35 молодых рабочих завода, где. сек-
ретарем комитета ВЛКСМ Валентина
Шелепова, находятся сейчас в завод-
ском доме отдыха в Кратове. Здесь
отдыхающие окружены заботой и вни-
манием. В их распоряжении уютные
спальни, столовая, комнаты для игр и
бесед. Есть библиотека, много музы-
кальных инструментов.

Отлыхающих вкусно и сытно кормят.
Слециальный медицинский персонал
тщательно следит за качеством приго-
товляемой пищи, соблюдением режима
отдыха.

Часто приезжают сюда гости из
Москвы. Комсомольцы и молодежь
привозят с собой свежие газеты, жур-
налы, новые книги. Приезжает в ‘дом

На последнем месте...

Почему отстают ногинские комсомольцы

Май только начинался, когда в колхоз
селения Стулово, Ногинского района, при-
были трактористы. Бригадир тов. Ли-
сафьев заверил, что все тракторные рабо-
ты будут закончены в 10 дней.

— (Смотрите, не подкачайте, — сказал
Лисафьев колхозникам, — У меня графид.
точный.

— Знай, пални, не подкачаем! — от-
вечали колхозники.

Они сдержали свое слово. Молодежь
заготовила удобрения, своевременно отре-
монтировала Bech сельскохозяйственный
инвентарь и тщательно отсортировала хе-
мена. Но трактористы зря хвастали.

С первого дня у них начались непо-
ладки. То им торючего не подвезли во-
время, то, едва начав пахать. малтина вы-
ходила из строя из-за какой-нибудь пу-

стяковой поломки. За три недели онн
вспахали кое-как 20 гектаров.
Секретарь комсомольской  ортанизации

артели Василий Пичугин собрал в0моо-
мольцев. Было решено’ трулиться от зари
30 зари. чтобы план сева выполнить В
срок. Молодые пахари  комсомольны
Влалимир Рыбкин, Виктор п Василий Uep-
новы. Борие Пичугин давали ежедневно
по две-три нормы. Дружно поработало
на севе и комсомольско-мололежное зве-
во. В результате к 25 мая артель 3a-
кончила сев. Силами комсомольцев было
вепахано и засеяно 28 гектаров.

Плохая работа трактористов типична
для Ногинской МТС. Механизаторы здесь
«иетематически срывают график, не вы-
полняют плана. Простои и авафии нача-
лись злесь с первых же лней полевых ра-
бот. 11 мая было 47 простоев, 21 мая—
71. 26 мая — 96 ит. д. Бригады Рома-
нова. Лисафъева простаивали целыми ©ут-

ками из-за отеутетвия горючего, которое
своевременно не завезли.
В результате большинство . сельхозар-

телей. поналеявитиеь на трактористов из
МТС. затянули сев: Нотинекие колхозники
в сопиалистическом соревновании районов
Подмосковья на весеннем севе занимают
последнее место, Им предстоит еще  по-
сеять свыше 400 тектаров гречихи, поФа-.
дить более 500 тектаров картофеля. 300
тектаров овошей. посеять кормовые травы
ит л На исходе последние агротехниче-
ские сроки, а руководители района и ра-
ботники райкома BARCM (секретарь рай-
кома тов. Буркин) ссылаются на об’ен-
тивные причины. Тут и «затяжная вес-
на», и «нехватка рабочих рук», и многое
другое. Так ли это?

В районе 90 колхозов. Только в 45 из

них есть комсомольские  ортанизации.
В большинстве  сельхозартелей нет
твердой трудовой дисциплины.  Невы-
полнение заланий отдельными  колхоз-
никами  з1леь —- бычное явление.

Плохой пример показывают и сельские

комсомольцы. В Буньковоком колхозе 60-
лее 30 юношей и девушек, но комсомоль-
ская организация мала и не пользуется
авторитетом. Плохо работают  буньковцы
на севе. За три недели обработано и п9-
сеяно немногим более 20 тектаров. В мае
из 150 трудоспособных колхозников, толь
ко около 30 выполнило норму. Молодые
колхозницы Федотова, Касаткина, Терепки-
на и многие другие заработали по полто-
ра-—два трудодня.

