В комиссиях Мирной конференции

ПАРИЖ,
ТАСС). Kommcens по политическим и терри-
ториальным вопросам для Италии расомат-
ризала сегодня 5-й и 6-Й разлелы проекта

26 сентября. — (Спепкорр.

мирного логовора. касающиеся урегулиро-
вания отношений Италии с Албанией и
Яфиопией.

Вкратце сольржание этих разделов сво-
Tata к следующему. Италия признает и
обязуется уважать суверенитет и незави-
симость Албании и Эфиопии. Италия при-
знает, что остров Сасено является частью
терригории Албании, и отказывается от
всяких претензий на этот остров. Италия
формально отказывается в пользу Албании
и Эфиопии от всей собственности (кроме
обычных липломатических и консульских
зданий), прав, интересов — и привилегий
всякого рода, приобретенных в проигхом в
этих странах. Италия также отказывается
от всяких претензий на особые интересы
или влияние в Албании и Эфиопии. Италь-
янские праждане в Албании и Эфиопии 5у-
дут пользоваться теми же правами, как и
другие иностранные гражлане; в то же вре-
мя Италия признает законность всех wepe-
приятий албанского и эфиопского прави-
тельств, аннулирующих или изменяюших
особые права, предоставленные в-прошлом
итальянеким гражданам. Италия призалет
нелействительными все соглашения, завлю-
Чонные ею © марионеточными властями,
установленными в Албании в годы ее окку-
папии. Италия возвратит Эфиопии все по-
хишенные произведения искусства. прел-
меты религиозного ритуала и историческо-
го значения.

Албанский делегат просил, чтобы в мир-
ный договор было записано обязательство
Италии не только признать суверенитет и
независимость Албанското государства, но
и его территориальную пелостноеть.

Представитель Югославии предложил ва-
писать в проект мирного договора пункт,
обязывающий Италию уважать  пелост-
ность Албанского государства, а. также от-
метить, что Албания будет пользоваться
правами союзных и соединенных держав.
Польский делегат предложил обязать Ита-
лию установить нормальные дипломатиче-
ские отношения с Албанией.

Представители Белоруссии и Украины
поддержали ютославекое предложение
° Делегат Соединенных Штатов Америки
выступил против югославской и польской
поправок. В таком смысле выступил и
представитель Франции.

Представитель лелегации ССОР Гусев вы-
сказалея за югославское предложение, до-
казывая, что Албания имеет все основания
и право быть в одинаковом положении ©
союзными и соединенными державами. OF
напомнил. что в дни войны союзники приз-
навали военные усилия Албании. В mpoer-
те мирного договора е Италией все статьи
касаются Албании. Никто не отрицает, что
албанский народ героически боролся  про-
THB агрессора и внес свой вклад в общую
борьбу против фашизма. Почему же мы не
хотим выполнить окромное требование —
вписать в проект мирного договора статью,
говорящую о том, что Албания должна рас-
сматриваться как союзная и соелиненная
держава? — спросил Гусев. Советекая де-
легация поддерживает такое предложение.

Комиссия, однако, отклонила это пред-
ложение. Вслед за этим комиссия одобря-
Ла все статый проекта мирного договора,
каюающиеся Албании. Большинством 11
голосов против 8 голосов при одном воз-
державиемея была принята югославская
поправка. обязывающая Италию призна-
вать и уважать не только суверенитет и
независимость Албанокого государетва, но
и его территориальную пелостность.

Пленарное заседание 26 сентября
ПАРИЖ, 26 сентября. (Спепкорр. ТАОС).   Мирной Конференции. Председательствовал

Ссгодня состоялось

пленарное заседание   на заседании Бирне (США).

Отмена решения о рассмотрении территориальных
притязаний Греции к Албании

Около месяпа тому назал на пленарном
Заседании Мирной Конференции 30 августа
греческая лелегация потребовала включить
в повестку дня следующего пленарного за-
селания Вонферениии проект резолюция,
поручающей Совету министров иностран-
ных дел заняться рассмотрением греческих
территориальных притязаний к Албании.

Ряд делегаций, в том числе делегации
СССР. Югославии и Украины, выступил
тогда против этого предложения. как 00
существу, так и по тому, что оно eT
вразрез с полномочиями Мирной Вонферен-
ции, которая созвана для расемотрения аро-
ектив мирных зюговоров с пятью бывшими
вражескими странами, а не для того, что-
бы рассматривать или поддерживать чьи-
либо захватнические претензаи.

