К. ВОРОШИЛОВ

СТАЛИН И СТРОИТЕЛЬСТВО

ae ОКОНЧАНИЕ,
через рабочий Харьков и шахтерский Дон-
басс на Ростов, рассчитанный на сочувст-
вие и прямую поддержку Красной Армии
со стороны рабочего класса Украины и
Донбасса, в первую голову, свидетельст-
вует о том, что Сталин является не про-
CTO полководпем, стратегом в обычном п0-
нимании этих слов, он является полковол-
цем и стратегом от пролетарской револю-
ции, в распоряжении которо не только
Te вооруженные силы, которыми он не-
посрелственно располагает, HO также и по-
тенциальные огромные человеческие ресур-
сы, которые лежат на пути главного стра-
тегического направления. Вот эти резер-
вы, эту колоссальную потенцию развива-
ющейся, хотя и в тягчайших условиях,
пролетарской революции, стратегический
тений Сталина полностью и безоптибочню
учитывал в своем замечательном плане.

Вместе с тем Сталин всегда учитывал
в своих планах и потенциальные резервы
противника. Для иллюстрации  привелу
вылержки из письма товарища Сталина
от 17.1.1920 т. Реввоенеовету `Вонар-
мии: . ]

«Друзья мои! т

Примите к сведению следующие обетоя-
тельства: у

При польских частях обычно имеются
военные миссии... европейских государств.
Члены миссий являются фактическими
руководителями польских войск, поэтому
их нужно (при возможности) обязательно
арестовывать и направлять в надежным
конвоем в Реввоенсовет фронта.

В занятых поляками горолах обычно
имеются всяние красные нресты.., ITH
учреждения являются очагами польского
шпионажа. Их также нужно задерживать
и препровождать туда же.

Отхоля, поляки оставляют оружие кула-
кам на предмет развития потом в тылу
налиих войск банлитизма. Поэтому необхо-
димо, чтобы наи части при своем прол-
вижении отбирали у населения оружие,
разоружали его обязательно.

. . e * * $ * . . e = eee
Внушите командирам, комиссарам, а таж-
же всем без исключения бойцам, что мы
идем вперед для освобожления  крестья-
нина-труженика OT польского пана,
что наша война есть война освободитель-
ная...

Относитесь бережно в военно-пленным
украинцам из Галиции (руссины), не толь-
ко к крестьянами, но и в интеллигентам,
внушите им, что если угнетаемые Польшей
тгалицийские украинцы поддержат нас, мы
пойдем на Львов для Того, чтобы 0680-
бодить его и отлать галицийским украин-
пам, выгнать оттуда поляков и помочь уг-
нетенным украннцам-галицийцам создать
свое независимое государство, пусть даже
не советское, но благоприятное (благоже-
лалельное, дружественное) к РСФСР...»

Сталинский план восстановления проры-
ва на Восточном фронте у Перми, консо-
лидацдии сил 3-й армии и переход ее в
наступление против Колчака — план, по-
строенный исключительно на учете ураль-
ской обстановки и значении тыла, также
товорит о Сталине, как о стратеге нового
типа, стралеге, умеющем в сложнейшей
политической и военной обстановке найти
важнейшее звено, чтобы удержать вею цепь
развертывающихея событий в нужном на-
правлении и добиться полностью постав-
ленной пели. «Пермские» соображения
Сталина, по сути дела, — новая наук»
© службе тыла.

Принципы военной стратегии и тажти-
ви Сталина сжато, и потому блестяще,
сформулированы им в «Кратком Rypce Ис-
тории ВКП(б)» в ответе на вопрос — по-
чему победила Красная Армия.

Веего на трех страницах вмещена вся
философия стратегии и тактики победив-
шей социалистической революции.

Только он, Сталин, ближайший co-
ратник Ленина и непосредственный орга-
низатор и вожль пролетарской революций
й ее вооруженной силы, может тах бле-
стяще и с Tako предельной ясностью
формулировать причины наших военно-
стратегических и тактических побед.

Военная стратегия и тактика Сталина
всеми корнями уходит в политическую,
клаАссовую стратегию и тактику Маркса,
Энгельса, Ленина.

Rak же можно, в тахом случае, сравни-
вать Сталина с известными, хотя и вы-
дающимися, полководцами, вошелпими в
историю военного искусства?