Такое же положение и в Каменки-Дра-
нишковеком колхозе.  Комсомольско-моло-
дежная бригада 20 мая вышла в поле в
10 часов утра. В 12 часов дня она ушла
обедать и только в 3 часа возобновила
работу, а в 7 часов в поле уже никого
нэ было. Это повторяется изо дня в день.
За три недели бригада  посеяла лишь
6 тектаров. Не лучше работают в этом
колхозе и другие бригады и звенья. В
31 мая из 35 гектаров картофеля поса-
жено 7. Такая же картина в. Починков-
ском. Шиловеком и во многих других кол-
хозах.

В свое время бюю МК ВЛОМ
указало Ногинскому райкому комсомола на,
необходимость укрепить трудовую диеци-
плину среди сельской молодежи. Однако
работники райкома ВЕСОМ не сделали для
себя необходимых выводов. Фви нопреж-
нему редко выезжают в колхозы. Связь
комсомольской организации © райкомом
осуществляется у них только по телефо-
Hy. Во многих селах комсомольская ра-
бота запущена. В селениях Шилово п
Ельня за вею зиму не было ни одного
комсомольского собрания.
ское соревнование среди тракториетов и
мололых колхозников не организовано.
Райком комсомола не распространяет
опыт передовиков. Стенные газеты, 60-
вые листки.’ печать, радио — все эти
формы агитационной работы забыты.

Плохо обстоит дело и с ортанизацией
комсомольско-молодежных = звеньев. Tio
сведениям райкома ВААСМ, в колхозах та-
ботает 45 звеньев. В действительности
же многие из них распались.

На активе сельских комсомольцев Но-
гинского района, состоявшемся 30 мая,
работа райкома  комеомола подверглась
серьезной критике. Секретари первичных
ортанизаций упрекали работников райко-
ма ВАКОМ в оторванности от молодежи
села, в плохом руководстве сельскими
комсомольскими организацияии.

Характерно, что за последние 3 месяца
сельскими комсомольскими организациями

в члены ВЛКОМ принято всего лить

4 человека. а
Ногинский район должен мобилизовать

вею молодежь на скорейшее завершение

весеннего сева.
А. СЕВЕРНЫЙ.

Ногинский район.

Социалистиче-.

отдыха и коллектив художественной

самодеятельности.

В течение лета здесь отдохнут более
150 рабочих. ;

На снимке: техинспектор  орденоно-
сец П. Брянцев играет на скрипке <во-
им товарищам.

Фото Л. Петрова,

Выпуск
мололых слесарей

30 мая состоялся выпуск учащихся
шиолы $30 № 42 при Управлении авто-
трузввого транспорта Моссовета. Выпуще-
но 154 слесаря по автерементному делу,
которые в июне приступят к работе на
автогрузевых базах. Около половины вы-
пускнинев получило повышенные раз-
рялы.

За время учебы и производственной
практики молодые слесари преизвели сред-
ний ремонт и техничесний осмотр свыше
2000 автомашин,

ГОРЬКОВСКИЕ ВЕЧЕРА
НА ЭЛЕКТРОСТАЛИ

Комсомольны и молодежь ордена Ленина
завода Электросталь готовятся . отметить
10-ю годовщину со дня смертя А. М.
Горького. 17 июня в клубе имени Горь-
кого состоится литературный вечер, по-
священный творчеству великого русского
писателя. :

Заводская библиотека готовит выстав-
‘ку произведений Горького и намечает
провести читательскую конференцию по
произведениям: «Мать», «Песня о буре-
вестнике», «Челкаш», «Фома Гордеев»,
«Лело Артамоновых».

А. КАРПОВ. (Наш корр.).

ВСТРЕЧА С ПОЭТОМ
С. ЩИПАЧЕВЫМ

На-днях в библиотеке имени  Ломоно-
сова состоялась встреча комсомольского
актива Свердловского района < поэтом
С. П. Шипачевым.

