~

gaa
Н. НЕЗЛОБИН

КИРОВ

Отрывок из поэмы «Костриков Сергей»

Столбовые дружинники

гвардии пятого года,
потомственные охтенские бунтари,
сталевары с Путиловского завода,
мастера-оружейники

я пушкари,

Литейщики с Выборгской

в кожаных латах,

токаря из-за Нарвской

в железных очках,

моряки из Кронштадта

в соленых бушлатах

окружали трибуну,

как будто держа ее на руках.

Он стоял в перехваченной

узким ремнем гимнастерке,

упираясь локтями

в бархатный красный барьер;

ззгляд бежал по рядам

чуть лукавый и пристально-зоркий-—

до конца, до дверей,

в тяжких складках старинных
портьер.

Седина, как мороз,
серебрилась в его шевелюре,
непослушной и пышной

и как.бы волнистой слегка.

В плотно сжатых губах

и во всей коренастой фигуре
проступала х суровость
большевика.

Вдруг лицо засветилось

прекрасной улыбкой,
крутоскулою, русской,
пронизанной нежным теплом, —
будто солнечный зайчик
сверкая полоскою зыбкой,
озарил его сразу

каким-то чудесным огнем.

Ни этапные версты,

ни годы глухого подполья,
ни острожные стены,

ни лязг арестантских цепей
не сломили его
большевистски воспитанной
и незыблемой веры

в грядущее счастье людей,

воли.

«...Дорогие тозарищи!

В древности точку опоры,
чтобы мир повернуть —
безуспешню искал Архимед.
Мы же, большевики,
овладели той силой, с которой
перестроим всю землю

под знаменем наших побед.

Мы старушку планету

направим по новому следу,

мы заставим природу

работать на нас и служить.
Откровенно сказать —

как посмотришь на наши победы,
так чертовски вот хочется

жить бы, и жить бы, и жить!..»

А. АДАЛИС

ТО, ЧЕГО

Исполнилось пять лет ¢ того вечера,
Юма мы испытали великое горе. & рана
ие еще свежа, боль не утихла, негодо-
звание не остыло,

Каждый из нас говорил © своей любви
Е народному трибуну и ненависти к вра-
lav, как мог, — в песне, в стихах, в про-
ой речи. Но одна минута была общей
р одинаковой для всех, кто приходил от-
дать Сертею Мироновичу последний долг, —
WanyTa молНаливой ЕЛЯТВЫ.

Мне трудно рассказать, как я писала
0ю поэму © Сергее Мирбновиче. Бывают
и, когда поэт теряет чувство своего от-
JOILHOTO, индивидуального существования.
№ рюдное горе и народная воля вторга-
УХя в ето жизнь. сломав границы лично-
№ н оставляя месть ни для каких по-
‘тронних чувств и мыслей. Это еще не
Значит, что произведение будет хорошим,
№ поэт еще не думает © том, хорошо ли,
плохо ли он пишет: он говорит и затисы-
мет свои слова, — вот и все. Отделка на-
иная потом.

(озхать в своей поэме образ товарища

— такой мыслью я и не задава-
Mb; B MOCM сознании не умещалось ниче-
№, кромо личного чувства, которое было
щим, и народного чувства, которое стало
mmm, моим. Ни на какое эпичесвое
loseernonanne Molt поэтичесхий язык не
быт способен.

Моя поэма очень и очень несовершенна
1 вроятно, именно потому, что я не стз-
ила перед собой необходимой цели «изо-
азить», «показать», Ona сумбурна в
Умтозиционном смысле, потому что чело-
№ выражает свое горе, любовь, гнев
(бурно: сумбурно причитают над умер-
их родственники, которые его любили.
ти невольно мне приходили на память
тизы народных песен, и, я их заполняла
хи словами, поэтому в поэме так мно-
№ (аных простых, хореических песенных
KoraBo,

lim ono твердое, спокойное ядрышко
(ы в этой поэме, Та ее часть, где. автор
илодовательно рассказывал ^ детстве бед-
100 и полудикого ребенка, живущего еще
lalexo от революционных событий, в то
мя, когда герой поэмы — Киров их
Тв творил,

твердое ядро и была та клятва, ко-
ую давали про себя многие из нас,
Прожая товарища Кирова в его послед-
ЫЙ путь,

Писать поэму было больно. Mme we
тли помочь’ ни биографические матери“

МЫ, пи статьи, ни воспоминания других
‘teh, потому что я писала © чувст1,

3 о герое,

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ

Одна моя знакомая — литературный ра-
ботник сказал» просто и наивно: «Ты
только пиши, ни © чем не заботься: Я
буду играть с твоим ребенком и топить
печь; в комнате будет тихо, и ты будешь
знать, что я сочувствую, потому что это
народное дело».

