у.
Cu,
“м
Mes
Naf
В
im, \

0 №
М
4a,
Ong

ба

Bey

OD
lan.
ly
Many
АВЕ
HIG}.

AON
м
0 t
3 Ty.
№
‚Трук
Xn.
  ROT
3. Tay,
(OO
лера,
В
eats
cain

одни
Th 61%
еек
(e131,
RARE
оЗони
ТН

ТВ
о раз.
Нови
ати
ЯП.

Бторник, 3 сентября 1946 г., № 107 (64ъ,

к.

ПОХОД ЗА ХИНГАН

Прошел год, но события тех дней были
настолько яркими, что порой мне кажется,
було все это случилось только вчера.

На рассвете 9 августа 1945 гола нал
зртиллерийский полк подотел к погранич-
зай реке Аргунь. Ло ее берегам росли вы-
сокие. в рост человека травы. Река дыми-
лась легклм туманом. Расевело. Я слез © ко-
янв бинокль поемотрел на тот берег. Ут-
рюмые маньчжурокие сотки были пустын-
ны. Эскадрилья тяжелых бомбардировщи-
ов пролетела над нами. За ними стрэми-
тельно пронеслись истребители. Из-за  ©0-
ок ВЫГЛЯНУЛО Солнце, туман рассеялся. &
реке подходили бесконечные колонны  пе-
хоты, © лязгом и грохотом неслись танки.
На автомобилях везли понтоны, пунк,
снаряды.

{, вершины высокой солки я видел, Kak
от нашего берега поплыли десятки лодок е
автоматчиками. Салеры в это времял наводи-
IM MOCT.

Позднее я узнал, что на рассвете рота на-
ших храбрецов вплавъ перейтравилаеь через
Аргунь, несльиино подкралась к японской
погранзаставе и в коротком, но жэрком 0910
уничтожила и обратила в бегство огрях са-
мурзев.

Саперы навели мост с изумительной бы-
стротой. Мы перепгли пограничную реку, и
кони, натягивая орудийные  постромки,
рысью поскакали по маньчжурской земле.

Четыре дня и четыре ночи мы шли по
безводным степям Барфги к Большому Хин-
тану. Нас жгло раекаленное солнце пуеты-
Ни, горьковатая солончаковая пыль оседа-
ya на губах. Тюди изнывали от жажды п,
засыпая в седлах, падали под ноги лота’
лей. Пехотинцы с черными измученными
пщами, повязав от жары головы тряпвамн,
упрямо шли на восток. В котелках, флягах
и касках они бережно несли свою суточную
норму — несколько глотков теплой, мутной,
сслоноватой воды. Люди падали, ветавали

укрепленные районы вдоль горных дорог
Большого Хингана. Трехэтажные железобе-
тенные доты, опоясанные проволочными
затражлениями в 9—12 кольев, противо-
танковые рвы, минные поля стояли на на-
игем пути.

— Нрорвать укрепленный район, овла-
деть высотами! — был приказ комамтова-
ния. “I

Поль развернулся для боя. Батареи заня-
ли позиции за небольнтами высотами. На
их вершинах раслюложилиеь наблюлатель-
ные пункты. В стереотрубу были хорошо
видны траншеи, где засели враги. Мы от-
крыли огонь. Десять часов длился бой. Не
выдержав ураганного огня налпих Sarapeit
и натиека пехоты, японцы бежали. Снова
мы шли внеред по кручам Большого Хинга-
а. День и‘ ночь лили дожди. Мепролазной
грязью покрылиеь дороги. Вымоклиие до
нитки солдаты и офицеры в разбухитих от
воды тяжелых шинелях и промокивих са-
погах помогали лонтадям тянуть орудия:

Й опять преградили нам путь железобе-
тонные крепости. Онова был бой. В горах
гремели залпы русеких пушек и русская
пехота пегурмовала японские лоты. Снова
бежали самураи, а мы шли вперет к Ти-
хому океану, к славному городу Порт-
Артуру. Каждый день и каждую лочь из-за
хустов и зарослей гаоляна нас оботрелива-
ли ружейно-тулеметным огнем. Вражеские
диверсанты отравляли колодцы, минирова-
ли дороги, нападали на обозы н автоколон-
ны. Мы шли взеред.

