д

Вторник, 19 марта 1946 г., № 35 (574).

mee

заседания

московский

КОМСОМОЛЕЦ

В Совете Союза

Речь депутата

Г. М. ПОПОВА

(КИРОВСКИЙ ОКРУГ г. МОСКВЫ)

Товарити депутаты! Одержав всемир-
но-историческую победу над немепкими и
японскими империалистами, наш народ
получил возможность вернуться к мирно-
му созилательному труду.

Rak только кончилась война, товарищ,
Сталин поставил вадачу разработать HO-
вый народнохозяйственный план, который
определил бы пути послевоенного эконо-
мического развития нашей страны на бан-
жайшие пять лет.

Планирование народного хозяйства, как
известно, представляет ‹обой одно ‘яз
важнейпих преимуществ нашей социали-
етической экономики, не знающей ни кри-
SHCOB, ни безработицы, — экономики,
обеспечивающей недостижимые для капи-
талистической системы хозяйства темны
развития.

Советский народ убедилея на своем
опыте, что каждая сталинская пятилетка
означает мощный под’ем промыпменности,
транспорта, Фельского хозяйства, культу-
ры, повышение жизненном уровня тру-
дящихея нашей страны.

Пятилетний план, представленный на
обсуждение Верховного Совета, преду-
сматривает быстрое восстановление и
дальнейшее развитие народного хозяйства
СОСР. Он полностью отвечает тем оенов-
ным задачам. которые были поставлены
на ближайшее пятилетие товарищем
Сталиным в ето историческом  выступле-
нии 9 февраля 1946 тода.

Итан устачавливает, что в 1950 году
вынлавка чугуна и стали и производство
проката увеличатся na 35 проц. по
сравнению © довоенным уровнем. Добыча
угля возрастет Ha 51 проп., выработка
электроэнергии — на 70 проп. Продукция
машиностроения удвоится, резко поднимет-
ся 0б’ем перевозок на транспорте. Такой
рост производства жизненно необходим и
ювидетельствует о дальновилной и мудрой
политике советского правительства, так
как без восстановления и значительного
роста тяжелой промышленности и под’ема
транспорта немыслимо дальнейшее разви-
тие всего народного хозяйства.

В новом пятилетнем плане находят так-
же отражение MON eu сельского. хозяйства,
промышленности, производящей предметы

нию с довоенным уровнем, примерно
30 проп.

Наибольшее развитие в период 1946—
1950 гг. получит малииностроение и, в
первую очередь. производство автомобилей,
станков, паровозов. дизелей, котлов для
электростанций, металлургического обору-
дования. электротехники. В 1950 году
выпуск грузовых автомобилей достигнет
100 тысяч машин, что на 75 проп. пре-
высит уровень 1940 года. Кроме того, в
1950 году будет выпущено 40.000 ма-
лолитражных машин, «Москвич» и сотни
легковых автомашин высшего класса
«8ИС-110», Выпуек станков увеличится в
полтора раза по сравнению с  довоенным
уровнем, при этом’ резко ‘возрастет про-
изводство автоматов и высокопроизводи-
тельных станков. Колофонский  машино-
строительный завод выпустит в 1950 го-
ду 400 мощных паровозов, что вдвое нре-
высит довоенный уровень их производст-
ва. Будет развиваться впервые освоенное
на московских заводах во время войны
производство сталеразливочных ковшей,
конвертеров и другого оборудования для
металлургической промышленности. Боль-
пой размах получит приборостроение —
производство часов. манометров,  различ-
ных контрольных и испытательных при-
боров и приборов. автоматического управ-
ления. Вместе с тем ва и Московская
область будут и впредь серьезной базой
военного машиностроения:

Товарищ Сталин указал, какую огром-
ную роль для дальнейшего роста экономи-
ческой и военной мощи нашей страны
призвана сыграть наука. В Москве —
крупнейшем центре советской науки, Sy-
дет вложено на период 1946—1950 г.г.
свыше миллиарда рублей на <троительет-
во и оборудование научно-исследователь-
ских институтов.