Несмотря на веские доводы, приводив-
шиеся против  домогательств греческих
шредставителей, определенная группа де-
легаций, особенно делегации Соединенных
Штатов Америка и Великобритании, на-
стаивала на принятии указанного пред-
ложения. Оно было поставлено на голосо-
вание и принято 12 голосами против 7
при 2 воздержавшихея. Таким образом, на
следующем пленарном заседаний Мирная
Конференция должна была рассматривать
предложенный греческой делегацией
проект резолюции о том, чтобы Конферен-
ция поручила Совету министров иностран-
ных дел рассмотреть территориальные
притязания Греции к Албании,

Однако на следующем пленарном засе-
дании, которое состоялось 6 сентября, ни-
кто не зайкнулея 06 этом. Плебисцит в
Грепии уже прошел по намеченному пла-
ну 1 сентября. Греческие реакционеры,
поддержанные извне, путем применения
всех и всяких средств давления, добились
своего, проташив решение о возвращении
короля. Что же касается рассмотрения су-
шеетва вопроса о греческих территориаль-
ных притязаниях к Албании, то греческая
делегапия убедилась в том, что Мирная
Вонференлия ни в коем случае не окажет
желательной им поддержки.

На сегодняшнем пленарном заседании
греческий проект резолюции енова не был
включен в повестку дня. 06 этом напом-
нвл взявнший слово представитель Югосла-
вии Кардель. Он сказал, что, поскольку
греческое предложение не было постав-
лено на обсуждение ни на прошлом, ни на
нынешнем заседании, то это практически
может означать лишь то, что данный во-
прое снят с повестки дня Конференции.

Это обстоятельство будет привететво-
ваться всеми сторонниками мирного со-
трудничества наролов, а также и самим
несчастным греческим народом, который
своей героической борьбой против фашист-
ских захватчиков власти заслужил лучшей
участи, чем та, которая его постигла, про-
должал Кардель.

Bo время выступления Карделя предее-
дательствующий Бирне грубо перебил ора-
тора и пыталея лишить его слова на том
основании, что он выступает не по тому
вопросу, который Бирне предложил обеу-
дить. Ряд делегатов, в частности глава
советской хелегапии Молотов и предета-
витель Украины Барановский запротеето-
вали против этого нарушения демократи-
ческих правил ведения заседания. и по-
требовали, чтобы прелселатель дал делега-
ту Югославии возможность закончить свое
выступление. Бирне был вынужден отка-
затьея от попытки лилгить Кафделя слова.

После выступления Карделя. сочувет-

венно встреченного многими участниками
Конференции, Биряс заявил, что греческая
делегация довела до сведения генерально-
го’ секретаря конференции о том. что она
не намерена настаивать на обсуждении во-
проса, который был ею внесен, и готова
согласиться © тем, чтобы он считался
снятым < повестки дня.

Глава советской лелегации Молотов епро-
сил. правильно ли понимает советекая де-
легапия, что решение, принятое Конферен-
цией 30 августа, отменяется?

Бирне попытался уклониться от прямо-
го ответа на этот вопрое и отделаться от
него неопределенным заявлением:

— Предложение, которое было внесено
греческой лелегапией. сейчае ею снято. Та-
зим образом. на этот ечет в повестке дня
Вонференции не имеется ничего...

— Во есть решение Конференции от 30
августа. — возразил Молотов. — Остаетея
ли в силе это ретение иле отменяется?
Просьба раз’яенить нам создавитееся поло-
жение.

Бирнс снова попыталея уйти от пря-
мого ответа.

— Греческая делегация снимает свое
предложение, -- повторил он. — поэтому
перед Конференцией не стоит никакого во-
проса.

Молотов напомнил председателю. что
30 августа Конференция 12-ю голосами
против 7 голосов при 2 воздержавшихся
приняла решение — поставить греческое
предложение з повестку дня ближайшего
заседания Конференции, хотя советская
делегация и тогла считала непелесообраз-
ным рассмотрение данного ворса.

— Разве нЕ ясно, что никте из нае, в
TOM чиеле и средседатель, не уполномл-
чен отменять решение Конференции, —
сказал Молотов. — Еели же теперь, по
мнению делегатов, этот вопрос отпадает,
то Конференция должна принять решение
0б отмене резолмопии, утвержденной 30 ав-
ryeTa.

