w

Ver

‚лан

Не

‘московский

КОМСОМОЛЕЦ

Суббота, 16 марта 1946 r., № 34 (573).

пНОГО 105

рвая. Сессия. Верховного Совета CCCP

AHA HW пазвиттию наро

Доклад’ Председателя Госплана! СССР Н. А. ВОЗНЕСЕНСКОГО

(Продолжение, Начало см. на 1-й стр.).

ния производительностя труда. Для этого
необходимо не только догнать, но и нпре-
взойти в ближайшее время достижения
науки за пределами СССР. Ускорение тем-
пов социалистического воспроизводства во
всех отраслях народного хозяйства ве в
большей и большей мере будет опреле-
ляться техническим прогрессом и ис-
пользованием ео в
Технический прогресс находится в проти-
воречии € политической и экономической
организацией общества в капиталистиче-
ских странах. Наша задача заключается
В том, чтобы, используя преимушества со-
ветекого общественного строя, обеспечить
быстрое и неустанное развитие техниче-
ского прогресса в своей собственной стра-
не. История нашей Родины знает много
новаторов и революционеров науки и тех-
ники, сделавших открытия мирового зна-
чения. Достаточно упомянуть Попова —
выдающегося физика, изобретателя pa-
{H0, которое доныне продолжает совершать
переворот в науке и является основой
новейшей  фадиолокалионной техники;
Менделеева — величайшего химика мира,
открывшего периодический закон = 05-
HOBHOH закон химии, который до послед-
него времени помогает ученым открывать
тайну атомной энергии: Жуковского —
всемирно-известного ученого, создавшего
теоретические основы современной аэро-
динамики и авиации; Циелновеного — вы-
дающетося ученого и изобретателя, разра-
ботавшего теорию реактивного движения,
лежащую в основе современной реактив-
ной техники и опередивиего появление
подобных исследований за границей. При
оказании должной помощи нашим ученым
советская наука сумеет превзойти послед-
ние достижения науки за пределами Co-
ветского Союза. :

В-четвертых, обеспечить высокие тем-
пы социалистического накопления, пред-
Уусмотрев 00”’ем централизованных капита-
ловложений для восстановления и разви-
тия народного хозяйства ООСР на пятиле-
тие в размере 250 млрд. рублей и ввод
в действие восстанавливаемых и новых
предприятий стоимостью 234 млрд. руб-
лей. Наряду с восстановлением народного
хозяйства в пострадавших районах пяти-
летний план предусматривает дальнейшее
развитие народного хозяйства всех <оюз-
НЫХ феспублик и экономических районов
СССР. Основные фонды в народном хозяй-
стве СОСР в результате выполнения пла-
на капитальных работ будут не только
восстановлены, но и увеличатся в 1950
roxy yo 1.130 млрд. рублей (в. государет-
венных пенах), превысив на 8 проп. до-
военный уровень развития основных
фондов на всей территории СССР. Для
осуществления программы капитального
строительства необходимо создать мощную
строительную индустрию и обеспечить
ежегодный прирост 0б%ема капитальных
работ, примерно, на 12 проц.

интересах народа..

В-пятых, нашей задачей является халь-
нейшее повышение  обороноепособности
СССР и оснащение вооруженных cun Co-
ветеного Союза новейшей ‘военной техни-
кой. Советский народ хочег видеть свои
вооруженные CHILI elle более сильными
й могучими, чтобы гафантировать ©вою
страну от всяких. ‹лучайностей и стоять
на страже мира. На Востоке и на Западе
восстановлены исторические границы ©9-
ветевого Союза. Отныне на, Востоке Юж-
ный Сахалин и Курильские острова будут
служить не средством отрыва Советского
Союза от океана и базой японского наладе-
ния на наш Дальний Восток, а средством
прямой связи Советекого Союза © океаном
Й базой обороны нашей етраны от япон-
ской агрессии. Отныне ‹вободное и демо-
кратическое Польское государство является
не плацдармом германского нападения на
наши западные границы, а Hallam с0юз-
ником в обороне от немецкой агрессии.
Однако товарипе Сталин предупреждал нас,
«что в›будущем миролюбивые нации MO-
гут вновь -оказатьея  застигнутыми врае-
плох агрессией. если, ‘конечно, они не
выработают уже теперь специальных ме),
способных предотвратить агрессию». He
нужно забывать, что ‘монополистичеекий
капитализи способен рождать новых агрес-
соров. Для предотвращения новой агрес-
сии необходимо полностью разоружить
агрессивные напии. подвергнуть их воен-
ному и экономическому контролю и иметь
в лине Союза 0б`единенных Наций орган,
который стоял бы на страже междунарол-
ного ‘мира и безопасности и`был бы спо-
собен запиниать мир и противостоять но-
вой згресени. Необходимо укреплять вэ-
оруженные силы Советского Союза, не-
устан  заботитьея 06 оснащении их
современной новейшей техникой и о даль-
нейшем укреплении военно-экономической
мещи Советского. государетва.