Доклад о творчестве поэта сделал ли-
тературный критик В. О. Перцов. Затем
выступила ученица 10-го класса 172-й
школы Таня Соколова. :

В заключение вечера С. Шипачев mpo-
читал стихи, написанные им в годы Ве-
ликой Отечественной войны.

ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

а

„„Проходной двор“

В № 62 (т 21 мая в. г.) газеты
«Московский комсомолен» была напечата-
на сталья «Проходной лвор», в которой
товорилось о затущенности, детекото парка
Вауманокого района.

Бюро Бауманского РК ВЛЕСМ на своем
заседании 28 мая 1946 г. обсудило эту
статью и признало критику газеты пра-
BHABHOM. -

Бюро вынесло решение, которое обязы-
вает комитеты комсомола заводов, где сек-
ретарями ROMPOMOABCKAX организаций
тт. Абашко, Летникова, Семенова, Ласы-
гина, молкомбината им Горького, моспище-
комбината им. Микояна в течение двух
дней начать работы в парке силами ком-
сомольцев этих предириятий.

4 июня на бюро РК ВЛАОМ  cexperany
комсомольских организаций доложат 9
том, что ими сделано для приведения дет
ского парка в порядок.

Пенные станки бездействуют

На заводе им. Ухтомского не ценят оборудование

Закон о пятилетнем плане восстановле-
ния и развития народного хозяйства
СОСР на 1946—1950 гг. предусматривает
быстрый и неуклонный рост произвоти-

тельности труда. Для этого следует Bte-
мерно улучшать производственный про-
песе, внедрять рационализацию.

Там, где это уже осуществляетя, до-

стигнуты первые серьезные успехи.

По-иному обетойит лело на люберецком
Zable сельскохозяйственного машиностро-
ения им. Ухтомевого.

В пехах его работают люди высокой
квалификании. преданные и любящие свое
тело. неолнокралко  доказавшие  уменье
справиться © любыми произволственными
задачами. Рядом ©0 старыми производет-
венниками трудятся молодые рабочие, на-
стойчиво и кропотдиво  перенимающие
опыт кадровиков.

Й вке же программу злесь выполняют с
перэбоями. в график ве укладываются. В
чем же причина?

Леталь В-921 — одна из самых дефи-
нитных. Предназначена она для ¢HO-
позязалок. К концу пятилетки завод
должен товести выпуск их до 2() тысяч
штук в гол. Рабочие сборочного пеха уже
уного ваз иреллатали перевести обработку
этой детали с маломощных токарных стан-

ков на револьверные станки. Это простое
мероприятие в четыре раза ускорит про-
ц6сс ее изготовления. Но отдел главного
механика уже два месяца «проектирует»
внедрение этого предложения в жизнь.
тем временем револьверные станки про-
отаивают без дела.

В механическом цехе также не умеют
использовать высокопроизводительное 060-
рудование. Начальник цеха т. Еропгин 38-
являет:

— У нас установили пять новых ше-
стиппинлельных автоматов. Если бы эти
станки пустили в ход, мы сумели OBI YBE-
личить произволство изделий в 10 раз. Во
автоматы простаивают, а мы работаем по-
старинке.

В рековструированном  инетрументаль-
ном цехе при размещении нового оборулю-
вания забыли © главном — © создании
прочного фундамента для новых станков.
В спешке их установили Ha деревянном
полу, закрепив только двумя—тремя ко-
стылями. Станки так дрожат, что работать
на них невозможно. Получается еплопгной
брак.

В этом же цехе бездействуют четыре
фрезерных станка, 8 токафных, 2 попе-
речно-стротальных, станки для фрезерозки
канавок и сверления, резьбоштамповаль-
ный станок и др.

Мното пенного оборудования свалено и
на заводском дворе.