Отромный размах капитального строи-
тельства в четвертой пятилетке, который
определен по Москве и Московской  00-
ласти в размере более 15 миллиардов руб-
лей, потребует резкого увеличения про-
изводства строительных материалов, силь-
но сократившегося за время войны. В
1950 году необходимо будет довести вы-
nyck кирпича до 1 миллиарда 100 мил-
лионов штук в год или на 12 проц. боль-

на

большая работа по восстановлению _элек-
троетанций. В результате
1946 г. рабочая мощность системы . Мос-
энерго поднялась до 78 проп. довоенного
ур.вня.

промышленности Москвы и области, элек-
`трификация железнодорожного транспорта,
механизапия процессов
рост потребности в
бытовые нужды опережали наращивание
энергомощностей, и это‘ привело к серь-
езным запруднениям © электроснабжением
в Москве и Московской области, к крут-
ным убыткам в промышленности
родском хозяйстве.

MOI
Мосэнерго. Отнако
тельства о вводе мошностей Министерсте
вом электростанций ВЫПОЛНЯЮТСЯ крайне
неудовлетворительно. 5

резко усилить темпы наращивания
ностей в системе Мосэнерго. Необходимо,
чтобы Мосэнерго уже в первой половине

работки электроэнергии, восстановив Ста-
линогорскую и Фрунзенскую электростан-
ЦИИ.
улвоить мощность
потребует. нарфялу с ‘увеличением мощно-
‘стей существующих электростанций, так-
же строительства ряда новых угольных
электростанций-—ШЩекинской,

кроме своевременной поставки
ленностью энергооборулования, необхолимо

—30 тысяч человек, обеспечив эту брга-.

новления в Москве мощных строительных
организаций. которыми располагали 10
войны: наркоматы, ведомства и Москов-
ский Совет.

Большие работы в новой пятилетке бу-
дут проведены в Москве по строительству
ий расширению водопроводных ©танпий.
концу пятилетки мощность московского
водопровода возрастёт в полтора раза, &
мощность очистных сооружений городской
ванализации удвоится,

Вудет закончена реконструкция = реки
Яузы. ПШредусмотренное пятилетним  пла-
ном строхтельство в Москве 3 миллионов
квадратных метров усовершенствованных
дорог значитольно повысит благоустрой-
тво’ города.

Олним из важнейших вопросов фазви-
тия городского хозяйства Москвы являет-
ся дальнейшее расширение всех видов
внутригородского транспорта. Будет про-
должаться начатое во время войны ©0ору-
жение четвертой очереди   Метрополитена. В
течение пятилетия войлет в экоплоатапию
часть этой линии — Комсомольская  пло-
щадь — Павелецкий вокзал — Цент-
ральный пафк культуры и отдыха AM.
Горького длиною свыше 9 километров.

„Одновременно будут усиленно — тазви-
ваться другие виды транопорта —  трам-
вай, троллейбус, автобус и такси. Это. даст
возможность значительно улучшить обслу-
живанне транспортом населения Москвы.

Дальнейшее развитие в новой пятилет-
  ке получат и пругие отрасли городского
хозяйства столипы. 060606 внимание будет
Уделено архитектуре и озеленению города
и; его притородов.

В пятилетнем плане по городекому хо-
зяйству Москвы отражена исключительная
забота  большевистокой партии и совет-
ского правительства. о человеке. Такое
внимание и забота оэкрыляют москвичей, и
они © огромным воодутевлением будут ра-
ботать над тем, чтобы сделать столицу на-
пей великой Родины самым благоустроен-
ным городом в мире.

Товарищи депутаты! Новый пятилетний
план -—— самый напряженный из всех, ко-
торые у нас были. On будет — осущест-
вляться в условиях, когда приходится за-
лечивать тяжелые раны, нанесенные Ha-

В последующие годы была проделана

в 1 января

Вместе с тем быстрое восстановление

производства И
электроэнергии Ha

и Ter

Правительство оказывает большую’ 10-
в восстановлении электростанций
постановления прави-

Министерство электростанций должно

мощ.
1947 тода достигло ховоенного уровня вы-

К 1950 году Мосэнерго должно
электростанций. Это

Черепеть-
ской, Ступинской, Раменской, Пенинград-
ской и Калужокой гидростанции на Оке.