17 автуста у станции Ирэктэ был бой.
Он длился весь день и вею ночь. Японекие
пушки били но единственной горной хореге.
Быйля на открытую позицию, мы ноямой
наводкой разметали вражеские батареи. На
рассвете в наше расположение ¢ белым
флатом приехал японекий полковник. Рухи
и губы ero дрожали. В плазах застыл
ужас. Заикаясь, он сказал по-русски, что,

московские

КОМСОМОЛЕЦ

Танкисты части генерал-полковника Кравченко начали свой славный боевой путь у стен Сталинграда.

..И на Тихом океане свой закончили

Много лет японская военцина создавала
в Маньчжурии плацдарм для нападения на
Советский Союз. Здесь сосредоточилась

огромная, восруженная до зубов Квантун-

ская армия. В нее входили отборные «им-
перские дивизии». Вдоль границы чили мощ-
ные укрепленные районы. Опиозлеь на них,
самураи готовились к захвату Советского
Приморья—евященной русской земли Даль-
него Востока.

9 августа 1945 года. Первый дечь войны
советского народа против Японии. В
этот день наши войска нанесли одновре-

онец

поход!

Большого Хингана, ни дикая, непрохотимая
тайга.

Операции сухопутных частей активно под-
держивались кораблями Краснознаменной
Амурской флотилии. Сотни километров
вверх по Сунгари проигли славные амурцы.

Японцы сильно укрепили город Фугдин.
Он был взят комбинированным ударом. Тан-
ки и пехота наступали по появому берегу
реки, а военные корабли, прорвавиись в
Фугдинский порт, высадили под прикрытием
орудийного огня десант. Японский гарнизон

Квантунской

и вновь шли вперед,

Наконец, степь кончилась. Вдали 3a-
синели горы. Эдесь начиналея Хинган. У
подножья его стоял‘ небольшой городок. Пе-
редовой отряд напиих танкистов накануне
выбил отеюда японцев. Самураи упарао соа-
противлялиеь. Повсюду виднелись следы
б6я: развороченные снарядами стены домов,
поваленные телеграфные столбы, догораю-
шие псстройки, трупы японеких солдат.
Остатки разгромленното гарнизона ушли в
теры. Там, по сообщениям разведки, нахо-
делись многочисленные и сильные укрел-
ленные районы.

Полк с развернутым знаменем вступил
в город.

Мы ехали среди пестрой, возбужденной

коны` радостью толпы по чужому маньчжурокому

ии. № городу. мимо магазинов ~

AWAOBUAABIME

- 925\ вывесками, мимо глиняных фана с бумаж-
›6 п кыми окнами, огромных китайских огоро-
yum, дов. Девушки подносили красноармойцам

Oka

Tle
ery
ор
  Iu
Amal!
т (м
nan,
тр
в
‚ бов:

о
хр

рф

букеты цветов.

Ко мне подекакал лейтенант Андрей Че-
ботаренко и, наклоняясь с седла, тихо со-
обтетл:

— В нескольких километрах отсюда на-
ши ведут тяжелый бой. Самураи засели в
лотах и оседлали дорогу. Мы идем на по-
мощь. Командир дивизиона приказал при-
тотовиться к бою. Заметив яркий букет
пветов у меня в руках, лейтенант пошу-
THI:

— Цветочками там не будут ветречать...

Горох кончился. Навстречу нам то и ле-
I0 неслись машины. В отдалении грохотал
бой. Над сотками вставали черные столбы
поднятой снарядами земли. Шо склонам гор
стлалея пороховой дым. Гулко ухёли ору-
лия. [о обеим сторонам дороги торчали таб-
лички: «Осторожно — мины!».

Готовясь к нападению на Советский
(ons, японцы ©0здали многочисленные

НА БАСТ

Август 1945 года был знойный, душный.
На псяях стоял неумолчный гомон жаток,
комбайнов. Иногда вдруг откуда-то выры-
валась песня. Гвардии старший сержант
Алексей Кузнецов вслушивался в Песню и,
ни к кому не обращаясь, говорил:

— Тоскуют домашние.... Сейчас бы в ПоО-
ле, косить, молотить... — Но тут же спохва-
тившись, как бы упрекая самого себя, про-
должал: — Косить, молотить... Тебе, брат
Алексей, надо прежде японцев домолотить,
а тогда уж и...

