пе

АННА КАРАВАЕВА

и Человек”.
сталинской эпохи

` Три года назад мы потеряли Николая
Островского. Память о нем, навсегда ос-
танется глубокой, сильной и живой. Да,
. воспоминания © нем
на те в’едливо-горькие раны сердца, кото-
рые вызывают бессильные слезы и жало-
бы о невозвратном; и не мертвым, среди
погребальной пышноети цветов, видится
он мне, а всегда живым, полным. самых
ярких творческих мечтаний и замыслов,
полным неугомонной, искристой энергии и
‚ жадного интероса к жизни.

_ За эти три года произошло множество

событий как в жизни нашей родины, так
и во всем мире. Да что три года — по-

следние месяцы 1939 года показали вое-  . 4) И

му свету, как велика мощь нашего социа-
листического  тосударотва, которое, не-
‚ уклонно борясь зь мир, выступило под-
линным спасителем пелых народов. В чи-
‚ еле книг, которые нали новые, советские`
граждане западных областей Украины и
Белоруси получили для своих библио“
тек и клубов, конечно, имеются романы

Николая Островского: «hak закалялась

сталь» и «Рожденные бурей».
_ Я предетавляю, что сейчас делал бы

Николай Островский, если бы смерть не
унесла, его от нас. Вонечно, он закончил
бы роман «Рожденные бурей». Отчаянный
и грозный крик Андрия Птахи «Да здрав-
ствует коммуна!», который раздалея из
осажденного поляками охотничьего домика,
прозвучал бы во Второй книге романа как
музыка победы. -

Я словно вижу, как на худом разру-
иянившемся от радости лице Николая
Островокого сверкает его неповторимая
улыбка, как восторженно слушает он все
`сообщения и рассказы очевидцев © том,
что с каждым днем все ярче расцветает
свободная, полнокровная жизнь в WOBLIX
западных областях Советской Украины и
Советской Белоруссии. Ведь в этих краях
on родился: в селе Burana  Острожекого
yesta, Волынской губернии, в 1904 году.
В начале. мировой войны 1914 года, де-
сятилетним мальчиком, в числе многих
беженцев, он попал с семьей в Шепегов-
КУ, п 670 детские глаз» на всю жизнь за-
помнили ужасы войны и страдания людей,
стариков. женщин и детей, таких же, как
On. я
И как же был бы рат он сейчае подать
весть © себе.селу, тде прошли его детские
тоты. и сказать в той широкой, блиетаю-
щей восторгом улыбкой, которую нельзя
забыть: ну, бралы, добилиеь и вы Ha-
стоящей жизни! eh

Я будто слышу, как взволнованный
счастьем голос его звучит по радио... Да,
его жизнь была из тех, что продолжается
и после смерти, потому что его слово и
мысль, проникнутые горячим биением ге-
роического сердца, помогают самому пре-
красному и благородному делу: воспитанию
человека сталинской эпохи... ‘Николай
Островский принес в советскую литерату-
ру 0браз человека-бойца, в котором в 0р-
таническом единстве слились боевая” храб-
рость, ненависть к врагам трудящихся,
любовь к партии Ленина — Сталина и.ее
учению, беззаветная вера в торжество CO-
циатизма, и действенный призыв в нрав-
ственной чистоте; к енности,; к. не-
устанному труду во славу родины.  ,

Однажды дорожный спутник, пожилой
человек с двумя орденами на груди, рас-
сказал мне простую историю, как он чи-
тал роман Николая Островского.

Во время: лагерного сбор» этот командир
достал из полковой библиотеки «Как за-
калялась сталь»; Сначала он читал в оди-
ночестве, & потом двое мололых бойцов
попросили его считать им велух. Полошля
еще несколько бойцов и стали слушать.

