ar

ль

` 0 путь сталинеких пятилеток;

oO re

«И. Сталин беседует с бакинскими рабочими в 1904 г.>

сов
‚ Академик И. ЛУППОЛ

ВОЖДЬ, ТЕОРЕТИК, ЧЕЛОВЕК

(лажды на вопросе — что нового при-

вид Денин к марксизму? — Сталин от-
мл: «Ленин был и остается самым
уых и последовательным учеником
Узрюкса и Энтельса, целиком и полностью
кирающимея па принципы марксизма», п
юйзвил, что Ленин является продолжате-
nou учения Маркса и Энгельса,

(nm значит — продолжатель? Продол-.
АЛЬ — 910 ТОТ, кто развивает дальтие
татое дело и учение, кто идет вперед
1 BHOCHT HOBOe H CBOe B TO, что им уна-
telobaO, но это новое и свое вносит не
1 чужом лела и постороннего учения. &
развивая и обогащая ato самое дело и
ученле,

Тепии развил учение Маркса и Энгель-
в ильыше, исхоля из самого марксизма.
} эмм верность Ленина как теоретика a
правка революционного рабочего движе-
щи, — верность учению Маркса и Эн
jaibed, и в ЭМ Же новаторство ‘ег.
Равным образом и Оталин является
№, млько верным учеником Ленина; on—
прдолжатель учения, теории и практики
вого дела Ленина и, будучи продолжате-
№и, он развивает э10- лело дальше, вно-
(it новое и свое, не беря его извне, из
посторонних источников. а развивая имен-
но учение Ленина. ;

Ленив развивал учение Маркеса и Эн-
тельа, продолжал их дело применительно
К эхе пипериализма а пролетарской ре-
волЮции, — В Этом, как показал Оталин,
уиуть ленинизма. Но ЛениЕ умер тогла, ког
5 кипа страпа находилась еще на первой
пни вовой экономической политика. Это
1 еще воссталовительный период после
let гражданской войны. блокады и ин-
мрвенпии.

(излин живег в ту же эпоху империа-
изма и пролетарской революции, HO эта
пода в нашей стране расчленяется на
Целый рял Этздюв: после восстановитель-
ного периода мы прошли периол социали-
стической реконструкции и в. настоящее
Веня вступили в период послепенного пе-
pexola в коммунизму. Сталин развивают
дальше учение Маркса — Энгельса —
]енина применительно к этим периодам, и
в эмм ом верность учению и делу
Jenmma, и в 9Том. вместе с тем, ето ре-
влюционное новаторство,

Вя жизнь Сталина — с Лениным, в
помощь Ленину, по заветам Ленина и халь-
ше.в принципах Ленина.

Личное знакометво в Лениным  состоя-
10ь в лерабю 1905 г, на Всероссийской
болыпевистекой конференции в Таммерфор-
в. В письме к сволм друзьям Сталин вы- )
pasa восторг перед Лениным-большеви-
KOM в назвал его горным орлом. Когда ато’
исьмо товарищи сообщили Ленину, TOT
\эвалея с Сталине, как о › пламенном
иблхидце. Это, конечно, образы, но’ образы
зрезвычайно меткие. яркие и конкретные,
борыю свидетельствуют O TOM виечатле-
вши, какое произвели друг на другз при.
Первой же встрече оба великих человека,

VI сезд партии после июльских лвей
1917 года, когла Ленин принужден, был
окрываться в подполье, весь проходит под
руководством товарища Сталина, a ведь
№ одий из важнейших с’езлов нашей пар-
тии, 9 был поворотный момент револю-
ции, и партия устами Сталина коБстати-
вала: «мирный период революции кон-
Wea, наступил периол  немирный, пе
мод схваток и’ взрывов...», т, ©. дело
10? в вооруженному восстанию. На У
безе, когда, казалось, торжествовала ке-.
Denman, Сталин показал возможность
пфелы социализма в России. «Не исклю-
14 вооможноеть. — говорил товарищ

