НОВАЯ ПЬЕСА Вс. ИВАНОВА _

НА ЗАСЕДАНИИ ПРЕЗИДИУМА ССП

Действие первое, На сцене — павильон
подмосковного киногородка,  изображаю-
щий богатую боярскую горницу..На столе
навалено музейное оружие. В глубине па-
вильона дверь в Оружейную палату Само-
званца,
“В горнице — автор сценария, режиссер
фильма, артисты: Конев’ в красном каф-
тане стрелецкого головы, Чуркина в ко-
стюме боярыни и Филатьев — в костюме
baka.

Начинается С’ёмка, во время которой
возникает спор: артисты упрекают автора
в незавершенности ролей, автор находит,
что артисты еще не овладели материалом

’и образами.

Неожиданно на сцену откуда-то прони-
кает дым — за кулисами, видимо, что-то
торит. С’емка прервана. Режиссер и ав>
тор, не прекращая спора, уходят. Акте-
ры остаются. В ropHuny вбегает толпа
мужиков с деревянными ведрами. Дейст-
вие переносится в ХУЦ век. Конев, Чур-
кина и Филатьев, сперва с недоумением,
наблюдают, как мужики и вошедшие
вслед за ними князь Маоссальский, царь
Дмитрий и его свита, не обращая на них
внимания, ведут свою сцену. Поствиенно
воодушевляясь, охваченные вдохновением,
три актера вместе со всеми «входят В
игру». Они переселяются из ХХ века в
ХУП — в царство Дмитрия Самозванца,
но целым рядом реплик и положений
продолжают жить в ХХ веке.

С этого момента на протяжении трех
актов перед зрителями проходит история
бесславного царствования, закончившегося
восстанием стрельцов, изгнанием поляков
из Кремля и смертью самозванного царя...

В тот момент, когда Дмитрий выскаки-
вает в окошко, а Конев стреляет ему
вслед из лука, на сцену врываются ре-
жиссер, автор и врач, чтобы помочь остав-
шимся в дыму. Коневу, Чуркиной и Фи:
латьеву. Артисты возвращаются в реаль-
ную действительность, В век...
Bee, что в пылу вдохновения в0ё эти
три акта творили актеры, одновременно.
придумал для них автор сценария. Спор.
окончен. Художников  об’единило рас-
плавляющее и вдохновенное, трепетное
понимание празды жизни.

Вот в общих чертах содержание новой
пьесы Всеволода, Иванова, прочитанной им
на заседании президиума CCI CCCP.

— Это очень талантливое . произведе-
ние, — ‘сказал В. Шкловский, открывая
обсуждение — Я 8 знаю исторической

пьесы, более реалистической, чем эта.
С точки врения исторической’ достовер-
ности она замечательна.” Дмитрий полу-
чился очень интересным. Но таков ли ©н
был? Хороши у Вс. Иванова Маржерет и
Филатьев. Образ Конева значительно сла-
бее, а образ Наташи проник в пьесу
булто от друтого автора, и существует она

словно только потому, что нельзя же 668
женской роли.

К. Федин также находит, что пьеса, не”
смотря на некоторую фантастичность сю-
жета, реалистична. Как и Шкловский, он
считает, что наибольная погрешность В
отношении реалистичности допущена ав»
тором в первой картине третьего акт
(сцена колдовства). Соглашаясь с характе-
ристикой образов Дмитрия и Маржерета,
Федин все же утверждает, что образ Кон
нева является цельным и выразительным,

‚— Мне нравится‘ многоплановость пБесы
Ве. Иванова, — товорит А. Фадеев, —
Я слышу в ней перекличку веков, вижу
преемственность исторического развития.
По-моему каждое действующее лицо
пьесы — не только историческое обозна-
чение, но живой человек CO страстями,
мыслями и желаниями. этом смысле
замечателен Дмитрий с ето светскостью
и грубостью, © его тоской по наследнику.
Хороша Наталия — сестра князя Массаль-
‚ского, она написана правдиво и‘ поэтич-
но. Даже эпизодические фигуры наделе-
ны живыми характерами:

