Леонид СОБОЛЕВ

НА ОСТРОВЕ
ГОГЛАНД

Холодный ветер, низкие, набухшие ене-
гом облака, серая стылая вода. В неяс-
ной мгле декабрьского утра ветают перед
горбы. 90 —

нами могучие пологие
Гогланд, поросшая сосной гигантекая ека-

ла, поднятая над водой прихотливым дном
Финского‘ залива. Пет кораблям иного пу-

ти, как мимо него, — он лежит на самой
середине залива. Он видел и петровские
галеры, конвоировавиие пленные швед-
ские корабли от Ганге-уда, место первой
победы русского флота, и смелую шхуну

Брузенштерна, впервые пронесшгую вокруг

света. русский флаг. и русские парусные
эскадры, уходившие в «лальный вояж», и
самый сильный в мире броненосец «Петр
Великий»... Он видел русские крейсеры
и миноносцы в суровых зимних походах
империалистической войны. Он видел ‘ге-
реическую Эорьбу этих же кораблей, ког-
да ‘они, гололные, истрепанные войной,
яростные, выгнали из Финского залива
английские крейсеры, сытые и углем и
снарядами. отетояв колыбель революции—
Красный Петроград...

Но в течение последних двадцати лет

каменный свидетель истории Балтийского

флота и вековой друг его,‘ Гогланл был
обречен на роль врага и соглядатая: чу-
жие глаза жално вглядывались © его скал
в советские военные корабли, чужие рука
фотографировали их вплотную, ибо нет в
Финском заливе иного пути SM.

... B an декабрьское утро спокойно и
четко, как на учении, налпи корабли по-
дошли к острову. старому другу, на лвал-
цать лет захваченному руками иностран-
ных штабов, сделавших Гогланд базой раз-
ведки. Блеснули первые залпы зеленым
пламенем, очистительный ОГОНЬ Стал вы-
жигать © блалородных скал  ползучую
паршу агентов и шпионов. Ринулись к
берегу катера и шлюпки, ощетинившиеся
стволами винтовок и пулеметов, первый
бросок десанта, подошли  транепорты ©
войсками. орудиями, продовольствием, во-
дой. Непрерывным скользящим poem но-
сились на полных ходах сторожевые ко-
рабли, проутюживая море, и серые стол-
бы волы вставали за их кормами: злесь
обнаружили финскую подлодку,  пытаю-
псуюся атаковать транспорт с войсками,
не лишь раз пришлось ей высунуть пери-
скоп, глухие взрывы глубинных бомб и
стремительные тараны проносящихея нал
ней сторожевиков лишили её возможности
атаки. Отрял за отрядом высаживается нз
остров, видны фигуры бойцов, взбираю-
щихея на скалы. ебегающих в лес. Надо
пережить все то, что двалцать лет пере-
живал Балтийский флот. верный морской
страж Ленинграда и ролины, чтобы поз-
ностью оценить это. Вихрем пронеслись в
памяти долгие годы нашей постоянной
тревоги за судьбу великого города, колыбе-
ли революции. Если Кроншталт —
мерекой ключ к Ленинграду, то Гоглани—
ключ к восточной части Финского зали-
ва, Тютею — к Нарвской губе, Сескар—
Е Лужской. Все возможные места учебы,
тренировки, самые базы Балтийского фло-
та были пол непрерывным наблюдением
вражеских глаз. Острова вытянулись по
пролольной оси Финского залива зловещим
кабелем, один конеп которого упиралея в
Кронпгталт, другой вел в сейфы иностран-
ных штабов. Все, что делал Балтийский
флот, могло быть извествю в штабе лю-
бой «заинтересованной» страны, и недаром

острова эти были до краев переполнены
агентами и шпионами той. национально-
сти, которая в. данном году больше запла-
тила хозяевам островов, — финскому бур-
жуазному правительству. Какая выдерж-
ка, какое умение нужно было иметь ряд
лет Краснознаменному Балтийскому флоту,
чтобы суметь скрыть от этих присталь-
ных глаз те действия флота, которые оп-
ределяют его боевую мощь! Как‘ умело
нужно было проводить учение, трениров-
KH, строительство, испытания нового’ ору-
жия, чтобы не обнаружить его #0 време-
ни! Ни в одной стране мира вторая сто-
лица ее не расположена на расстоянии
орудийного залпа от границ, Ни один
флот в мире не заперт в узком коридоре,
который насквозь просматривается (a
если нужно, и простреливается) возмож-
ным противником.