06 этих теплых человеческих словах
нельзя нео помнить как © примере той
общности, того единства, которыми так
богат наш народ и в радости и в горе.

Если до сих пор в поэзии не создан
во всей полноте образ великого трибуна
революции Сергея Мироновича Кирова, то-
му виной не только пресловутое «отстава-
ние» напюй поэзии, и не отсутствие
поэтических талантов, эрудиции, умения
исторически мыслить.

Есть и таланты и эрудиция. Но широ-
кое, наполненное жизнью эпическое полот-
но, рассказывающее © жизни Сергея Ми-
роновича, трудно дается потому, что еще
так остро и горько воспоминание о 1 де-
кабря 1934 года, еще свежа рана.

В поэме Миколы Бажана есть прекрас-
ные, сильные отрывки. Но и Миколу Ба-
жана захлестнула огромность темы; желая
выразить огромное, он оперировал образа-
ми символическими, писал гиперболиче-
ским языком.

Из других поэтов каждый брал отдель-
ные эпизоды из жизни Сергея Мироновича,
разрешали тему — одни романтически,
другие —е ученичееким  натурализмом.
Подлинного реализма нет в этих эпичес-
ких отрывках. Нет того, что так трогает
нас в фильме «Великий гражданин».

Огромное трудовое самоотвержение, тру-
довой подвиг нужны для создания резлти-
стической. нозмы © Сергее Мироновиче.

Но на этот творческий, трудовой под-
виг мы должны решиться. До сих пор в
плане лирическом нами не создано еще на
тему © великом трибуне революции ни-
чего лучшего, чем потрясающий былинный
плач сказительницы Кривошеевой. Из всех
стихотворений © смерти Сергея Миронови-
ча — лучшее, по-моему. яринадлежит ей.

Но Киров жив. Рассказать надо © его
жизни. 0 ней есть У нас отдельные прек-
расные отрывки в различных поэмах, есть
очень хорошие, трогательные небольшие
стихи.

Разрешение темы — все еще впереди.
Наш долг народу не отдан,

Живой Киров — великий гражданин,
бесстрашный большевик, человек радост-
ный и сильный, победитель, организатор,
трибун, любимец народа и верный друг ве-
ликого Сталина — и все это в едином,
цольном 96разе: такова тема. Тема —
жизнь и Победа над смертью,

зледейского убийства Сергея Мироновича Кирова

ПЕОПУБЛИКОВАННЫЕ И МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТАТЬИ И MVCHIIA C (7. КИРОВА.
МЫСЛИ © ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЙ ИСКАТЕЛЬ

(К 100-летию со дня рождения В. Г. Белинского)

Чем ночь темней,
Тем звезды ярче,

Непрогляхно мрачным пятном на стра-
ницах нашей истории лежит трагическая
эпоха 30-—40-х годов прошлого столетия.
Он» являет 000%  кульминащионный
пункт развития  дореформенного периода
шестидесятых годов. Здесь вотлотилея во
в0ей полноте  дворянско-крепостнический
режим, уснащаемый высшей формой бю-
рократизма. Господство последнего прони-
Kalo буквально всюду, не только во ‘все
формы внешней жизни тогдашнего обще-
ства, но и «в сердце, и тайные людские
помыслы». На всем лежал» тяжелая пе-
чать бюрократизма, признававшегося зль-
фой и омегой государственной мудрости.
Бюрократическая система была возведе-
на на такой пьедестал, подходить к ко-
торому считалось преступлением против
самото неба. Можно было только с раб-
ской молчзливостью  взирать на, нео и
беспрекословно исполнять все. что отту-
да исходило... «Должно повиноваться, рас-
суждения свои держать про себя» — го-
ворится в одной резолюции Николая 1. Ни
о какой так называемой общественноети
в ту эпоху не могло быть и речи. Обще-
ственная, литературная, художественная ий
научная деятельноеть подчинялась строгой
бюрократической онеке и вое, что «не со-
тласвю ни с достоинством правительства,
ни © порялком, к счастью.  существую-
щим», беспощадно изгонялось. Вся наука,
ках чистая, тех и прикладная,  находи-
лась в строгом подчинении господотвую-
щей правительственной системе»