Мчались поезда, высаживались полки на
глухих полустанках, походным маршем шли
к границам. Палило солнце немилосердно,
ПЫЛЬ застилала глаза, соленый пот раз’едал
тимнастерки. Но шли полки, шли, не зная
усталости. Бой за боем, в огонь и смерти
навстречу. Павшего в сражении солдата
хоронили по-воински, скупо и — опять В
битву. Овеянные славой четырехлетней бит-
вы на западе, шелестели над полками 6©®-
вые знамена. Их, как святыни, пронесли че-
рез тяжкие сражения до памятных твердынь
Порт-Артура.

Вот он-Квантунский полуостров, врезаю-
щийся в Желтое море огромной каменной
грядой. Ляотешань и Драконов хребет, Вол-
чьи и Зеленые горы, Дагушань и Сяотушань,
Плоская, Дивизионная, Угловая и десятки,
сотни вовсе не имеющих названия гор И
каменистых кряжей, чуть прикрытых XYAO-
сочной травой, толпятся по берегу Печелий-
ского залива. За массивами Золотой горы и
хребта Тигрового. узкой песчаной косой от-
резаюшего от моря внутренний рейд В УС-
Tbe реки Луехе, по подошвам гор рассыпа`
л4сь домики Порт-Артура.

На семьдесят метров тянется вверх ка-
менная каланча на Перепелиной горе — па-
мятник. который воздвигли японцы в знак
своей победы над Россией сорок лет назад.
Башню венчает изображение снарядз, Вот
CHa, дескать. японская сила, сломившая
Порт-Артур. разбивиая камень его укоепле-
ний и твердое, как камень, упорство русских
солдат;

Вашня нагло торчит над Артуром, ее вн
дишь. со всех сторон. Она главенствует нал
узкими, изрытыми. водостоками улочками
Старого города, маячит над зеленым прос-
пектом и европейскими зданиями HOBOM
части Порт-Артура, она тянется к <амол?-
ту, проходящему круг в безоблачной синеве,

ИОНАХ

въмюлняя волю микадо,  вверенный ему
гарнизон капитулирует перед советскими
войсками. В это время мы достигли перева-
лов Хингана.

Началась капитуляция. На дорогах по-
явились затейлизые таблички, написанные
японпами: «Не. убивай, война уже конче-
на». Батальоны японцев птли в гороку Бу-
хаду. Внереди колонны двигались офицеры.
Они уныло несли белые флаги. Низкорюс-
Abe, в мундирах с медными пуговицами,
они по одному проходили мимо группы ©9-
ветеких солдат и офицеров, ютадя на зем-
лю винтовки, плоские кинжальные штыки,
немецкие маузеры, офицерские шпаги и ме-
чи

Но так было не везде. Брупный японекий.
гарнизон неподалеку от города Тин-Сина не

захотел сложить оружие. Он капитулировал
лить тогла, копта был со всех сторон окру-
жен нашими войсками. Отдельные отряды
самураев бежали в горы и оттуда пытались
нападать на наши части. Мы уничтожали
эти обреченные банты одну за другей.

Разоружая японские гарнизолы, прееле-
дуя и вылавливая сопротивлявиитеся банды
самураев, советские войска  перевалили
Хинган и ювлалели крупнейшими городами
Маньчжурии: Чаньчунь, Мукден, Харбин
и другими.

23 августа из далекой Москвы радио
принесло радостную весть: Великий
Сталин благодарил Hac 3a достигнутые
победы и в память о героическом походе
Красной Армии за Хинтган приказал имено-
вать наши полки и дивизии Хинтанскими.

И вскоре по дорогам, где совсем недавно
гремели бои, мы с победой и славой воз-
вращались с войны на свою любимую Po-
ину.

у Бывший командир батареи,
старший лейтенант запаса
В. ВЛАДИМИРОВ.

и первая в туманной дымке встает перед
кораблем, идущим к этим скалистым берегам.

Знамя советской Родины вьзтся над Порт-
Артуром! Великая историческая спразедли-
зость в том, что японский военный обеляск
лоднял над городом, над морем красный
флаг — знамя нашей победы.