А. Фадеев считает, что, несмотря на дра-
матическую коллизию, все’ же талантли-
вый прозаик подавляет в пьесе драматурга.
Это особенно чувствуется в, первой кар-
тине третьего акта, интересной для ЧИ-
тателя, но, вероятно, скучной для зри“
теля. Вместе с тем в пьесе много смеш-
ного, остроумного. Театр должен, не боясь
«беллетристичности», найти форму ee Bo-
площения. на сцене. От

— Я слушаю пьесу в третий раз, —
товорит Б. Пастернак, — но, как, и в пер-
вый, забываю 060 всем и только слежу
за тем, что в ней происходит. Неизвест-
но, к какому жанру надо отнести ее. Это
не типичная драма, не роман, я бы ска-
зал, — это произведение, возникшее дра-
матически. Оно капризно, дерзко и очень
талантливо. Оно ломает каноны жанра.

— Прием Ве. Иванова с «перемещением
веков» необычайно осовременивает эту
историческую пьесу, приближает к нам
события ХУП века, — подчеркивает
Д. Бергельсон.

А. Файко находит, что переход от ХХ
века к ХУП найден автором очень удач-
но, он происходит совершенно незаметно
для зрителя, В то же время возвращение
в реальный мир сделано в пьесе более
резко.

Все выступавшие отмечали превосход-
ное знание автором материала и замеча-
тельный язык персонажей произведения.

Обсуждение пьесы Ве. Иванова было
очень оживленным. Писатели с настоящей
заинтересованностью  товорили 06 этом

произведении.
a Е. ПЕЛЬСОН

В писательской организации

города
Несколько дней тому назад под предее-

дательством т. А. Корнейчука состоялось
заседание президиума союза советских пи-

сателей Украин. -

\

‚ним TOJa архивом собрано около 65 тысяч

Президиум заслушал информацию пред-
седалеля оргкомитета союза писателей
г. Львова т. П. Панча о первых меёроприя-
тиях оргкомитета. nee .

— Оргкомитет г. Львова работает немно-
гим больше месяца, — сказал П. Панч, —
за это время он стал в центре всей кульз.
турной общественности г. Львова. К нам
приходят не только писатели, но и компо-
зиторы, ученые, работники искусств.

В оргкомитет поступило большое коли-
чебтво заявлений от писателей об их офор-
млении. Среди них известные украинские
писатели — поэты Василий Шурат, Петр.
Карманский, поэт и драматург Пачковский,

Рукописи

В 1919 г. в журнале «Северное сияние»
А М Горький опубликовал реалистиче-
скую сказку для детей — «Яшка». Десяти-
летний Яшка, проживший краткую, но тя-
желую жизнь, умирает и оказывается в
раю. Спрятавитись за яблоней, он видит
святых угодников, беспрестанно хвастаю-
щихся своими мучениями перед богом.
Мальчуган обнаруживает, что райская
жизнь весьма тосклива, и упрашивает
бога отпустить его обратно на’ землю, где
ждут его побои и истязания, но жизнь
зато ярче и содержательнее. Таково вкрат-
це содержание этой замечательной сказки
для детей Среди множества рукописей .и
материалов архива А. М. Горького сказка
«Яшка» отсутствовала до последнего вре-
мени. Рукопись считали потерянной.
Только на-днях рукопись  горьковской
сказки была обнаружена и приобретена у
родотвенников В. В. Томилиной-Эйзен,
одной из сотрудниц Горького в первые
тоды революции. Вместе с этой рукописью
приобретен также типографекий экземпляр
другой торьковской сказки — «Случай с
Евсейкой». с автографом Алексея Макхси-
мовича.

Архив А. М. Горького — молодое учре-
ждение. Он был создан решением прави-
тельства в феврале 1937 г. За два с лиш-

замечательных горьковских документов —
рукописей художественных и литератур-
но-публициетических ‘произведений писа-
теля, его. многочисленных писем, материа-
лов царейой цензуры и департамента по-
лиции.

