ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Людвиг Анценгрубер

1839—1889 `-

Заслуженно ли предан забвению Анцен-
урубер?

Этот превосходный писатель, талантли-
зый драматург почти неизвестен советско-
му читателю. Анценгрубера не ставят на
советской сцене, а между тем его пьесы,
удовлетворяющие самым строгим требова-
ниям, были бы счастливой находкой и для
артистов и для публики, Некоторые его
драмы — назову хотя бы «Червячок», «Те,
кто пишут каракулями», «Двойное само-
убийство» — могли бы ‘украсить репер-
туар любого театра. ;

«Анцентрубер, конечно, принадлежит К
революционном крылу мелкой буржуазии,
‘стоящему более или менее близко к про-
летариату». писал о нем Франц. Меринг.
«Благодаря тесному контакту с пролета“

‚риатом Анценгрубер все сильней вра-
стает в будущее».

Примечательна судьба этого маленького

актера странствующей провинциальной
труппы, который сделался большим писа-
телем. Он дерзко нарушил «правила

игры», принятые в австрийском буржуаз-
ном обществе и соблюдавшиеся даже
крупнейшими талантами: говорить © CO-
циальных конфликтах с -осторожностью—
лишь рполголоса, намеками, со страхом.
В архиреакционной и архикатолической
австрийской империи Анценгрубер осме-
лился говорить громко, смело, неустанно
6 свободе и правах человеческой лично-
сти. Тем самым он закрыл себе путь В
«большую» литературу. Официальная бур-
жуазная критика старёлЯсь отравить каж-
дый успех драматурга, & после ето смерти
приложила все усилия, чтобы парализо-
вать его растущую популярность, лице-.
мерно прославляя его как чисто «провин-
циального» писателя, Популярность Ан-
ценгрубера пришла снизу; основание ей
было положено его первой же. большой
драмой «Кирхфельдский священник»,

Это пьеса о жестокой борьбе за власть,
за овладение материальными благами;
пьеса о приниженности крестьянства, . по-
рабощенного попами; о разрушении чело-
веческого счастья.

Трагический конфликт драмы «Кирх-
фельдский священник» повторяется как
комический в пьесе «Те, кто пишут кара-
вулями» (1872 г.). Поэт должен уметь пи-
сать и тратедкн и комедии. Расстановка
персонажей здесь om неё столь искус-
ственна, как в первой драме; воинствую-
щий поп и кулак готовы схватить друг
друга за горло из-за главенства в общине.
Но подлинный их враг это, конечно, ` не
носитель благодати господней и спинозов-
ской идеи «атог 4е, а Штейнклопфер-
ганнес, крестьянский философ и атеист,
Этот каменотес, с несокрушимым  опти-
мизмом об’являющий: «Весь мир твой, и
ты сам ему не чужой. Ничего тебе не
сделается!»—вот противник и победитель.

В «Клятвопреступнике» (1871), тратедии
из деревенской жизни, Анценгрубер
показал при ярком свете рампы всю глу-
бину социального и морального кризиса
мелкой буржуазии в эпоху ее пробуждаю-
щейся активности, в разгар грюндер-
ства,—дело идет о наследовании крестьян-

ского двора. Матиасу Фернеру всюду с0-
пузствует удача, из чего он заключает,
что его борьба из-за незаконно присвоен-
ного им участка угодна господу. Комедия
оф охотниках ва наследством «Червячок»
(1874)—своего рода пародия на «Клятво-
преступника», непроизвольно переросла В
бичующую антирелигиозную сатиру. Охот-
ник за наследством, очень набожный че-
ловек, воспользовавшись «грешком моло-
дости» своего богатого зятя, из чисто зем-
ных побуждений посеял в его сознании
мучительные угрызения’ совести. Во всей
комедийной литературе нет пьесы, кото-
рая своим воинствующим атеизмом могла
бы сравниться ‘с этой комедией Анцен-
трубера.
Анценгрубер творил в Австрии, которая
с еще большими, чем Пруссия, трудно-

стями к мучениями тащилась по прусско-

му пути к капитализму, в Австрии, где
основные социальные противоречия было
труднее вскрыть. Эти противоречия ре-
шались на второстепенном театре войны:
в национальной борьбе и вероисповедной
розни. Этим об’ясняется ‘тот факт, что
основной удар Анценгрубера направлен
против поповского гнета, пригнувшего до
самой земли мелкую  буржуазию, и что
антиклерикальная нота не перестает зву-
чать в его творчестве. Но с течением вре-
мени эта проблема утрачивает у Анцен-
грубера свое ведущее место.