Пятилетний план, обеспечивая восста-
новление и развитие народного’ хозяйства
СОСР. в то же время возобновляет тот
путь развития советского общества, кото-
рый был намечев ХУПТ ¢’eszom. BRII(6),
но временно прерван вероломным нападе-
нием гитлеровской Германии на Советский
Cows. Этот путь предусматривает заверше-
ние строительства бесклассового сопиали-
стического общества и постепенный перз-
ход от сопиализма к коммунизму. Он
предусматривает решение основной эконо-
уической задачи СССР — догнать и пере-
гнать главные капиталистические страны
В экономическом отношении, т. ©, в смыс-
ле размеров промытиленното производства
на душу населения. Пятилетний план,
восстановления и развития ‘народного хо-
зяйства СССР в 1946—1950 тг. делает

в этом направлении дальнейнеий“ шаг впе-

ред. Наше знамя — научный коммунизм
Маркса — Энтельса — Ленина — Сталина.
Под этим знаменем мы будем одерживать
новые победы по пути к коммунизму.
(Продолжительные апледисменты).

oh TE
План роста производства и капитального
строительства

В соответствии © основными

хозяйст- план определяет темпы и уровень мате-

венно-политическими задачами нового пе-  риального производетва на 1946—50 гг.

фриода мирного развития ОССР пятилетний

Промышленность

06’ем валовой продукции всей про-
мышленности ОССР в 1950 году, поелед-
нем году пятилетнего плана воестановле-
ния и развития народного хозяйства СССР,
устанавливается в размере 205 man.
руб. (в ценах 1926—27 г.), ть с
превытнением довоенного уровня на 48
проп., в томь числе произволетво промыт-
ленной продукции в пострадавитих от ок-
купации районах превзойдет довоенный
уровень на 15 mpon. Для обеспечения
столь значительного под’ема производства
пятилетний план предусматривает быет-
рые темпы развития социалистической
промылиленноети. Если в восстановитель-
ный пернол 1921—1926 гг. ежегодный
прирост продукции составлял 2 mapa. 049
улн. руб., в первой пятилетке — 5 млрд.
478 млн. руб., во второй пятиаетке —
10 млрд. 438 млн. руб., за 3 года треть-
ей пятилетки — 14 млрд. 316 млн. 0уб.,
то в пятилетке 1946—1950. гг. необходи-
мо обеспечить ежегодный абсолютный при-
рост продукции в размере 15 млрд. 600
млн. руб. При этом темпы роста производ-
ства средств производства несколько опе-
режают темпы роста производства предме-
тов потребления.

В области черной металлургии, поем
которой определяет восстановление и раз-
витие всего народного хозяйства CCCP,
намечаелея увеличить производетво чугу-
на до 19.5 млн. тонн и стали до 25,4
млн. тонн, е превышеняем  товоенного
уровня производства черного металла на

35 проп. Jina восстановления и даль-
нейшего развития черной металлургии

за пятнлетие вводится в действие 45 до-
менных печей, 180 мартеновеких печей
и конверторов, 90 электропечей и 104
прокатных стана. Производство цветных и
релких металлов увеличаваетея ло разме-
ров, обеспечивающих полное удовлетворе-
ние потребности народного хозяйства за
счет отечественной промышленности. Про-
изводетво мели увеличивается по сравне-
нию © довоенным уровнем в 1,6 раза,
алюминия в 2 раза, магния в 2,7 раза,
никеля в 1,9 раза, свинца в 2.6 раза,
цинка в 2,5 раза, вольфрамовых коннент-
ратов в 4,4 раза, молибденовых концент-
ратов в 2,1 раза, олова в 2,7 раза; столь
же значительными и даже более быестры-
ми темпами развивается производство но-
вых релких металлов.

