В экономической комиссии по Румынии,
Болгарии, Венгрии и Финляндии

Выступление представителя румынской делегации

ПАРИЖ, 10 сентября. (Спенкорр. ТАСС).
Экономическая комиссия но Румынии, Бол-
гарии, Венгрии и Финляндии продолжает
рассматривать проект мирного договора ©
Румынией. На сегодняшнем заседании, как
и на двух предыдущих, обсуждалось при-
ложение к договору, касающееся премыш-
ленной, литературной и художественной
собетвенности. Как уже сообщалось, амери-
канская делегапия предлагала включить В
он из ПУНКТОВ ЭТОГО приложения оговор-
KH, которые фактичееки свели бы на-нет
принпии взаимности, предусмотренный в
других пунктах. Против этого возражали
представители ООСР, Югославии и некото-
рых других стран. Сегодня комиссия пря
няла новую редакцию этого пункта. кото-
рая илет навстречу принлипу взаимности.

После этого комиссия заслушала выету-
пление прелставятеля румынской делегации
Маурера, изложившего общие замечания
своей делегация относительно 24-й статьи
проекта мирного хоговора, касающейся вос-
становления прав в интересов 0’ emmueH-
ных наций и их граждае в Румынии. Ру-
мынекий представитель возражал, главным
образом. против чрезмерных претензий со-
юзников к Румынии, выразившихся в тре-
бовании полного возмещения ущерба, нане-
сенного имуществу граждан 0б’елиненных
наций, причем не только за тот период,
когда Румыния воеБала тротив союзников.

Но п за то время, когда она, порвав с гит-.

леровекой Германией, боролась < оружием

в руках на стороне союзников и несла 3
результате этого значительные люлдекие и
материальные потери. На таких требова-
ниях, как известно, настаивают американ-
ская и английская делегации. отремящиеея
обеспечить иностранным компаниям в Ру-
мынии такую компенсацию, которая способ-
стрРовала бы значительному увеличению их
роли в румынской экономике.

0 том, как «поотрадали» эти иностран-
ные компании во время войны, видно хотя
бы на примере двух крупнейших нефтяных
компаний. Чистая прибыль нефтяного ак-
ционерното общества «Ромына-Американа»
с капитала в полтора миллиарла лей в
1944 году составила 726 миллионов лей,
& чистая прибыль другого нефтяного кон-
церна «Астро-Ромына» с капитала в два
с половиной миллиарда лей в том же году
составила 840 миллионов дей.

Несправедливость требований 0 полием
возмещении ущерба, нанесенного имущест-
ву гражлан 0б’единенных ваций, стано-
витея ее более ясной, если учесть. чт
при определении суммы репараций в поль-
зу. СССР, сильно пострадавшего от-румын-
ской агрессия, по предложению самого С9-
ветското Союза применялея принция ча-
стичного возмещения нанесенного ущерба,
учитывая возможности румынской: экояб-
мики и тот факт, что с августа 1944 гола
Румыния активно боролась против Герма-
нни на стороне 0б’единенных наций,

Претензии обоснованные и претензии сомнительные
В комиссии по экономическим вопросам для Италии

ПАРИЖ. 10 сентября. (Спецкор.
Т\0С) Сегодня комиссия по  экономиче-
ским вопросам для Италии закончила БЫ-
слупгивание претензий на репарапии,
пред`являемые итальянскому правительст-
ву. Четыре дня длились выступления
представителей государств, требующих
ренараций; делегаты  тринаднати стран
пред явили свой претензии устно; кроме
того. получены письменные меморандумы
‚ от ряла государств Латинской Америки.

Хотя все эти выступления и меморан-
думы достаточно пространны, однако 90-
щую сумму прел’явлетных претензий до
енх пор нельзя определить хотя бы приб-
лизительне. Далекое не все делегаты, вы-
ступавшие < речами в комиссии, сочли
возможным указать. на какой же 0б’ем
репараций. в сушноети говоря, они DNe-
тенлуют? Склалывается впечатление, что
некоторые из них сознательно  уклоня-
лись от точных цифр: ведь точную циф-
ру нало абосновать!

