Четверг, 3 октября 1946 г., № 120 (659)

Ne в
а eee

И Старые ошибки

И в новом учебном году

Больше внимания физической подготовке школьников

} прошлом учебном году качество физи-
Чекой Подготовки во многих семилетних и
фених школах Москвы и области было не-

В
БУ.
бы
a Mo.

и военной подготовки девушек 8-х-—10-х
кладов преподаванию физической подго-
товки будет уделяться еще больше внима-

aan ea) wa agp Преподаваию физ-   ния. Это знаменует собой новый — этан
уиьтуры сплошь и рядом  поручалось   в деле физического воспитания школьни-
Bi A ras ее as tore MH   Pex opranasnt Hapormoro образования п ко-
{ щих методических разработок. митетами по делам физической культуры и
(ayy.   В Московском городоком и областном от-   Порта. Одни недостаток квалифициро-
‘gy   2х народного образования не могли не   Ванных преподавателей для пикол резко ска-
цать, как пагубно отражалось кустарни-   Залея на качестве уроков физической пол-
 , gy тво ва постановке физического воспита-   ГОТовки с первых же дней нового учебного
Оу ° шшя школьников. Но в этих отделах. упорно   Года.
{г вигали решение всех больных — вопро- Во многих школах Москвы и области ру-
ум а 2610. А что получилось? ководителями физического воспитания эста-
“i lo решению Мособлисполюома для пре-   ТИСЬ бывиьие военруки, в большинстве ©во-
, в  авателей начальных школ нужно было    Не получивигие за лето никаких методи-
т летний период организовать во всех рай-   СКИХ навыков в преподавании физкуль-
4.   шах области семинары по вопросам препо-   ТУРЫ
Ot звания физической культуры. Но семина- В силу этих причин в 50-й школе Фрун-
38}. ры прошли только в 18 районах. Областно-   З2Н®кого района и в ряде других уроки ®из-
мн ууотделу народного образования предетояло культуры подменялиеь военным делом. В
И-  чирже создать в начале лета, на базе Коло-   505-й школе Куйбышевского района для
‘1   ивокого педагогического училища, шести-   ШКольников первого класса рекомендуются
№  зеячные курсы преподавателей физкуль   ИТРы, предусмотренные программой для
  туры. На «курсы». если их можно так   А Клаесов. При проверке школ Сернухов-
‘в ` вавать, приехало лишь восемь  чело-   КОГО района, Московокой области, оказа-
Me ee ep crannies Орехово-Зуеве на   1065, ЧТо более половины преподавателей
ь № пухнедельных курсах обучалось 123   Физической культуры вышли на первые
ту. человека вместо 600. уроки совершенно неподготовленными.
тих Может быть работники отдела не могли сы к Москововий городской отдел
аравиться © подготовкой к новому учебно- _ Образования полностью не обес-
‘aye   W TORY потому. что летом им пришлось io uk te Oe а
1. Мом заниматься внешкольной спортивной пе en TED TEARS yO
Oe   1900100, сильно хромавшей зимой и вес- i) ne
у. №0? Факты говорят как раз о другом. Де- А между тем острая нехватка в шко-
ши 9 в Подольске городская комсомольская   1аХ учебных материалов и методических
am   Итанизация проявила замечательную ини- разработок приводит к вредному кустар-
пам   ИИативу, организовав соревнование детектих И. Шиколам Ченинградекого райо-
mye   футбольных команд улиц. Уж кому, как не   98 ма зади для занятий © учащи-
oom   Отанам народного образования, следовало   МИСЯ -х—Т-х классов программу райво-
ay.   Омержать и распрострамить этот почин.   НКоМата, в которой предлагались упраж-
Ничего подобного, к сожалению. не про-   НИЯ, явню непосильные для школьников.
ce   ВОШло. В Раменском по вине работников   В Ней, например, рекомендуется заниматься
ране.    ела народного образования были факти-   ПРЫЖКами или оегом в течение целого уро-
ronrg   CRM сорваны соревнования школьников   ®а---
ежи,   № плаванию, в Малаховке на областных В текущем учебном году в школах бу-
про. соревнованиях по легкой атлетике учаетво-   дут создаваться евои спортивные коллек-
зу   №20 всего лишь $2 школьника. Даже   ТИВЫ. Это оживит вненикольную физкуль-
г.  РВоенные годы никотда не было столь ми-   Турную фаботу, номожет воспитанию  мо-
зерном количества участников таких ¢co-   лодых спортеменов. Но факты свидетель-
ray   №нований. ствуют о том, что и к этому ‘важному
eae Ничего серъезного не было сделано за ОИ a ee О о
; 00   220 и в Московском городеком отделе на- ee ee
алах   ролного образования. — Здесь огрантчалиеь оивгеных тренеров из спортивных обществ
К р столицы в городском отделе народного обра-
Ya   TeIBKO сбором военруков, проведенным по   зования и ite В
0   линии райвоенкоматов, а о переподготовке ео tod
Mad   хотя бы части преподавателей физкутьту- На-днях Всесоюзный комитет по делам
ры не подумали. Все надежды заведующий   ФИЗКУЛЬТУры и спорта вынес снепиаль-
Ha   менно-физкультурным отделом тов. Нале-   №08 решение но вопросам физической под-
лее   хин возлагал почему-то на студентов педа-   ГОТоВки в семилетних и средних школах.
уры, тогического физкультурного училища, Это решение обязывает местные коми-
иувый выпуск которого, — кстати говоря,   теты по делам физкультуры и спорта по-
етов   будет только через год. Городекой отдел   мочь отделам народного образования в
110-   народного образования не удосужилея да-   подборе руководителей и преподавателей