Советский флаг на Гогланде, на всей
цепи островов!., .

На всей цепи тех островов, которые
проданы Советскому Союзу’. Финляндеким
Народным Правительством во взаимных
интересах укрепления безопасности CCCP
и Финляндской Демократической Респуб-
лгки. Пусть рабочие Ленинграда, создаю-
щие ценности для социалистической жиз-
ни нашей страны, пусть интеллигенция
Ленинграда, пусть многотысячные кадры
учащихся в Ленинграде молодых людей
поймут тот вздох облечения, который выр-
вался из груди Краснознаменного Балтий-
ского флота, когда на Гогланде ‘и осталь-
ных островах навсегда утвердился совет-
ский флаг: в течение лолгих двадцати лет
флот берег вали жизни, стиснутый оетро-
вами, биноклями врага, готовый вести
неслыханную морскую войну на’ водном
пространстве; окруженном со всех сторон
базами и батареями возможного врага.
Острова стали советскими — Краснозна-
менный Балтийский флот улесятерил свою
мощь. Как; будто гигант скинул ec себя
сковывавшие его цепи, распрямилея, р3с-
правил плечи, глянул вперед повеселевиим
взглядом: так’ свободно вздохнул в этот
день Краснознаменный Балтийский флот.

Каждый из краснофлотцев, командиров
и политработников, участвовавший в опе-
рации взятия островов, всем сердцем и
умом понимал именно это. «Теперь
Ленинград не взять никому и никогда» —
вот что сквозило во всех восклицаниях,
междометиях, шутках на мостике, в ко-
чегарках, у орудий.

Когла имя Сталина прозвучало в устах

бойцов, прыгавших со шлюпов на’ берег,
когда советский флаг взвилея на острове;
по правле сказать, будто камень свалил-
Cf © души: кончились трудные, тревож-
ные годы, годы стиенутых маневрирова,
ний, годы ожидания уларов в спину бук-
вально из-за угла — © любого из остро-
вов; насильственно врезанных в ближнюю
систему обороны” великого горола. ‘Острова
— наши. Это значит, что они будут вер-
ными стражами морской дороги в Денин-
град. Лучший флот мира: не пройдет ии-
мо Гогланла, если Гогланл стал советским.
Старый друг Балтийского флота, камен-
ный свидетель’ его боевой славы, верный
страж Ленинграда вернулся. Острова ста-
ли ‘системой замков, закрывающих Фин-
ский залив, морскую дорогу в Ленинград
и Советский Союз. т

Действующий флот.

Литературный
календарь

Воскресим Парни!
к 12 -ЛЕТИЮ СО ДНЯ СМЕРТИ
Парни, которого так любил Пушкин, ко-

TOPOMY поклонялось столько поэтов пуш-
кинской плеяды, — несправедливо забыт.

Эварист. Парни впервые завоевал  из-  .

веёстность в 1778 году, после издания
своих «Эротических` стихотворений». Этот
прекрасный сборник сделал его истинным
тлавою ‘той поэзии, которая была столь

популярна в тогдашней Франции, но, раз-,

рабатываемая поэтами ‹ второстепенными,
часто приобретала пошловатый, скабрез-
ный, порнографический оттенок. ‘

Следование руссоистской идее о свобо-
де человеческого чувства, убежденность в
быстротечности и преходящности жизнен-
ных явлений, погоня за мигом счастья—
вот основа лирики Парни. Все это по-
множилось на стихийную силу чувства,
расцветшего не ‘в парижских салонах, a
среди знойной и яркой тропической при-
роды, где молодой поэт co всей силой

страсти полюбил девушку, воспетую - им:

под именем Элеоноры, и встретил столь

же пламенное ответное чувство. Свою лю-

бовь Парни воссоздал в поэзии со ‘всем
‘реализмом, ‘со всёй искренностью. ‚ ,
Парни стал любимым поэтом` современ-
ной. ему молодежи, и предреволюционная
французская критика провозгласила его
«первым классическим поэтом века Людо-,
вика ХУР. Беранже называл его «самым
замечательным из наших рлегических 10э-
Тов»; Маркс’ и Энгельс Товоркли 0 его
«прекрасных стихах к Элеоноре».
Наступила революция. Парни не чувство-
Вал себя ей. чуждым: он был врагом тира-
нов и тирании. Если революция и разо-

рила его; превратив ‘из очень богатого че-.

ловека в настоящего бедняка, он все же
понял ее историческую правду и остался
верен ве ‘заветам. Но в пору Директории,
в пору разтула победившей буржуазии,
Парни с удивлением отляделея кругом.
Разве этото’  ждал, разве нё это надеялся
век Просвещения?  И он ^с презритель-
ной ‘небрежностью ‘посылает о несколько
тонких, но разящих стрел в триумфаторов
Apperson: -.

‚Передовая революционная мысль ХХ

века высоко оценила эти его стихи, Сви-.

детельство’ тому — в статье Энгельса о
Карле Грюие, где ‘цитируется ‘несколько
строк из поэмы Парни «Годдем».

В годы Директории и Консульстна Пар-
ни А ‚целый ряд антирелигиозных
поэм, борясь в них против наступления
католической ‚реакции.

В этих ‘поэмах столько жизнерадостной,
озорной‘ сатиричности, они полны искро-
метного, свежего, неожиданного остроумия.

Взрывчатая сила поэм Парни была
вполне оценена реставрацией, кунившей и
уничтожившей рукопись поэмы о христи-
анстве и запретившей переиздание всех
остальных поэм. И ‘если критика буржу-
азной реакции не жаловала Парни за его
эротизм, то против поэта-атеиста начался
настоящий крестовый поход.

Последние тоды жизни Парни печальны.
Капиталистический строй вызывал отвра-
щение поэта. Ему казалось, что он живет
в стране глухих, где вырождается кра-
сота, где черные вороны гонят прочь со-
ловья его поэзии. И он сознавал, что да-
me его «жалоба превратилась в мечту,
у которой нет ни належл, ни’ читателя».
_Фривольный поэт, ’безбожник имел дер-
зость НЫ недовольство буржуазным
строем! И буржуазный строй отомстил ему
кислыми, укоризненными статьями
Бева и стремлением забыть его’ прочно и
наглухо. Вот почему `о` Нарни, благород-
нейшем сыне просветителей, не существу-
ет во Франция ни одного исследования,
вот почему нет ‘даже ‘его биографии. *^

`Кто же первый напишет работу о пев-
пе Элеоноры и свергателе христнанских
богов? Какому из наших издательств бу-
дет принадлежать честь быстрейшего из-
дания его произведений? ae

ДАНИЛИН

ИЗ ПОХОДНОГО
БЛОКНОТА

Старуха сидит у дороги. На ней стран-
ная маленькая шапочка вроде монашьей
скуфейки, полушубок и валенки. Лицо
ee неподвижно. Кажется, что она умер-
ла, и только блеск глаз говорит о TOM,
что она жива. Моргает она очень редко
‘и то только для того, чтобы стряхнуть
упавшие снежинки или вдруг. навернув-
шуюся слезу.

‚ Медленно, тяжелыми. хлопьями падает.
снег. По узкой дороге мимо старухи не-
прерывно движется Красная Армия. Крас-

ноармейцы и командиры изредка подхо-.

AST к CTapyxe, вздыхают, выслушав ee
короткую и страшную историю, крутят
головой, дают старухе кто что может и
бегут з& своей частью. *

Старуха сидит над канавой на камне,
В канаве, У ее ног, лежат лошадь © ра-
зорванными фиолетовыми внутренностями,
часть коровы, поросенок без головы и,
кажется, баран. Все это запорошено ене-
Tom. i
Возле старухи, на большом газетном
листе, мокром от снега, груда навален-
ного хлеба, сахара и булки, большой ку-
`сок вареного мяса с мозговой костью, ма-
харка и спички. { f

Грозный и мощный поток Ерасной Ар-
мии мчится по. дороге.