В топливной промыпиленносети добыча
угля в 1950 году увеличивается до 250
млн. тонн, или на 51 проц. по еравне-
нию с довоенным уровнем; в угольной
промьюиленности поэти заново создается

новая отрасль производства — обогаще-
ние и брикетирование углей; все коксую-
щиеся угли зольноетью выше 7 прон.
и энергетические каменные угли зольно-
стью выше 10 проц. полностью - под-
лежат обогащению; что сокращает пере-
вузки топлива и поднимает культуру топ-
ливоиспользования; парк механизмов В
угольной промышленности ‘увеличивзется
по сравнению © повоенным временем в
3—4 раза; вводятся в действие за чяти-
летие угольные шахты мощностью 183
млн. тонн, 277 углеобогатительных фад-
рик мошноетью 184 млн. тонн и 26 уго-
льных брикетных фабрик мошностью 10
млн. тонн брикетов в год. Создающя и
развиваются новые отрасли топливно-энер-
гетической промышленности: производетво
синтетического жидкого топлива с выработ-
кой 900 тые. тонн в год и газовая mpo-
мышленноеть с добычей 11,2 млрд. BOM.
газа в год. Мобыча нефти увеличивается
до 35,4 млн. тонн, что означает превы-
пение довоенного уровня на 14 проп.,
причем удельный вее восточных районов
СССР в общей добыче нефти увеличивает-
ея с 12 проц. в 1940 году до 36 прод.
в 1950 году.

В области электрификации  предусмалт-
риваелея увеличение производства элект-
роэнергии до 82 млрд. киловатт-часов. что
превышает довоенный уровень на 70 проп.;
удельный вее  гидроэлектроэнергии во
всей выработке электроэнергии  увели-
чивается ‘в 10,5 проц. в 1940 году x0
15.2 проп. в 1950 году; в энергетических
системах создаются постоянные резервы
моптностей, обеенечивающие бесперебойное
снабжение электроэнергией народного  хо-
зяйства и производства высокого качества
электрической энертни. В этих целях 3a
пятилетие вводятся в действие электро-
станции на 11.7 млн. киловатт, в том
числе 3,3 мля. киловатт — на крупных
ий малых гилроэлектростанциях,

В машиностроении, которому приналле-
жит ведущая роль в обеспечении даль-
нейшего технического  прогпрееса, пшреду-
ематриваетея увеличение производства ма-
пин и оборудования в 1950. году по грав-
нению © довоенным уровнем в 2 раза, &
производство ‘металлургического оборудо-
вания увеличивается в 3,7 раза, произ-
водетво автомобилей — ло 500 тыс. в
год, или в 3,4 раза, производстве  паро-
возов Увеличивается в 2,4 раза, тфакто-
ров в 3,6 раза и электрооборудования в
2.5 раза. Для обеспечения автоматизации
контроля и управления технологическими

процессами производства, а также для,
обеспечения опытных и научно-экспери-
ментальных работ всемерно развивается
приборостроение, причем производство оп-
тико-механических и электроизмеритель-
вых приборов зв 1950 году по еравнению.
с 1940 годом увеличивается в 7 pas.

В области химичесной промышленности:
производство продукции увеличивается в
1950 году в Е.5 раза по еравнению е до-
военным уровнем; производство минераль-
ных удобрений превысит довоенный уро-
Bent B 1950 proxy по фосфорным удобре-
ниям в 2 раза. по азотным в, 1,8 эаза и
по калийным в 1,3 раза. о Производство
синтетического каучука увеличивается В
`2 раза, причем доля каучука, производи-
мого из непишевого сырья. увеличивается
до 38 проц. всего производства ‘кау-
чука против: 1,1 проп;: в 1940 году. Про-
изводетво бумаги увеличивается в 1950
году до 1 млн. 340 тые. тонн илизна 65
проп. по сравнению с ловоенным уровнем.

Цятилетний ‘план предусматривает бы-
стрые темпы восстановления и. развития
промышленности лесных и строительных
материалов. Вывозка древесины увеличи-
вается до 280 млн. кубометров. что обе-
‹печивает рост по сравнению © довоен-
ным уровнем вывозки деловой лревесины
на 59 проп. Производство пемента уве-
личиваетея go 10,5 млн. тонн или п
сравнению с довоенным уровнем в 1,8
раза и оконного стекла до. 80 млн. Ев. мет-
ров или также в 1,8 раза по еравнению
с довоенным уровнем. Создаетея новая от-
расль промышленности — фабричное про-
изводетво жилых домов. Осуществляется’
программа механизации заготовки и вывэз-
ки леса путем широкого применения элек-
трических пил для заготовки леса, тре-
левочных тракторов для подвозки лега И
механизированного автотранепорта и узко-
колейных железных дорог для вывоза леса,
6 силавным путям и магистральным же-
лезным дорогам.

