t
t

sy

wi
nae

wen
а.

1 pe}
) ye
СИЕ
Dye

№

Вторник, 17 сентября 1946 г., № 113 (652) МОСсКОВСКИО

= — КОМСОМОЛЕЦ
а Парижской Мирной конференции
СТАТУТ ТРИЕСТА И ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

Речь В. М. Молотова на заседании комиссии по политическим
и территориальным вопросам мирного договора с Италией 14 сентяб ря

` губернатор Триеста.

3 189

ржи председатель, госпола делега-
ты!

Вопрое о государственном устройстве
«Свободной Территории Триест» имеет важ-
1 принципиальное и практическое зна-
чение,

Вы знаете. что основа для выработки
чатута Триесга у нас имеется. Она дана
з решении четырех министров от 3 июля.
} эм решении намечены границы «Сво-
билной Территории Триест»; признано, что
езюстность и независимость территории
обеспечиваются Советом Безопасности; ус-
зановлены и общие принципы, на кото-
рых олжны быть построены органы вла-
(А

Тен не менее избранная Советом ми-
HECTOR иностранных дел комиссия по
выработке статута, Триеста не припыа в
единому мнению. Нам представлены. ©
ino стороны, три более или менее близ-
ких друг другу проекта от английской,
американской и французской делегаций.
С друтой стороны, имеются два других
MoekTa, представленные советской и юю-
славской делегациями, в которых также
ть немало однородных пунктов. Конфе-
pena предстоит разобраться в этих
щоектах и высказать свое мнение о ста-
туте Триеста.

Можно по-разному подойти к вопросу о
тоударственном устройстве Триеста. Ha-
1, олнако, помнить. что мы имеем в виду
поставить всю эту территорию под покро-
вительство 0б’единенных наций.  Следо-

1.
Организация власти и демократизм

Основы организации власти в Грие-
ete — таков первый важный вопрос. В
чьих руках лолжна находиться власть в
Триесте: в руках народа или в руках
губернатора? По этому вопросу намети-
1иь главные расхождения между проек-
ами, представленными на конференцию.

В ренении Совета министров иност-
ранных дел сказано, что «законодательная
и исполнительная власть устанавливается
88 демократических началах, включая
веобщее избирательное право», Таким
разом, яено сказано, кому должна при-
надлежать законодательная и  исполчи-
тельная власть в Триесте. Из решения
вытекает, что эта власть должна нахо-
диться в руках народа Триеста и что она
1олжна быть организована на демократи-
ческих началах.

В этом решении говорится также о
TOM, какое положение должен занимать
Там сказано, что
«губернатор назначается Советом Безо-
пасноети после консультации © Югосла-
вией и Италией». Кроме того, сказано, что
«губернатор представляет Совету Безо-
пасности ежегодные доклады». Таким 96-
разом место губернатора определено так-
же совершенно точно.

Тем не менее по проекту английской
делегации вся полнота власти передается
в руки губернатора. Таков же емыел аме-
рикачекого проекта, з в значительной
мере и французского проекта. В оправ-
лание приводятея всякого рода соображе-
HEA насчет напряженности  политиче-
кого положения в Триесте. Указывается,
что здесь пока не следует вводить демо-
кратическое самоуправление, что надо от-
жить осуществление демократических
принципов на этой территории наз OYAY-
ще время. Вопреки решению Совета ми-
нистров иностранных дел,  ангапйский,
американский и Французекий

HOBRA.

Возникает вопрос, как же именно вы-
губернатора в Триесте <

лядят права
эмй точки зрения?