В ответ на эте выступление Бирне ено-
ва слелал заявление, что решезие, праяя-
тое 30 августа, снято, побкулеку грече-
ская делегация взяла обратнз внесенный
ею проект резолюции.

После этого В М. Молотов слелал свое
заключительное заявление:

— Созетовля делегация выоажжает удов-
летворение тем, что: Конференция отменяет
свое решение с 30 августа.

Таким образом. решезие Козференция,
на котором так настаивали Бирне, Алексан-
дер и некоторые другие 30 августа и кэ-
торое было тэгла об’язлено ражным я
срочным, былэ похоронзно без зозражений
с чьей-либо староны. Онс перестало кого-
либо интерэеовать, и тгоперь от него сга-
ались отделаться только как-нибудь по-
скорее и менее заметно, +. к., видимо, ста-
16 ясно, что новая попытка навязать
Конференции защиту захватнических пря-
тязаний Греции в отношении Албании не
сулит ничего хорошего’ для защитников
таких притязаний.

Этим была полностью разоблачена по-
пытка греческих реакпионеров и тех, “кто
стоял за их спиной. использовать трибуну
Мирной Конференции для своих пелей. не
имеющих ничего общего с лелом мира -и
безопасности народов. В то же время были
дискрелитиюваны и сами территориальчые
притязания Греции к Албании, которые
теперь уже никто не считал возмозным
поддержать.

Достойная отповедь советской делегации
на несправедливое выступление представителя США

ПАРИЖ. 26 сентября. (Спецкор.
ТАСС). В течение последних 3 недель
внимание участников Конференции было
привлечено к важной экономической про-
блеме — о возмещении убытков. причи-
ненных во время зойны собственности

ИИ: Потаповский пер., 8 (со стороны ул. Чернышевского, ул. Кирова и Чистых прудов\.
ABPEC PEMAKIL 80. Отдел проваганды доб. по коммут. 29. Отдел комсомольской жизни К 3-13-45 и доб. по коммут. 80. Отдел учамейся молодежи доб. по коммут. 80.
К 4-68-56. и лоб. по коммут. 79. Отлел художествен ной иллюстрации доб.

молодежи 206. по коммут.

коммут. 80. Отдел культуры

06’единенных наций на территории быв-
ших вражеских стран. Еще в первых
числах сентября изучением этой пробле-
мы занялась комиссия по экономическим
вопросам лля Румынии. Болгарии,  Вен-
грии и Финляндии; затем тот же вопрос

московский

был поставлен в комисеии по экономиче-
ким вопросам для Италии. =~

Английская и американская делегации

настойчиво требовали, чтобы все эти
предприятия и фирмы не только были
возврашены их владельцам, но чтобы

правительства бывших вражеских стран
полностью возместили ущерб, понесенный
этими фирмами и предприятиями во вре-
мя войны. Советская делегапия предлага-
ла возместить ущерб, понесенный граж-
данами 0б’единенных наций, в pasMepe
одной трети. Длительные дискуссии в ко-
миссиях по экономическим вопросам со
всей очевидностью показали вею шаткость
позиций, занятых делегациями США и Ве-
ликобритании.

В конце концов делегация США и в Ko-
миссии по экономическим вопросам для
Италии и в комиссии по экономическим во-

Речь А. Я.

