ма

московский

Речь В. М. Молотова на

конференции 15 августа

Господин председатель и господа деле-
гаты!

Мы заканчиваем обсуждение вопросов,
поставленных представителями бывших
вражеских госуларетв. Некоторые говори-
ли злеесь. что они не хотели выступать,
так как они прелпочитали высказаться в
комиссиях. Спрашивается, почему бы не
выетучцить, если есть о чем сказать, по-
скольку те предложения, которые вырабо-
таны в Совете четырех министров на-
шими общими усилиями, встречают не-
обоснованные возражения и, значит, тре-

1. О мирном договоре с Финляндией

Теперь я перехожу в вопросу о мирном
договоре с Финляндией.

Финляндская делегация выступила co
своими замечаниями и предложениями, на-
правленными на изменение условий пере-
мирия. Она имела на это, конечно, фор-
мальное право. Я только отмечу, что на
протяжении многих месяцев, когда мы
обсуждали мирный договор в Совете ми-
нистров иностранных дел, со стороны Фин-
ляндии никаких замечаний или поправок
не поступило. Мы только сегодня узнали
© такого рола пожеланиях. Сб своей сто-
роны. советская делегация держится т9-
то мнения. что хорошей базой для мир-
ного договора с Финляндией являются
условия перемирия, подписанные не толь-
ко Советским Союзом и Великобританией,
но и самой Финляндией. Они н положены
в основу проекта мирного договора, кото-
рый представлен Конференции.

Теперь несколько слов по существу мир-
ного договора с Финляндией. Финокая до-
легания поставила в01рое © возможности
территориальных изменений по сравне-
HHI © условиями перемирия. Советская
делегация не видит к этому оснований.
Советский Союз немало сделал для того,
чтобы Финляндия имела возможность
жить так. как она хочет, чего она безна-
дежно побивалась от парекого правитель-
ства России. Из рук Советского государ-
ства Финлянлия получила свою самостоя-
тельность. нэзависимость и свободу. 0л-
нако, в пернол 1918—1922 гг., когда Co-
ветекое государство было еще слабым, не-
окрешиим государством, границы Совет-
ского Союза <о стороны Финляндии нерел-
ко оказывались необеспеченными, так как
не прекрашались вторжения белофиннов
на территорию нашей страны. Конечно, в
данном случае агрессивные элементы Фин-
лянлийи обыкновенно были лишь орудием
в руках внешних сил. в руках враждебных
Советекому государству больших империа-
листических держав. которые хотели вся-
ческими ‹релствами ослабить Советекое
государство и не брезговали для этого ни-
какими средствами.

Ho вот началась война, навязанная Езв-
ропе и всему миру гитлеровской Германи-
ей. В этот период для советского прави-
тельства особенно большое значение име-
0. чтобы гранипы Советекого Союза, в
частности—гранины в районе Ленинграда,
были спокойными и были бы обеспечены от
вражеских вторжений. Поэтому, как из-
вестно. в течечиь 1939 года велись дли-
тельные переговеры между советским и
финским правительствами 0 том, чтобы
несколько изменять границу в районе Ле-
нинграла, гле финская граница находилась
только в 30 километрах от `Ленинграда, то-
есть только на расстоянии арталлерийско-
го выстрела. (о стороны Советского Сою-
за предлагалось хотя бы на два-три десят-
ка километтов отодвинуть финскую грани-
пу и комченсировать Финляндии <оответ-
ствующий кусок территории территорией
в районе Восточной Карелии в размере,
влвое большем, чем  уступаемый кусок
около Ленинграда. Нам не удалось этого
добиться в переговорах. Навязанная нам
Финляндией война зимой 1939—40 гг.—
была тяжелая война и для Советского Сою-
за и лля Финляндии, но этим дело не кон-
HUMIC.

В 1941 rosy вместе е Германией на
Советский Союз напала Финляндия в чи-
ele других сателлитов Германии. В резуль-
тате этого Ленинград пережил ужасы мно-
томесячной блокалы. каких не переживал
ни один большюй город за время войны. В
течение двух с половиной лет Ленинград,
васчитывавший три с лишним миллиона
жителей, был пол осалой немпев. которым
помогали финские войска. Почти два ©
половиной гола славный Ленинграл, город-
герой. гордость нашей страны, обстрели-
вался из тяжелых орулий, изо дня в день,
вынося исключительные трудности, при-
нося огромные жертвы. Эта блокада Ле-
нинграда стала возможной благодаря тому.
что Финляндия была на стороне немпев.

