ДЕКАБРЬ

ПЯТНИЦА
1939 год

№ 66 (845)

В.
Цена 30 коп.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ

TT RCV Й Ч т
ВРАГУ РИА

Лебедева-Кумача,
Н. Погодина, А. Фадеева.

М. Лифшица, Е. Петрова,

LAS Ha ITA\

ОРГАН
ПРАВЛЕНИЯ
СОЮЗА

СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
СССР

Речь по радио

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР

тов. В. М. Молотова
29 ноября 1939 1.

Граждане и гражданки Советского Союза!

Враждебная в отношении нашей страны поли-
тика нынешнего правительства Финляндии выну-
ждает нас принять немедленные меры по обеспе-
чению внешней государственной безопасности,

Вы знаете, что в течение двух последних меся-
дез Советское правительство терпеливо вело пе-
реговоры с финляндским правительством о пред-
ложениях, которые, в современной тревожной ме-
ждународной обстановке, оно считало минималь-
ными для обеспечения безопасности страны и
особенно для безопасности Ленинграда. Финлянд-
ское правительство заняло в этих переговорах
вепримиримо враждебную к нашей стране по-
зицию. Вместо того, чтобы дружественным обра-
зом найти почву для соглашения, нынешние фин-
аяндские правители, в угоду иностранных импе-
риалистов — поджигателей вражды к Советскому
Союзу, пошли по другому пути. Несмотря на все
сделанные нами уступки, переговоры окончились
безрезультатно.

Теперь известно, к чему это привело.

В последние дни на советско-финляндской гра-
нице начались возмутительные провокации фин-
лявдской военщины, вплоть до артиллерийского
обстрела наших воинских частей под Ленингра-
дом, приведшего к тяжелым жертвам в красно-
армейских частях. Попытки нашего правитель-
ства практическими предложениями, обращен»
выми к финляндскому правительству, предупре-
дить повторение этих провокаций, не только не
встретили поддержки, но снова натолкнулись на
враждебную политику правящих кругов Финлян-
дии. На наши предложения, как вы знаете из вче-
рашней‘ноты Советского правительства, они отве-
тили враждебным отказом и нахальным отрица-

sa rete SS Sc

нием фактов, издевательским отношением к по-
несенным нами жертвам, неприкрытым стремле-
нием и впредь держать Ленинград под непосред-
ственной угрозой своих войск.

Все это окончательно показало, что нынешнее

финляндское правительство, запутавшееся в сво-.

их антисоветских связях с империалистами, не

хочет поддерживать нормальных... отношений с.

(оветским Союзом. Оно продолжает занимать
враждебную позицию в отношении‘ нашей cTpa-
вы и не хочет считаться с требованиями заклю-
ченного между нашими странами пакта ненападе-
ния, желая держать наш славный Ленинград под
военной угрозой. От такого правительства и его
безрассудной военщины можно ждать теперь
лишь новых наглых провокаций.

‚Поэтому Советское правительство вынуждено
было вчера заявить, что отныне оно считает, себя
свободным от обязательств, взятых на себя в си-

“ay пакта о ненападении, заключенного между

СССР и Финляндией и безответственно нарушае-
иого правительством Финляндии.

Ввиду новых фактов нападения финляндских
воинских частей на советские войска у советско-
финляндской границы, правительство вынуждено
теперь ’принять новые решения.

Правительство не может больше терпеть со-
здавшегося положения, ответственность за кото-
рое полностью ложится на правительство Фин-
ЛЯНДИи.

Правительство пришло к выводу, что больше
оно не может поддерживать нормальных отноше-
вий с правительством Финляндии и потому при-
знало необходимым немедленно отозвать из Фин-
ляндии” своих политических и. хозяйственных
представителей. с

Правительство дало, вместе с тем, распоряже-
ние Главному Командованию Красной Армии и
Военно-Морского Флота — быть готовым ко вся-
ким неожиданностям и немедленно пресекать воз-
ножные новые вылазки со стороны финляндской
военщины,

Враждебная нам иностранная пресса утвер-
ждает, что принимаемые нами меры преследуют
цели захвата или присоединения к СССР фин-
аяндской территории. Это — злостная клевета. Со-
ветское правительство не имело и не ‘имеет таких
намерений. Бойьше того. При наличии дружест-
зенной политики со стороны самой Финляндии
в отношении Советского Союза, Советское пра-