«Эх, — оказал наконец один из ‘бойцов

постарше, — просто все. так в этой кни-
ге п душевно, & за самое серлце берет —
ведь это сам народ о себе говорит!» A
другой ‘боец добавил: «Я этого Павку Кор-
чатина. как. товарища своего, как самого
лучшего. другь вижу!» Оказалось, что поч-
ти все роман уже читали, но повторное
переживание его страниц вызвало такие
же свежие отклики, как и в первый pas,
в душе читателей: действительно, бойцы
‘правы — все образы книги потому и ви-,
длятся как «самые лучшие товарищи»,
что они правливы и поллинно народны,
Владимир Ильич в ‘своей речи на 3-м
©’езле РЕСМ 2 октября 1920 года говорил:
«Существует ли коммунистическая хнрав-

- Голос

Мы шля мимо южных кустарников,
мелкие и жесткие темнозеленые кудри -ко-
торых сухо шуршали под ветром, налета
ющим © моря. Прибрежная грязная поло-
са воды была скрыта от Hac
здравниц и пышной зеленью парков, HO
мы видели дальние просторы моря, Ha Ko-
торых качались тени облаков. Облака бе-
жати очень низко. и быетро, это были 06-
татки надвитавшегося ненастья, сорван-
вого утренним яростных . Ветер по-
мешал дождю. Но дневной свет был. чист
и прозрачен. как после дождя, и все цве-
та особенно ярки... И вдруг после этого
пятнисто-Зеленою  колеблющегося моря,
сильного солнца, соленого гулкого ветра,
мы очутились в полутьме тихой и страл-
ной комнаты. Стены заставлены книтами,
посреди комнаты — большая кровать, на
ней потулежит,  полусидит. нз высоких
подушках до крайности истощенный мер“
твенно-желтый. юноша. Из-под век, напо-
ловину опущенных, тускло поблескивают
неподвижные. очевидно, незрячие глаза. Но
на серых губах появляется очень милая
и Совершенно здоровая,  жизнерадостная
усмешка, и мололой и талой же жизнера“
достный, как усмешка, здоровый голос
приятно и по-украиноки певуче произно-
сит первые приветственные фразы, кото-
рые полагается говорить всякому. госте-
принмному хозяину, когда он , встречает
своих гостей.

о Мы ве сразу ретилиоь mmm x Hnno-

даю Островекому. Видеть тахие страдания

eacerennnineeer reer TT FRE TRI TI or
 Литературная газета .

4 Ne 71

совсем не похожи.

`отрицаем всякую мораль. Это — с1060б

далеки от всего того, что называется, на-

‘них книги Николая Островского

из которых открывается обширный вид на

ственнобть? Конечно, да. Часто предетав-
ляют дело таким образом, что у нае нет

своей морали, и очень часто буржуазия  ,

обвиняет наю в том, что мы, коммуниоты,

подменять понятия, бросаль песок в глаза
рабочим и крестьянам»... «Мы говорим,
что наша нравственность подчинена впол-
не интересам классовой борьбы пролетари-
ara... Вот почему мы говорим: для нас
нравственность, взятая вне человеческого
общества, не существует»... Николай Ocr-
ровский, как коммунист и писалель, по-
ступил по-лениноки, утверждая свой 05-
новной идейно-художественный тезие, что
те, кто подлинно строит новое общество,
кто подчинил всего себя интересам клас-
совой борьбы пролетариата, —такие люди
чисты, сильны и блатородны. Они могут
оптибаться, оступаться в мелочах, HO в
том, что составляет смысл их жизни и
главную цель ее, — 0, в этом они всегда
верны себе!.. :
Верность и любовь в родине и партии
Ленина-—Сталина ‘для ‘Павла Корчагина,
Риты, Андрия’ Олеси, Сарры, Щабеля и
других милых нам’ героев —— чрезвычайно

четчичеством, декларациями, пусть бы са-
мыми торжественными, далеки от всякого.
ЕНИЖНОГО `ПОДХОДа, 8 ЖИВУТ в НИХ еСтест-
венно как биение собственного сердца.
Эти юноши и девушки не отступают
перед опасностью, разумны, смелы и бес-
страшны, отзывчивы K горю товарища,
чутки к слабым и’ беспомощным, с глу-
боким уважением относятся к человеку —
и В то же время в ненависти к врагу они
беспощадны, они непримиримы и 0 OT-
ношению к шкурникам и карьеристам.
Книги Николая Островского принадле-
жат к тем книгам, которые не поддаются
времени: они всешма молоды, как и нала
социалистическая фодина. Причина этой
стойкости-—глубокая партийноеть в соеди-
нении © таким же органическим, мягким,
лучистым лиризмом; любовью. к ‘человеку
и верой в него, — человека, ‘социализма,
в соединении с такой же страстной свя-
щенной ненавистью ко всем врагам его.
Все новые и ‘новые поколения советекой
молодежи входят в жизнь, и каждому, из
светят
приветливо и ярко, словно большие окна,

все поля и дороги жизни.