Для того. “чтобы решить эту задачу,
TpOMBIM-

создать мощную  строительно-монтажную.
организацию © количеством рабочих в 25.

низацию строительными механизмами, ав-
TOTPAHCHOPTOM и жилым фондом.
С вопросом о развитии энергетической

потребления, и широкое развитие жилиш-
ного строительства, что обеспечит  неук-
лонное повышение материального уровня
жизни трудящихся.

Основной предпосылкой — намеченного
планом мощного под’ема производства И
повышения производительности труда яв-
ляются технический прогресс во всех от-
фаслях народного хозяйства, успехи  ©90-
ветской науки, которая должна превзойти.
научные достижения за рубежом.

В результате выполнения пятилетнего
плана еще больше повыюитея экономиче-
ская и военная мошь нашей Ролины, рас-
цветет культура народов Советского ©ою-
за.

Трудящиеся нашей страны  ветретят
новый пятилетний план е величайшим
удовлетворением. Пятилетний план будет
выполнен, ибо советский народ умеет 60-
ротьея за выполнение и перевыполнение
сталинских пятилеток.

Новый пятилетний план выдвигает
серъезные задачи по дальнейшему фазви-
тию промышленности Москвы и Москов-
екой области.

Известно, что Москва вместе с Мос-
ковекой областью была перед войной и
является в настоящее время одним из
важнейших индустриальных районов
страны. 3a годы сталинских пятилеток
московская промышленность, наряду 6
промышленностью всего Советского Сою-
за, развивалась быстрыми темпами. В
1940 roxy предприятиями Москвы и
Московской области было выпущено вало-
вой продукции на 31 миллиард рублей,
что составило 22,5 проц. общего вынуска
промышленной продукции в стране.

(сенью 1941 года, когда враг угро-
жал столице. крупнейшие предприятия
Москвы и Московской области были эва-
куированы на восток. Многие заводы
вместе 60 своим оборудованием и кадрами
осели на новом месте — в Шоволжье, на
Урале, в Сибири, Средней Азии — и
явились серьезным подкреплением разви-
вавшейся там во время войны оборонной
и машиностроительной промышленности.

Начиная с 1942 года, поеле того, как
Красная Армия под водительством вели-
кого Сталина разгромила под Москвой
немецких захватчиков и отбросила их OT
столицы, началось усиленными темпами
восстановление московской промышлен-
ноети. В короткие сроки было заново соз-
дано производство самолётов, авиацион-
ных моторов, автомобилей, подшипников,
металлорежущих станков, быстро - развер-
тывалось производство вооружения, . бое-
припасов и снаряжения.

Усилиями рабочих и интеллигенции,
несмотря на трудности военного времени,
промышленность Москвы и области 10
0б’ёму валовой продукции к концу ВОЙНЫ
была почти полностью восстановлена. В.
1944 году валовой выпуск  Продукпии,
московских предприятий составил 29,5
миллиарда рублей.

По окончании войны московские пред-
приятия стали перестраиваться на выпуск
гражданской продукции, и в настоящее
время этот процесе по большинству от-
раслей промышленности близится KR 3a-

вершению.

В новом пятилетнем
злачительное увеличение
мъыииленной продукции по Москве и №с<-
ковогой’ области. O00 ex Этой Продукции
должен возрасти в 1950 году, по сравне-

плане намечено
выпуска про-

ше довоенного,
должно возрасти до 260 тысяч тонн нп
также превысит уровёнь 1940 года. Зна-
чительно должен увеличиться вынуск и
других важнейших материалов,
мент,
кровля, строительные детали,
ские изделия предметов санитарной тех-
НИКИ И Т. Д. :

‘жна быть сокращена.