Гвардии старший сержант Кузнецов мол-
яа стоит у полножья монумента. Не прост
4 не легок был путь сюда — к Перепелич-
зой горе! Вспомним вязкую глину маньчжур-
ских полей, дремучие чащи по непроходи-
мым отрогам Хингана, палящий зной пус-
тыни Гоби десятки, сотни верст по
солончаковой, безводной, мертвой земле...

Не на позор, а во славу защитникам Порт-
Артура высится на Перепелиной горе камен-
ный обелиск! Одиннадцать долгих месяцев
здесь сражался с японцами его гарнизон.
Отрезанный от России, зажатый в горсти
каменистых гор, триста тридцать дней и
ночей под огнем, среди
взрывов снарядов осадных орудий дрался
русский солдат и матрос. И этот город по
праву может назваться памятником их без-
заветному мужеству и отваге,

Гвардии старший сержант медленно спу-
скается по гранитным ступеням, врезанным
в склон Перепелиной горы. И мысли уносят
его за сорок лет назад. Оживают безмолв-
ные бастионы, генерал Кондратенко опять
эзбегает на вершину Высокой во главе своих
сслдат... Адмирал Макаров снова впереди
эскадры ведет грозный «Петропавловск» на
бой с японскими кораблями.

il

Внезапным воровским налетом ла суда
эскадры в ночь на девятое февраля японцы
начали войну сорок два года тому назал.
Три первоклассных военных корабля —
броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крей-
сер первого ранга «Паллада» были позреж-
дены и надолго пришвартовались у стенок
внутреннего рейда. В тот же день и почти в
тот же час целая стая японских эсмивцев

в гавани Чзмульло (в Корее) вероломно ата
ковала русскую канонерку и крейсер’ «Ва:
ряг». Капонерская лодка была ззоюзаиа, а

знаменитый «Варяг», открыв кингстоны, HO-
шел ко дну с развейдющимся по ветру фла-
TOM. Русские умирают, но не сдаются, —
бросил он в лицо врагу, и в славной песне
ваш народ вспоминает с тех пор подвиг «Ba-
ряга»...

менный мощный удар с трех направлении: Фугдина был полностью уничтожен.

co стороны Забайкалья, из района южнее Западнее Благовещенска, на левом берегу
ХабароЕска, из Советского Приморья. Амура, японцы создали Сахалянский укреп-

Японцы оказели ожесточенное сопротив-  ленный район. Его брали не лобовым уда-
ление войскам Зебайкальского фрочта. На-  ром, а глубоким обходным маневром. Под-
ша пехота, поддержанная артиллерией, тан-  вижная группа под командованием офицера

сокрушительных

ками и авиацией, повела яростный зитурм
Маньчжуро-Чжалайнурского укрепленного
района. В первый же день боев пали город
Маньчжурия и станция Чжалайнур.

Во второй день наступления был взят
Хайлар. От Маньчжурии до Хайлара—две-
сти километров. Такова была стоемитель-
ность продвижения советских войск!

Разверчулись ожесточенные сражения и
На Жоэхэ. Это плоскогорье, покрытое лишь
скудной порослью кустарника харгаца
«черной травой». Удушливая жара, горячие
ветры, безводье, — бездорожье. Японцы
устраивают засады на перевалах, отрав-
ляют колодцы, поджигают ‘кустарник. Но
наши войска упорно продвигаются виеред,
настигают и громят врага;

Уже в первых боях японцы начали широ-
ко использовать свои обычные подлые прие-
мы борьбы. Во время боя за один населен-
ный пункт японские офицеры и солдаты ста-
ли кричать на ломаном русском языке:

— Своя, не стреляй! Сдаемся!

Но это оказалось ‘коварной улозкой.
Японцы встретили приблизившихся к ним
бойцов гранатами и автоматным огчем. На-
ши воины быстро разоблачили «нечистую
игру» самураев и били их беспошално, на-
смерть. о

Враг отчаянно цеплялся за каждый вы-
голный рубеж. Но никакая сила не могла
остановить русскую пехоту. Плечом к пле-
чу шли в бой ефрейтор Бутырин — опытный
партизан-дальневосточник и молодой сер-
жант комсомолен Непомнящий, чей дел
пал смертью храбрых, зашишая Порт-Артур,
а отен был расстрелян японцами, как крас-
ный партизан!