Репарации — законное право тех, кто
пострадал от агрессор» Они должны н0-
мочь жертвам агрессора быстрее ветать
на ноги, восстановить свою разрушенную

экономику HW когда в комиссии выетунпа-
ли. скажем. представители Югославии и
Албании, — тем, кто их слушал, все

было совершенно яен9: вот цифры. наче-
сенного ущерба, вот Факты, характери-
зующие этот ущерб, и вот требование
‘возмешения ущерба. Иное дело, когда сло-
ви предоставляется представителям rocy-
даретв. которые находятся за тридевять
земель от Италии, на территории которых
никаких боев не велось и которые год-
чае даже формально не об’являли войны

Италии. Tyr  мобилизуются различные
юридические формулы. произносятся ту-
манные речи о «нарушении интересов»

таких государетв и. в конце концов. речь
сводится 5 тому, что и они хотят пюлу-
чить с Италии какую-то толику фепара-
пий. Какую именно? На этот’ вопросе пря-
мого ответя не дается; пусть-де этот во-
прое решит сама комиссия...
Наибольшее впечатление шроизвела на
присутствующих  обетоятельная, хорошо
аргументированная речь представителя
Югославии. Он наномнил, как много горя
и страданий принесли итальянские фа-
ттиеты еге роливе. Миллион семьсот ты-
сяч человек потеряла Югославия в боях с
захватчиками, 420 тысяч югославов бы-
ли изувечены и теперь не способны к
работе. 100 тысяч детей осиротели. Бо-
лее 3 миллионов граждан Югославия
осталиюь без крова: захватчики разруши-
ли 500 тысяч домов. Итальянцы разру-
liad Bee предприятия Югославии, погу-
били весь ее торговый флот, разрушили
железнодорожный транспорт, взорвали 89
пропентов всех мостов. Общий ущерб, на-
несенный итальянскими захватчиками
Югеславин. исчисляется в десять милли-
зтлов долларов. Но Югмславия требует с
Италии репарации лишь в размере одной
девятой доли понесенното ею ущерба.
Представитель Албании в Короткой, но
содержательной речи также убедительно
охарактеризовал большой материальный
ушерб, нанесенный его родине итальянски-
ми захватчиками в течение шести лет ок-
кунация. В маленькой Албании, где жи-
вет всего один миллион человек, итальян-
пы разрушили 200 тысяч домов, разгро-
мили все албанские предприятия, взорва-
ли 3700 метров мостов. Произволетво сель-
ского хозяйства сократилось на 50 про-
пентов, поголовье скота — на 70 процен-

тов. Нанесенный Албании ушерб исчис-
ляется суммой свыше одного  миллиарла
долларов.

Совершенно иное впечатление оставило,
в примеру, выступление представителя Ве-
ликобритании. В советской печати уже co-
общалось, что делегация Великобритании
представила комиссии по экономическим
вопросам для Италии меморандум, в кото-
ром ущерб, понесенный Великобританией
й ее колониями в ходе войны против Ита-
лии, определен поистине астрономической
цифрой — свыше одиннадцати миллиарлов
долларов (в 110 раз больше репараций,
требуемых Советским Союзом). В эту сумму
включены и такие расходы, которые ни-
когда еще не служили об’ектом репараций
(в частности, правительство Великобрита-
вии пбетендовало, чтобы Италия оплачи-
вала ее «военные усилия» — речь идет

о возмещении английских расходов по во-

енному бюджету). Представитель Велико-
британии 063 веякого смушения назвал
свой меморандум «историческим докумен-
м».

Откровенное лятпемерие сквозит в каж-
JOH строчке заявления, сделанного в ю-
миссии по экономическим ‘вопросам для
Италии представителем Бразилии. дн начал
© того, что горло сказал: «Бразильская де-
легация возлерживаетея от представления
каких-либо требований по репарапиям», и
пояснил. что бразильская делегация ечи-
тает репарации обузой лля итальянекой
экономики. Лалее сн заявил, что Бразилия
все же рассчитывает получить эти репара-
ции.