Таких фактов можно привести множест-
во. Все они говорят об одном — Ha заво-
ле нет настоящей борьбы 3a культуру
производства, за улучшение технологя-
ческого процесса. Отдел главного механи-
ка черепашьнми темпами проектирует o¢-
нащение пехов новыми станками, а еели
уже и устанавливает их, то делает это
так. что вызывает справедливые нарека-
ния фабочих.

— Зачем же ко мне ходите?—товорит
начальник олного из цехов т. Гордон тем,
кто обращается ко нему < рационализатор-
скими предложениями. — Я маленький
человек и ничего не могу сделать.

Все это известно партийной и профео-
тозной организаниям завода. Знает об этом
и комитет ВЛАСМ. Но; отмечая неудачи
некоторых комсомольско-молодежных
бригал и отдельных молодых рабочих, ко-
митет ВЛАСМ не хочет понять, в чем
истинная причина неудач.

Комитет ВЛАОМ стоит в стороне от
борьбы за механизацию производетва, не
добивается внедрения в жизнь рациона-
лизатореких предложений.

К. РОМАНОВ.

входят. атомы тех элементов,

бы представить ее, можно

АТОМНОЕ ЯДРО

Свыше 2 тысяч лет назад великий гре-
ческий философ Демокрит учил, что все
тела состоят из мельчайших, невидимых
для глаза частиц. Со временем наука раз-
вила представления древних греков о
строении вещества и доказала, что все
тела состоят из молекул, а молекулы. из
епе более мелких частини — атомов, В
природе имеются простые и сложные ве-
щества, Молекула простого вещества (хи-
мического элемента) состоит из одинако-
вых атомов. В состав молекулы сложного
вещества, или химического соединения,
из которых
это сложное вещество состоит. В каждый
элемент входят одинаковые атомы, поэто-
му различных атомов столько же, сколько
элементов. До последнего времени счита-
лось, что химических элементов 92, но в
1943—46 гг. было искусственно получено
еще четыре элемента.

Сами атомы состоят из более мелких
частиц. Какова же величина атома? Что-
сказать, что
диаметр атома в миллион раз меньше тол-
шины человеческого волоса. По своему
строению атом напоминает солнечную си-
стему. Вокруг атомного ядра’ на сравни-
тельно болыних ‘расстояниях вращаются,
как планеты вокруг солнца, заряды отри-
цательного электричества электроны.
В самом ядре сосредоточены положитель-
ные заряды — протоны и частицы, AH-
шенные зарядов, — нейтроны. Вес про-
тона и вес нейтрона одинаков. Электрон
же почти в 2 тысячи раз легче их. По-
этому вес атома зависит от частиц, нахо-
дящихся в ядре. Если принять вес атома
водорода за единицу, тогда вес атома
другого легкого газа гелия, в 4 раза бо-
лее тяжелого, чем водород, выразится чис-
лом 4. Итак, атомный вес гелия — 4,
золота — 197, урана — 238. Это значит,
что атом урана в 238 раз тяжелее атома
водорода.

Исходным пунктом для изучения строе-
ния атома является периодический закон,
открытый в 60-х годах прошлого столетия
великим русским ученым Менделеевым.
Расположив все известные тогда элемен-
ты в порядке возрастания их атомных ве-
сов, он заметил, что свойства элементов
периодически повторяются. Если расста-
вить названия элементов так, чтобы эле-
менты со сходными свойствами приходи-
лись один под другим, то получится мен-
делеевская периодическая таблица элемен-
тов. Каждый элемент в этой таблице ха-
рактеризуется порядковым атомным номе-
ром. Водород имеет атомный номер—один,
гелий — два и т. д. Уран’ замыкает таб-
лицу. Его порядковый номер 92. Кроме
атомного номера, каждый элемент харак-
теризуется атомным весом.