Ничто не могло остановить железный по-

Винокурова, состоявшая из танков и мото-
пехоты, в течение одного дня совершила
стремительный переход по лесистой и силь-
но перэсеченной местности. Она вышла на
основные коммуникации японцев в глубоком
тылу. Блокированный гарнизон Сахалянско-
го укрепленного района капитулировал.
Войска упорно продвигались вперед. Один

ны

ПОБЕД

Манчьжурских сопок выжженные скаты.
Неукротимый океанский вал.

Пески и скалы, своды казематов,
Порты, где лютый пламень бушевал.
Края, где боем началось столетье,
Где не сдавались гордые отцы

И, погибая, завещали детям

Разбить врага...

ая яние ви тачи учение тен ичиена чине

И ринулись бойцы.

И середина века наступила,
Потомок предку отвечал: иду!
То было прошлой осенью, .
То было

В овеянном побелою году.

Советский воин шел через тайгу —
Спаситель исстрадавшейся Европы.
Теперь шагал он по тигриным тропам
На Дальнем, на Восточном берегу, ‚
Чтобы и здесь коварчой злобы гнезда,
Раззвеянные, сгинули во мгле,
Чтоб чище стал на всей планете
воздух,
тобы вольней дыша лось на земле.
И легкого пути не выбирая,
Он шел — защитник Родины своей,

ВКЕИКАКИ КРИКИ ВЕНЫ МИ НЕМЫИ Е ИИА Ирин ии ии Вани ви ПКИ НИПИ АНИ НЕ НО Кими НИКИ ИИ ИНаЧО ни ИО ИО ИУ КИО ПИ НИЕ УВМ ИИ Кипр ин хи Кия иммы я

*

за другим пали города
Янцзы, Харбин.

В яростном штурме японских позиций
неувядаемой славой покрыли себя воины-
комсомольцы. Они были всюду, где требова-
лись оробая храбрость и мастерство. Они
действовали на самых трудных участках, в
десантных отрядах, шли в первых рядах ата-
кующих.

На одном из участков нужно было захва-
тить крупный дот. Комсомолец Пажеюных
первым поднялся в атаку, высоко держа над
головой красный флаг.

Комсомольцы, вперед! — воскликнул
он, увлекая за собой воинов.

Пажеюных упал, сраженный пулей, но
флаг подхватили другие комсомольцы. Они
донесли его до вершины сопки и водоузили
над подорванным железобетонным дотом.

Отважно действовали комсомольцы-артил-
леристы части гвардии подполковника Кар-
ташева. Их тяжелые самоходки, взбираясь
по крутым сопкам, утюжили вражеские тран-
шен, сметали огнем своих орудий японские
укрепления. ‘

Молодой ефрейтор Василий Колесник по-
вторил бессмертный’ подвиг Александра

ПИН ЕЗЕНУЕИ УЧ

HTEASB.

Он шел — бывалый, повидавший виды.
Его вели в далекие места
Отцовская старинная обида,
Народа справедливая мечта.

EHH AK MH RR

Когда шагал он по чащобам хмурым,

Когда преградам не было числа,

Святая кровь защитников Артура

По жилам победителя текла.

Когда он шел безводной знойной
степью,

Где душный воздух тяжелей свинца, —

Сергей Лазо, твой не остывший пепел

Стучался в сердце верного бойца.

У круч Хингана и в пустыне голой,

Под облаком, на суше, на воде

Хасана доблесть, слава Жалхин-Гола

Сонровождали воина везде,

И рухнул наземь пораженный недруг!

Была в тот день погода хороша.

И край прибоя, лиственниц и кедров

Светлел, рассветной свежестью дыша,

Й сын пришел к местам отцовской
славы,

И океан гремел во весь раскат.

И поднял стяг победы величавой

Фото Е. Халдея и С. Сучатова.

армии

Мишань, Гирин,   Матросова. Вражеский дот мешал продзи-

жению наптих войск. Пол шквальным огнем
противника пехотинцы залегли. Тогда Васи-
лий Колесник подполз к японскому доту и
своим телом закрыл его амбразуру.

Раненый комсомолец Филатоз отказался
уйти с поля боя. Он перевязал себе раны
и со словами: «За Родину, за Сталина!»
снова бросился в атаку, увлекая за собой
бойцов.

