитатору. :

Вот вы поднимаетесь по лестнице не-
знакомого вам дома, стучитесь в закрытые
двери квартир, нажимаете кнопку звонка

В квартирах вас встречают —. одни
приветливо, другие равнодушно, третьи
настороженно.

Зы видите как бы отдельные кадры из
жизни обитателей дома: женщина в пе-
стром халате одевает ребенка, пионер гово-
рит. по телефону, домработница моет пол...

Сначала вы`=— зритель, но приходит
момент, когда вы становитесь действую-
щим лицом, участником, даже активным
участником событий. Это удается не сра-
зу: работа агитатора — чрезвычайно ин-
тересная, благодарная, большая и в 10
же время трудная.

В доме № 15 по Большой Молчановке
я начала работать год тому назад.

‚ Передо мной сейчас — тетрадь, в ко-
торой я записываю, кто и как посещает.
беседы, доклады, занятия кружков, с0б-

pans, какие вопросы задает население

агитатору.

Перелистывая эту тетрадь, восстанавли-
ваешь в памяти день 33 днем жизнь
moro дома.

Вот первое собрание актива домохозяек,

домработниц и пенсионеров. Предваритель-

но я два раза обошла все квартиры дома,
приглашая жильцов. Почти все обещали
быть, В назначенный час в контору домо-
управления я с помощью дворника при-
несла много стульев и подумала, что их
недостаточно. Однако стульев

аудиторией. Но в
если беседа

вей... Мы установили твердое правило:
проводить занятия при аюбом количестве

присутствующих, & не откладывать беседу.

На следующем занятии присутствовало
10 человек, потом-=— 14, а сейчас в до-
ме создан актив в 25 человек.

Несколько слов 06 этом эктиве,

Просматривая свои записи, я захожу
особенно’ много пометок против фамилий
Маликовой, Чикуновой, Лебедевой, Даш-
ковой. Несколько месяцев тому назад эти
товарищи задавали мне такие примерно
вопросы: что такое колонии, что такое
политика невмешательства, что такое Ал-
бания? Теперь я слышу от наших активя-
сток вопржы другого характера:  по-
чему Франция и Англия не обеспечили
гарантяю Польше, почему Турция заклю-
чила договор о взаимопомощи © Англией и
Францией? и др. Невольно думаешь, что
Иногда от вопроса «что такое?» в вопросу
«почему?» человек идет в течение не-
скольвих месяцев.

Активистки Вер» Семеновна Тайц и

Елена Дмитриевна Егорова много читают,
внимательно следят 38a газетами, горячо
интересуются жизнью нашей родины, во-
просами международного положения.

Активистка Надежда Федоровна Журав-
лева уже не молода. Но столько в ней
энергии и любви к труду, что хочется по-
ручать ей самую ответственную, самую
трудную работу по дому. Надежда Федо-
ровна руководит сейчас детской самодея-
тельностью. Вечерами в красном уголке
дома № 15 собираются’ дети. Организатор
— 15-летняя девушка Аня Медведева —
затевает игры, запевает песни, проводит
спортивные занятия. Через день в красном
уголке собирается драмкружок, на котором

Надежда Федоровна терпеливо дает детям  `

указания и советы.

Активистки тт. Васильева и Эйдельман
также проводят по нескольку часов в
красном уголке, работая с детьми.

Анна Николаевна Воропаева — староста
кружка ICO. При ев непосредственной
помощи 10 домохозяек подготовились в
сдаче норм. на значок ГСО первой сту-
пени и почти все получили на зачете от-
личные отметки.

Все активистка посещают кружок по
изучению «Положения о выборах», участ-
вуют в беседах, посещают собрания, до-
клады.

С домработнипей Домной Яковлевной
Скотниковой я познакомилась Tol тому
назад. Впоследствии я убедилась, — что
Домна Яковлевна никогда не задает во=
просов, никогда ие высказывает велух то,
© чем думает. Неоднократно я пыталась
заставить нашу активистку разговориться,
но. безуспенино.