В области производства продуктов пита-.
ния и предметов  широного потребления’
пятилетний план предусматривает ежегод-

ные темпы прироста продукиии в размере.
только во0с-  eo
 зяиства и механизации труда

17 проп. с тем, чтобы не
становить, но и поевыеить довоенный у10-
вень. Производство хлопчатобумажных тка-
ней увеличивается до 4 млрл. 696 млн.
метров, шерстяных тканей до 159 ман.
метров, шелковых тканей до 141 млн. мет-
ров, производство обуви кожаной увеличи-
вается до 240 млн. пар и чулочно-носоч-
ных изделий ло 580 млн. пар, что обеспе-
чивает существенное превышение ховоен-
ного уровня производства; создается кру-
пная промышленность искусственного птел-
ка, производство которого увеличивается в
4,6 раза по сравнению © довоенным уров

`личивается то № млн. 300 тыс. тонн, yac-
‚ла животного до 275 тыс. тонн и сахара
до 2 млн. 400 тыс. тонн, что также пре-
вышает уровень производства 1940 гола.

В соответствии с планом роста про-
мылиленного производетва устанавливаете
ся об’ем капитальных вложений в промы>
шленность СССР на пятилетие в об’еме
157,5 млрд. руб. Необходимо в период
1946—1950 гг. восстановить. построить
и ввести в действие около 5.900 госудаъ-
ственных предприятий, в том числе 3.200
предириятий в пострадавших районах. не
считая ‘мелких предириятий.

Для обеспечения программы ‹ капиталь-
ного строительства и ввода в действие но-
вых производственных `мошностей.
летний план предусматривает всемерное.
укренление и развитие строительной ин-
дустрии и увеличение производетва стро-
ительных машин. План стооительно-мон-

тажных работ на пятилетие составляет.

153 млрд. руб. Для эго осуществления
необходимо обеспечить широкую -механи-
зацию строительных работ, в том числе
‘механизировать земляные работы ло. 60
преоп., лробление щебня ло 90 проц; приз
готовление бетона до 95 проц: и растверов

до 90 проп., укладку бетона хо 60 проц...

и малярные. работы до 50 проц.
стреительных работ,
1950 год:

В период Отечественной войны Hamu

06’ема

строители научилиеь строить более быот-.
ро и экономно. Однако эти темпы и стои-

мость работ в настоящее время для нас
неприемлемы. Необходимо строить еще. 60-

лее экономно и в боле сжатые сроки. Для,

этого требуетея:

во-первых. пресечь «гигантоманию» в.

строительстве и ликвидировать излишест-
ва в технических проектах:

Сельское

В области сельского хозяйства пяти-
летний план предусматривает восстанов-
ление и обеспечение дальнейшего развития
земледелия и животноводства е тем, чтобы
превысить довоенный уровень  сельбкохо-
зяйственного производства в целом по СОСР.
В целях быстрейшего = восстановления и
дальнейшего развития сельского хозяйст-
Ba 9беспечивается укрепление обществен-
ного хозяйства колхозов и организационно-
хозяйственное укрепление машинно-трак-
торных станций и совхозов. Еели`принять
за 100 уровень производства валовей ‘про:
дукции сельского хозяйства в 1932 тоду
(первая пятилетка). то в 1937 голу. (вто-
‘рая пятилетка) он составит 153 проц., в
1940 году (третья пятилетка) — 177
mpon., a Bp 1950 году, т. е. в последнем
‘голу послевоенной пятилетки, составит
225 под.

По зерновым культурам к концу пяти-
летки валовой 6бер зерна увеличивается
‘до 127 млн. тонн с превышением уровня
1940 года на 7 проп., ‘что  обебпечи-
вает улучшение снабжения населения про-
довольствием и необходимые резервы хле-
бы в стране. По техничесним культурам
увеличивается валовой ‹бор caxapHoit
свеклы до 26 млн. тонн или на 22 проц.
выше довоенного ‘уровня, chop хлоп-
ка-сырца до 3,1 млн. тонн или на 25
проц. выше довоенного уровня, 000
льна-волокна - 0,8 млн. тонн или на
39 проц. выше 1940 год» и 66%

нем. Производство маеных продуктов уве-

ATH

предусмотренного. на.