В английском проекте подробно гоРо-
рится об этих правах. Здесь сказано, что
правительственный совет будет состоять из

председателя —— губернатора, заместителя
губернатора, директора порта и трех лап,
назначаемых Ассамблеей Свободной Tep-
ритории с согласия того же губернатота.
Ши этом указывается. что губернатор,
заместитель губернатора и начальник
порта должны быть не из граждан Грие-
та и не из граждан Югославии и йтА-
ли, а из граждан других  госухарств.
Таким образом, предлагается, чтобы ира-
вительство Триеста состояло наполовяву
из иностранцев. В английском прозете
товорится дальше о том, Что губернатер
сохраняет за с000й ответственность
вненитие сношения, за поддержание обще-
ственного порядка и безопасности, чте 5в
имеет право увольнять членов правитель-
ственного совета и рекомендовать Ассамб-
dee назначение других. Кроме того, ска-
зано, что все административные лолжно-
стные липа назначаются и увольняются
по распоряжению губернатора, что CH MO
жет увольнять членов судебных органов.
что губернатор имеет право приоставяв-
ливать действие любого закона, отменять
206% административное распоряжение и
издавать приказы, имеющие силу закона.
Губернатор уполномачивается также за-
ключать соглалиения < другими гос7Аар-
ствами, вступаль в международные мла-
тосторонние соглашения и т. д. Как ви-
дите, согласно английскому  wp0eKry
власть полностью передается губернатору.
Примерно то же самое говорится как в
амертканеком, так и BO французском
проектах. .

Возникает вопрос, что послужило 09-
разцом дляя выработки такого рода гоек-
108?

В етой связи представляет несомненный
интерес положение, которое можне вотре-
тить в британских колониях. Здесь гу-
бернаторам предоставлены права такого

мы Индии генерал-губернатор, он

нооекты
требуют, чтобы хозяином Триеста был гу-
бернатор. Такова одна политическая уста-

за

вательно, принципы организации госудат-
ственной власти в Триесте должны соот-
ветствовать основным целям  00’единея-
вых наций.

Нельзя рассматривать «Свободную Тер-
риторию Триест» как какую-то подман-
Датную территорию. Тем более нельзя
рассматривать эту территорию как ©в0еоб-
разную колонию Совета Безопасности.
Цель, которую мы должны поставить,
ясна: благополучие населения Триеста в
установление хороших отношений е сосе-
дями и © другими народами.

Если было бы неправильне рассматри-
вать Свободную Территорию как какую-
то колонию или полуколонию. то мы не
должны рассматривать ee H Kak военную
базу для тех или иных держав, или даже
для самого Совета Безопасноети. Нельзя
превращать Триест в чью-то новую фазу
вооруженных сил на Балканах. Это не
соответствовало бы ни интересам насе-
ления Триеста, ни интересам 0б’единен-
ных наций. Всеми признаетея, что Три-
ест является важным международным
торговым портом, и он должен выполнить
<вою крупную роль в развитии между-
народной торговли.

Предложение советской делегации ис-
ходит из фешений, принятых четырьмя
мннистрами. Моей задачей является раз’-
ACHHTL точку зрения советской делегапии
но этому вопросу, особенно в связи с
проектами других делегаций.

же вице-король, председательствует, котла
хочет, на заседаниях совета министров,
& сами министры назначаются тем же
генерал-губернатором. Or  генерал-губер-
натора зависит, согласиться или не ‹о-
глаеиться с тем или иным биллем (зако-
ном), причем - генерал-губернатое может
обнародовать любой указ. который. по его
мнению, требуется данными обстоятель-
ствами. Полиция и органы безопаеноети
находятся в руках  генерал-губернатора
Индии. (етается добавить, что такие же
права предоставлены губернаторам B oT-
дельных провинциях Индии.

Возьмите другой пример. В Западной
Африке имеется британская колония под
названием Золотой Берег. Губернатор 3o-
лотого Берега имеет право утвердить или
не утвердить решение местного законода-
тельного совета. Он осуществляет высшее
руководство администранией колонии. Он
может увольнять чиновников, если они
не назначены королем. Исполнительный
совет колонии Золотой Берег, вылюлняю-
щий фоль местного правительства, нахо-
дится под председательством губернатора
и. кстати сказать, тоже состоит из ше-
сти человек, как это предложено  дая
правительственного совета в Триесте.

