Проза

(и пришел в прозу из поэзии. полной

уужества, дерзания, овеянной романтикой
  ура. Ему мерещилиеь необычайные са-

унтверженные поступки и люди герои-

чекие, волевые и мечтательные,

mol декорацией,

Эпоха гражданской войны рождала та-
их людей.

Героическое и необыкновенное «етанови-
15 тиническим. Можно было быть р0-
узнтиком, оставаясь на почве“ реальной
уийствительноети,

о в романтической литературе еще бы-
п реальная, пассивная, живущая вне
peed и пространства фантастика.
 уший из чистых романтиков, тахий и
эплочный  Грин строил воздушные замки
1 рушечные корабли, плывшие к ни-
ума не существовавшим портам,

Действительность подменивалась сказоч-

Юркй Яновский в первом своем рас-
шх-—«Бивни мамонта» выступил е па-
рей на романтическую новеллу, cye-
mmyld TO раз навсегда найденным pe-

Цептах.

Повествование о гибели мамонта «Ви-
8» пятьдесят три тысячи лет тому нз-
1 тесно переплетается в нем © расска-
ух 06 убийстве селькора. И в той и в
Цуюй линии нарочито подчеркивается
дикоративность: гибель мамонта — nocTa-
зовка плохой оперетты, смерть селькора—
( euka авантюрного фильма, небо — синий
(еп, солнце — прожектор...

(мешение времен уничтожает понятие
‹ реальном времени, обилие обнаженных
змором декораций — реальное ощущение
пространства,

«Автор прячется за декорациями, а его
ри ходят по сцене, когда он дергает

` № 006вочку», — так пишет об этом

тельной сложности. И все

Яновский .уже‘в «Мастере корабля».

«Фивни мамонта» — новелла-пародия,
зрущившая романтическую традицию,
тубовала чего-то совершенно нового по
шыслу и стилю. И все же в «Байгоро-
je» Яновский сам возвращается к «веч-
ным» образам, как бы желая вдохнуть
новый смыел в душу старого романтиче-
ого героя.

«Рыцарь дал волю своему коню итти,
та ему хотелось, надеясь, что приклю-
чения сами встречаться будут» (М. .Сер-
pantec),

7% эпиграф к одной из глав, а героя
вести, чистого, прекраенодушного меч-
тателя зовут Кихано. Кихано гибнет, сра-
чаясь за революцию, наивная вера, -He-
(колько неясное стремление к борьбе за
manly находят новое оправдание. Но
IerkO очерченный, не до конца оформ-
rent образ мечтателя не мог быть пол-
нощенным образом героя революции, да и
arpa из «Дон-Кихота» звучал несколь-
к иронически. Кихано в конце концов—
человех вне времени и пространства.
Узслить, как мыслит он, можно было в
Why эпоху.

И вт в «Романе Ма» Яновский уда-
ется в другую крайность. Комиссар Py-
dw — человек железной воли; не зпаю-
wi никаких сомнений, Без колебаний
истреливает он  недисциплинированного
мандира полка, ласковым и философеки
цкойным выходит он к бывшему комис-
чу Крыге, только что опорожнившему
мвольверную обойму, стреляя по его
(Рубана) окнам. Так же спокойно (поме-
пивая ложечкой чай в стакане) он. рас-
‘казывает о гибели ставшего его другом
№ыти. В поведении Рубана чувствуется
Некоторая нарочитость, особенно ° резко
проявляется она в любовной истории с
трасавипей Ма. Едва увидев Ma, Рубан
уже влюбляется в нее, тут же узнает,
9% она — убийца Крыги, как будто вам
помогает ee бегству, а через недолгое
BCMA «MAIKO «пронзает ее до земли»,
зачем-то стреляя при этом в белую кору
ближайшей березы,

Ha протяжении всей повести автор
почти ничего не говорит 0 внутренних

не «Четыре сабли». Главы романа Янов-
ский справедливо называет песнями,

полеона,

Г. СКУЛЬСКИЙ

переживаниях своих героев, как бы ин-
тригуя ‘читателя эффектной  неожидан-
ностью их поступков. Этот прием, конеч-
но, увеличивает сюжетную напряженность
повести, но зато делает героев слишком
странными, а их действия во многом не-
оправданными.

В «Романе Ма» есть изумительные кра-
сочные пейзажи, блестяще нарисованные

‚батальные сцены, но, конечно, ни демо-

и красавица Ма, ни железный
ольшевик Рубан — образы далеко не

типические: «Ма была уникум, з Рубан

был трижды уникум в своей ненормаль-

ре — так говорит сам Юрий Янов-

\
Герой гражданской войны еще не был
найден писателем, но Яновский на время
отошел от своей кардинальной темы.