Известно, что аппетит приходит во время
еды. И характерно, что в эти дни комиссия
была буквально засыпана различными ме-
морандумами е требованиями репарадций.
Не успевали члены комиссии прочесть одия
меморандум, как им подавали новый, 10-
полнительный. В этом отношении Xapak-
терен дополнительный меморандум нитер-
ланлокой делегации. изобилующий такими,
к примеру, претензиями: «Из Рио-де-Жа-
нейро в Фамагуста (Кипр) на итальянском
пароходе «Окезния» был отправлен груз
кофе. В начале военных действий этот груз
был задержан в Триесте и реквизирован
итальянскими властями. Убыток достигает
1.625 долларов». С точностью до одного
цента подсчитали свои убытки и мексикан-
ские куппы, за интересы которых сегодня
боролся в комиеспи делегат Мекотки. Он
утверждал, что Мексика понесла в этой
войне ущерб в 145.059.353 доллара 7 цен-
тов. о
Выетупал сегодня со своими претензия-
ми и представитель ИЙрака. Как известно,
Фолдаты Ирака © итальянцами не сража-
лись, гозола и села Ирака итальянскими
войсками не разрушалиеь. Но все же Ирак
сезитчет гозможным пред’явить требования
репараний на сумму 1.602.436 диваров. -

Миллионы, десятки и сотни миллионов,
миллиарды... С поразительной легкостью
назывались эти цифры в зале заседаний
комиссии на протяжении последних дней!
Им равнодушно внимали те, кто еще вчера
столь яростно выступал против скромной
цифры репараций в пользу Советского Со-
юза, определенной проектом мирного до-
говора. Когда речь шла об интересах ‹о-
ветского народа. потерпевшего огромный
ущерб от итальянских захватчиков. у
Италии находилось много адвокатов. Когда
же речь пошла об интересах бразильских и
мексиканских торговцев нефтью. кофе и
шелком, 06 интересах английских трестов и
банков, об интересах иракских феодалов,
этих адвокатов что-то не слынно.

Заседание подкомитета комиссии по политическим
и территориальным вопросам для Венгрии

ПАРИЖ. 10 сентября, (Спецкор. ТАСС).
Сегодня состоялось первое заседание пол-
комитета, созланного комиссией по поли-
тическям и территориальным вопросам для
Венгрии ¢ целью рассмотрения двух 1по-
правок чехословацкой делегации. Первая
из них касается венского арбитража, вто-

рая — небольшого исправления венгро-че-
хословацкой гранипы в районе Братисла-
вы.

Предселалелем подкомитета избран Пту-
ха (Украина). докладчиком — Костелло
(Новая Зеландия).

В комиссии по политическим и территориальным
вопросам для Италии

ПАРИЖ. 10 сентября. (Слецкорр. ТАСС).   для Италии был поднят вопрос о создании
Сегодня на заселании комиссии по поли-   Подкомиссии ДлЯ обсуждения шрюекта Ста-

THICCKEM и территориальным

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Цотаповекий ep.,
мололежи 296. по KOMMY®,

7144387,

$ {со стороны ул. Чернышевекого, ул. 1
Отлел комеомольск
К 4-68.56. и лоб. по коммут. 79. Отдел художествен ной иллюетрации доб.

О мы Бы Ве ид ——

80, Отдел пропаганлы п0б. по коммут.
коммут. 80. Отдел культуры

вонросам   тута Свободной Территории Триеста.

29.

арижской

Кирова a Чистых прулов\. ТЕЛЕФОНЫ:

Английский делегат против прений по Статуту

Председатель Ителянд (Южно-Африкан-
ский Союз) предложил проект Статута в
комиссии не обсуждать, перенеся прения в
подкомиссию. Это предложение поддержал
английский делегат Макнейл, заявивший,
что

И Что делегаты могут ограничиться пред-.

ставленияем своих меморандумов, предло-
жений и замечаний в подкомиссию в пись-
менном виде. Макнейл пытался аргумен-
тировать такое свое предложение необхо-
химоетью торопиться с обсуждением BO-
просов, стоящих перед комиссией. Тенден-
ция торопливости, влруг появившаяся у
делегата Великобритазии, не могла не пе-

Выступление А.