Анценгрубер вступает в период лихора-
дочных творческих исканий. Он пересма-
тривает «священные» институты буржуаз-
вого общества—еемью, брак и. обнаружи-
вает, что они прогнили насквозь.

Наиболее выдающаяся по замыслу
пьеса этого периода — «Четвертая  запо-
ведь»— трагедия из городской жизни. Ан-
ценгрубер показал здесь с исключитель-
ной ‘силой вырождение мелкобуржуазной
семьи Шалантеров, но особенно мощный
удар он нанес традиционным взглядам
мелкой буржуазии, разоблачив изнанку
добропорядочного буржуазного брака. При
содействии родителей, церкви и буржуаз-
ного закона молодую женщину доводят
до гибели, похищая у нее здоровье, сча-
стье любви и материнства,

За очень короткое время Анценгрубер
из начинающего, неопределившегося авто-
ра превратился в крупного драматурга.
Он создал целую галлерею типов класси-
ческой чеканки. Он показал растлевающее
влияние церкви и Гнусность поповского
тнета. Анценгрубер никогда не забывал
о том, что путь к лучшему будущему
лежит лишь через разрушение всех тяго-
теющих над ‘современной действительно-
стью реакционных сил. До конца своих
дней он оставался стойким и честным
борцом. Успехи не ослабляли его энертки.
Все вновь и вновь возвращаясь к своей
теме, он погружался в нее все глубже, за-
каляя и оттазйвая свое оружие. Он ни-
когда не переставал учиться у жизни, и
это дало ему возможность вскрывать са-
мые потаенные, наиболее скрытые от
взгляда связи между материальными инте-
ресами и миром идей.

ВБ. РЕЙХ

НЕОПУБЛИКОВАННЫЙ БАГРИЦКИЙ

При Институте мировой литературы име-
ни А. М. Горького создана научная груп-
па цо изучению творчества Э. Г. Батгриц-
кого. В институте, как у нас уже сообща-
лось, сосредоточен, по решению союза со.
ветских писателей, весь архив поэта. Фонд
этот состоит из рукописей и рисунков,
рецензий для издательств «Советская ли-
тература» и «Советский писатель», где
Э. Багрицкий собтоял консультантом по
поэзии,

Состояние рукописного фонда весьма
неудовлетворительное, так как поэт обыч-
во писал карандашом на плохой бумаге.
Лучше сохранились рисунки, которых
насчитывается свыше 800. Наличие среди
черновиков 8—12 вариантов одного сти-
хотворения показывает, с какой тщатель-
ностью 9. Багрицкий работал над своими
произведен AME.

В архиве имеется неопубликованная ав.
тобиографическая записка  Багрицкого,
представляющая несомненный интерес.

В начале своего творческого пути, как
пишет в ней Багрицкий, он боялея слов,
созданных современностью, и считал, что
русская поэзия должна вернуться Е
«Слову о полку Игореве». А затем он ра-
ботал культармейцем, лектором, ‚ газетчи-
KOM, чем угодно, для того, чтобы услы-
шать голос современности. «Вся мировая

Страна, 10e зреют «Гроздья знева».

ЕВнига Стейнбека «Гроздья гнева» име-
ла огромный успех в США. В. летние ме-
сяцы, когда Ha книжном рынке обычно
царит затишье, «Гроздья гнева» расходи-
лись в среднем по десять тысяч экзехиля-
ров в неделю. Реакционные критики сразу
же приняли книгу в штыки. реакционные
организации готовили поход против книги
Отейнбека. В ноябре одно за другим ста-
ли появляться сообщения о гонениях на
«Гроздья гнева» в разных. городах США.
В Сан-Лунсе местные просветители поста.
новили сжечь книгу, в Сан-Франциско’
библиотеки перестали ee выдавать `чита-
телям. Эти случаи стали повторяться все
чаще,

Центр заговора, против «Гроздьев гнева»
находится в Калифорнии. крупнокапитали-
стические сельскохозяйственные организа-
цин которой издавна ведут ожесточенную
борьбу против сельскохозяйственных’ рабо-
чих. Стейнбек сам уроженец Калифорнии.
Его родной город — Салинас (он родился
в 1902 году). За исключением первой его
повести. «Золотая чаша» (1929), описы-
вающей жизнь пирата Генри Моргана. вс6
остальные ого произведения — шесть по-
вестей. одна пьеса, несколько рассказов—
натисаны © жизни в Калифорнии, точнее,
в областях Калифорнии. граничащих с Ca-
линае. Гарри Торнтон Мур. выпустивший
книгу «Повести Джона Стейнбека». соста-
вил очень подробную карту «страны
Стейнбека». где протекала его жизнь и
жизнь его героев.