алин, — что именко Россия явится
страной, пролагающей путь Е социализ-
№. Надо откянуть отжившее представ»
не о том. что только Европа может
Увазать нам путь»,
`В 1917 г в 680ей работе «Государет-
№0 п революция» Ленин писал; «Какими
MIAH, путем каких практических меро-
приятий пойдет человечество к этой выс-
щей цели (к высшей фазе коммунизиа,
—И. Л.), мы не знаем и знать не можем».
I юг прошло с 1917 г. двадцать два
да, со смерти’ Ленива около лет, и
Пужно сказать, что мы теперь знаем, ка“
Mt этапами мы шли, идем м будем
ии в коммунизму, знаем, путем каких
практических мероприятий идет человече-
(TH), и прежде всего Советский (0103, К
ммупизму, Так далеко шатнули мы впе-
№ от Ленина и вместе с тем шагнули
№ пути Ленина. & не по какому-нибудь
ному пути, потому что нае вел Сталин
п метко к той цели, © которой учил
Фенин.

9% путь социалистической индустриа-
Mean страны; это путь ен

i сельско: ;
кой реконструкции к путь
m6 Пленный и закрепленный ‚ В
ри Конституции, и предстоящий
к разработке пол руководством Статина
в повой программе партии. 970 TO HO
bo. arn внес и вносит Товарищ Сталин
в сокровищьицу марксизма-ленинизма. ›

Ленин писал в той же работе 1917 г.:

«...Предвидение великих соцкалистов, что
она (высшая фаза коммунизма.— И. Л.) на-
ступит, ‘предполагает и не-тепереннюю
производительность труд» ип не-тепереш-
него обывателя, способного «зря», — вро-
де как бурсаки у Помяловского:—портить
склады ‘общественного богатетва и `требо-
вать невозможното». Теперь, когда ¢ тех
пор уже прошло 22 года, мы видим. ках
далеко мы шатнули вперед, не уклонив:
шись никуда в сторону. i

Достаточно мысленно окикуть вэглялом
все решения партии и правительства, на.
правляемые товарищем Сталиным. чтобы
увидеть длинную серию воедино евязан-
ных мероприятий, каждое из которых на-
правлено на приближение к коммунизму
в плаче материально-энономичесном и Ез
преодоление пережитков капитализма в
сознании людей, и это уже после исчез-
новения у нас калитализма как экономи-
ческого’ строя. Здесь ‘и целый ряд меро-
приятий, повышающих
ность труда; здесь и ряд

к коммунизму, ибо око сулит изобилие.

дательство, вдохновляемое

соратниками,

ния и. ‘перевоспитания человека»
практическое. законолательетво,

тельностью товарища Cras.

строении социализма

ма в смысле окончательной ‘победы,

Средства и орудия

ность, в силу этого у нас уже нет экс-

ни было интервенции еще нельзя. Товарищ
Сталин напоминает нам о капитали-
стическом окружении, в котором мы жи-
вем, и обосновывает необходимость дет
жать собя в состоянии мобилизационной
готовности.

Обогалиение товарищем Сталиным тео-

том, что поскольку мы каходимся в Ka-
питалистическом окружении и должны по-
  вышать свою обороноспособность, мы, при-
  ближаясь к высшей стадии коммунизма
и имея уже в основном коммунизм, будем

и армию.

с крестьянством, Еще в 1928 году,
оппозицией, он выдвинул HOBBIe
смычки, союза рабочего класса и кресть-
янотва — производственные формы, т. ©.

и как прямую производственную помощь

стаеций,

Товарищ Сталин развил ленинское уче-

отмирает в процессе затухания классовой
борьбы. Он указал, что классы ликвихи-
руютея не в процессе затухания кла0со-
вой борьбы, & в процессе обострения ее,
и. № государство будет отмирать через
укрепление диктатуры пролетариата и
всех ев органов.