Hama комиссия, сказал Выпинекий,
достаточно много внимания уделила весь-
ма серьезному вопросу, а именно во-
ироеу о компенсации. Правда, к сегодняш-
нему заседанию этот вопрое уже потерял
в значительной степени ту остроту, кото-
рую он имел до сих пор, поскольку аме-
риканская делегация отказалась от своей
первоначальной позиции, которая заклю-
чалась в требовании полной компенсации.
Известно, что советекая делегация, сфор-
мулировав свои предложения к статье 24,
указывала на то, что, принимая во внима-
ние ряд обстоятельств и, в частности, то,
что Румыния не проето вышла из войны
против 0б’единенных напий, но приняла
активное участие на стороне 0б’единенных
наций в войне против Германии, не должна
компенсировать ущерб, причиненный cob-
ственности 0б’единенных наций в полной
мере и в полном об’еме. Советское прази-
тельство считало, что это было бы неспра-
ведливо и Что справедливость, наоборот,
требует ограничения размеров этой ком-
пенкации. Именно такого приннина совет-
кое правительство придерживается в 9т-
ношении репафаций. Советский Союз понес
громадные потери в этой войне и, в част-
ности, по вине Румынии. Румынские аф-
мии проникли на территорию Советского
Союза; они оккупировали некоторую часть
юга Украины, они участвовали в налтест-
вии, в грабеже советского добра, в уничто-
жении советского имущества, в уничтоже-
нии людей, гибель которых, конечно. не
может быть оплачена никакими реститу-
ционными или репарационными платежа-
ми. Тем не менее советское правительство
великодушно согласилось, как известно, на
возмещение причиненного ущерба лишь
частично. Наши потери в действительноели
в 5 раз превышают сумму репарапионных
платежей. Поэтому вполне было естест-
венно, законно. справедливо и логично,
чтобы, установив. один принции возменее-
ния своих потерь и ущерба в отномения
репараций, не отходить от этого принцина
и в отношении возмещения ущерба во всех
иных случаях, в том числе и в отношения
возмешения Ущерба, причиненного ©об-
ственности 0б’елиненных наций на тер-
ритории Румынии.

Поэтому достойно было удивления то
обстоятельство, Что американская целега-
ция заняла на Конференции иную пози-
цию, доказывая вместе © британской де-
легацией и поддерживающими их деле-
гациями других стран, что в этом случае
следует применить принцип полного воз-
мещения.

Но в этом нет никакой логики, хотя
спор по этому вопросу имеет, вероятно,
уже более чем головую лавность. Сейчас
этот спор снят: американская лелегация
уже не настаивает на полной компенга-
ции. Следовательно, можно констатировать
торжество принципа, который защищала
советская делегация. Тем более кажется
странным, — подчеркнул Вышинекий. —
что представитель” делегации США
У. Тори избрал темой своего выступления
вопросы, не имеющие никакого отношения
к Указанному спору.

Можно было ожидать, что Торп либо
будет защищать американское предложе-
ние о полной компенсащии. либо об’яенит,
почему лелегапия США от него отказз-
лась. Между тем, в действительности
Торп по этому ‘поводу ничего не сказал.
Он не проронил ни звука по поводу ком-
пенсации. В своей длинной и нестравед-
ливой речи Торн говорил о другом — в
непюсильном якобы бремени. возложенном
на Румынию условиями перемирия. Одна-
ко Topo забыл, что эти условия были
подписаны от имени США и Великобти-
тании. так же, как и от имени СССР.
Эти условия приняла и
они справелливы и великодушны. Эти ус-
ловия Румыния добросовестно выполняет,
чему не мало способствует непрекращаю-
шаяся помошь, оказываемая Советским
Союзом Румынии. В самом деле, по усло-
виям перемирия Румыния обязана упла-
тить Советскому Союзу репарации в те-
чение б лет. Советское правительство тах-
<рочило эти платежи на 8. лет. еняло ©
Румынии штраф за несвоевременное вы-
полнение  репараций и поименило рял
других льгот. 0 каких же трудностях го-
ворит здесь < такой емелостью Тори? —
спраптивает Выптинский.

Подвергнув детальному анализу пифры,
приводившиеся представителем США, Вы-
шинский убедительно показал, что Ti OPH
эти были взяты без учета действительного
их значения, что они являются пройзволь-
лыми и тенденциозными. Он показал талее,
что цифры, называвшиеся представителем
СЧА. в ряде случаев произвольно преуве-
личивались, а в ряде случаев столь же
произвольно преуменьшались, — смотря
по тому, что казалось выгодным Торпу и
американской делегации.

Если так полхолить к цифрам, как под-
ходит к ним Тори, та, конечно, можно до-
казывать что угодно, — оказал Выпгин-
ский. — Нужно лишь уметь ловко делать
2то. Однако большой ловкости  представи-
тель американской делегации тоже че пре-
явил. Советская делегация должна репши-

ТЕЛЕФОНЫ:

` КОМСОМОЛЕЦ

ирной конференции

TPOHOB
ния «Астра-Ромына» получила 846 мил-
лионов лей прибыли. Теперь американская
делегапия кричит об убытках американских

ших братьев. отпов.
жен. матерей...
были. 05 этом забыл Герт. об этом умолча-
ла злесь вся американская лелегапия. Она
занялась рассуждениями на тему о бреме-

Румыния, т. к..