ным отношениям с Финляндией, было бы готово
пойти ей навстречу по части территориальных
уступок со стороны СССР. При этом условии Со-
ветское правительство было бы готово благо-
приятно обсудить даже такой вопрос, как вопрос
© воссоединении карельского ‘народа, населяю-
щего. основные районы нынешней Советской Ка-
релии, с родственным ему финским народом в
едином и независимом финляндском государстве.
Для этого, однако, необходимо, чтобы правитель-
ство Финляндии занимало в отношении СССР
не враждебную, а дружественную позицию, что
соответствовало бы кровным интересам обоих
государств. :
Другие утверждают, что проводимые нами. ме-
ры направлены против независимости Финляндии
или на вмешательство в ее внутренние и внеш-
ние дела. Это — такая же злостная клевета. Мы
считаем Финляндию, какой бы там режим. не су-
ществовал, независимым и суверенным государ-
ством во’ всей ее внешней и внутренней политике.
Мы стоим твердо. за то, чтобы свои внутренние
и внешние дела решал сам ‘финляндский народ,
как это он сам считает нужным. Народы’ Совет-
ского Союза сделали’ в свое время то, что нужно
было для создания независимой Финляндии. На-
роды нашей. страны готовы и впредь оказать по-
‚мощь финляндскому народу в обеспечении ‘его
свободного и независимого развития.‘ ‘` vi
Советский Союз не имеет также намерений
ущемить в какой-либо мере интересы других го-
сударств в Финляндии. Вопросы взаимоотноше-
ний между Финляндией и другими государствами
являются делом исключительно.самой Финляндии,
и Советский Союз ‘не считает себя вправе вмеши-

‚ ваться в это дело.

‚Единственной целью, наших мероприятий яв-
‘ляется — обеспечение безопасности. Советского
Союза и особенно. Ленинграда с его трех с поло-
виной миллионным ‘населением. В современной
накаленной войною международной обстановке
решение, этой жизненной и неотложной задачи
государства`мы не можем поставить в зависимость
от злой воли нынешних финляндских правителей.
Эту задачу придется решить ‘усилиями самого
Советского Союза в дружественном сотрудниче-
стве с финляндским народом.

Мы не ‘сомневаемся, ‘что благоприятное разре-
шение задачи обеспечения безопасности Ленин-
града послужит основой нерушимой ‘дружбы ме-

СТОЛКНОВЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВОМСК
С ФИНСКИМИ ВОЙСКАМИ.

ЛЕНИНГРАД, 30 ноября. (ТАСС). 30 во-
ября с. г.в 2 Yaca ночи в деревне
Ковойна, что на северном берегу Ладож-
ского озера, групп» финских солдат со
стороны деревни. Манесила, нарушив rpa-
ницу СССР, атаковала передовую заставу
Ерасной армии. Нашими войсками финны
© потерями были отброшены обратно на
финскую ‚ территорию.

В эту же’ ночь на Карельском перешей-
ко в 3 часа 15 минут со стороны де-
ревни Раасули был открыт ` пулеметный
огонь, после чего значительная группа
финской пехоты атаковала деревню
м. Коркиамяки. Контратакой наших по-
траничных частей финны были отброшены
на их территорию, при этом захвачено
10 пленных солдат и один унтер-офицер.

В 4 часа утра до роты пехоты финнов
пытались атаковать нашу заставу в де-
ревне Tepmonoso на Карельском перешей-

ке, но ‘были отбиты ружейно-пулеметным
огнем.

По приказу Главного Командования
Красной армии, ввиду новых вооружен-
ных провокаций се сторюны финской воен-
шины, войска Ленинградского военного
округа в 8 часов утра 30-го ноября пе-
решли границу Финляндии на Карельском
перешейке и в ряде других районов.

В районе Реболы и Поросозера части
Красной армии продвинулись на 10—15
километров к западу от государственной
границы.

На Петрозаволском направлении части
Красной армии вышли на osepo Cyo-
Ярви.

На Карельском перешейке части Красной

армии заняли деревню  Метсяпирти,
станцию Куоккола и подошли Е гореду
Терийоки.

В ходе операции захвачено несколько
десятков пленных.

Несмотря на неблагоприятную погоду,
нашей авиацией произведены разведыва-
тельные полеты и сброшены бомбы на
аэродромы Виипури (Выборг) и Хельсинки
(Гельсингфоре).