2. О вопросах, затронутых в дискуссии

Теперь я хочу коснутьея тех выетуп-
лений, которые имели здесь место по дру-
гим темам,

Здесь опять был поднят вопрос о прин-
ципе так называемых «равных возможно-
стей». Американский делегат выступил
на этот раз с возражением против тех за-
мечаний, которые мною были сделаны по
этому вопросу 13 августа. Тем не менее,
я лолжен сказать, что замечания, выека-
занные тогда, советской делегации пред-
ставляются и в настоящее время полно-
стью справедливыми, а возражения, кото-
рые были на этот счет сделаны, оказались
весьма необоснованными. Получилось та-
кое впечатление, как бывает в тех случа-
ях, когда слишком много доказывают. В
самом деле, нам доказывали, ‘что, когда
пело идет о равенстве в экономической
области между, с олной стороны, сильны-
ми державами, а с другой стороны, — ма-
лыми или ослабленными войной государ-
ствами, то тут наиболее подходит принцип
«павных возможностей». Утверждают да-
же. что лучшего принципа для таких слу-
чаев и найти невозможно. Тогда позволь-
те вас спросить: почему же вы предла-
таете провести этот замечательный прин-

сказать, что в вопросе о репараниях Co-

финской промышленноети и чтобы ероки

странных войск. Конечно, у

ступить

оккупационных

ступления, которые; она совершила в этой
войне. Поскольку Финляндия

буют раз’яенений. Почему уклоняться от
этого? Советская лелегапия держится дру-
гого мнения. Она считает нужным защи-
щать те предложения, которые приняты
при ее участии и были внесены на рас-
смотрение Конференции.

Были и другого рода выступления.
Приписывали, например, советекой деле-
гапии то, чего она не говорила. Видимо,
делалось это для того, чтобы удобнее бы-
ло возражать. Но делегаты, ведь, знают, 9
чем говорила советская делегация, так как
все это опубликовано.

Вот почему теперь, когда дело идет 9
границе в районе Ленинграда, никто в
Советском Союзе не поймет такого поло-
жения, при котором финлянлекая праница
осталась бы в расстоянии 30 километров
от Ленинграда. В Советском Союзе никто
больше не согласится рисковать Ленинпра-
дом. Так обстоит дело с главным терри-
ториальным вопросом по условиям пере-
мирия и по проекту мирного договора ©
Финляндией. Я не буд? останавливаться
на других территориальных вопросах.

Финская делегация ставит дальше во-
прое 06 уменьшении репараций. Я должен

ветский Союз пошел в максимально воз-
можной мере навстречу Финляндии. Все
было сделано, чтобы так проводить реше-
ния о репарадиях, чтобы содействовать
восстановлению и дальнейшему росту

й характер соответствующих экономиче-
ских условий были бы возможно более
приемлемыми для Финляндии.  Соответет-
вующего соглашения мы и достигли. Ёро-
ме того, нельзя забывать о том, что из
всех пяти бывших союзников Германия
единственно Финляндия была той страной,
которая не подверглаеь оккупации ино-
Советского
Союза было достаточно сил для того,
чтобы после поражения фаптистекото ре-
жима в Финляндии оккупировать эту
страну, занять ее своими войсками и по-
Tak, Kak это естественно для
победителя. Несмотря на то. что мы име-
ли для этого вое малериальные возмож-
ности — военные и другие, & также все
политические и моральные основания,
Финлянлия была освобождена от оккупа-
ции иностранных войск. Она была оево-
бождлена также тем самым от тех больших
расходов, которые  неиз-
бежны при режиме оккупации. Из этого
видно, что советское правительство вся-
чески считалось ¢ положением этой ма-
ленькой страны, несмотря на тяжкие пре-