(Стейнбек сначала описывал быт испа-

Литературная газета
№ 67

Уполн. Главлита Б— 17194.

литература, — пишет Эд. Багрицкий, —
ничто перед переживаниями и свидетель-
ством участника революции».

Огромный интерес представляют рецен-
зии Багрицкого на произведения молодых,
начинавитих тогда поэтов — А, Твардов-
ского, Е. Долматовского и других.

А. Твардовского Батрицкий высоко пе-
нил. Он восхвалял простоту и ритмиче-
ское разнообразие, отличающие поэзию
А. Твардовского. Багрицкий ратовал за
издание сборника стихотворений старого
ивановского рабочего Благова. Он один
из первых отметил одаренность смолен-
ского поэта Д. Осина.

На. собрании научной группы по изу-
чению творчества Багрицкого в институте
отмечалось, что написанное Багрицким
еще далеко не собрано, в особенности его
ранние произведения (за период 1917—
24 tr). Л. Ульрих, автор диссертации. о
Багрицком, указала, что в Одесской пу-
бличной библиотеке хранятся некоторые
уникальные документы поэта,

Группа одобрила план издания полно-
то собрания сочинений Эд. Батрицкого в
трех томах, разработанный едакцион-
ной коллегией в составе К. Зелинского,
А, Суркова, Н. Харджиева и И. Сельвин-
CKOTO,

—

Из альбома художника

©
В. Дуров. Рисунок Д. Дарана

Бюро областных комиссий ССП СССР
существует недавно. Меньше года тому
назад союз писателей привлек к работе
большую группу поэтов, прозаиков и кри-
THKOB, согласившихся установить систе-
матическую творческую связь с писателя-
ми, живущими в различных областях и

краях РОФСР.

Самый принцип такой работы вполне
оправдал себя. Благодаря Б. Лапину и
3. Хацревину союз писателей информи-

ован 0 литературной жизни Дальнего
остокз. А. Лейтес и М. Лавров, заинте-
ресовавшиеся творчеством смоленских пи-
сателей, ознакомили ССП с литературной
жизнью Смоленска. М. Серебрянский ий
Л. Длигач связаны с писателями Ростова,

Рахтанов и С. Пакентрейгер — с пи-
сателями Челябинска и т. п. Нередки
случаи, когда бюро областных комиссий
знакомится 6 произведениями писателей,
живущих вне Москвы, не по изданным
книгам или статьям о них, а по, рукопи-
сям, порой не совсем законченным. Так
было с романом В. Аристова «Смоленск»,
с «Повестью о детстве» М. Штительмана и
другими произведениями.

Писатели, живущие на ‘периферии, не
очень-то избалованные до сих пор вни-
манием CCCP, наконец. начинают
чувствовать себя менее оторванными от
жизни литературного, центра страны. И в
этом большая заслуга бюро областных ко-
миссий ССП. Обо всем этом говорилось
на совместном совещании‘ писателей—чле-
нов творческих областных комиссий и
участников курсов-конференции ССП
СССР.

Однако . на этом совещании Выявились
и серьезные недостатки в организации
работы бюро областных. комиссий.  Некото-
рые писатели, согласившиеся работать в
комиссии, не только ни разу не выезжа-
ли из Москвы, но и не удосужились вос-
пользоваться курсами; чтобы здесь позна-
комиться. с приехавшими товарищами. По
сообщению Л. Мартынова, никакой ко-
миссии не быро в Омске. Давно, по сло-
вам т. Марковой, не приезжали. члены
комиссии в Свердловск. Тов. Кожевников
сообщил, что из числящихся четырех чле-
нов комиссии только И. Альтман связан
с Новосибирском. Сибиряки, говорил он,
были довольны, узнав, что в состав ко-
миссии входит И. Сельвинский, но 00-
жалеют, что он еще не связан с и.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В издании Московского государственного
педагогического института вышли в свет
под редакцией ‘проф. Головенченко два
первых выпуска «Ученых записок кафед-
ры русской литературы», состоящие из
работ профессоров, доцентов и аспирантов
факультета литературы и языка.