Сталин дал новое учение © государстве
в обстановке кзпиталистическом окруже-
ния, обосновал необходимость сохранения
государства и его основного органа — по-
стоянной армии при коммунизме, если на-
ша страна будет окружена капиталистиче-
скими государствами.

Раскрыв изменения форм и функций со“
циалистического государства при капита-
листическом окружении. Сталин’ вместе с
тем дает новую перспективу развития во-
оруженных сил госуларства победившего
социализм в нашей стране.

До сих пор. например, иарксисты воегл»
считали инлиционно-территориальный
принцио комплектования армии победив-
шего социализма наиболее правильным 0
танизационным принципом, Энгельс, 8a-
пример, в феврале 1845 гола писал:

«В коммунистическом обществе ни-
кому не придет в голову думать о по-
стоянной армии. Да и зачем? Для
охраны внутреннего спокойствия стра-
ны? Но мы уже видели, что никому
и в голову не прилет нарушать это
внутреннее спокойствие. Боязнь рево-
люпии — вель только результат про-
тивоположности интересов; там. “ме
интересы всех совпадают, там не мо-
жет быть и речи о подобных опасе-
ниях», (Марке и Энгельс. Сочинения,
том Ш, стр. 278. изд. Института
1929 г.).

Энгельс исхолил из того, что побела
социализма произойлет одновременно BO
всех цивилизованных странах: положения,
в котором очутилось наше. елинственвое
в мире социалистическое государство, Эн-

BC не претвилел.
ет точке зрения Энтельса в отношении
вриии при социализме стояла в 0806 вре-
ига

_ Литературная газета
4 — № 70

мя и наша пзртия. В программе партии
ий в решениях ряда с’ездов партии под-
черкивалась эта именно постановка вопро-
ва — превращение постоянной армий во
всенародную социалистическую милицию.
Такая постановка вопроса в свое время
была теоретически правильной. На первых
порах жизни Советского государства иы
не могли учесть многих условий его раз-
BUTHA й 0собетно условий существования
в окружении капиталистических стран.

Только Сталин, давший исчерпывающую
характеристику судеб и задач социалисти-
ческого государства, дал вместе © тем и
ясную перспективу развития вооруженных
сил, в том ‘числе и в коммунистическом
обществе в нашей стране при капитали-
стическом окружении.

Поскольку острие Советского  государ-
ства направлено в сторону самозащиты от
капиталистического окружения, постольку
еще более вырастает роль вооруженных
сил государства. При этом, исключитель-
ная мощь современной техники, трудность
овладения ею, усложнение всей системы
военного обучения, при условии, когда —
войны ныне не об’являются, а внезапно
начинаются — делают на данном этапе
территориально-милиционную систему ком-
плектования Красной Армии не соответ-
ствующей задачам и интересам  на-
шей обороны. Отсюда устарелость прежних
установок, необходимость перехода в кал-
ровой системе комплектования с учетом
всех особенностей хозяйственного и поли-
тического развития страны.

Из этих новых задач и условий исхохит
новый зажон © всеобщей воинской обязан“
ности — закон, над созданием которого
так много поработал тов. Сталин.

Узловыми вопросами строительства в00-
руженных сил Советского государства ©
момента их зарождения являлись вопросы
— кадров, технического оснащения армий
и организационные вопросы.

Командно-политические кадры, как учит
тов. Сталин, это костяк армии, это осно-
ва — они решают ее боеспособность.

На протяжении более 20 лет существо-

`вания Красной Армии и Флота разрешению

проблемы командно-политических кадров
Ерасной Армии Сталин уделял и уделяет
исключительное внимание. Его забота о
создании своего культурного волевого и
преданного делу социализма командира,
комиссара и полит ика, способных
руководить современными технически 60-
тало оснащенными войсками, умеющими
правильно их воспитывать, вытекает из
его. же постановки вопроса о кадрах вооб-
ще. у
Свой знаменитый лозунг «кадры pe-
шают все» Сталин сформулировал в. 1935
году на выпуске слушателей военных акд-
демий.

«..ести наша армия, — сказал он тог-
да, — будет иметь в достаточном количе-
ство настоящие зажаленные кадры, ona
будет  непобедима».