Наиболее ценную часть архива составля-
ет около 2000 подлинных рукописей ро-
манов и повестей Алексея Максимовича,
его пьес, рассказов и статей. Многочислен-
ныё варианты романов «Жизнь Клима
Самгина», «Дело Артамоновых», «9 янва-
ря», «Васса Железнова» раскрывают,
творческую лабораторию великого класси-
ка социалистического реализма. Каким
взыскательным художником был М. Горь-
кий! Достаточно упомянуть, что в архиве
имеются семь редакций знаменитой  торь-
ковской «Матери». Очерк «9 января» име-
ет восёмь вариантов. До установления
окончательного текста монументальной
эпопеи «Жизнь Клима Самгина» Алексей
Максимович четыре раза переписывал ро-
ман, В вариантах имеется ряд первона-
чальных глав. не включенных впослед-
ствии автором в основной текот,

Советский читатель вскоре сумеет. овна-
комиться с рядом неопубликованных тек-
стов М. Горького, Научными работниками
Института мировой литературы им. А. М.
Горького

—

Литературная газета
№ 71

Уполн. Главлита Б—7639.

при Академии наук СССР, в си-

Львова

известный литературовед, профессор. Ми-
хаил Возняк, профессор Львовского уни-
верситета Кирилл Студинский, известный
фольклорист Филарет Колесса, поэт и кри-
тик Степан Тудор,

Среди польских’ писателей ‘есть такие
крупные имена, как Ванда Василевская,
Владислав Броневский, Курек, Рудницкий,
произведения которых известны советско-
му читателю. Среди еврейских писалелей—
критик Кажизный. поэт и  драмалург Да-
вид Кенигсберг, поэт‘и прозаик Нохим
Бонза, писательница Шия Перло,
Президиум признал работу оргкомитета
союза писателей г. Львова вполне удовле-
творительной,
„Решено начать прием писателей запал-
ных областей Украины в <0юз советских
писателей с 1 января 1940 года,

стеме которого находится архив, подготов-
лена к печати черновая рукопись Горького
«История русской литературы». В бли-
жайшее время Гослитиздат выпускает
«Историю» под редакцией академика И. К.
Луппола, как первый том «Архива А. М.
Горького».

„В литературном наследстве А. М. Горь-
кого сохранились неопубликованные
статьи и рецензии по вопросам литерату-
ры, предисловия к сочинениям Леонида
Андреева, Сертеева-Ценского и других пи-
сателей. Имеется также ‘предисловие А. М.
Горького к невышедшему четискому пере-
воду повести «Мать». В сейфах архива
хранятся также неопубликованные сцена-
рии А. М. Горького: «Жизнь одного еврея»
и «Степан Разин». Сохранился еще
неоконченный сценарий «Преступники», где
Горьким показана жизнь беспризорных
детей. Весьма ценными для ‚раскрытия
творческой лаборатории великого писателя
являются черновые наброски первых’ ва-
риантов повёстей «Детство» и.«В людях».
Они начаты были Горьким задолго до со-
здания известного текста его автобногра-
фических произведений; Характерно, что
первому варианту «Дете ~~ HayaToMy
еще в. 1893 г. (за 19 лет до написания
известной повести), А. М. Горький дал
следующее название: «Изложение фактов
и дум, от взаимоотношения которых OT-
сохли лучшие куски моего сёрдца».

Исключительный интерес представляет
общественная и литературная переписка
писателя. А. М. Горький на протяжении

есятилетий вел обширную переписку. В
архиве хранятся ценнейшие письма Горь-
кого к Ф. Э. Дзержинскому, Л. Б. Краси-
ну, К. А. Тимирязеву, А. В. Луначарско-
му, Г.В. Плеханову, К. С. Станиславскому,
Л. Н. Толстому, Леониду Андрееву, Моде-
сту Чайковскому, А. Н. Чехову и многим
другим. Роль Горького как собирателя ли-
тературных сил и организатора фронта де-
мократической ° литературы в условиях
царской реакции хорошо виднёь из обиль*

К. П. Пятницким. А, Н. Тихоновым, ©. ко-
торыми Горький был тесно связан по
редакционным и издательским делам.
Возтлавляя фронт советской литературы,
А. М. Горький особенно много внимания
уделял советским писателям. Большое ко-
личество писем к А, Толстому, А. С: Ма-
каренко, А. Фадееву, Л. Леонову, К. Фе-
дину, М. Пришвину, А. Чапыгину, С. Сер-
тееву-Ценскому. Е. Зозуле, М. Козакову,
А. Суркову, сотни писем к начинающим
поэтам и прозаикам свидетельствуют о
титанической трудоспособности и органи-
заторском таланте Горького. -
Около пяти тысяч писем А; М. Горько-
то собрано сейчас в архиве. Однако это
не исчерпывает полностью эпистолярного

но потому,

привет». 1
ной переписки с И. П. Ладыжниковым,

В Государственной Третьяковской галлерее открылась художественная выставка

На снимке: репродукция с картины художника

В Академии

ДОКЛАДЫ О ТОВ. СТАЛИНЕ

22 декабря на заседании отделения ли-
тературы и языка Академии наук СССР
член-корреспондент Академии Н. Меще-
ряков выступил © докладом O стиле

на.