Что же такое атомный номер и атом-
-ный вес? На этот вопросе наука смогла
ответить, лишь проникнув в глубь атом-
ного ядра. с

Как было уже сказано, вокруг атомно-
ро ядра врашаются очень легкие отрица-
тельно заряженные частицы — электроны.
В ядре наряду с нейтронами имеются про-
тоны частицы с лоложительным заря-
дом, В атоме электронов столько же,
сколько протонов в ядре. Заряд атома ха-
рактеризуется ‘числом электронов и, следо-
вательно, равным ему ‘числом протонов.
Оказалось, что заряд атома и есть атом-
ный номер менделеевской таблицы. В
атоме ‘водорода содержится один про-
тон и один электрон. Поэтому ин
а`омный номер водорода — 1: В ато-
ме гелия — два протона и два элек-
тона. Атомный номер гелия—2. В атоме
урана 92 протона и 92 электрона, и атом-
ный номер ‘урана — 92. Итак, атомный
номер — это число протонов в ядре или
же равное ему число электронов Ha пери-
ферии.

Вернемся к атомному весу.

Ядро атома водорода состоит из одно-
го протона, вес которого принят за едини-
цу. Следовательно, атомный вес водорода
— 1, В ядре атома гелия имеется 2 про-
тана и 2 незаряженные частицы-—нейтрона.
Псэтому атом гелия в четыре раза тяже-
лее атома водорода, так как вес протона
равен весу нейтрона. В тяжелых ядрах
относительно больше нейтронов. В ядре
атома ртути, например, на 80 протонов
приходится 120 нейтронов, поэтому атом-

ный вес ртути — 200. `В еще более тя-
желом ядре урана — 92 протона удержи-
ваются с помощью 146 нейтронов, таким
образом, атомный вес урана — 238.

Электроны же настолько легки, что их
вес не принимают во внимание. Следова-
тельно, атомный вес равен общему числу
частиц в ядре, то-есть числу протонов
плюс число нейтронов, Иногда в атомных
ядрах при одном и том же числе прото-
нов бывает различное число нейтронов.
Тогда мы получим элементы с одинако-
вым атомным номером и химическими
свойствами, но с разным атомным  Be-
сом. Такие элементы называются ИЗОТО-
ПАМИ. Например, кроме урана, с атом-
ным номером 92 и с атомным весом 238
(›бозначим его U-238) есть другой изотоп
с тем же атомным номером, но в ядре ко-
Toporo нейтронов не 146, а 143, и поэтому
общее число частиц в ядре, т. е. атомный
вес, He 238, а 235 (этот изотоп обозна-
чают 10-235).

РАСПАД АТОМА

Ядра некоторых тяжелых элементов, в
том числе и урана, самопроизвольно рас-
падаются, выбрасывая из себя частицы.
Впервые это явление было открыто сун-
ругами Кюри в 1898 г. у тяжелого эле-
мента — радия. Такое выбрасывание ча-
стиц называется радиоактивным распадом.
В результате его распадающийся элемент
превращается в другой элемент. Радий и
другие радиоактивные вещества выбрасы-
вают так называемые альфа-частицы и
бета-частицы. Альфа-частицы — это атом-
ные ядра гелия. Скорость движения аль-
ф--частиц огромна. Расстояние от ‘земли
до солнца они пролетели бы в два часа,
Бета-частицы это электроны. При
распаде ядра выделяется энергия, которая
связывала вместе его частицы, Ее можно
сравнивать с энергией, которая выделяет-
ся при сгорании вещества. Но при радио-
активном распаде ее выделяется во много
тысяч раз больше, чем при сгорании то-
го же количества вещества. При распаде
одного килограмма радия выделится
столько же энергии, сколько даст  горе-
ние 80 тысяч килограммов угля.

Однако при радиоактивном распаде ура-
на освобождение энергии произойдет лишь
через несколько миллиарлов лет. Разу-
меется, ни уран, ни радий, распадающийся
в течение тысячелетий, не могут служить
источником энергии. Для ускорения про-
цесса освобождения атомной энергии при-
меняли бомбардировку ядер различными

что, если ядро и частички имеют одина-

друга, и это еще более затруднит попада-

в ядра.

попадает в атомное ядро. При
через какое-либо вещество нейтрон He OT-
талкивается OT заряженных частиц и про-
должает свой путь до тех пор, пока не
будет поглощен ‘каким-либо атомным Яд-
ром. Однако на этом процесс заканчивает-

брасывает заряженную частицу. Эта зча-
ными атомными ядрами и в большинстве

вой ядерной реакции.