выбросиль

йз правительства гитлеровеких лакеев и
встала на демократический путь, Совет-
ский Союз стремился всячески облегчить
ее обязательства. Советский Союз отка-
залея от оккупации Финляндии и 06в0бо-
дил эту маленькую етрану от больших
оккупационных расходов. что во многом
облегчило бремя репарапионных условий,
которые были установлены Jaa Финлян-
дии и которые ею честно выполнялись.
Йсходя из желания проводить благо-
желательную политику в отношении де-
мократической Финляндии и понимая, что
старая парская Россия имела много гре-
хов перед маленькой Финляндией, совет-
ское правительство ограничилось тем, что

на нее был возложен минимум  обяза-
лельств по репарации, которые могут
компенсировать лишь небольшую часть

причиненного ею огромного ущерба. (0-
ветекий Союз проводил и будет  прово-
дить в отношении Финляндии эту добро-
соседскую политику, поскольку сама
Финляндия будет проводить такую же
политику в отношении Советокото Союза
и поскольку Финляндия снова не окажет-
ся орудием в руках ког бы то ни было
против Советского Союза. Могут найтись
и такие, которые захотят поспекулировать
на расхождениях по отдельным пунктах
межлу большими державами. Мы не по-
советовали бы нашему соседу — Финлян-
дии увлекаться такого рода планами и не
посоветовали бы поддаваться нажиму в
этом роде. Опыт использования Финлян-
дии. как орудия в руках \ сильных дер-
map, On очень печальным для Финлян-
дии (5 этом нельзя забывать.

На основании всего этого советская
делегация прихолит к заключению, что те
условия перемирия, которые подписаны
Советским Союзом и Великобританией,
под которыми находится также подпись <а-
мой Финляндии и которые показали свою
обоснованность — эти условия и должны
найти свое отражение в мирном договоре.

ции только в течение 18 месяцев после
заключения мирного договора? Уж если
Tak он хорош, то, может быть, его сле-
дует установить на неограниченно  дли-
тельный срок? Чет, этого не преллатают,
и мы понимаем, почему этого не предла-
гают. Потому. что с этим не согласны те
государства. которых это касаетея, те ма-
лые и ослабленные войной государства,
которых хотят заставить применять этот
принции. Вели этот принцип хоропь, то не
следует ли признать, что его надо озуще-
ствлять не в порядке навязывания другим
государствам, а в порядке их поброволь-
ного согласия. Тогда нам следует опросить
государства, о которых идет речь, каково
их мнение 06 этом принципе. Почему же
на осуществлении этого принципа «рав-
ных возможностей» настаивает не Ислан-
тия, а Соединенные Штаты Америки? Ведь
это нё случайно. Нам предлагают принять
этот принций для побежденных стран, и
притом < большим упорством, Соединен-
ные Штаты Америки, а также Великобря-
тания, хотя последняя вряд ли одобрит
полностью применение принципа «равных
возможностей», скажем, в Индии. Но ни-
RTO не может сказать, что неограниченное

Ларижской Ми

сильных, и для слабых государств, и для.
больших, и для малых держав. Никто это-

Болгария, и Венгрия, и Финляндия, а ec-

согласятся ли они с неограниченным при-
менением принципа
стей». Ясно, что неограниченное примене-
ние этого принпипа удобно проводить для
тех, которые имеют силу и богатство, для
тех, которые своим капиталом стремятся
подчинить тех, кто послабее.
считаться с интересами
стран, то надо быть поскромнее в. таких’
делах и не навязывать силой того, что

такой подход к этому вопросу, когда
предоставим малым государствам возмож-
ность самим высказать свое мнение по
этому поводу,
обязательств, которые для них чрезмерно
тяжелы и неприемлемы.

то бы советская делегация, настаивая на
репарациях, возражает против необходи-
мости компенсации собственности
ных государств,
на территории того или иного
вражеского государства.