Сталин дал очень и очень много для

вития учения © партии нового типа,
м партии, связанной крепчайшей желез-
той дисциплиной и He допускающей ни-
каких фракций, подтачивающих ее тело, —
великое уменье в теории и на практике
сплотить в единой монолитной партии
сотни тысяч людей. Ayn

Это касается не только отлельных лю-
дей, но и пелых народов. Сплотить во-
круг партии большевиков десятки народов,
только что освободившихся из париетекой
тюрьмы, прелуказать и обеспечить каж-
дому из них развитие национальной фор-
мы культуры, вхохнуть в эту культуру
сплачивающее ‘все народы сопиалистиче-
ское содержалие, — это значит. поистиее
быть вождем народов.

Можно было бы без конца перечислять
участки и стороны теории и практики
узрксизма-ленинизма, обогащенные Стали-

производитель-
мероприятий,
подхватывающих развитие  уларничества,
CTAXAHOBCKOTO движения и увязывающих
его именно 6 поступалельным движениём

Здесь и мероприятия, которые‘ повышают
вашу бдительность, охраняют социалисти-
ческую собственность, бьют по летунам,
прогульщикам, рвачам. Советское законо-
товарищем
Сталиным и проводимое его ближайшими
— целая система воспита-

a-
ветское строительство было бы невозмож-
по без налравления его теоретической лея-

Сталин развил .ленинское учение © по-
в одной стране.
Ленин обосновал’ возможность построения
социализма в одной отдельно взятой ‘стра-
не, исхоля из открытого им закона нерав-
вомеркости развитая калтитализма. Сталин
углубил. это учение. Он говорит © двух
‘сторонах этого вопроса — © победе co-
циализма в смысле построения социали-
стического общества и © побеле социзлиз-
в
смысле’ полной гарантии от интервентов.
производства состав-
ляют у нас сопиалистическую собетвен-

плоатации человека Человеком, уже на-
липо ‘социалистическое общество, HO гово-
рить 06 окончателькой победе сопизлизма
в смысле гарантии’ его от какой бы To

рии — и в лиференцировании переход-.
ных ступеней к коммунизму, в учении о

иметь и твердую государственную власть

Тов. Сталин развил учение о совершен-
но необходимом условии для построения
социализма — © союзе рабочего класса

BO
время борьбы с тогдашней правокуладцкой,
формы

смычку He только через кооперацию, но

крестьянству в виле машинно-тракторных

ние о ликтатуре ‘пролетариата в борьбе
что государство

‚ После такой речи часто ничего не’, остает-

‘на волю и на эстетическое чувство. Па-

Два дня подряд шел непрерывно снег.

да мы приехали в Горки, к Алексею
Максимовичу, по обеим сторонам дороги
лежали высокие, искусанные  лопатами
груды великолепного снега. Неб> над ене-
гами стояло легкое, какое-то освобожден-
ное, без единого облачка, & волнце игра-
ло в этом пушистом добре так смело, что
тлаза лихорадило.

Горький, как бывало часто, встретил
гостей на крыльще. Он был в коротюм
пальто, в длинных валенках, и ето лох-
матые брови и усы образовали на лице
веселые и замысловатые золотисто-пепель-
ные линии,

— Неужели у вас в Сибири снега еще
лучше? — спросил он, улыбаясь и делая
рукой широкий жест. — Ведь это же от-
личнейшие снега, глядишь и не нагля-
дишься!

У него только что побывал какой-то
ученый сибиряк, не то из Томска. не то пз
Иркутска, и Горький был весь напжнен
рассказами © Сибири. Он очень любил эту
страну, и ему хотелось сейчас сделать
‘любезность — признать, что снега там
лучше, но ему жалко было уступать мне
эти превосходные груды, пересыпающиеся
от мороза с шипящим звуком.

— Hy, рассказывайте, — сказал он,
впустив нас в комнату и садясь за стол.

По лицу его можно было понять, что
он хотел бы рассказов о Сибири. Но в Си-
бири я был давно, и ‘все рассказы быля
расеказаны, и я проговорил, что хорошо
бы, действительно, поехать в Сибирь, по-
смотреть, какая она теперь стала. — 1a
где соберешься.