Отважно и умело действовал экипаж тач-
ка, которым командовал комсомолен млад-
ший лейтенант Мышков. Выполняя задание
по разведке, танк Мышкова захватил важ-
ную японскую переправу и целые суткт
удерживал ее до подхода основных сил.
Танкисты отбили несколько атак японцев,
нанесли врагу тяжелые потери.

*

19 августа 1945 гола в стазку маршал
Мерецкова на самолете понлетели
начальник штаба  Квантунской армии
генерал-лейтенант Хата, японский  KOH-
сул в Харбине Миякава и группа стар-
ших офицеров японского штаба. Встреча со
слоялась в 15 часов 30 минут по дальнево*
сточному времени в лесном домике, непода-
леку от советско-маньчжурской границы»
Японцы сняла головные уборы и низко по-
клонились представителям советского
командования. Они заявили о своем согла-
сии на полную и безоговорочную капитуля-
цию. В тот же день началось массовое разо-
ружение частей наголову разгромленной
Квантунской армии.

Капитуляция «столицы»
государства Маньчжоу-го произошла He-
сколько необычно. На Чаньчуньский аэро-
дром приземлился советский истребитель, а
вслед за ним опустился и «Дуглас», из ко-
торого высадилось несколько офицеров во
главе с полковником Артеменко. Их сопро-
вождала группа‘ автоматчикоз. Представите-
ли штаба японской Квантунской аомии на
требование наших офицеров о немедленной
капитуляции гарнизона Чаньчуня пытались
завести долгие дипломатические перегозо-
ры. Тогда полковник Артеменко вызвал че-
рез рацию «Дугласа» авиадесант. На воен-
ный аэродром Чаньчуня один за другим ста-
ли опускаться транспортные самолеты ©
автоматчиками. Пришлось японским «дипло-
матам» приступить к немедленному разору-
жению многотысячного гарнизона.

Два дня спустя по улицам злополучной
столицы Маньчжоу-го бесконечным потоком
двигались наши орудия, танки, «катюши».

марионеточного

ток советских войск. Ни могучие волные Чтоб не бряцали больше самураи Спаситель мира, сталинский солдат. Так бесславно закончила свое существо-

преграды-—реки Амур и Уссури, ни 5езв0д: Сружием у наших рубежей. Яков ХЕЛЕМСКИЙ. вание Квантунская аомия.

ные пустыни Монголии и гооные КРУЧИ 0 3s sascssescesnascensseserentersenesscencencenceerearserecereenenreeerseratens НИ А. ЕФИМОВ.
PRRAAF

OPT-APTYPA

В апреле во главе многотысячной армии
японские генералы Оку и барон Ноги, вы-
садившись севернее Порт-Артура и отоезав
его от России, повели осаду крепости,

Порт-Артур не был готов к войне. Шесть
лат царские генералы и министры только
писали сметы и составляли планы того, как
нужно укрепить Порт-Артур, а теперь под
огнем осадных японских орудий русские
солдаты и матросы своей кровью н потом
цементировали укрепления, создаваемые на
виду у врага. i

Лето 1904 года памятно яростной битвой
за Куиньшань, вершина которой командова-
ла вад всем Квантуном, схватками нз скло-
нах Зеленых и Волчьих гор, соажениями за
Дагушань и Сяогушань. Трое, чегзер су-
ток кряду кипел каждый бой. Каждый но-
вый штурм стоил японцам тысяч и тысяч
солдат. Но пароходы беспрерывно достав-
ляли в армию Ноги свежие бригады и пол-
ки, подвозились невиданные преждь две-
надцатидюймовые орудия, по железнохорож-
ной ветке шли эшелоны снарядов к ним, а
защитники Порт-Артура могли расечиты-
вать лишь на свои наличчые силы, лишь на
свой запас снарядов, лишь на себя... Боя
Япония вцепилась в маленький Порт-Артур.
Шесть—восемь километров < севера на юг
и десять--пятнадцать километров с в:зетока
на запад — вот все, что осталось в руках
Артурского гарнизона. Теперь не было ни
клочка земли, недоступного для японских
снарядов. Бомбардировки были безжалост-
ны — японцы били по остаткам’ эскадры,
по береговым батареям, по городу... Взле-
тев на минах, пошел ко дну  флагмая-
ский корабль эскадры «Петропавловск»,
и в волнах Желтого моря погиб адми-
рал Макаров. Выход из гавани был за-
крыт, и моряки пошли драться на сушу.