Она с мужем жила там, в лесу, на
хуторе. Земли у них не было. Он, ста-
рик, ее муж, возил лес. Ова хоила ‘ко-
рову, ‘делала масло и продавала. Вот,
думала, вырастет поросенок. Хотела’. ку-
пить. старику теплую шапку и новую
трубку. Отарая трубка совсем прогорела.
Ее нельзя было уже курить — табак
высыпался. И`вот еще‘ был‘ один баран.
Баран так 6ебе. Просто дармоед. Но она
думала — будет немного шерсти связать
мужу теплые рукавицы.

Жили и жили. Но однажды пришли
солдаты с винтовками, со штыками и
велели им уходить. ИЙ`ей и старику.

Вуда итти?

Он, старик, родился тут, на хуторе.
Он был лобрый человек, взял. ее беспри-
данницей и ни разу за всю’ их жизнь
не ударил и не обидел ее.

Они увели его.

Он не хотел итти. Тогла один солдат
кольнул ето штыком, и ему пришлось
итти. А ей сказали, чтобы онз собралась

=

Литературная газета »
№ 69

Уполн. Главлита Б—7200.

^ СТА

Юрий ГЕРМАН
О

до вечера и чтобы ее скотины тоже
здесь не было, потому что они сожгут
весь хутор. ! г :

Она осталась одна;

Сначала она только плакала и не зна-
Ла, что ей делать, а потом решила так.
Мужу она ничем не помождг, и она не
найдет его. А’ хозяйство она должна 0-
хранить. Ну, ‘допустим, они сожгут ху-
тор. Ho если останется корова и лошадь,
они со стариком прокормятся. Он вернет-
ся сюда. Сначала они выроют. землянку
и будут жить в землянке. А потом, она
так слышала, быть может, люди говорят
неправду, но, во всяком случае, ona
слышала, будто большевики могут дать
лес на постройку. Ну, вот. Потом они ©
мужем выстроили бы новый дом. Да и
что мното говорить. Он взял ее беспри-
данницей и всегда был хорошим мужем.
Она должна была спасти скот. _

И она решилась. Посадила поросенка
в мешюк, корове и барану привязала по
веревке. Села на лошадь и поехала Е
старой каменоломне. Вот там внизу эта
каменоломня, Там есть такой; сарай, по-
лусгнивший, но все-таки сарай.

Там, в сарае, она привязала свою ‘ско-
тину. А поросенка оставила в мешке,
чтобы он не убежал. Поросенок ведь
отовсюду может удрать.

Было холодно.

Старуха выкопала в углу сарая яму и
легла там. И поросенка в мешке поло-
жила рядом © собой, чтобы он не. за-
мерз.

Как он кричал иногда!

Она очень боялась, что их всех най-
дут там финские солдаты, и, когда по-
росенок начинал визжать, она держала
ему морду обеими руками, ;

Так прошли сутки. Наступила вторая
ночь. Третья. Старуха окоченела, и ино-
гла ей казалось, что она уже умерла.
Скот. рвал веревки, корова мычала.

С собой у нее было немного хлеба.
Когда поросенок визжал слишком гром-
ко, она давала ему кусок. И себе брала
Тоже самую маленькую. корку.

Потом, обессиленная голодом, она ус-
нула. И вмруг, проснувшись, увидела
над собой люлей. Это были соллаты, те
же самые, что забрали ее мужа. (дип
из. них, мололой и толстый, сказал ей
трубым голосом:

Е

поросенка из. мешка

— Дом твой, старуха, мы сожгли. A
чтобы ты больше ни, на что не налея-
лась, иди 3% нами.   :

Они отвязали ее. скотину, выпустили
и ударили лошадь
прикладом. :
— Гони на дорогу! — сказал  тол-
стый. a Sh adi ;

Солдат погнал скотину wa yopory.” do-
шадь тащилась впереди, а поросенок бе-
жал сзади,

— Ч10 же ты не идешь с ними? —
спросил  отеруху, толстый. — Тебе тоже
пора!