10-4 дать заявку в комитет по делам

“из-

физической подготовки ‘и организации за-

культуры и спорта при Мосториеполкеме на   нятий по повышению их квалификации.

ло
(Ob

OB,

coll
М.

Py HOVOXO LH MOG

количество преподавателей

физкультуры.

С такими печальными итогами прильжи к
началу нового учебного года Московокий
городской и областной отделы народного 96-

разования. В результате в Москве недоста-

ет для школ 232 преподавателя физиче-
CkOH подготовки, в области — около 170.

Руководители физкультурных ортанизаний
должны будут уделить 960606 внимание
жизни Тикольных спортивных коллекти-
вов, помочь им оборудовать гимнастиче-
ские залы и спортивные площадки.

Но чтобы было выполнено это реше-
ние, чтобы физкультурные организации
оказали школам нужную помощь, город-

Аспирантка Всесоюзного научно-ис-
следовательского института стекла
3. Горшкова сейчас работает над по-
лучением закаленных стекол, которые
найдут широкое применение в граж-
данском строительстве и промышлен-
ности.

На снимке: 3. Горшкова определя-
ет стелень закалки стекла при помо-
ща полярископа,

Фото И. Егорова.

РЕВАНШ
МОСКВИЧЕЙ

«Торпедо» (Москва) —
«Динамо» (Тбилиси) 4:3

Команда тбилисского «Динамо» не раз
была грозным претендентом на звание
чемпиона страны по футболу, но лишь
вторые места в 1939 и 1940 гг. были
наивыешим ее успехом за все время розы-
грыша первенства.

Достаточно было южанам сыграть но-
завчера против «Торпедо» хотя бы вничью,
чтобы их команда заняла вновь почетное
второе место ‘в таблице лучших команд
страны. Г

Отлично физически подготовленные,
тбилисцы с первой же минуты бросаются
в атаку. Ворота москвичей то и дело в
опасности, и лишь отличная игра Аки-
мова, хладнокровие, опыт и точный pac-
чет защитных линий  торпедовцев не по-
зволяют противнику открыть счет. Так
продолжается 10—12 минут. Вскоре, од-
нако, картина’ меняется. Точно разгадав
замысел динамовцев навязать почти
предельный в такую погоду темп, открыть
на первых же минутах счет, сломить во-
лю к победе торпедовцы  противопо-
ставляют им свою тактику. Они ведут
игру мелкими, не сильными, но точными
передачами. Болышинство комбинаций мо-
сквичей приводит к острым схваткам У
ворот тбилисцев, и в конце концов завер-
шаются первым голом.