Из веего этого видно, что положение
губернатора в Трнесте будет похоже на
положение генерал-губернатора в Иядии
или на положение губернатора в колонии
Золотой Берег в Африке. Спрашивается,
подходит ли такое положение для «Сво-
бодной Территории Триест», что получит-
ся, если мы дадим такие права губерна-
тору в Триеесте. Не получится ли у нас
вместе Свободной Территория нечто вроде
губернаторской территории, вместо сво-
бодного Триеста — губернаторский Триест?
Мне кажется, что эта опасность налицо.
Еслественною, что советская делегалкия в03-
ражает против того, чтобы переносить
опыт управления в британских колониях
на Триест.

Будет неправильно, если в отношении
Триеста мы будем придерживаться уста-

ской установке. Нам чужды также идеи
Сесиль Родса, известного организатора
«Южно-Африканского Союза», который
говорил так: «С туземцеи надо обращать-
ся как с ребенком и чельзя давать ему
избирательных прав так же, вак и алко-
толя. Мы должны осуществить систему
деетотизма, подобную той, которая дала
такие хорошие результаты в Индии». ©
такой рабовладельческой идеологией нель-
зя итти в Триест. Советская делегация
хотела бы, чтобы это стало всем нам
понятно.

ние британской делегации не соответет-
вует элементарным принципам  демокра-
тизма. Выступамний здесь британский
делегат сказал, что он He недоопенивает
идеологической привлекательности <овет-
ского проекта, но будто бы этот проект
неприменим к реальной действительности
в Тоиесте. Однако он этого He доказал
ия думаю, что не смог бы этого сделать
С apyroi стороны, советская делегация
не может согласиться, чтобы принципы.
которые проводятся Британской импери-
ей в Индии и на Золотом Берегу, были
подходящи для Триеста.

Мы отнюдь не предлагаем проведение
принципов советского  демократизиа В
Триесте, хотя на опыте нашей страны
эти принципы. как известно. дали нема-
лые и, можно сказать, замечательные
результаты. Шо мнению советской деле-
тации, осуществление Фэтих принципов
возможно лишь пря определенном уровне
политического развития, когда это делает-
ся действительно жизненной  потребно-
стью народа. Но мы считаем, что обще-
известные принципы демократизма, кото-
рые получили теперь такое сильное раз-
витие в странах Европы, могут быть с
пользой применены и в Триесте. Тажоза
налиа установка.

Разумеется, мы должны различать п0-
ложение, как оно складывается в отдель-
ных странах.

страны: Грению и Болгарию. где в самые
последние дни фешалея вопрое о судьбах
монархии путем
как это происходило. В одном елучае —
в Грепни решалея вопрое о воестановле-
HH монархии,
ход все средства давления
внутренних органов и внешних сил. и в
<тране было создано
при котором ничэго, кроме фальсифика-

дело — в Болгарии. Вее признают. что

участвовало в этом плебисците, единохуш-

рые не имеют ничего общего с честным

новки лордз Керзона насчет Индии. Мы
не можем сочувствовать такой политиче-

“Все это говорит о том, что предложе-

Возьмите для примера две соседних

плебиецита. Известно,

причем были пущены в
0 стороны
такое  положевие.
ции плебисцита не могло получиться.

Свободное выражение воли народа в Ta-
ких условиях было невозможно. Другое

там в нормальных условиях прошел сво-
бодный плебисцит, который превратился
В общенародное торжество. Все население

но высказавшись за ликвидапию монар-
хии и 3a установление республики в
Болгарии.

Сравнивая две страны, мы видим, что В
Болгарии установлена республика таким
путем, который полностью  <оответствует
общепризнанным принципам демократизма,
и, © другой стороны, в Грепии восстанавли-
вается монархия такими средствами, кото-

отношением к принципам  демократизма.
Конечно, плохим примерам подражать не
следует. Но разве не ясно, что теперь мы
имеем достаточно фактов такого проведения
принципов демократизма, которое указы-
вает путь для осуществления демократизуз
в реальных политических условиях Трие-
ста.