В письме к товарищу Сталину по по-
воду своего награждения орденом Ленина,
Н. Островский горячо благодарил Оталина
и партию 3& то, что она сделала из него
пролетарского писателя. Да. прежде всего
нашей партии Ленина-—Сталина. мы 0бя-
заны появлением этих любимых ‘произве-
дений советской молодежи, которые вос-
питывают еб ‘мысли и ‘чувства в духе
любви к родине, к партии, к нашему вож-
дю и отцу товарищу Сталяну. Эти кни-
ти живут потому, что нужны людям, эти
книги пропитаны живым движением и
силой жизни. Она идет все вперед, и они
не отстают от нев, потому что’ вышли
они, как два верных друга, из одного на-
чала и идут по одному пути.

Ю.  ЛИБЕДИНСКИЙ

литературно-художественного и обществен-

СТАТЬИ В. ЛЬВОВА.

В номере 5—6 журнала «Звезда» напе-
чатана статья В. Е. Львова «Что нового
в науке»; часть которой посвящена Ин-
ституту физических проблем Академии
наук Р и велущейся в нем работе.

Надо приветствовать попытку редакции

но-политического журнала популяризиро-
зать` работу советских ученых и COBET-
ских лабораторий. Но «популяризация»
В. Е. Львова вызывает чувство глубокого
недоумения и досады.

«Пройдем в тлавный лабораторный” зал
ето (имеется в виду акал. П. Л. Капица)
института», — приглашает автор и вво-
дит доверчивого читателя в институт, в
котором сам никогла не был. Отчасти по-
этому недоразумения начиваются ¢ пер-
вых же шашв по незнакомому здадню
(столь незнакомому. что даже arper ero
перепутан).-—«Здесь помещается знамени-
тый электромагнит-гитант, это, ‘быть м9-.
жет, самое смелое из предприятий, когда-
либо осуществленных в экспериментальной
физике», — начинает слои об’яснения
тида В. Е. Львов. я

о Ё сведению редакции «Звезды», не по-
трудившейся проверить публикуемый ею
малериал, и к сведению обманутых. чи-
тателей этого журнала: в Институте физи-
ческих проблем нет никакого элехгромат-
пита-гиганта. Нет по той простой причи-
не; ч сущность епособа получения
сверхвысоких магнитных полей, разрабо-
танного акад. П. J. Вапицей, как раз и
состояла в отказе от громадных элентро-
магнитов и в переходе к работе с малень-
кими. соленоидами без всяких железных
сердечников, но выдерживающими очень
сильные токи, Вся красота экспериментов
Капицы и заключалась‘ именню в том, что
он сравнительно скромными средствами до-
бился непревзойденных результатов: Одна-
ко применение этой простой по существу
идеи потребовало большого ‘эксперимен-
тального остроумия и преодоления целого
ряда сложностей, связанных © кратковре-
менностью эксперимента. Именно об’ этом
стоило бы рассказать широкому читателю,
на которого, казалось. бы, ‘должна быть
рассчитана статья. Но для этого нужно
знать то, о чем рассказываешь.

Следующие абзацы посвящены низким
температурам. Тут, по. выражению самого
автора, «понетине начинают твориться
странные вещи». . :

Далее серией бессодержательных фраз
В; Е. Львов отделывается от описания ин-

новой системы гелиевого ожижителя. .

Но котла В. Е. Львов только увлоняет-
ся от. об’яснения по существу, это еще хо-
ропю. Любознательный и добросовестный
читатель может обратиться к первоисточ-
никам и без труда разобраться в вопросе.
Горазю хуже получается, когла В. Е.
 Львов от об’яснения не уклоняется,

`Так, например, он пытается дать чи»

так называемых сверхпроводниках. Сверх»
проводимость =— одна из самых ‘увлека-
тельных проблем современной физики. Те-
ории этого явления в настоящее время
еще не существует. Но В, Е. Львов сверх-
проводимость, т. ©. явление полной потери
сопротивления в некоторых проводниках,
наступающей скачком при определенной
температуре и обязательно связанной е по-
явлением особых магнитных свойств, про-
сто путает. с явлением нормального уве-
личения проводимости при понижении ем-
пературы, наблюдаемым у всех чистых Me-
таллов. И таким образом все разом ока-
зывается <0б’яенено»,