— А вы Собирайтесь! Завтра же. Не-.
пременно завтра, а то подойдет какое-ни-
будь дело. опять отложите. И змотрищь,
пропустил какое-то важное событие. Нало
всегда. ехать немедленно и, как замечал,
если поехал сразу, — так и успел, уви-
дал!

Он улыбнулея своей шутке, помолчал,
закурил и, поглядывая на дым ситареты,
задумчиво сказал:

‚ — Народ дает удивительные определе-
HUT, которые нало записать тут же; опре-
деления, которые нам, литераторам. и не
придумать никогда Если вы, например,
пзедете в Сибирь. побролите среди нарола
в TeX местах, Tle живали Владимир

“Картина ‘А, Кутателадзе.

ным, — ни один учзоток, ни одна сто-
рона не остались необогащенкыми.

И все эм увенчивается итоговой pabto-
той «0 диалектичесюм и историческом
материализме» из <Враткого курса истории
ВКП(б)», которая по исчерпываемости те-
мы и силе партийно-философекого синтеза
становится в ряд с такими всемирного
значения теоретическими  документзаги,
как «Манифест Коммунистической партии»
Маркса и: Энгельса, «Людвиг Фейербах»
Энгельса и «Материализм и эмпириокри-
тицизи» Ленина.

Наряду с такой всебхватывающей теоре-
тической работой Сталина всегда харак-
Tepusyer великое практическое  умеБъе
найти в Цепи явлений одно — решаю-
щее — звено, ухватившиеь за которов
можно вытянуть всю цепь, т, е. решить
политическую проблему. Так, скажем, в
первые годы социалистической индустриа-
лизации страны товарищ Сталин говорил:
«Техника в период реконструкции решают
все». И отсюда следовала задача техниче-
ского переоборудования налшей промышлен-
ности, Но вот страна уже насыщена пе-
редовой техвикой, ‘в техническом  отно-
шении мы уже догнали передовые” стра-
ны. Налицо новая полоса’ строительства,
новые задачи. Конкретный анализ подекз-
зывает, что теперь главное — это кадры,
владеющие техникой. Н на эту проблему
налравляет общее внимание товарищ
Сталин лет первая пятилетка — необ-
холимо ^ пробулить «пафое строительства».
 Нодходит вторая’ пятилетка — необхоли-
MO «пафос строительства дополнить пафо-
сом овладения техкикой».

Но всегда, во всех елучаях, идет ли
речь о технике, или о калрах, — в цент-
ре внимания человек, человек и человек,
ибо все лелаетея лля человека. Высший
гуманизм, — BOT 9% характеризует
Сталина. Горький когда-то сказал: «Чело-
век — это звучит горло». Олнако троц-
кист, бухаринец — ‘это звучит подло и
поллежит уничтожению ради человека же.
Уничтожить звериную морду капитализма
ля того, чтобы человек стал человеком,
— вот, собственно говоря, в чем смыел
сталинских дел. Отсюла непримиримая
борьба со всеми вратами человека и их
пособниками, борьба во имя человека.
Ненависть к врагам и любовь и забота
© трудящихся — и в большой госулал-
отвевБной работэ, и в повседневной жизни,
— вот что характеризует Сталина-чело-
века.
`’ Идет натряженнейшая стройка  социа-
лизма. Необходимо укреплать ‘обороносло-
собность страны. Сложные межлунарюдные
дела. Капиталистическое окружение, кото-
poe точит зубы против СССР. Контррево-
люционный заговор внутри страны. А па-
панинцы -— на дрейфующей льдине, —
и вот 384607т& 9 папанинцах в самом бук-
вальном смысле слова; чуть ли не еже-
часно докладывают товарищу Сталину, что
нового, и получают конкретные указания.
И здесь же впимание к какому-нибудь
писателю — товарищ Сталин сам берет
трубку и спрашивает: почему ваш роман
не выходит?’ и дает товарищеские при-
тяческие указания. И злесь же внимаеие
Е отдельным талантам, скажем, к 0л3-
ренным  детям-музыкантам. Действитель-
но, к товаришу Статину подхолит образ
садовника, который дал он сам, сказав,
TO © вобпитании новых калров нужно
заботиться, как садовник заботится о вы-
рашивании мотолого деревца.

