московским

СТАТУТ ТРИЕСТА И ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ

Речь В. М. Молотова на заседании комиссии по политическим
п территориальным вопросам мирного договора с Италией

(Окончание. Начало на 3-й стр.)

должна поделиться своим опытом в тако-
го рода вопросах. Но, насколько известно,
опыт этот невелик. Австралия имеет
только такие  подмандатные территории,
как Новая Гвинея и остров Науру © его
двухтыкячным туземным населением. И
все же советская делегация ечитает, что
мы все должны помогать своим опытом в
тех случаях. когда оюганизация 09’еди-
ненных наций решает ту или иную важ-
ную задачу. Но, носкольку здесь подчер-
кивалаеь сложность напионально-полити-

ческих проблем в Триесте, советская
делегация считает нужным заявить, что
мвогообразный опыт урегулирования

межнациональных отношений в Советском
Союзе во всяком случае принесет и здесь
существенную пользу.

В соответствии с’ изложенными мною
соображениями советекая делегация
вноент на рассмотрение комиссии и для
исследующего, более детального изучения
в полкомиееии. следующие предложения:

«В юазвитие положений, принятых Co-
ветом министров иностранных дел 3 июля
1946 года, в Статуте Свободной Терри-
томии Триест должны быть предусмотре-
вы следующие положения:

1. Свободная Тезритория Триест булет
нейтральна и лемилитаризована.

2. Вее иностранные войска,  находя-

14 сентября

щиеся на Свободной Территории Триест,
должны быть выведены в течение 30
дней после вступления во силу Мирного
Договора с Италией.

3. Международный режим порта Триест
должен обеспечить, чтобы портом и тран-
зитными льготами Триеста могла пользо-
ваться на равных условиях вся междуна-
родная торговля, причем соседним государ-
ствам — Югославии и Италии в порте
отводятся свободные зоны.

4. В целях обеспечения благоприятных
условий для экономического развития Сво-
бодной Территории Триест будет осуще-
ствляться экономическое сотрудничество
Свободной Территории с Югославией (тамо-
женная уния, совместное управление же-
лезными дорогами Свободной Территории
Триест и т. п.).

5. Обязанноетью губернатора являет-
ся обеспечение соблюдения статута Сво-
болной Территории.

6. Законодательная влаеть  осущест-
вляетоя Народным собранием, избираемым
путем всеобщего, равного, прямого и тайно-
го голосования.

7. Исполнительная власть принадлежит
правительству Своболной Территории, ко-
торое образуется Народным собранием и
несет ответственность за свои действия
перед ним. Правительство осуществляет
управление Свободной  Территорией; ему
подчиняются весе органы админиетратив-

ной власти, включая полицию, погранич-
ную и береговую охрану.

8. Гражданетво Свободной Территории
Триест прелоставляется бывшим итальян-
ским гражданам, проживавшим нз 10 июня
1940 года и продолжающим проживать на
этой территории ко лню вступления в <илу
мирного хоговора < Италией. Однако, правом
на приобретение триестинского’ граждан-

ства не нользуются активные деятели’

фашистского режима в Италии, активные
члены фашистской партии, военные пре-
ступники, лица, состоявшие на службе
в итальянской полиции, и государетвен-
ные чиновники, прибывшие из Италии
после 1922 года.

9. Создаетея межсоюзная комиссия из
предотавителей Великобритании, СИА,
СССР и Францин, которая после ветупле-
ния мирного договора с в силу образует
временное правительство Свободной Терри-
тории Триест, для чего межеоюзная комис-
сия проведет консультации < местными
демократическими партиями и организа-
ЦИЯМИ.

10. 0собой обязанностью временного
правительства являелся назначение в
трехмесячный срок выборов в Народяое
собрание».

Советская делегация выражает уверен-
ность, что вопрос о статуте Триеста найдет
свое правильное разрешение на настоящей
конференции.