просам для Румынии, Болгарии, Венгрии и
Финляндии заявила, что она ‘отказывает-
ся от своих первоначальных требований и
согласна © принципом частичной компен-
сапии. Характерно, однако, что представи-
тель американской делегапии Тори счел
необходимым выступить 23 сентября в
комиссий по экономическим вопросам для
Румынии, Болгарии, Венгрии и Финлян-

дии с длинной речью, в которой он, опе-
рируя произвольными цифрами, пытался

утверждать, будто бы Румыния несет не-
посильное бремя вследствие наложенных

на нее экономических обязательств.

Сегодня предетавитель советской деле-
гации А. Я. Вышинский, выступая в ко-
вопросам для

упесий по экономическим
Балкан и Финляндии, дал достойную от-
поведь на это нееправедливое выступление

Представителя CIUA и показал подлинное

существо этого выступления.

Вышинскою

тельно возражать против такого вольного
обращения с различными данными, как это
позволяет себе Торп, тем более, что стати-
стичеекие упражнения Торпа совершенно не
связаны с какой-либо деловой практической
задачей, стоящей перед налей комиссией,
Т. в. эта задача, в сущности говоря, уже
решена.

Вышинокий указал, что Торп, видимо,
впал в заблуждение, ловеривиеись недобро-
качественной информации. В результате он
попал в положение, которое едва ли м0-

жет соответствовать положению предетави-
теля дружественной страны. Выступление

Торпа производит такое впечатление, слов-
вю оно продиктовано желанием поставить
под сомнение законное праве  Советекого

Союза нз возмещение ущерба, причиненно-

го ему войной. Сам Торп в своем выступле-
нии вынужден был признать, что он не
имеет ни точных пифр, ни точных фактов.
Олнако он счел возможным на своих сом-
нительных данных построить глубоко He-
справедливые выводы. :
Тори, выступая здесь от имени амери-
кзнской делегации, пыталея критиковать
выполнение румынским правительством
отатей 10, 11 и 12 соглашения о переми-
рии от 12 сентября 1945 г. Но то, что

Тома говорил по этому поводу, локазывает
лишь То, что он равнодушен к тому, что
стоила советскому народу война, навязан-
зая ему гитлеровокой Германией и ее co-
общниками, средн которых тогда не послед-
10$ место занимала Румыния Антонеску.

Да это и неудивительно. Американцы

не испытали ужасов иноземного нашествия,
н они плохо представляют себе, что это 03-
начает, т. к. враг не топтал их поля,
разофял их города и деревни, не уничтожал
ях дома и имушество, не губил тысячи и
тысячи людей — женщин и детей, здоро-
вых и больных, молодых и старых. Наша
земля разорялась войной, а США война
‘служила источником обогащения, накоп-
ления, прибылей. .

He

Вот. например, американекая нефтяная

компания в Румынии «Ромына-Американа»

получила в 1943 году прибыли 726°` мил-
лей. другая американская компа-

нефтяных королей и князей в Румынии,

требует возмещения полученного ими ущер-
ба. А прибыли? 0 них молчат. Ну, что же!
Фирмы торгуют для того, чтобы получать
прибыли. Это вполне понятно. Но это было
в 1943 году, т. е. это было тогда, когда
эти самые «Ромына-Американа» и «AcTpa-
Ромына» торговали с немцами и нажива-
лись в войне против нас, наживалиеь вме-
сте с немпами, наживалить на нашей RDO-

ви, на наптих разрушеннях. на гибели на-
сыновей, — дочерей.
Вот на чем роели их п7и-

ни материальных обязательств. пользуясь
недостоверными фактами произвольными
цифрами, полученными из недобросовеет-
зых источников и от недобросовестных ин-

форматоров.

Торп здесь заявлял, что в США привык-

ди использовать цифры и факты. вогла это
возможню. при рептении вопросов. опреде-
Л7тЮШиИхХ ПОЛИТИКУ.

Мы видели эти «цифры и факты» и мог-
ли убелитьея. чего они стоят. Дешево ови
етоят, должен сказать.

«Мы предетавляем членам комиссии. —

заявил Тори. — результаты обследования».