Ha путях разрешения проблемы создания
для армии «в достаточном количестве 38-
каленных кадров» Сталину в свое время
не р3з приходилось преодолевать не мало
трудностей.
`Троцкизи и его последующие приспеш-
ники, сравнительно долго сидевшие на
руководящих постах в партии и прави-
тельстве, достаточно поработали нал тем,
чтобы ослабить армейские кадры, разло-
жить и сделать их политическим орудием
в своей’ мерзкой контрреволюционной  ра-
боте и тем самым расстроить ряды нашей
Врасной Армии.

Пол  вепосредственным  руковолством
Сталина вся эта троцкистеко-бухзринская
банда была ‘ликвидирована вместе по-
следетвиями ее черной работы.

Ерасная Армия готовит ныне ‘военно-
политические кадры в 14 военных акаде-
миях и б спепизльных военных  факуль-
тетах — это одно из крупнейших. наших
достижений, это результат неустанной за-
боты о военных кадрах нзшего Сталина.
Наши военные академии являются гордо-
стью Красной Армии и страны.

Сталина народы Советского Союза, вся
Красная Армия и Флот зовут своим отцом
й другом. этом огромный смысл.
Сталин действительно как истинный друг,
как отец заботится о люлях вообще и во-
енных людях в частности и особенно.

Сталин смело поднимает из народных
низов самородки. таланты. следит за их
ростом. знает их лично, заботится о них.

Сталин неоднократно говорит о летчи-
ках, что их жизнь нало всемерно обере-
гать, ‹ что жизнь летчика «лороже нам
любой машины». Не мало заботы уделено
Сталиным артиллерийским калрам Красной
Армии. Сталин любит авиацию и ее кры-
латых людей. высоко ценит танковые вой-
ска и танкистов. но он лучше чем кто-
либо, знает, какую огромную роль по-
прежнему играет в войне артиллерия. По-
этому вопрос о квалифицированных артил-
лерийских кадрах был всегла и в послел-
ние голы особенно тем вопросом. которым
Сталин занималея по-сталински вплотную.

Техническое оснащение Ёрасной Армии
й Военно-Морского Флота, как и сама ин-
дустриализация страны связаны © именем
Сталина и получили свое разрешение ис-
ключительно благоларя титанической pa-
боте Сталина. Только ему было под силу
возглавить партию и лучших людей го-
сударства на борьбу за индустриализацию
страны и техническое перевооружение Ha
ee: основе всего наротного хозяйства. Толь-
ко благодаря этому наша армия техниче-
ски вооружена лучше любой армии мира.

Тверлой рукой вышолняя экономические
предначертания Ленина, Сталин уверен-
HO повел партию большевиков. весь со-
ветский нарол на ликвидацию промыш-
ленной, культурной и сельско-хозяйствен-
ной отсталости страны. Беспощално ра3об-
лазая и громя кулацко-леващкую болтов-
ню троцкистов и их подручных о гибель-
ности Сталинских пятилеток, партия во
главе и под волительством Сталина пере-
вела страну с рельс средневековья. темно-
ты. нищеты я бескультурья на рельсы ©9-
временной индустрии и маптинизированного
в коллективизированного хозяйства. Наша
родина превратилась в великое индустри-
альное госуларство и Тем самым была
обеспечена от опасности превратиться В
об’ект игры империалистических держав
из-за технической и культурной отетало-
сти.

Исключительно и, прежде всего, благо-

>» КРАСНОЙ АРМИИ.

даря  прозорливости и  лальновидности
Сталина наш Советский Союз из страны
«слабой и не подготовленной к обороне...
превратился в страну могучую в смыс-
ле обороноспособности, в страну, гото-
вую ко всяким случайностям, в страну,
способную производить в массовом мзс-
штабе все современные орудия обороны

и снабдить ими свою армию в случаю

нападения извне». (Сталин. Вопросы

ЛТенинизма, стр.

Это было сказано в конце первой пя-
тилетки. Сейчас, после истечения второй
и половины третьей пятилеток. наша 0бо-
роноспособность во много раз поднялась,
выросла до уровня, целиком обеспечиваю-
щего неприкосновенность границ социали-
стического государства.

Сталин всегда лично и непосредствен-
но участвует и руководит вопросами, свя-
занными с технической реконструкцией
вооруженных сил Советского Союза. Он
является инициатором крупнейших орга-
низационных и технических мероприятий

в области развития и непрестанного 60-.