Тбилисцы
во втором

не могут
таймз

перестроиться и
и, играя попрежнему

длинными передачами, стараются во что бы!
то ни стало вывести Пайчадзе на прорыв..

Это им не удается, и тактическое ‘пре-
имущество москвичей вновь дает свои
результаты. В середине второй половины.
игры Г. Жарков, а затем Пономарев за-
бивают два гола. 4

Счет 3:0 в пользу «Торпедо». Кажется,
исход ‹агры ясен. Но в истории розыгры-
ша первенства страны по футболу были
случаи, когда почти невозможное стано-
вилось возможным. В 1939 году в матче
против ЦЛКА, где также решалась участь
второго места, ‚тбилисцы проигрывали co
счетом 1:4. Однако они нашли в себе си-
лы, сломили сопротивление противника и
провели один за другим в ворота армей-
ских футболистов 4 мяча! Счет 5:4, и
второе место было заслуженной победой
тбилисцев.

И на этот раз, когда до конца матча
оставались считанные минуты, тбилисцы
продемонстрировали исключительную  во-
лю к победе. Удачно перестроивиись, они
забили в ворота «Торпедо» три мяча. А
потом допустили ошибку, ослабив защиту
ворст. Четвертый мяч, забитый футболн-
стами «Торпедо» за несколько секунд до
конца игры, лишил тбилисцев второго
места.

Москвичи взяли реванш за поражение,
нанесенное им тбалисцами в первом круге,
и установили своеобразный рекорд, набрав
8 очков из 12 возможных у команд, зани-
мающих три первых места.

А между тем требования к физическому   кой и областной отделы народного обра-
воспитанию школьников в новом учебном   зования должны сами проявлять больше
тоду значительно повысились. После отме-   настойчивости и инициативы.
ны военного обучения в 5-х— 7-х клаесах Б. ПАСХИН.

Спортивная хроника
% Более двух тысяч ди-  одержал Бекетов. Победи-   ская команда Института
намовцев Москвы участво-   телем на 3-километровой иностранных языков Со-
вало в финале традицион-   дистанции вышел Петров.   ветской Армии. Мужская
ного кросса имени СЛ. П.   Все участники соревнований   команда общества «Кры-
Берия. Список  чемпионов-   показали хорошую физиче-   лья Советов», состав-
победителей кросса попол-   скую и спортивную подго-   ленная из гребцов  вто-
нился в этом году новыми   товку. рого разряда, победила
   Именами. Бег на 500 метров yk На Москве-реке С0-   команду мастеров — своего
за впервые выиграла ‘молодая   стоялись соревнования п9   же общества. б6-километро-
5  Спортсменка Семенова. 1000   гребле Ha приз журнала зую, дистанкию ’ комаида-
р метров закончила первой   «Физкультура и спорт». idtemtienanax einai
Новоселова. У мужчин на   Гонку на 4 километра Ha д Ц законч

этой дистанции победу   клинкерах выиграла жен-   за 21 минуту 28,6 секунды.
ua

Создать произведения, достойные
сталинской эпохи

30 сентября Комитет по делам искусств
ma Совете Министров СССР и прав-
ление Союза советских писателей CCCP
созвали в Малом театре  общегородское
©брание работников московских театров,
драматургов и театральных критиков, 19-
священное обсуждению постановления ЦЬ
ВКП(б) «О репертуаре драматических те-
атров и мерах по его улучшению».

С докладом выступил председатель №0-

*

Ha собрании работников
московских театров,
драматургов и критиков
*

ставили пьесы, прививавшие зрителю
полилые, безидейные, обывательские BRY-
сы, низкопоклонетво перед буржуазной

°

митета по делам искусств при Совете культурой.
  Министров CCCP тов. М. Б. Храпченко.   Отдельно тов. Хранченко остановился
  Он подверг резкой критике работу Коми-  нз работе драматургов. Многие пьесы
тета по делам искусств, который допустил страдают надуманностью и ехематич-

проникновение в репертуар театров ряда
безидейных, пошлых,  малохудожествен-
ных цьес. Комитет слабо боролся за 603-
дание полноценных драматических произ-
ведений советских авторов на современные
темы. В результате беспринцитноети и
тиберализма репертуар театров оказался
засхоренным вредными пьесами. Особо до-
владчик остановился на крупнейших не-
дочетах в работе ведущих московских те-
атров.