Итак, «пламенный колхилец» социали-
стической революции и  заботливейший
садовеик, воспиталель люлей социализма.
Ни тени доктринерства. Внимательное
приелутивание к каждому рядовому ра-
бочему. колхознику, интеллигенту. Ника-
кой кичливости. Напротив, борьба ве
только средствами убеждения, но и мера-
ми принуждения против тех, кто погряз
в комчванстве, кто инит себя сатрапом,
который только распоряжается, зарывает-
ся в бумати и отходит от практической
жизни.

Необычайная сила логики. Оталин как
оратор действует нз разум. Есть ораторы,
которые действуют только на чувство.

толкветесь на необычайно меткие слова,
характеризующие этих великолепнейших
людей. Например, один‘ рабочий из Донбас-

EA

Никогда еще не было в наптем народе та-
кого изобилия свободных, играющих сил,
никогда еще не ощущал он такой полноты
жизни, такого четкого сознания своей вели-
Fol. социальной и культурной миссии. И
когда глядишь на расстилающийся вокрут
новый мир, когда думаешь об изумительной
глубине и мощи советской цивитизации, о
том новом, небывалом культурно-историче-
ском типе, который носит название совет-
ского человека, — тогда приходит мыюль 9
Сталине. ,

0 ero ровном, бессонном, великом труде. 0
его никогда не иссякающем влохновении,
0 ого никогда не слабеющем напряжении,
0 его никотда не изменяющей проница-
тельности. 0 его нетремлющей бдительно-
сти. 0 его тлубочайшей включенности в
жизнь и творческое  лвижение эпохи. 0

уыелью й с чуветвом народа.

Тажива личность и такова биография
Сталина. Более сорока лет назад откры-
лась его уму великая социальная истина,
и тогда же поставил он на службу этой
истине все своп силы и помыслы, все
свои часы, дни и голы. Он посвятил свою

самой прекрасной пели, какой когда-либо
посвящал себя человек, и нужно было
счастливое сочетание этой титанической
личности с величайшей, переломной исто-
рической эпохой, чтобы цель, = пусть
еще не конечная цель, — оказалась до-

лет назад сознание юного Сталина, но еле
смутно’ брезжившая в сознании миллионов
тружеников, оснащена сейчас последними
лостижениями индустриальной и военной
техники; на страже ее стоят сейчас ве-
ликая армия, пушки, танки, самолеты, &
главное — почти двести миллионов, с03-
нательных. смелых, гордых людей.

Сталин шел, все более и более распти-
PLA круг приложения своих сил, HO
помышляя ни 9 славе, ни 0 величии, не
зная ни страха, ни сомнения. Это было
самоотверженное служение идее, призван-
ной пересоздать весь современный  мит,
дать счастье двум миллиарлам человече-
еких существ, населяющих земной Mad,
создать новую, небывалую. гармоническую
культуру взамен старой, феолально-бур-
жуазной культуры, в течение тысячеле-
тий уродуемой на прокрустовом ложе ча-
стнособственнической экономики. Й все
большие и большие миллионы людей ра-
достно шли под руководство Сталина,
пленённые ясностью и простотой его мыс-
ли, силой его воли, его мужеством, его
конструктивным гением, его безоптибочным
прелвилением. его госудатетвенной мудро-
стью, ero глубочайшей  принципиаль-
ностью; его высоким моральным строем.
Это был изумительный процесс взаямолей-
ствия, взаимопроникновения вождя и на-
рода, в результате которого они становят-
ся воплощением друг друга и мыелятея ие
‘иначе, как в нерасторжимом елинетве.