‘вершенствования советского оружия, он
проявляет много внимания и забот воен-
ным изобретениям и изобретателям, по-
могая им в работе. Он заботливо растит
мололых советских конструкторов всех ви-
дов вооружения, лично вникает в каждый
образец. Под его руководством решаются
вопросы © приеме той или иной новой
конструкции на вооружение и т. д.

Красная Армия, как и все советское
государство, непрестанно растет и разви-
вается. В соответствии © материальными
и культурными достижениями страны,
& также вследствие быстро меняющейся
международной обстановки, Красная Армия
и Военно-Морской Флот претерпели ради-
кальное изменение в своей структуре,
вооружении и численности. Огромная
реконструктивная работа md усовершен-
ствовавию вооруженных сил была прове-
дена под’ непосредственным руководством
Сталина. у

Сталин не мало внимания уделяет
политаппарату армии, этому 0с0бому «роду
оружия», которого, в нашем понимании,
не имеет ни одна армия в мире и явля-
ющемуся, пожалуй, самым мощным фак-
тором в системе Красной Армии, определя-
ющим в немалой степени ее боевую силу
ий моральный облик, у

«Без военкома мы не имели бы Красной
Армии», — говорил Ленин в годы граж-

исключительное значение институту ко-
миссаров Красной Армии. Политаппарат,
учит Сталин, должен не только скреплять
все звенья Красной Армии и весь ее лич-
ный состав цементом своего политическо-
го, большевистекого влияния. он должен
полностью на ряду © командиром обеспе-
чивать боевую способность войск в лю-
бых условиях. Политаанарат, военный ко-
ииссар в первую голову, является. ответст-
венным 3a политическое и моральное
состояние части, он отвечает за материаль-
ную обеспеченность бойцов и их боевую
и политическую подготовку.

«Комиссар полка является политиче-
ским и нравственным руководителем
своего полка, первым защитником его
.малериальных и духовных интересов.
Если командир полка является главой
полка, то комиссар должен быть от
HOM и душой своего полка»з, —` писал
тов. Сталин еще в 1919 г.

Сталин сам лучший комиссар армии в

годы гражданской войны, у него, :у
Сталина, должны мы учиться великому
искусству политического руководства
войсками.

Имя Сталина является символом моралъ-
но-политического единства. боеспособности
H непоколебимости вооруженных сил’ нз-
шей страны.

С именем Сталина на устах бойцы,
командиры и политработники шли в бой
за родину, за коммунизм в Тайоне 03ера
Хасан, на полях Халхин-Гола и в 068000-
дительном походе Красной Армии в 3За-
падную Украину и Западную Белоруссию.
С именем Сталина части Ленингоалеко-
го округз ведут бои, защищая подступы
к Ленинграду и освобожлая Ффинляндекий
народ от его поработителей.

Полная победа наших вооруженных сил
в борьбе е любым врагом обеспечена, по-
тому что с нами Сталин, потому что каж-
дый боец. командир и политработник хо-
рюшю знают повседневную сталинскую 34-
боту о его социалистической родине и 0
Ерасной Армии. Каждый боец, командир
H политработник мыслями и душой всегда
со Сталиным. Шо его зову кажлый готов
без колебаний отдать все ‘свои силы, если
нужно, и свою жизнь BO имя славы ий
могущества Родины. во имя коммунизма.

Великий соратник Маркса Энгельс еше
в 1845 году говорил:

«Вспомните, какие чудеса
энтузиазм революционных
1792 ло 1799 г., которые боролись
только за иллюзию, за мнимое  0т8-
чество, и вы должны булете понять,
как сильна должна быть армия. ко-
торая борется не за иллюзию, а за ре-
альную действительность»...

Говоря о защите коммунистического об-
щества. он заявил:

‹...Член такого общества в случае
войны.,. лолжен защищать действитель-
ное отечество, действительный очат...
он, следовательно. будет бороться © во-
одушевлением, со стойкостью, © храб-
ростью, пред которыми должна разле-
теться. как солома, механическая выучЗ-
ка современной армий». (Марке —
Энтелье, соч. т. Ш, стр. 278).

Эт — пророчество основоположников
марксизма сбывается.  Прелвидение этих
гигантов революционной мысли’  осущест-
влено в нашей стране потому. что знамя
коммунизма. из рук великих Маркса и
Энгельса перешло в столь же могучие
руки великих Ленина и Сталина.