Некоторые театры, не учитывая, а по-
Юй игнорируя возроешие запросы трудя-
Щихся, всячески добивались включения в
репертуар пьес; которые были бы «выиг-
фышными» для отдельных артистов-
премьеров, и совершенно не заботились 0б
общей идейной направленности COBETCKOLO
искусства. Тов. Храпченко привел приме-
ры из практики работы театров: Малого,
им. Вахтангова, Московского театра дра-
мы и других, лопустивитих в своеи TBOD-
ческой жизни грубейпшгие оптибки, не про-
явивитих никакой инициативы в создании
полноценных спектаклей на современные
темы, которые отвечали бы задачам ком-
мунистического воспитания. Наоборот, они

ностью образов, дурным сочинительством..
Некоторые из них носят спекулятивный
характер.

Говоря о задачах, стоящих перед ис-
кусством в свете решений ЦК ВКП(б),
тов. Храпченко подчеркнул, что тезтраль-
ные деятели, призванные воспитывать
массы, сами в идейном отношении долж-
ны быть на большой высоте, обладать не-
обхолимым политическим чутьем.

Перечислив конкретные меры, которые
следует принять для быстрейшего осуще-
слвления исторических решений
ВКП(б), тов. Храпченко призвал всех ра-
ботников искусств и драматургов к на-
пряженному творческому труду, к полно-
му овладению большевистскими идеями,
которые являются краеугольным камнем
всей работы в области театрального ис-
кусства.

По доклалу развернулись оживленные
прения, в Которых приняли участие ди-
ректора и художественные руководители
театров, артисты, драматурги. Они вскры-
ли крупнейшие недостатки в работе те-
атров и в руководстве ими CO стороны
Комитета по делам искусств.

С болыним вниманием была выслушана
речь генерального секретаря Союза. совет-
ских писателей тов. А. А. Фадеева. Он
товорил о проявлениях рутинности в ис-
кусстве, о слабости драматургии и теат-
ра, не умеющих из-за  оторванности от
народа показать современного советского
человека. Тов. Фадеев подверг резкой
критике выступление в прениях режисее-
ра А. Дикого, защищавиетю  отвлеченно-
эстетические взгляды, глубоко чуждые с9-
ветокому искусству. В заключение тов.
Фадеев призвал собравигихея к созданию
произведений искусства, которые были бы
признаны и любимы  советоким народом,
которые выражали бы его лучтие думы
и чаяния.

С речами выступили также тт. Плятт,
Завадский, Михооле, Таиров, Шаповалов,
Силантьев, Вишневский и другие.

Собрание осудило выступление предета-
вителя театра имени Вахтангова артиста
Горюнова, показавшее, чтю театр не понял
смысла решений ЦА ВАПб), не осознал
своих ошибок. Обратила на себя внима-
ние странная позиция МХАТ, не делеги-
ровавиего на общетгородское собрание сво-
их представителей для активного участия
в обсуждении важнейших вопросов жизни
театра. Это отметил и осудил в своем
заключительном слове тов. Храпченко.

Собрание единодушно приняло развер-
нутое решение, в котором намечен кон-
кретный план работы, направленной на
скорейшую реализацию постановления ЦИ
ВКП(б). Работники искусств обязуются
приложить все свои творческие усилия,
чтобы создать произведения, достойные
сталинской эпохи.

(ТАСС).

московском
КОМСОМОЛЕЦ

Па Парижской

ПАРИЖ, 1 октября. (Спецкорр. ТАСС).
Поскольку работа комитета по статуту Сво-
бодной Территории Триест закончена, ожи-
далось, что комиесия по политическим и
территориальным вопросам для Италии
приступит сегодня в обсуждению его до-
клада. Однако на вечернем заседании ко-
миссию делегации Великобритании и США
неожиданно предприняли один из тех обход-
ных маневров, которые   так часто приме-
няются ими на Парижской Конференции.