КАЛЛИО ОБ’ЯВИЛ СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ
С СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ

ЛОНДОН, 30 ноября. (ТАСС). Воррес-
пондент агентства Рейтер сообщает из
Хельсинки, что президент Финляндии Вал-
лио опубликовал заявление

следующего

содержания: «В целях поддержания 060ро-
ны страны, Финляндия об’являет состояние`
войны»,

Речь главы правительства СССР выражает
волю всей советской интеллигенции,
волю всего народа

ГОЛОС МОСКОВСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ

Наглая * провокация финляндоекой воен
щины, направившей дула своих орудий на
советскую территорию, вызвала взрыв глу-
бокого негодования среди миллионных масс
нашей страны. Советские писатели вместе
©0 всем наролом гневно протестуют против
этой провокации. Собрание писателей Мо-
сквы, посвященное выдвижению кандида-
тов в советы, началось горячими речами
А. Суркова, Л. Никулина, В. Долматовеко-
го, В. Шкловского и Д. Джерманетто о по-
следних событиях на советско-финляндекой
границе. `

— (Семь орудийных выстрелов, раздав-
шихся с финской территории 26. ноября в
15 часов 45 минут, — сказал в своей ре-
чи ‘А. Сурков, — являются неизбежным
следотвием политического шулерства про-
вокационного ‘правительства Финляндии,
глава которого по заслугам -был назван в
«Правде» птутом гороховым. Но мы хорошо
знаем, что финский народ ‘не разделяет
кровожадных стремлений кучки политиче-
ских мошенников, стоящих у власти.

— Позиция советского правительства, —
сказал ’ Никулин, — отражающая
спокойствие, хладнокровие и. выдержку
всего нашего народа, предупреждает фин-
ское правительство о том, что есть предел,
которого переходить нельзя, Мы, советские
писатели, имеем уже небольшой опыт
фронтовой работы и, если понадобится, то
й на этот раз, как каждый гражданин с0-

ОБРАЗУМИТЬ.
ПОДЖИГАТЕЛЕЙ ВОЙНЫ

‚ ЛЕНИНГРАД. (Наш корр). Натлая про-
вокация финляндекой военщины вызвала
глубокое возмущение среди ленинградских
писателей, :

Ha митинге в Доме им. Маяковского
первым выступил Борис Лавренев.
Есть старая поговоркз, сказал
он, — «Юли бог захочет - кого-нибудь
обидеть, он лишит его ума». Своей дея-
тельностью финское правительство цели-
ком подтверждает эту поговорку. Все эти
Каяндеры и им подобные горе-руководи-
тели и плясуны на государственных по-
стах обезумели в своей ненависти E Co-

ветской страны, ‹ честью и гордостью вы-
полним свой долг перед родиной.
На трибуне В. Шкловский. Он вопоми-

нает старинную восточную поговорку; во-

робей, думая о себе, сомневается — весит

он семь пудов или восемь. Таким воробъем

представляется сейчае Финляндия. Наив-
ное ев правительство хочет воспользовать-
ся тем, что столбы, на которые нам надо

ФИНСКИЙ
_. НОЖ

В ответ на голос мира и дружбы
Вздымается подлость и ложь.
Бандиты на нас заносят оружие —
Отточенный финский нож.

Проклятое лезвие смазано ядом,
Багровы убийства следы.
Угроза нависла над Ленинградом.
Товарищи, крепче ряды!

Здесь Ленин стоял над клокочущим
миром,

повесить двери, чтобы закрыть вход в наш
Ленинград, находятся на ее земле. Оно бу-
дет жалеть о провокациях, которое создает
ее военщина.

Д. Джерманетто напоминает © примерах
несокрушимой мощи, уже проявленной
Красной Армией.

Общемосковское: собрание писателей при
няло резолюцию, в которой говорится:

«Пролита кровь наших братьев, честных
сынов народа, бойцов Красной Армии.

Отдают ли себе отчет финские убийцы
в том, что такое гнев советского народа?

Вместе со всеми трудящ нашей
родины мы. советские писатели, полны
тотовности исполнить волю партии и пра-
вительства.

Да здравствуют правительство Союза
Советских Социалистических Республик и
его глав» товарищ Молотов!

Да здравствует наша славная Рабоче-
Крестьянская Красная Армия!

‚ Дь здравствуют партия большевиков и
и ев великий вождь товарищ Сталин!»

На башне броневика,
Здесь жил и работал товарищ Киров,
О нем не забудут века,

Здесь улицы светлые и прямые,
Как пушкинская строка,

И мы отстойм эти строки родные
Трехгранною силой штыка.