Профессор физики «обязан во все иро-
должение курса своего указывать на пре-
мудрость божию и ограниченность наших
чувств и орудий для познания чепрестан-
но окружающих вас чудес». Профессора
истории должны были доказывать, что Рос-
сия «в истинном просвещении упредила
многие современные государства».

В таких тисках находилась и литерату-
ра—жертвенница свободнюй иысли. Ilo
действующему в то время цепзурному ус-
таву. как выразился один чензор, можно
было даже и «Отче надш» истолковать яко-
бинским наречием».

Таким образом. названпая эпоха тормо-
зила развитие не только обществени»-го-
сударственных форм жизни, пражтическое
разрешение которых  прещетавляла Тогда
Затадная Европа, но и движение научной
мысли, покрывая все беспроеветным .ира-
ком ночи и заглушая малейший проблеск
знания и живой деятельности, ищущей
новой ЖИЗНИ.

В такую эпоху жил Виссаркон Григорь-
евич Белинский.

Судорожно сжималась общественная
мысль от окружающего холола и бессиль-
но металась в потемках мрачной ‘энохи,
представлявшей рубикон, отделяющий Kpe-
постнический уклад от новых обществен-
ных форм. Белинский в, детстве еще по-
знал весь трализм окружающей его жиз-
ни который до болезненности глубоко
запал в впечатлительную и чуткую душу
его. что нашло впоследствии ©вое яркое

выражение в юношеской трагедии. повлек-

шей за собой для Белинского «лишение
звания студента». Здесь сразу сказался
«неистовый », которому не бы-
ло места в казенной науке.

С этого момента и началась история
поучительно-страстных исканий В. Г. Бе-
линокого. Он воплотил в себе весь протест
против окружающей «гнусной действитель-
ности» и все величие своего гения уст-
ремил к отысканию истины.

«Истину назови мне!» — B3bIBAI 08
к проникновенному разуму. Жадно, неуто-
мимо и страстно бросился он в поиски 3&
ней, и мощный голос его, как . трубный
звук. стал оглазшать мрачную эпоху. <зы-
вая все живое и лучшее, способное вос-
принять правду —= истину и правду —
справедливость. От юношеской трагедии
«Дмитрий Калинин» до предемертных пи-
сем его все проникнуто этим пылеим ио-
канием.

Как ни отгораживала бюрократия руе-
скую общественную мысль от заладноев-
ропейского влияния, как ни старалась за-
глушить гром пушек «эпохи революций»,
отголоски его были ясно слышны на рус-
ских нивах, и мыслящая часть общест-
ва с жадностью ловила их. Белинский сре-
ди свой взор на Запад занял
одно из первых мест и всю силу своего
гения налтравил на немецкую философию,
в то время как другая часть искателей
обратилась в французеким утопистам. Роль
Белинского в истории этих исканий неиз-
мерима, именно ему обязано  тогдаптнее
русское общество своим посвящением в
немецкую метафизическую  житницу. Ho
не немецкой философии, конечно. сужде-
но было успокоить «неистового Виссарио-
на». как величественна и стройна ни бы-
ла она с первого взгляда. И если Фихте
подсказал Белинскому отбросить окружаю-
щую его действительность, как призрахк,
противоречащий идеалу, & Гетель mpeno-
дал свою сутубую абстракцию — «все
действительное разумно, и все разумное
действительно» и заставил TO
примириться. с безотрадной русской реаль-
ностью, — то в Том и другом случае ye-
покоение было только временным. служи-
10 переходной ступенью от одного миро-
созерцания в другому. Белинский вскоре
почувствовал, что признать волед за Гете-
лем Пруссию «совершенным  государет-
вом» — значит отрицать процесс всякого
развития. оказаться философским банкро-
том.