‹ Мы но будем ни повторять, ви разбирать
этих об’яснений, потому что В. Е. Львов
и тут, как в описаниях магнитной уета-
новки, путает исключающие друг друга
явления, Скажем только то, что вряд ли
исследователи, которые во всех лабора-

‘ториях мира вот ‘уже тридцать лет на-

пряженно ищут разгадку секрета сверхпро-
водимости, могут быть благодарны В. Е.
Львову за то, что он неожиданно внеё
ясность в этот запутанный вопрос,

Но В. Е. Львов ¢ изумительной легко-

самой дружбы

товарища: и не уметь им помочь! ‚ Слова
сочувствия? Но можно. ли будет их ска-
зать? Не прозвучат” ди они бестактно?
Трубка телефона ‘была уже в моих руках,

зданиями   номер был уже вызван, а на душе еще

было очень смутно,—я жалел, что пото-
ротился,

— Мы хотели бы встретиться с това-
рищем Островским, если это не очень его

—_ (Сейчас, — ответит мне какой-тото-
noc... Cexymyy простоял я с пустой труб-
кой в руках. меня назвал по имени чей-
то другой голос. сразу. показавиеийся ми
знакомым.   ,

— Юрий, эю ты?

— Да — ответил я, предполагая
какого-то своего друга, которого я, быть
жожет, настолько уже давно не видел,
что в памяти осталея только знакомый
толос. — Мы. хотели бы увидеться ¢ TO-
варищем Островеким...

— Так, у телефона ‘Островский, — co
смешком ответил именно этот приятный
молодой толос. = И Саша тоже здесь.
(Речь шла ©. т, Фадееве). Я очень рад бу-
Ду вас увилеть, ребята...

Резкий перехол от солнца к. полутьме,
иссохшее окаменевиее тело и слепые гла-
3 — 206 91% в первую секунду меня
отеломило. Но вот снова: голое — друж-
ба, молодость, жизнь...

— Ну как, трудновато вам было до
меня добраться? — спрашивает (стров-
ский, — здорово меня охраняют?

— Да..— несколько принужденно отве-
чает Фадеев. Как и я, он явно еще не
освоился ¢ обстановкой. — Но это х9-
pomo, wo тебя так охраняют, з To тебе
бы покоя не дали.

— Таково мое положение, — шутливо
вздыхает Островокий. — Если 6 мог; взял
бы я стопу бумати дз убежал бы куда
подальше. А вот не убежишь... Да вы
что стоите, садитесь. садитесь. ребята.

Он прислушивается в тому. как мы:
рассаживаемея и продолжает, посмеива-
sich: —- Добивалаеь тут меня одна девчи-
на. Шрюскочила первую охрану, которая
У ворот, проскочила вторую, которая У
входной двери, слышу она уже ‘бушует
в ломе. «Нет! Я должна его увидеть!» И
Островский своим слабым голосом очень
верно и ззбавно передает неистовые ин-
тонации в голосе «левчины». — А что я?
Тежу здесь скованный, чувствую себя
крепостью, ^ которую берут приступом и
думаю: — Милая, милая девушка, если
бы ты эту силу направила на достиже-
ние какой-нибудь действительно достой-
ной, общеполезной цели... — И в голосе
Островского столько умной и ласковой
иронии, что мы сразу чувствуем себя
легко, свободно...

Завязалея легкий товарищеский. pa3-
TOROP о литературе, о писательских де-
лах... Но что-то изменилось на лице (ет-
ротекого с момента, как начался этот
разговор. Он точно справился © трудным
делом. Очевидно, сразу почувствовав, что,
войдя к нему в комнату, мы ошеломлены
и потрясены, он этим игугливым разгово-
ром 0 себе и комических чертах › своего
трагического положения решил помочь
нам справиться © своими чувствами и
войти в колею обычных товарищеских от-
ношений. И он нам помог. Он, пределы
физической жизни которого до крайности
сужены. помог нам, здоровым и сильным,

тересной работы акад. П. 4. Капицы —

тателю модель явлений, происходящих В’

стью обходится не только © теоретиче-
ской частью проблемы. Та же судьба 10-
стигает и экспериментальную часть.