Сказано громко. А на деле оказалось,
что это так называемое «обследование» не
что иное. как жалкая шпаргалка. состав-
ленная из фраз, налерганных из нелдобро-
качественных  меморандумов румынских
экспертов. которых на время Конференпии
одолжили американской делегации язвест-
ные «деятели» из лагеря Маниу. Михала-
ке, Гафенку и т. п.

Ho американская хелегапия должна бы-
ла заявить. что действительно точных
фактов и пифр у нее нет. При таком от-
кровенном признании дальше и говорить
не о чем.

Делегату США Торпу нечего было ска-
зать в свое оправдание. и он ограничелся
несколькими общими фразами. Торп при-
знал. что делегация США в течение ряда
месяцев не соглашалась в предложением
советской делегации © частичной компен-
сации ущерба, понесенного  гражханами
05’единенных наций. владеющими cobct-
венностью на территории бывших враже-
ских Стран. Однако теперь «пол влиянием
бесспорных фактов» делегация США от-
казывается от своей прежней точки зре-
НИЯ.

А. Я. Вышинский в своей краткой peu-
лике отметил. что сказанное Торпом не
имеет никакого значения и не может оп-
равлать веего того. что он наговорил в
своей речи 23 сентября. Далее Вышин-
ский заметил: «Торп говорит о том, что
делеганию США теперь убедили факты.
Но’ вель эти факты существовали и не-
сколько месяцев тому назад. Странно. что
теперь те же самые факты оказались спо-
собными убедить Topma»,

коммутатор К 0-15-80 до К 0-15-88. Дежурный технический секретарь доб. по коммут. 47. Отдел ин!

Типография издательства «Московский большевик», Чистые пруды,

-CTHO,

дуематривает

даретва ¢ жалобами

ности и неприемлемости представленного

феждении
прав человека».

ставил перед австралийской делегацией

по защите прав человека линь в отноше-
вий европейских стран? Почему австралий-
ская делегация растинаетея в защиту яко-
бы прав человека в странах,
должны быть заключены мирные логово-
ры, подтотавливаемые на Парижокой кон-
ференции, и ничего не говорит о действи-

ции. Между тем,

были бы особенно важными и необходимы-
МИ.

по коммут. 97. Отдел об’явлений К 4-18-45 и доб.

а о т ————————///А

é

Cy66ora, 28 сентября 1946 г., № 118 (657)

> *

—

ПАРИЖ, 27 сентября. (Опецкорр. ТАСС).
Комиссия по политическим и территори-

альным вопросам для Италии рассмотрела
заседании предложение

на сегодняшнем

австралийской делегации о создании He-

коего «Европейского международного суда
это

человеческих  прав».` Вак известно,
предложение уже провалилось ранее в не-

которых других комиссиях Мирной конфе-
ренции, но австралийская делегация унор-

но продолжала за него цепляться.

Вышинский дал подробный анализ пред-
ложения австралийской делегации, показав
полную несостоятельность этого предюже-

ния. Достаточно сказать, что в аветралий-

ском проекте отсутетвуют CaMbie элемен-
тарные указания на то, как должен быть

организован этот так называелый Европей-
ский суд, на основе каких правил <удо-

производства он должен будет действовать

и какие законы он должен будет приме-
нять. Австралийский проект огпраничивает-
ея пустым заявлением, что вопросы об ор-
танизации суда, и в TOM числе порядок
назначения судей, будут предусмотрены
статутом, проект которого, как говорится
в австралийском предложении, «при сем
притатгается». В действительноети ника-
Кого Статута суда австралийская делега-
ция не представила.

Нам предлагают учредить Европейский
суд, говорил Вышьинский в заседании ко-
миссии 27 сентября, неизвестно, однако, из
кого состоящий, неизвестно, на основании
каких законов функционирующий, неизве-
какие законы применяющий. Таким
образом, в юридическом отношении в этом
вопросе — пустое место, и не случайно ко-
мисоия юристов-экопертов, которой было
поручено рассмотреть австралийское пред-
ложение, единодулено подтвердила невоз-
можноеть принять ‘и включить в проект
мирного договора звстралийекое предлюже-
ние 00 учреждении этото суда. Но в данном
вопросе имеелея еще другая сторона дела,

связанная © принципом уважения сувере-

нитета независимого государства. Аветра-
лийский проект является грубым наруше-
нием этого принципа, поскольку он подчи-
няет  юриеликции этого Европейскогс
международного суда правительства тех го-
сударетв, с которыми будут ‘заключены
мирные договоры.