С возражением против предложения Мак-
нейла выступил предетавитель Советекого
Союза Вышинский. к

Советская делегация выслуитала с неко-
торым удивлением предложение английской
делегации — не открывать прений, сказал
Вышинский. То, что изложил здесь пред-
ставитель английской делегации Макнейл,
нельзя понять иначе, как попытку ограни-
чить свободу слова в нашей комиссии,
ограничить гласное обсуждение весьма
серьезного и важного вопроса. Такое пред-
ложение лля нашей комиссии неприемлемо.
Постановка вопроса о том, что выетунать
устно можно только тогла, когла ееть тись-
менное заявление, ведет к ничем неоправ-
данному ограничению членов комиссии и,
кроме того, противоречит тому, что мы
установили. _

Мы установили, что можно отказаться
от устного перевода на рабочие языки KOH-
ференции выступлений в том случае, если
текет этих выстуилений заранее предостав-
пяелся в распоряжение членов комиесип.
Это приемлемо. Но делегат Великобритании
полнел дальше и ‘иредложил вообще ликви-
дировать в комиссия пречия по Триесту.

Почему подобный вопрос не поднимался
раньше? Пючему этот вопрос поднят только
теперь, когда мы подолми к проблеме
Триеста? Почему не говорили об этом, когда
обсуждались другие статьи договора? Шо-
чему не принимали тогла экстренные, мож-

HO сказать — «чожарные меры», какие
предлагаются сейчас для того, чтобы

устранить с арены игирокой глаености во-
прое. который предогавляет жизненный
интерее для будущего Триеста и не может
ne интересовать мировое общественное
мнение? -

Говорят, что нужно торопиться. Во то-
ропиться нужно так, чтобы мы смогли из-
бегнуть ошибок, а не наоборот. Здесь луч-
Ite следовать римскому празилу: «РезИпа
iente» — торопись медленно, т. е. не
теряй времени зря, лействуй быстро, н9
организованно и обдуманно.

Советская делегация считает предложе-
ние представителя Великобритании не
только неправильным, но и опасным. Оно
может породить прелноложение, что кто-то
чего-то боптея, что-то стремится окрыть
ит. д. Зачем это нужно? Советокая делега-
ция с самого начала выеказалась за птирю-
кую гласность работы конференции. Нам
неприемлемы ннкакие поправки, никакие
прелложения, направленные ча ограниче-
вие этого принципа — принцииа полной
гласности и общественного контроля.

Нужно, кроме того, иметь в виду и дру-
гое обетоятельство, кэхающееся существа
дела. В вамом деле, как булет работать
подкомиесия, если предварительно’ она не
получит от комиесии никаких установок. и
ориентиров? Не сомневаюсь, что тогда эта
подкомиссия будет напоминать корабль,
блуждающий по бурному морю прений без

«комиссия может обойтись без прений»

казаться странной. Ведь. именно в комис-
сии To политическим и территориальным
вопросам для Италии было потрачено ие-
’лых четыре заседания на обсуждение в9-
проеа о передаче Франции маленького пу-
стынного плато Мон-Табор с населением в
25 человек. Тогда делегаты Великобрита-
HHH не торонилиеь. Наоборот, они стояли
за широкое и всестороннее обсуждение
этого вопроса. Теперь же, когда дело до-
шло до решения таких важных вопросов,
каким является вопрос о Триесте, делегат
Великобритании начинает проявлять по-

разительную поспешность.

Я. Вынимсколо

руля и 60ез ветрил. От этого нельзя ждать
ничего хорошего, кроме кораблекрушения,
& кораблекрушение надо постараться пред-
отвратить.

Шри обсуждении Статута Триеста безу-
словно встретятся некоторые трудности,
связанные с разницей в понимании и тол-
ковании отдельных принципиальных во-
проеов. Не нужно забывать, что в Статуте
Свободной Территории Триеста  затраги-
ваются весьма серьезные вопросы, 063
предварительного обсуждения которых B
комиссии было бы очень трудно органи-
зовать работу подкомисени, назначенной
‘нами для рассмотуэения имеющихся четы-
pex проектов Статута. Таковы вопросы 6
конституции Триеста, о законодательстве
и исполнительной власти, о правах, нол-
номочиях и функциях губернатора, о
‘взаимоотношениях между губернатором и
правительством Свободной — Территории
Триеста, 0 гражданстве и правах граж-
дан Свободной Территории Гриеста, нако-
нец, вопрос сб основах, на которых долж-
ны будут осуществляться внешние отно-
шения этого нового государственного
организма Свободной Территорки Триеста.