Завершение общих прений о статуте Свободной Территории Триеста

ПАРИЖ, 16 сентября. (Спецкор.
ТАСС). Сегодня в комиссии по политиче-
ским и территориальным вопросам для

Напомнив о том, что интересы Триеста
и его тыла представляют собой одно не-
фазрывное целое, Кардель подчеркнул, что
Ютославия и ее народы имеют бесспорное
право на то, чтобы Триест был включен в
их сотрудничество. Однако для того, чтобы
осуществилось общее согласие. Югославия
согласилась с принцином интернационали-
зации Триеста.

Факты показывают, тем не менее, что
государства, возражающие против <охра-
нения прочных связей Триеста и Ютгосла-
впи, заинтересованы не в интернациона-
лизации этого города и порта, а в чем-то
совсем другом. Я не могу избавиться от
внечатления, говорит Кардель, что
здесь речь идет вообще не о заботе о Три-
есте и не о защите каких-то прав Италии.
Речь идет прежде всего о том, чтобы за-
крыть Югославии и всему тылу  Триеста
беспренятственный экономический выход к
Адриатическому морю.

Приводя высказывания антло-американ-
ской печати по этому вопросу, Вардель
указывает, что из них явствует, что весь-
ма влиятельные круги США и Англии. за-
ботятся прежде всего о сохранении британ-
ского превосходства над Средиземным мо-
рем, о том, чтобы вокруг Средиземного мо-
ря была спущена сильная «железная. з8-
веса».

Веем известно, продолжает Кардель, что
Югославия не желает и не может вступать
в состязание с кем бы то ни было за «пре-
воеходетве» в Средиземном море. Тем долее
странно, что огромная часть англо-амери-
канской печати стремится во что бы то ни
стало доказать, что Югославия, якобы, уг-
рожает кому-то на Оредиземном море или,
что Советский Союз через югославский
Триест может угрожать чьему-то превос-
ходетву. Лардель подчеркивает принци-
пнальный и благородный характер под-
держжи, оказываемой Советеким Союзом нз-
большому югоглавекому народу, который,
наконец-то, об’единилея под одной крышей.
Понятно, говорит он, что всем тем, которые
привыкли к стилю старой международной
политики, стилю торгамеской политики,
искренняя, неэгоистическая помошь Co-
ветского Союза малым назодам, сразу же
кажется сомнительной в тем смысле, что
она могла угрожать интересам какой-то
другой великой державы. Между тем приш-
л0 время, когда малые народы уже нельзя
больше рассматривать, как «еферу влия-
ния», Kak OO CKTH эксплоатации, как чью-
то армию для голосования на международ-
ных конференциях. Пришло время
понять, что малые народы хотят быть
действительно свободными и независимы-
ми. Быть может,
смелый голос малого народа на междуна-
родных конференциях слышитея еще ред-
во, но такие голоса будут неминуемо мно-
ЖитЬсСя.

Кардель напоминает, что Югославия на-
стаивает лишь на том, чтобы населению
Триеета было обеспечено полнейшее само-
управление, чтобы Триесту было обеспе-
чено экономическое процветание и чтобы
всем заинтересованным государствам при
одинаковых правах была дана возмож-
ность свободно и без ограничений пользо-
ваться портом Триеста. Олнажо и эти пред-
ложения встречают отпор у государств,
озабоченных сохранением своего превос-
ходства на Средиземном море. бни твердят
о том. что хотят защитить Триест от так
называемой «югославской угрозы» и что,
якобы только в этих целях предлагаемые
ими статуты предусматривают назначение
в Триесте губернатора с диктаторскимн
полномочиями и возможность ввода, в Триест
иностуанных армий. Подлинный емыел по-
лобных мероприятий сводится к созданию
новых 683, новых опорных пунктов для
вмешательства во внутренние дела других
стран; созданием этих баз озабочены имен-
но те государства. которые твердят в мни-
мой советско-ютославской опасности на
Средиземном море. Кардель ссылается на
опубликованную в «Нью-Йорк  теральд
трибюн» статью Липимава, который откро-

лизации,
рода Триеста и Югославии и соблюдения де-

эсуществляет через

И ответственно перед ним.

демократической
делами автономных местных территориаль-

до сих пор свободный и.