Я видел недавно фотографии трудовых
эпизодов на Ферганском канале. Вели бы
не черно-белый тон, можно было бы ска-
зать, что то великая живопись. Й еще —
злесь не было творческого произвола вели-
кого художника Жизнь,  отраженная B
мертвом, холодном стекле об’ектива, сама,
естественным образом, нашла такое распо-
ложение человеческих фигур, такое выра-
жение лиц. такие повороты голов, такие
взмахи рук, такую поступь ног, такое с0-
четание человека и пейзажа, что разли-
чие между великим искусством и жизнью
приобретают всето только формальный ха-
рактер. Я рассматривал эти фотографии в
тишине. Живой голое ста шестидесяти ты-
сяч ферганских колхозников, сотрясающий
трохот эпической стройки не доходили до

ся в голове, иногда хаже хорошего вос-
поминания. Было приятно, но что при-
ятно — неизвестно. Есть ораторы, кото-
‘рые действуют только на волю, к чему-
то побуждают, но к чему — непонятно.
Сталин своей ясностью и простотой до-
волов убеждает в том, о чем говорит. ITO
действует Ha ум, п именБо потому, что
это необычайно содержательно, логично и
ясно, действует не только на YM, HO

фо, но пафос не слов, а идей, которыми,
чрезвычайно богата простая в своих еред-
ствах и по конструкции Фраза; повторы,
которые навсегда врезываются в память;
ирония. которая’ хохотом взрывается B
зале; итоговые утверждения. которые Ез-
всегда входят в сознание, как родные
мысли, и делают Сталина родным всем
трудящимся.
Таков нали вождь, теоретик, человек.

Ильич ‘и Иосиф Виссарионович, вы на-

ео никогла не пресекзмюощейся связи е

жизнь самой большой, самой трулной и

‘стигнутой. Илея, осретившая более сорока?

Всеволод ИВАНОВ

ca прекрасно сказал о Сталине: «Мастер
времени, — и кончено! Он каждую мину-
ту, умело, опытом знает, куда поставить
ий в чему», Очень хорошие слова, корот-
кие, справедливые.

Алексей Максимович посмугрел
глаза и добавил:

— И мастер, и хозяин времени, наш
Иосиф Виссарионович,

Горький удивительно любовно и округ-
ленно как-то произносил всегда эти ABA
слова — Иосиф Виссарионович. Глаза У
него тогда приобретали растроганный и 8
TO же время острый и сильный блеск, Он
вынимал платок, вытирал им усы, а 3a-
тем тихо улыбалея. каж бы и сам улив-
ляясь, — неужели так можно, хоропю и
вкусно, шюоизнести эти слова.

нам в

Он всю жизнь ненавидел крупном и  Это

мелкого собствевника, который сам себя
называл «хозяином». Всю жизнь Горький
мечтал о настоящем хозяине полей и фаб-
рик, хозяине могучем, подлинном. умном,
© том хозяные и мастере времени, в руках
которого время приобретает крайне искус-
ные и творческие формы, котда оно .слу-
жит небывало, — как это случилось, на-
пример, в пятилетки! И вот теперь Горь-
кий, вместе с другими миллионами твор-
цов; завоевал право назвать и увидеть
похлинното хозяина труда — Человека, и
среди этих миллионов новых людей, но-
вых хозяев земли — первого из первых
хозяев вдохновения: великого резолюцио-
нера, ученого, Сталина!

Конечно, ни Торький, ни рабочий с
Донбасса не воспринимали ‘понятие време-
ни как нечто метафизическое. Это ‘было
— время освобожленного труда. тот сежи-
часовой рабочий лень, который имеют все
трудящиеся СССР, эт были пятилетки
преобразования земли, пятилетки изуми-
тельных строительств: это, наконеп, было
т время, которое надо употребить с тм-
ком. потому что передышка от войны, от
нового наступления империалистов тоже
носит пазвание — время.

Точно так же не метафизически, не аб-
страктно воспринимаем мы. писатели со-
циалистической революции, поразительную
историю дружбы межлу великим пролетар-

ским писателем М; Горьким и великим
стратегом революционной борьбы
Сталиным.