По всем этим вопросам необходимо вы-
слушать мнения делегаций. Такой обмен
мнениями поможет установлению общих
точек зрения, устранит те или другие раз-
ногласия, сблизит наши позинии и облег-
чит подготовку одного проекта вместо
имеющихся четырех проектов. Это значи-
‚тельно облегчит работу подкомиссии. Мы
должны дать ей в руки компас, которым
она сможет пользоваться во время своей
работы.

Советская делегация стоит за то, чтобы
вопрос © Статуте Триеста был обсужден
предварительно в комисени в рамках 0с-
вовных принципиальных проблем. На 9с-
нове этого обсуждения подкомиссия полу-
чит установку в своей работе, и ее работа
станет более деловой и успешной,

После заявления Вышинского делегат
Великобритании поспешил заявить, что он
не против общей дискусени, что, конечно,
подкомисеии необходимо «иметь направле-
ние», но что он, в целях ускорения pado-
ты, настаивает на представлении прелло-
жений и замечаний в письменном виде.

Выступивший вторично  Вышшинский
вновь подчеркнул, что подкомиссия может
начать работу линь Ha OCHOBe принятых
комиссией установок. № этой точке зрения
присоединилея представитель  Ютославии
Веблер. Председатель комиссии Игелянд
(Ожно-Африканский Союз) попытался от-
ложить решение вопроса о прениях, но
эта попытка не удалась.

Велед за тем 19 голосами против од-
ного голоса комиссия приняла постановле-
чие сб обсуждении Статута Свободной Tep-
ритории Триеста в комиссии, а также ряд
других практических предложений, отно-
сящихея к организации  расемотрения
Сталута Свободной Территории Триеста.

Делегация США сняла ряд своих поправок

Делегация Соединенных Штатов Амери-
ки внесла на рассмотрение Мирной №онфе-
ренции ряд предложений, не обсуждав-
игихея Советом министров иностранных
дел. Некоторые из них являются поправ-
ками к Уже согласованным в Совете ми-
нистров решениям и подчас находятся в
противоречии с этими решениями.

В последние дни, в соответствии с Уука-
заниями Совета министров, заместители
министров иностранных дел СССР, ОША,
Великобритании и Франции регулярно ©о-
бирались для рассмотрения предложений п
поправок в проектам мирных договоров,
внесенных делегатами Мирной Конферен-
ции. Цель этого совещания — олределить,
какие из предложений и поправок могут
быть единолушно поддержаны делегациями
стран, предетавленных в Совете министров
иностранных дел.

Как отмечают в журналистских кругах,
прелетавители делегации СШЗ в ходе этих
совешаний, однако, не проявляли 10 сих
пор готовности к выработке согласован-
ных точек зрения по указанным шредло-
жениям и поправкам, пытаяеь работу со-
вещаний заместителей поставить в Усль-
вия американского диктата. Эти попытки
встретили должный оттюр CoO стороны ©0-
ветской делегации. Не далее, как 9 <ен-
тября, такой отпор подобным методам, не-
приемлемым для международных совеща-
ний. был дан советекой делегацией как раз
по поводу поправок СИА к статьям © юго-
славско-итальянекой границе. Сегодня эти
поправки были американской делегацией
CHAT bi

Сегодняшнее заседание комиссии по по-

литическим и территориальным вопросам
для Италии закончилось выступлением
югославского делегата Беблера, который
занишал предложенные Югославией из-
менения итало-югославокой границы в
районе Бененекой Словении, именуемой
иначе Венецианской Словенией.

На этой территории проживает 45—
50 тысяч словен. Итальянцев здесь жи-
вет очень мало. Население  Бенетской
Словении активно Участвовало в 0свобо-
лительной борьбе против итальянских фа-
шиктов. помогая ютославеким партизанам
и югославской армии. После освобожде-
ния злесь были проведены выборы муни-
ципальных советов. Населоние Бенешеской
Словении стоит за воссоединение < Юго-
славией.

Следует отметить. что против предла-
таемой франпузекой линией границы на
этом участке товорят и BUCHHO-
оборонительные доводы, поскольку ука-
занная территория  вдаеся в Юго-
славию глубоким клином. упрожающим
долине реки Сочи (Изонно) от Кобарила
до Плавы. Несмотря на то, что было бы
справелливьм приеоелинить к Югославия
эту территорию, компактно  населенную
словенами, правительство Югославии,
стремясь к принятию примирительного со-
гласованного решення, решается пойти на
‘большую жертву и ограничивает свои
‘требования присоединением лишь одной
трети указанной территории.