Отрезанный от России, израненный. ды-
мящийся Порт-Артур голодал, страдал, но
сражался. Русские люди бились здесь До
кониа, до тех пор, пока в спину им Н? вон:
знла нож рука изменника, пока трусливый
немец Стессель не распахнул перед янон-
цами городских ворот.

Ш

И вот сейчас, в благоговений счяз NH
лотку, перед руинами старого форта слонт
воин советской Армии, гвардии старший
сержант... :

Неглубокие впадины старых окопоз по-

Гели чахлой, рыжеватой травой. У подно-
жья разбитого укрепления, полузамытое
дождями в песок, из травы торчит орудий-
‚10° жерло. «№ 216 Пермский завод» — мо-
жно еше разобрать стертую временем прс-
ожазленную надпись. Пушка № 216 стреля-
ла до тех пор, пока в клочки не разнесло
ее раскалившегося дула... Еще один ушед-
ший в землю орудийный ствол, а вон иска-
реженный лафет третьего орудия... Так вы-
глядел Куропаткинский люнет — правый
фланг знаменитого форта № 2, когда сюда
пришли советские воины.

Налево от Второго форта высится Боль:
шое Орлиное гнездо. В ночь на 24 августа
генерал Ноги двикул в наступление на Ор-
линое гнёздо сразу две отборных бригады —
десятую и шестую. Ворвавшись в укрепле-
ния второго форта, десятая бригада должна
была повернуть налево и слить свои усилия
с шестой бригадой, атаковавшей Болыное
Орлиное гнездо.

Таков был план. Бой грянул. Сквозь дым
и пыль, поднятую артиллерийскими залпами,
полыхали молнии выстрелов. Град шрап-
чельных пуль барабанил по высоте, по гафе-
там орудий, по бетону укрытий... Ятонекие
цепи, выбегая из гаоляна, уже лезли по
склонам горы. И наши пушкари не отходили
от грохочущих орудий, и в ряды ‹япониев
врезалась русская картечь.

Когда стемнело, вспыхнули огненные гла-
за прожекторов и ослепили, на миг застави-
ли попятиться плотную цепь японцев. Бн-
ла выиграна секунда, и дело решила она —
ударили русские пулеметы и скосили япон-
пез, прорвавшихся к форту номер два, а с
Большого Орлиного гнезда вниз, в контр-
атаку, устремилась лавина наших солдат и
штыковым ударом отбросила самураев к
подножью каменной горы.

Яростны, ни < чем не сравнимы были
штурмы Большого Орлиного гнезда. Но и
они блелнеют перед тем, что видали скло-
ны горы Высокой. На северо-запад от Порт-
Артура в цепи крепостной обороны выше
всех поднимается крутая двугорбая гора..
Это и есть «отметка 203»——знаменитая гора
Высокая. Она командует над крепостью.

Не раз во время осады японцы уже
овладевали частью горы — левой ее вер-
иной. Тогда на штурм. в смертную. атаку
шли все, кто только мог. Подполковник
Бутусов бросал своих пограничников в ата-
«у с правой половины горы и полковник Ир-
уан сам вел на Высокую всех, кого можно
было еще собрать, — артиллерийских езло-
вых, штабных писарей, фаненых, не ложе-
лавших оставаться на перевязочном пункте...

..Пятнадцатое декабря — день гибели ге-
нерала Кондратенко — стало черным днем
Порт-Артура, началом его конца. Еще рань-
‚ ше пятого, японцы, наконец, окончательно
  свладели горой Высокой. В их руках был
теперь ключ ко всем уголкам крепости.
Перед ними, как на ладони, выстроились во
ввутреннем «ковше» по сути беззащитные
остатки эскадры. Начался методичный бес-
пощадный расстрел судов. Из орудни, вта-
шенных на Высокую гору, японцы добили
«Ретвизан» и «Палладу», пустили ко HY
«Полтаву», «Поб®ду», «Пересвет», «Баян»,
«Гиляк»...
‘ Стало трулно, невыразимо трудно, чо был
жив Кондратенко — воля Артура, упорство
Артура, и сражался Порт-Артур!