но. Мы-—за компенсацию
союзных стран того ущерба, который им
причинен на территории быватей враже-

ную, как это сделано и по
гле принцип частичной компенсации при-
менен еще более строго. Тотда справедли-
вость будет соблюдена, ла и будут учте-
ны реальные возможности у побежденных

пии собственников. пострадавигих на тер-
риторни бывитих вражеских государств, а
<. другой стороны, выступает против ре-
параний,

жду тем, ведь имеется подпиеь Соединен-
ных Штатов Америки под репарациями в
проектах мирных договоров для Румывии,
Венгрии, Болгарии и Итални. Получается
противоречие и притом совершенно очевид-

КОМСОМОЛЕЦ

` Суббота, 17 августа 1946 r., Ne 100 (639)

—

as ni Lif ie
рной коноеренщии

Гарижской

ПАРИЖ, 15 звгуста. (Спецкор. ТАСС).
Сегодняшнее утреннее пленарное ‘ заседа-
ние открыл глава китайской делегации Ван
Ши-цзе, занявший пост председателя Вон-
проведение принципа «равных возможно-
стей» является одинаково удобным и для

Делегат Белоруссии напомнил, что про-
фашистское венгерское правительство ye-
тановиль военное сотрудничество ©’ гитле--
ровской Германией еще в 1938 году. Вен-
гприя в союзе с Германией выступила про-
тив Чехословакии и Ютославни и. наконец,
напала на Советский Союз, направив на
советеко-германский фронт для борьбы с
Врасной Армией 17 дивизий, в том числе
свои отборные части.

«Венгерские войска принесли много го-
ря и страланий подвергитимся нападению
народам Советекого Союза и, в частности,
Белоруссии, — говорит Киселев. — Они
установили режим грабежа и насилия над
мирными советскими гражданами на вое-
менно оккупированных территориях. Тем
не менее, белорусская лелегация считает,
что Мирная конференция не должна ру-
ководотвоваться чувством мести к венгер-

го не может доказать. Вот почему против
этого возражают и Италия, и Румыния, и

ли вы не думаете этого, TO спросите их,

«равных  возможно-

Если
народов

же
этих

может задушить экономику менее сильных
государств. Более демократичным будет
MBI

не навязывая им таких

Свое выступление руководитель делега-
пии Соединенных Штатов посвятил в зна-
чительной мере полемике с выступления-
ми советекой делегации и почти ничего
не сказал по существу проекта мирного
договора < Венгрией. Бирне начал с то-
то, что осудил имевшую место на Конфе-
ренции дискуссию по проектам мирных
договоров, безапелляционно заявив, что
Часть дискуссии, последовавшая за 00-
щими замечаниями представителей быв-
ших вражеских государетв, «не облегчи-
ла работу Конференции и не помогла нам
на пути в установлению мира». Утвер-
ждая, что цели Соединенных Штатов бы-
ли неправильно представлены © трибуны
Конференции некоторыми ее участниками,
Вирне перешел к полемике с советской

Здесь неправильно говорилось, что буд-

con3-
которой нанесен ущерб
бывшего
Это—неправиль-

собственникам

ской етраны, но за компенсацию частич-

репатациям,

государств.
Ho выступавитий здесь делегат  Соеди-

делегацией.
ненных Штатов, с одной стороны, узвле- «В своем ответе на вступительное за-

сказал Рирне,—оветекий делегат уномя-
нул 6 великих державах, которые odora-
тились BO время войны. Советский пред-
ставитель говорил 05 этом. предупреждая
Италию против экономических планов
этих держав. Но какие великие державы
обогатились во время войны? Я, добавил
Вирне, делая наивное лицо, —в0 всяком
случае о таких державах не знаю».

Далее Бирне коснулея участия Соели-
ненных Штатов в войне. Он остановился

всячески подчеркивая их тя-
жесть для побежденных государств. Me-

ное. С таким положением не может согла-

<кий народ героически дрался за

‚малые и большие

ситься советская делегания.

Здесь не Гоз говорили насчет Грепии.
Много говорили о том, ‘как велики заслу-
ти Греции в защите нашего общего дела.
Й это — совершенно правильно.  Гуече-
наше
общее дело против наших общих вратов..
Почему бы в этот момент не вспомнить о.
тех людях, о тех героях — участни-
ках национально-освободительного движе-
ния Греции, так называемых замовнах,
которые были героями этой славной борь-
бы в Грепии. (Аплодисменты). Отметить
заслуги Греции в нашей общей освободи-
тельной борьбе против Геюмании и ее
сателлитов и забыть 00 этих настоящих
героях, которые принесли наибольшие
жеотвы и прославили Грепию в борьбе
против фапгизма —забыть об этом  нель-
зя— нельзя забыть 06 этих важных и не-
оспоримых фактах. С другой стороны, ко-
тда выступает представитель Греции co