Красная Армия это доказала в периол
гражданской войны. Она это демонетриро-
вала не раз за последние годы. ЭТИМ
своим качеством она обязана, прежде все-
го, Великой  Коимунистической  naprun
Ленина—Сталина, организатору вооружев-
ных сил социалистического  госуларства.
другу и вождю. великому Сталину.

Пусть же здравствует иногие и многие
оды на ралость наролов Советекого Союза
и всего передового человечества наш
Сталин!

совершал
армий oT

«Народный ‘комиссар национальностей товарищ Стапин.с делегатами Среднеазиатских. республик: у. товарища Ленине»

ГОРДОСТЬ НАРОДА

Сталин мой дорогой! Вдохнови-

тель и вождь!

Ты свободы моей и страны моей

мощь!

Была холодная январокая ночь. Суро-
вый бажинский ветер стучал в окна. Дома
ы в сладкий сон. Й
только я не смыкал глаз. Волнение лиша,-

Bee были

00 меня сна,

Завтра мы должны выехать. Это не-
обычная поездка. Такие поездки не всегда

бывают уделом человека,

Утром поезд отошел от станции Баку.

Нас было- больше шестидесяти человек.

Эм были представители Азербайджана,
данекой войны. Сталин придает такое же елущие в Кремль для встречи © руково“
дителями партии и правительства в связи
‹ 15-летием Азербайджанской Coperoxoii

Сопиатистической Республики,

Какая высокая честь быть посланником

народа

На четвертый день налпего путешествия
утром поезд остановился в последней

станции, ,

Москва во воем своем величии стояла

перед нами!

Горох чудный! Город древний!

Город, не склонивитий своей главы перед
Налтолеоном!

Город, где работал и творил счастье че-

ловечества великий Ленин!

Город, тде продолжает бессмертное дело

Ленина, ето друг и. ученик — любимый
Сталин.

Горох, над которым развеваются крас-
ные знамена человечества, в котором, как

факел свободы, зовут трудящихея всех
стран рубиновые звезды
*

Мы собрались в одном из кремлевеких
зал.

При свете электрических лампочек сте-
ны зала отливали молочной белизной.

Зал был чист, светел и прост. 9т0-то и
составляло его прелесть. Царила глубокая
тишина. Мы молча сидели в ожидании,
время от времени, стиснув руки, вегляды-
вали друг на друга и улыбались.

Открылась дверь.

Вотнуясь, мы оглядывали зал.

Волнуясь, я ни слова не сказал...

Мы ждали Сталина, и он вошел —

И людям городов, аулов, сел

Вдруг стало просто. хорошо, тепло,

Вак будто утро ясное. пришло.

Он прям и светел — наш народный

ВОЖДЬ.

Он лоброта, и мужество, и мощь,

Он сел с друзьями. Открывалея с’езд.

Вдрут, как один, мы разом встали ©

мест,

Мы — люди разных языков и стран!

И словню в зал ворвалея океан,

И словно бы весенний ветер взмыл

0т плеска миллиюнов птичьих крыл!..

Впереди шел товарищ Сталин. Хотя ша-
ги его были довольно крупны, он ступал
тихо. Его стальная грудь, видавшая гроз-
ные битвы, хранила юношескую, богатыр-
скую мощь и’ величие.

3& ним следовали ero ближайшие со-
ратники: товарищи Молотов, Орджоникилзе,
Ворошилов, Микоян, Калинин, Андреев.

Они стояли за покрытым бархатом сто-
том. Долго не смолкали поднявшиеся В
зале крики: «Ура!», «Да здравствует
товарищ Сталин!», «Да здравствует (о-
ветокий Азербайджан!» и шум аплодисмен-
тов

Наконец в зале наступила тишива.

Товарищ Молотов от имени партии и
правительства открыл заседание. Его ли-
цо отражало большое и чистое  сердпе,
приветливость и простоту.

Теперь недавнее молчание и волнение
сменились оживлением. Дружеское и ласко-
вое отношение к нам вождя и его сорат-
ников, различные вопросы, — задаваемые
ими, реплики, вызывающие время от вре-
мени всеобщий смех, были так просты,
что теперь все чувствовали себя свобол-
нее.
Существует старинная азербайлжанская
пословица, ярко характеризующая эту
мыель: «Чем больше плолов приносит ле-
рево, тем ниже склоняет оно голову».