Kpome того, австралийский проект пе-
возможность обращения К
Европейскому суду граждан данного госу-
на свое собственное
правительство. Сказано достаточно для то-
го, чтобы убедиться в полной несостоятель-

австралийской делегацией проекта 0б уч-
«Европейского суда по защите

-В своем выступлении Вынинекий  по-
вопрос, почему она предлагает свои `меры

© которыми

тельно актуальных проблемах защиты че-

лоБеческих прав в других странах?

Почему, спрапеивал Вынтинежий, вы, ав-
стралийекая делегация, ничего не говорите

0 необхолимости защитить права, интусов в
Южной Африке,
индопезийцев в голландских колониях на
Яве, Суматре и т. д.?

или негров в США, или

Я не сомневаюсь. заканчивает Вышин-

ский, что все этл вопросы останутся без

ответа со стороны австралийской  делега-

ответы на эти вопросы

Вышинский от имени советской делега-

ции решительно выюказалея за отклонение
австралийского предложения и дал

«отправить это предложение в корзину для
ненужных бумаг».

Комиссия так и поступила, OTRIOHAB

авепралийское, предложение 15-ю голосами

против 4-х голосов при одном воздержав-
шемея. Такая же судьба постигла на се-
годняшнем заседании и некоторые другие

австралийские поправки.

Комиссия одобрила затем некоторые за-
ключительные статьи проекта мирного
договора с Италией. Статья 75-я проекта,
одобренная комиссией, предусматривает,
что послы СССР, Великобритании, США и
Франции в Риме, представляя союзные и
соединенные державы, будут осуществлять
наблюдение за выполненяем договора и
осуществлять толкование тех или других
статей договора.

По статье 76-й (относительно порядка
рассмотрения споров, возникающих в ре-
зультате применения договора) имелось
два текста: один из них предложили деле-
тапил Великобритании, Соединенных Шта-
тов Америки и Франции, другой внесла де-
легация СССР. Первый текст mperyewat-
DUBAI, что опорные вопросы, не разрешен-
ные послами четырех держав, должны пе-
редаваться по требованию любой из епоря-
щих сторон в Международный сул. Coper-
ский проект определял, что такие споры
подлежат разрешению путем прямых
дипломатических переговоров, а в слу-
чае невозможности урегулировать их Ta-
ИМ 0бразом, — четырьмя послами.

Выступая с обоснованием советского
предложения к статье 76-й, Вышинекий
указал, что споры по мирному договору с
Италией не имеют плкакого отношения к
Международному суду и должны раесмат-
риваться послами четырех держав в по-
рядке, предусмотренном статьей 75-й про-
екта договора. .

Международный суд, говорил Вышин-
скии, учрежден не для того, чтобы разре-
шать подобные споры. Но советская деле-
гация против передачи таких споров в
Международный суд еще и потому, что та-
кая передача прелусматривается в обяза-
тельном порядке. Между тем,  Советокий
Союз’ принципиально отвергает

=. т передачу
вопросов в Международный суд в обяза- Ответственный редактор
тельном порядке.  Рещения, выносимые К. (А. МИНИН.
формании- К 4-68-56 и лоб, естья
О по помнит 40. Oven: mantis . по коммут. 79. Отдел кр нской
и ae по коммут. 79, Отдел рабочей молодежи K3-1348 и 106. 10

размере 75 процентов с тем условием, од-
нако, что за Ущерб, причиненный с00ет-

екоте государства,

KH предложила установить компенсацию в
пределах 25 процентов к общей сумме
ущерба. Это предложение было поддержа-
но советской делегацией, поскольку совет
ская делегация вее время’ поддерживала
принцин частичной компенсации и после-
довательно отетаивала его.

пенеации был отклонен.

няла предложение франнузской делегация
0 TOM, что Румыния обязана
компенсацию в размере 75 проц. В даль-
нейшем было поставлено на обсуждение,
а затем голосовалось
предложение делегации США о применении
этого принципа
делегация выразила свое согласие только
с одним из пунктов этого предложения,
внеся в него уточняющую поправку. Про-
тив других пунктов предложения США
советская делегация выдвинула убедитель-
ные возражения.