своими захватническими планами: при-

режьте ему территорию от Болгарии,
прирежьте ему территорию от Албании и
чуть ли не предлагает раздел Албании, —
почему бы нам не покритиковать 9TH
выступления поедставителя Греции?’ Что
тут плохого, когда такие захватнические
планы критикуются со стороны тех или
других делегатов? Но хвалить Грецию и
проходить мимо этих речей захватниче-
ского характера со стороны нынешних
официальных греческих  предетавителей,
—He означает ли поотрение такого рода
речей? Вот почему мы должны помнить о
героических заслутах греческого народа,
но там, где се стороны официальных
греческих представителей  лелаются не-
правильные антидемократические выводы,
мы должны их критиковать, чтобы во-
время предупредить авантюристов ог их
опасной  авантюристической политики.
(Аплодисменты).

Наконец, насчет Мирной конференции,
Советская делегация не может не реаги-
ровать на то, что в последнее время ‘в
печати появились сообщения © планах
насчет откладывания работы Мирной кон-
ференции, о перерыве в работе Мирной
конференции и т. п. Советская делегация
тем более не может пройти мимо этого,
что кое-где выдают эти неправильные <©0-
общения за мнение советской делегации,
Советская делегация держится тото мне-
ния, что на этой Мирной конференции мы
должны стремиться вести дружную и вме-
сте упорную работу по скорейшему окон-
чанию того дела, за которое мы взялись.
Мы держимея того мнения, что лучше от-
ложить что-либо другое, чем откладывать
Мирную конференцию. Мы также за, то,
чтобы не ограничиваться временным ми-
ром; как это было высказано одним из
выступавших на нашей Конференции. Мы
за то, чтобы наша работа действительно
содействовала установлению прочного и
длительного мира — мира, которого ‘ждут
народы, к которому
стремятся все мпролюбивые нации. (Апло-
дисменты).

на американских поставках по ленд-лизу,
подчеркнув размер поставок. полученных
Советским Союзом по ленд-лизу. Бирне
упомянул о спорных вопросах. связанных

выплачена компенсапия».
представитель сказал,
свой делегацией идет не о том,
компенсацию или ‘не платить. так

< проектами мирных договоров и не на-
шедших разрешения в Совете министров
иностранных дел.

__ Необходимо кратко пояснить, —пролол-
‘Жал Бирне.—почему некоторые вопросы
‘были решены в Совете министров иноет-
ранных лел, а другие — нет. Вее члены

Господин председатель, госпола делегаты!
Мы здесь выслушали ряд замечаний по по
воду сделанного вчера венгерской делега-
цией заявления о том ‘проекте мирного до-
говора, который является предметом обсуж-
дения Вонференпии.

Я взял слово для того, чтобы; со своей
стороны, высказать от имени советской де-
легации некоторые соображения по этому
вопросу. Правда, предыдущий оратор, пред-
ставитель делегации Соединенных Штатов
Америки, предпочел, хотя и со значитель-
ным опозданием, использовать данный слу-
чай для того, чтобы вернуться к вопросу
об Италии и затронуть вообще несколько
более общих вопросов и, в частности, во-
просов, связанных © процедурой работы на-
шей Конференции. Ну, конечно, каждый
оратор выбирает ту дорогу, но которой он
считает  предпочтительное всего продви-
гаться вперед. Против этого возражать
нельзя, если только эта дорога действи-
тельно ведет вперед, а не возвращает на-
зад. В таком случае этот метод работы
нельзя признать достаточно удачным, 06е-
шающим успех работе Конференции. Мне
представляется поэтому, что нет нужды
касаться всего того, что говорил господин
Бирнс в отношении и процедуры, и Ита-
лии, и Греции, н в отношении целого ряда
других вопросов
_ Что касается замечаний господина Бирн-
са, которые он сделал против советекой де-
легации, то я не думаю останавливаться и
на них и не думаю полемизировать по
этому поводу с господином Бирнсом, так
как, разумеется, это лучше всего, при
случае, сделает глава советской делегации
Молотов.