во-вторых: етроить-поеметам; которые
заказчики и подрядчики должны взаимно
проверять ‘и’ которые должны быть эко-
номными; :

` в-третьих, строительным организациям
—- иметь постоянные кадры, а также cod-
ственные Подсобные предприятия по про-
изводству строительных материалов и ме-
ханизмов.

Пятилетний план предусматривает
‚всестороннюю  механизацию трудоемких
процессов, особенно в области черной ме-
Таллургии, лесной и топливной промышг-
  HCHHOCTH и установку более  производи-
тельного ‘оборудования © тем, чтобы до-
военный уровень производства был достиг-
HYT й превзойден при более высокой про-
изводительности труда. Для всей промы-
шленности СССР пентральной задачей яв-
ляетея механизация труда. применение 00-
лее усовертенствованных технологических
процессов и дальнейшая электрификация
ий автоматизация производства.
°”Пятилетняй план предусматривает уве-
тичение за’ период 1946—1950 гг. произ-
водительности: труда в промышленности по
сравнению с ловоенным уровнем на 36
проц, что доетигается 3a счет роста
‘технической вооруженности рабочих при-
мерно в 1,5 раза, осуществления птирокой
программы повышения квалификации ра-
бочих-и инженерно-технических кадров и
полноРо использования восьмичасового ра-
бочего дня. Большой народнохозяйственной
задачей являелся восстановление довоен-
ного уровня и дальнейший рост произво-
дительности труда на воестанавливаемых
‚предприятиях, гле мы еще не достигли в
среднем по всей промылтленности ловоен-
вого уровня выработки на одного трудя-
щегося. На основе’ механизации произвол-
ства, улучшения организации труда и по-
вьниення квалификации рабочих Ha вос-
танавливаемых предприятиях постралав-
ших районов при наличной численности
трудящихся уже в ближайший период мо-
жно увеличить производетво не менее чем
в 1,5 раза. Это — наши резервы и мы
‚должны их использовать.

Эсновой дальнейшего повышения тех-

нического уровня развития народного х9-
является
‘развитое машиностроение, оснащенное до-
остаточным количеством высокопроизводи-
тельных станков. Пятилетний план преду-
осматривает увеличение в CCCP количест-
ва металлорежущих станков до Ё ман.
300 тыс., что. примерно, на 30 проц. пре-
‚вышает. станочный . парк (Соединенных
‘Штатов Америки в 1940 году. В этом —
величайнтая основа’ технико-экономической
‚независимости СССР. и. дальнейшего ‚тех-
энического прогресса во ‚всех отраелях. на-
„ролного хозяйства. hott
Наряду © пирокой . механизацией и
‘электрификацией производства нам необ-
5ходимо: обеспечить работы по развитию
новых отраслей техники и. производства.
В ним относятся: газихякация и эчерго-
‚химическое использование твердого тонли-
Ba, заменяющие перевозки огромного ко-
‚личества топлива передачей газа по
 трубам и электроэнергии по проводам;
;ирименение электротехнологии в производ-
стве легких и цветных металлов. легиро-
‘ванных сталей, химических продуктав и
„в. металлообраюотке; производство синтети-
‚ческих продуктов — искусственного жид-
вого топлива, синтетического каучука и
‚пластических масс. искусственного волок-
на и кожи и синтетического спирта; вне-
дрение кислороль в различные технологи-
‚ческие процессы производетва, в первую
‚очередь в металлургической и химиче-
ской промышленности; передача постоян-
ного электрического тока высокого напря-
жения на большие расстояния, в области
которьй намечается проведение  научно-
‚энецериментальных работ и начало прак-
тического осуществления этой задачи;
„Производство современных приборов. в ча-
CTHOCTH в области радиолокации, и ис-
пользование их в народном хозяйстве; ра-
боты по развитию реактивной техники,
применение нового типа двигателей, созла-
‚щих новые скорости и мощности; работы
`по исследованию в интересах промышлен-
‘ности и транспорта вопросов внутраатом-
ной энергий,
Для обеспечения дальнейшего техннче-
  ского прогресса необходимо распирить и
  создать новые экспериментальные  пред-
`приятия, конструкторские бюро и научно-
‘исследовательские институты, всемерно
материально поошрять научную и изобре-
  тательскую работу ученых. инженеров и
техников.