Роман «Мастер корабля» — роман 0
творчестве. Деревянная фигура мастера
корабля на носу строящегося для с’емки
фильма парусника — это не только про-
изведение искусства, но символ творче-
ства, ведущий по жизни мужественных,
умных, мечтательных и смелых людей.
Каждая страница, каждый абзац, каждая
строчка песен, приведенных в романе,
посвящена утверждению ‘главного героя
книги — мастера-созидателя,,  человека-
творца.

С искусством, в той или иной степени,
связаны все-тгерои романа. Томаки (Това-
рию Мастер Кино), кинорежиссер Сев, знз-
менитая балерина Тайах, моряк Богдан,
доставляющий своей полной необычайных
приключений жизнью материал для сце-
нария фильма, посвященного чувству ро-
лины, наконец, сыновья Томаки летчик
Майк и пиеатель Генри.

Яновский развивает в романе ряд чрез-
вычайно интересных мыслей о будущно-
сти искусства, иногда, правда, просто не-
верных (как натуралистическая мысль ®
том, что в центре произведений будет
стоять лишь биологическая природа че-
ловека), иногда спорных, как  утвержде-
ние, что искусство будет бессюжетным,
но всегда полных неиссякаемой силы оп-
тимистического жизнеутверждения.

Роман «Мастер корабля» — исключи-
тельно своеобразное явление и © точки
зрения композиции. Фабулы, в строгом
смысле этого слова, здесь нет. Повество-
вание о настоящем (1925—1927 гг.) ве-
дется из коммунистического будущего, от
лица старого режиссера Томаки. 0 самом
будущем говорится чрезвычайно мало, оно
дано лишь в самых общих чертах,
светлое. здоровое, радостное, творческое.
«Мастер корабля» ни в какой мере
утопический роман, И трядущее присут-
ствует в нем лишь как цель движения
настоящего. Цель, вдохновляющая; Ha-
полняющая глубоким смыслом все поступ-
ки и мысли героев. Только эпическое
спокойствие рассказа заставляет верить
автору, что книга эта — мемуары, на-
писанные через полвека после нас.

Снова возвращается. Яновский в теме
гражданской войны в 1929 году в рома-

прозе «Четырех сабель» чрезвычайно
много от поэзии: пафос и ‘ритмика фраз,
зачастую напоминающие гоголевские «Ве-:
чера на хуторе близ Диканьки», поэтиче-
ские инверсии, колоссальная образная на-
грузка — все это приближает звучание
романа (как, собственно, и всей почти
прозы Яновекого) к звучанию белых сти-

хов.

Четыре героя повести, отчаянные храб-

рецы, романтизируются всеми доступными

автору средствами. Здесь и воспоминания
о славных днях Запорожекой Сечи, и
сравнение с легендарными маршалами На-
H напрашивающаяея параллель
е четырьмя мушкетерами Дюма, — при-
чем все это ни в какой мере не уничто-
жает HX HOBO качественной специфики.

Все образы замечательно удались авто-

ру: анархистствующий Марченко, пБянею-

не,

рия Яновского_

щий от любви и партизанской

красавец Галат, 06а, несмотря на все свой
ошибки, до конца преданные революции,
Остюк, стройный кавалерист и умный ко-
миссар, и, наконец, Шахай — настоящий
человек, талантливый военачальник, су-
ровый и героический командир революции,

Вся книга посвящена партизанской
борьбе, автор сам несколько любуется ве-
селой и вольной партизанской стихией,
но центральный положительный образ ро-
мана, Шахай — образ организатора дис-
циплинированной армии революции —
все-таки противостоит партизанщине, a Ha
стороне Шахая все симпатии автора.

Образ Шахая в «Четырех саблях», убе-
дительный и простой, раскрытый с боль-
шой жизненной правдой, был для Янов-
ского возвращением, на совершенно новой
ступени, к `Рубану, «Каменному герою»
из «Романа Ма». В Шахае сохранены бы-
ли основные черты Рубана, но Bee по-
ступки получили глубокое  пеихологиче-
ское оправдание. Образ героя гражданской
войны был, наконец, найден; свое разви-
тив и завершение он нашел во «Всадни-
ках».

06 отдельных новеллах  «Всадников»
писали довольно много, рамки газетной
статьи не позволяют вернуться к подроб-
ному их разбору. Хочется поэтому ска-
зать только несколько слов по поводу
спора о том, можно ли называть «Веадни-
ки» романом. Действительно, новеллы
«Всадников» композиционно закончены и
могут. каждая существовать вполне само-
етоятельно. Действительно, мало 0б’еди-
няющей общей темы ‘для того, чтобы ечи-
тать эти, новеллы романом. Этого было
бы вполне достаточно только в том елу-
чае, если бы удалось доказать, что через
mt новеллы проходит один и тот же ге-
рой.