— Стиль произведений Сталина, —гово-
pur Н. Мещеряков, отличается прозрач-
ной стройностью. В основе сталинских
речей лежит мастёрски задуманный, пора-
жающий глубокой логикой план. И план
этот выполняется с сосредоточенной лако-
нической силой без малейших. отступлений
в сторону. В построении этих речей чув-
ствуются, мысль и рука великого, мастера
социалистических пятклеток.

«Стиль—это человек» говорил знамени-
тый естествоиспытатель и литератор Бю-
фон. Но это верно лишь отчасти, — УТ-
верждает Н. Мещеряков, —на характер сти-
ля писателя и оратора в значительной ме-
ре  влияют их классовая принадлежность,
аудитория, к ‘которой они обращаются, и
стоящие в данный момент задачи. ;

Классическим стилем русской публици-
стики и литературной критики был узор-
чатый стиль 30—40-х годов прошлого сто-
летия, который надолго удержался. Эпиг-
рафы, цитаты, всякого рода отступления
и словесные украшения—вот что харак
теризует этот стиль. с

Иная литературная традиция была впер-
вые создана Н. Г. Чернышевским-—имен-
что OH пришел. из‘ другого
социального слоя, из недр’ революцион-
ной демократии, и аудиторией ето был,
не узкий круг интеллигенции, а широкие
народные, массы. Завершение этой лите-
ратурной традиции принадлежит Ленину

я a

_ ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Г. ЛЕОНИДЗЕ

В издатель тве «Художественная лите-
ратура» выходит в свет сборник, стихов
Г. Леонидзе под редакцией В. Гольцева.
В сборник вошли авторизованные пере-

воды избранных стихов поэта за периол
1925—37 гг. Стихотворения в сборнике
расположены не в хронологическом поряд-

и авторафы А. М, Горько,

было написано не менее 20 тысяч писем.
Совершенно очевидно, что много горьков-
ских писем было уничтожено „царской
охранкой и полицией во время. арестов и
преследований революционных друзей
Горького. Поиски писем Алексея Макоимо-
вича упорно продолжаются. if

Тысячами неразрывных нитей был свя-
зан А. М. Горький с трудовыми массами
нашей страны и передовыми DIME
всего мира. В 1928 г. к одной из своих
статей писатель приписал: «Прошу работ-
ников почтамта принять искреннюю мою
благодарность за их крайне вниматель-
ное отношение к®моей обильной коррес-
понденции». рее писем со всего
мира приходили _ ежедневно на имя
А. М. Горького. Ему писали не только
писатели и ученые, педагоги и. артисты,
но и стахановцы фабрик и  заводов,,
школьники, беспризорные дети. В архиве
сейчас находится около 40 тысяч писем
корреспондентов Горького. Среди них—
письма виднейших русских и иностран-
ных писалелей ХХ века, Одних только
детских писем в архиве имеется около
трех тысяч. `

В витринах музея Горького выставлен
ряд. ответных писем Горького. Весьма
характерным, является ето письмо Opura-
диру-колхознице. Сальского района Азо-
во-Черноморского края Ире. Никульшиной:
«Дорогой товарищ Ира, письмо Ваше ва-
поздало, к поэтому я ‘не успел ‚ во-время
поздравить Вас с выходом замуж. Поздра-
вляю от всей души, желаю Вам и. мужу
Вашему доброго здоровья, крепкой друж-
бы и согласия: вх работе, взаимного пони-
мания и успехов в учебе, И не ссорьтесь
из-за мелочей, а Гоните их. прочь от. се-
бя, как шмелей, как ос.. А теперь пов-.
торяю мое пожелание вам и мужу добро-
то здоровья и чтобы Вы родили штук
шесть хороших сталинцев. таких же не-
утомимых строителей социалистической
жизни, каковы их. родители. Сердечный