На форту номер два японцам удалось
вклиниться в железный пояс внутренней

обороны русских. Положение стало крити-

ческим. И тогда, в самый трудный час, ге-
нерал Кондратенко появился здесь, среди
израненных солдат, среди шатавшихся от
усталости офицеров.

Японцы сосредоточили на укреплениях
форта весь огонь. И вот дваднатипудовая
стальная глыба, начиненная мелинитом, про-
ломила бетонный свод каземата, где в этот
момент генерал Кондратенко разрабатывал
план контратак... Вместе с генералом под
обломками погибли начальник его штаба
подполковник Науменко, инженер Рашев-
ский, Зедгенидзе и еще пять офицеров.

Всего две недели еще сопротивлялась
крепость, и, хотя японцы за эти две недели
продвинулись вперед буквально лишь на
несколько шагов, трусливый Стессель —
вояка только за столом да на парадах—по-
спешил выслать к Ноги парламечтера с
белым флагом.

И вот сейчас у славных руин второго фор-
та стсит гвардии старший сержант Алэксей
Кузнецов. Он поднимает свой автомат вы-
соко в воздух, и три очереди, одна за дру-
гой — салют гвардейца — раскатываются по
окрестным холмам. i

IV

Сорок два года отделяют нас от славных
дней защиты Порт-Артура. Седые камчи ук-
реплений да песни о «Варяге», о доблести
павших твердынь Порт-Артура сохранили
нам, сыновьям и внукам русских героев, па-
мять о былых боях...

Японцы очень хитро использовали Шор”-
Артур, его полувековую славу. Японцы прев-
ратили город в исторический музей. По
их замыслу здесь каждый камень был обя-
зан кричать об их японской победе, об их

японской силе, сокрушившей когда-то силу
Рессии у квантунских скал. Вот почему в
Порт-Артуре остались нетронутыми все од-
ломки фортов, сохранились даже брустверы
укреплений, даже ржавая проволока на
старых кольях...

Японцы превратили Порт-Артур в свое-
образную школу для поддержания самурай-
ского духа, этакий памятный и памятнико-
зый заповедник, университет. Не спроста
именно здесь они сосредоточили целую сеть
своих учебных заведений, не спроста еже-
годно из Токио, Осака, Нагасаки пароходы
привозили в Порт-Артур партию. за партией
солдат и офицеров, просто молодых аюден.
Смотри, японец, учись, императору нужен
трой самурайский дух! Кстати, пару слов
об аппетитах этого самурайского духа. Бей-
цы одного нашего стрелкового полка, рэз-
местизшись в бывших японских казармах,
обнаружили на стене весьма любопытную
карту. От центра мироздания — Японских
островов — во все концы шли острые стре-
лы; стрела к Сан-Франциско, через Тихий
океан, и там, обведенный аккуратным кру-
жочком, тонет корабль со звездным амери-
канским флагом на корме, а рядом бодро
плавает другой с японским красным кругом
на белом фоне... Стрела, ведущая к Уралу,
через наш Дальний Восток, и Перед ней
склонившийся в кружочке советский флаг,
а ‘рядом — флаг восходящего солнца.. Стре-
ла к Индии: в кружке гибнет британское
судно, а рядом с ним крейсируют два сулна
— одно под японским флагом и другое с
паучьей гитлеровской свастикой на корме.

Известно, чем окончились лихие притяза-
чия самураев. Не выручил и Порт-Артур,
превращенный в боевую школу самурайского
духа... :

..Заложив руки за спину, у подножья за-
косчивого обелиска, что торчит в самом цен-
тре Порт-Артура, на Перепелиной горе сто-
ит Алексей Кузнецов, гвардии старшия сер-
жант. Потом он по витой, железной лестни-
це внутри каменной башни поднимается
вверх.

Стены башни исчерчены иероглифами, над-
писями и подписями всех самураев, за сорок
лет посетивших Порт-Артур. И поперек всей
этой японской —вяЗи размашиетым, сво-
бодным почерком начертаны слова: «Волру-
зили зяамя. Евдокимов, Харченко, Банул-
Танкисты».

Свежий ветер привольно гуляет над баш-
ней, чистый ‘ветер < ‘Тихого океана. Све-
жий ветер шумит над головой и плешет в

синем небе полотнищем алого флага.
Р. ИЮЛЬСКИЙ.