Я хочу перейти к вопросам, связанным
непосредетвенно © мирным договором но
Венгрии, и остановиться, в первую очерель,
на экономических статьях, которые оста-
лись в Совете министров несогласованными.

Кстати, не входя в подробности и де-
тали, я хотел бы остановиться на вопросе
0 том, почему эти статьи остались несогла-
ссванными, почему Совет министров в
упорной работе и борьбе мнений по проек-
там догозоров c бывшими вражескими
странами сумел согласовать пелый pal
‚довольно трудных и острых вопросов, но
ему не удалось согласовать ни одной
серьезной статьи эконсмического характе-
ра. Почему? Если этот принции, который
защищает здесь делегация Соединенных
Штатов Америки, поддерживаемая, как
правило, всегда делегацией Великобрита-
нии и некоторыми другими делегациями,
хорошо уже нам здесь известными, если
этот принцип действительно такой благо-
творный, если он действительно такой
справедливый, то почему же не удалось
договориться в Совете министров по эко-
номическим статьям на основе этото прин-
ципа? :

Советская делегация держитея такого
взгляда, что, решая вопросы, связанные с
экономическими требованиями, которые
должны быть пред’явлены той или иной
побежденной стране, нельзя не считаться ©

советская делегация против
не возражает, — а о том, нужно ли пПла-
тить эту компенсанию в полном размере
или частично.
делегация настаивает на частичной ком-

`таявь с обстановкой и © теми реальными

ферениии в порядке очерели, согласно, пра-
зилам пропедуры. Заседанае было поевяще-
но обсуждению заявления венгерской деле
гации © проекте мирного договора © Венгри-

Рень Киселева

скому народу. Мирная конференция не мо
жет также не принять во внимание, что
Венгрия порвала все отношения‘ © Германи-
ей и 27 декабря 1944 года об’явил& eH
войну».

Касаясь вопроса 0 переселении части
венгерского населения из Чехословакии,
Киселев указывает, что такая постановез
вопроса вполне понятна, поскольку вен-
герское население, проживающее в некс-
торых районах Чехословакии, создавало в
прошлом всем известные затруднения В
установлении добрососедских отношений
Чехословакии и Венгрии. «Было бы жела-
тельно и пелесообразно устранить в %У-
душем причины, порождающие ненормаль-
ности во взаимоотношениях Венгрии и Че-
хословакии».

В заключение белорусский делегат обра-
шает внимание Конференции на то, что

`Рень Бирнса

Конференции согласны в том, что было бы
полезно, насколько возможно, притти Е
единой точке зрения для того, чтобы из-
бежать конфликта, трений и недоразуме-
ний. Но сказал  Бирне, американские
представители < ‹амого начала настайва-
ли на том, что при расхождении во взгля-
дах мы будем ожидать совета и ревомен-
даций Конференции. Спорные вопросы,
которые Советское Правительство paccMa-
тривало как существенные, были разре-
шены в Совете министров. Мы поддержи-
ваем эти решения. С другой стороны, мы
не возражаем против того, что Советское
Правительство энергично защищает свою
точку зрения по `фяду  неразрешенных
спорных вопросов. Со своей стороны, аме-
риканская делегация будет отстаивать на
Конференции свою точку зрения’ по’ этим
вопросам.

Перейдя к содержанию мирных догово-
ров с бывшими союзниками Германии,
Бирне ‘противопоставил репарациям тре-
бование возмешения ущерба. восстано-
вления. собственности, потерянной в быв-
ших вражеских странах гражданами со-
юзных держав. «Соединенные Штаты тре-
буют,—заявил он.— Чтобы собственность
Соединенных Штатов и других 0б’единен-
ных наций, потерянная или  поврежден-
ная в бывшем вражеском государстве.
была возвращена или чтобы за нее была
Американский
что спор с совет-
платить
как
компенсации

Как известно,  советекая

пенсации, поскольку репарации тоже

уплачиваются в частичном размере. Бирне

Речь А. Выианского

пелым рядом весьма серьезных  обетоя-
тельств. № таким. серьезным обетоятельст-
рам советекая делегация относит те’ уже
взятые на себя экономические обязатель-
ства той или другой страной, которые зз-
писаны в соглашении о перемирии и 5о-
торые, естественно, не могут не найти
себе места в проектах мирных договоров.