Итални были завершены общие прения о  легации Кардель и предетавитель делега-
статуте Свободной Территории Триеста. С  ции СЛГА сенатор Коннэли. :

речами выступили глава ютославекой де-

Речь Карделя

венно предлагает отложить решение вопро-
Ca 00 итальянской границе для того, чтобы
сохранить за США и Великобританией право
сохранить свои войска, на этой границе.
Далее Кардель формулирует основные
пункты предложенного югославской деле-
гацпией проекта статута, исходящего из
трех основных принципов: интернациона-
реальной унии Свободного Го-

мократических прав населения Триеста:
1. Носителем суверенности на террито-
рии Свободного Города Триеста являете.
народ. Эту свою суверенную власть 0
Народное собрание,
избранное на основе всеобщего, равного,
прямого и тайного голосования. Законода-
лельная власть находится в руках народ-
ного представительства. Единственное ог-

раничение законодательной власти — в0я-

зательство, что конституция и все законы
Свободного Города Триеста должны быть в

рамках статутз.

2. Исполнительная власть принадлежит
правительству Свободного Города Триеста,
которое назначается Народным еобранием
Правительству
подчинены все органы власти и все воору-
женные силы, необходимые для поддержа-
ния порядка и мира. В то же время мест-
ное самоуправление, покоящееся также на
выборности, руководит

ных единиц.

3. Конституция должна гарантировать
всем гражданам, без различия пола, на-
циональности, языка, расы и вероиспове-

дания, основные права человека и гражда-
нина.

4. Судоустройство покоится на принпи-
пе полной свободы и независимости ey-
дей.

5. Гражданство Свободного Города Три-
еста получают лица, являвшиеся жителями.
Триеста на 28 октября 1918 года (к мо-
менту развала австро-вентерской MOHaD-
хии), & также все жители Триеста, mpoxo-
дившие перепись 1936 года и продолжа-
ющие проживать на территории Триеста.
Гражданство не будет предоставлено лишь
тем итальянцам-переселенцам, которые яв-
ляются военными преступниками или бы-
ЛИ ВИДНЫМИ фашистами, фашистекими
функционерами, государственными служа-
шими при фалтизме. Ни один гражданин,
являвигийся до сих пор итальянским под-
данным, не будет насильственно переведен
в гражданетво Триеста. За всеми сохраняет-
ся право оптации (выбора гражданства).
Чицам, которые под давлением фаптистеко-
го режима были вынуждены эмигрировать
из Триеста, предоставляется право возвра-
щения.

6. Порт Триеста должен быть интерна-
ционализирован, а Югославии должно быть
дано право устроить в нем свою свободную
зону. Часть порта, не используемая для
международного оборота, должна остаться
под управлением Свободного Города.

7. Реальная уния между Триестом и
Югославией находит свое отражение в мо-
нетарном договоре, в таможенной унии, в
совместном управлении железнымз дорога-
ми. почтово-телеграфной связью, взаимной
свободе труда и предоставления работы, в
неограниченном передвижении лин и това-
ров. На Югославию должна быть возложе-
на обязанность представлять интересы
Триеста за границей.

8. Все грузы, отправляемые через Сво-
бодный Порт Триест, должны пользовать-
ся своболой прохождения и освобождатьея
CT таможенных платежей на территории
югославско-триестской таможенной унии.

9. Свободный город Триест пользуется
полнейшей независимостью, гарантирован-
ной Советом Безопасности, и состоит в ре-
альной унии < Югославией. Территория Сво-
бодното Города является нейтральной и де-
милитаризованной.

10. Применение международного стату-
та Свободного Города контролируется Вы-
соким Комиссаром Совета Безопасности.

_ И. По вопросам, интересующим. Юго-
славию в связи с реальной унией, Федера-

тивную Народную республику Югославии
предетавляет Губернатор Свободного Горо-

12. Как Высокий Комиссар Совета Безо-
цаености, так и Губернатор Свободного №-
рода не имеют права в какой бы то ни было
степени ущемлять право населения Трие-
ста на самоуправление.