Первый выпуск, посвященный памяти
Максима Горького, содержит работы: Ф. М,
Головенченко — «Максим Горький — ве-
ликий народный писатель», М. Н. Пархо-
менко — «Пьесы Горького и царская цен-
зура», И. М. Нусинова — «Два текста
«Вассы Железновой», Б. В. Неймана —
«Язык пьесы Горького «Василий Дости-
гаев».

>

М. ГРОУ
«-

но-индейских крестьян Калифорнии. Rar
отмечает Мур. эта отдельная расовая груп-
па фигурировала до Стейнбека в амери-
канской литературе лишь под экзотиче-
ским или романтическим углом зрения.
Стейнбек первый. стал рисовать ee в «pea-
листическом обнажении», рассказал © бед-
ственном положении людей. страдавших в
равной мере и от уларов природы в’ виде
засухи. и от «недостатков социальной си-
стемы» — в виде эксплоатании со сторо-
ны аграрных предпринимателей. В 1937
году Стейнбек в повести «0 мышах и
людях» уже вплотную подходит к пробле-
ме трудовых конфликтов. В 1936 году он
занялся изучением условий труда пересе-
ленцев в Калифорнии и напечатал семь
статей в «Сан-Франциско ньюс», Затем он
вместе с обезземеленными семьями прошел
путь от засушливых районов до Калифор-
нии. Результатом этого путешествия быля
«Гроздья гнева». Они вызвали большое
возбуждение в стране. Несмотря на то, что
переселения сотен тысяч людей происхо-
дили в течение многих лет, это явление
оставалось незамеченным, неизученным в
США. Калифорния считалась богатым пгта-
том, и о нищете  сельскохозяйственных
рабочих мало говорилось. Книга Стейнбе-
ка открыла американским читателям глаза.

Вскоре после выхода в свет «Гроздьев
гнева» появилась книга Мак-Уильямса
«Фабрики на полях». Она была сдана в
издательство Литтл. Брайн до книги Отейн-
бека. Автор книги — уполномоченный ка-
лифорнийского губернатора Олсона по де-

лам иммиграции и жилищных условий в
Калифорнии. Он пользовался официальны-
ми данными. Уже в 1870 г. свыше поло-
вины годной для обработки земли в Вз-
лифорнии былю монополизировано кучкой
земельных спекулянтов, составлявших ещва
OIHY пятисотую часть тогдашнего населе-
ния штата. Эти сМекулянты захватывали
землю с помощью грабежа, набилия и пот-
лога. Проникновение  монополистического
капитала в сельское. хозяйство создало ши-
рокий спрос на рабочие руки. В течение
пятидесяти лет плантаторы вели полити-
ку «дешевого труда». Они организовали
самую беззастенчивую систему грабежа
крестьянства. (Люди подвергались неве-
роятной зкеплоатацпии, не выдерживали,
начинали борьбу. пытались организовать-
ся, часть их с течением. времени оседлала
в качестве независимых фермеров. План-
Таторы умели. добиваться высылки неутод-
ных. им рабочих-иностранцев;  выселяля
независимых фермеров, пользуясь любыми
средствами. Суды были в руках планта-
торов. Взяточничество процветало. Был
широко организован бандитизм. Олну груп-
пу иммигрантов натравливали на другую.

Одна волна иммигрантов смевяла дру-
гую, пока наконец в Калифорнию не при-
шли безземельные фермеры из других аме-
риканских штатов — Оклахомы, Техаса,
Арканзаса. Эти люли, бежавигие от песча-
ных бурь и нищеты на земли Калифор-
нии, подверглись той же экоплоатащии,
чт и другие до них. Но существенная
разница была в ТОМ. Что это были аме-

Ооо 7 :

ВСТРЕЧА ПИСАТЕЛЕЙ

ВЫСТАВКА «СТАЛИН

В Нентральном ‘доме Красной Армии
3 декабря открылась   выставка
«И. В. Сталин и Красная Армия>.

Это — выставка работ художников
Красной Армии, на своих полотнах ‚любов-
Но запечатлевигих образ вождя трудящих-
ся. Большинство картин посвящено
изображению Сталина на различных фрон-
тах гражданской войны.