Триест тесно связал с современной по-
литической жизнью в Европе. В Триесте
около 300 тысяч жителей; которые при-
выкли к активной политической жизни и
умеют ценить роль политических, профес-
снональных, культурных и других органи-
заций демократического типа. Нельзя прит-
тн в Триест с таким статутом, который бу-
дет игнорировать демократические принци-
пы государственного устройства... Антиде-
мократический статут не внесет желатель-
ного нам успокоения, а приведет к обрат-
ным результатам. Мы уже давно живем в
ХХ веке, и следовало бы признать, что де-
мократизм стал жизненной потребностью
народов.

Некоторым, правда, больше нравится де-
мократизм ХГХ века, и они не хотят при-
знать прогрессивное значение установив-
иихся уже новых и весьма важных путей
в развитии лемократизма в наше время. Мы
все знаем, что демократизи ХХ века был
большим прогрессом, и его положительная
роль в борьбе против деспотизма, как и
против фэлтизма в наше время, известна. В
ХХ веке в ряде стран развился  демокра-
тизи парламентекого тина, что было боль-
шим шагом вперед в развитии государот-
венной жизни. Но вне избирательных кам-
паний и вне стен парламента этот демокра-

тотовить, должны дать новое месте Триесту
в международных отношениях.

Еше в сентябре проиглого года Совет ми-
нистров иностранных дел признал, что
Триесл должен быть свободным междуна-
родным портом. Триесту надлежит сыграть
важную роль в международной торговле,
и мы должны позаботиться о том, чтобы
вырабатываемые нами предложения содей-

ствовали этому. Разумеется, это надб еде-.

лать не за счет интересов населения самого
Триеста, а, напротив, с учетом этих инте-
ресов.

В этой связи необходимо остановиться
на взаимоотношениях Триеста с соседями
—- с Югославией и Италией. Мы считаем
необходимым, чтобы в триестоком порту
были онециальные свободные зоны для
обоих соседних государств. При этом нельзя
не видеть, что Триест особенно заинтересо-
ван в развитии отношений с Югославией,
являющейся его главным хинтерландом, хэ-
зяйственным тылом. В связи © этим совет-
ская делегация считает правильным пред-
ложение о таможенной унии Триеста с
Югославией, а также установление совие-
стного с Югославией управления железны-
ми дорогами Триеста. При таком положения
будут созданы более благоприятные усло-
вия для экономического под’ема Триеста и
для всей международной торговли.

Юдин из выступавших делегатов выска-
зывал в связи с этим опасение, не подгото-
вит ли это почву для включения Свободной
Территории в Югославию. Однако это опа-
сение не было ничем подкреплено. Во вся-
ком случае, создавая Свободную Террито-
рию, мы не можем забыть об ее географя-
ческом положении и о необходимости для
нее тесных экономических связей, особенно
‹ таким соседом, как Югославия. Забота об
интересах Свободной Территории требует
такого решения, и мы должны пойти по
этому пути.

Перехожху к вопросу © политичееком ме-
сте Триеста в международных отношениях.

Во всех проектах, внесенных представи-
телями четырех министров, имеелся пред-
ложение о демилитаризации Триеста. Од-
нако только в советоком проекте говорится,
что Свободная Территория должна быть
также и нейтральна. Нризнание нейтраль-
ности означает, что на этой территорин
не булет никаких вооруженных сил — ни
внутренних, ни иностранных. Советская
делегация считает, что конференция хол-
жна высказаться за такое предложение.

В связи с этим прежде всего необходимо,
чтобы былю принято решение о выводе
иностранных войск из Триеста в опфеде-
ленный срок. 00 этом, однако, ни слова не
товорится в представленных проектах. 09-
ветская же делегация не считает возмож-
ным пройти мимо такого важного вопроса.

Обралает на себя внимание, что в м6-
морандуме Соединенных Штатов Америки
иедчеркивается, что Совет Безопасности

тизм не получил игирокого развития. Уча-
стие народа в государственной жизни все
еше оставалось весьма ограниченным.