Ряд полицейских документов, ныне. на-
ходящихея в архиве, показывает, какой,
трусостью и страхом полны. были. жан-.
дармы перед Горьким. Велед за  писате-
лем, высланным из родного города; ‘тене-
рал-майор Трепов в 1901 г. послал» ши-
фрованную телеграмму: «8, ноября поч-
товым из Москвы в Крым проезжает пи-
‘сатель’ Максим Горький. По пути ‘Bos-
можны демонстрации»

Весьма трудно в рамках газетной. ста-
тьи охарактеризовать все богатство ли-
тературного и общественно-политического
архива А, М. Горького, Сейфы

материалами. ;
В последние месяцы архив обогатилея
десятками новых писем Горького. Среди

‚кото в Америке в 1906 г. Среди этих ‘Ma-

архива‘
постоянно пополняются новыми’ ценными.

t

ооо

наук СССР

и Сталину,. окончательно разрушившим
старый классический, стиль. ; :

Стиль речей товарища Сталина прост,
суров и доходчив. Красота их —в глубо-
ком ‘внутреннем пафосе, в простоте ‘и
энергии.

Конкретными примерами Н. Мещеряков
иллюстрирует, как товарищ Сталин. поль-
зуется. литературной цитатой, Цитата слу-
жит ему не для украшения, не средством
ствлечения и развлечения—в ето’ речах
она начинает жить второй жизнью, 06-
разы ее оботащаются новым содержанием,

Доклад вызвал оживленное  обсужде-
ние, в котором приняли участие Д. Уша-
ков, А. Алексеев, С. Обнорский, А. Орлов.
Было высказано пожелание, чтобы линг
вистические институты Академии постави-
ли перед собой задачу изучения стиля и
лексики речей товарища Сталина.

Как сообщил Д. Ушаков, в Институте
языка и письменности в настоящее вре-
мя поставлено изучение лексики речей
товарища Сталина. Д. Ушаков подчеркнул
также значение прозы Сталина для прак-
тических целей средней школы, для 0бу-
чения учащихся законам построения речи.

С докладом «Сталин и вопросы литера-
туры» выступил т. Л. Плоткин. Он ro-
ворил’о ‘ранних литературных интересах
Сталина, 06 изучении им художественной
литературы, о.его‹ юношеских грузинских
стихах романтичных и лиричных В
самом высоком. смысле,

Затем Л. Плоткин охарактеризовал ог-
ромное значение теоретических взглядов
товарища Сталина для литературной нау-
ки, для истории советской литературы,

ke, @ по циклам. Первый цикл сбор-
ника — стихи. © Сталине. Здесь по-
мещены стихотворения: «Сталин», «Пе-
CHA о вожде», «Речь поэта Георгия Лео-
нидзе Ha Чрезвычайном УП с’езде Сове-
тов» и фрагменты последнего крупного
произведения поэта — его поэмы «Детство
и Отрочество вождя».

Д. Хайту, А. Чачикову. 0. Немировой,
М. Маркову. .

С Дальнего Востока получено письмо
А. М. Горького литературному круж-
ку школы ФЗУ при Н.-Уссурийских
ж.-д. мастерских, Письмо помечено 14
апреля 1926 г. и отправлено из Неаполя.
Алексей Максимович пишет членам круж-
ка: «Спасибо, товарищи, за письмо ваше.
Очень рад, что мои книги нравятся вам.
Сейчас я пишу еще одну, очень боль-
шую, в ней хочется мне показать, как,
жили, как думали, что ‘делали русские
люди с 80-х годов по 1919-й и каковы
изнутри были эти люди. Вы прочитаете
эту книту тода через два и. может быть,
сна вам будет полезна.