Председатель комиссин Игелянд (Южно-
Африканский Союз) предложил не приету-
пать в обсуждению вопроса о-статуте, a
обсудить предложение делегапии США к
статье 16 проекта мирного договора, каха-
ющейся Свободной Территории Триест. Та-
кая процедура была принята 10-ю голоса-
ми против 6 при 4-х воздержавигихся.

Так, в порядок дня было включено пред-
ложение делегации США к статье 16 проек-
та мирного договора. Вю вступленяя к это-
му документу американская делегация со-
чла необходимым подчеркнуть, что он яв-`
ляется не поправкой и не новым предложе-
нием, а «просто документом, осуществляю -

щим (7!) решения Совета министров». Вне-
сение этого предложения понадобилось,
якобы, лишь для лучшего «оформления»

статьи договора.

Именно так представлял предложение де-
легапии США и американский делегат ее-
натор Коннэли. Он подчеркивал, что деле-
гащия США хотела лишь получше «отре-
зактировать» 16-ю статью проекта мирно-
го договора. Коннэли умолчал, что амери-
канский документ является, по сути дела.
совершенно новым предложением, опроки-
дывающим решения (Совета министров ино-
странных дел по вопросу о Тряесте. Пол

видом «редакционного оформления» авторы
этого документа еше раз попытались по-
вернуть вопросе о Триесте в сторону от
пути, намеченного‘ согласованным решени-
ем Совета министров.

Делегат Великобритании Джебб тут же
выетупил с поддержкой предложения деле-
гации США, предложив к нему совершенно
не существенную редакционную гпопразку.

Протав этого предложения выступили
делегаты Польши н Югославии. Предетави-
тель Югославии Вильфан указал. в чает-
ности, что американское предложение в
корню противоречит проекту мирного дого-
вора © Италией. Он отметил, что в этом
редложении. с одной стороны. отеутет-
вуют важнейшие пряннипиальные положе-
ния, содержавшиеся в согласовавном проек-
те мирного договора. предложенном Сове-
том министров. а с другой стофоны, имеет-
ся He мало новых положений. ушщемляю-
щих демократические
Триеста.

‚Велет за тем слово взял представитель
делегации CCCP Вышинекий, который
вскрыл сушество нового англо-американ-
ого маневра в вопросе о Трлесте. Вышин-
ский нзлюмнил, что американская деле-
гация в предисловии к своему зокументу
говорит, что она хотела лишь лать «юри-
дические рамки» для решения Совета ми-
нистров иностранных дел. изложенного в
статье 16 проекта марного договора. Ho
это могла бы сделать и юриличеекая ко-
мисеия. Для нас же. сказал Вышинский.
зажнее всего решить по существу вонро-
сы серьезного политического значения.

Вышинский указал, что политические
пели, которые преслеловало решение Co-
вета. министров иностранных дел. упуше-
ны из виду американской делегацией. «Я
обращаю ваше внимание на то. что в аме-
риканском предложении совершенно. отеут-
ствуют важные принципиальные вопросы.
изложенные в статье 16-й. — сказал он.—
Я спрашиваю американскую делегацию.
почему опущено указание на то. что гу-
бернатор назначается Советом безопаезостя
после консультации с Югославией и Ита-
лией? Где в американском предложенни
сказано, что законодательная и иснолни-
тельная власть устанавливается на лемо-
кратических началах, включая вееобтее
избирательное право? Где говорится о пра-
вах. населения, которые должны быть 0бес-
печены” на Свободной Территории Триест
— 0 правах человека в отношении рели-
гии, языка, свободы печати. школ и т. л.?
В, американском предложении 060 всем
этом не сказано ни слова, хотя Совет ми-
нистров дал на этот счет совершенно точ-
ные и ясные указания. Правда, в амери-
канском предложении содержится ссылка
на какие-то приложения, но приложений
этих нет, мы их не видим».