Ив 1840 г. Белинский пишет Ботеину:
«Я теперь в новой крайности — это идея
социализма, ‘которая стала для меня иде-
ей идей... альфой и омегой веры и знз-
ния. Она однь для меня поглотила и ис-
торию, и религию, и философию...»

Действительноеть — вот лозунг и пос-
леднее слово современного мир! — вос-
влицает Белинский в своей «Речи о ври-
тике». И, конечно, это ве «пошлая дей-
ствительность» фихтеавства и не гегелев-
ская «разумная действительность». —
действительность Белинского покоится Ha
лее социальности: «действительность воз-
никают на почве, & почва всякой дейст-
вительности — общество», — пишет он
Боткину,

Отсюда именно и началась алюстоль-
ская деятельность Белинского в литерату-
ре. В середине 40-х годов, когда вполне
сформироватиеь основные течения русской
мысли — западническое и славянофиль-
ское, Белинский  развернулея BO всю
ширь своего необ’ятного таланта, об’явив
беслощадную войну  славянофилам. «Оте-
чественные записки» стали настольной
книтой русской интеллигенции. Белинский
приобрел огромное воспитательное значе-
ние и стал предтечей современного науч-
ного миросозерцания. Начав © поисков аб-
страклной. потусторонней истины, он кон-
чил почти позитивизмом, от чистой мета-
физики он перешел к чисто научному
мировоззрению. от идеализма — к мате-
pHa *

Тургенев назвал Белинского «централь-
ной фигурой», вернее было бы назвать
его Молсеем русекой общественной мыели,
хоторый вывел ее из темных лабиринтов
голой аботракиии на торную дорогу реа-
лизма. В течение своей короткой жизни
он прошел вс тернии, от бесплодной ме-
тафизики к научному миросозерцанию. Он
поднял тот яркий светильник научного
миросозерцания, который освещает путь
нашему поколению. Нз могиле ето, стра
стотерица русской общественной мысли. и
растет то дерево. под которым собираются
‘жаждущие красоты и страведли-
вости. И память © нем будет жива еще
многие и многие годы; и не одно еще по-
коление будет с жадностью припадать ®
«Мечтаниям» «великого искателя», ища
ответа нь мучающие социальные вопросы.

С. МИРОНОВ
«Терек» № 4032, 1911 г.

И
I

И ИСКУССТВЕ

В переписке С. М. Кирова встречаются исключительно интересные высказыва-
ния Сергея Мироновича ‚о литературе и искусстве. Письма к М. Л. Маркус
Кировой, отдельные выдержки из которых мы публикуем, относятся к 1911—
1912 годам—периоду, когда С. М. Киров находился в томской тюрьме, Письм
эти ‘хранятся в личном архиве С. М. Кирова.

«...Видели ли новую вещь 1. Андреева—
«Сашка Жегулев» или что-то в этом ро-
де? И на этот раз Андреев взял исключи-
тельность. Говорят, что эту вещь пролик-
товат Андрееву знаменитый Савицкий.
Воображаю, как ero изобразил Андреев.
Опять наверное «пугает»? Полюбил чело-
век сверх’естественность и не может с
ней расстаться. Вы писали, что не могли
понять его «Маски», но Вы попробуйте
прочесть «Океан». Действительно, голова
ззкружится!»

3 января 1911 г.

*

«...Вы товорите, у других всё ясно, ре-
ально, & у Андреева туман. Надо внима-
тельно вглядеться в этот пункт, и перед
Вами встанет нечто очень большое... У
«других» действительно проще. Рудин,