Положение о временном правительство
регулируется специальным добавлением к
статуту. Югославская делегация поедла-
тает, чтобы нынешнее военное управление
прекратило свое существование по истече-
нии месяца со дня ветупления в ©илу до-
говора. Должна быть создана межеоюзниче-
ская комиссия из представителей США,
СССР, Великобритании и Франции, которая
будет осуществлять власть Высокого Ko-
миссара до проведения выборов в Учреди-
тельное Собрание и до создания правитель-
ства, ответетвенного перед этим Учрели-
тельным Собранием. Эта комиссия обязана
образовать из представителей итальянцев
и югославов на основе консультации о
всеми группами демократического общеет-
венного мнения временное правительство
и временное консультативное собрание, ко-
торые будут осуществлять власть на этой
территории под контролем межеоюзниче-
скои комиссии до проведения выборов в
Учредительное Собрание.

В закаючение Кардель подверг анализу
проекты статута Свободной Терриртории
Триеста, предложенные делегациями
CCCP, США, Великобритании и Фран-
ции. Подчеркнув, что ‘проект, предложенный
советской делегацией, гарантирует полную
независимость законодательной и исподни-
тельной власти Триеста и принимает. BO
внимание естественную необходимость
экономического сотрудничества  Трие-
ста с Югославией, хотя и не ис-
ходит из реальной унии, как формы
этого сотрудничества, Кардель указал, что
основа. остальных трех проектов совершен-
но иная.

Общая черта британского, американского
и французокого провктов заключается в том,
что они пю сути дела освобождают Триест
от... свободы, демократии и самоуправле-
ния. Ограничения демократии, предлагае-
мые, в частности, британским проектом,
приводят к тому, что свободные выборы
превращаются в самоцель, а не в средство,
с помощью которого народ сможет осущеет-
вить свою власть. Свободное волеиз’язление
народа превращается в пустую формаль-
ноеть, ибо губернатор получает права
диктатора. В

Вардель выразил полную солидарность ¢
исчерпывающей критякой указанных про-
ектов, содержащейся в выступлении главы
советской делегации Молотова.

Неразумно было бы думать, сказал. Кар-
дель, что населениь ‘Триеста когда-либо
примирится < бесправием. В течение де-
сятилетнй демогратические массы Триеста
вели самую активную борьбу за демократи-
ческие права. Триест всегда был одним из
самых сильных центров демократического
рабочего движения среди итальянцев и сло-
вен. Во время фангистекого господетва на-
селение Триеста вело борьбу © угнетателя-
ми. Как же можно сейчас думать, что ево-
бодолюбивое население Триеста примирит-
ся с диктатурой какого-то иностранного ко-
лониального губернатора?

Для всех этих трех проектов’ статута ха-
рактерен некоторый антиюгославекий от-
тенок, сказал Rapier. Исходя из практики,
осуществлявшейся до сегодняшнего хня, мы
HOUTH можем не сомневаться, что губерна-
тор — такой, каким его предусматривают
авторы этих трех проектов. —будет находи-
ться под влиянием одного из тех государств.
которые возражали против присоединения
Триеста к Ютославии. А это означает, что
Триест превратился бы в базу того госу-
JapeTRa, пол влиянием которого находился
губернатор.

Касзясь предложения австралийской де-
легации о создании некоего междунарюдно-
го органа для контроля над Свободной Тер-
риторней Триеста,  противопоставленного

КОМСОМОЛЕЦ

арижской Мирной кон

Совету Безопасности, Варлель целиком при-
соединилея к критике этого предложения,
данной Молотовым. Он указывает, что о6у-
ществить такое предложение значит пере-
дать судьбу Триестз в руки группы госу-
дарств, которые составят большинство В
«Комитете по Триесту». Тем самым так на-

зываемая Свободная Территория Триеста

Речь делегата Соединенных Штато

Конноли заявил, что проблема Триеста
является одной из самых сложных проб-
лем, стоящих перед Мирной конференци-
ей. «Это — ядро всех вопросов, подле-
жащих рассмотрению конференции»,
сказал он.