Товарищ Сталин очень любит asep-
байджанские народные поговорки и при
случае пользуется ими. Товарищ Сталин
жил в Азербайджане еще в молодые го-
ды. С тех пор прошло лет 30 с лишним,
И тем не менее он не забыл азербайлжан-
ских пословиц.

Не отрывая глаз от товарища Сталина,
я следил за его словами, движениями,

ЮФ.

Самед ВУРГУН

взглядами. Товарищ Сталин был постоян-
но в движении. Он то вставал © места,
то садился, то осматривал приготовленные
для гостей патефоны и часы, то, накло-
нившись, говорил что-то на ухо  това-
рищам Молотову и Ворошилову, то вносил
заметки в свой блокнот, то задавал во-
просы, то отвечал говоривигим.

Быстрота движений, живость, мощь и
сила, звучащие в 1010бе товарища
Сталина, ero 106, 38 которым вечно ра-
ботает мысль, благородство, простота,
скромность и величие, кроющиеся в его
взгляде, указывали Ha неисчерпаемую
энергию этой великой души.

Видевшие его раньше говорили, что
товарищ Сталин не. постарел.

Сердце, которое живет высокими идеа-
лами, прекраеными  чаяниями, сердце,
бъющееся для свободы человечества, ду-
ша, вся жизнь которой — очаг вдохно-
вения, никогда He может состариться.
Такова и краюота! Пусть. внешняя красота
увядает быстро, красота духовная не знает
старости.

Выступило : нас ‘десять делегатов. Каж-
foro оратора зал выслушивал е тлубоким
интересом. Все говорили н%. азербайджан-
ском языке, затем речи переводились на
русский язык. Присутствующие, и ocotex-
но товарищ Сталин, © огромным внимании“
ем слушали выступления азербайдженок.

В смелых выступлениях наших деву-
шек говорила новая свободная женщина
Азербайджана.

Эту свободу, это счастье женщины
Азербайджана отметил в своей речи руко-
водитель нашего правительствь товарищ
Молотов:

«Больше всего видно значение победы
советской власти на примере азербайлжан-
ской женщины, освобожденной от закры-
вавшей глазз чадры, ставшей на путь
культурной жизни и получившей возмож-
вость итти в ногу се самыми передовыми
людьми Советского Союза».

Слова товарища Молотова были ветре-
чены бурными, долго не смолкавшими
аплодисментами.

Пох впечатлением этих высказываний
06 азербайджанской женщине написаны
следующие строки в поэме «Басти».

..Басти! В тот миг взглянул я
невзначай
На профиль твой, на скромный
келатай
На черных волосах, на жаркий глаз,
На жизнь твою, на Твой счастливый
час,
На лоб, на приоткрытые уста —
И вдруг я понял слово
«красота»!
Ты преданно глядела на того,
В ком наша честь и наше торжество,
Вто вас ведет лорогою побед,
Вто женщине открыл широкий свет...
..Басти, что прежде было бы
с тобой?
Была бы ты восточною рабой...
Состарилась бы в горькой нищете,
Теперь страна не та и мы не те!
Й вождь великий на тебя взглянул,
Перед его глазами промелькнул
Твой славный путь. И улыбнулся
‘ вождь...
Он доброта, и мужество, и мощь!
Вот вспыхнул орден на твоей грули.
Широкая дорога впереди!
Й золотые на руке часы
Подарены не для пустой красы,
А чтоб всегда ты помнила 9 том,
Что в золотое время мы живем!
Я был с тобой, и я стихи читал,
Блистал передо мной Кремлевский
зал,
И в нем дышал народ страны
родной,
Как дышит море в теплый день
весной...
Я говорил, и это слышал вождь.
On люброта, и мужество, и мощь.
Среди лелегалюв находилась п стаханов-
Ka с0вхоза Карачала тов. Кремлева. Эта
героическая дочь великого русского наро-
дз простым языком рассказала 0 своих
достижениях на хлопковом фронте.
Товарищ, Сталин задал ей ряд вопросов:
Сталин. Давно ли работаете в. Азербай-
джане?
Кремлева. С 1925 года, с того времени,
как я окончила вуз.

Сталин. И все Время в Карзчале?