‚ Раскольников, Карамазовы, Ка-
ренина, Вронский, Обломов, Вера и Воло-
хов, Дядя Ваня, Фома Гордеев —- все они
гораздо понятнее и ближе, чем Давид Лей-
зер, Герцог Лоренцо. Почему? Да просто
потому, что первые — реальные образы,
& герои Андреева — символы. Художни-
ки-реалисты рисовали типовых, взятых
прямо из жизни, живых людей, и говорят
и действуют их герои, как люди. Фома
Гордеев — типичный предотавитель ©во-
его круга; таких людей много. Часто Вы
встречаете и Бессеменовых и прочих.
Есть несомненно и Сатины. Словом, в ли-
терзтуре  художников-реалистов, как В
калейдоскопе, видите бесконечную  Bepe-
ницу людей самых разнообразных поло-
жений и состояний, с0 всевозможными
характерами и привычками, представите-
лей всех классов и групп общества, всех
профессий и занятий, различных умствен.
и нравственных уровней и т. д. Bee
они по-своему живут и мыслят, страда-
ют и радуются, стремятся и борются, лю-
бят и ненавидят. Каждый являет собой
отдельный образ. Для Андреева же не су-
ществует ни Татьян, ни Онегиных, ни
Ивановых, ни Олесовых, — 0б’ектом его
творчества является Человечество. По
его — страдают не Анны, Петры, Иваны,
& страдает все человечество в целом. Ш-
этому ето герои аботрактны, часто дей-
ствуют неизвестно где (Аналема, Океан);
можно только оказать: на Земле...

...Андреев метафизик. Он глубоко верит,
что «Есть выешая сила за гранью ииров;
в ней истина, в ней — непреложность»...
„.Как художник, по-чоему, он стоит очень
высоко». :

5 wapr 1912 г.

a

«..Вы спросите, ках провожу время?..

..Весь день читаю, читалю все, что по-
падет под руки: старые журналы, романы
без начала и конца, неизвестно чьему пе-
ру принадлежащие. Есть и рус. классики
и даже кое-что из иностранных...»

«...Помышлял занятьея немецкой грзаю-
той, но нет необходимых пособий...»

«..Случайно взял Лермонтова и почему-
то он совершенно иным стал в моих гла-
зах — его поэзия, конечно. Удивительно
своеобразно! Много помогло в его усвоении,
очевидно, мое знажометво, хотя и слабое,
с Кавказом. Какова должнь была быть
cura воображения, наблюдательность и
проникновенность у человека, так высоко,
художественно и образно описавшего Кав-
Каз».

«Что если бы перед его взорами рахки-
нулась подавляющая своим величием, бо-
жественно-спокойная, необ’ятнзя панора-
ма, которую приходилось видеть немногим
счастливцам, достигавшим вершины ‘цал-
ствующего над горами гитантз!
Какие звуки услышал бы художиик-ге-
ний среди этой мертвой тишины? Бажие

1 очень хорошая труппа?

тайны природы открыл бы его проникно-
венный взор?»

«...Говорят, что Гете мог «видеть», ках
распускаются почки деревьев, настолько
сильно было воображение гения».

аа 1911—1912 *.

«..особенно тхиятно получать письма
сзмого «прозаического» (так говорят, И
говорят неверно) содержания, когда автор
рассказывает © свощх житейских пустя-
ках, & не о высоких отвлеченностях, до
которых ему обычно никакого нет дела
(a мно и тем более, конечно!). Именно
эти-то житейские пустяки и заниматель-
ны, их читаешь © наслаждением, так 35
В этот момент чувствуешь связь © «поту-
сторонним» ** миром, т.е. с жизнью. А где
жизнь, там и поэзия, — поэтому 8TH, Kak
я называл, «прозаические» письма стано-
BATCH высокопоэтичными. Думаете, что
умышленно преувеличиваю? 0, если бы
эти маленькие истины помнили, напри-
мер, напи Гиплиусы, Черные, Белые, С4-
ши, Анлреи и проч., имена которых ты,
тосподи, ‘веси, — то, может быть, в рус-
ской «литературе» до сих пор была бы
поэзия и она являлась бы литературой, а
не умственной (ла и Умственвой ^ ли?)
гимнастикой господ беллетристов, ведь,
говорят, Москва от одной соломинки сго-
рела. Так иногдь едва заметные. пустяки
порождают. необ’ятные. последствия!

...Вот скоро начнется здесь весна, 00-
жественная сибирская весна!, © которой
южане не имеют ровно никакого представ-
ления (бедные, они ничем не могут воз-
натрадить себя, т. в. прелести весны (нА-
стоящей) ни © чем несоизмеримы). Когдз
настанет это время, тогда... буду писать
стихами!» °

От 22 или 23 февраля 1912 года ~
(неразборчиво).
*

«...Сегодня читал рассказ Успенского—
«Выправила», тде он пишет о впечалле-
нии, полученном OT созерцания другого
создания человеческого гения — oT Be-
неры Милосской. По обыкновению, очень
простое изложение чувств и мыслей авто-
ра находишь в этом рассказе, но какое
неотразимое впечатление оставляет рас-
сказ...