Коннэли утверждал, что Соединенные
Штаты Америки не имеют особых инте-
регов в районе Триеста. Он призывал
принять американский проект статута
Свободной Территории. Делегат Соединен-
ных Штатов Америки напомнил историю
рассмотрения вопроса о Триесте в Совете
министров иностранных дел. В результа-
те работы экелертов Свет министров
одобрил Французскую линию итало-юго-
славской границы. Совет министров при-
нял также решение о создании Свободной
Территории Триеста и решил предоета-
вить Совету Безопасности обеспечение це-

Протест против отказа

ПАРИЖ, 16`сентября. (Спецкор. ТАСС).
На сегодняшнем заседании экономической
комиссии пе Румынии, Болгарии, Венгрии
и Финляндии обсуждался витрос о возвра-
шении Румынией судов, принадлежащих
гражданам 0б’елиненных наций. В этой
евязи представитель чехословацкой делега-
ции поднял вонрое 0б отказе США возвра-
тить Чехословакии принадлежащие ей суда
и находящиеся сейчас на Дунае под амери-
канским контролем.

Несмотря на налти неоднократные ноты
и протесты, заявил чехословащкий делегат,
США, без всякого основания и оправдания,

продолжают задерживать наши суда. Чехо-

Вторник, 17 сентября 1946 г., № 113 (652)

Ц
была бы открыто и ясно поставлен» в ря
обыкновенных подмандатных колоний, да-
же вне какого-либо контроля с0 стороны
организации 0б’единенных наций. Как и
эногие иные австралийские поправки, так
и эта направлена против интересов малых

народов.

лостности и независимости этой террито-
рии. Статут Свободной Территории Трие-
ста будет подлежать одобрению со сторо-
ны Совета Безопасности, который войдет
по этому вопроеу с докладом в, Тенераль-
ную Ассамблею организации 06 единенных
наций. В принятии этих решении приня-
ли участие СССР, Великобритания, Фран-
ция и Соединенные Штаты Амеюики,

Коннэли процитировал основные поло-
жения статьи 16-й проекта Мирного до-
товора < Италией, касающейся Тряеста.
Он подчеркнул, что законодательная и ис-
полнительная власть в Триесте должна
быть построена на демократических на-
чалах, предуематривающих всеобщее и
тайное избирательное право и обеспечива-
юших права населения.

Вместе с тем, Коннэли высказался 38
сильную губернаторокую власть в Три-

———

еренции

Заканчивая свою речь, Кардель выразит
надежду, что ораторы, которые так много
раз выступали в роли «чемпионов домокра-
тии» в Сан-Франциско, в Лондоне ив Ша-
риже, выступят с критикой недемократи-
ческих проектов статута Триеста.

Затем слово получил представитель США
сенатор Коннэли.

в Америки Коннэли

есте. Он намекнул, что в переходный пе-
риод между нынешним режимом в Триесте
и ветуплением в действие статута, Свобол-
ной Территории необходимо установить
временный фежим. A

Коннэли пытался доказать необоснован-
ность опасений, высказанных Молотовым
относительно возможных попытов превра-
щения Тоинеста в военную 0а3у. Коннэли
заявил, Что американский проект статута
исключает такую возможность, поскольку
в нем говорится о нейтрализации и демили-
таризации Овободной Территории.

В заключение американский представи-
тель призывал комисеию заботиться не 0
интересах Югославии или Италии, не
интересах «нескольких квадратных кило-
метров территории», a 06 интересах мира в
целом. h

США возвратить Чехословакии и Югославии суда

словакия является единственной из пред-
ставленных в этой комисени стран, которая
не имеет выхола к морю и в отношении
внепеней торговли завиеит от своего ду-
найского флота. Несмотря на это, США до
сих пор задерживают 48 чехословацких
судов, т. е. более одной трети веего дунай-
ского флота Чехословакии. Для этого нет
никаких юридических или иных формаль-
ных оснований, так как принадлежность
этих судов установлена и они должны быть
возвращены.