По крайней мере, этого было достаточ-
HO Лермонтову, чтобы назвать романом
пять новелл «Героя нашего времени».

Через все почти новеллы «Веадников»
проходят образы Чубенка и Ивана Полов-
ца, — итак формальное доказательство
легко найдено. Но мысль,  заставлявшзя
Яновского назвать «Всадники» романом,
лежит гораздо глубже. Не во всех новел-
лах Чубенко и Половец являются глав-
ными героями, не все новеллы нужны
для раскрытия их внутренних качеств, в
этом смысле’ они не выдерживают, конеч-
но, никакого, даже композиционного о-
поставления с лермонтовскими, но дело в
том, что один образ здесь Только допол-
няет другой, И Половцы Иван и Мусий,
и Швед и Адаменко, и кузнец Максим,
кующий железную розу (тончайшая и
труднейшая работа), ставшую для него
символом революции, и Чубенко, сравни-
вающий революцию © варкой стали, —
все они сливаются в единый, цельный об-
раз «Героя нашего времени».

Основные линии замысла, идеи и сим-
вол книги раскрыты в блестящей, не-
сколько  импрессионистической концовке
новеллы «Путь армии».

«...Картина: солнце, осень, запах смер-

в [ти, лошадиный пот, бесконечная даль, ра-

дость победы, сталевар Чубенко е розой в
руке в преддверии Крыма».

Все творчество Яновского совершенно
своеобразно. И в то же время в нем чув-
ствуетея влияние и раннего Гоголя,
первых рассказов Горького, и языка ук-
раиноких народных песен, и, наконец, ро-
мантической иронии новелл Просцера Ме-
риме.

Начавиший, как и автор «Театра Клары
Газуль», пародированием романтики, ©9-
хранивший, как и тот, романтизм B OCHO-
ве своего творчества, Яновский близок
ему и несколько необычными сильными
пероями, ий колоритностью языка, и яр-
костью красок в пейзажах, и манерой
использования фольклорных мотивов, да-
же тем, что он занимает своеобразное, с0-
вершенно 060бое место в современной ли-

тературе.

Обсуждаем: план
«Молодой гвардии»

ПЕПРОДУГЛАНИЫЙ
ПЛАН

По-моему, план составлен наспех, непро-
думанно, и поэтому в него случайно
включены некоторые книги и так же слу-
чайно отсутствуют многие нужные произ-
ведения.

Первое, что уливляет: в плане не преду-
смотрена книга, посвященная 60-летнему
юбилею великого Сталина

«Молодая твардия» намерена выпустить
в 1940 году фантастический роман Леноб-
ля «Год 141-й от Октябрьской  револю-
ции».

Издание новых фантастических романов
надо горячо приветствовать. Но советская
фантастика должна иметь ‘реальные обоено-
вания. По-моему. нашей молодежи полез-
нее было бы прочесть книги © более близ-
ком будущем, конкретные контуры ROTO-
рого уже четко обрисовываются.

Есть так много интерееных тем /— 0
реконструкции Москвы, о строительстве
новых социалистических тородов, © чуде-
сах нашей техники!

Необходимо в будущем году издать кни+
гу. построенную на дневниках героической
четверки папанинцев. Эту увлекательную
книгу для молодежи должна издать, ко-
нечно, «Молодая гвардия».

Валь, что в плане нет художественных
произведений © работе полярных станций,
о великих перелетах.

\ Я не нашел ни одной книги о прошлом

и настоящем молодежи Западной Украи-
ны и Заладной Белоруссии.

Давно следует обратить внимание на
лучшие книги молодых авторов, печатаю-
щихся в областных издательствах.  Мо-
сковским издательствам следует начать
издавать лучшие произведения иногород-
ных писателей, и «Молодая гвардия» по
праву должна была положить начало этой
славной традиции.

Ничего нет в плане о советском флоте.

Стоило бы издать книгу живых очер-
ков о достижениях советской науки за
последние годы, о работах молодых уче-
ных.

Чрезвычайно жаль. что издательство не
сочло нужным включить в план хотя бы
одно историческое художественное произ-
ведение,

Библиотечку лирической поэзии, по-мое-
му. нужно было бы строить на произведе-
ниях молодых современных поэтов.

Тютчева, Фета, Блока, Есенина прекрас-
но мог бы издать и Гослитиздат.

А дело «Молодой гвардии» — позабо-
таться 06 издании стихотворений В. Си-
монова, Е. Долматовского. М. Матусовско-
г, Я. Смелякова, М. Алигер. А. Ковален-
кова и друтих талантливых представите-
лей молодой советской поэзии.