Старуха молчала. Солдат кольнул л0-
шадь штыком в. круп, и она. прытнула
на дорогу. За ней рванулась Корова. по-
том баран и поросенок. И через. секунлу
они все поднялись на воздух. Это под
ними разорвалась мина, о

— Теперь -пойдем с нами! == сказал
толстый солдат.

Но старуха не пошла. Ее потащили,
она вырвалась и убежала. Только потом
она. поняла, почему они не побежали ; за
ней: тут везде. были: мины. г]

Два раза: они выстрелили ей: велед.

С. тех пор она ходит. (о ‘.

Она была вз своем хуторе. Хутора нет,
Он еще дымится. Немножко дымится, но
скоро и дыма не будет. { :

Иногда она сидит здесь-и смотрит на:
красные‘ войска. Если ей холодно, ‘она
греется `у красноармейских костров. Мно-
го раз в день ее ‘угощают горячим: су
пом. Она. ест и согревается. Она уже
стара, и кровь ‘плохо греет ее. Вот ей
дали много’ табаку на тот случай, если
вернется ‘ее ` старик. Может быть, он и
вправду вернется. Злесь недалеко стоит.
красноармейская часть. Ее знают и 30-
вут там бабкой. Там она-и сидит. Вчера
козоноармейцы затеяли. стирку, и она их
помогала. Вот. они ей заплатили. А это,
внизу, в канаве — ее скотина.

Вокруг старухи кружком стоят бойцы.
Вздыхают, ‘переглядываются. Один, вы-
слушав старуху ло конца, вдруг говорит:

— 9-9, бабка, ничего! Найлем вашего
дела. И оставим сюла. Все будет в` по-.
рядочке, ‚ заверяю вас!. Е

И осторожно хлопает старуху . по .пле-
чу.

лицо красноармейца. Некоторое подобие

радости. мелькает в ее старых, измучен-

вых глазах, Be ty
Райвопо. `

Сент--

трафической редкостью. -

ницы.орденоносца

; а ‚социализма, о жизни, когда «и старикам
Старуха смотрит на. веселое, круглое

ИЗ

С. Герасимов,

В МИРЕ КНИГ

` ПЕРВЫЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ
СЛОВАРЬ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

В 1772 году в Петербурге вышла книга

с0 следующим названием: «Опыт истори-
ческого словаря © российских писателях
из разных печатных и рукописных книг,
-сообщенных ‘известий и словесных преда-
ний собрал’ Николай Новиков в Санктие-
тербурге 1772 года». В «Опыте» было. 264
нумерованных и 11 ненумерованных стра-
ниц. :
В предисловии к «Опыту» Новиков го-
ворит: «Не тщеславие получить название
сочинителя, но желание оказать, услугу
моему отечеству к сочинению сей книги
мёня побудило. Польза, от’ таковых книг
происходящая, всякому - просвещенному
читателю известна, не может также быть
‘неведомо и то, что все европейские на-
роды прилагали старания о ‘сохранении
памяти своих писателей, а без ..того по-
гибли бы имена всех, в писаниях про-
славившихся мужей. Одна Россия по сие
‘время He имела такой: книги, и может
быть, сие самое было погибелью многих
наших писателей, о которых никакого
ныне ‘не имеем мы сведения».

В словаре приводятся данные о 317
русских писателях (главным образом ХУШ
века). Не претендуя на выяснение роли и
значения ‘того или иного писателя, Нови-
ков дает обильный и добросовестный фак-
тический материал. Наряду с имеющими
большую известность ‘писателями, как
Кантемир, Ломоносов,  Третьяковский и
другие, в «Опыте» даются сведения и о
многих безвестных людях, никогда: не пе-
чатавшихся, HO замечательных, по мне-
нию Новикова. С особой: нежностью отме-
чает Новиков старшего наборщика Акаде-
мической типографии о Ивана Рудакова,
писавшего «весьма изрялные стихотворе-
НИЯ», Имея возможность быть об’ектив-
ным в оценке писателей прошлого, Нови-
ков был принужден относиться к своим
современникам более чем снисходительно...