Далее чехословацкий делегат указал, что
его правительство уже передало этот воп-
poc на рассмотрение организации 06’еди-
ненных наций, но его делегация не желает

упустить возможноеть возбудить этот Bol
рос в данной комиссии в надежде, что прз-
вительство США пересмотрит свою пози-
цию. Представитель ютослзвской  делега-
пии заявил, что считает своим холгом при-
соединиться к протесту Чехословакии, так
как Югославии не возвращено 168 сулов,
находящихся на Дунае. Большая часть этих
судов находится под американским конт-
ролем. Однако  американокий делегат
Тори не счел нужным ответить в
эти вопросы, ограничивитиеь замечанием,
что проблема возвращения этих судов б-
дет рассматриваться в Экономическом 1
Сопиальном Совете 06’единенных надий,

Обсуждение вопроса о греко-болгарской границе

ПАРИЖ, 16 сентября. (Спецкорр. ТАСС).
На заседании комисени по политическим
и территориальным вопросам для Болга-
рии сегодня продолжалось обсуждение во-
проса’ о греко-болгарской границе. Как
уже сообщалось. к статье 1-Й проекта мир-
ного договора с Болгарией, в которой опре-
деляются границы © Болгарией, от грече-
ской делегации поступила поправка, кото-
рую было решено передать на предвари-
тельное обсуждение в военную комиссию.
Однако сама формулировка этого предло-
жения как бы предрешала принятие попраз-
ки и ставила перед военной комис-
сией задачу лишь детализировать ее.

С критикой греческой поправки. а равно
и резолюции, чредложенной греческой деле-
Tramiel, выступит представитель CCCP
Н. Новиков.

Советская делегация и ряд других де-
легаций уже заявляли здесь, что террито-
риальные требования Греции необоснова-
ны и He могут быть приняты нами,
оказал Н.. Новиков.

Греческая делегация, сказал Новиков,

настаивает на том, чтобы военные экепер-
ты разработали для Греции условия, пювы-
шающие военную мощь Греции. Но ato
было бы уместно не на Мирной конфефрен-
ции, а на конференции по подготовке
войны.

Советская делегация предлагает откло-
нить греческую поправку и принять
статью 1-ю проекта мирного договора ©
Болгарией в том виде, как она рекомен-
дована Советом министров иностранных
дел.

Точку зрения представителя СОСР под-
держали делегаты Югославии, Чехослова-
кии и Белоруссии.

Греческая делегация пытается 0боено-
вать свои территорнальные претензии
«стратепическими» соображениями, заявил
делегат Белоруссии Бондарь. Ню всем нам
здесь совершенно ясно, что территори-
зльные претензии Греции на болгарскую
территорию простираются гораздо дальше
каких бы то ни было «стратегических»
соображений. В самом леле, Греция прежен-
дует не только на горные нозинии, но и

на плодородную болгарскую долину, к тому
же богатую ископаемыми. Мы призваны
здесь решать вопрос об установлении пре-
ко-болгарекой границы. Вопрос этот дя
нас ясен, и белорусская делегация пред-
лагает отвергнуть греческую поправку, 3
голосовать за статью 1-ю проекта мирного
договора, предлагаемую Советом  миниет-
ров иностранных дел.

Представитель Фоанции также подчерк-
нул, что «греческая поправка не вполне
удачна», и предложил проконсультировать-
ся © военными экспертами.

Таким образом, признав  несостоятель-
ность претензий греческой делегации на
десятую часть болгарской территории, не-
ксторые из членов комиссии все-таки пыта-
лись под любыми предлогами протащить
греческую поправку хотя бы посредетвом

передачи ее на предварительное обсужде-

ние в военную комиссию.

Комиссия большинством 8 голосов про-
тив 5 приняла резолюцию о передаче гре-
ческой поправки для предварительного 40-
суждения в военную комиссию.