но, когда к тому же существуют массовые
политические партии, профсоюзы и когда
нередко даже церковь принимает самое ши-
рокое участие в проведении политических
кампаний, демократизм
шенно другой вид. В политическую жизнь
теперь втягивается весь народ, миллионные
массы. Не только в периоды избирательных
кампаний, но и повседневно широкие мае-
сы народа участвуют теперь в политиче-
кой жизни своей страны и активно реати-
руют на события международного норядка.
Вместе с великими успехами радио, еже-
дневной прессы и многих других форм мз<-
сового просвещения лемократизм и формы
его осуществления делают быстрые успехи
в наше время. Триест расположен в одном
из важных политических пунктов Европы,
й все это
Нас не поймут,
мнению, что надо отказаться от проведезая
принцичов хемократизма в Триесте. Из это-
го мы должны «делать вывол, что государ-
ственное устройство Триест необходимо
осуществить на демократических основах.
Триест не может
большой дороги, в стороне от развития ке-
мократизма в странах Европы. Еели х)00-
шенько присмотреться к тому, что есть для
всех нае приемлемого в современных дему-

виях для демократического развития Три-

И.
Международные отношения и право вето

Предложения, которые мы взялись нод-   дожен иметь необходимые средства для

предоставленным его постоянным членам,
является неработоспособным органом и
что поэтому на него не следует возлагать
указанных выше полномочий.

Таким образом. австралийская  делега-
ция вновь нашла случай, чтобы  пори-
цать. охаивать и оплевывать право ве-
то, которое предоставлено определенным
членам Совета Безопасности. Можно было
бы сказать по этому поводу: «Не плюй
в келоден— пригодится воды напиться».
Но мы не можем ограничиться только та-
ким ответом по вопросу о праве вето.
Тем более. что в последнее время проис-
холят все новые и новые  бестабаляные
выступления против вето. которьье не
встречают должного отпора даже со сто-
роны тех членов  офтанизащии, которые
были авторами устава. Ели так будет
продолжаться и дальше. то уважение к
организации 06б’единенных наций будет
подорвано в самом корне.

Чего, собетвенно, хочет австралийская
лелегажия, выетуная против вето в Сове-
те Безопасноети и понимает ли она, ку-
да это ведет?

На конференции в Сан-Франциско была
впервые основана междунадюдная органи-
зация < серьезными задачами борьбы за
мир и безопасность народов. Эта оргачи-
зация построена Ha .об’единении всех
миротюбивых держав для целей зашиты
Бееобщего мира. Главным и принципиаль-
ным элементом этой организации являет-
ся именно право вето, предоставленное
пяти великим державам в Совете Безо-
пасности. .

Согласно уставу ортанизации ‘ 05’ели-
ненных наций вето означает, что во всех
важных вопросах, затрагивающих  инте-
рееы мира, Соединенные Штаты Америки,
Великобритания. Советский Союз, Фран-
ция и Китай должны действовать соглз-
совачно и Советом Безопаюности не м0-
жет быть принято по таким вопросам ре-
шений, © ‘которыми была бы несоглаена х-
тя бы одна из этих держав. Это значит,
чРо вето мешает тому, чтобы две или три
или даже четыре державы стоваривалиеь
между ©000й и действовали против Toro
или другого из пяти главных государств.
Вето побуждает великие державы к сов-
местной работе, затрудняя интрига одних
против других, что, без сомнения, в ин-
тересах всех 0б’единенных наций и в
интересах вевобщего мира. Разумеется,
этим не снимаются имеющиеся разногла-
сия и споры, но свободное и открытое
обсуждение спорных вопросов при наличии
вето, в конце концов, обеспечивает луч-
ний путь к взаимопониманию и ‘уступ-
вам, к сотрудничеству и соглашенням.
Такям образом, вето направлено на TO,
чтобы действия великих держав шли на
пользу всех миролюбивых государств, как
больших, так и малых.

В наше время, в век радио, газет и 5и-

приобрел coBep-

к нему полностью применимо.
если мы придем к TOMY

остаться в стороне OT

кратических формах в Евзопе, мы, навьр-
ное, найдем немало хорошего и применимо-
го для Свободной Территории. И тогда мы
откажемея от того, чтобы переносить #ю-
да, принципы губернаторской власти в ко-
лониях, а возьмем то, чте полезню, и то,
что практически применимо в данных у6л0-

еста.