Он пишет:

«Штурм абеототного нуля начал тол-
ландед Камерлинг-Оннее. В .1908 г. он
подошел к 268” холода. Самый летучий
таз — телий, — стустилея при этой. тем-
лературе м стал жидким. в,

В течение следующих пятнадцати лот
были пройдены только 3°

В. 1923г; опустились Ha полградуса.
В 1926 — еше‘ на полградуса — 272°.
Замерз телий и стал твердым, как лед,
Предельный мороз сковал молекулы.

Произошло необычайное»,

Вот именно — произошло необычайное!
Человек, решивший заняться. популяриза-
цией физики низких температур, обязан
иметь представление об основных моментах
этой области знания и не имеет права
уверять читателей в совершенно абсурдной
веши — что телий был приведен в твер-
Joe состояние только лишь понижением
температуры, как морозят воду, Гелий —
елинствениое вещество, которо не имеет
температуры сосуществования жидкой, га-
зообразной и твердой Фазы и не тверлеет
при давлении своих» насыщенных ларов
ни при какой температуре, эксперимен-
тально достижимой в настоящее время.
Поэтому ‘твердый телий был получен co-
‘вершенно независимо от предельно-низки:
температур, .

К сожалению, «необычайности» не ис-
черпываются диатраммой состояния. гелия.
В. Е. Львов обралцается к классическому
опыту в‘ кольцом из сверхироводника. В
действительности этот опыт состоял в сле-
дующем. Кольцо. из сверхпроводящего ма-
терлала охлаждалось до той температуры,
при которой этот металл переходил в
сверхпроводящее состояние; Тогда в Коль-
це был индувтирован электрический ток.
 Раз возникнув, этот ток продолжал цирку-
тировать в кольце без заметного ослабле-
ния все время; пока металл. поддерживал-
ся в сверхпроводящем состоянии. 4

Для того, чтобы разобраться в этом
опыте, достаточно иметь самые общие,
школьные представления ‘об электрическом
токе. Мы не утверждаем, что каждый че-
ловек должен знать закон Ома, хотя это
и желательно, Мы утверждаем лишь, что
д тех пор, пока закон Ома представляет
Для человека трудность, ему не нужно 38-
ниуаться популяризацией физики. Потому

ляризацию, то известный опыт, ветреча-
ющийся уже в некоторых рядовых учеб-
ных пособиях по физике, он может расска-
зать так:

«Изготовили п0л0е КолЬШо © ДВОЙНЫМИ,
прослоенными, как всегда (!?), безвоздуш-
ным пространетвом стенками. Ввели в этот
футляр ртуть. Налили жидкий гелий, твер-
дый ртутный провод купался в 269-гра-

мкнули на несколько секунд электриче-

должал ЧТечь, не ‘питавмый никакой’ бата-
реей извне, Можно было возить” кольцо из
гороха, ‘в’ город. И стрелка гальванометра
неизменно ‘показывала отклонение».

Мы не советуем читателям ломать, го-
лову над тем; к какому именно месту
кольца и как ‘надо «примкнуть на не-
‘околько секунд электрическую батарею»,
чтобы исполнилось обещание В, Е. Львова
и в”кольце потек бы замкнутый круговой
ток. По такому рецепту. опыт © кольцом
не может быть осуществлен.

В. Е. Льзов просто комбинирует нь па-
мять. первые. попавшиеся экперименталь-
ные средства, авось читатель не. разберет.
Эту комбинацию для потрясения вообра-
жения В. Е. Львов награждает эпитетом
‚ «коневрвы ‘из тока» (ла простят это ему
  читатели, Kak простила редакция «Звез-
ды»).
Ho m этим. не кончается _ фабрикация
«Нового. в науке».

«Отсталая техника!» — восклицает
В: Е. ИШьвов, переходя В.описанию суще-
ствующей техники добычи жидкого возду-

помог’ © такой: легкостью ‘и непринужден-
ностью, что’ мы ‘Даже не’ сразу. заметили,
что он нам помотает... ;

Равтовор идет о «Тихом Доне», 06 ис-
торических. композиционных и психоло-

гических особенностях этого грандиозного

романа. Удивительно’ смело‘и в To me
время очень * бережно  ощупывает 0ет-
ровекий ткань романа. Я ни разу в нашей
среде’ не слышал такого соединения см6-.
лости и бережливости суждений в OTHO-
шении произведения товарища. Тах можно
судить только 0. своей вещи и. то He
вслух. Так. же, как нае, присутствую-
щих в комнате, Островский называет Шо-
лохова по имени —— Михаил и говоритоо
нем. так, точно, Шолохов. здесь. (И вдруг
мне’ ‘становится! понятных: почему © с&мо-
TO начала его голос’ показался мне знако-
мым. Это He голос какото-то одного дру
Ta, это голос самой дружбы — Ta лас-
ковость, то доверие, которое мы слышим
в голосе каждото друга...