Две недели тому назад комсомолец
писатель А. Луначарский проводил очеред-
ное занятие кружка по изучению ‘«Поло-
жения © выборах».
занятия исключительно интересно, сумел
вовлечь в оживленную беседу всех присут-
ствующих. Одну только Доунь Яковлевна,
по’ обыкновеняю, молчала. Но вот какой-
то вопрос руководителя, как видно, залел
её. Женщина беспокойно подвинулась на
скамье, поправила платок на голове и 38-
говорила, обращаясь почему-то не к с0б-
ранию, & к сидящим рядом с нею молодым
девушкам.

Это было первое выступление т. Скот-
никовой:

Это радостно’ сознавать.

Часто я думаю — насколько обширна
и содержательна наша работа. Вас веегха
ждет внимательная аудитория; Вы можете
рассказать © боевых эпизодах на Наших
траницах, о работе славных советских
летчиков, об ‘успехах Ивань Гудова, 06
отваго Чкалова о. мужестве Николая
Островского, о дружбе Ленина и Сталина,
о многом,

Члены бригады А. Ситковокий
А, Коган начали хорошо. работать,

Предетоят выступления и встречи
жильцов дома с тт. А; Безыменским и

A. Боваленковым. Хорошо работает А. Jy-
начарский.

Мы соревнуемея с бригадой т. Гибет,
ия надеюсь, что 066  сюревнующиеся
бригады победат.

Е. ШЕВЕЛЕВА

десятилетий социалистической эпохи, Вот
почему наше слово, каждая нить словес-
но-художественной ткани наших произве-
дений должны обладать выразительностью,
точностью и простотой, бесконечной гиб-
костью и разнообразием, 0 слове, о фор-
ме надо говорить так же страстно и серь-

Луначарский построил

Pe)

КУЛЬТУРА _
‚ РАЛИОПЕРЕЛАЧ

ОБЗОР ПИСЕМ,
ПОСТУПИВШИХ В РЕДАКЦИЮ

В № 56 «Литературной газеты» бух
опубликовано отерытое письмо ее
Ф. Гладкова товарищам из Радлокомитеть,
Поставленный т. Гладковым вопр © Bye
туре радиопередач встретил живейший gy
клик У читателей нашей газеты,

Товарищи Меламех, Беккер, Филу
и Фелоров от имени дякторов ленин.
ского Радиокомитета в присланном отерь
том письме Ha имя проф. Д, Н. Упаны
пишут: «В своей работе дикторы обрали
ются к словарной литературе, в Части
в выпущенному под вашей редакцией ето
варю (3 тома) и к словарю, почетелнт
в № 20—21 журнала «Patomm pay
за 1938 год.

«В предисловии к словарю ropopy.
лось о о необходимости установят
правильное и единообразное пропано,
шение, поскольку радио слушает зал
Советский , Союз, — но как быть, вл
в словарях, выпущенных под ваше

редакцией, отсутствует 970 един»
произношение».

В письме приведено несколько пут.
меров:
мы выпущ. В журнале
в 1935/36 г, (8 тома)  «Работн, радио»
Агония Агония
Дебаркадер ебаркадер
Иероглифы ероглифы

«Кроме того, — пишут дикторы,—ун
не могли сотласиться в некоторыи
ударениями, поставленными в слова,
pax: о своих торях (торе — може
ственное ` число?), посланец, кол
двора, секла и Т. д».

Преподаватель т. В. Данилов (Ленте
град) пишет, что’ внимание слушателя ра
диопередач в первую очередь останавль
вается «на нелепом и режущем ухо ут
реблении сочетания «Москва-река» в вх»
венных падежах без изменения coferser-
ного имени: Москва-реки, на Моотва-и:
ке».

Для доказательства т. Данилов приводи
несколько примеров, дополвяющих итеты

приводимые Ф.  Гладковым,

Народная песня
Утонул добрый молодец
во Москве реке.
(Кирша Данилов).
Карамзин

Зимою хлеб, мясо, дровв, лес, сено
обыкновенно продавали на Москве
реке’... «Слобода. ва Москвою-рекок,
где они (иноземцы) жили, именова»
лась Налейками». (История, том УП,
стр. 287).