Пергамент кончился.

Всего Вам лучшего...»
14 февраля 1912 г.
к

«..Чем занимаетесь? Как Bama иузы-
ка? Надеюсь, что «Смерть Азы» Вы знаете
в совершенстве. Давно не слышал музы-
ви, и чем дальше она от меня, тем боль-
шую приверженность чувствую кв ней.
Впрочем, это всегда вель так бывает. При
настоящих условиях, вероятно, ия ‹©1о-
собен был бы заняться музыкой. Берегите
свое богалство музыкальное!

Бываете ли в тезлре? Говорят, нынче
.»

Томск, 8 ноября.
3+

‹..Вы наверное все чаще и чаще по-
глядываете нь горы? Чувствуете всесилие
дыхания Дарьяла? Скоро изд Вами поле-
тят с юга птицы. Как это красиво! При-
слупивайтесь по ночам. Я особенно любил
слушать, когда летят журавли — ночь.
темная, не видно ни зги, город спит мерт-
вым сном; & неутомимые птицы тяжел
машут крыльями и как-то таинственно
разговаривают друг с другом... Кода я
впервые заметил перелет птиц, был 093ро-

ван...»
28 февраля.

* Дать недостаточно разборчива.
** „Здесь «потусторонний» сказано ¥
смыкле — по ту сторону тюремных стен,
(Примеч. Тед.).

_ТАКИМ

Это было первого мая. Вместе со сту-
дентами, проходившими военный ‹ строй

при университете, я стоял в колонне на
берегу Зимней Канавки. Маленький наряд-,

ный автомобиль появилея на площади и
помчался вдоль неподвижных рядов. Коман-
дующий парадом! Он ехал стоя, поднеся
руку к фуражке. Войска стояли сплошной
стеной, но малтина командующего разде-
лила их, и несколько минут над рядами

видны были только его фуражка и рука,
Я поднесенная к козырьку.

Как по горной
дороге, машина петлями проехала вдоль
колонн и промчалась по улице Халтурина
мимо нас. .

Все стихло. Потом раздалась команда,
ео повторили командиры отдельных ч3-
стей, и парад начался.

Мы долго ждали выхода ни» площадь —
так долго, что солнце успело  передви-
нуться, и наша колонна оказалась в те-
ни. ‘Лень был очень хорош — в Ленин-
граде всегда прекрасное первое мая. Мы
качали нашего инструктора, который, взле-
тая на воздух, отдавал самые строгие при-
казания. Мы стояли в очереди з& пирож-
ками и конфетами у фургона, появивше-
тося на той стороне Ванавки, и ели тои
другое, хотя никому не хотелось есть. Мы
болтали с девушками, смотревитими н& п4-
рад с балкона соседнего дома, и они рас-
сказывали нам, что делается на площади,
— нам не было видно.

Но вот инотруктор закричал: «Отрой-
ся!» И через несколько минут, стараясь
держать равнение, отбивая ‘шаг, мы выхо-
дили нз шумную торжественную площадь.

Нас встретила команда по радио, кото-
рая разошлась с командой инструктора. и
вся колонна чуть не сбилась с шага. и
снова громко повторил счет, и вот радио
осталось узо где-то далеко позади. С каж-
дым шагом к нам приближалась нарядная,

В. КАВЕРИН

>

разноцветизя, говорящая и смеющзяся
трибуна.

Плотный прямой человек стоял на цент-
ральном выступе этой трибуны и смотрел
Ha нас, — мне показалось, что он издале-
ка следит именно за нашей колонной. Это
был Киров.

Равномерный гром “оркестра, который
был где-то слева от нае, с каждым шагом
становился все громче: наконец, он стал
почти отлушительным, и в эту минуту мы
поровнялись с Кировым, Он поднял руку,
приветствуя нас, и я впервые увидел это
открытое, прямое лицо, полное энергии и
внимания, & в эту минуту, когдь народ
проходил перед ним, — полное восторга.
Это был восторг перед народом, перед мо-
лодостью, это было глубокое движение
сердца, которое мигом передалось и нам.