‚ хозяйство

подсолнечника увеличивается до 3,7 млн.
ОБН или на 11 проц. выше  довоен-
ного уровня. Пятилетним планом преду-
сматривается наряду © расширением по-
севных площадей восстановление и даль-
нейшее освоение правильных ‹евооборотов
$ применением в них травосеяния и ши-
‘роким использованием посевов  травосме-
сей. бобовых (особенно клевера и люцер-
НЫ) и злаковых многолетних трав. а так-
же обеспечение своевоеменного под’ема п
хоропвей обработки паров. Значительно
‘утучшается селекционная и <еменоводче-
ская работа по многолетним тразам се тем,
чтобы каждый колхоз -и COBXO3 могля 0бе-
спечить свои потребности в семенах в <о-
ответетвии с принятыми  севооборотами;
посевы зерновых, зернобобовых,  маслич-
ных и других Бультур обеспечиваются ce-
менами ‘ высокосортных селекционных и
улучшенных отборных местных сортов;
по зерновым культурам предуематривается
завершение перехода к сплошным copTo-
вым посевам в соответствии с планом сор-
тового. районирования.

В области животноводства пятилетний
план предусматривает восстановление и
превышение ловоенного поголовья крупно-
го рогатого скота, овец, коз и свиней и
обеспечивает за пятилетие увеличение по-
толовья лошадей на 46 проп., крупного ро-
татого екота на 39 проп., овец и коз на 75
проц. и свиней в 3 раза по сравнению с
1945 годом. В колхозах поголовье воупного

возраетает- ле 25,9 млн.
выше уровня

рогатого -евота
голов, или на 29 проц.
1940 года, овец и коз’ до i
или на”б2 проп. выше и свиней — до
11,1 млн. толов, или на 35 проц.
выше уровня 1940 года. Нредусматри-
вается повышение продуктивности скота.
прежде всего, }за счет создания прочной
кормовой базы в каждом волхозе и COB-
хозе и улучшения, породности скота, по-
средством его метизации высокопродуктив-
ными племенными производителями. На-
мечено также дальнейнтее соверштенствова-
ние пород скота путем отбора наиболее
продуктивных животных,

Для обеснечения восстановления и даль-
нейшего развития сельского хозяйетва пя-
тилетний план предусматривает  значя-
тельное увеличение поставок сельскому
хозяйству транторов, сельснохозяйствен-
ных машин и минеральных удобрений.
Поставка тракторов для сельского хозяй-
ства (в условных 15-сильных тракторах)
составит за пятилетие 720 тыс. тракто-
фов против 512 тые. тракторов во вто-
рой пятилетке. Поставка сельскохозяйет-
венных машин для сельского хозяйства CO-
ставит за пятилетие (в неизменных ценах
1926—27 г.) 4,5 млрд. руб. против 1,9
млрд. руб. во второй пятилетке, в пе-
риед которой был достигнут наиболее вы-
сокий урозень производства сельскохозяй-
ственных малнин и тракторов. Организует-
ся производство сельскохозяйственных мз-
шин улучшенных конструкций и новых
сельскохозяйственных машин для механи-
запии работ по производству технических,
Бормовых, овощных культур и картофеля,
а также производство машин для механи-
зации работ на животноводческих фермах.

Производство и ноставка минеральных
удобрений (азотистых, фосфорных и ка-
лийных) для сельского хозяйства составит
за пятилетие около 17 млн. тонн  про-
тив 8,7 млн. тонн во второй пятилетке.
Пятилетний план полностью обеспечивает
потребность в минеральных  удобрениях
технических культур, а также значитель-
н0в увеличение удобрений под другие куль-
туры, особенно под овощи и картофель.
Пятилетний план предусматривает при-
рост орошаемых площадей на 656 тыс.
тектаров и осушаемых площадей на 615
тыс. гектаров.

Нарялу < проведением дальнейшей ме-
ханизация  сельскохозяйственного произ-

68,1 млн. голов,   колхозов, МТС и е0вхозов.

неа нИ с ПВ

‘производственную помошь

волетва, в. более. пвироких маслитабах по-
лучает развитие дело  злентрифинации
Нятилетний
план предусматривает строительство в ©6-
лах малых гидроэлектростанниий на мощ-
ность 1 млн. квт., что обеспечивает элект-
рификацию неё только МТС и совхозов, но
й многих тысяч колхозов.