Кремлева. Да, все время в Каралале.

Сталин. А азербайджанский язык изу-
чили?

Кремлева. Изучила.

Сталин. Основной район Мугань?

Картина художника К. И. Феногенова,

——

Кремлева. Да, основной район етрлем
ского хлопчатника Мутань,
Сталин. Не все районы освоили егилем

ский хлопок?

Кремлева. Не все районы еще освоглт,
но египетский хлопок в Мутани pay
уже есть. Я даю обещание приложить ма
свои знания, опыт и трух для 700, т
бы достигнуть мировых рекордов ypozak
ности египетского хлопка.

Да здравствует наш великий вх.
товарищ Сталин!

Все присутствовавшие в Sate, BOT $
мест, долгими, бурными  аплодисментаи
приветствовзли товарища Сталина. «Ур»,
«Привет товарищу Оталину!», «Да зд»
ствует товарищ Сталин!» — pce TZ Die
тласы неслись водопадом чуветв.

Товарищ Молотов  предостзвий су
мне. Когда я направлялся в трибуне, и
спросил: , 3

— Нужен Im Пероводчий yur воли
речи?

— Her, товарищ Молотов; == omen
я.. —.На обоих. языках Syxy. Toner
cam,

— Vomanyficral —.

Приняв во вниМанйе, Что М9 way!
произнести речи и прочесть свом стил,
я стал товорить только по-русски:

— Дорогие товарищи! У. наб есть пе
дание, что в Шемахинском районе Ах»)
байджана существовал когда-то PORT
вечности. Вод» этого родника якобы 1
лала человека бессмертным. Напилея 9%
воды пророк Илья. Но он, будучи ит.
стом, как и все пророки, скрыл этот р!
ник OT других людей и улетел из #00
района, сказав, что в тяжелые врем
ислама он вернется.

Прошли глухие столетия, 83ерба1 аа
ский народ долто страдал под ими м
воевателей, а легендарный обманщик пр»
пал и не явился; легендарный родник (54
затоптан копытами коней завоевателей,
проходивших по этому району. Ho my:
довов человечество из своей среды сзаю
реальных  спасителей угнетенном №2,
реальных и верных капитанов Земного
корабля — Маркса, Энтельа,  Деаи
и Сталина.

Товарищи, я сейчас чувствую, ¢ 2220
великой радостью бьется мое сердце, Би
ние моего сердца — это приветствекные
аплодисменты всей советской интеллигез»
ции великому инженеру человеческих дут
— товарищу Сталину и ето веры
соратникам — товарищам Молотову, Bs
линину, Ворошилову, Орджоникидзе, Kare
новичу и Микояну.

Я очень счастлив, что имею 80310
ность прочесть свое стихотворение
любимым, родным нангим вождем,

Я прочел свои стихи сначала 84 83}
байджанском и затем на русском Я358%
От звезл, проплывающих вал Bary,

От женщин, не знавших чалры =
BORY,
От крыл журавлей, что звенят навортТ,
Й песен, что множат струну 5a
CTpOSy,
Гле солнце Восточных ворот 18-9857,
Где дни, словно спелые дыни в 05}
Где чувству свободно и языЕу..
От медленных лет и от быстрых
секуы
Привет тебе, лучшему большевиеу.

Читая стихи, я время от временл 0
нимал глаза на товарища Стали.
ласково и внимательно слушал. Мое? И
blip большее счастье для скромного DIF
та

Окончив чтение, я подошел к товари
Сталину и пожал ему руку. Сколько (i
лы и чувства было в этой руке

Когда я подал руку товарящу Стали
он спросил:

— Товарищ Самед Вургун?

— Да, товарищ Сталин.

— А ваша фамилия?

— Векилов.

— А по-азербайджански Ка?

— Векил-заде]

Я прошел и сел на свое место,

Затем товарищ Молотов произяее 080
заключительную речь и закончил 68 ©

вами:
Азербайджан  ssxitt™

— Яшасун
шлари!

Эти его слова, произнесенные 1-3” 5
байджански, выражали любовь и 7857
ние наших славных руководителей 5 2%?
байджанскому народу, завоевавшему ™%
знаменем Ленина— Сталина 6900
счастье.

Прошло, три года ¢ того nesadsrsnexo”
хня. Я все еще чувствую в 80 М
теплоту руки вождя.

—