Влияние теоретических работ Сталина
на развитие советской литературы’ огромно
и плодотворно. Это, собственно, и есть
подлинные корни социалистического реа-

Як. РЫКАЧЕВ

И. В. Сталин.
Работа скульптора С. Меркурова, _

оо

меня, фигуры, машины и облака застыли
в неподвижности. Таким перейдет оно и к
потомству — это величавое, словно отче-
каненное на нетленном материале, сочета-
ние человека, машины и пейзажа, непов-
торимо прекрасное  зрелише свободного
труда социалистической эпохи...

Я смотрел на фотографии и думал о
Сталине. В сущности, я думал об изуми-
тельном трудовом порыве ферганских кол-
хозников, еще два десятилетия назад не
имевших понятия о собственных возмож-
ностях, еще полгода назал не подозревав-
ших в себе ни той силы, ни той красоты,
физической и душевной, какую они обна-
ружат вскоре перед лицом всей советской
страны на строительстве Ферганского ка-
нала. Конечно, эта сила и красота уже
жила в них, они предчувствовали ее смут”
но и смутно искали ее приложения. И вот. в
какой-то день и Час кто-то произнее нуж-
Нов слово, и всем стало ясно. что они уже
дозрели для’ великого дела, и тогда муж-
чины и женщины, дети и старики, юноши
й ловушки, вооружившись лопатами, мо-
тытами и кирками, вышли на трассу бу-
дущего канала, с песнями, в красными
знаменами, с именем Сталина на, устах.
Не знаю, кто первый сказал нужное ело-
во, но сказать его мог камдый колхозник,
лишь только для великого дела созрели
все нужные условия, внутренние и внеш
ние. Это слово сказал народ,  воспитан-
ный Сталиным, партией, прошедший шко-
лу колхозного труда. Й если отобить у
любого колхозника, кто первый подал
мысль 0 постройке Ферганского канала,
он ответит: Сталин! А если  стросить у
Сталина, кто первый подал мысль о по-
стройке Ферганского канала, он ответит:
варод! вот, рассматривая фотографии,
я думал о Сталине и о народе, о. их нерас-
торжимом единстве, о их  глубочайшей
взаимосвязи, сказывающейся в каждом
свершении, в каждом трудовом и воин-
ском подвиге.

Сталин никогда не требует невозможно-
го, но всегда-—максимально возможного. Он

ве

МАСТЕР ВРЕМЕНИ _

лизма. Да и ког) не может охватитв В
увлечь эта несравненная смелость и раз“
работка темы, характеризующая все тру-
ды Сталина, ora быстрота и дальновид-
ность действий, точность и ясность ело-
га. Здесь мысли идут мощно и быстро,
подобно горной реке, и как эта река pas-
рушает и ломает горы, так и тут падают,
подмытые, горы невежества и заблужде-
ний, Вак эта горная река несет силу и
свет, — останови её только, подумай над
ней! — так и эти мысли несут вуло-
щенный идеал сотен и сотен поколений
человечества, что мерцают там, пол 0бла-
ками, белоснежными свочии вершинами,

И в такой же степени огромно и пло-
дотворно повлияла на развитие советской
литературы дружба Сталина и Горького.
была дружба двух титанов, трудя-
щихся над одним делом. Сущность этой
дружбы. заключалась в том, что 0ба пре-
красно понимали, что такое литература и
искусство и как бни могут вырасти. Ли.
тералура — как лес. Это не ‘трава, кото-
рую можно скосить. иногла лаже Apa pasa
в лето. Лес растет медленно, но если ух
вырастет, так вырастет такими кряжами,
которые будут существовать столетия. Но
порэжль, когда она только начинает под-
ниматься, очень нежна, ее легко растоп-
тать, и вот почему титаны шагают. мел-
ленно и осторожно. Вот почему М. Горь-
кий так любил и. прямо сказать, лелёял
молохую литературу, и вот почему Сталин
товорил. Что писателей должно быть мно-
№ — десятки тысяч. ‘

И вот пчему любой из советских пи-
сателей, если назовет имя Горького и
Сталина и на мгновение сосредоточитея—
увилит перел  ‘с0б0й, мысленно, фигуры
Горького и Сталина ¢ такой же ябностью,
— 10л0с, походку, лицо, — как вилит
он своих близких и любимых: отцз, бра-
та. мать,