травепорта,

станций,

бочая мошность
до 46 проц. довоенной,

а производство извести

как це-
искусственная
керамиче-

алебастр, стекло,

Что касается лесоматериалов, то В этой

пятилетке они должны будут поступать к)

нам в основном из других областей, так
как за годы войны лежа в Московской

области подверглись больнюй вырубке и.

на ближайшие годы затотовка дров и ле-
соматериалов в Московокой области дол-

Значительно возрастет в Москве и
Московокой области в период 1946—
1950 гг. продукция текстильной, легкой
промьгтивленности, а также производство
предметов птирокото потребления на пред-
приятиях местной промышленности и
промкооперации.

Следует подчеркнуть, что ост выпуска
продукции на московских предприятиях

булет обгонять капиталовложения и cooT-.

ветствующий рост мощностей  предприя-
тий. Поэтому для выполнения пятилетне-
то плана по промыиленности мы должны
будем мобилизовать“ все ресурсы и преж-
де всего загрузить неиспользованные про-
изводетвенные площади и оборудование. А
такие возможности у Hat, безусловно,
имеются. Например, автозавод имени
Сталина может удвоить выпуск  автомо-
билей без Тасптирения производственных
площадей. 06 этом же свидетельствует
TOT факт, что на текстильных ‘фабриках
гор. Москвы и области около одной трети
вкех прядильных веретен и ткацких став
ков находится в Законсервированном ©0ос-
тоянии,

Большие залачи стоят перед нами в
области сельского хозяйства. К 1946 №-
ду Московская область в основном empa-
вилась < восстановлением посевных пло-
Majeh, а по таким культурам, как Kapro-
фель й овощи, значительно превзошла. до-
военный уровень. Поголовье крупного и
мелкого рогатого скота стало больше, чем
в довоенном 1940 толу. Колхозы и ©овхо-
зы области сдали государству в 1945 го-
ду 630.000 тонн картофеля и овощей.

В эту пятилетку мы ставим задачей
дальнейшее расширение и. укрепление
картофельно-овошной и животноводческой
базы вокруг Москвы, всемерный под’ем
урожайности, продуктивности животновод-
ства, повышение уровня механизации
сельскохозяйственных работ, особенно пе
возделыванию таких трудоемких культур,
как картофель и овощи, а также широкое
развитие сельской электрификации.

Я хочу спопиально остановиться на
вопросе, который имеет исключительное
значение для под’ема  промылиленности,
сельского хозяйства и улуч-
шения бытовых условий трудящихся
Москвы и Московской области. Речь идет
о развитии наптей энергетической базы, о
наращивании мотностей системы Moc-
энерго.

Ло войны московская  энертетическая
система являлась самой мощной в стране.

К концу 1941 года в связи с эвакуа-
цией оборудования Некоторых  электро-
а также из-за разрушений, при-
чиненных немецкими захватчиками, pa-
Мосэнерго сократилась

базы тесно связан вопрое об обеспечении
топливом возрастающих — потребностей
электростанций, промышленности и жи-
лищно-коммунального хозяйства Москвы и
Московской области. _

В новом пятилетии большое внимание
будет уделено развитию добычи местных
видов топлива — подмосковного угля о и.
торфа. и
 Восетановленный после немецкой окку-
пации Подмосковный угольный бассейн
увеличил в 1946 году суточную добычу
по сравнению c 1940 тодом © 33 тысяя
тонн до 58 тысяч тонн. В годы войны
бассейн сыграл решающую роль в 0065-
печении топливом» не только Москвы и
Московской области, но и других цент-
ральных областей. В период 1946—
1950 гг. бассейн будет усиленно разви-
валься. Только по комбинату «Москво-
уголь» будет построено 39 новых шахт,
и капитальные затраты составят 1 мил-
лиарт 150 миллионов рублей.