новлено, что
нейтронами из атомного
уже не отдельные частицы, а происходит
раскалывание всего ядра на две -
но равные части. При этой новой ядерной
реакции выделяется гораздо больше энер-
гии, чем при распаде ядра © вылетом из
него частицы. Однако для
блемы использования атомной энергии са-
мое главное заключается здесь в Том, что
при делении ядра урана на две половинки
‚выбрасывается несколько свободных HCH-

т. д. Атомный

тение положить зерно пшеницы на первую

вторую, четыре — на третью, восемь —
на четвертую и далее 16, 32, 64, 128,
256... На последнюю клетку нужно было
положить больше мирового урожая пшени-

литься и атомные ядра урана:
носной быстротой

лиардов,
ничтожные доли секунды, то в мгновение
ока распадется весь
гия сразу освободится. Произойдет взрыв.

дившихся нейтронов будет все время воз-

неизменным, реакция пойдет равномерно,

кратится, если

будет захвачена соседними ядрами, без их

тронов их будет не меньше, чем в преды-

Суббота, 1 июня 1946 r., Ne 67 (606).

——v

БЕСЕДЫ О НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

мент должен быть помещен ‘в периодиче
ской таблице вслед за ураном. Такой эле
мент был действительно получен и назван
нептунием. у

Однако на этом реакция че останавли:
вается. Нептуний — радиоактивный эле
мент, и вскоре после своего возникновения
он распадается. В его ядре’ один из не.
тронов снова превращается в протон, при
цем образовавшийся электрон вылетает вз

выле-

тающих из ядер при радиоактивном рас-
паде, проходя через некоторые вещества,
попадает в атомные ядра и откалывает от
них протоны или нейтроны.

После того, как удалось
ные ядра ряда элементов, можно уже бы-
ло говорить об использовании выделяю-
щейся при этом энергии. Однако расход

энергии на бомбардировку атома во много
выделявшейся

частипами. Быстрый поток частини,

разбить атом-

раз превышал количество ядра. Теперь. в атомном ядре рее
энергии. Поэтому практическое использо-   939 частиц, но число протонов  увелизи.
вание ее казалось делом далекого буду-   лось еше на единицу. Мы получили эле
иво: мент с атомным номером 94. Этот 944

Атомное ядро по своим размерам -—   элемент периодической таблицы и бы
ничтожно малая часть атома. Если бы МЫ   назван плутонием.

представили себе атом увеличенным до
размеров большой городской площади, то
по сравнению < ним атомное ядро выгля-

Установка, в которой из неразделенног
урана получается плутоний, называется
урановым котлом. Он состоит из урановых

Я , M- = д о
дело бы как футбольный ee 1-е стержней и графитового блока. Урановы
бардирующие частички толь нЕ стержни вводятся B каналы графитозог
шом количестве попадают в ядро. 110 блока. Графит играет роль замедлитем

не единственное препятствие. Дело в том, нейтрона. Переходя из одного урановот
стержня в другой, нейтроны проходят че
рез графит. Графит задерживает их, умень
шает их скорость. Затем стержни выдви.
гаются из графитовой массы и направля.
ются в разделительную установку. Ora
состоит из ряда смежных камер. В перво.
камере урановые <тержни растворяются:
Затем раствор перекачивается

ковый заряд, т. е. заряжены положитель-
HO, TO OHH будут отталкиваться друг от

ние выпущенных нами атомных «снарядов»

Положение изменилось только после от-
крытия нейтронов, т. е. в 1932 году. Бла-
годаря отсутствию заряда нейтрон He-
сравненно легче, чем заряженная частица,
проходе

го извлекают плутоний.