Красноармейские художники
много талантливых картин;

Запоминаются картины млалшего коман-
дира Н. Соина-—Сталин в арсенале в Ца-
рицыне», красноармейца  Ф. Усиенко —
«И. Сталин и Ф. Дзержинский на перм-
ском фронте».

В АКАДЕМИИ НАУК
ССР

В конце ноября состоялась очередная
сессия отделения литературы и языка
Академии наук СССР.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ТЕКУЩЕГО ГОДА

Сессия заслушала предварительные док-
лады ‘институтов и филиалов о ходе вы-
полнения научных работ текущего года.
Признано’ необходимым всемерно форси-
ровать работы, по которым наметилась
угроза запоздания. К числу этих работ
относятся отдельные тома заканчиваемой
в текущем году истории русской литера-
туры и в особенности — том истории
советской литературы, ‘научная биогра-
фия Лермонтова и’ др.

С удовлетворением сессия констатиро-
вала, что подготовительные работы к юби-
лею Низами, которые ведутся Азербайд-
жанским филиалом и Институтом востоко-
ведения, протекают нормально. Проф.
Е. Бертельс заканчивает научную биогра-
фию Низами, интенсивно идет подготовка
переводов. р

По инициативе Джамбула, казахстан-
ский филиал Академия недавно провел
четырехдневное соревнование акынов. Во
время этого соревнования была органи-
зована успешная запись фольклора.

Казахстанский филиал закончил первый
том академического собрания сочинений
Джамбула, с биографией поэта, вступи-
тельной статьей и примечаниями. Сейчас
этот Лом переводится на русский язык.

НОВЫЙ СВОД ОРФОГРАФИИ
И ПУННТУАЦИИ

Специальное заседание было посвящено
докладу. академика С. Обнорског о ра-
ботах правительственной комиссии по ор-
фотрафии и пунктуации,

Докладчик обрисовал принципы и мас-
штаб этой работы, являющийся в истории
нантего языка первой коллективной попыт-
кой упорядочения и устранения путани-
цы в. орфографии, ‘

Принципы этой работы встретили еди-

создали

Нам дуЧается, что бюро областных ко-
миссий, утвержденное президиумом ССП,
к началу работ конференции должно про-
верить жизнеспособность отдельных ко-
миссий.

Надо, однако, сказать, что. и писатели,
живущие в областях, не всегда правильно
понимают назначение и задачи творческих
комиссий, ожидая от них ‘продвижения
в издательства и журналы их произведе-
ний, печатания чуть’ ли не в обязатель-
ном порядке статей о них, содействия в
проведении писателей в члены ССП ит. п.

Много говорилось на этом заседании 0
литературной критике. Писатели. упрека-
ли столичную периодическую печать в не-
внимании к литературе, издаваемой на
периферии. Год назад вышла новая кни-
та известного писателя-орденоносца Н. Ко-
чина (Горький) «Юность», не получившая
до сих пор оценки в московских - журна-
max и газетах. Пять-шесть книг стихов
Н. Рыленкова (Смоленск) не были  `отмече-
ны ни одной статьей в центральной `печа-
ти, П. Кофанов: (Ростов), пишущий поч-
ти 20 лет, не прочел в центральной прес-
се ни одной критической статьи о ‘своем
творчестве. За последний год в толстых
журналах и в Газетах Москвы не было
помещено ни одного обзора ‘журналов
«Сибирские огни», «На рубеже», иркут-
ского альманаха и т. п.

Анекдотические случаи рассказывали
писатели о жизни литературных  органи-
заций на местах. В Челябинске, напри-
мер, рассказывает т. Ицын, литературный
актив состоит приблизительно из 30 пи-
сателей, но ни один из них не. является
членом ССП. Зато в существующем: но*
минально челябинском отделении ССП нет
ни одного писателя. Тов. Кожевников
рассказывает, что в правлении ССИ СССР
год лежат без движения четыре заявле-
ния писателей, в дополнение: к которым
трижды посылались и трижды терялись
их произведения. За это время в Но-
восибирске творчески выявили себя но-
вые писатели, а правление союза не рас-
смотрело лежащих у него заявлений. До
сих пор не состоит. членом союза писа»
телей автор романа «Смоленск» В. Apu-
стов. Аналогичные примеры приводят и
тт, ‹ Полторацкий (Иванов), С. Бытовой
(Хабаровск). Новоспасский (Сталинтрад).