Об нашу сталь обломают финки
От’явленные враги.
Ведь помнит Выборг и помнят Гельсинки
Рабочих отрядов шаги,
Народ еще скажет последнее слово.
В нем сила былая жива.
Он выйдет — гранитный, упорный,
суровый,
Пред’ явит свои права,
И Красная Армия финнам поможет,
Как многим в боях помогла.
Не ‘всадят бандиты в нас финский ножик
Ударом из-за угла.
Е. ДОЛМАТОВСКИЙ

НАШИ МЫСЛИ,
_ НАШЕ СЛОВО

С гордостью мы слушали по радио го-
лос. Вячеслава Михайловича Молотова,
главы ‹оветекого правительства. Это был
голос всего советского народа, и каждый
гражданин находил в словах товарища
Молотова выражение своих мыслей.

Что может быть благородней Tex пред-
ложений, какие сделало советское прави“

чужом ломбарде и, действуя по указке
империалистических правящих  Еругов,
превратились в шутов, провоцирующих
военное столкновение © СССР. Веем этим,

© позволения сказать, государственным
деятелям нужно еще раз напомнить о том,   Тельство правительству Финляндии? Ва-
кое другое государство, кроме Советского

что Советский Союз. ответит нз удар двой-
ным ударом. ‘

Ha митинге выступили также В. Вол-
женин, М. Козаков, Д. Цензор и Г; Ми-
рошниченко. Все они, выражая единолуш-
ное мнение тихея, говорят © мудрой
внешней политике советского правитель-

Союза, © таким уважением относится к
суверенитету своих ‹оседей? Какое друтов
правительство, кроме советского правитель-
CTR3, проявляло столько доброй Born,
столько терпения и тотовности пойти Ha
серьезные территориальные уступки 10
отношению к такому неуживчивому и уп-

ветскому Союзу. ВА

Б. Лавренев напоминает историю взаи-
моотношений Финляндии и царской Poc-
спи. Только Октябрьская социалистиче-
ская революция, только власть Советов
дала возможность Финляндии самоопреде-
литься.—Но,— продолжает т. Лавренев, —
финские правители заложили свой YM B

каждый советский  писзтель
Врестьянекой Красной Армии.

— Мы уверены,—говорят писатели, —
что советское правительство найдет срел-
ства, чтобы образумить зарвавшихея под-
жигателей войны. Если понадобится,
будет ло-
стойным бойцом  непоколебимой Рабоче-

вительство, всегда стремившееся к дружествен-

жду СССР и Финляндией. ›

ФИНСКИЕ! ПРОВОКАТОРЫ

ПОПЛАТЯТСЯ

Уитинти , протеста против гнусной mpo-
bk финюкой военщины состоялись в
Пвотитуте мировой литературы им. А. М.
ком и его музеях. С речами, испол-
ными негодования против натлых por
Утаторов войны, выступили научные раз
frm преф. В. Козьмин. С. Туманов,
. Букин, С. Монахтин и д.

Прф. Б. Кузьмин в своем выступлении
ЗАТ:

— Исторически обреченный калтитатизм
‘imero по забывает и ничему He нал
ется», Казалось бы, недавние уроки»,
Птученные ‹амураями У Хакана и На
Tamme Монтотии, печальный «опыт»
Wier панов должны были бы научить

‚од капиталистов уважать границы

OOP,

Ho ner, подлая авантюра финских пра-
тетей показывает, что империалисты
иа пытотея спровоцировать нае Ha
ину. Тех хуже для финских провокатуо“
Mia,

>

Ответ правительства СССР  шополнен
достоинства, силы и готовности дать же-
лезный отпор малейшему  посягательству
ня честь и неприкосновенность великого
Союз» Советских Социалистических Pec-

публик. .
На митинте протеста в Музее А. М. Рорь-
кого выступил зам. директора музея С. Mo-
нахтин, участник разгрома бело-финской
авантюры 1919 год» в ЕБарелии. Он дал
яркую картину подлости и трусости бело-
финской реалии,

В принятых нё митингах фезолюциях
подчеркнуть твердая решимость научных
коллективоз ответить на удар провокалто-
ров честной ш ‘самоотверженной габотой
казкдого‘ на, своем посту и усилением 060-
ронной работы, a ecm потребуется, то
по первому зову великой партии Ленина
Сталина и советского правительства вы“
ступить: е оружием против зарвавтихся
поджигателей войны.

ГОРОД ЛЕНИНА
НЕПРИСТУПЕНИ

Каждый клочок налией земли, как бы
ни был он мал, является для нае овящен-
ным. Мы любим его той «странной» лю:
бовью, о ‘которой писал столетие назад
Лермонтов. Мы любим ео просто, всем
сердцем. Мы знаем, что это — земля, на
которой мы живем, думаем, радуемся и
страдаем, создаем свое будущее. Недаром
понятие родной страны. всегда было свя-
зано в народном сознании с понятием мз-
теринства: «Родина-мать».