Передача Ютославии восточной части
Венешекой Словенин даст возможность
устранить клин, глубоко врезываюшийся
в ютославскую территорию.

Обсуждение спорных участков
итало-югославской границы

ПАРИЖ. 11 сентября. (Снен. Kopp.
ТАСС). Комиссия по политическим и тер-
риториальным вопросам продолжает  рас-
семотрение спорных участков  итало-юго-
славекой границы, На двух предыдущих
заседаниях представитель Югославии Беб-

лер обосновал югославские предложения
относительно исправления этой границы в
районах Канальской долины и Бенешеской
Словений, именуемой также Венецианской

Словенией.

Украинская делегация поддерживает
предложение Югославии

Сегодня Ha заседании комисени  BBI-
ступил предетавитель украинекой делега-
пии Петровский. Он подчеркнул важность

аргументов, предетавленных югославеким
правительством в пользу передачи части
Бенешекой Словении Югославии.

коммутатор К 0-15-80 до К 0-16-88. Дежурный технический секретарь доб. по коммут. 47. Отлел ин и
ой жизни К 3-13-45 и доб. по коммут. 80. Ornen учашейся молодежи доб. по коммут. 80. формации К 4-68-56
по коммут. 97. Отдел об’явлений К 4-18-45

Тивография издательства «Московский большевик», Чистые вруды, 8,

ной словенской

Военно-физкультур ный отдел. доб. по коммут, 79,

Четверг, 12 сентября 1946 г., 2%

Совершенно неоспорим тот факт, что
эта территория населена словенами. Сало-
вены здесь исчисляются десяткамн ТЫ-
сяч, а итальянцев почти нет. Даже офи-
пциальные итальянские переписи подтвер-
лили это. Исторический аргумент также
на стороне Югославии. На протяжении
веков население Бенешекой Словении Be-
ло борьбу за сохранение своей националь-
культуры, евоего языка,
своих обычаев. Оно участвовало в 06в0б0-
дительной борьбе народов Югославии Шм®-
THR итальянского империализма.

38,

` Представитель  Украияской делегации
поддержал предложение белорусской je.
легации, которая настаивает на включе.
нии восточной части Бенешекой Словенни
в состав Югославии.

«Правда, около 20 тысяч словен в

же останется еще под властью Италии —
сказал Петровский. — Лучше было ды,
если бы и они смогли присоединиться к
своей родине. Однако линия, предложен.
ная белорусской делегацией, представляет
более справедливое решение, чем фран.
цузекая линия».

О судьбе города Горица

Затем представитель Югославии Беблер
приступил к обоснованию югославского
предложения передать Югославии район
горола Горицы и его  окрестностеи. Он
характеризовал французскую линию Ha
этом участке, как самую большую неспра-
ведливость.

Горипа —= город с 30-тысячным насе-
лением и являетея административным,
экономическим и культурным. центром
Словенской области, носящей  одноимен-
ное название. Само имя его словенское:
Торица по-древнесловенски означает ви-
ноград. На протяжении всей своей тыся-
челетней истории этот город никогда не
принадлежал ни Венецианской республи-
ке, ни Италии. Лишь после первой Mu-
ровой войны, в силу  несправедливого
Ралшальского соглалнения, Горица была
передана Италии.

Юлийская Крайна представляет собой
гористую местность. Лишь у слияния рек
(Сочи и Выпава расстилается долина, на ко-
зорой и вырос единственный город. этого
крзя — Горица. Зтесь раслоложен железно-
доюжЕый Узел Юлийской Крайны, сюда
стекаются все шоссейные дороги. Харак-
терно, что французская линия отсекает ли-
бе на окраинах города, либо в непосред-
ственном соселетве с ним шесть из девяти
больших шоссе, велущих в Горицу. Если
бы конференция одобрила эту линию, про-
мыпленноеть Горицы лишилась бы всего
сырья, которое поступает сюда из Юлий-
ской Крайны, рынок Торицы потерял бы
свою основную функцию — через Горицу
еловены вывозят на иностранные рынки
свои ранние фрукты и виноград.