‘Советский делегат констатировал. что. в
американском предложении совершенно от-
сутствует то, что Совет министров ино-
странных дел признал в качестве прянци-
пиальной основы будущего статута Свобод-
ной Территории Триест. «Еели мы не
утвердим этих принципиальных основ. то
будет совершенно неизвестно — как лол-
жен строиться статут, — сказал Вышин-

права населения

ирной конференция

ский.—Меня не удивило бы, если бы такое
предложеняе было внесено какой-либо дру-
гой делегацией, но мне странно, что это
делает делегация США, которая, по край-
ней мере, морально связана решениями
Совета министров иностранных лел и кото-
рая должна неети какие-то моральные обя-
зательства, защищать принцины, которые
выражены в решении Совета министров».

Напомнив 0 том, что в американском
предложении, с одной стороны, введено то,
чего нет в решении Совета министров, а, ©
другой стороны, исключено то, что имеет-
ся в атом решении, Выпгинекий указал, что
В данном случае повторяется тактика, ко-
торую делегация США неуклонно приме-
няет в тех случаях, когла это кажется ей
выгодным или удобным. Под видом нового
предложения, якобы дополняющеге согла-
сованные решения, ломаются эти согла-
сованные решения, вносится то, что не бы-
ло согласовано и Что находится в противо-
речии с моральными обязательствами,
взятыми на себя четырьмя министрами
иностранных дел.

«Возьмите, например, пункт 1 американ-
ского предложения, — говорит Выпин-
ский. — Здесь сказано, что 0б`еданенные
нации будут принимать определенные ме-
ры для осуществления гарантий, лаваемых
Свободной Территории Триест Советом
безопасности. Это нечто иное по сравне-
HHI © тем, что было записано в статье
16-й, предложенной Советом министров.
Там говоритея лишь о том. что Совет без-
опасности обеспечивает целостность и не-
зависимость Свободной Территории Три-
ест. Ясно, что когда Совет безопасности
обеспечивает целостность и незавиенмость
Свободной Территории, то в известных слу-
чаях оп должен принимать какие-то меры.
Но почему змериканокой делегацли потре-
бовалось сделать здесь особые указания на
эти необхомимые меры? Да потому, что под
этими «необходимыми мерами» скрывает-
ся нечто. не имеющее ничего общего с
обеспечением целостности и независимости
Свободной Территория Приеест».

Напомнив © том, что американская деле-
гация не дала ответа на заланный на о1-
ном из предыдущих заседаний компесий
В. М. Молотовым вопрос о том. что озна-
чают «особые средства», которые будут
применяться губернатором Свободной Тер-
puropin Триест. Вышинекий нрололжал:
«Под видом, казалось бы. невянного лобав-
ления одной фразы о том, что Совет без.
опасности бут принимать необходимые
меры, вводится то, что должно вызвать на-
стороженное отношение к себе. Напомню.
что существует проект английской делега-
ЦИИ © Так называемом временном режиме,
где откровенно говорится % том, что будут
представлять собой эти «необходимые ме-
ры». Они сводятел к тому, что губернатор
будет располагать воечными контингевта-
ми, предоставленными в его распоряже-
ние Великобританией и США, что он будет
иметь право об’являть осадное положение,
что командующие войсками будут содер-
жать на этой Свободной Территории odopo-
нительные укрепления, ‘сооружения и бу-
дут проводить «различные упражнения».
Пе слишком ли этого много для Свободней
Территории Триест? Укрепления.  соору-
жения, да еше военные «упражнения»!
Мне кажется. что это чересчур много.

Предложение американской делегации
дополняется англичанами в том докумен-
те, который они представили со своей
стороны. В результате американского и
английского документов от проекта Сове-
та министров иностранных лел остаются
одни роже да ножкн. Под видом «редак-
ционного офориления», попыток придать
вопросу «юридические рамки» и «лучшую
форму» выбрасываются вее наиболее важ-
ные и принципиальные решения Совета
министров. Под сурдинку вводятся новые
моменты, представляющие новую картину,
для которой рамки проекта мирного до-
товора совершенно не годятся.

Нечего прикрывать ссылками на «юри-
дическое оформление» новое и при том
несправедливое решение политических
задач. Американское предложение  уста-
навливает новые принципы, на которых,
по мнению делегации США. должен быть
построен статут Свободной Территории.
Согласно этому предложению. губернатору
отводится роль, которая не соответствует
принципам демократизма. От политической
комиссии требуется политическая оценка
предложений, внесенных Советом мини-
тров иностранных  лел. Американское
предложение не лает такой оценки: оно
ставит себе совершенно другие задачи.