Каждый клочок нашей земли мы будем
беречь и защищать, как бы ни был он
мал и скромен. С тем большим мужеством
и твердостью мы’ будем оберегать и защи-
шать от всяких посягательств такой вели-
колепный город, как Ленинград, — город
революционных традиций, город Ленина,
Кирова, Пушкина и декабристов, тород,
созданный гениальными зодчими, один из
прекраснейших городов мира, колыбель
паллей революции и нашей поэзии, бли-
стательный город, где каждый камень как
бы сохраняет отпечатов великих дел. и
великих мыслей наших’ предков и Наших
современникой,

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСИИЙ

‚ИМПЕРИАЛИСТЫ
ПРОСЧИТАЛИСЬ

Митинг протеста против натлых прово-
калий финляндекой военщины открылся в
издательстве «Советский писатель» речью
директора ленингралекого отделения изда-
тельства писателя Н. Брыкина. С глубо-
ким возмущением он говорил © натлом по-
ведении финляндокого правительства, прю-
воцирующего советскую страну на, войну.

Слова Н. Брыкина 06 отпоре, который
мы дадим врату. если это понадобится,
прерывались возгласами «правильй» и
аплодисментами. 1

Коллектив работников принят резолю-
цию, в которой горячо приветствует ме-
роприятия налиего правительства,

— Пусть знают финские правители, —

говорится в резолюции, что советский
народ ни перед чем не остановитея, что-
бы пресечь всякие провокационные замыс-
лы империалистов и их финских лакеев.
Долой провокаторов

Да здравствует мирная политика бовет-
ского правительства!

Да т вождь народов товарищ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Дальновихность — не удел пресмыкаю-
щихся. И только ¢ ‘этой точки зрения
можно понять ту слепоту и  обреченность,
© которой финские правители следуют по
пути бывших польских генералов. ‘ “

_ Советскому Союзу нет надобности  до-

казывать <вою миролюбивую политику.
Враждебная пропаганда против нае, орга-
низованная изпериалисталми, ca я
впрах перед такими фактами, как высоко
гуманистический акт возврала Литве ее
древней столицы, как полная высокого
благородства и  гуманизим речь’ В. М.
Мелотовз. у

Не удастся залемнить взор финскому
народу, жизненно заинтересованному в не-
рушимой дружбе со своим великим ©0се-
дом, 183-миллионный народ которого, как
один, станет на защиту священных гра-
ниц от” Великого океана до Балтийского
моря.

Переход финляндекой границы героиче-
ской Красной Армией — достойный ответ
зарвавшимся фиглярам — нынешним прз-
вителям Финляндии.

ПЕРЕЦ МАРКИШ

рямому соседу, как нынешняя Финляндия,

ве и изолгавшиеся правители Фин-
ляндии не хотят понять благородства 5о-
ветекой внешней политики. 3a спинали
этих шутов стоят международные авантю-
ристы более высокой марки. Но советский
народ не желает долее терпеть орудийные
дула, приставленные в груди Ленинграда.

ий народ не желает терять своих
сыновей ни на границе около Майнилы,
ни на друтом куске Карельского перешей-
ка.

Высокой любовью в советекому челове-
ву, заботой о безопасности нашего творче-
ства и труда на нашей земле, в нашем
родном Ленинтраде проникнуты  елова
Вячеслава Михайловича.

Beem советским людям, в том числе ин-
теллигенции, в Том числе писателям и
поэтам, свойственны мужество и готов-
ность даже ценою жизни отстаивать жиз-
ненные интересы страны социализма. Мы
уже не новички в боевых делах. Лица
советских бойцов обветрены на Хасане,
на Хэзлхин-Голе, в Западной Белоруссии и
Украине. Враждебная военщина увидела в
Врасной Армии непобедимого, небывалого
противника, енный народ узнал в
красных бойцах долгожданных друзей,
любимых братьев. Так будет и впредь.

Нет у нас ненависти к трудящемуся
финну, но ненависть и гнев к финну-бан-
диту на пограничных дорогах сметут его в
этих дорог навсегда, со всеми его опасны-
ми военными погремушками.

Тенинград должен быть вне опасности.
Граница с финским государством должна
быть спокойна. Этого не желает обезумеве
шее финское правительство. Этого добъетя
ся Советский Союз в дружественном 00
трудничестве с финским народом.

Голос Вячеслава Михайловича Молотовя

—Ham голос, выражению мыслей и убеж-

дений каждого советского гражданина
СЕМЕН КИРСАНОВ