В предстоящую пятилетку в Москве во
много раз возрастет потребление газа. —

По инициативе товариша Сталина бы-
ла начата еще во воемя войны постройка.
газопровола Саратов-—Москва. В настоя-
щее время газопровод находится накануне
ввола в экоплоатацию. № середине 1946
года Москва будет полузать в сутки
1 миллион 460 тысяч кубометров газа, или
в 5 раз больше, чем в настоящее время.
Пятилетним планом  предусматривается
строительство Московокого коксогазового,
завода в Расторгуеве, а также, завода 10
газификации углей в Подмосковном уголь-
ном бассейне. Таким образом, Москва ,
концу пятилетки будет иметь газа в 10
раз больше, чем в 1940 г. и даже в 1945г.
Это’ позволит ‘газифицировать в Москве.
десятки тысяч квартир, перевести на ото-
пление тазом жилые дома, бани, прачеч-
ные. столовые и учебные завеления ©т0-
липы. — репнительно улучшить бытовые’
условия трудящихся Москвы.

Одновременно пятилетним планом пре-
дусмотрены в Москве значительные рабо-.
ты по топлофикации. Выработка тепла’
московскими ТЭЦ возрастет к Romy пя-
тилетки в 2,5 раза.

В результате всего этото значительно
сократится потребление в Москве дров,
что в большой степени разгрузит тран-
спорт, выевободит рабочую силу и сохра-
нит от вырубки наши леса. ь

В широких масштабах в четвертой пя-

тилетке будут продолжены задержанные
войной работы по осуществлению сталин-
ского генерального плана реконструкции
Москвы.
о Партия, правительство, лично товарищ
(Сталин проявляют повседневную заботу 6
хозяйственном и культурном развитии
Москвы, 00 улучшении жизненных Yc-
ловий населения столицы.

Новый пятилетний план намечает вы-
деление на капитальное строительство в
Москве свыше 9 миллиардов рублей, из
них 60166 5 миллиардов — непосредст-
венно на улучшение бытовых условий
трудящихся Москвы. В течение ближай-
ших лет будет восстановлен. а затем и
превзойден довоенный ‘уровень всех от-
фаслей городского хозяйства столицы.

Центральное место в пятилетнем плане
развития городского хозяйства Москвы за-
нимают новое жилищное строительство и
работы по восстановлению и благоустрой-
ству наличного жилого фонда. В течение
1946—1950 тг. дхолжно быть построено и
введено в эксплоатацию около 3 миллио-
нов квадратных метров новой жилой пло-
щади.

Выполнение обширной программы  жЖи-
лищного стройтельствь потребует восста-

ему хозяйству войной, ликвидировать ее
опустошительные последствия, восполнять
огромный, исчисляемый сотнями миллиар-
дов рублей ущерб, причиненный немецко-
фашистскими захватчиками.

При этом ежегодный прирост продук-
HUM по важнейшим отраслям народного
‘хозяйства, намеченный в новом пятилет-
нем плане: превосходит то; что было до-

‘етитнуто Советским Союзом в предвоен-

вые пятилетки,

Как бы ни был труден новый пятилет-
‚ний план, он будет, безусловно, вы-
полнен и перевыполнен.

Для того, чтобы успешно преодолеть
стоящие перед нами трудности, мы долж-
ны будем использовать все имеющиеся У
нас резервы. В этом отношении крайне
поучителен опыт войны. Война векрыла
новые огромные резервы, таящиеся в на-
шем сопиалистическом хозяйстве.

В период войны благодаря усовершен-
ствованию техники и организации произ-
водства были достигнуты замечательные
‘успехи в увеличении выпуска продукции,

производстве самолетов, звиационных MO-
‘торов, танков, вооружения и боеприпасов
широкое применение получили  поточные
методы. Одновременно < внедрением пото-
ка коренным образом перестраивался тех-
‘нологический процесс, вводились — новое
оборудование и приспособления. — Много
ценного было осуществлено и в других
отраслях производства, на транспорте и в
сельском хозяйстве.

Война научила нас бережливости —
мы экономили каждый килограмм метал-
ла, каждый метр ткани, каждую тонну
отлива. Опыт смелого новаторства, все-
‘торонней тационализации производствен-
ных процессов, жесточайший режим эко-
номии мы 0бязаны полностью использо-
вать и развивать в мирных условиях В
ботьбе за пятилетку.