Мы шли, отбивая шат, бледные от гор-
дости и волнения. Киров поднял руку и
засмеялся, — таким он запомнился мне в
этот день. Таким его знает весь Halll Ha-
род — смеющимся, вхохновенным, © под-
нятой для приветствия рукою.

Прошло несколько лет...

Шла «Интервенция» Славина в район-
ном Доме культуры. Я чуть не опоздал,
— уже погасили свет, и гонг раздался за
сценой. Занавес поднялся.

Я сидел во втором ряду, & в первом,
прямо передо мной, сидел Киров. Иногда
он говорил что-то соседу, и я видел в тем-
ноте его лицо. Он был коротко острижен,
и 910 изменило его, придало более суровый
военный вид. Так я и смотрел — сразу
и на Кирова и на сщену.

Без сомнения, он очень живо чувотво-
вал все, что происходило’ на сцене, потому
что один раз даже забылся и громким шо-

потом сказал что-то соседу, кажется, 06
этом «анархисте», который в первом акте
торгует динамитом.

Начался антракт, и в Бирову cram
подходить ЛЮДИ.

В «Великом гражданине» есть превос-
ходная сцена: человек, который нужен ре-
шительно всем, идет через зал Дома куль-
туры и никак не может дойти до трибу-
ны — ето останавливают одни, он Cait
останавливает других, И простой переход
через комнату дает отчетливое понимание
того, как двигался этот человек в самой
жизни и каков был смыел этого высокого
движения, у

В тот вечер, в антракте между первым
и вторым актами «Интервенции», я видел
эти кадры своими глазами.

Виров был центром тысяч отношений,
тыеяч привязанностей, тысяч личных и
общественных дел. Ё нему шли люди, он
говорил с ‘ними и все никак не мог дойти
до фойе по проходу между рядами. Он
еще недоговорил с одним и еще держал его
за руку, чтобы тот не ушел, & уже дру-
гой подходил, и он говорил. е другим.

Спросите У тех, кто встречался с Киро-
вым: в чем главная сила его обаяния?
Й вы услышите: «он умел становиться
вровень © каждым человеком. знал дорогу
к каждому сердцу».

Киров тах и не дошел до фойе. Антракт
кончился, и он вернулся. Я слышал, как
он с удовольствием сказал соседу:

— Ну-ка, посмотрим, куда теперь бро-
ситея этот Kal

Он наслаждался отдыхом в театре.

Через несколько дней после этой вотре-
чи я ехал в Москву, и в одном купе со
иной оказалея® журналист — 06-

‘ETO ПОМНИТ НАРОД

ластной печати. Мы разговорились, и он
поспешил рассказать мне то, чем ок был
полон и что до глубины сердца ето пора-
Он позвонил .Вирову, чтобы выяснить
ЕАКОЙ-То вопрос, и Киров стал расспраши-
вать его об условиях газетной работы в
области. x mA)

— Ничего, Сергей Мироныч, — cra<
зал журналист, — только времени мало:
Я вот уже третий год собираюсь своей
основной специальностью заняться.

— А какая у вас специальность?

— Я охотовед, орнитолог. -

— Орнитолог? 0х, это очень интересно;
— сказал Виров. — Я вот тоже все вре-
мя собираюсь птицами заняться. И тоже
все некогда. Но все-таки я кое-что сде-
лал. Я составил расчет полета утки и поч
zeta дроби. Вы когда теперь будете в Ле
нинтраде?

— Еще но знаю, Сергей Мироныч.

— Ну, заходите, я вам покажу...

— Полет утки и полет дроби, — го-
ворил мне потрясенный журналист. — У
него хватает времени, чтобы составлять
расчет полет» утки и полета дроби?!
У него! У а

Прошло немного лет, и выстрел, кото-
рый мы не перестаем проклинать, 0бор-
вал его жизнь. Но биография этого чело-
век» продолжается и после ето смерти.
Под знаком его имени были успешно 33-
кончены начатые им большие дела. Даже
детские игры полны этим именем и не
одна замечательная биография начнется
мыслью: «Я хочу Таким, Kak
Киров».

Литературная газета
№ 66