‚Все же некоторые российские «знамени-
тости». того времени весьма обиделись на
составителя «Опыта». Иёреводчик  «Энеи-
ды», придворный“ поэт и автор многочис-
ленных. верноподданнейших од — Василий
Петров, недовольный тем, что Новиков нё
спешил признать его вторым Ломоносовым,
  fame ‘разразился следующей ‘ эпиграммой
по адресу Новикова: © и :

Кто с ним ватажился, был друг.ему и

с

АЛЬБОМА ХУДОЖНИКА i

В Оргкомитете’ художников и скульптор оз: Меркуров, А. Герасимов, Манизер,

ooo

ВЛКСМ выпускает небольшой
рассказов ‘детей об их встречах с Иосифом
Виссарионовичем Сталиным,

Наханговой,
Шевченко, Нины Здроговой, Ленины Вар-
шавской, Буси Гольдштейна, Миши Куле-
‘шова, Баразби Хамтокова и’Нины Мо-
левой.

ми фотографиями.

ратура? вышли из печати;

poe, дополненное.

Симона Чиковани содержит многие стихи,
не вошедшие в первое издание 1935’ года.
Стихи печатаются в авторизованных пере-
волах П. Антокольского, Б. Брика, Б. Па-
стернака, Н. Тихонова, `П. Петренко,
М. Тарловского и др.
статья и примечания В; Гольцева,

брание сочинений, том. Г\,

«Мой очерк» и письмом М. Горького в
«Литературную газету» о М. Пришвине.

библиотека»
М. Юнович.

книги:
  ской. +

вошло 33 стихотворения
числе: «Имя вождя»,

ИСТОРИЯ. СОВЕТСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

13 декабря состоялось заседание фредат,
пионной коллегии «Истории советской ли.
‚тературы». Главное внимание было уделе.
но состоянию первого тома истории, под,
готовка которого должна была быть затон.
чена в этом году.

В настоящее время совершенно обебла,
чены и уже отчасти поступили в релак
ционный портфель общие статьи тома:
А. Толетотго — Советская литература я
классическое наследство, М. Серебрянском
— Пути развития (идеи, темы, образы) сд.
ветской литературы, К. Муратовой—Со.
ветская журналистика, Н. Четуновой —
Литературная критика и литературоведе-
ние к Л. Борового—Язык литературы. В
остальном том ‘посвящен крупнейшим ти.

сателям-прозаикам литературы народе
СССР.
Главы, посвященные отдельным писате.

лям, состоят из автобиотрафического pace
сказа писателя о своем творческом пути
и историко-критического * очерка. Знали.
тельная часть пнсательских  автобногра
фий уже поступила-в редакцию, Многие
из них—автобиотрафии A. Толетого, Ве.
Иванова, 0. ‘Форш, А. Серафимовича,
К. Фелина, К. Паустовскою, В. Петри,
Д. Бергельсона, М. Зощенко, Н. Вври—
написаны увлекательно’ и представляю
художественный интерес.

В редакцию поступило также больше
половины ‹ историко-критических очерков,
Как. заявил Ha заседании М. Серебрян.
ский, предстоит еще большая работа над
очерками со стороны авторов и релакто-
ров. Критики. выступающие в качеств
историков литературы, Уделяют недоста.
точное внимание связи данного писателя
с общим развитием советской литерату.
ры.

В общем из 50 листов. первого тома с.
брано сейчас около 30.

Редакционная коллегия признала необ.
ходимым закончить сбор материалов для
первого тома не позже конца января, Ра,
бота по второму тому историк. советской
литературы должна быть закончена в де.
кабре будущего гола. Уже сейчас в   .
дакцию начали поступать некоторые мате
риалы для этого тома, А частности 0чер.
ки развития литерат. атских народов
СССР, TEP ;

Грабарь. i
Дружеский шарж Н. Радлова.

METH ©
О СТАЛИНЕ»

В ближайшее время’ Детивдат ЦК
сборник

В книжку вошли рассказы Мамлакат
Этери_ Гванцеладзе,. Вали

Иллюстрирована книга’ многочисленны.