Два слова о книжке Минова «33 но-
веллы» (о летчиках и парашютистах), ко-
торая также значится в плане: читателю
обещаны 33 новеллы, умещающиеся wa

пяти авторских листах. Итого — на од-
ну новеллу приходится одна шестая ли-
ста. ,

Я всей душой за новеллы! Ho боюсь,
что такая окрошка произведет странное,
неубедительное впечатление.

Критика еще в прошлом году единодуш-
но высказала свое мнение о слабом рома-
не Лосев» «Молодой человек». Непонятно,
почему «Молодая тварлия» репгила вклю-
чить именно эту вещь в свой крохотный
план художественной литературы. А поче-
му бы не издать вместо этого хотя бы
«Первую любовь» Фрайермана?

В заключение высказываю горячее по-
желание. чтобы план художественной ли-
тературы, который издательство «Молодая
твардия» составила неудачно, был пере-
емотрен‘ и дополнен теми произведениями,
которых давно с нетерпением ждет со-
ветская молодежь.

: : Г. ШТОРМ

Вл. КОЗИН

ЕДИНСТВО СЛОВА
И ЧУВСТВА

В №7 журнала «Красная новь» Сер-
гей Марков напечатал два стихотворения:
«Рябинин-—город» и «Письмо в Джаркент
— псу, по кличке «Чирик».

Прочитав их, я порадовалея тому, что
поэт, так долго молчавший, сумел сохра-
нить и усилить себя и вновь вышел к
жизни © произведениями чистыми и’про-
стосердечными, — как поэт, для которого
поэзия — величайшая необходимость, его
хлеб и любовь, его острая нужда, и пер-
вая радость, и боль, И общение с миром,
и прекрасная возможность быть полезным.
людям.

Поэт может сказать людям только свое,
он — человек великой искренности, у не-
то своя любовь, свои воспоминания, беды
и мечты, своя песнь. Зачем поэту чужие
мечты, если они не стали его чувством,
и песни, уже однажды пропетые?

Поэт Сергей Марков чист и мужестве-
нен в каждом своем чувстве, — его ело-
во и чувство представляют собою то един-
ство, на ‘какое способен человек — толь-
ко, когда он становится поэтом. Поэт не
обманывает, он пишет потому, что не мо-
жет не писать, это. его особая манера
жить. Мужественность С. Маркова kak
поэта неизменна, его поэзия — не в го-
лубых спасительных туманах, закуты-
вающих резлистичесвое сознание некото-
рых наших поэтов и запоэтизировавших-
ся прозаиков, — поэзия его — в муже-
ственности его чувств. Он He старается
писать поэтично — во что бы то ни ста-
ло, ему не нужно покойных традиций, 29
достаточно силен, a потому строг к себв,.
чтобы не звать на помощь ни вечно ту-
манный лес, ни юных диких обаятельных
дев, давно примелькавшихся в произведе-
ниях поэтов других, более скудных и
скучных времен.

Для Сергея Маркова — поэта-реалиста,
который может подолгу молчать, но не
врать самому себе, поэзия кончается там,
Tle начинается  «иоэтизация»  действи-
тельности; в его поэзии — своя действи-
тельность — яркая и суровая, — жизнь,
в которой строго и чувственно каждое дви-
жение, видимая вся, как на приподнятой
ладони. Поэт не унижает себя, скрываясь
за беллетристическими туманами и укра-
шая противоречивую жизнь поэтическим
старьем, — он вновь создает, лля себя
и других, жизнь, города и чуветва.

У поэта — сильное сердце, у него нет
предрасположения к чувствительным сло-
вам, строкам и поэмам, он не пишет для

тех, кому нужно нечто очень поэтическое;
облегчающее, — то, что давно названо
«возвышающим обманом». Он хорошо пом-
BUT точную мысль Андерсена, — точную
потому, что она — результат наблюдений
над веками: «Что позолочено — сотрется,
свиная кожа остается».

Я не собираюсь передавать содержание
двух стихотворений Сергея Маркова: рас-
сказать поэтическое произведение — зна-
чит убить его, Я не собираюсь и `0б’-
яснять, в чем познавательное значение
этих стихотворений: повидимому, в том,
что никакого «познавательного значения»
они не имеют: созданы чувством необхо-
димоети одного человека и будут жить хо
тех пор, пока будут нужны хотя бы O1-
ному человеку. Разве людям наших BO03-
можностей не нужна поэзия, более откро-
венная и обширная, чем то, что человек
может узнать, минуя поэтические произ-
ведения?

Не всякий поэт может писать для всех.
Редко поэта навещает удивительное
счастье быть всеобщим, обычно каждый
ищущий находит своего поэта, свою He-
спокойную родину.

Я не знаю, «хороший» или «плохой»
поэт Сергей Марков, но он нужен тому,
кто его искал: может быть, есть поэты
«лучше», но они говорят на языке, не для
всех родном, — их поэзия беспокойт од-
них, но не является прекрасной необхо-
димостью для других.