ЗАЯВЛЕНИЕ В. М. МОЛОТОВА
О ЗАПАДНЫХ ГРАНИЦАХ ПОЛЬШИ

Представитель Польского атентетва пе-
чати в Париже г-н Бибровский обратился
к министру иностранных дел COCP B. M.
Молотову с просьбой изложить точку зре-
ния Советского Правительства по поводу
речи государственного секретаря Соеди-
ненных Штатов Америки г-ва Бирнеа в
Штутгарте, в которой, как известно, г-н
Бирне заявил о неокончательности реше-
ния вопроса о западных границах Поль-
ши,

В. М. Молотов согласился удовлетво-
рить просьбу представителя Польского
агентства печати и заявил по этому по-
ъоду следующее:

В штутгартской речи 6 сентября г-н
Бирне сказал, что главы правительетв
Соединенных Штатов Америки, Великобри-
тании и Советекого Союза согласились на
Берлинской (Потсдамской) конференции
передать под управление польского гоеу-
даретва Силезию и другие бывшие восточ-
ные районы Германии, но что они не вы-
носили решения поддерживать при мир-
ном урегулировании передачу Польше ка-
кой-либо конкоетной территории и что
размер территории, передаваемой Польше,
должен быть определен, когда будет про-
водиться окончательное урегулирование.
Нельзя не согласиться, что такое заявление
может внести сомнение наечет  проч-
ности теперешних западных границ Поль-
ши и потому не может быть оставлено без
ответа.

В связи с эттм необходимо остановиться
‚на некоторых фактах.

Прежде всего, следует напомнить, что
же именно решила Берлинская конферен-
пия. Как известно, главы трех прави-
тельств на этой конференции согласились,
что бывшие германские территории к во-
стоку от Свинемюнде, Одера и Западной
Нейсе должны находиться под управле-
нием польского государства и что оконча-
тельное определение западной границы
Польши должно быть отложено до Мирной
конференции. Это решение явилось лишь
выполнением постановления Крымской
конференции трех держав, которая за пол-
года до этого признала, что Польша дол-
жна получить существенное приращение
территории на севере и на западе. Таким
сбразом, Берлинская конференция лишь
рыполнила то, что было намечено еще при
участии Рузвельта на Крымекой конфе-
тенции, и ее решение никак нельзя счи-
тать чем-то случайным, принятым под
влиянием временных обстоятельств. На-
против, решение о передвижке западной

польской границы на Флер и Западную
Нейсе было принято после длительного O0-
суждения, в котером приняли участие
также  представнтели польского прави-
тельства. И этому необходимо добавить,
что французское правительство также с9-
гласилось с этим решением.

Насколько большое значение Берлин-
ская конференция придавала своему реше-
нию 0 новой западной границе Польши
видно из следующего. На этой конферен-
ции было принято также другое решение—
о перемещении в Германию немецкого на-
селения с территории, переданной Поль-
ше. Поскольку обо всем этом было дпубли-
кавано. нет нужды останавливаться на
деталях.

Решения Берлинской конференции от-
нюдь не ‘остались на бумаге. Немедленно
после Берлинской конференции их стали
проводить в жизнь. Уже больше года, как
западная праница Польши проходит по ли-
нии Свинемюнде—Олер—бападная Нейсе.
Управление всей территории к востоку OT
этой линии уже второй год находится в
руках польском правительства. Еше 20

ноября 1945 г. Контрольный Совет в
Германии установил план выселения из
Польпти немецкого населения. Согласно

этому плану было приступлено к пересе-
лению трех с половиной миллионов нем-
ues из Польши в советскую и английскую
зоны оккупации Германии. На протяже-
нии всего последующего периода это пере-
селение продолжалось без остановки
вплоть до сегодняшнего дня. Два < лишним
миллиона, немцев уже переселено из
Польши на терригорию Германии, причем
больше половины переселено в англий-
скую зону. Вместо выселенных немцев
туда вселяются поляки из других райо-
нов Польши. На западные польские зем-
ли уже переселился не один миллион по-
ляков. Все это хорошо известно представи-
телям Соединенных Штатов Америки, как
и представителям других стран. Из приве-
денных фактов видно, какое серьезное внз-
чение придавали правительства Соединен-
ных Штатов, Великобритании и Советекого
Союза решению © передвижке западных
траниц Польши, 1% что они отнюдь не исхо-
дили из того, чтобы ставить это решение
на какой-либо пересмотр в будущем.
Ссылка на то, что Берлинская конфе-
ренция считала необходимым окончатель-
ное определение запалной границы Поль-
ши отложить до Мирной конференции,