предложение получило 9 голосов против 5.
Это означает, что оно не собрало °/з голо-
сов, необходимых для принятия его в ка-

ра
прений незначительным большинством OH-
ло принято предложение греческой делега-
ции о запрещении для Болгарии иметь то?-
пезные катера. Это предложение также пе

бы считаться рекомендацией комисеия.

совет   Италии при обсуждении предложения деле-

венности 0б’единенных наций и их траЕ-
дан в Италин. советокий

некоторой своей части противоречит сотла-
<ованному решению Совета министров. 0н
отметил, что пункт о предоставлении rpaik-
ланам 0б’единенных наций «справедливо

такого рода предложения на расемотрение

Международным судом, продолжал Вышин-
ский, должны иметь обязательную еилу;
HO само обращение .к суду должно быть ис
ключительно факультативным,  добровотья
ным. Советское цоавительство настаивая
ет на добровольной подсудности Междуна=
родному суду. Это предусмотрено и уста-
вом организация 0б’единенных наций, под-
иисанным Советским С0ю30м.

Вышинекий наномнил неоднократные
выступления представителей США на Мир-
ной конференции, не раз ссылавшихея нё
то, что внесенное предложение паотивотеч
чит практике конгресса США и американ
скому законодательству, и поэтому не мо
жет быть принято. В данном елучае совете
ская делегация находится в таком же по-
ложении, так как предложение, внесенное
делегациями эллкобритании, США и
Франции, противоречит всем приниятам,
которыми руководствуется советское пра-
вительетво.

Несмотря на веские аргументы, привез
денные советской.. делегацией, комиссия
приняла англо-франко-американский техет
76-й статьи 14-ю голосами против 6-ти
голосов.

2k
*

В экономической комиссии” для Балкан
и Финляндии продолжалось обсуждение
вопроса о компенсации за ущерб, нанесен-
ный <обственности 06’единенных наций в
их граждан в Румынии.

Как и в экономической комиссии лия
Италии, здесь столкнулиеь различные точ-
ки зрения. Великобритания требовала
полной компенсапии, Франция выдвинула
предложение о выплате компенсации в

венности 0б’единенных наций в результа-
те «особых мероприятий» бывшего враже-
компенсация должна
быть выплачена полностью.

Делегация Соединенных Штатов Амеря-

При ролосовании принцип полной ком-
9-ю голосами против 4-х комиссия при-

выплатить

пункт за пунктом

компенсации. Советская

В результате голосования американской

честве рекомендации. Заявление, еделан-
ное по этому поводу совелеким делегатом,
было нриобщено к протоколу.

as

Военная комиссия продолжала сегодня
обсуждение статей проекта мирного хогово-
с Болгарией. После продолжительных

волучило достаточного чиела голосов, что

ek
*

Вчера в экономической комиссии для
гаций США, Великобритании и Франции o
компенсации за. ущерб, нанесенный  собет-

представитель
Арутюнян указал, что это предложение в

режима в отношении распределения сырья
и иностранных девиз» был единогласно от-
клонен в <в0е время Советом министров и,
следовательно. делегации США, Великобри-
тании и Францаи не имеют права, вносять

комиссии.

Сегодня в начале заседания представи-
тели США, Великобритании и Франция
заявили, что после проверки фактов они
убедились, что советский представитель
вчера был прав, так как действительно
внесенное ими предложение было отклоне-
но Советом министров. Они заявили, что
снимают соответствующий пункт евоего
предложения.

После обсуждения всех пунктов 68-Й
статьи проекта мирного договора предее-
датель комиссии предложил проголосовать
статью в целом. Советский предетавитель
Арутюнян указал, что статья в целом в
может быть проголосована, так, как по 01-
ному из параграфов, а именно по вопреу
в компенсации, решение комиссии нельзя
рассматривать в качестве  рекомендапии,
поскольку это предложение не получило
требуемых 2/. голосов.

миссия согласилась е точкой зрения
советского делегата и решила, чо 10
статье 68-й пленарному заседанию конфе-
ренции будут представлены различные
точки зрения.

ХРОНИКА
Президиум Верховного Совета СССР яз-

значил тов. Зарубина Георгия Николаевича
Чрезвычайным и Полномочным Посл
COCP в Велякобритании и освободил его
от обязанностей Чрезвычайно и Полно
мочного Посла СОСР в Канаде,

М №

м