У каждого человека, как и у каждого
поэта, есть евоя избирательная  с10с0б-
ность: «сплошных людей» нет, —
«сплошной человек» страшен, это— идеал
казармы, бескровная мечта Беликова —
человека в футляре.

Может быть, Сергей Марков — неболь-
шой поэт, но его никто не может заме-
нить в его «районе» — от города Ряби-
нина. не. указанного ни на одной карте, до
Поморья и Джаркента.

«...Рябинин-—город! Явь иль con?
И смех, и волосы, что лен, ^

И рассудительные речи,

В светлице — шитые холсты,

И вздохи теплой темноты,

Й в полотне прохладном плечи!

Не зря в Рябинине подряд

Семь дней сверкает листопад,
Не быть ли заморозку ныне?
И не сочтешь ли ясным сеном
Ты утром иней за окном

И снег туманный на рябине?..»

П. РУСИН

ГЛАЗАМИ _

Открывая книгу повестей и рассказов
Зырянова, читатель заранее должен быть
готовым к тому, что он не встретит в ней
ни сюжетных эффектов, ни стилистических
безделущек. Ко всем этим дешевым лите-
ратурным  укрелпениям автор проявляет
полное равнодушие. Особенно это заметно
в повести «Освобождение», где автор 03a-
бочен единственно тем, чтобы успеть parc-
сказать самое главное © быте и боевой ле-
ятельности алтайских партизан. С мно-
жеством героев и богалотвом событий, по-
казанных в повести, автор улачно справ-
ляется при помощи коротких, подвижных
глав. Но вместе с тем повествование
остается плавным, эпическим. Автор оди-
наково скуп и в описании пейзажа ив
описании драматической сцены расстрела
партизаном своей сестры 3a то, что она
стала любовницей казачьего офицера.

При всей своей сжатости в повествова-
нии и экономности в выражениях Зыря-
нов все же проявляет несколько неумерен-
ную склонность к областным словам в ав-
торском тексте. При удалении областных
слов из авторского текста лиалоги героев
приобрели бы более решительную  этно-

Вен. Зырянов. «Освобождение». Повести
и рассказы. «Советский писатель». Москва,
1939,

ОЧЕВИДЦА

графическую самостоятельность и выпук-
лость.

Внига Зырянова привлекает к себе
внимание правдивостью и простотой. Это
ее главные достоинства. На каждой стра-
нице чурствуется присутствие очевидца и
активного участника описываемых  ©обы-
тий. Революция в Сибири и начало пал-
тизанского движения показаны как борьба
с сибирским казачеством — привилегитро-
ванными колонизаторами края и оплотом
контрреволюции. Репгительные победы пар-
тизан откололи трудоРое казачество от их
командиров и приблизили окончательное
торжество революции.

Повесть Зырянов» еще интересна тем,
что опрокидывает точку зрения тех авту-
ров. которые трактуют партизанское дви-
жение как проявление крестьянской сти-
хийности. У Зырянова с живой убедитель-
ностью показано, каж жгучее самосозна-
ние личности обуздывается долгом перед
революцией, как крестьянские партизан-
ские отряды еоединялись в полки и диви-
зии < твердой военной лисциплиной.

Правдивость, с какой автор описывает
партизанское дрРижение, вселяет отрадную
уверенность, что революционную волю Ta-
кого народа-богатыря He могут согнуть
никакие случайности.

——о—_———о———ЫМЫМЫ———

нием, тлядел в будущее оптимистически и  ми, то было бы правильнее назвать его

Е. КНИПОВИЧ

‚ Книга ©

Книга Г. Лукача «К истории реализма»
ECCOMHCHHO относится к значительным AB-
1рниям в советском литературоведении.

(татьи, вошедшие в нее, публикуются
1 впервые, Но работы крупного литера-
‘Уроведа, собранные вместе, всегда  при-
Фретают более острое звучание. Отдель“
ные статьи дополняют одна другую, 06-
Щая идея, общее направление работы aB-
10ра становятся особенно отчетливы.

Книга т. Лукача, в сущности, распа:
мемя на две части, В первую (большую)
водят работы, связанные с проблемами

ладноевропейского ‘реализма ХУШЬ—
Х вв, (статьы о Tere,  Гельдерлине,
Кейсте, Вюхнере, Гейне, Бальзаке, Стен-
Jule), во вторую — статьи © великих
русских  писателях-реалистах (Толетой,
Торьвий).