Представитель Югославии напомнил и о

том, что Горица до первой мировой войны
являлась культурным центром Словении.
Злесь выходили три словенских газеты,
работали словенские школы, издательство,
театр.

Обращаясь к данным пефепиеей, прово-
дивлтихся в тайоне Горицы во время ав-
стро-венгерского, а затем итальянского
владычества, Беблер подчеркивает ax
тенденциозный характер. Характерно, ол-
нако, что перепись, проведенная авст-
рийцами в 1910 году, говорит, что в
Горине было в то время всего лишь 48
процентов итальяннев. Но даже если ечи-

тать, что итальяниез в городе несколько

больше, чем словен, то нельзя
таться © тем. что эта грунпа итальяяцев
является
чието словенской местности.

«И вот считают необходимых, — пр-
должает Беблер,—ради того, чтобы «ena.
сти» 14 тысяч итальянцев от передачи
Югославии, пойти на то, чтобы передать
Италии 19400 словен, живущих B [opr-
че и ее окрестностях. Заслуживает iy
Югославия и сама Горина такого обра-
шения?»

Говоря о том, что жители Горицы ах-
тивно участвовали в борьбе против
итальянских я неменких фапиютов, Бы.
лер питирует характерную статью, опуб-
ликованную в немецко-фапеистской газет
«Фелькишер беобахтер»
года. В этой статье говорится 0б ожест-

ченнейтих боях, шедших в Геище 3 7

сентябре того же года. Немпы вынужде.

ны были признать, что с ловонекие Tap.

тизаны поставили в критическое положе-
ние неменкий гарнизон и только прибн-
тие мешных подкреплетий Bolter CO x
других соединений дало -
итало-германским фашистам временно ут-
верлиться в Горице.

Ютославская лелегапия категорически
возражает противо Французской лини,

которая вырывает из югославской arm
начионально-сметан-

ческой территории
ный город Горииу вместе © поясом чист
словенских деревень. расположенных Е
западу и к юту от тофола.

Выетупитвиие после Беблера  предетз-
вители Чехословажни и Нольши поддержа-
ли эти возраження и признали несло
римосеть доводов, приведенных — юг0слаз-
екой делегацией.

*
На сегоднятнем заседании прелетави-

тель Чехословахни вновь поднял вопро 0

созлании подкомитета. который мог бы
заняться рассмотрением различных проек:
тов  итало-югоелавекой границы. In
прелложение было поддержано делегатами
Польши и Бразилии. однако встретило
возражения CO стороны телегатов
Австралин и Южно-Афтиканского Союза.

Решено отложить рассмотрение прелложи-
ния чехословаикой делегатии до того, Ras

представитель Югоставни закончит  изи-

жение своих доволов относительно спор

ных участков итало-югославской границы;

В юридической и редакционной комиссии
Провал очередного австралийского предложения

ПАРИЗА, 11 сентября. (Спецкорр. ТАС).
Юридическая и редакционная комиссия
Мирной Вонференнии обсуждала на трех
заседаниях австралийское предложение, по-
лучившее широкую рекламу в определен-
ной части  англо-американекой печати.
Речь идет о предложении создать так на-
зываемый «Евролейский суд по защите
человеческих прав».

Демагогический характер этого проекта,
преследующего какие-то особые цели и не
имеющего ничего общего < подлинной забо-
той © защите демократических нрав, явст-
вует из самого текста австралийского
предложения, Прежде всего, австралийская
делегация предлагала ограничить сферу
деятельности этого суда территорией Ев-
ропы. Далее, она предлагала облечь три-
бунал такими правами, которые несовме-
стимы с суверенитетом отдельных  госу-
дарств. Последним не только вменялось бы
в обязанность беспрекословное выполнение
всех постановлений этого «суда», и и
теднисывалось бы приспосабливать к
ним все свое законолательство.

Предложение австралийской делегация
поступило в юридическую и редакционную
комиссию из EOMHCCHy по политическим и

я

He счи.

лишь этническим отрвюм в.

1 октября 1913 `

возможность

CIA,

atari eee

= es 1 05 а

—
exe

—
а

ВИТ.