Здоровье мое не так плохо, как пишут
в газетах, хотя зимою я и был сильно
нездоров. Теперь поправился, могу рабо-
тать по ‘десяти часов в день, а на ногах
провожу пятнадцать. :

Будьте здоровы, товарищи! Желаю вам
хоропгих успехов в Науках и хорошей
тружбы. Берегите друг друга. М. Горь-
КИЙ»,

Среди последних ‚ поступлений в ар-
хив — целая коллекция ранних горьковс-
ких автографов 1892—1893 тг. Это — MHO-.
гочисленные дела нижегородского адвока-
та А. И. Ланина, тщательно переписан-
ные рукою. письмоводитёля — Алексея
Пешкова.. Из Моссовета, постушила личная.
карточка члена Московского совета созы-
ва 1934 года М. Горького, подписанная
рукою Алексея Максимовича. - Интересны.
поступившие материалы. о . дёде Горько-.
тс — В. Каширине. Переданная. в `ар-
XHB выпись из метрической книги Кана-
винской Владимирской церкви’ гласит,
что 1 мая 1887 г. умер, & 8. мая похоро-
нен на приходском кладбище «нижего-
родский  цеховой Василий Васильевич
Каширин, 80 лет, умерший от дряхлости».
Эта запись в метрической книге позволя-
ет одновременно. точно установить. и год
рождения Каширина, деда Горького —
центральной фигуры повести «Детство»:

Из ОША побтупил ‘ряд’ документов,
характеризующих пребывание А. М.  Горь-

териалов — интересные воспоминания Пре:
стони Майн Мартин, у которой ‘жил
Горький в Америке, о работе ‘писателя
над повестью «Мать». .

Работа над собиранием торьковского на-
следства продолжается. Необходимо, что-
бы в этой работе более активно участво-
вали писятели нашей страны. Значитель-
ная часть ‘писем Горького и рукописей,
правленных ето ‘рукой, отсутствующих в
архиве, находится у членов ССП. Прези-`
диум союза писателей’ должен обратиться‘
RO ‘всем советским писателям с разъяс-
нением всей важности выполнения пра-
вительственного решения ©’ сохранении и

шедшую уже

«Сталин и пюди сталинской эпохи».

Щербакова — «Ленин и Сталин в редакции газеты «Правда». ,

«Сталин
и художественная
литература» _

В ближайшие дни Государственный ли-
выставку

тературный ‘музей ‘открывает
«Сталин И художественная литература».

Книги, портреты, фотографии, иллюстра-
тивный материал и различные документы
наглядно покажут, отромную роль товарища,

Сталина в развитии советской. литературы,

Значительное количество материалов на
выставке будет посвящено’ теме: . «Образ
товарища Сталина в советской литерату-
ре». В этом разделе будут щиты; «Сталин
в годы Октябрьской революции и граж-
данской войны», «Сталин — руководитель
социалистического строительства ‘в нашей

стране», «Сталин -— творец Конституции
и руководитель национальной политики»,
«Сталин и знатные люди
«Сталин — вождь трудящихся всего

менко» Вс. Иванова, «Человек с ружьем;
Н. Погодина, «Поднятая целина» Му Шо-

А. Белякова, М. Расковой,
Сталина, в

Важное место отводится
теме «Сталин и Горький».

художников _Яр-Кравченко,
Бенделя, копии автографов и другие
териалы.

Защита литературных
диссертаций

На-днях на заседании ученого совета
Института мировой литературы им. `А. М.
Горького критики К. Зелинский и М. Се-
ребрянский защищали диссертации на

ученую степень кандидата филологических
наук. 5

К. Зелинский представил работу «Рус-
ская советская литература», написанную
им для Литературной энцикмопедии. Оп-
поненты ‘проф. И. Нусинов си проф. Jl. Ta.
мофеев отметили, что работа эта. является
серьезным вкладом в науку о советской
литературе. Автору пришлось впервые и
самостоятельно ‘установить периодизацию,
произвести отбор материала-и дать оценку

писателей. т

М. Серебрянский представил свою; вы-
вторым ‘изданием; “книгу

«Литературных очерков». Ona включает

пять очерков о раннем Горьком, В. Мая-
ковском, Д. Фурманове, «Разтроме» А. Фа-
деева и Ник. Островском. Этой работе. оп-
поненты также дали хорошую оценку. Не-
достатком ее, по мнению проф. Л. Тимо-
феева, является то, что автор лишь бегло
задевает вопросы
сосредоточивая свой. анализ исключитель-
ба идейной стороне“творчества писате-
ей.