Творчество великих западноевропейских
Узлистов ХУШ--ХХ вв. предстает в
ние Г Лукача во всей своей действи-
борющиеся В

связаны ©

эм творчестве тенденции

Мавным событием новой истории — если

иметь в виду период до ор со-
Циалистической революции в Р0ббии ~~
‹ французской буржуазной революцией
1189 г. Исходя из такото понимания ве>
Ще, — а оно вполне соответствует 0б-
итАвНОй истине, — Г. Лукач намечает в
в06й кните две возможные ‘формы связи
тдожника с буржуазной революцией и,
чответетвенно, две формы художественно-
№ реализма.

К первому типу художнико
ю т. Лукача, принадлежат
(Иендаль и отчасти юный Гете — созда-
ль «Вертера». Художники  ЭТОТО, ТИПА
«е приемлют» действительности народив-
Шется буржуазного общества, творчество
1 питается героическими иллюзиями
буржуазной революционности. оно OKpa
пшено элегической или — В широком. ©мы-

№ — романтической печалью.

Ко второму типу художников принадле-
ил  врелый Гете, Бальзак, к нему неко”
юрыми отдельными чертами своего твор“
тва приближаются Бюхнер и Гейне.
Для этих художников, позицию которых
автор нередко сближает  C
№еля и Фурье, характерно прежде cs
«гордое приятие» исторической, действ
Тельности, то-есть стремление любой це-
ой изжить все иллюзии героического ae
риода’ французоко революции и точно,
Влаосически, научно познать

в, ПО мне-
Гельдерлин,

реальную.

реализме

данность
щества. Но, вместе с тем,
действительность дает этим художникам
возможность преодолеть героические иИл-
люзии лишь в буржуазной форме. Г. Лу-
кач, к сожалению, даже иногда товорит =
в «термидорианской». И с этим определе-
нием, на нали взгляд очень странным, мы
никак не можем согласиться. Определе-
ние это может привести к смешению по-
нятий и самым тяжким недоразумениям.

Если, «примирение с действительностью»
Fere un Гегеля спасло от’ гибели лучшее
‘из революционного наследия буржуазной
мысли хотя бы и «во многих отноше-
ниях в приниженной и измельченной
форме», то‘ это примирение никак, даже в
кавычках, нельзя называть «термидориан-
ским поворотом».

Мы можем товоритБ о консервативных
или даже реакционных элементах в MH-
ровоззрении великих немецких поэтов И
мислителей. Но’ реакция и контрреволю-
ция не тождественны. На недопустимость
смешения этих двух понятий указывали
тт. Оталин, Киров и Жданов в своих ва-
мечаниях 06 учебниках истории,

Не менее опасно хотя бы отчасти свя-
зывать с «термидорианством» и антиаске-
тические,  материалистически-чувственные.
тенденций в творчестве Гейне.

Г. Лукач сам товорит, ссылаясь Ha
Ленина, что полноценный, всесторонне
развитый, «He кастрированный», He ли-
шенный телесности человек был идеалом
«передовой буржуазной демократии или
революционной буржуазной демократии».

Это бесспорное и
жение показывает,
последствия мотут
о «термидорианстве».
тателю может показаться,

историческая

насколько неприятные
иметь слова т. Лукача
В связи с ними чи-
что термидор

стическому
вернул законные праза гумани
идеалу революционной демократии, hess

новую = возможность развитию
риально-чувственных стремлений челове-
ческой личности, подавленных героиче-
ским аскетизмом якобинцев,

Идеалы революционной демократии на
человеческой истории
порождались интересами и стремлениями
широких ‘народных ма0с. Но какой бы от-
носительной ни была защита народных
интересов в период якобинской диктату-
ры, это не меняет того, что термидориан-
ская контрреволюция была совершенно

азвивающегося буржуазното. об-

общеизвестное поло-

‘безотносительно направлена против Ha-
родных интересов. Ведь термидор, пода-
вивший широкое движение народных