Й вот почему можно быть уверенным,
что советокая литература, во всем ее ино-
гообразии национальностей и языков. H6-
сомненно займет первое место во всем
мире, BO всей мировой литературе. Эт
неизбежно. как неизбежно и то, что будут
стоять, библиотеки наптих. книг в томах
трулящихся и в Париже. и в Нью-Йорка,
и ме-нибуль в Вогезах. и на равнинах
Америки. п в Мексике. и в Китае. И если
незнаютий спросит: «Откула у вас 25
это?» Ему ответят:

— Нас влохновлял социализм! Har wes
Сталин! ©

в поразительной степени одарен тем чув=
ством нового, которое позволяет ему всегда.
первому обнаружить еще смутную народ»
ную мысль, смутное стремление. И тогда
он находит слова, которые зажитают мил-
либны людей, — всегда точные и едан-
ственные слова, которые становятся ло-
зунгами н8 только потому, что их сказал
Сталин, вождь и учитель, но и потему,
что эти слова уже сказались емутно каж-
дому честному гражданину страны и при-
обрели последнюю чеканку в прозрачной
сталинской формулировке.

Бойцов Красной Армии, переступивиих
17 сентября 1939 года рубежи советской
страны, многие из. нас застали еще в
пионерских галстуках. Эти люди никогла
не знали’ ни купца. ни фабриканта, ни
помещика, ни бога, ни чорта. В катита+
листическую палекую страну они’ явились
co своей собственной, советсмой  культу-
рой. В одном из городов Западной Бело-
руссии красноармеец с удивлением узнал,
что, оказывается, все  матазины горола
являются собственностью отдельных, 94-
стных лиц. Что же, поразилея красноад-
меец, остановившись перед одной из вит-
ин, — все эти товары принадлежат од-
ному человеку? Ла как же это может
быть? Значит, он’ может продать их и все
деньги забрать себе? По какому же эт
праву?

В этом эпизоде с замечательной выра-
зительностью сказалось преимущество Hay
шей сопиально-этической культуры: пред:
составляющей ‚ собой новую систему ¢0-
циального. и философекомо мышления,
моральных и. бытовых навыков, идеа“
лов, стремлений и взглядов. Зрелость’ этой
культуры, её логическая стройность, «ee
универсальность, ее моральная глубина и
Чистота, ‘ее, соответствие самым высоким
идеалам, которыё когда-либо: постулирова-
лись великими гуманистами! делают ее
знаменем нового человечества, в крови и
муках выбирающегося из трясины пред-
истории, у

Источником нашей сегодняшней куль-
туры — социальной, ° гобударственной,
этической, организационной — является
Сталин: Именно он выражает в’ слове TO,
что живет в народе как чувство или как
смутная мысль. Воспринятое наролом, это
слово творит чудеса: оно пробуждает в
людях все силы, заключенные ‘в глубине
их существа, и заставляет их мерить себя
полной мерой,

Сталин является для нас всех мерилом:
человеческой ценности, наивыспим выра-
жением того культурно-исторического ти-
па, который мы называем советским че-
ловеком. Мы постоянно дышим воздухом
нашей культуры, она стала для нас жиз-
ненной средой, бытом, обыденностью. Нам
не всегла улается быть на высоте поло-
жения, нам нередко изменяет свежесть
восприятия, мы нередко пишем елова, ко-
торые не звучат, и создаем образы, лишен-
ные соответетвия. Тогда мы ‘обращаемся
мысленно к Сталину, вождю и учителю,
самому влохновенному человеку нашей
эры, для которого жизнь никогда не ут-
рачивает первоначальной свежести, ни-
когда не устаревает. никогда He повто-
ряетея, никогла не иссякает. Это одно
из свойств великого вождя,—но оно неиз-
менно присуще и великому писателю. Бу-
дем же полражать Сталину, чтобы наша
литература оказалась ‘ достойной нашего
времени, к которому каждый из нас при-
общен счастливой случайностью своего
рождения.

”

Литературная газета !
№ 70 5