Оформление писательских организаций
на местах — неотложнейшая задача ССП;

частностей. :

Работа по составлению нового свода
орфографии и пунктуации еще‘ не завер-
шена. В настоящее время вышел из п6-
зати второй вариант свода, переработан-
ный на основании поправок, внесенных
в правительственную комиссию. Этот ва-
риант в свою очередь будет широко об-
сужден вместе. с подготовленным новым
орфографическим словарем,

ВЕЧЕР М, ЗОЩЕНКО

Завтра, 6 декабря, в клубе МГУ состо-
ится творческий вечер М, Зощенко. Доклад
о его творчестве сделает В. Шкловский.
Несколько рассказов М. Зощенко прочтет
В. Н. Яхонтов.

В выпуске втором опубликованы иссле-

дования: Н. И. Сутт— «Повести об _Азо-
ве», Н. А. Трифонова — «Повести Н. Ф.
Павлова», И. Н Кубикова — «Дмитрий

Наркизович Мамин-Сибиряк», Д.И. Берн-
штейн — «Библиотека для чтения», В. А.
Гебель — «Язык Лескова».

В том же издании одновременно вышли
«Ученые записки кафедры детской лите-
ратуры» под редакцией проф. Голубковя.
В «Записках» помещены работы проф.
В. В. Голубкова — «Некрасов как писа-
тель для детей», Н. В. Чехова — «К во-
просу об изучении сказок Пушкина», И. А.
Ионисиани — «0 «Детстве» М. Горького»,
а& также статья аспиранта М. Г. Китайни-
ка «Поэзия старшего дошкольника»,. :

т О
Г Ф

риканцы. Даже продажные суды не мог-
ли обращаться с ними так же бесцеремон-
но, как < кигайцами. Их нельзя было вы-
селить из Америки. Они оседали, хотя и
в качестве батражов. в Калифорнии. Но В
каких условиях они жили? В 1936 году
чиновники калифорнийского управления
по оказанию \ помощи ` бедствующим натал-
кивались наз хибарки из двух комнат, в
которых жили ‘41 ‘человек. «Мужчины,
женщины и дети живут вместе в невооб-
разимой грязи», гласит отчет обеледовате-
ля. Свирепствовали болезни. ‘Женщины
сообщали, что у них умирали новорожден-
ные три-четыре года подряд.

Плантаторы создали несколько истинно.
бандитеких организаций для борьбы c pa-
бочими— «концентрационные ‘лагери» для
рабочих. У них своя полувоенная органи-
зация «калифорнийских всадников», иони
производят «пробные мобилизации». Они
похищают и убивают профсоюзных органи-
заторов и «не остановятся перед граждан-
ской войной, чтобы помешать рабочим op-
ганизовываться».

Однако рабочие организации возникают
и пользуются все большим успехом. Ими
руководит конгресс производственных
профеоюзов. Е

Таков социальный фон, на котором’ ра-
зыгрывается драма «Гроздьев гнева». Ка-
лифорния не единственная арена борьбы
между мопополистическим капиталом и
трудом. И гроздья гнева зреют’ не только
в. Валифорнии.  Вот почему против книги
Стейнбек» ополчаются. реакционные силы
всех штатов, Эти силы не сразу поняли,
какая огромная взрывчатая мощь заложе-
Ha в правдивости «Гроздьев тнева». Тем’
ожесточеннее борьба, которую ‘они теперь
повели против нее,

т ччетоула

В ТОМ

И 8672 выигрыша

° РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер» д. 26, тел, К 4-46-19 и К 4-34-60. ИЗДАТЕЛЬ: ‘издательство «Советский писатель», Москва, ©, Гнездниковский, 10,
ионная. И В и ЩО они

Типография газеты «Индустрия», Москва; Цветной бульвар,

30,

нодушное. одобрение, спор касался лишь’
  священный закрытию курсов-конферении

ПРИОБРЕТАИТЕ
‘ОБЛИГАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО
 ВЫЙГРЫШНОГО

3 А ШМ А

EMETOUM®
® ТШРАЖЕМ
ВЫИГРЫШЕЙ

В каждом тираже разыгрывается 11.360
шей на сумму 7.668.800 рублей.

8 выигрышей по 25.000 рублей,
40 выигрышей по 10.000 рублей,
240 выигрышей по 5.000 рублей,
2400 выигрышей по 1.000 рублей
400 рублей.