территориальным вопросам для Финляндис 9
Советекая делегация предлагала тогда 3

отклонить этот проект, но половина чае
нов комиссии по политическим и территм
риальным вопросам для Финляндии прог

досовала за перелачу его в юридическую

и редакционную комиесию.

Это дало возможность представители
зветралийской лелегации вторично выст.
пить с многословной речью в защиту свое
демагогического предложения. Однако из
новой комиссии австралийский проект в
приобрел себе сторонников. Делегаты
ОССР. США, Велнкобритании. Франши,
Югославии, Белоруссии, Бельгии указыва
ли, что предложение австралийской деле
Tau не входит в компетенцию комиссий
Мирной Конференция.

Не встретив поддержки, австралийски
делегация сняла редакционную поправку,
предложенную ею к преамбуле пре
мирного договора с Финляндией.

Комиссия создала затем подкомитет 14

рассмотрения текста описаний франк
итальянской границы. В его <остав выше
прелетавители ССОР, США, Англии. Фра
uuu, Бразилии, Чехословакии, Новой
ландии и Норвегии.

вопросам для Болгарии

ПАРИЖ, 11 сентября. (Спецкор.
ТАСС). Вопрое © греко-болгарекой гранн-
це относится к категории важных вопро-
сов, стоящих перед Мирной Конференцией.
И именно на таких важных вопросах во
всей полноте обнаруживаютея истинные
позиции определенных кругов, стремящих-
ся продиктовать свою волю, не считаясь
с интересами народов, с интересами мира.

Как уже сообщалоеь, советская лелега-
ция ‹делала заявление, в котером она
признает законное право Болгарии Ha
Западную Фракию и на предоставление
Болгарии полноценного — экономического
выхода к Этейскому морю.

В ходе обсуждения этого вопроса B
комиссии по политическим H TeppuTopH-
альным вопросам для Болгарии с поддерж-
кой болгарского предложения выступил
также делегат Белорусеии Бондарь, yKa-
завший. что Западная Фракия является
исконной болгарской территорией, освобо-
жденной из-под турецкого ига сначала
русскими войсками, a потом вторично
самими болгарами. Он подчеркнул также,
что греческие претензии на «исправле-
ние» границы за счет Болгарии являются
выражением ‘захватнической политики ны-
нешнего правительства Греции.

Представитель Советской Украины Ка-
сименко в своем выступлении заявил, что
«иризвиины, на которых строится грече-
ское предложение об «исправлении» гре-
ко-болгарской границы, являютея  прин-
випами подготовки к войне». С подлерж-
кой болгарекого предложения выступили
также представители Югославии.

Представитель Греции Пяцинелис упор-

и

и доб. по коммут 162.

Отлел рабочей молодежи К 3-13-45 и 106.

но пытался опровергнуть справелливеть
холтарекого предложения. хотя опровем:
нуть то, что доказано фактами и доку
тами, невозможно. И тем не менее, у №
ков нашлись довольно активные покров
тели. р

Как и следовало ожидать, < поддержый
греческих притязаний выступили делегаты
Южно-Африканского Союза, Великобрии
нии и Австралии.

ПШюедставитель Великобритании Уоряе
безапелляционно заявил, что греческие
претензии на часть болгарской территории
справедливы и что мотивировка этих п
тензий. основанная на «стратегическях
co ображениях, якобы, является уважитель
ной.

Выступивший сегодня делегат СШ
уклончиво отметил, что он с симпатий
относитея к греческому прелложению, 0
нако, не конкретизировал своей позиций в
вопросе территориальных притязаний [pe
ЦИИ.

Неодобрительно отозвалея о террито“,
зльных притязаниях Греции предетавите»

французекой делегации. «Удовлетворение
претензий Грепии привело бы к 0601
нию греко-болгареких стношений ние Cll
сооствовало бы установлению прочного У
ра», — заявил представите Франпии.
Тем не менее, без всякого бенования
высказался за передачу «етратегических
с000ражений греческой делегации Ba Pst
вмотрение военных экспертов.

НО ПЕ Па Кол и

Ответственный редактор

К, А. МИНИН.

доб. по

крестьянской
во

коммут, 79. Отдел

/ (TRE

il

г
t

wis
ele
Ma
тет
a 1
Tal

Iw

Pe So ee ee ye ae]

a