Вот почему мы высказываемея против
предложенного оританокой делегацией иро-
екта, напоминающего в какой-те мере ко-
лониальный режим, и считаем естествен-
ным, что Свободная Территория должна
быть организована на основах демократиз.
ма, не откладывая этого дела «в долгий
яшик». Народ Триеста должен иметь 3U3-
можность лышаль действительно свобэдно
и пользоваться всеми правами, как это
имеет место и в других демократических
государствах, — и только тогда всем будет
понятно принятое нами решение © создании
(Свободной Территории.

В статуте о Триесле важное значение
имеет еще вопрос о гражданстве. Советская
делегация считает правильным югославекое
предложение, направленное в данном слу-
чае прогив бывших активных деятелей
фашизма в Триесте. Не так давно мы все
признавали, что надо покончить < остат-
ками фапгизма. Если это так, то активные
деятели фалнизма и их платные агенты не
В

должны получить пфаво гражданства В Лиге наций не было права вето у
Триесте. великих держав. Лига Формально была
построена на принципе равноправия боль-
ших и малых государетв. Те, кто выету-

пают теперь за отмену вето, тянут
нае назад от организации  0б’единенных
наций в чему-то вроде Jura Hanmi. Ho
этим самым определяется и политический
емыел этих выступлений,

Прилется снова кое-что напомнить 0
событиях прелвоенных лет.

Лига наций была создана после миро-
вой войны 1914—18 гг. Это был первый
опыт создания международной  органива-
ции, но его нельзя признать удачным. На
деле Лига нащий не сыграла существен-
ной роли в отстаивании дела мира. Лига
наций не смогла сталь действенной op-

обестечения целостности и независимости
вободной Территории. При этом деликатяо
Умалчиваетея, о каких «необходимых сред-
ствах» идет речь. На поставленные мною
представителю Соединенных Штатов вопро-
сы злесь таюже не было получено удовле-
творительного ответа. Но нетрудно дога-
датьея, что под «необходимыми средствами»
в данном случае могут полразумеваться и
вооруженные силы. Если это действи-

тельно так, то советская делегация :
не может дать согласия Ha предло-  Ганизациеи в SadiuTe безопасности наро-
жение Соединенных Штатов. Для нас   10B, 3a не смогла отетоять и безопаенос-

ти стран англо-французской груштировки,
имевшей господствующее влияние в этой
первой междунаролной офтанизащии. Как
это закончилось — мы знаем.

Свое бессилие в защите дела мира. Ли-
га наций наглядно продемонстрировала в
момент, когда стала надвигатьея военная
проза. Тогда решение вопроса было пере-
несено из Женевы в Мюнхен, как этого
потребовал агрессор. ЦШозор Мюнхена за-
ключаетея в том, что здесь те державы,
которые играли руководящую роль в 4й-
те наций, расписались в своем бессилии
в отношении защиты дела мира и пошли
на слелку < агрессором,  сдолав это за
спиной других миролюбивых стран и 3a
счет их интересов, что лип поошрило
агрессора в ем планах военных авантюр.
Мюнхен привел нас к новой мировой вой-
не, убедительно показав, что без единого
фронта всех миролюбивых держав нельзя
обеспечить должное противодействие аг-
рессии, нельзя отстоять дело мира.

В ходе последней войны сложился блок
великих держав. ставших во главе демо-
кратических стран и разпюмивших аг-
peccopa на западе и на востоке. В ре-
зультате этого было признано необходн-