Восстановление и рост машинного па
Ra B бельском хозяйстве, увеличение по-
ставки минеральных удобрений, а также
широкое развитие  травосеяния, предус-
мотренные пятилетним планом, обеснечи-
вают значительное повышение урожайно-
сти и увеличение ‘валового сбора сельско-
хозяйственных продуктов, что является
важнейшей задачей сельского хозяйства В
предетоящем пятилетии.

Восстановление и дальнейтее быстрое
развитие сельского хозяйства возможно
только на основе социалистического про-
изводства, локазавшего свою жизнеетоеоб-
ность как в мирный период, так и в годы
Отечественной войны. Для быстрого вос.
становления и нового под’ема сельского
хозяйства неэбходимо: д

во-первых, всемерно
жить общественное OoTraTcTBG, колхозов,
быстро восстановить и. развить животно-
водческие фермы и увеличить обществен-

ные фонды;

во-вторых, повысить роль и значение
трулодня в организации производства и
распределения доходов колхозов;  трудо-

день снова лолжен быть обильным;
в-третьих, широко проводить лополни-
тельную оплату труда колхозников. 38
повышение урожайности сельскохозяйет-
венных культур, выращивание поголовья
скота и поднятие его продуктивности;
в-четвертых, создать в совхозах по-
стоянные кадры семейных рабочих, пу=
тем наделения их усадьбами и оказания
государственной. помоши в приобретении
ими собетвенных жилых домов и домаш-
него скота.
Нарялу © этим необходимо оказать
крестьянским
хозяйствам Литовской, Латвийской, 3е-
тонекой. Молдавской союзных республик
и запалных областей Украинекой u Be-
лоруеской ССР ‘путем укрепления  сель-
свохозяйственной Кооперапии,  расшире-
ния сета МТО. продатных пунктов; пре-
доставления кредита, увеличения завоза и
продажи ‹ельскохозяйственных машин и
минеральных удобрений. `

Транспорт и связь

В пелях обеснечения намеченной про-
граммы материального, производства И
строительства пятилетний план о преду-

-сматривает увеличение. грузооборота же-

лезнодорожного, . водного и. автомобильно-
го транснорта © 215 мард.  тонно-кило-
метров. в 1932 году, 430 млрд. TOHHO-
километров в 1937 тоду и 453 млрд.
тонно-километров в 1940 году до 657,5
млрд. тонно-километров в 1950 году, что
на 36 проп. превышает довоенный ypo-
вень.

В области железнодорожного транс-
порта пятилетний план предусматривает
увеличение среднесуточной погрузки ло
115 тые. вагонов и грузооборота до 532
млрд. тонно-калометров, или на 28 проц.
выше довоенного уровня.

В целях обеспечения потребностей на-
родного хозяйства в перевозках грузов,
прежде всего в районах Юга, Урала и
Сибири, пятилетний план  предусматри-
вает капитальное вобстановление желез-
нолорожного транспорта в районах, под-
вергавшихея оккупации,  етроительетво
новых железнодорожных магистралей. co-
здание резерва пропускной  епособности
на важнейших направлениях и техниче-
сов перевооружение железнодорожного
транспорта, обеспечивающие устойчивую
работу его особенно в зимних условиях,
прежде всего путем внедрения на pase
дорог электрической и тенловозной тяги.

В соответствии © этими задачами пя-
тилетний план предусматривает увеличе-
ние за счет отечественного производства
парка локомотивов железных дорог на
6.165 паровозов, 555 электровозов. и
865 тепловозов, а также ‘увеличение пар-
ка вагонов на 472 тыю. грузовых ваго-
нов (в двухосном исчислении). Производ-
ство и поставка: локомотивов для желез-
нолорожного транепорта увеличивается ©
5.960 локомотивов во. второй пятилетке
zo 7.585 локомотивов в пятилетке 1946
—1950 тг.. а поставка товарных  ваго-
нов увеличивается с 25 тые. вагонов
во второй пятилетке ло 472 тыс. ваго-
нов в период послевоенной пятилетки.

Наряду © капитальным восетановленя-
ем сети железных дорог в пострадавших
районах, за пятилетие вводятся в дейет-
вие новые железнодорожные линии 06-
щим протяжением 7.230 километров. в
том числе 3.550 километров в Сибири.
Восстанавливаются и строятся новые
вторые пути протяжением 12.500 кило-
метров. Электрифипируется 5.325 килое
метров железных лорог. в том числе на
нэлравтений Кузбасе-—Урал. Для 0бес-
нечения этих работ пятилетний план
предусматривает производство и постав-
ку лля железнодорожного транспорта 4.5
млн. тонн рельсов и 185 млн. шпал.