масс, поднятое революцией 1789—1794 гг.,
утвердил «свободу личности» Баррасов и
Тальенов Конечно, личности эти отнюдь
не были лишены «телесности». Но о ха-
рактере их материально-чувственных HH
тересов довольно точно говорит бюхнеров-
ский Робеспьер, подводя итог’ своего спо-
ра с Дантоном. «Он хотел бы заставить
коней революции останавливаться перед
‘каждым бардаком, как извозчик своих
дрессированных KAY.
«Материально-чувственные интересы» ка-
бака ‘и публичного дома остаются мало-
привлекательными и не слишком «народ-
ными» даже в том случае, если они оку-
таны высокими словами. Вот почему
тлубоко, принципиально неправильным
является утверждение т. Лукача о том,
что «жажда жизни и радость жизни тор-
жествующей буржуазии часто смепгивают-
ся зв этот период со страстным стремле-
нием создать новый. лучший мир, в кото-
ром человеческая добродетель не будет
знать ‘никаких  аокетических  претрад».
Эти слова т МЛукача, вполне уместные,
если бы речь шла 06 эпохе ренессанса
становятся совершенно невозможными В
применении в ‘идеологии первой полови-
wet XIX Bera,
‚ Г. Лукач сам товорит о бвоей книге,
что схожие или даже тождественные ©ло-
ва, сказанные разными людьми, нередко
имеют совершенно противоположный
смысл. Вот почему «чувственность» тер-
мидора похожа на «чувственность» рево-
люционной демократии He больше, чем
мадам Тереза Кабарюс на беранжеровскую
Лизетту, не больше, чем проституция —
на человеческую страсть. И, несмотря на
ту «нопорченность» Генриха Гейне, о ко-
торой говорит Энгельс, в гейневском в06-
хищении Венерой Тициана заключено не
больше «термидорианства», чем в песнях
Беранже, в «Рыцаре Шнаиханском» Геор-
та Веерта ® «Прологе» Чернышевского.
Но Г. Гейне, так же, как и Бюхнер, не
играет решающей роли в общей схеме
т, Лукача. Проблема «приятия действи-
тельности» решается им прежде всего на
примере Гете и Бальзака. Однако ^ нам
кажется, что двух этих великих худож“
ников Можно скорее противопоставить
друг другу, чем взять з& общую окобку.
Как и Бальзак, Гете не исходил романти-
ческими слезами над тратедией Филемона,
и Бавкиды (П часть «Фауста») — милого
косного прошлого, разрушаемото неумоли-
мым движением истории. Как и Бальзак,
Гете видел, что новый переворот осуще-
ствляется при посредстве черной, неумо-
лимой, злой силы. Но все итоговые рома-
ны Бальзажа говорят 06 исторической

бесперспективности, о чистом самоистреб-
лении «мефистофельской» работы капита-
лизма, о грядущей гибели культуры.

А Гете, ни в малой мере не будуче
«ПЛОСКИМ ОПТИМИСТОмМ», «апологетом капи-
тализма» и т. д. всегда видел за всеми
мучительными и противоречивыми форма-
ми прогресса накопление «планетарного

‘спыта ‘человечества» (М. Горький), видел

то великое поступательное движение ис-
тории, о котором он в предемертном мо-
нологе Фауста сказал самые тениальные
в мировой литературе’ слова.

Алексей Максимович Горький говорил,
что каждого великого художника прошлого
надо оценивать в двух планах: как сына
своего времени и как участника всемир-
но-исторической борьбы за освобождение
человечества. Вот этот-то второй план на-
мечен в книге т. Лукача крайне неотчет-
ливо. И это обеднило образы художников,
не принимающих буржуазную  действи-
тельность, данные в его книге.

Говоря о художниках этого типа, Г. Лу-
кач берет за одну скобку и Вертера, и
Гипериона, и тероев Стендаля. Прототи-
пом всех этих героев, способных перед
лицом буржуазной действительности лишь
на самоубийство, для т. Лукача являются
якобинцы. «Подобно тому, — говорит ав-
тор, — как деятели французской револю-
ции шли на смерть, исполненные герои-
ческих иллюзий своего времени, так юный
Вертер расетается с жизнью, не желая
расстаться с героическими иллюзиями бур.
жуазного гуманизма». Несомненно, что та-
кая трактовка истории и литературы мо-
жет возникнуть только, если рассматри-
вать все явления ХУШ и первой полови-
‘apr XIX века исключительно в плане эво-
люционной практики буржуазного обще-
ства. Тут, действительно, все кошки ста-
нут серыми. И между тильотиной, в03-
двитнутой на революционной площади, и
вертеровским пистолетом ‘никакой прин-
ципиальной разницы не будет.

В связи с этим становится понятной и
та характеристика Стендаля, которую дает
в своей книге Г. Лукач. — -

Стендаль в статье «Бальзак — критик
Стендаля» предстает перед нами как не-
кий ‹«недопеченный Бальзак», как худож-
ник, чья картина буржуазного общества
не может быть достаточно типичной, по-
тому что в центре внимания его стоят
не типичные для этото общества явления.
Эти недочеты стендалевского реализма
Г. Лукач связывает с мировоззрением
художника. Но именно здесь автор нази-
нает выдвитать положения, на нал взгляд,
совершенно необоснованные. «Отендаль же,
товорит Г. Лукач, — чрезвычайно. песси-
мистически воспринимавший свое время и
критиковавший его с глубоким презре-

возлатал большие надежды на развитие
буржуазного общества, приурочивая же-
ланный для него общественный сдвиг к
восьмидесятым годам ХГХ века». Нам ка-
жется, что это зачисление Стендаля В
буржуазные оптимисты целиком остается
на совести автора книги, так Kak HH B
произведениях Стендаля, ни в его пись-
мах, ни в его дневниках нет никаких дан-
ных, подтверждающих это положение.