должно быть ясно, что присутствие воору-
женных сил превратит Овободную Терри-
торню в военную базу. Это будет и в том
случае, если эти вооруженные силы будут
находиться в формальном подчинении (0-
вегу Безопасности. министров
иностранных дел было принято решение ©
том, чтобы Триест был свободным между-
народным портом. Но никто еще не считал
возможным говорить о том, что Триест дол-
жен сталь базой каких-либо вооруженных
сил. Советская делегация исходит из того,
что не только никакая отдельная держава,
но и Совет Безопасности не должен превра-
щать Своболную Территорию в военную 03-
зу, так Kak это придало бы совершение
новый и при том совершенно нежелатель-
ный характер всему вопросу © Тризете.
Как известно, уставом организации 05’е-
диненных наций предусматриваетея, что
члены этой организащии в определенных
случаях должны предоставлять Совету
Пезопасности необходимые для поддержа-
ния мира вооруженные силы. По эмыслу
устава злесь имеются в виду действия, свя-
занные < предупреждением агрессии или ©
похазлением выступления агрессивной
державы. При этом предусмотрено, что на
случаи такого рода должны быть заключе-

держав

мым создать новую международную 00га-
низапию по защите мира
народов.
невных наций, а также Совет Безопас-
ности и право вето. Этим была сделана
попытка создать,
организацию
безопасности. Именно вето играет здесь

н безопасности
Появилась организация 0б’ели-

действенную
всеобщей

наконец,
для обеспечения

главную роль. Принции вето требует от

всех великих держав внимания к их 0б-
шиу интересам и к интересам всеобщего

мира, затрудняя создание узких блоков И
группировок одних держав против других
й тем более затрудняя возмож-
ность чьих-либо слелок < агрессором 38
спиной и против интересов миролюбивых
стран.

Что может означать отказ от права ве-
то в организации 0б’единенных наций?
Нетрудно догадаться. что оп может раз-
вязать кое-кому руки лая определенных
действий. Отказ от права вето. конечво,
облегчит создание Узких группировок и
блоков среди великих держав H, BO BrA-
ком случае, развяжет руки тем, кто яБ-
ляется противником единого фронта 00’®-
диненных наний в защите дела мира. Но
этот путь уже изведан нами. Шо этому
пути мы пришли во второй мировой
войке. Ничего, кроме позорного краха
организации 0б’единенных наций, он 1
обещает.

Такие планы ихут навстречу желаниям
лить’ реакционных кругов и помогают
лишь лагерю безудержных имперпалистов.
Они не скрывают, что им в тягость сот-
рудничество < Советским государством.
этих кругах. конечно. немало тех. кото-
рые склонны заняться стряцпней новых И
новых антисоветских прожежтов. Но пе-
pel нами незабываемый опыт Фиги на-
ций. Она попыталась запиишать мир 623
Советского Союза и даже прямо за счет
интересов Советского Солоза, Из этого ниче-
го хорошего не вышло. Игнорировать (0-
вотский Союз, забывать 0 важности его
поддержки в вопросах мира в наше вре-
ua опасно. На это могут пойти только те,
кто вместо сотрудничества е Советским
Союзом предпочитает стронть евои расче-
ты на сделках и соглашениях с будущим
агрессором, что. понятно, не имеет ниче-
® общего © интересами мира и межлуна-
родной безопасности. Такие расчеты были
уже раз биты. Они будут биты снова, для
чего особенно важно во-время раскрыть
народам их звериную имперналистическую
сущность и их несовместимость с инте-
ресами мира и безопасности народов.

После второй мизовой войны появилась
новая организация для защиты мира. На
Совет Безопасности теперь возложена зада-
дача обеспечить сотрудничество всех ве-
ликих держав и вместе с тем неуклонно
заботиться 06 интересах всеобщего мира.
Такой организапин не было ни в 19-м ве-
ке, ни перед первой, ни перед второй ми-
ровой войной. Создана международная ор-
танизация, которая построена на Upilil-
ципе, не допускающем игнорирования
не только Советского Союза, но и
других миролюбивых государств. Право
вело как раз предназначено для этой цели.
Конечно, вето — He панацея. Блоки и
группировки имеют и теперь место, но все
же принцип вето дает известную основу
зля развития сотрудничества держав в
деле защиты безопасности народов, как ни
велики имеющиеся в этом отношении зат-
руднения. Если мы действительно стоим
за мир и безопасность. мы должны доро-
жить этим оружием, предназначенным
служить таким важным целям.