Чистый плутоний ведет себя так же,
как чистый уран-235. Деление его
идет лавинообразно, и энергия выделяется
очень быстро. Для начала реакции даже
не нужно бомбардировать уран или плу.
тоний извне. В 1940 году советские фи.
зики Флеров и Петржак открыли само
произвольное деление урана. Впоследствя
было обнаружено самопроизвольное деле
ние плутония. Некоторое число нейтронов
всегда окажется в плутонии или в урав,
Таким образом, если уран-235 выделен, в

ся. Поглотив нейтрон, атомное ядро вы-
стица отталкивается одноименно заряжен“

случаев уже не вызывает какой-либо но-

нейтроны вылетающие при делении ег
УРАН и ПЛУТОН ИЙ ядер, не’ поглощаются ядрами другого
изотопа, то в сущности все ГОТОВО ДЛЯ

1939 года было уста-
бомбардировке урана
ядра вылетают

В самом назале

при взрыва. То же самое происходит, если вы.

делен плутоний. Важно количество пол).
ченного урана-235 или плутония. При ве.
больших размерах куска урана большая
часть нейтронов вылетит наружу, и взра.
ва не произойдет. Наименьшая масса ум
на требуется в том случае, если кусо
урана имеет правильную  шарообразную
форму. Тогда для взрыва достаточно ол.
ного килограмма урана-235. Можно сле
лать так, чтобы до взрыва атомная бомб
состояла из нескольких частей, из кото:

пример-

решения про-

тронов. Выделившиеся нейтроны могут рас- рых каекдан! по age о Meroe:
TT dk. coekate итомные ‘ядра урана»   ТОЧИТ. 5 Варва, hom —coszenim т
части вместе, то сразу же  произойди

При этом вновь выделяются нейтроны, в
свою очередь раскалывающие другие ядра,
из которых вылетают новые нейтроны и
распад, раз начавшись,
прогрессивно ускоряется, образуя Tak
называемую цепную реакцию.

Если при делении каждого ядра вылетит
несколько нейтронов и каждый из них бу-
дет вызывать дальнейшее деление ядер,
то число разделившихся ядер будет расти
в геометрической прогрессии. Древняя ле-
генда рассказывает, будто изобретатель
шахмат попросил в награду за свое изобре-

взрыв. Однако необходимо, чтобы часи
атомной бомбы сближались очень быстро
иначе произойдет не взрыв, а «хлопок
реакция начнется до полного сближения, 1
большая часть урана будет разбросана з
стороны. Поэтому было предложено 3:
рядить маленькую пушку одной часть
бомбы и выстрелить в другую ее часть. В
мишени, Т. е. в теле бомбы, был Clerk
паз, в который при выстреле должен бы
плотно войти «снаряд», т. е. недость
ющая для взрыва часть бомбы.

a При взрыве атомной бомбы развиваети
клетку шахматной доски, два зерна — На  колоссальная температура в  лесятк
поостраняется мопцная взрывная
Такой волной были уничтожены японск
города Хиросима и Нагасаки.

АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ
И ТЕХНИЧЕСНИЙ $
ПРОГРЕСС

Для промышленного использования ат0\
ной энергии основное значение имеет т!
факт, что при делении килограмма уран
или плутония освобождается около %
миллионов киловатт-часов энергии. Так
количество энергии можно получить в
15 тысяч тонн лучшего каменного уг
Использование этой энергии в произвол
стве, для нужд промышленности и тран
порта означает начало новой эры в 1

цы. В таком же соотношении будут де-
с молние-
начнут делиться уже
миллиарды ядер, а затем миллиарды мил-
а так как деления занимают

уран. Атомная энер-

Но ‘все это случится, если число освобо-

растать. Если же оно будет оставаться
не затухая, но без взрыва. Реакция пре-
большая часть нейтронов

выйдет из урана наружу, в воздух, или

деления.
Вспомним, что природный уран состоит

из смеси двух изотопов, обозначаемых   нике. Русские ученые многое сделали ди
U-238 ‘и 10-235. Они ведут себя по   разработки проблем атомной энергии. Ка
разному. Ядра урана-235 делятся, а ядра   мы видели, основа всего современного у
урана-238 захватывают нейтроны, не дег-  ния об атоме—периодический закон Мене
лясь. : леева. Нынешнее поколение советских)

ных создавало так
предпосылки атом
техники, как учение 0
составе атомного я
ра, как физически
картина деления ура
как наблюдение cai
произвольного — делений
ядра урана и др. 0
час, когда  советски
наука концентрируе
свои силы вокруг зади
технического прогреса
в интересах восстан
ления и развития №
родного хозяйства, Кб

Схема цепной реакции деления

атомных ядер.