Действительно, Стендаль неоднократно
возвращался к сакраментальной цифре
1880. Он говорил о том, что в 1880 году
люди. может быть, поумнеют, и Тогда
«Пармсекий монастырь» найдет себе чита-
телей.

Выводить из всего этого заключения,
что Стендаль приурочивал к 1880 году’
расцвет буржуазного общества, буржуаз-
ной культуры есть рискованное дело.

Г. Лукач считает, что более  «яо-
ное, прозрачное, прогрессивное», чем у
Бальзака, мировоззрение помешало Стен-
далю стать подлинным реалистом, то мы
считаем, что это самое мировоззрение по-
могло ему стать великим реалистом, хотя
и другого типа, чем Бальзак.

Г. Лукач утверждает, что Стендаль co-
здавал преимущественно «допотонных ги-
‚тантов», перенесенных в ту обстановку, в
которой они возникнуть не могли. Но, во-
первых, для того, чтобы назвать «допотоп-

ным гигантом» хотя бы прекрасную
Сансеверину, надо обладать поистине ка-
менным сердцем! А, во-вторых, нам

кажется, что Фабриций и Жюльен Сорель,
Сансеверина и Ферранте Палла не более
«допотопные гиганты», чем деятели на-
ционально-освободительного движения В
Италии, с которыми был тесно связан
Стендаль. Нам мотут сказать, что все ге-
рои Стендаля, кроме Ферранте Палла, да-
же не революционеры. Да, но они тот че-
ловеческий материал, существование кото-
рого предопределяло возникновение рево-
люционеров. При всем своем  «эготизме»
они связаны с той второй стороной дей-
ствительности, которую Бальзак не мог
воссоздать в своих произведениях, не-
смотря на все свое величие, несмотря на
то суб’ективное восхищение, которое °в
нем вызывали герои Сан Мерри. И nena-
ром горячая любовь Горького к Стендалю
была столь же неизменна на протяжении
всей его жизни, как и любовь его к Баль-

заку. «Истинной и единственной героиней
книг Стендаля, — писал Горький в
1928 г. — была именно воля к жизни, и

он первый стал писать романы, в которых
не чувствуется  тенденциозного насилия
автора над его героями, над действитель-
НОСТЬЮ?. И дальше: « допустимо
сравнение сочинений Стендаля с письма-

произведения письмами в будущее».

«Воля к жизни», которая дает художни-
ку возможность создавать «письма в 6у-
дущее», и на взгляд Горького и по наше-
му скромному мнению не является недо-
статком, ущербностью и т. д. Г. Лукач
зовет эте романтизмом. Что ж, в таком
случае да здравствует романтизм! Плох
тот романтик, который противопоставляет
тнусной действительности буржуазного об-
щества только идеальных «антилавочни-
ков» в пурпуровых плащах, только «ма-
рионеток с небесно-голубыми носами», как
товорил Бюхнер. Но велик тот романтик,
который видит и умеет без насилия над
действительностью изображать не только
исторически прочное, но обреченное на
гибель, но и непрочное, то, что выглядит
в данный момент непрочным, но возни-
кает и развивается,

Герои. Стендаля не недопеченные, благо-
даря романтизму автора, Растиньяки, так
же как революционное движение ХУПГ и
Havana XIX века — не мелкая склока,
внутри эксплоататорского общества. И тот
факт; например, что бойцы монастыря
Сан Мерри ‘дрались не. за диктатуру
пролетариата, еще не исключает их из
истории борьбы за освобождение челове-
чества.

При всей ограниченности, непоследова-
тельности тероев Стендаля, самото Стен-
даля, национально-освободительного  дви-
жения, к которому был близок Crex-
даль, — все это явления, связанные с
непрочным, с возникающим. И именно
за это-то и любил Стендаля Горький. И
именно поэтому Стендаль—пасынок Oyp-
жуазной Франции — оказывал такое мо-
гучее влияние на русскую литературу.

Рассматривая художников прошлого
почти исключительно как сыновей своего
времени, т. Лукач сказал о них много
правды. Но правда т. МЛукача в силь-
ной мере односторонняя. Вторая сторона
двучленной формулы, данной Горьким,
присутствует в его книге почти исключи-
тельно в форме деклараций.

Это отразилось и на статье т. Лукача
о Горьком. Почти все, что сказано в этой
статье, правильно. Но в ней нет основно-
го, то-есть торьковского понимания  пол*
поценного человека, человека-творца, тру-
женика, украшателя земли, в ней нет и
горьковского понимания человеческой
культуры и истории — противоречивого,
совершающегосея в непрерывной борьбе
восхождения.

Литературная газета

№ 63 3