НОВЫЕ. КНИГИ

В издательстве «Художественная лите-

Памяти
М. М. Клевенского

9. декабря на 62-м тоду жизни скок.
чался писатель’ Митрофан   Михайлов
Клевенский. Это был добросовестный п
неустанный труженик. Работе‘ над Исто.
рией русской литературы и обществек»
ности он отдал все свои силы. Вначале
евоего трудового ‘поприша он был препо:
давателем словесности и’ сотрудничал по
вопросам литературы во некоторых жур
налах. Котдя после Октябрьской револю“
ции. наши архивы оботатились сокрови-
щами, ранее недоступными исследовате-
лям, & советские издательства › разверну:
ли ряд важных научных изданий класси:
ков - русской ° литературы, Клевенский
стал ценным сотрудником многих из этих
изданий. Он весь отдался невидной, кро”
потливой, но ответственной работе исто-
pra‘ yy комментатора. “Был участником
изданий произведений Добролюбова, Че»
нышевского, Глеба Успенского и Др.

Все. кто. знали М; М; Клевенском,
встретят весть о смерти. его с искренней
трустью, а руководители многих изданий
русских. классиков почувствуют ‘нелегко
заменимую ‘утрату.

П. Лебедев-Полянский, В. Кирпотин,
В. `Вопгин. Вл. Бонч-Бруевич, Н. Мы
щеряков, Б. Козмин, Е. Мороховец,
` С. Мицкевич, Н. Бельчиков, Н.;. Брод:
ский, Глинка-Волжский, С. Борще»
‚ ский, С; Белевицкий, Н. Сергиевский,

PE SE течи чи 2

Ванда Василевская. «Земля в ярме».
Роман выпущен”в переводе Е. Гонзаго
предисловием М. Маркушевича.

Симон Чикозани. Стихи. Издание вто-

Новое издание избранных. произведений

Вступительная

М. Пришвин. `` «Берендбева чаща». Co-

Книга открывается заметками автора

М. Ю. Лермонтов. Избранные поэмы,

< }
Сборник выпущен в серии «Школьная
с, вступительной статьей

Г. Шенгели, «Избранное».
Сборник избранных стихов. за 20 лет,
Детиздат ЦК. ВЛКОМ выпустил новые

А. Барто. «Имя». Рисунки С. Saxpmes-

Сергей Михалков. «Стихи». В сборник
поэта, в TOM

«Герой», «В музее

Во святцах тот его не меньше ae С. М. Kupopas, «Пастух Михась», «ДЯДЯ   `` рланционная коллегия: В. ВИШНЕВ-
2 : rae Степа», «Мы с иятелем». Рисунки K Nee
i Сократ. , Ее а, СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. релакто)

«Опыт» был напечатан в количестве все-
го. 606 экземпляров. В настоящее время
«Опыт» является ‚ исключительной библио-

Н. ГОРИЧ,

Учебник
древнегреческой.
литературы .

Ученый совет Института мировой лите
ратуры одобрил в печати учебник для
вузов «История греческой литературы».
Автор учебника — проф. С. И. Paauur,
составивший его по поручению и под
руководством института. Труд проф. С. И.
Радцига является первым опытом систе-
матического изложения всего курса древ-
негреческой литературы в марксистском
освещении.
`До революции существовали на русском
языке две книги по общему курсу исто-
рин. древнегреческой литературы: перевод
книги французских ученых бр. Круазе,
дававшей.. внеисторическое изложение раз-
вития литературных жанров, и. «Очерки
по ‘истории древних литератур» П. С. Ко-
гана, мало знакомого с оригиналами древ-
негреческих литературных памятников.
Кроме того частично .этой теме была по-
священа книта’ Ф. Зелинского ‹ «Древне-
греческая литература ‹впохи независимо-
сти». . ; ;

«История греческой литературы» С. И.

Радцита обнимает все периоды древнетре-
ческой литературы = эллинский и элли-
нистический —‘с включением периода
римского. владычества В. книге учтено
влияние памятников древнегреческой’ ли-
тературы на литературу народов Запада и
Востока и, в частности, отражение их в
русской литературе. _
‚ Комитет по делам высшей школы обя-
зал издательство Академии наук СССР
выпустить в свет этот учебник к маю
будущего тода.