Разговор. о литературе: не. прекращается.
(Островский сне только в курсе всех но-
BHHOR ——HeT, ON MMBCT жизнью воветокой
литературы. Он бебпоконтся о е6’трудно-
CTAX, радуется ее победам. и предсказы-
вает их. Мне особенно запомнилось, с ка-
Бим воодушевлением говорил он’ о’ великой
оральной задаче советекой литературы
показать женщину-бойца, женщин — T0-
варищей и соратников. «Наших малых
подружек», — сказал он,

Разговор шел. такой, каким его хотел
вести . Островский, — свободный, тТова-
рищеский разговор. Мне давно не прихо-
дилось беседовать © таким умным, не-
обыкновенно привлекалельнымх собеселни-
KOM, B складе ума которого чудесно с0е-
динялись бы ‘ироническая ° шутливость и
романтическая  приподнятость. Но порой
я вдруг как-бы отлядывалея: видел эту
полутемную странную комнату, это ско-
ванное Тело... И, закрывая глаза, велу-
шивался в этот чудесно-молодой голос, —

АТОРСКИЕ»._

“WTO если он все-таки возьуется за попу-

дусной (ниже нуля Цельсия) ванне. При-.

скую батарею, Потом выключили. Но ток
продолжал бежать п проволоке. Ток по-,

xa. «Она основана ‘нз применении громозд-

ких п плохо слушающихся 200-градусно-
то мороза порииетых компрессоров», _

Почему компрессорам надо «олушать-
ся» › (1?) мороза? Ведь они BO BCOX холо-

дильных установках мира всех без исклю-

чения систем работают при обычной ком-
ватной температуре? 0

Ho ne будем придараться к мелочам.
Нас горазло больше заботит то, что в су-
щественных вопросах В. Е. Львов 0р0-
должает полностью дезориентировать чи-
тателя.

«Содержимое той же бутыли, — пишет
он, подразумевая подо «бутылью» ©0суд
Дюара, — замурованное в породу и Boc-
пламененное (!?) по проводу через. элек-

тричеекий искровой зажигатель, рвет в

клочья (!?) гранит».

Может быть все это — и воспламенен-
ное’ солержимое, и порванный в клочья
гранит” — недоразумение, небрежность,
onucka? Но нет, автор He оставляет и
злесь, как и в других местах, никаких.
сомнений относительно уровня своего по-
знания ‘вопроса.  «Расширяясь мгновен-

жидкого состояния в газ, воздух развивает
давление в сотни атмосфер».. 5

Это и есть, по мнению В. Е. Львова,
механизи применения жидкого кислорода. во
взрывном деле. Не булем заниматься 06-
сужденивм концепции В. Е. Львова. Пусть
только читатель не подумает, что тут
кроется какая-то новинка. Новинок нет,
Жидкий кислород, как читатель, вероятно,
слыхал и раньше, применяется в окси-
тиквитах, т. е. во взрывчатых веществах
‘всобото типа, приготовленных на OCHOBO
жидкого кислорода. Эти взрывчатые веще-
ства содержат 0собых образом притотов-
ленный угольный порошок, заливаемый
жилклм кислородом перед употреблением.
В таком снаряде существенно не раеши-
рение` испаряющегося газа, & происходя-
щая обычная взрывная реакция. Таким o6-
разом, применение жидкого воздуха с 3за-
палом — 970 не последняя новость, а,
кажется, на этот раз уже последняя пу-
таница В, Е, Львова.

Было бы  тораздо лучше, если бы
В. Е. Львов, прежде чем спешить рас-
сказывать широкой аудитории «Что Нового
в науке», проконсультировалея с каким-
нибуль физиком, хотя бы с любым препо-
давателем физики средней школы, я спро-
сил бы ето, ‘сколь’ справедливы его мно-
гочисленные догадки. Если этого ие  де-
лает автор, это следовало бы сделать ре-
дакции.