«Другая досадная неправильность-—
пишет т. Данилов, — это совершении
неверное ‹ произношение слова «до
говор», в котором в единственном чт
сле ударение
слоге, как в словах разговор, уговоу,
приговор». \

Тов. Ив. Леонидов, главный perry
издательства Академии архитектуры СССР,
в своем письме пишет, что дикторы и
дают недопустимую путаницу в сознании
радиослушателей и обучают их яв в
правильному произношению даже бесстор.
ных слов. у

«Вот, — пишет т. Леонидов, — неко.
торые слова и выражения и? 9101
трустной коллекции: коротковолиовый,
налоговой,  осведомиться, — могущий,
хаос, плато,. юные зоологи, пони,
дуэт, судно. китовой ус, нефтетровод
ит д Дикторы часто произносят &
вместо &:

тренер (вместо тренёр),
`ксенда (вместо ксёнда),

три мушкетера (вместо три мушь“
Tépa)

и, наоборот. произносят 8 вместо #
отрёпье (вместо отрепье),
танкёр (вместо танкер).
Коверкаются также географически

названия:

Харбин, Турин, Антверпен.

Газета Обсервер (вм. Обсервер), ху
нал Форэйн Аффэро (вм. ФМ
Аффэрс), Tpecr Дженерале Мот
Компани (вм. Дженерал Мотор),
Атентство Райтет, ° газета Фолькишер
Беобахтер (вм. Беобахтер).

При склонении имен числительных
и зависящих от них существительны
грамматика систематически игнорирует
ся; дикторы товорят: в двух ТысяЗ\
тородах. «132,94 кМ в Ча6>; ДИКО
передает: сто тридцать два вилометра
и девяносто четыре, сотых метра 8
час. У ‘шестнадцати и три десятыт
детей (не говоря уже о делении детей
на десятые доли). Менее одной BOC
мых голосов. Обращение, подписанное
более ста двадцатью предетавятелямаь

Вопросамн_ ‘динции  Раднокомите
также не интересуется: к микрофону
допускаются и дикторы, судя по 885
ку голоса, страдающие  полицеми ¥
носу, и дикторы, «глотающие» 118
ные буквы. Например, один диктор
«изысканно» ‘произносит: пеш
предп’лагает, предсь’датель, перьпале®
д’ревня (вм. деревня), авация (8%
авиация). К сожалению; можно пр
вести много примеров удивительной
беззаботности и неряшливости релав’
ции радиопередач (и дикторов, 1104
нителей) в ответственнейшем деле 7
диовещания, Например:

завтра до 6 ч. по техническим иле
ностям работать не будет.

Принципы наибольшего благоприя“
ствия,

всегда называлея Гулль).
Метереолог (вм, метеоролот).

По мнению т. Леопидова, Heobrotii
создать правительственную комиссяю №
вопросам орфоэпии (образцового posse
шения) по примеру работающей с
правительственной ученой комисии ™
вопросам орфографии.

Студент Иркутского государство
университета им. тов. Жданова Н. В №
тонович, приводя в своем письме рял т
чаев произвольного обращения © РУХ
языком дикторов Москвы и Иркутска, 1
шет:

«Следовало бы лингвистам 810%
нить, как ополчался против ons
ний (и засорения русского #8
В. И. Ленин, ‘как берегли и развивал
русский литературный язык ЕДАОСИЕЯ
нашей великой литературы, Rak MOE
чо защищал чистоту русского ЗЫ
‘ Алексей Максимович Горький».

Вов получаемые редакцией письма 1
клики единодушно ставят вопрос о cH
временности и важности этой проблем
которую должны АЙ Научные nt
ны, в первую ‘очередь Академия
СССР.

!

из Лермонтова, Тургенева и ЁВлючемтм,

CTOHT Ha последем

si aa
Buumanne, -Crannua mu, Komastepss

Порт Халл в Англии (no-pycos