_/ Сказание
М. С.. Крюковой

Детиздат ЦК ВЛКСМ выпускает отдель-
ным изданием поэму известной сказитель-
Марфы — Семеновны
Крюковой «Заря-солнышко».

“Сказание Крюковой проникнуто  горя-
чей любовью к великой социалистической
родине и К ‘её вождям-—товарищам Ленину
н Сталину. М. С. Крюкова говорят в сво-
ей поэме о победе революции, о новой,
радостной жизни в стране побелившего

жить хочется». ;

Выпускается сказание в обработке
В. Попова. Рисунки — художников Пале-
ха Д. Буторина, В. Котухина и С. Соло-
нина, пя i

кните выполнены А. Ермолаевой.

Пьеса в’4-х действиях. Авторская обра-
ботка для самодеятельного театра.

Пьеса
жизнь и учебу школьников в’ дореволю-
ционное время.

Издание иллюстрировано фотоснимками
спектакля
‘ленного
ского детского дома культуры в Москве.

С.
«Для маленьких». Рисунки Г. Пустовий.

Н. Саконская. «Книжка эта про четыре
цвета». Серия. «Книжка-малышка», Рисун-
ки А. Брея. : ‘

В. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ.

НОВАЯ КНИГА

СТРОКОВ А. БОГУСЕВИЧ В.

НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ

под общей редакцией академика В. Д.
ГРЕКОВА., Издание Новгородской секция
ннетитута истории Академии наук СССР,
Отр. 258+38 вкладки фотографни, в те
сте. 150. фотографий, рисунков, схем,

ЦЕНА КНИГИ
В ПЕРЕПЛЕТЕ 20 РУВ.
Содержание: исторический очерк, Orme
ние памятников культуры древнего
Новгорода Новые материалы археологи“
ческих исследований города,
RS aS See

А. Бруштейн. «Голубое m posonoer.

показывает ° советским детям

«Голубое и розовое», постав-
театральной студией Еауманов-

Маршак. «Кораблик». Библиотечка

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА ‚ СОВЕТСКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
со скорбью извещает о смерти. писателя

ОВЧИННИКОВА
Александра Григорьевича

Умер в г. Орехово-Вуево Ш декабря в. г.

Квигу можно выписать
; из НОВГОРОДА,
Ленинградской обл., ул. 1-го Мая, 18
Отделение ЛЕНОГИЗ &

‘ НАРКОМПИЩЕПРОМ CCCP «СОЮЗПРОМСОЯ
© ght

A
ca

‚ ДЕЛИКАТЕСНЫЕ СОЕВЫЕ СОУСА
ух. 601 «(АБУЛЬ» И «ВОСТОК

СОУСА- «КАБУЛЬ», и «ВОСТОК»

изготовляются по рецептурам лучших
соусов. В них солержатся соевые 50
бы, чернослив. изюм груша, яблочная
пастила, красный и душистый переп,
корица, гвоздика, кардамон. вино «Мз-
дера» и проч.

улучшающие, вкус пю-
бого блюда си возбуж-
дающие аппетит, полу-
чили у потребителей
заслуженную славу.

ТРЕБУЙТЕ

во всех продуктовых

СОУСА «КАБУЛЬ, и «ВОСТОК»

МАГАЗИНАХ являются. прекрасными настольными

п , ‚ так вк

ИАС я пт нм
СОЕВЫЕ СОУСА HbIM блюдам. Кроме того, эти 6068

«Кабуль» и’ «Востон», _

изготовляемые завода: ,

ми треста ‘ «Союзпром.

‘соя»  Наркомпищепро-
ма СССР.

при непосредственном их применение
в приготовлении таких блюд. как Жа?`
кое, бефстроганов, шнинель, азу. ГУ
ляш, осетрина в томате и ApyrAe
придают этим блюдам превосходный
вкус и аромат.

РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер., д. 26, тел, К 4-46-19 и К 4-34-60: ИЗДАТЕЛЬ! издательство «Советский писатель», Москва, Б;: Гнездниковский, 10.

а fe

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.