В самом деле, было бы чрезвычайно не-
разумно проводить такую политику в от-
ношении бывших вражеских стран, кото-
рая не счятазтся ¢ TOM, как обстоит дело
< обязательствами, уже возложенными на
эти страны, и пред’ являть им лополнитель-
но все новые и новые требования, не счи-

источниками, за чет которых эти требо-
вания будут выполняться. Такая политика
была бы плохой политикой, способной при-
вести лишь к недоразумениям и обостре-
ниям, но не способной дать каких-либо по-
ложительных результатов.

Так обетоит дело < принцичиальной по-
зицией, которую занимает советекая деле-
гапия в вопросах экономического порядка,
а эти вопросы имеют немалое значение.

Этот принцип был уже неоднократно
сформулирован советской делегацией. Это
освобождает меня от необходимости пов-
торять пройденное. Натюмню лишь в двух
словах, что этот принцип заключается в
том, чтобы экономические требования бы-
ли сформулированы с учетом, с одпой сто-
роны, тех обязательств, которые уже воз-
ложены на эти страны, и, с другой еторо-
ны, в учетом реального экономического по-
ложения этих стран.

У Советского Союза имеется законное,
никем не оспоримое право требовать пол-
ного возмещения ущерба, причиненного ему
войной, которую затеяли Te или иные
вражеские страны. Это напю право, право
справедливое, и мы можем его требовать
полностью, требовать уплаты, так сказать,
полным рублем за тот ущерб, который при-
чинен нашей стране бывшими вражескими
государствами. Но, кроме формального пра-
ва, есть еще чувство справедливости. Мы
защищаем этот принцин. Ё сожалению. не
все делегации, которые участвовали в
подготовке проектов мирных договоров для
данной Конференции, ‘согласны с этим
принципом и исходят из этого принципа.
Здесь лежит одна вз основных причин раз-
ногласий, которая помешзла Совету ми-
нистров согласовать те экономические ста-
тьи, какие подлежат еше согласованию на
данной Конференции. Нельзя не учитывать
об’ективных условий и фактов, так как из-
вестно, что факты — это упрямая вещь,
и если с ними не считаться. то эти факты
ооратятея против тех, кто е нимя не жела-
ет считаться.

В проекте мирного договора с Венгрией
Советский Соз, как и в проъктах мирных
тоговоров < другими бывшими вражескими
странами, исходит именно‘ из этого прин-
ципа. Формулируя наши требовавия aKOHO-
мического порядка по Венгрии. мы. были
ооязаны исходить и мы исходили из реаль-
ных условий, исходили из учета действи-

Утреннее. пленарное заседание 15 августа

ей. Первым. в прениях выступил делегат
Чехословакии Масарик.

Далее выступил делегат Белоруссии Ки-
селев.

венгерский народ поеле избавления от по-

фашистского режима вступил на путь 19-
мократическоге развития и достиг ов этоу
отношении немалых успехов. Демократиче-
ское вентерекое правительство провело уже
ряд серьезных мер. направленных н8 вх-
становление страны, на улучшение мате-
риального положения населения и ва obec.
печение его прав. Белорусская делегалия
выражает надежду, что заключение мир-
ного договора с Венгрией будет способетво-
вать под’ему сил молодой Венгерской рес-
публики и укреплению дружественных от-
ношений © соседними странами и откроет
ей путь к тесному сотрудничеству со всеми
0б’елиненными напиями.

После выступления белорусского хеле-
тата слово было предоставлено руководи-
телю делегации США Бирнсу.

утверждал, что осуществление змерикан- 4

ского требования, отвечающего, как изве-
стно, в первую очередь, интересам юруп-
ных монополий, будет содействовать эко
номическому восстановлению бывших врз-
жеских стран.