Мы  воздерживаемся от’ высказываний
по. поводу литературных приемов и стиля
статьи. Но, в этой недоброкачественной
стряпне есть совершенно шеприемлемый
тон, прекрасным образчиком которого яв-
ляется концовка статья,

25’ декабря 1938 г. акад. П. Л. Ба-
пица рассказывал Академии nays CCCP o
своих новых работах ¢ кидким воздухом.
06 этом деловом и ‘по-настоящему инте-
ресном докладе В. Е, Львов. повествует
так: «Запомним. дату -25 декабря 1938 г.
— день, когда был вынут” из жилетного
кармана игрушечный ротор турбинки. Ис-
тория отметит. этот день».

`` Чаю значит такое кривляньз? Недомы-
стие это, или. издевательство? Ee

Мы сожалеем, что редакция большого
и читаемого журнала разрешила распра-
виться ‘с серьезными научными вопросазеи
взмахом пера невежды,

Статья «Что нового в науБе» свиде-
тельствует об отсутствии чувства эдемен-
тарной ‘ответственности перед читателем:
У редакции, ‘пропустившей в печать эту
«популяризацию».
* Анад Н. СЕМЕНОВ,
Анад. С. СОБОЛЕВ.

Акад. В, ФОН.
Чл.-корр, Авнадемии наук СССР
А. АЛИХАНОВ.

Донтора физических наун:
  Л. ЛАНДАУ.
Е. ЛИФШИЦ.
А, ШАЛЬНИНОВ,
Научные сотрудники Института физи-
‘ческих проблем: Н, БРИЛЛИАНТОВ,
„П. СТРЕЛКОВ.

в нем не было никакого уныния. никакой
принужденности, юн был’ естественным
выражением счастливого и Goxporo духа,
которых проникнут роман «Как закаля-
лась сталь».
Когда разговор змпел © второй книге
го «Рожденные бурей», ‹ кто-то
WR Hac задал вопрос, касающийся пан-’
ской Польши. И тут Оотровекий 9с0бен-
но оживился. Мало того, что он обнару-
жил поразительную осведомленность В
делах белопольского государства: в извра-
щенной экономике его, в его нелепом го-
сударственном устройстве, во всех BHYT-
ренних   габельных противоречиях этого
путого государства. Он говорил о ‘панской
Польше‘ тах, как-будто она была очень
близкю — рукой подать. в буквальном
емысле слова...

‚ С полузакрытыми глазами, неподвиж-
ный, еле шевеля своими почти парализо-
ванными пальцалхи, он лежал в этой по-
путемной комнате, и в то же ° время
мысль его летала над миром, то устрем-
ляясь в будущее, то возвращаясь в про-
шлое. И когда Островский © грозкой про-
зорливостью говорил. © польском государ-
стве, его голосом говорила вся наша стра»
на; весь нап народ... И смерть. — страш-
ный враг всего человечества, застав“
лявшая опускать глаза самых’ великих
мудрецов прошлого, отступила перед веч-
ной юностью Коммуниета и комсомольца
Островского. Он чувствовал себя моло-
дым. вечно молодым. И таким он ocTa-
ветея навсегда.

Увлеченные разговором. мы не замеча-
ли как идет время, и родные Островского
SHARAMH показывали нам, что пора уже
и честь знать. Но хотя хозяин сам, ви-
‘Димо, устал, он неохотно отпускал нас.
Не видя наших лиц, он видел то лучшее,.
что воплощено в труде писателя, и имен-
HO к Этому, самому лучшему и бессмерт-
ному, относились ето необыкновенно лз-
сковые и грустные слова прощания...

но. =— поясняет он, — при переходе из

]
ах fitters wart Pei

Гопосевание Ha избирательном участи
№ 17 (Москворецкого района), где бал,

‘лотируется писатель-орденоносец top,

Ф. Гладков. На снимке: инженер
 ! ранга Константин — Сергезвич Гор
шков опускает бюллетени в урн,

Фото Р, Бензрио,

оо

Сорок лет литературно!
°_^ деятельности

И. А. Новикова

Дорогой Иван Алексеевич!