ОЧЕРЕДНОЙ Ф-й ТИРАЖ
ВЫИГРЫШЕЙ СОСТОИТСЯ 10 ДЕКАБРЯ

В МОСКВЕ, В ПОМЕЩЕНИИ КИНОТЕАТРА
ЦЕНТРАЛЬНОГО ПАРКА КУЛЬТУРЫ И О0Т-
ДЫХА имени ГОРЬКОГО.

НАЧАЛО ТИРАЖА В 5 ЧАС. ВЕЧЕРА.

== ОБЛИГАЦИИ ЗАЙМА —

ПРОДАЮТСЯ И
ПОКУПАЮТСЯ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫМИ КАССАМИ.

И КРАСНАЯ АРМИЯ»

Красноармеец Б. Воронин красочно
живо изобразил историческое об’единелны
заседание Реввоенсовета Южното фронт т
Первой Конной армии в cere Михайлозы
6 лекабря 1919 г, С

Перед картой военных действий CTOR
Ворошилов. Сидящий рядом ¢ yyy
Буденный пристально смотрит на Сталяну
рассказывающего командирам свой та
военных действий на Южлом фронте

Среди’ акварелей выделяется торги
Сталина, нарисованный RpaCHoapuetyey
В. Рябининым. 4

На выставке представлено 200
Художники — красноармейцы и хоманть
ры частей Московского военного огр
ученики студии имени Греков. ““

«РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА °
ХУ ВЕКА»

Новая книта
«Русская литература XVIII века» ЯВЛЯ.
ся систематическим курсом weTOpEE ру
ской ‘литературы, ‘начиная с Mey
Петра Ги кончая Крыловым и Rapay.
зиным.

Азтор подробно останавливается jy,
творчестве Ломоносова, Сумарокова, бот
визина. Державина, Радищева и Др
писателей ХУШ века. г

Большой ‘интерес представляют тлазн
посвященные театру и драматури }
также сатирической журналистике п лез
ратурным течениям, противостоявшим my
рянской культуре 1760—1770-х тодов,

Глава о Кантемире и Треднакомал
написана Л. В. Пумпянским, ‘

КАЛЕНДАРЬ КУРСОВ-КОНФЕРЕНЦИ
ПИСАТЕЛЕЙ РФР

5.ХИ в 8 Ч, веч. — беседа о прож
исторического романа с академиком Af
Толстым и проф. И. И. Mum,

6.ХИ в 11 час, — посещение мастере
художника, заслуженного деятеля. искус
Игоря Грабаря. 1 ч. 30 м, — посещать
мастерокой — скульптора -= орденоносли
С. Д. Меркурова. 7 ч. 30 м, — спектаку

7.ХИ в 11 ч. Утра — беседа о деток
литературе в С. Я. Маршаком и Л 1
Кассилем. 1 ч. дня — беседа Н, П
кина на тему «Как работал Горы
2 ч. дня — ознакомление 6 музеем Го
кого под оуководством академика И
Луппола. 7 ч. 30 м. — спектакль «\во
шума из ничего».

8. ХИ в 11 ч. утра — amoc am coppeuer
ная. литература народов СССР — бел
с Л. С. Соболевым и П. Г. Скосыревых,
1 ч. 30 м. — посещение Дома боярина т
храма Василия Блаженного. 8 ч, вы -
спектакль в Театре революции «Cola
на сене».

Э.ХИ в 14 ч, утра — поездка в ити
Достоевского и в Музей Красной Арии
2 ч. дня — беседа о драматургии сть
стием К. Тренева, М. Левилова, А; фи
В. Шкваркина. 7 Ч. 30 м, веч. — вечер, 1.

“+.

Редакционная коплегия: В. aaa
СКИЙ, А.. КУЛАГИН (отв редамо)
В. ЛЕБЕДЕВ. КУМАЧ, М. ЛИФШИ,
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А, ФАДЕВ.

КНИЖНЫЙ МАГАЗИН ЛИТФОНДА №

АРБАТ, 6; Телефон Г 1-16 —
ПОКУПАЕТ

КЛАССИКИ.
——— Для осмотра книг
‚ ВЫСЫЛАЮТСЯ ТОВАРОВЕДЫ.
Проживазощие вне Москвы высылай“
письменные предложения:

eb $
дл

выигры-

ЧИСЛЕ:

no

а

Барти,

проф. Г. A. Тупой

И ПРОДАЕТ КНИГУ
ИСКУССТВО,
ФИЛОСОФИЯ,
ИСТОРИЯ