‘литературной формы,

Проф. Н. Гудзий и В. Ермилов подчерк-

нули принципиальное значение представ-
ленных работ, как впервые подходящих к
созданию науки о советской литературе.

Ученый совет единогласно постановил
присвоить К. Зелинскому и М. Серебрян-
скому степень кандидата филологических
наук.

ОТКРЫТ ПРИЕМ ПОДПИСКИ на 1940 год
“UCKYCCTBO
Le HTT

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ  ЖУРНАЛ, ОРГАН КОМИТЕТА ПО
ДЕЛАМ. КИНЕМАТОГРАФИИ ПРИ СНК СССР

Журнал ‘печатает и анализирует лучшие советские и западные
. сценарии, помещает материалы по вопросам теории и истории
‚ кинематографии, » творческие портреты лучших киномастеров,
анализирует выходящие кинофильмы, печатает материалы 10
`западному кино; критические разборы выходящей кинолитера-
i туры, дает сведения.о новых советских и западных. художествен-

ных. фильмах,

наследства, великого писателя. По собствен-   них письма Горького — Л. 3. Мехлису,   концентрации литературного наследства   почте.
ному замечанию Алексея Максимовича, им   писателям А. А. Фадееву, М. Козакову,   А. Горького. А. ШУМСКИЙ
РЕДАКЦИЯ: Москва, Последний пер» д, 26, тел. К 4-46-19 и К 4-34-60. ИЗДА ТЕЛЬ: издательство «Советский писатепь», Москва, Б. Гнездниковский, 10. У:

Типография газеты «Индустрия», Москва, Цветной бульвар, 30.

страны»,

MH-
ра» и «Иностранные писатели о ани
Среди других произведений здесь будут
представлены «Хлеб» А. Толстого, «Пархо:

лохова, «Бруски» Ф. Панферова, поэтиче:
ские произведения С. Стальского, Джам-

була, М. Крюковой, фольклорный‘ мате-
риал, поэмы и стихотворения советских
поэтов, воспоминания ТГ. Байдукова,

На специальном щите будут подобраны
тексты из работ и высказываний товарища
которых были использованы
образы из произведений Гоголя, Салтыко-
ра-Щедрина, Чехова и других писателей.
на выставке
Здесь? будут
собраны различные фотографии, картины
Козьмичева,
ма-

Журнал иллюстрируется кадрами из кинофильмов

ПОДПИСНАЯ. ЦЕНА 48 РУБЛЕЙ В ГОД. ==

ПОДНИСКУ НАПРАВЛЯЙТЕ ПОЧТОВЫМ ПЕРЕВОДОМ В АДРЕС
’Госкиноиздата — Москва, 12, Третьяковский проезд, 19/1, расчетный счет
№ 150880 в Московской городской конторе. Госбанка.

Подписка принимается. также отделениями“ Союзпечати. Когиза и всюду`ва

т МУЗЕЕ
Н. ОСТРОВСКОГО

Прошел год с того времени, как «Лито
ратурная тазета» поставила BOUpoc o com
Дании в Москве музея им, Н, Островекото,
Неотложность этого дела была очевидна,
Музей в Сочи является по существу yo.
мориальным, он не приспособлен для на.
учной разработки наследия любимого yy.
родом писателя.

В Москве писатель жил с, 1929 по 1999
тод в бывшем Мертвом переулке, ныте
переулке им Н. Островского. Там ок пи.
сал «Как закалялась сталь»,

С лекабря 1935 г. по декабрь 1938 в
Островский жил в доме № 40 по улиь
им. Горького. Здесь писатель работал над
книгой «Рожденные бурей». Здесь, лежа
в кровати, пользуясь радиотрансляцие,
участвовал он на Всеукраинском сезде
комсомола. Отсюда  транелировалась ет
речь — «Мужество рождается в борьбь,
Наконец, здесь 15 ноября 1936 года состо-
ялось заседание президиума союза совет.
ских писателей, на котором обсуждалось
его последнее произведение и на котором
©н произнес свою замечательную речь —

«Откройте артиллерийский огонь».

Казалось, многочисленные — читатели
Н. Островского вправе были ожидать, чу
в третьей тодовщине со дня смерти пис:
теля память великого писателя будет по.
чтена развернутой музейной, научной ра-
ботой, посвященной жизни и творческой
деятельности Н. Островского. Мы вправе
были этого ожидать тем более, что после
статьи в «Литературной газете» и Мо
совет, и Наркомпрос, и Литературный му.
зей, и союз советских писателей проявили
в этом деле большую активность.