„ Необходимо тажже возможно шире при-.
менять автоматизацию производственных
процессов, механизировать трудоемкие ра-
боты, совершенствовать — оборудование,
Утучшать организалию труда, добиваясь
наиболее полного использования рабочего
дня. Строжайшая экономия и хозрасчет
в сочетании с хозяйственной инипиати-
вой должны стать законом проязводства.

Коммунистическая партия, которая яви-
лась во время войны организующей силой
в. борьбе против врага, теперь ведет нас иа
борьбу за выполнение нового пятилетие-
то плана. Этот план является первым на
пути осуществления тех грандиозных за-
дач, которые товарищ Сталин в 0806\
историческом выступлении 9 февраля
1946 тода поставил пефел советским на-
ролом на длительный период — 15—20
лет.

Речь товарища Сталина открыла Заме-
чательные перспективы небывалого фас-
цвета советского хозяйства, культуры и
науки и вооружила советских людей яс-
ной программой борьбы за укрепление мо-
гущества нашей Родины, за полную
победу коммунизма в нашей стране.

Да злраветвует могучий, непобедимый
Зоветский Союз!

Да здравствует наша славная больше-
вистекая партия!

Да здравствует наш великий вождь,
творец всех наших побед — товарищ
(Сталин! (Бурные, продолжительные апло-
дисменты).

в повышении производительности труда. В

ют десятки самых различных

ерховного Совета СССР

В Совете Национальностей
Речь депутата

A. A. MHX

(АЙЛОВА

(СТАВРОПОЛЬСКИЙ ОКРУГ РСФСР)

Товарищи депутаты! Весь наш народ
живет сейчас под впечатлением речи
товарища Сталина перед избирателями. ©
исчерпывающей полнотой изложил
товарищ Сталин программу дальнейшего
укрепления могущества нашего государст-
ва, дальнейшей борьбы ‹оветского натода

за построение коммунистического общеет-
ва.

Великий Сталин, родной и близкий
каждому трудящемуся, умеет говорить
так, что его слова мгновенно доходят до
сознания миллионов, вливают в них но-
вые силы, энергию, поднимают на радост-
НЫЙ творческий труд. Товарящ Сталин
умеет просто и ясно говорить © ‹амых
сложных явлениях, 6 самых крупных и
принципиальных вопросах развития на-
шего государства. .

На ХУШ е’езде партии товарищ Сталин
дал исчерпывающее определение роли с9-
ветекого государства в период перехода от
социализма к коммунизму. — Товарищ
Сталин показал, что для построения ком-
муниетического общества необходимо крен-
кое и сильное социалистическое государ-
ство. Идея товарища Сталина 06 укреп-
лении социалистического государетва, во-
плещенная в жизнь усилиями миллионов
тружеников советского общества. сыграла
решающую роль в годы Великой Отече-
ственной войны. Наше государство, ¢o-
зданное Лениным и Сталиным, © ‘честью
выдержало все испытания войны и выш-
л0 из этих испытаний еще более крепким
и могучим.

На всем земном паре нет сейчас госу-
дарства более поечного, чем Союз Совет-
ских Социалистических Республик. Ни в
одной стране мира нет сейчас правитель-
ства, которое пользовалось бы такой ве-
‚ликой любовью и безграничным доверием
всего народа. каким пользуется наше род-
ное Советское Правительство. возглавляе-
мое товаришем Сталиным. (Бурные апло-
дисменты).

На многолетнем опыте ваш народ глу-
doko убедился в том, что большевистекая
партия, Советское Правительство никогда
не дадут его в обиду. Доказано. что ¢o-
ветский народ BO главе < товарищем
Сталиным умеет за себя постоять!

Товарищи депутаты! Предложенный на
рассмотрение Сессии проект Закона о пя-
тилетнем плане восстановления и pasBH-
тия народного хозяйства СОСР полностью
отвечает коренным интересам нашего на-
рода. Каждый советский человек понима-

ет, что. укрепление силы нашего госулар-.
  ства

есть важнейшая гарантия защи-
ты интересов советского общества. инте-
ресов каждого советского гражданина,
каждой советокой семьи.