Исполнилось сорок лет’ вашей ла»
турной деятельности. 6 эй знаменует»
ной дате вы пришли © отлачными поз
ми писательского труду и с торта
сенлами таланта зрелого, устреиленнох т
новым большим’ задачам.

Начиная с первого paccraza — «(а
Сергея Иванфвича», напечатанного в =
fate «Народное благо» сорок ger my
и посвященного голоду, который вы в
блюдали среди народа в татарских де»
нях и в Бессарабии, в ваших прое»,
ниях всегда, звучали общественные’ жит.
вы. Это не прошло незамеченным парой
цензурой: Киевская судебная палата с
дит вас за статьи, Московекий суд поту
новляет. уничтожить ваш сборщик 0302»
зов «К возрождению», Но читатель mr
знает, принимает и ценит вас, как бт»
кого автора,

Вы успешно боролись за свой но
симый от буржуазной молы резлистиче»
кий язык и к началу революция пртил
с немалым числом книг — с пой
стихами, пьесами.
° Однако лишь Октябрь дал вам вул
щую полноту творческой жизни, 3% №
ветский период вы „создали значительный
книги, и среди них такие, которые вали:
признание в отромных кругах ити
читателей, тав жадно любящих т»
ственное слово. Роман «Пушкан в ти
ловеком» принадлежит к любимым катя
последних лет, и то, что вы увлечен т
энергично продолжаете работу вы 2
эпонебй о: Пушижне; радует. воех £20, №
ших товарищей по литературе, и 01
читателю в скором будущем новые хита,
написанные превосходным языком, 6 Db
стичным изображением и ясных, тв
ющим сюжетом. Широтё ваших литерати?
ных интересов, жанры, которыми вы ии
yeeTe, не‘ уменьшаются; & растут. 0
недавно © необыкновенной  плолотнря»
стью вы. отлали силы перевоту «(ло №
полку Игореве» и выступили каб 1
дователь этого велико произведем
русского народа. ;

Нам хочетея, xoporof. Maan Arenceesr,
отметить также ваши большие обществ
ные заслуги перед’ советской вультрй
На протяжении революционных лет вы 3%
нимали много выборных лолжаостей 1 №
ботали так. что вас  охинаково хр
помнят каЕ те, кто трудилоя с зам }
Государственном ученом совете, 185 1 №
6 кем вы заседали в Акалемти XyOseh
венных наук или в писательских ге
заптях. Мы хотим подчеркнуть, чт 2
участвовали в выработке первого сей”
строго авторского права, & celisae mpi
дательствуете в одной ws samuel By
птих‘ организаций в Литературном $52 5
CCCP.

Вместе © советскими читатезяхя №
писатели, были рады, котла правятетьстя
наградило вас 3 литературные зо
орденом, и убеждены, что эти  ат ой
отвует осуществлению всех ваших Tr
ческих замыслов.

Желаем вам элоровья, сил и оли 2
труда нз пользу советской литерзту»,
ПРЕЗИДИУМ вю

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 02.

а
Двенадцатитомное собрание
сочинений В, Маяковского

Вышел из печати первый Tox mom”
собрания сочинений В. Маяковсвог 3!
томах. издаваемого издательством «57
жественная литература».

Первый том охватывает раниие me
дения В; Маяковского ва пятилетие, © 11
по февраль 1917 в В том вошли 5% cm
хи, написанные В. Маяковским 83 emt ™
риод, трагедия «Владимир Маяковский 1
поэмы «Облако в штанах», «Водка Е №1,
и «Человек»,
Во втором разделе тома собразы свеы
Маяковского о литературе, живописи Be
но, напечатанные в резличных жур
тааетах  ва 1913—1915 тт. В качеств 2’
полнения к основному тексту далы 187
сы всех докладов Маяковского’ 0 roesm ©
живописи, читанных им В 1912-1914 Пи
два письма в редакции газет и 16509
футуристических манифестов, в 00018
нии которых Маяковский принимал
cTHe,

По сравнению с первым собранием 601?’
нений В, Маяковского в 13 ТОМАХ, HOR
собрание сочинений дополнено pesoreps }
ми произведениями.

Том, вышел под редакцией и ©
тарнями Н. Харджиева, под общей pene
mwett H. H, Accesa, Л, В, Мико
В. 0. Перцова и М. И 07
Вступительная статья — Н. А0%8%

зо