конечно, правильна. Формальная сторона

именно такова. По существу же дела, тр
правительства высказали свое мнение 0
будущей западной границе, отдав под
управление польского правительства (и-
лезию и указанные выше территории и,
кроме того, приняв план 0 выселении
немцев с этих территорий. Кюму может в
голову притти мысль о том, что это вы-
селение немпев предпринято только в
качестве временного эксперимента? Te,
кто принимал решение о выселении нем
цев < этих территорий, чтобы туда тот9зе
же веселились поляки из других районов
Польши, — те не могут предложить через
некоторое время проведение обратных ме
роприятий. Сама мысль о такого рода экс-
периментах с миллионами людей являет-
ся невероятной, не говоря уже 00 ee же
CTOKOCTH как в отношении поляков, таки
в отношении самих немцев.

Все это говорит о том, что решение
Берлинской  конференпини, — подписана
Трумэном, Эттли и Сталиным, уже опре:
делило западные гранипы Польши #
только ждет своего оформления на 0уду-
щей международной конференции по мн
ному договору с Германней. Подпиеи глав
правительств потому и пользуются таким
выкоким уважением народов, что Bee
знают непоколебимую силу и моральный
авторитет решений, под которыми ся
эти подписи. : \

Правда. отдельные формулировки в 1
чи г-на Бирнса по поводу западных 109-
ниц Польши могут вызвать те или иные
сомнения насчет устойчивости позиции
некоторых американских кругов в 910
вопросе. Но, с другой стороны, ‹овершея-
HO очевидно. что такие вопросы не могут
Фыть предметом каких-либо  преходящих
политических расчетов.

Историческое решение Берлинской ков
ференции о западных границах Польши
никем не может быть поколеблено. Факты
же говорят о том, что сделать это теперь
уже просто невозможно.

Такова точка зрения Советского Прави
тельства.

Мне остается пожелать польских
друзьям успеха в их огромной восетано
вительной работе на западных землях 1
выразить уверенность в  крепнушй
дружбе и братеком сотрулничестве межу
лемократической Польшей и Советских
Союзом.

Ответственный редактор
К. А. МИНИН.

Е ТЕ a NSN UMP ОЕ ИЕ ЕТО ЗН БОТ ОТ НЕЕ БОИ А ета И о О ОНА ee Se

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Потаповский mep., 8 (co стороны ул. Чернышевского, ул. Кирова a Чистых прудов),
молодежи доб. по коммут. 80. Отдел пропаганды доб. по коммут, 29. Отдел комсомольской жизни К 3-13-45 и доб. по коммут. 80. Отдел учашейся молодежи доб. чо коммут, 80.
коммут. 80. Отдел культуры К 4-68-56. в доб. по ксммут. 79. Отдел ‘художествез ной иллюстрапии доб.

ТЕЛЕФОНЫ:

ко ммутатор К 0-15-80 до К 0-15-88. Дежурный технический секретарь доб. по коммут. 47.

доб. по коммут. .
по коммут. 162, а

ая FEO Ee eee, м ное: по
по коммут. 97. Отдел об’явлений К 4-18-45 и доб. в Отдел рабочей молодежв К 3-13-48 и 106.

коммут. 79, Отдел крестьянской

по

Е a ED DS Se Nal rs Powe RSW GENE alc” gue NTI Cue AS me Dagens ag Coe Aa ok PUR ROD SIPT OI mos AUlG  UPIROCAT apa te IRS enCTT UN Seg ar irra ee merriment Es SS Fu cn hd ine

Типография аздательства «Московский большевик», Чистые пруды, 8,

Л124181

Ал. ме

И ба бе О Зы име И. ee