Конечно, между державами имеется не-
мало расхождений по тем или иным веп-
фосам. и споры неизбежны. Но пути для
разрешения разногласий мы уже не раз
находили. Эти пути не закрыты для нас
и в дальнейшем, особенно, если ве мы
поймем. что попычки дактовать волю ад-

ной державы или одной группы держав
другим державам несостоятельны и не-

уместны. Мы должны смотреть вперед и
He должны позволить тянуть нас к ста-
рему. разбитому корыту — Лате наций. В
созланной после ‘войны международной ор-
тганизации мы должны стремиться к 05-
разованию единого фронта миролюбивых
государств, не допускающего игнорирова-
ния какой-либо державы и натравленно-
то против всяких новых попыток  возро-
ждения агрессора.

Наскоки австралийской делегации на
право вето нг имеют ничего общего < ин-
тересами всеобщем мира, с интересамн
развития сотрудничества народов. Бессиль-
ное злопыхательство против Совета Без-
опасности и прогив вето может оказать по-
мощь только тем, против кого мы воевали,
ий получит благодарность только от буду-
щего агрессора. Мы хотели бы надеяться,
что эти потуги потерият крах, встретив
отпор ©0 стороны всех лействительных ©то-
ронников мира и безонаености наролов.

ны специальные сотлалиения между Сове- Ш.
том Безопасности и членами организации.
Bee это, однако, не дает никаких основз- Выводы И предложения

Перехожу к выводам.

Советская делегация считает необходи-
мым, чтобы организация власти в Гриес-
те была построена на демократических
началах, как это и предложено в прел-
ставленном проекте. Триест лолжен быть
действительно Свободной Территорией, а
не какой-то губернаторской территорией.
Эю — наш первый вывод.

Советская делегация стоит также 3a
т0, чтобы был сохранен предложенный в
проекте принцип, устанавливающий
взаимоотношения между Tpuectom и Co-
ветом Безопасности. При этом мы сечита-
ем, что в наших тшуедложениях по воп-
pocy о Триесте, его отношениях с с0се-
дями и другими странами дача достаточ-
ная база для решений конференция. Таков
второй нап вывод.

Рассмотрение статута Триеста  выдви-
нуло перед нами ряд важных политиче-
ских вопросов. При новом положении

ний, чтобы на Свободную Территорию были
введены вооруженные силы какой-ли®
державы или Совета Безопасности и чтобы
фактически эта территория превратилась
в военную базу. Попытки такого рода He
должны встретить поддержку среди нас.

Вопрос о взаимоотнопениях Свободной
Территории с Советом Безопасности  за-
служивает 060бэто внимания. По пред-
ставленному проекту Совет Безопасности
обеспечивает целостность и незавиенмость
Свободной Территории, назначает  губер-
натора, и, наконец, получают oT туберна-
торз ежегодные доклады.

Вчера австралийская делегация высту-
пила с возражениями против этих реше-
ний. Она доказывала, что Совет Безопах-
ности не справится < такими задачами.
Авотралийская делегация не смогла сде-
тать никаких лоугих предложений. 3a-
служивающих внизгалия, но она заявила,
что Совет Безопасности < правом вето,

Триеста приобретают 060б0е значение пра-
вильное разрешение вопроса о взаимоот-
ношениях между основными  напиональ-
ностями этой территории, а также взанмо-
отношения с ообседними народами. В этом
отношении может быть весьма полез-
ным опыт Советского Союза в разрешении
национального вопроса. На основе ленинско-
сталинской национальной политики в Co-
ветском Союзе, об’единяющем 16 союзных
республик и пелый рял автономных рее-
публик и напиональных областей, достигну-
ты важные успехи по установлению друж-
бы межхлу народами, стоящими на различ-
ных ступенях политического развития, ©
большими различиями в быте и языке. У
нас есть полная уверенность в том, что пра-
вилЬНое использование этих  лостижений

т может принести немалую пользу HB Than

есте. Конечно, и австралийская хелегация

(Окончание за 4-й стр.).