Но прошло несколько времени, и про
музей забыли.

Сейчас, с приближением тодовщины,
опять заговорили о музее. Моссоветом зы.
несено решение о предоставлении вновь
организующемуся музею 4 комнат в дома
№ 40 по улице им. Горького. В Литера:
турном музее. уже подобраны люди для
руководства музеем Н. Островского, Тов,
Майоров, зам. председателя Моссовета, 0бе.
щает в январе 1940 г. реализовать реше.
ние Моссовета. Нужно во что бы то их
стало! довести дело до конца.

М. П.

__ ПАМЯТИ Г. В, ЧАЯКАНА

На .29-m году жизни, после внезапной
тяжелой болезни скончался Глеб Вадимо-
вич Чайкин — молодой талантливый с0-
ветский писатель, член молодого об’едине-
ния поэтов и. прозаиков Л9’ ССП.

Поэт, прозаик и художник, всестороние
развитый ‘человек, многое’ успевший сде.
Wath, он о начал литературную работу по-
эмой «Ибрагим Бек» и рядом стихотво-
рений. Посвятив не один год изученню
Средней Азии, он опубликовал ва этом
материале повесть «Балыкчинская встре
ча» и подготовил книгу рассказов «Mol
друг ‘ботаник» о социалистическом строн-
тельстве Средней’ Азии. Несколько лет он
работал над романом’ «Интервенты» и ус-
пел подготовить. его. к печати; За ке
сколько дней до смерти он закончил «По:
весть о капитане Маржерете», ’

Он умер в расцвете творческих сил.

¢ Тихонов, Прокофьев,  Рождествен»

ский, Гитович, ‘Шубин, Лифшиц,
 Чивилихин, Шмидт, Саянов, Зуккау-
‚ ЭНевский, Серебровская, Горлин, Инге,
_Генкина, Фроман, Лебедев, Tpouu-
кий, Вечтомова, Брик, Цензор, Ры-
вина, Шефнер, Авраменко, Лавренев,
Каверин, Соболевский, Бражнин, 35
потовский, Лейкин, Стифель, Опе-
сов, Бепяев, Уткин, — Мельников,
Мерзон, Кондратьев, Каткевич, Гор,
Трифонова,
FS ESS SS SSS ET Se SE SS 6-3

Редакционная коллегия: В. ВИШНЕВ.
СКИЙ, А. КУЛАГИН (отв. редактор),
В. `ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ, М. ЛИФШИЦ
Е. ПЕТРОВ, Н. ПОГОДИН, А. ФАДЕЕВ,

КНИЖНАЯ ЛАВКА ПИСАТЕЛЕЙ
ул. Горького, 13. Тел. К 1-28-32,

ПОКУПАЕТ КНИГИ

РУССКИЕ И — ИНОСТРАННЫЕ;

s ХУДОЖЕСТВЕНВУЮ ЛИТЕРАТУРУ
ПО ИСКУССТВУ, ТВАТРУ oop

Для осмотра домашних  библаотев
ВЫСЫЛА ЮТСЯ — ТОВАРОВЕДЫ,

ОО О Ва ао ооо нев оно ори опор ноово воет еК

НОВАЯ КНИГА

СТРОКОВ А., БОГУСЕВИЧ В,

_ НОВГОРОД-ВЕЛИКИЙ

под общей редакцией академика Б. Д,
ГРЕКОВА, Издание Новгородской секдив

института истории Академии наук 0С0Р.
Стр. 253+83 вкладки фотографии, в тек-
сте 150 Фотографий, рисунков, схем,

ЦЕНА КНИГИ
: В. ПЕРЕПЛЕТЕ 20 PYB.
Содержание: исторический очерк, Отс»
ние памятников культуры древнего
‚ Новгорода, Новые материалы археологи»
ческих исследований города.
PT ITE ULI Lg a SLT

Книгу можно выписать
из НОВГОРОДА,
Ленинградской обл., ул. 1-го Мая. 18
> Отделение ЛЕНОГИЗ’а

ГОСКИНОИЗДАТ,