Важнейшим условием выполнения пя-
тилетнего плана в области увеличения
перевозок на железнодорожном транспор-
те является ускорение оборота вагонов с
10,9 суток в 1945 году x0 7 суток в

(1950: году за счет сокращения дально-

сти железнодорожных перевозок, yerpa-
нения нерациональных перевозок и лик-
видации чрезмерных простоев подвижно-
TO состава на железных дорогах и под’езд-
ных путях промышленности.  Ускоре-
ние оборота вагона только на один день
обеспечивает возможноеть увеличения су-
точной погрузки грузов

примерно на
6 тыс. вагонов.

Для восстановления и развития  же-
лезнодорожного транспорта пятилетний

план предусматривает капиталовложения
в размере 40,1 млрд. рублей’ Эта про-
прамма должна быть безусловно выпол-

‚страны увеличиваетея

нена для создания самых насущных И
необходимых условий восстановления и
развития всего народного хозяйства ОСОР.

По ворному транбпорту в 1950 го-
ду пятилетним планом предусматривает“
ся увеличение грузооборота речного
транспорта Ha 38 upon. и грузооборота

нию с ловоенным периодом.  Поодолжа-
ются padoTH по преврашению Северного
Морского пути в нормально  действую-
щую судоходную магистраль.

Пятилетний план предусматривает бы-
строе развитие отечественного судоети-
ения. В 1950 году программа ‘морекого
судостроения увеличивается в 2,5 раза,
а речного судостроения в 4 раза по срав-
нению с 1940 годом. Пятилетним  ша-
ном обеспечивается строительство силь-
ного советекого флота. а также Bocera-
новление и строительство новых мореких
и речных портов. 3a пятилетие  мощ-
ность речного и морского Флота COCP
увеличивается на 3.6 млн. тонн и еа-
моходного речного флота на 300 тысяч
HOM. ¢Hd.

Продолжаетея дальнейнее развитие
автомобильного транспорта. и автодорож-
ного хозяйства; автомобильный парк
вдвое по сравне-
нию с довоенным временем: быстро раз-
вивается воздушный транспорт.

На основе генеральной схемы  элек-
троевязи в ОССР пятилетний план пое-
дусматривает развитие фадиосвязи и 32-
вершение организации надежной  теде-
фонно-телеграфной связи между Москвой
и всеми республиканскими. краевыми п
областными центрами, а также между
столипами союзных республик и своими
областными центрами;. полностью  теле-
фонизируютея районные центры.  <ель-
екие Советы. машинно-тракторные. стан-
ции и совхозы.

Быстрыми темпами восстановления п
дальнейшего развития транспорт и связь
должны дать простор’ развитию  произ-
водительных сил Советского Союза. -

nF
Послевоенная ‹ перестройка — народно-
го хозяйства требует укрепления роли.
экономических рычагов в отртанизалии
производетва и распределения. какими
являются: пена, деньги. кредит,  при-
быль. премия. Государственное планиро-

вание народного хозяйства СССР иеноль-
зует в интересах укрепления и развития
сопиалистического ° производств» = закон
стоимости с той особеняостью, что в 00-
ветекой экономике исключено превраще-
ние стоимости в капитал, эксплоатирую-
щий труд. :

Законом сопиалистического производства
является систематическое снижение из-
держев производства товара. В этом — ис-
точник роста накопления и потребления.
Пятилетний план предусматривает сниже-
ние за пятилетие уровня себестоимости
промьииленной продукции на 17 прод.
тракторных работ МТС на 16 прот. в
железнодорожных перевозок на 18 преп.
при всемерном повышении качества
продукции промышленности. сельского хо-
зянетва и транспорта. Общая сумма эко-
немии от снижения издержек производет-
ва за 1946—1950 гг. в промьпиленноети,
на транспорте, в государственных МТС я

гола должна

оуолей.
ВВ НО

(Продолжение см. на 8-й стр.).

составить около 160 ил.

‚укренить и умно- —~

морского транспорта в 2.2 раза по еравне Л

“

\

aN
COBXO3aX To cpannennw ¢ ypopnew 1945 {//,