Мы не выйдем из заколдованнаго круга,
в который попали, прежде, чем расемотрим
принципиальные вопросы, связанные хо
статутом Свободной Территории Триест.
Поэтому советская делегалия настанвает на
том, чтобы вопросы, поставленные телега-
цией СИТА, больше не обсуждались без то-
го, чтобы не обсудить проект статута. Мы

Новый англо-америванский маневр в вопросе о Триесте

предлагаем перейти к обсужлению проекта
статута Свободной Территории и после
этого принять решение относительно аме-
риканских или других поправок. которые
могут быть внесены в связи © этим проек-
том».

*

Носле выступления Выптинского, наглях>
но показавшего, что американское предло-
жение представляет собой замаскированную
попытку ревизии решения Совета минист-
ров иностранных дел, слово взял представи”
тель Франции Кув де Мюрвиль, который
поддержал предложение Вышинского. хотя
и попытался несколько сглалить еозлавше-
еся неловкое положение. Он прелложил на-
чать дискуссию об... общих принципах
статьи 16-й проекта мирного договора, хотя
такая общая дискуссия уже была проведе-
на в комиссии и возобновлять ег не было
никакого смысла.

Затем снова выступил сенатор Коннели
(США). Пытаясь оправдаться, он неречис-
дял отдельные пункты американского пред-
ложения, стремясь показать, что они, яко-
бы, не противоречат согласованному  ре-
пению Совета министров. Слнако возра-
жать против очевидных фактов было невоз-
можно, н Коннэли признал, что сущест-
венные положения, выработанные Советом
министров, американской делегацаей были
опущены. Он пыталея об’яснить это тем,
что указанные положения якобы были вы-
работаны лчшь для того, чтобы ими «влох-
новлялась» выработка статута Свободной
Территории Триест.

Значительно  откровеннее высказался
представитель Великобритании Лжебб. «С
тех пор, как была согласована 16-я
статья, — сказал Лжебб. — много воды
утекло, и сейчас налицо резкое расхожде-
ние между членами Совета министров от-
носительно того, как применить и развить
принципы, содержащиеся в этой статье.
Конечно. мы должны поддерживать эту
статью, но я не вижу, почему Hato
одобрить ее сейчас в том виде, в каком
она принята Советом министров иностран-
ных дел, — это свяжет нас завтра при
обсуждении проекта статуть Свободной
Территории Триест».

Таким образом, Лжебб прямо признал,
что его больше устроило бы, если бы ко-
миссия проголосовала не за статью 16-ю
проекта мирного договора в редакции
Совета министров, а за американское
предложение, которое опускает важней-
шие положения этой статьи. Коль скоро
стало ясно, что американское предложе-
ние вряд ли соберет большинетво голосов.
Джебб предложил отложить голосование
статьи 16-й до того, как комиссия 00-
судит проект статута Свободной Террито-
рии Триест. Он сделал при этом весьма
странное заявление 0 том, что не видит
смысла в том, чтобы конференция феко-
мендовала Совету министров иностранных
дел принять те статья, которые формули-
ровал сам Совет министров.

Выступивший вторично А. Я. Вышин-
ский. отвечая сенатору Коннэли, пъивел
ряд убедительных примеров, показываю-
щих, как резко расходятся прелложения
американской делегации с согласованными
решениями Совета министров иностранных
дел. Он указал, в частности. что в пунк-
те 4-м этого предложения говорится о ве-
коем временном статуте Своботной Терри-
тории; Совет министров иностранных дел
не предлагал никакого временного стату-
та. В приложении к этому пункту говорит-
ся, что статут должен быть введен по ре-
комендации губернатора: в ременлях Со-
вета министров нет и намека на такую ре-
комендацию. Американская лелегапия 10е1-
лагает, чтобы лицо, проживающее на Сво-
бодной Территории Триест, становилось
гражданином этой территофии ляшь через
гол после вступления в силу статута: и
этот пункт находится в полном противоре-
чии с решениями Совета министров.