Понятно поэтому, что новый пятилет-
ний план вызвал огромный трудовой. под”
ем маке. Горячее стремление рабочих,
колхозников, интеллигенции работать эще
лучше, еще производительнее, есть яркое
свидетельство всенародного одобрения Ста-
линского пятилетнего плана.

Ленинский комсомол, вся наша моло-
дежь готовы отдать все силы на выпол-
нение задач, поставленных товарищем
Сталиным. Ежедневно со всех концов
страны в Центральный Комитет комсомо-
ла приходят десятки сообщений. характе-
ризующих стремление молодежи быстрее
залечить раны. нанесенные стране вой-
ной, еще более укрепить силу и могуще-
ство нашего социалистического Отечест-
ва.

Следуя указаниям Ленина. молодежь
стремится во всяком леле проявлять свою
инициативу, свой почин, находить новые
ресурсы и новые возможности для успеш-
ного выполнения государственных пла-
HOB.

Известно, какую огромную фоль в вы-
поелнении планов предыдущих пятилеток
сыграло социалистическое соревнование
Наша молодежь выступает сейчас © пред-
ложениями — развернуть Всесоюзное co-
пиалистическое соревнование за выполнёе-
ние и перевыполнение планз новой пяти-
летки. Эта идея заслуживает  всемерной
поддержки! Неограниченные возможности
в мобилизации наших ресурсов, режим
экономин, широчайшая инициатива и ог-
ромный труловой mo, eM Mace несомненно
приведут к тому, что наша страна не
только выполнит, но и перевыполнит план
новой Сталинской пятилетки.

Будущее нашей страны принадлежит
молодежи. Товарищ Сталин неоднократно
подчеркивал, что наша молодежь должна
настойчиво овладевать знаниями, культу-
рой. План пятилетки ¢ большой остротой
выдвигает необходимость повышения обра-
зовательного уровня нашей молодежи,
дальнейшего усиления воспитательной ра-
боты. Это требует нового улучшения
учебно-воспитательной работы всех звень-
ев учебной сети.

За время войны в промытыенность при-
шли десятки тысяч молодых рабочих. В
условиях военного времени иногда трудно
было обеспечить необходимое проязводст-
венно-техническое обучение этой  молоде-
жи. Сейчас мы имеем возможность прове-
сти меры, которые бы обеспечили луч-
шую организацию и более высокое каче-
ство производственно-технического обуче-
ния. Необходимость этого диктуется тем,
что подготовка квалифицированных кадров
рабочих есть важнейшее условие успеш-
ного осуществления пятилетнего плана.

В организации производственно-техниче-
ского обучения до сих пор еще есть мно-
го недостатков.

Для обучения рабочих одной и той же
профессии. например. слесаря. существу:
программ,

крайне слабо поставлено методическое ру-
ководство; недостает учебной литературы
и наглядных п060бий; кабинеты произвоз-
ственно-технического обучения в военные
голы на многих заводах закрылись. Было
бы целесообразно поручить соответствую-
щим министерствам принять необхозимые
меры для серьезного повышения произвох-
ственно-технических знаний и квалифи-
кации молодых рабочих.

За годы войны значительная часть мо-
лолежи оставила школу и пошла на пред-
приятия. Чтобы CBOHM трудом помочь
Ерасной Армии разбить врата. Сейчас. ко-
гда условия изменились, эта молодежь
настойчиво стремится продолжить прер-
ванное войной образование Идя навстре-
чу этим стремлениям, наше Правительство
активно поддержало идею создания вечер-
них кол рабочей и сельской молотежи.
Проект пятилетнего плана предусматрива-
ет дальнейшее расширение сети таких
Mol,

Следует отметить, что эти школы не
веегла пользуются лолжной поддержкой.
Так. например. в Свердловской. Молотов-
ской, Саратовской областях. Белорусской
республике план набора учащихся в ве-
черние школы намного недовыполнен. 06’-
яеняется это. конечно. не тем, что моло-
дежь здесь проявляет меньшее стремление
к знаниям, а тем, что иеполкомы Советов
депутатов трудящихся. органы наролного
образования и отдельные руководители
предприятий мало помогают вечерним
школам. не обеспечивают их помещения-
MH, Учебныхи пособиями. школьно-пись-
менными  приналлежностями. Я считаю,
что вечерние школы требуют  значя-
тельно большего внимания со
министерств просвещения, местных совет-
ских органов. хозяйственных руковолите-
лей. Мы можем п обязаны добиться образ-
цовой постановки дела во веех вечерних
школах.