«Репарации представляют друге le
лю, — продолжал он. — Репарации озна.
чают вывоз из побежденных стран ино-
странных левизов или Товаров, что приво-
1ит Е истошению их ресурсов. Ляквилалия
же ущерба, причиненного предприятиях
06’единенных напий в бывших вражеских
странах, помогает восстановлению 1
уышленностя в этих странах и содейству.
ет их экономическому возрождению. низ
ничего не отнимает у этих стран. Налро-
тив, репарапии приводят & из`ятаю цен.
ных Фондов из этих обнищавших rocy-
дарств н неизбежно тормозят их восетанув-
ление». 5

Таким 0бразом, амернканский делегат
открыто выступил против самого принии-
па репараций, справедливоеть котерого не

однократно ‘провозглашалаеь о союзных
державами. ,

Бирне настаивал на предоставления
всем державам равных экономических

прав в бывших вражеских стравах (н
требовал для граждан всех союзных стран
доступа на равных условиях к торговле,
сырью и промышленности бывших con
виков Германии, ’отриная. что принятие
этого требования нанесет ущерб сувереня-
тету соответствующих государств.

В заключение своей речи Бирне зашие
щал созременную Грению от критики. [83
лававпейся по ее адресу на Конференции.

Затем слово было предоставлено пре
ставителю советской пелегапии Bern ~
скому.   f

тельного экономическотю положения Вэ
грии. Как же рисуется это экономическое
положение Венгрии? Можно ли. пред’являть
те или другие дополнительные требования
к Венгрии в экономической области. #6
считаясь е тем. как справляется Венгрия
с выполнением уже принятых ею на (6%
‘обязательств по соглащению о перемирии!
Мы считаем, что на этот вопросе мож
дать только один ответ, и ответ этот 101
жен быть отрицательным. Не считатья с
этим нельзя. не считаться © этим вевоз-
можно. Советский Союз считается с эти
в должной мере, и это отражается в в:
правлении советской репарационной п0д1°
ТИКИ.

В чем заключаетея особенность cose
ской репарадионной политики, в Чаетн-
сти, по отлошенаяю к Венгрии?

Это можно видеть по нескольким ириуе
рам. В 1945 году Венгрия должна бы
поставить Советскому Союзу в счет №
раций товаров на 33,5 миллиона долларов
а поставила фактически на 10 миллион
долларов, т. е. меньше 30 процентов пр
нятого на себя обязательетва. Но ведь №
обязательства, которые приняла на ceil
Венгрия, не были пред явлены Советекии
Союзом в одностороннем порядке! Эти 06
зательства прех’явлены тремя велики
державами. Под этими *обязательствами
стоят их подписи. Следовательно, эти 19
жавы не могут безразлично относиться №
тому, выполняются ли эти обязательств
или нет. Так обстаит лело только форуаль
но. Шо существу же цело обстонт ина*,
Известно, что Советский Cows и Венгрия
заключили торговый договор. Ш эм \
торговому договору Советский (Союз 114
вил Венгрии товаров на 6.3 мплаив
долларов, а получил от Венприи то8зиз
лишь на 22 тысячи долларов. Вела Учет
это и тот факт, что вместо 33.5 миллион
долларов, которые требовались с Вени
по репарацпионным поставкам, 38 №
Венгрия поставила  всего-на-веег 1“
варов на 10 миллионов долларов a 8 1
же время получила or CCCP товаров №
6.3 миллиона долларов. то окажется.  \
в конечном итоге вместо 33,5. миллий
долларов Советский Союз получил това»
лишь на 3.7 миллиона полларов. Говоря *
репаранионных платежах со <тороны №
грии, нельзя не учитывать  УЕазавн
обстоятельства. Для понимания советек
политики в отношении эковомики Вевги
нужно иметь в виду также еще елелующе
Нелавно Венгрия обратилась к Советской!
Союзу ¢ просьбой дать ей лополнительв
льготы по репафациям. Венгрия прелл08
Ja программу выполнения репарзиловяы
обязательств в течение 8-летнего орка”
100 советское правительство узлиниле $
поставок с б то 8 лет, —предусматриват”
щую. чтобы в первый гол были птаме
чы товары на 21 миллион долламв ©
второй гол — на 23 миллиона долларов, *
третий год — на 25 миллионов 10218
и т. д. Советское правительство пошлю #2

(Окончание на 4 стр.).

‘

Ех

ела

И ae