у

Е на перед наук!

т Если взять природный неразделенныи раскрылись новые широкие возможной
Е с под влиянием нейтронов   можно ожидать от советских ученых 2
уран- удет делиться и выбрасывать   более крупных открытий в области 210%

новые нейтроны. При этом часть новых

р ной энергии. Эти открыти связан
нейтронов будет поглощаться ядрами ура- р рытия будут

с ее производственным применением.

на-238, а т I
урана-235 a ers Se Ng a В капиталистическом обществе исто”
ние. Можно увеличить число этих делений зование энергии атомного ядра в МН

целях—это не только сложная научноле  \
ническая задача, но и чрезвычайно enone.
ная социально-экономическая проблеми

Несомненно, получение атомной энер!
специально для производственных HYKT
дело будущего. Но это будущее близи
Поэтому пятилетний план предусматрив
экспериментальные и теоретические pal?
ты, которые, несомненно, приведут К #*
можности практического — использован
атомной энергии в промышленности
транспорте. :
Профессор Б. Г, КУЗНЕЦОВ

так, что в каждом новом поколении ней-

дущем. Тогда реакция не затухнет. Ho
для. этого нужно замедлить нейтроны, т. е.
уменьшить их скорость, так как медленные
нейтроны имеют больше шансов попасть в
ядра урана-235 и вызвать деление.

Но нас сейчас больше интересует судьба
урана-238. Дело в том, что из атомов
урана-238, поглотивших нейтроны,  возни-
кают в конце концов атомы нового элемен-
та плутония, который ведет себя так же,
как чистый уран-235.

Как же возникает новый
плутоний?

Атомное ядро урана-238 содержит 92
протона, а ‘всего (с нейтронами) 238 ча-
стиц. В это ядоо влетает нейтрон, имею-
щий вес, равный единице, который прибав-
ляется к весу ядра. В результате. мы по-
лучазм новый изотоп урана с атомным ве-
сом 239 (00-239). В атомном ядре
урана-239 число протонов осталось неиз-
менным. Число нейтронов, а следователь:
но, и общее число частиц, а с ним и атом-
ный вес, увеличилось на единицу за счет
поглошенного нейтрона. Через некоторое
время в ядре урана-239 один из нейтро-
нов превращается в протон. Возникает но-
вый элемент. Число частиц в его ядре не
изменилось, но число протонов увеличи-
лось на единицу. Поэтому новый элемент
будет обладать тем же атомным весом. что
и уран-239, но его атомный номер бу-
дет 93. Следовательно, этот новый sie:

элемент —

Литература об атомной

энергии

И. В. ПЕТРЯКОВ. «Как измерили 2107
(изд. ОНТИ, 1935 г.).

Проф. В. К. СЕМЕНЧЕНКО, «Менди
ев и физика атома» («Комсомольская agi)
да», 20 сентября 1945 г.).

Член-корреспонлент Академии. fil!
СССР И. Е. ТАММ. «Внутриатомная э*!
гия». («Правда». 11 апреля 1946 гола),

Академик А. И. АЛИХАНОВ. «Ато?
ядро и его энергия» («Спутник агнтато?
№ 17, сентябрь 1945 г.).

Член-корреспонлент Академии №
СССР А. И. БРОДСКИЙ. «Энергия 21

ного ядра» («Красная звезда», 25 \№\
1946 г.).

—

Из одной,
камеры в другую и в конце концов ИЗ Н?-.
?

amep J

Я

миллионов градусов. От места взрыва рас-\
волна. \