Проектом пятилетнего плана предусмот-
рено довести к 1950 году число учашиях-
ся в начальных. <емилетних и орэалних
пколах до 31.800 тыс. человек. то-есть
обеспечить всеобщее обязательное обучение
детей < семилетнего возраста. как в го-
роде, так и в деревне. В связи < решени-
ем этой важнейшей задачи я позволю cede
обратить внимание Сессии на следующие
вопросы. По-моему. следует поставить во-
Прос о том, чтобы увеличить запроектяро-
ванное планом строительство новых
школьных зданий Эта мера позволит бы-
стрее сократить многосменные занятия’ в
школах. . i

Необходимо также решить вопрос о ‹ло-
полнительном увеличении выпуска Y4H-
телей, особенно для семилетних и средних
икол. Известно, что сейчас ощущается
некоторый недостаток учителей. Необхо-
димо улучшить работу педагогических
учебных завелений, оказать им серъезную
помощь, увеличить контингент слушате-
лей в них.

Необходимо усилить заботу об учителе
и внимание к его нужлаи. Министерства
просвещения лолжны. по-моему. серьезно
заняться повышением знаний и пелагогя-
ческого мастерства учителей. Следует ot-
новательно улучшить систему подготовки
и переподготовки кадров, работающих в
школах, расширить сеть заочного педаго-
гического образования, принять меры &
дальнейшему улучшению материально-бы-
тового положения учителей. 0 том, что
наше замечательное учительство заслужи-
ло овоей беззаветной работой на благо
Отечества право на самое внимательное и
чуткое отношение к себе, по-моему. гово-
рить не приходится.

Многие наши школы испытывают нело-
остаток в оборудовании и в учебно-нагляд-
ных пособиях. Фпыт ряда районов и обла-
стей показывает, что многое в этом отно-
шении можно сделать за счет использова-
ния местных ресурсов и возможностей.

Поэтому, я <читаю, что местные органи-

зации должны проявлять больше инициа-
тивы в обеспечении школ всем, в чем они
нуждаются.

Я хотел бы обратить ваше внимание
еще на один вопрос. До сих пор еще мно-
гие помещения учебных заведений заня-
ты различными организалиями. Необходи-
мо добиться, чтобы к новому учебному
году все учебные помещения были использ
зованы по назначению.

Несколько слов о высшей школе. Пре
ектом пятилетнего плана  предусматри-
вается дальнейшее увеличение выпуска
специалистов высшей и средней: квалифи-
кации. Для обеспечения вузов и технику-
мов преподавателями предполагается уве-
личить выпуск аспирантов © 1.500 в на-
стоящем ‘тоду до 2.800 к концу пятилет-
ки. Я думаю, что такое увеличение числа
научных работников. подготовляемых че-

ез аспирантуру, не может удовлетворить

потребности педагогических и научно-ис-
следовательских институтов. Было бы не-
Лесообразно, поэтому, внести некоторые
коррективы. в <торону увеличения числз
аспирантов.

Товарищи депутаты! Во всем мире наш
план прозвучит как мощный гимн <3во-
бодного,  всепобеждающего труда, kak
слово народа. уверенного в своих силах,
в своем завтрашнем дне.

Пятилетний план будет не только вы-
полнен, но и перевыполнен. Гафантией
этому является неиссякаемая творческая
энергия нашего народа. Гарантией наших
успехов является то, что народы  бСовбт-
ского Союза сплачивает, ведет и напраз-
ляет большевистская партия, руководимая
величайшим  тением человечества —
товарищем Сталиным! (Бурные продолжи-
тельные аплодисменты).

стороны.