Касаясь выступления Лжебба. Вышиян-
СЕЙ сказал: «Г-н Джебб говорит — зачем
мы должны утверждать решенае Света
министров, алресуя его самому Совету ми-
нистров. — Но я спрашиваю вас — зачем
же вы утвердили многие тругие статьи
проекта мирного логовора? Почему же вы
не хотите утвердить 16-ю статью? Вы де-
лаете неудачную попытку нарушить cor-
ласованное решение пол предлогом знасе-
ния поправок к согласованной статье. Тем
самым вы нарушаете обязательства, кото-
рые мы добровольно приняли друг перед
другом в нашей работе».

Вюмиссия приняла решение прекратить
обсуждение американского предложения и
закрыть заседание с тем, чтобы завтра при-
ступить к обсуждению доклада комитета по
статуту Триеста. Таким образом, зевый
англо-американский маневр в вопроее ®
Триесте, преследовавший пель — поколе-
бать согласованное решение Совета мини-
стров накануне обсуждения статута Сво-
болной Территории, — потерпел неудачу.

a ‚ Борьба вокруг проблемы Триеста

ПАРИЖ. 2 октября. (Снен. корр. ТАСС).
Сегодняшнее заседание комиссии по но-
литическим и территориальным вопросам
для Италии было посвящено обсуждению
доклада комитета по статуту Свободной
Территории Триест.

_В докладе комитета говорится о «корен»
ных расхождениях в толковании и осуще-
ствлении» претложения Совета министров
относительно характера Свободной Терри-
тории Триест, положения и роли губерна-
тора, положения и роли законодательной
и исполнительной власти Свободной Тер-
риторий. :

Жомитет по статуту не емог представить
сотласованного проекта статута и лишь
зафиксировал разногласия между двумя
противоположными точками зрения, на-
шедшими отражение в его работе.

С изложением позиции югославской деле-
тации выступил Пьяде. Он заявил, что в
соответствии © принципами, принятыми
Советом министров иностранных дел, Сво-
бодная Территория Триест должна получить
демократический статут. Население Трие-
ста не может понять, почему ему навязы-
вают колониальный режим, оно не хочет,
чтобы его тород был превращен в антло-
американскую военную базу и кондоминиум

двух  антгло-сакеонеких держав, как это
предлагают делегации США и Великобрита-
ни. Эти делегации желают воздвигнуть
железную стену между Овоболной Террито-
рией Триест и Югославией, отвергая даже
экономические связи между ними.

Ютославская делегация считает, что
следует обсудить лишь наиболее важные
решения Совета министров иностранных
дел с тем, чтобы предоставить выработку
статута дальнейшему. ‘Совет министров
сможет передать выработанный им проект
статута на утверждение Совета Безопаено-
сти. Вся эта работа не может проходить без
теонейшего сотрудничества © Ютославией,
жизненно заинтересованной в разрешении
проблемы Триеста. Если Туиесту дадут ста-
тут, который не будет носить демократи-
ческого характера, заявил Льяде. Ютослав-
ская делегация не сможет дать свое сог-
тасие на такой статут.

Представитель Польши Виневич также
предложил. чтобы конференция рекомендо-
вала Совету миниетров иностранных дел

пересмотреть проблемы статута Свободной
Территории Триест. организации временного
режима и статута своботното порта Триест
в свете тех работ, которые были проведе-
ны комиссией по политическим и терри-
ториальным вопросам для Италии и, 960-
бенно, комитетом по статуту Триеста.

Делегат Франции Кув де Мюрвиль прел-
ложил принять за основу дискуссии фран-
пузские предложения, которые тут же
были розданы членам комиссии. Кув ле
Мюрвиль подал эти предложения как «ком-
промисоные». Однако при ближайшем озна-
комлении © ними выяснилось. что эти
предложения в том виде, в каком они сей-
Час представлены, являются лишь повто-
рением в несколько замаскированном виде
основных принципов американского, ан-
глийского и французского проектов ста-
тута, находящихея в резком противоре-
чии C проектом мирного лотовора, прел-
ставленным Советом министров иностран-
ных дел.

(Окончание на 4-й стр.).